Научная статья на тему 'Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)'

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
354
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия)»

НАЦИОНАЛЬНЫ—О

^ШШШЯШШШШ

А. Л. Габышева

в <

Ася Львовна Габышева,

генеральный директор Государственного музейного худож ественного комплекса «Национальный худож ественныш музей Республики Саха (Якутия)».

Ист ория возникновения

Когда размышляешь о судьбе коллекций Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), с глубокой благодарностью вспоминаешь поколение людей начала ХХ в., стоявших у его истоков. Год основания музея - 1928 - это время бурных перемен, увлечения новизной, пафоса созидания, неизбывных тревог и драм человеческих судеб... Не будем касаться сокровенной сферы отношений, стремительной смены жизненных ориентиров поколения, шедшего к намеченной цели особыми, не похожими ни на чьи другие путями, но воздадим им должное за мечту, за дерзостную мысль строительства «Храма искусств» на вечной мерзлоте.

Идея открытия картинной галереи в Якутске принадлежит научно-исследовательскому обществу «Саха кэскилэ», объединившему энтузиастов-краеведов, художников и исследователей. В 1925 г. общество предложило проект открытия Картинной галереи в Якутске. В 1926 г. была организована выставка изобразительного

искусства, а в 1927 г. вопрос о галерее был рассмотрен правительством Якутской АССР Председатель ЯЦИК СНК ЯАССР М.К. Аммосов через Комиссию Академии наук СССР по изучению производительных сил ЯАССР начал переговоры с музейным отделом Наркомпроса РСФСР о безвозмездной передаче произведений русской и западноевропейской классики в будущую картинную галерею. Комиссия сочла необходимым привлечь к работе по комплектованию музея хранителя Иркутской художественной галереи, живописца Б.И. Лебединского, который увлеченно принялся за сбор и приобретение картин у сибирских художников, а также сам написал для Якутской галереи пейзаж-панно «Река Лена при впадении в нее Алдана» (1928). Примечательно, что на личные пожертвования якутян в коллекцию приобретались произведения с передвижной выставки картин сибирских художников.

Так начиналось рождение будущего художественного музея в республике. Основой собрания музея стали 27 живописных произведений из фондов Государственной Третья-

ковской галереи. Небольшая коллекция представляла подбор характерных образцов русской живописи второй половины XIX - начала XX вв. Эти произведения по своим живописным достоинствам и по значению представленных имен изначально задали высокий качественный уровень формирования коллекции. Кроме работ, переданных Третьяковской галереей, в коллекцию вошли произведения основоположника якутского изобразительного искусства И.В. Попова и картины сибирских художников с первой советской художественной выставки 1926 г. К сожалению, финансовые проблемы на долгие годы отодвинули сам проект создания национальной галереи, но было решено открыть картинный зал при Областном краеведческом музее.

Статус самостоятельного учреждения картинный зал получил в 1946 г и тогда же приказом Управления по делам искусств при СНК ЯАССР он был преобразован в Якутский музей изобразительных искусств. Но еще раньше, в самый тяжелый для культурной и духовной жизни страны период, в сентябре 1943 г. Управление по делам искусств при СНК РСФСР приняло постановление о развитии разных видов искусств в ЯАССР и, в частности, о необходимости открытия художественного музея. Эта идея была реализована при непосредственном участии председателя якутского Союза художников, народного художника Якутии Петра Петровича Романова (1902 - 1952).

Коллекции музея

С самого начала своего пути музей стремился пополнять национальную сокровищницу лучшими произведениями искусства, дающими объективную картину развития художественных процессов в республике, обеспечивать трансляцию культурных ценностей обществу и быть образовательным институтом в широком смысле слова. Сегодня Национальный художественный музей РС(Я) -это крупнейшее художественное собрание на Северо-Востоке Сибири. Он является научно-исследовательским, организационно-методическим центром для всех галерей и музеев художественного профиля на территории республики. Его коллекции имеют высокий

Раздел экспозиции «От ечественное искусство ХХ века».

Куинджи Архип Иванович (1842-1910). «Лунная ночь». Холст , масло.

качественный потенциал и включают в себя разделы якутского, русского и отечественного искусства XVIII -начала XXI вв., зарубежного искусства XVI-XX вв.

Коллекция классического русского искусства, в основном представляющая XIX в., в миниатюре воссоздает картину развития этого периода. Фонды музея располагают подписными подлинниками произведений Тро-пинина, Шишкина, Айвазовского, Левитана, Куинджи, Поленова, Коровина, братьев Маковских, Клодта, Юона, коллекциями изделий из фарфора, изготовленными на знаменитых российских заводах Гарднера, Корнилова, Кузнецова, Попова и др.

Яркой страницей в истории музейного дела в республике стала безвозмездная передача в 1962 г. более 250 произведений западноевропейского искусства XVI-XIX вв. из семейного собрания известного якутского ученого, доктора экономических наук, профессора М.Ф. Га-бышева (1902-1958). В коллекции самими ранними по времени являются две живописные доски XVI в. - «Сон Венеры» нидерландского мастера и «Мадонна с колодцем» неизвестного итальянского художника, композиция которой повторяет (с небольшими изменениями в пейзаже) работу Франчабиджо с тем же названием из галереи в Уффици. Большой интерес представляют четыре итальянских картины: «Натюрморт с фруктами, корзиной винограда и стеклянной вазой с цветами» (первая четверть XVII в.) круга Караваджо; эффектное полотно «Святая Цецилия» Никколо Реньери (ок. 1590-1667 гг.); «Диана и Каллисто» художника второй половины XVII в. (Антонио Беллуччи?); аллегорическая композиция «Кронос открывает Истину» Джованни Баттиста Питтони (1687-1767). Произведения принадлежат к числу тех мастеров, которые, не будучи ведущими живописцами, отразили в своем творчестве различные тенденции развития итальянского искусства своего времени. В коллекции западноевропейской гравюры имеются листы Дюрера, Рембрандта, Остаде, Калло, мастеров других европейских школ, также рисунки, выполненные карандашом, сепией, пером и тушью. Раздел искусства народов Вос-

Леду Жанна Фелиберта (1767-1840). Франция. «Портрет девочки». Холст , масло.

тока представлен свитками Ци-Бай-Ши, творчеством Хокусая, фарфором, мелкой пластикой, японскими нэц-кэ, окимоно, росписью по шелку, перегородчатыми эмалями, резьбой по дереву. Многие произведения из отдела зарубежного искусства входят в золотой фонд музея. Эта часть нашего собрания в начале 2007 г. должна предстать перед зрителями в прекрасном, отреставрированном здании бывшего Якутского уездного казначейства, а ныне - Галерее зарубежного искусства имени профессора М.Ф. Габышева, реставрацию которой ведет известная фирма ООО «В.Р. Шельц».

Самая значительная в музее коллекция - это произведения искусства Якутии XVIII - начала XXI вв. Ее можно по праву отнести к эталонной. Она представляет лучшие произведения, созданные многими поколениями мастеров декоративно-прикладного, народного и изо-

бразительного искусства Республики Саха. Этот мощный духовный пласт несет в себе художественное, философское миропонимание нации и составляет 70% всего собрания. Гордость коллекции - раздел якутской резной кости (промысел, известный с XVIII столетия). Высоким художественным мастерством отличаются произведения мастеров XVIII - XIX вв. по художественной обработке металла, резьбе по дереву, изделиям из бересты, узорочному шитью и бисерной вышивке по меху и ткани, плетению из конского волоса.

Многие люди приняли живое участие в судьбе музея. Сотни произведений поступали от художников, коллекционеров, частных лиц, из хранилищ других музеев, государственных фондов Министерств культуры СССР, РСФСР и ЯАССР, Союзов художников России и Якутии, а также от многочисленных любителей искусства. Новые отделы, органично прираставшие к якутской коллекции, придали музею разноплановый характер, представляя искусство разных времен и народов.

Ежегодно музеем проводится от 40 до 50 стационарных и передвижных выставок. Тематика их разнообразна - от классического искусства до экспериментальных работ современных художников, отражающих новейшие

Амыдаев Николай Данилович. Композиция «Ысыах». 1985. Бивень мамонта, капо-корень, резьба, инкрустация.

художников Голландии (2003), выставка фотографий начала XX в. из личного архива Софьи Толстой музея-заповедника «Ясная Поляна» (2004) и многие другие. Первая из вышеназванных выставок передана американскими друзьями в фонд нашего музея. Незабываемым событием в культурной жизни республики стала выставка из фондов Национального художественного музея «Xудожественное наследие Якутии» в залах Государственной Третьяковской галереи, с изданием красочного альбома-каталога в рамках всероссийского проекта «Золотая карта России». Во время ее открытия (2002 г.) Президент Республики Саха (Якутия) В.А. Штыров и директор Всероссийского объединения «Государственная Третьяковская галерея» В.А. Родионов подписали Соглашение о культурном сотрудничестве, благодаря которому музею была оказана методическая и практическая помощь при реконструкции нового здания.

С 2000 г., совместно с Государственной Третьяковской галереей, Государственным Русским музеем и Фондом содействия развитию культуры и искусства в странах Центральной и Восточной Европы (США), музеем организуются международные семинары и научно-практические конференции под эгидой ЮНЕСКО из

направления художественного творчества. Активно расширяя профессиональные и культурные связи, музей реализует десятки совместных межмузейных программ и проектов, участвует в таких крупных культурных акциях, как ежегодный Всероссийский музейный фестиваль, Международная Биеннале в Красноярске, выставки изобразительного искусства республики в странах дальнего и ближнего зарубежья (Швейцария, 1994; Словения, 2003; Париж, 2005). В залах музея проходят передвижные выставки из России и зарубежных стран. Так, в последние годы проводилась выставка фотоматериалов знаменитой Джезуповской экспедиции начала XX в. Американского музея естественной истории в Нью-Йорке (2001), выставка великих русских художников Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов из Московского международного фонда Рерихов (2003), демонстрировались работы современных

Легенда российского балета Владимир Васильев - гость Национального художественного музея РС(Я).

В Здании бывшего Якут ского уездного казначейства после реставрации разместится Галерея зарубежного искусства им. проф. М.Ф. Габышева.

цикла «Диалог. Музей и общество». Результатами научной деятельности музея являются разработка «Концепции развития музея 1996-2006», выпуск изданий по коллекциям якутского искусства, каталогов выставок, сборников по вопросам музейного дела, красочных альбомов. Многогранная деятельность Национального художественного музея РС(Я), члена Международного совета музеев (ИКОМ) (1998) и Союза музеев России (2001) способствует укреплению исторически сложившегося единства народов многонациональной России.

Фото Валерия Баева.

Примечание: Архивные сведения приводятся по изданию И.А. Потапова «Ст упени творческого роста». - Якутск, 1982.

(Окончание в следующем номере).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.