Научная статья на тему 'Биеннале актуального искусства в Якутске'

Биеннале актуального искусства в Якутске Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
256
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биеннале актуального искусства в Якутске»

БИЕННАЛЕ АКТУАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ЯКУТСКЕ

Татьяна Петровна Тишина,

кандидат искусствоведения, искусствовед, историк искусства, член Союза художников России, член Международной ассоциации искусствоведов (г. Москва), отличник культуры

Республики Саха (Якутия), критик, независимый эксперт

В сентябре 2014 г. в г. Якутске состоялась встреча художников Якутии и других регионов России со своими зарубежными коллегами в рамках III Международной якутской биеннале1 актуального искусства «BY-14». Это уже третья подобная встреча на якутской земле. В этот раз темой художественного осмысления, отображения и выражения являлась вода в трех ее состояниях: твердом, жидком и газообразном. В столицу республики прибыли художники из разных стран (Англии, Алжира, Бразилии, Венесуэлы, Франции, Португалии). В данном мероприятии, которое проводилось на различных площадках (Национальный художественный музей РС(Я), Арт-галерея «Ургэл», озеро Талое и др.) и в разных формах (художест-

Т. П. Тишина

венные выставки, летняя школа, мастер-классы, научно-практическая конференция) приняли участие не только художники, но и архитекторы, дизайнеры, искусствоведы, культурологи, ученые.

Церемония открытия проходила 2 сентября 2014 г. в двух местах. Официальная часть состоялась в здании Национального художественного музея РС(Я), неофициальная - на берегу Талого озера, где трудилась группа дизайнеров, которая так была погружена в свои композиции, что не смогла побывать на официальной части.

Коронным номером открытия биеннале в музее стал перформанс-экшн с поеданием устриц, приготовленных руководителем проекта Элуа Ферия (Франция). Он привез чемодан

Церемония открытия биеннале-2014 на втором этаже Национального художественного музея РС(Я) (г. Якутск, 2 сентября 2014 г.).

Выступает министр культуры и духовного развития РС(Я) А. С. Борисов. Справа: Вера Петрова - куратор выставки

биеннале (лат. bis - дважды + annuus - год) - выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года. Самая известная биеннале - Венецианская -существует с 1895 г Однако есть и другие примеры, например, биеннале Уитни или биеннале в Сан-Паулу. Со второй половины XX века крупные международные выставки (чаще всего в биеннальном формате) становятся основной площадкой презентации современного искусства. По аналогии, триеннале - выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в три года.

Композиция. Лодки из пенопласта на Талом озере

Кулинарный перформанс в разгаре (2 сентября 2014 г.).

Дегустация устриц в фойе второго этажа НХМ РС(Я)

с 12 дюжинами заморского продукта, который имел большой успех у любознательных гурманов. Устрицы - национальный деликатес французов, они водятся только в чистой воде, т.е. являются экологически чистым продуктом. Некоторые вставали в очередь к столу несколько раз... Но мало кто обратил внимание на информационную сторону перформанса. Рядом лежала книга супругов Франсуазы Винсент и Элуа Ферия (Франция), рассказывающая об их участии в уникальном международном экологическом проекте «Путешествие в Антарктиду». Столь необычным способом - перформансом с устрицами -они стремились привлечь внимание общественности разных стран к проблемам изменения климата, глобального потепления на планете, увеличения доли углекислого газа в атмосфере, загрязнения воды, сокращения запасов пресной воды, таяния вечной мерзлоты, которая оказывается не такой уж и вечной.

После устричного перформанса все участники устремились на озеро Талое, где заканчивали свою работу дизайнеры. Уже с горбинки моста, празднично украшенного белыми шарами, открывался живописный вид на зеленую поверхность озера, затянутую ряской, на которой романтично выделялись лодочки из белоснежного пенопласта. Притянутые ко дну грузом они «замерли» в свободном разбросе по водной поверхности озера. На берегу красиво застыли «пропилеи» из сказочных «оленей в яблоках». Неподалеку от них взрослые и дети столпились у Терминатора, вылезающего из канализационного люка. Кто-то усмотрел в этой композиции легкую насмешку над дешевым сюром (от слова «сюрреализм») и роботизацией американского кинематографа, устрашающим потоком заливающего экраны наших кинотеатров. В конце аллеи Татьяна Полятинская и Вера Готовцева под руководством Ольги Скориковой прикрепляли ведра к фантастической зооморфной конструкции, которая должна была обрушить на жюри потоки «воды». Официальное название композиции «Молоко небесных кобылиц». Среди

собравшихся на центральной площадке выхаживал на ходулях некий персонаж в белом, который раздавал всем белоснежные сумки с логотипом биеннале, в которых находились белые футболки со слоганами. Кому-то досталась надпись «Мерзлота - наше будущее», а мне «Мерзлота - наша краса». Я не возражаю.

В своем выступлении мэр города Якутска А. С. Николаев отметил большое значение выставки для преображения городской среды в год Народной инициативы. Он поблагодарил спонсоров и кураторов, представил перспективный футурологический проект Талого озера, рассчитанный на ближайшие годы. Своим хорошим настроением поделился руководитель Биеннале-14 Э. Ферия (Франция). Благодарность за поддержку руководству республики, администрации г Якутска и спонсорам выразила также куратор и участник выставки Вера Петрова -дочь известных графиков Марии Рахлеевой и Виталия Петрова-Камчатского. Впервые, спустя годы, вместе с художниками в проекте выступили архитекторы.

Выступление мэра г. Якутска А. С. Николаева во время открытия биеннале на Талом озере

После краткого выступления представителей официальных лиц и кураторов проекта началось шоу. Импровизация на хомусе в сочетании с горловым пением и подражанием звукам природы (ансамбль «Айархаан»), энергия юных исполнителей флэш-моба (группа «Завод»), улетающие в небо разноцветные китайские фонарики и фейерверк создали атмосферу праздника. Импровизированные танцы у моста перемешали гостей и хозяев. Здесь уже были не нужны переводчики. Все веселились от души. Разгоряченные танцами могли попить кристально чистой воды из маленьких пластиковых бутылочек, аккуратно стоявших на полочках деревянной стенки. В начале церемонии они были замерзшими, демонстрировавшими твердое состояние воды, к концу - прозрачной, утоляющей жажду жидкостью.

ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ

В день открытия биеннале выставку в музее практически никто не рассматривал, поскольку все были заняты кулинарным перформансом и знакомством друг с другом.

Тем не менее еще во время церемонии открытия биеннале все норовили заглянуть в уютный боковой закуток Национального художественного музея, где были представлены станковые работы живописцев и графиков в номинации «Изобразительное искусство».

Триптих Ольги Рахлеевой «Время - вода» (2014 г) пытается насытить философским концептом станковую форму печатной графики с изображением ветшающих на наших глазах архитектурных объектов разных эпох и стилей. Ведь время не щадит ни дерево, ни камень. Капли канцелярского клея или силикона имитируют капли дождя - флер быстротекущего времени...

Композиции Сардааны Ивановой («Тамга - 2014», «Белая ночь») и Надежды Ивановой («Рыба», из серии «Дары Индигирки», 2013 г) выполнены в лучших традициях якутской графической школы.

Опытный журналист, филолог и по должности зам. министра культуры Якутии Владислав Левочкин представил довольно сложную по замыслу композицию в стиле

фотореализма с использованием новаций фотопринта -диптих «Это не дождь» (2009 г.), которая тут же была подхвачена и растиражирована его бывшими коллегами - журналистами из газеты «Наше Время» (г. Якутск).

Дьулустан Бойтунов, опытный живописец и педагог АГИИиК, выпускник Красноярского государственного художественного института, представил традиционную станковую живописную композицию «Новогодние игрушки».

Значительное место заняло масштабное полотно Тамары Балакиной (Россия) «Перелетные птицы» (2014 г.). Нежная фактура холста, обработанного акрилом с помощью мастихина, привлекает пастозностью письма, мягкостью тональных переходов и рассчитана на гурманов живописи.

Экспозицию, размещенную в фойе второго этажа музея, и подбор экспонатов, по словам кураторов, осуществляли гости. Что же привлекло их внимание и попало в экспозицию?

Из работ академика Афанасия Осипова были отобраны его известные пейзажные произведения: «Тебеневка в долине Эркээни» (1996 г), «Солнечная долина. Осень на Амге» (1981 г.), «Радуга. Индигирка». Они дают представление о речных ландшафтах в долинах рек Южной, Центральной и Северной Якутии.

Картина народного художника Якутии Вячеслава Кандинского «Вечер в Сангарах» (1954 г.) пленила мягкостью и тонкостью колористического решения, уютом камерного пространства, свойственного его пейзажам, теплотой прибрежных огней, отражающихся в речной воде в тихий летний вечер. Сыграла свою роль и громкая фамилия нашего сибирского самородка, она известна в Европе и мире по творчеству авангардиста Василия Кандинского.

Талантливый юкагирский художник, живописец, график, поэт и журналист Николай Курилов представил полотно «Под ледяным облаком» (1986 г.). Юрий Спиридонов - глава союза художников Якутии и руководитель галереи «Ургэл», который гордится своим долганским

Фрагмент экспозиции живописи якутских художников на выставке в НХМ. Слева: «Река воспоминаний» - инсталляция Анны Петровой (остатки старой калитки)

В. Левочкин: «Это не дождь». Диптих, 2009 г.

происхождением и местом рождения в Арктике, подготовил для вернисажа диптих «Полет над тундрой» (2014 г).

Картину Ирины Мекумяновой «Танцующая со звездами» (2014 г) жители г Якутска видели недавно на выставке, приуроченной к юбилею художницы. Внутренняя импульсивность, неровность стиля от экспрессивности и экзальтации до тяги к заоблачному романтизму и этно-примитивизму всегда удивляют ее зрителей.

«Река воспоминаний» (2014 г.) - так назвала свою инсталляцию Анна Петрова. Мертвая птица, прибитая к дереву, ржавые замки и щеколды - материальное выражение ностальгических ассоциаций автора, которые возникают и у зрителей. У меня, например, возникли воспоминания о мастерских якутских художников 80-х годов ХХ века. Особенно отличались мастерские якутских графиков Василия Парникова-Сэксэя и Элляя Сивцева, мастерская Марии Магаттыровой. Старые шкафы с ручной росписью, якутские табуретки без единого гвоздя, старинные ржавые гвозди до 10 см длиной, амбарные замки разных размеров и конфигураций, седла и прочие металлические изделия ручной ковки. У Сэксэя была целая стена старинных изделий предков, которыми он гордился и неизменно показывал гостям.

Большую часть стены фойе музея занимал известный триптих Натальи Николаевой - «Зимник», «Весна», «Лето». Выпускница Красноярского государственного художественного института, прошедшая через поствузовское обучение в творческих академических мастерских Красноярска, позволила себе заглянуть во внутреннюю жизнь реки, ее водные глубины в период разных сезонных изменений.

Мария Седалищева любит работать с кожей, мехом и другими традиционными материалами, поэтому представила свою работу под названием «Шаманский ойбон» (2014 г) - кусок замши с подвесками с большим круглым отверстием в центре. По мнению автора, это

изображение проруби, к которой апеллирует шаман во время камлания.

Вера Петрова нашла время для творческого самовыражения не только на берегу Талого озера, но и в музее. Кроме кураторских обязанностей она выступила как автор диптиха «По течению», разместившегося над главной входной лестницей музея и выполненного в традициях классического авангарда.

Не все, наверное, обратили внимание на прозрачные кристаллы, разбросанные по поверхности одного из подоконников музея. Автор инсталляции «Пиксели нашего мира» Арсентий Мельников (Россия) акцентировал кристаллическую природу воды. София Агияр (Португалия) представила на одной из стен музея композицию из насекомых («I like insects» - «Я люблю насекомых»). В интервью якутским журналистам она пояснила: «Хотелось сделать все проще и понятнее. Моя работа основана на столкновении привлекательности и омерзительности, поэтому я нарисовала насекомых. Я люблю их, потому что они красивые, но также и ненавижу их, потому что они похожи на монстров...».

В основной экспозиции второго этажа музея инсталляции затерялись среди постоянных экспонатов. Смотрительница любезно обращала внимание на «снежинку», сваренную из металлических труб (Жан Корню, Франция), металлическую скамейку рядом с инсталляцией из металлического шкафа с беспокойно мигающей лампочкой. От шкафа тянется кабель с воткнутыми в него кусочками рогов оленей («Электрификация шкафа». Лорен Тиксадор, Франция). Тревожная надпись белым шрифтом на напряженном красном фоне «Осторожно!», разбросанная на полосках вокруг, наряду с пульсирующей светом лампой, вносит ноту беспокойства в композицию. Больше всего понравилась зрителям инсталляция с подушками - «Уголок чтения. Пространство восприятия и встреч» (Полин Годэн, Франция): ковер, груда

Живопись художников Якутии.

Н. Николаева: «Зимник», «Весна», «Лето». Триптих, 2011 - 2014 г.

Лорен Тиксадор (Франция). Электрификация шкафа. Фрагмент инсталляции в основной экспозиции музея

маленьких подушек, старая печатная машинка в одном углу, современный ноутбук - в другом, а на стене - экран с непрерывным спокойным изображением.

У другой видео-инсталляции «Погода за окном» (Марии Ивон Дос Сантос, Бразилия) смотрительница музея брала в руки некий предмет, напоминающий чертежную тубу и, слегка потряхивая, извлекала из нее звуки, напоминающие шум дождя. Сливаясь с изображением на экране, звук «оживлял» инсталляцию и создавал иллюзию реального ливня.

Лакотт Лоран (Франция) удивил инсталляцией из нескольких кондовых казенных стульев с прикрепленным к ним грубым деревянным рекламным щитом для объявлений, которых так много в наших постсоветских государственных учреждениях. «Группа» - так назвал он свою композицию. Не все поняли ее смысл и иронию. Лично мне показалось, что это «высказывание» в адрес нашей бюрократической системы, и незримое присутствие чиновников, жестко связанных между собой в «группы», и обслуживающие общество соответствующие корпоративные СМИ. Но думать никому не хочется. Все смотрят не на смысл, а на форму. Почему стол такой формы? Куда идет такой толстый кабель от шкафа? Что особенного в розетке? Почему в кабель воткнуты рога? Редко кому приходит в голову мысль, что инсталляция «Электрификация шкафа» - гипербола - преувеличение, ребус, смысл которого состоит в том, чтобы привлечь внимание к проблемам освоения ресурсов

оленеводческого Севера, предупреждение о бережном отношении к хрупкой среде обитания северян.

После красивой по цвету фотосессии в зеленых тонах «Летние реки. У реки Лены» Элио Фервенза (Бразилия) посетитель попадал в Красную комнату музея, в экспозиции которой переплелись социальные, экологические, исторические, политические, антропологические мотивы и подходы к теме «воды» от Сандро Ора-маса (Венесуэла). Почему-то все обратили внимание на груду пустых бутылей для питьевой воды в центре комнаты - ведь они знакомы каждому якутянину, давно пользующемуся домашними фильтрами или покупающему питьевую воду: качество воды из кранов в Якутске, как известно, оставляет желать лучшего. При этом не все посетители обратили внимание на информацию, размещенную по стенам Красной комнаты. А там были представлены карты и фотографии людей из различных уголков планеты с текстами-афоризмами в руках, порой для нас непонятными типа «Я не искусство», «Амеразия», формулами воды и т.д. Приглядевшись к одной из карт на стене, я вдруг обнаружила «лоскутное одеяло» отдельных территорий без объединяющей границы и слова «Россия». Текст на стене гласил (сохранена орфография подлинника): «Каждый год больше 3,4 млн человек умирает по водным санитарно-гигиеническим причинам. Почти все смертные исходы, 99%, происходят в развивающемся мире. Миллионам людей не хватает водных ресурсов. Один американец, принимающий 5-минутный душ, тратит больше воды, чем среднестатистический человек в глухой деревне за полный день... Заболоченные леса дельты Ориноко являются местом обитания диких животных и, как известно, поддерживают ряд эндемичных видов растений... Самая большая угроза - это добыча нефти.». Есть над чем подумать.

Красная комната в Национальном художественном музее РС(Я). Сандро Орогмас (Венесуэла). Инсталляция на тему воды

ВЫСТАВКА В «УРГЭЛЕ»

На выставку в галерею «Ургэл» по итогам летней школы биеннале мы с мужем - художником-графиком Виталием Ажипой - пошли, чтобы взглянуть на свежую, так сказать, струю в современном искусстве. Были очень удивлены, увидев пустоту и почти голые стены, обтянутые холстом. Только на одной стене первого зала были прикреплены зарисовки, напоминающие фракталы, детские рисунки, а также куски мятой фольги разной формы. Под потолком, покачиваясь от сквозняка, висела сетка в форме большой рыбы, заполненная разноцветными шарами.

В соседнем небольшом зале среди пустых стен мы увидели невысокую овальную насыпь из песка, по форме напоминающую могилу. Сквозь верхний слой песка проступали контуры маленького идолообразного человечка. Что это? Размышления о корнях уранхай - саха-лар? Ощущение забытых предков? Истоки человечества? Якутия - прародина человечества? Первопредок Адам? Именно такой многоассоциативности добивались на мастер-классах руководители летней школы биеннале. Оказывается, чистые пустые стены - сознательный прием руководителей мастер-классов, призывающий к обновлению искусства и мышления художников.

Конечно, Карлу Сергучеву - автору инсталляции с песком - помогала супруга Саргылана Иванова -театральная художница, которая в конце 80-х - начале 90-х годов сама делала авангардные вещи типа Кыыс Кыйдаан из олонхо, которую потом приобрел Музей музыки и фольклора после зональной выставки в 1990 г. в Якутске. Относительно недавняя поездка во Францию, после которой Карл Сергучев и Саргылана Иванова поставили оперу «Богема» на сцене Якутского государственного театра оперы и балета имени Д. К. Сивцева Суорун Омоллоона, обогатили супругов опытом непосредственного общения с современным европейским искусством.

Другая инсталляция в «Ургэле» представляла стул с надписью, призывающей сесть на стул и послушать шум дождя. Над стулом подвешен зонт, с которого спускались стразы на нитях («капли дождя»). Следующий, более высокий ряд над зонтом - череда музыкальных инструментов разного типа, своеобразный оркестр, завершающийся скрипкой.

Елена Атласова и Азалия Охлопкова показали видео-арт. Был продемонстрирован видеосюжет «Музыка воды» и фототриптих, запечатлевший золотые переливы речных волн на закате.

КОНФЕРЕНЦИЯ

Программа научно-практической конференции под названием «Биеннализация актуального искусства» настраивала на серьезный лад. В числе ее организаторов значились Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия), Арктический государственный институт искусств и культуры, Университет Париж 8 (Франция), Университет Страсбурга (Франция). Партнеры мероприятия - Посольство Франции в Российской Феде-

рации, Союз художников Якутии. Конференция проводилась при содействии центра сотрудничества с франкоязычными странами французского ресурсного центра УМС СВФУ. Согласно программе конференции предполагалось заслушивание и обсуждение следующих докладов:

1. «Актуальное искусство и биеннализация» - докл. Э. Ферия и Ф. Винсэнт, доктора искусствоведения, профессора отделения изобразительного искусства факультета языков, культур и коммуникаций Университетов Парижа и Страсбурга (Франция);

2. «Социальная роль биеннале» - докл. Е. И. Васильева, координатор штаба биеннале, экскурсовод НХМ РС(Я);

3. «Регионализм и глобализация: к проблеме традиционного в современном искусстве» - докл. А. Г. Петрова, кандидат искусствоведения, доцент, художник, отличник культуры РС(Я), член Союза художников России;

4. «Неопубликованные письма на бересте юкагиров» - докл. З. И. Иванова-Унарова, искусствовед, профессор кафедры культуры и искусства, заслуженный деятель искусств РС(Я) и РФ, член Союза художников России;

5. «Культурный универсум Исая Капитонова» -докл. И. В. Покатилова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры культуры и искусства, отличник культуры РС(Я), заслуженный деятель искусств РС(Я), член Союза художников России;

6. «Концепт пути в искусстве Михаила Старостина» - докл. В. В. Тимофеева, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник НХМ РС(Я), отличник культуры РС(Я), член Союза художников России.

Плотный график биеннале, видимо, внес свои коррективы. Поменялся формат конференции - она превратилась в обычный Круглый стол. Удивило малое количество участников.

После заслушивания лишь трех из указанных в программе докладов ведущая В. Тимофеева призвала общаться в свободном стиле. Томас Колако (Португалия) отметил, что якутские художники много рисуют вручную,

Руководители проекта биеннале-2014 Элуа Ферия и Франсуаза Винсент (Франция) на церемонии

закрытия с участниками биеннале в Национальном художественном музее РС(Я)

что не так уж воспринимается зрителем. По его мнению, лучше использовать фото и текст, а не живопись. Старшее поколение на Западе, начав творческий путь с живописи и скульптуры, заканчивает современным искусством. Желательно много не говорить. Холст на лестнице с изображением реки, по которому мы ходили на открытии, - это своеобразный способ говорить с аудиторией об экологии. Существует проблема интерпретации наших работ - люди боятся не понимать современное искусство.

Сандро Орамас (Венесуэла), профессор, доктор искусствоведения, занимающийся традиционным искусством Венесуэлы, остановился на вопросе взаимодействия актуального искусства и музея, взаимодействия коренных народов Сибири.

Как всегда, эмоционально преподнесла материал о «тосах» - любовных письмах на бересте юкагиров -З. И. Иванова-Унарова. Фонд неопубликованных писем на бересте и старинные карты она изучала в Америке, в библиотеке Конгресса США, где последний раз побывала в прошлом году. Но плохое качество изобразительного ряда с тусклым нечетким изображением на экране не позволило гостям вникнуть в суть любовных отношений между схематичными стреловидными фигурами, процарапанными на бересте.

Ведущая Круглого стола Влада Тимофеева представила свой взгляд на известную композицию Михаила Старостина «Рыбак», отыскав в ней и признаки традиционной культуры, и связь с природой, и особенности национального мышления, и юмора («озеро в сетке»), и строгую неколебимость «номадов Севера». Надежда Федулова расказала об инсталляции «По воду» («Сай-сарские мотивы»), которую она выполнила с Галиной Окоёмовой о водоснабжении на Севере. К сожалению, языковый барьер и сложности перевода мешали непосредственности общения.

Присутствующие согласились, что, когда о своей творческой кухне говорит сам художник, это всегда интересно. Однако зарубежные гости продемонстрировали непонимание и элементарное незнание культуры края, в который они прибыли. Так, одна участница выставки заявила, что любит изображать насекомых, но «у вас же нет насекомых». К сожалению, ее никто не поправил, напомнив о летнем комарином рае в Якутии. На мой взгляд, полноценного диалога не получилось. Но это никого не смутило. Все были очень собой довольны.

ИТОГИ БИЕННАЛЕ

Практически все участники выставок, летней школы, кураторы, организаторы, работники музея получили сертификаты участия. Занявшие призовые места по номинациям дополнительно были поощрены конвертами с деньгами, подготовленными якутской стороной. Ряд кураторов и организаторов, оказывается, работали по грантовой системе, т.е. имели финансовую поддержку в виде целевых грантов. Снабжение материалами и монтировку обеспечили спонсоры и соответствующие службы Национального художественного музея РС(Я).

Основные уроки биеннале можно представить в следующем обобщенном виде.

1. Актуальное искусство - не современное искусство в нашем понимании этого слова (дизайн среды, дизайн одежды, компьютерный дизайн). У него другие отношения со временем и его проблематикой. Оно более динамично, мимолетно и недолговечно. Но и более импровизационно, импрессионистично, синтетично, универсально, более точно отражает болевые точки социума.

2. Актуальное искусство - это высказывание в том или ином материале, арт-объекте на актуальную тему (экология, политика, история, экономика и т.д.). В этом отношении оно более свободно и не зависит от материала так, как станковое искусство.

3. Актуальное искусство - информационно, коммуникативно, не существует без живого общения. Функция живого общения - это особенно важно в период информационных войн, противостояний, конкуренций, распространения зависимости человека от компьютера, «игромании» и т.д.

4. Актуальное искусство глобально. Его действительно не интересует человек как личность, а привлекает отношение человека к человеку, к окружающему миру, который рассматривается как среда обитания всего человечества, т.е. оно предлагает мыслить планетарно.

5. Актуальное искусство свободно от этнических (национальных), возрастных и гендерных ограничений. Оно допускает в свою среду творчески мыслящих людей разных возрастов, национальностей и расовой принадлежности. Для актуального искусства не существует государственных границ и расовых преимуществ и предпочтений.

6. Актуальное искусство инновационно, поскольку использует современные технологии и материалы, которые пытается поставить на службу человеку и человечеству в условиях глобальных кризисов и угроз со стороны природы, космоса.

7. Актуальное искусство ассоциативно, поэтому ему доступны арт-высказывания на сложные и острые темы,

В красной комнате (Национальный художественный музей РС(Я)).

Слева направо: Элуа Ферия (Франция), Д. Глушко (Россия, Якутия), Сандро Орамас (Венесуэла)

на которые не решается современное искусство в других формах, жанрах и направлениях. В этом отношении оно ближе к аллегории и басне с ее «эзоповым» языком.

8. Актуальное искусство не нуждается в музеях и хранилищах. С уходом актуальности проблемы в быстро меняющемся мире уходит и смысл актуального искусства. Поэтому, наверное, нет музеев актуального искусства.

9. Актуальное искусство понятно не всем, но имеет право на существование. Оно адресовано тем, кто любит размышлять. Это вид интеллектуального занятия и развлечения, как кроссворды, сканворды, ребусы, головоломки, от которых отличается невербальным (не опирающимся на слово) характером.

10. Актуальное искусство лаконично. Оно выводит из привычного мира станковизма. Его природа очень театральна. Инсталляция - декорация со смысловой нагрузкой (без актера). Перформанс - инсталляция с действием, маленький спектакль.

11. Актуальное искусство сближает гуманитарное и естественно-научное знание, выводит из тупика узкой специализации и мелкотемья, помогает вырабатывать комплексный метод исследования.

Проведенное биеннале, судя по отзывам, поставило якутское искусство в позицию учеников, признав лидерство только в станковых видах изобразительного искусства и отдав должное организаторским способностям хозяев. Считаю, что это временное явление, связанное со спецификой местной традиционной культуры, неготовностью нашей общественности к подобному диалогу. Нам нужны дискуссии, которых мы избегаем и боимся как в политике, так и культуре, где царят «закрытость» информации, монополизм, протекционизм и ангажированность. Не пустая болтовня гламурных героев, а глубокие размышления о времени, стране и людях, чей авторитет признан народом, а не компьютером или сомнительными рейтингами.

Для развития взаимопонимания с новыми партнерами по культуре нам необходимо, наряду с летними школами по актуальному и современному искусству зарубежных мастеров, проводить встречные мастер-классы. Например, по истории русского и якутского искусства, включая современный период.

ПО СЛЕДАМ БИЕННАЛЕ

Биеннале выполнило свою функцию. Биеннале закончилось. Биеннале продолжается.

Ведь и до вторжения биеннале в городскую среду Якутска появились признаки свежего дизайнерского мышления - пузатый карась на Талом озере, ажурный велосипед в Старом городе, площадка Водяновой, расцвел ландшафтный дизайн. А что вытворяют наши жители на дачных участках! Какие они готовят цветочные инсталляции и кулинарные перформансы!

Безусловно, приелось насаждение американской масс-культуры, с которой выросло целое поколение россиян постсоветского периода. Она проникла даже в традиционную национальную культуру - ведь якутяне так восприимчивы и легко копируют все новое, поразившее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

воображение. Граффити «украшают» не только стены домов, но и памятник русским землепроходцам на берегу р. Лены за Преображенским собором. Комиксы как стиль проникли в якутские детские журналы и анимацию, лишили их прелести, непосредственности и целомудрия, свойственного культуре детства.

Конечно, биеннале во всем мире имеют свою историю, эволюцию, пиар (тысячи посетителей, статей в Интернете). Скромный дизайн среды в Якутске на наших глазах превратился в стрит-арт. Он существует в новых рыночных условиях всеобщего бизнеса -гостиницы, торги, бутики, рынки. Вэб-дизайнеры работают как в открытом пространстве, так и в Интернете. Пришло понимание, что паблик арт - это визитная карточка региона. Оно вездесуще, порой назойливо, проникает даже в пространство вокруг храмов: дорожки вокруг духовного центра помогают делать ландшафтные дизайнеры.

Творцов объединяет легкость создания и распада арт-объектов, их недолговечность, антитеза давящей бронзе монументов. Авангардная скульптура со свободной игрой форм - альтернатива тяжелым идолическим объемам, которыми перенасыщен Якутск. Несогласованность и негармоничность памятников города часто портят его имидж и бросаются в глаза туристам. Авангардная скульптура нравится детям своей непосредственностью и непредсказуемостью. Конечно, с этой точки зрения, биеннале - это вторжение в якутский застой. Здесь важно не перегнуть палку. Кто-то остроумно сказал в Интернете: «Пафос монументальности уступает место подмигиванию».

Конечно, нельзя не заметить, что искусство покидает пространство музеев, но музеи и не любят актуальное искусство, вытесняют его в другое культурное пространство типа центров современного искусства. Выход из выставочных залов на улицы - следствие раскола публики и искусства.

Люди - простые горожане - ничего не знают о современном искусстве, а потому и отторгают его, порой совершенно напрасно, не осознавая, что и сами в повседневной жизни являются творцами инсталляций и перформансов (дачная культура, например). Виноваты в этом молодые искусствоведы, не желающие делиться своими знаниями с населением в живом контакте. Их амбициозность и замкнутость на себе, профессиональный эгоизм и самодовольство подрывают репутацию прекрасной профессии, о которой население также ничего не знает и путает «искусствоведа» с «экскурсоводом».

Время же бежит стремительно. Современное искусство быстро становится историей и уже требует приставки «Современное искусство 90-х годов», «Современное искусство нулевых годов», «Современное искусство первого десятилетия XXI века» и т.д. У современного искусства появились свои штампы, например, мосты с замками, навешиваемыми влюбленными и новобрачными на его бордюр, есть во многих городах России, а количество разводов не уменьшается. Где ключи от этих замков? И в них ли только дело?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.