ХРОНИКА
Выставка-экспозиция «Иваново-Вознесенск. На стыке времен». Иваново, Музей промышленности и искусства. 28 ноября — 30 декабря 2012 года
28 ноября 2012 года в Музее промышленности и искусства состоялось открытие выставки «Иваново-Вознесенск. На стыке времён», приуроченной к празднованию 95-летия Иваново-Вознесенской губернии. Уникальный облик города, созданный историей, реальностью и воображением, представлен двадцатью тремя живописными работами начала XX века московского художника Михаила Константиновича Ефимова и более чем пятьюдесятью фотографиями Иваново-Вознесенска 1920 - 1930-х годов.
Городской ландшафт, здания и живые зарисовки повседневной жизни людей становятся главными героями картин, фотографий и инсталляций экспозиции. Материалы выставки отражают тридцать лет истории, за которые изменилась не только архитектура и облик города, но и мировоззрение, образ жизни горожан. Именно поэтому экспозиция построена на цветовых контрастах и смысловых противопоставлениях. С одной стороны, красочные, но статичные и безлюдные пейзажи провинциального города, с другой, чёрно-белые фотографии, полные движения и динамики, запечатлевшие строительство третьей пролетарской столицы — Иваново-Вознесенска. Красное полотно, выпущенное на одной из ивановских фабрик в 1934 году, является не только цветовой доминантой и центром экспозиции, но и разделяет пространство выставки на две части, проводит границу между двумя эпохами — до и после 1917 года.
Пейзажи М. К. Ефимова были переданы в музей супругами Алексеевыми в 1937 и 1943 годах. Сам художник был владельцем московской рисовальной мастерской и выдавал патенты на использование своих рисунков на текстильных фабриках. На рубеже веков он сотрудничал и с предприятиями Иваново-Вознесенска и
неоднократно бывал в нашем городе. Скорее всего, М. К. Ефимов останавливался на
| ЛАБИРИНТ. ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ № 5, 2012
Никольской улице (сейчас Театральная), которая, наряду с располагающимся неподалёку Павловским оврагом, чаще всего фигурирует в его работах, а некоторые написаны
художником с одного ракурса. Это даёт возможность предположить, что арендовал он
угловую квартиру на втором этаже дома Н. И. Щербаковой. М. К. Ефимов запечатлел современные ему городские мотивы. Иваново-Вознесенск предстает в работах столичного художника тихой, скромной, но самобытной провинцией. Его натурные пейзажи обладают большой эмоциональностью, искренностью, передают сиюминутное, живое впечатление художника и позволяют почувствовать дух того времени.
Такие же эмоции вызывают дореволюционные фотографии цвета сепии. Часть фоторабот их автор, М. А. Мищенко, в начале XX века сделал для издания открыток с видами города Иваново-Вознесенска. Наличие таких снимков в экспозиции наряду с фотографиями 1920-30-х годов и живописными работами позволяют проводить параллели между ними, искать общее и отличное в новом и старом городе. Всего в фондах музея хранится около полутора тысяч негативов на стекле, часть из них выставлялась ранее и была опубликована.
Искусство фотографии как нельзя лучше отражает образы города советской эпохи. Большинство снимков были сделаны в 20-30-е годы XX века фотографом Н. Н. Киселёвым. Их негативы он передал музею спустя почти тридцать лет. На снимках, представленных в экспозиции, мы видим процесс бурного строительства, масштабы которого поражают воображение: трамвайные линии оплетают улицы, здания, как вестники новой эпохи и воплощённой мечты, прорастают сквозь историю и время.
Фотографии, представленные в экспозиции, можно условно разделить на несколько тематических комплексов. К первому относятся снимки, на которых запечатлен отказ от прежнего строя и традиций, проявившийся, в том числе, в разрушении дореволюционных зданий. Наиболее ярко это демонстрирует фото, где фоном обрушивающейся стены особняка фабриканта служит советская символика в виде серпа и молота на фронтонах Иваново-Вознесенского политехнического института. К одному из самых известных снимков относится фотография Покровской горы 1931 года. На ней под руинами бывших храмов выложена надпись — «На месте очагов классового рабства построим дворец
| ЛАБИРИНТ. ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ № 5, 2012
социалистической культуры». Кажется, что тонны битого кирпича и досок запечатлены на фотографиях тех лет.
Ко второму комплексу фотографий можно отнести снимки строительства зданий, иллюстрирующие становление новой архитектуры. Н. Н. Киселёв запечатлел все знаковые постройки центра Иванова, которые и сейчас создают образ самого советского города. Это и Дом-корабль, построенный по оригинальному проекту архитектора Д. Ф. Фридмана и вошедший во многие монографии и справочники по истории архитектуры, и Дом-пуля, Дом-подкова, Дворец искусств, гостиница «Центральная» и многие другие. Ивановский конструктивизм, со свойственными только ему особенностями, свидетельствует о воплощении новых идей в архитектуре. Некоторые здания изменили свой внешний облик в 1950-е годы, и теперь лишь на фотографиях угадывается конструктивистский стиль ивановского почтамта и кинотеатра «Центральный».
Дорожное строительство и транспорт можно также выделить в отдельный комплекс. Такие снимки изображают асфальтирование дорог, прокладку трамвайных путей, появление первых автобусов и трамваев в городе. Фотографии показывают буквально все этапы дорожного строительства.
И, наконец, четвёртый комплекс фотографий раскрывает тему советской идеологии. Снимки не только изображают праздничные митинги и советские лозунги на плакатах, знамёнах и растяжках, но и демонстрируют роль пропаганды в повседневной жизни людей. Таковы фотографии многочисленных киосков на улице Социалистическая (сейчас проспект Ленина), призывающих выполнять пятилетку в четыре года. Главный акцент на таких снимках сделан на глагол «выполним», а цифры выложены из фотографий особо отличившихся предприятий и людей.
Предметный ряд выставки представлен макетами несохранившихся дореволюционных зданий, и экспонатами, характеризующих бытовую культуру горожан 1920-30-х годов: патефон и пластинки, печатная и швейная машинки, детекторный приёмник, часы и фотоаппарат.
Таким образом, ивановцам и гостям города предоставляется возможность увидеть Иваново глазами поколений, живших на стыке времён.
А. Ю. Докучаева