Л.М. Кац
АРХИВ В.И. КАНДЫБЫ В ПРИМОРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАРТИННОЙ ГАЛЕРЕЕ.
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Архив передан В. И. Кандыбой в 2005 г. в связи с отъездом владельца в европейскую часть страны с целью заложить основу для формирования в стенах галереи научного центра по изучению дальневосточного искусства. Чтобы оценить значение архива, нужно сказать о личности его составителя.
Виталий Ильич Кандыба родился 3 июня 1943 г. в г. Мариуполе Донецкой обл. Украинской ССР. В 1947 г. вместе с семьёй переехал в г. Клайпеду Литовской ССР, где в 1950 г. поступил в школу. В 1960 г., выдержав большой конкурс, поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в Ленинграде на искусствоведческий факультет.
С отличием закончив институт в 1965 г., организовал себе распределение в Приморский край. С 1965 по 1968 гг. работал заведующим учебной частью, а также преподавателем во Владивостокском художественном училище. С декабря 1968 г. В.И. Кандыба перешёл на работу в Дальневосточный государственный педагогический институт искусств и стал первым профессиональным искусствоведом в Приморье. Преподавал историю изобразительного искусства на художественном и театральном факультетах. Занялся изучением художественной жизни Дальнего Востока (начиная с 1861 г.), составил первое в регионе обобщающее исследование, посвящённое анализу процесса изобразительного искусства, собрал, систематизировал и ввёл в научный оборот значительный, ранее неизвестный фактический материал (оценка аспиранта ДВО АН СССР С.Б. Белоглазовой).
Особым объектом исследования В.И. Кандыба избрал художественное освоение приморскими художниками феномена «дальневосточной природы», указывая на бесперспективность подхода к жанру пейзажа с позиций, привычных для Центральной России. Нашёл для характеристики этого феномена аргументированные и ёмкие дефиниции. Пристально следил за творческим ростом приморских художников, способствуя их профессиональному развитию. В.И. Кандыбе многие нынешние мастера изобразительного искусства обязаны выбором верного направления своего творчества, объективными и ободряющими рецензиями, вдумчивыми статьями к каталогам выставок. Многим он дал путёвку в Союз художников России его рекомендации считались самыми убедительными. До сих пор слова «Кандыба сказал» являются неоспоримым аттестатом.
В марте 1974 г. В.И. Кандыба был назначен деканом художественного факультета Дальневосточного государственного педагогического института искусств, умело организовал работу коллектива и добился значительных успехов в учебной и научнотворческой работе, в результате чего факультет часто имел самый высокий процент успеваемости. За организаторские и творческие способности, за многоплановую педагогическую деятельность (приходилось вести лекции по истории изобразительного искусства разных эпох и стилей) удостоен звания заслуженного работника высшей школы РФ. Любимую работу вынужден был оставить по болезни в 2004 г.
Кац Людмила Михайловна — старший научный сотрудник, редактор газеты «Картинная галерея», Приморская государственная картинная галерея.
Теперь собственно об архиве. Сложность его характеристики заключается в том, что передан он автором в галерею не систематизированным, к оценке материалов ещё только приступили. Предварительно содержание архива в главных чертах выглядит следующим образом. В него входят:
I. Произведения изобразительного искусства.
Живописные работы М.И. Таболкина, Ф.Н. Бабанина, В.А. Телешова, В.А. Баталова, П.П. Мирошниченко, А.П. Степанова, Н.П. Долбилкина, графика С.Д. Горбачёва, П.В. Любарского, Б.Ф. Лобаса, В. А. Баталова и других. Всего 19 предметов.
II. Научная диссертация на соискание степени кандидата исторических наук «История становления и развития культуры Советского Дальнего Востока (на примере художественной жизни) 1861-1937 гг.». Не защищена: соискатель отказался от защиты уже после положительных в подавляющем большинстве рецензий учёных-историков. Подготовительные материалы к ней.
В Приморскую государственную картинную галерею сданы:
1. Машинописный текст диссертации, 190 с., и рукопись.
2. Автореферат.
3. Рецензия кандидата исторических наук, младшего научного сотрудника Е.В. Васильевой 6 с. машинописного текста с подстрочными замечаниями на 7 с.
4. Отзывы:
доктора исторических наук И.Г. Стрюченко (цитата: «История Дальнего Востока, которую мы до сих пор писали, была без истории искусств как части культурно-исторического процесса. Создание настоящей диссертации позволяет включить в обобщающие исследования хотя бы одну из ветвей истории искусства историю изобразительного искусства»), 9 с.;
аспиранта ДВО АН СССР С.Б. Белоглазовой («... работа автора является первым на Дальнем Востоке обобщающим исследованием истории одной из интереснейших отраслей художественной культуры изобразительного искусства. Данное исследование, охватывающее широкие хронологические рамки, введшее в научный оборот и систематизировавшее значительный ранее неизвестный фактический материал, безусловно, является первой добротной ступенью на пути дальнейшего научного поиска. Сделан существенный вклад в приращение знаний истории культуры Дальнего Востока»), 5 с.; кандидата исторических наук В.А. Тураева, 8 с.; кандидата исторических наук Л.Я. Иващенко, 4 с.; без подписи, 6 с.
5. Рабочие тетради с цитатами из газетных источников:
а) общая тетрадь с заполненными 194 страницами;
б) общая тетрадь с заполненными 192 страницами;
в) общая тетрадь с заполненными 187 страницами;
г) общая тетрадь с заполненными 180 страницами;
д) общая тетрадь с заполненными 128 страницами;
е) общая тетрадь с заполненными 57 страницами;
ж) общая тетрадь большого формата (28x14,5 см) с заполненными 200 страницами.
В тетрадях выписаны названия статей в приморской, дальневосточной и забайкальской периодике об изобразительном искусстве с перечислением обозреваемых художественных произведений, с кратким цитированием, иногда переписаны статьи полностью. Чаще это обозначение темы. Например:
«Красное знамя» от 19 мая 1944 г.: «Выставка художников Сибири и Дальнего Востока», автор Д. Нагишкин. «15 мая в Хабаровске состоялось открытие выставки художников Сибири и Дальнего Востока, организованная управлением по делам искусств при СНК РСФСР»;
«Советское Приморье», 4 ноября 1965 г.: «“Село на полотне”. Н. Задорожная. О выставке Мазуренко в Новицком. 60 работ. Пейзажи и портреты. Всё это написано за пять месяцев»;
«Красное знамя» 15 января 1954 г. «“В плену созерцательности. Заметки с выставки работ художников Приморья”. А. Побегалов. Более двухсот работ показывают на своей внеочередной выставке художники Приморья»;
«Тихоокеанский комсомолец» 22 апреля 1970 г.: «Праздник красок». Выставка к 100-летию Ленина. Бочанцев «Ленин в Смольном», «Аппассионата» Мазуренко и Зда-нович, Жоголев Н.П. «Весна», Рачёв «Туман Малокурильска», «Сейнеры», Телешов «На судоремонте», «Порт». Графические работы Н. Кузнецова, Ю.Князева, Г. Омельченко, К. Шебеко «Пограничники»;
«Приморский огонёк», № 3, Владивосток, 1923 г.: «На второй странице обложки в рамке объявление: «Примордеткомиссией объявлено два конкурса. I. Художественный на агитационный плакат, тема: «Помогите беспризорным детям», II. Литературный на агитационную рождественскую сказку, тема «Забытый».
С журнальной прессой автор работал в Дальневосточном архиве (в то время архив располагался ещё в Томске), в Хабаровском краевом архиве, фонды Общества изучения Приморского края сохранили богатейшие газетно-журнальные и архивные материалы. Только в самом тексте рукописи сносок на использованный материал 232.
В перечисленных общих тетрадях выписки из газеты «Эхо»: 32 цитаты из выпусков 1919 г. и 20 из выпусков 1920 гг., из газет «Красный молодняк» 1923 -1926 гг., «Воля» 1918-1920 гг., «Восточный курьер» 1922 г., «Голос Родины» 1922-1923 гг., «Вечерняя газета» 1921-1920 гг., «Русский край» 1921 г., «Вечер» 1920-1921 гг., «Руль» 1922 г. и др. изданий, существовавших краткое время.
6. Рабочие тетради с выписками и заметками, размышлениями для будущей рукописи, записные книжки, дневники, блокноты, отдельные листы.
7. Каталоги использованной литературы.
8. Переписка с художниками, официальными лицами и учёными, связанная с работой над диссертацией.
9. Научные сборники со статьями, выполненными на основе диссертационного материала, и статьи в печатных изданиях: «Становление и развитие художественной жизни Дальнего Востока (1858-1938)», «Художники Приморья», «К истории изобразительного искусства Приморья в 1920-х годах», «Художественная жизнь Владивостока периода гражданской войны» и т.д.
III. Каталоги.
1. Со вступительными статьями В.И. Кандыбы: к персональным владивостокским выставкам К.И. Шебеко (1971), С. А. Литвинова (1981), В.Н. Самойлова (1978), М.И. Та-болкина (1982), к московской выставке И.В. Рыбачука (1977) и ко многим другим.
2. Каталоги к самым различным выставкам, в которых нет статей В.Н. Кандыбы: «Выставка произведений художников Сибири и Дальнего Востока» (1955, Иркутск); «XIV выставка произведений приморских художников» (1955), «Художники на Курилах»
(обе в Москве); «В.И. Бочанцев на Лене», «Отчётная выставка творческой группы» (1977, Юрмала); «Голубые дороги Родины»; «Ю. Рачёв» к 60-летию художника; «В. Доронин» московская выставка 1990 г., Вторая региональная выставка молодых художников Дальнего Востока «Территория надежды» 1980 г., выставка Рюрика Тушкина в «Артэтаже» 1992 г., персональная выставка Ким Кён Ел в ПГКГ (1997), персональная выставка
Н.П. Долбилкина «Моя эпоха в портретах» (Хабаровск, ДВХМ, 2003), групповая выставка работ калининградских художников (1972) и т.д.
3. Альбомы и каталоги произведений в собраниях художественных музеев: альбомы и каталоги о творчестве художников, например Гиви Манткава. Живопись. Графика. Каталог музейной коллекции. Сахалин, 2005. 200 с.: ил. ОАО «Издательская компания “Зо-
лотой Рог”». Владивосток; «Владимир Артёмович Серов. Живопись» (Уссурийск, 1988); «Произведения И.К. Айвазовского в собрании Одесского художественного музея» (1976); «Ким Петрович Коваль» (Уссурийск, 1979); «Художники Забайкалья» (2001), «Художники Магаданской области» (1991) и др.
IV. Газетные материалы и ссылки на них.
1. Газеты «Красное знамя», начиная с 11 октября 1965 г. и далее каждый год по несколько номеров; «Утро России» с 04.04.91 и далее по несколько номеров ежегодно; отдельные номера газет «Боевая вахта» начиная с 1968 г., «Молодой дальневосточник», «Советская культура», «Комсомольская правда», «Известия», «Правда», «Советская Россия», «Тихоокеанская звезда», «Советская Чукотка», «Пограничник на Тихом океане», «Рыбак Приморья», «Дальневосточный Комсомольск», «Полярник», «Московский художник», «Вечерний Новосибирск», «Путь к коммунизму» (районная газета, г. Амурск), «Ленинский путь» (районная, Комсомольского района), «Дальневосточная магистраль», «Коммунар», «Трудовое единство», «Дальневосточный учёный».
Это объёмная часть архива, поскольку собирались газеты, в которых публиковалась информация, заметки, рецензии, репортажи, статьи, очерки и материалы в других жанрах обо всех событиях культурной жизни во Владивостоке, крае, стране: об открытии памятника, о художественных выставках, выступлениях симфонического оркестра или о концерте джазовой музыки, вечере поэзии, работе детской студии изобразительного искусства, победах юных художников на всесоюзной или всероссийской выставках. Собраны также газеты с очерками о художниках, аналитическими статьями, публикациями о малых архитектурных формах и т.д. Только статей, подписанных В. Кандыбой и его псевдонимом В. Ильин, более двух тысяч. Кроме того, краевые материалы за подписью В. Маркова, С. Крившенко, А. Телешова, В. Шевчука, И. Егорчева, М. Матвеева, Л. Папшевой, Г. Капралова, Б.Петрова, В. Попова, А. Кротова, В. Примакова самых различных авторов.
2. Картотека с названиями публикаций по культуре и искусству в периодической печати и краткими цитатами «Забайкальский рабочий», «Забайкальская новь», «Дальневосточный телеграф», «Амурская газета», «Восточный вестник», «Тихоокеанская звезда», «Красное знамя», «Дальневосточный комсомолец», «Боевая вахта» и в др. газетах
1142 рабочие карточки. Например, выписки из газеты «Владивосток»:
23 марта 1886 г. (Хроника, с. 4): «Одновременно с мыслью о постройке музея возникла мысль устроить во Владивостоке во время Пасхальной недели выставку картин и художественных произведений для фонда средств на постройку»;
20 апреля 1886 г. (Хроника, с. 4): «17 апреля открылась у нас художественная выставка, о назначении которой уже сказано было нами в прошлом номере нашей газеты. Выставка эта в высшей степени приятно поражает посетителя как тою массою художественных произведений, которые неожиданно оказались во Владивостоке, как и тем поис-тине высоким интересом в художественном отношении, который некоторым предметам дал бы право занять почётное место в любой столичной выставке. Не говоря уже о произведениях таких первоклассных художников, как Мещерский и Семирадский, на выставке имеются высокие образцы разнородных художественных произведений Китая, Японии, Кореи. Здесь же мы решаемся высказать нашу твёрдую уверенность в том, что эта, первая в нашем крае, выставка художественных произведений увенчается полным успехом и достигнет предназначенной цели. Сбор за вход на выставку предназначен на образование фонда для постройки здания музея. Мы уверены, что всякий из посетителей отнесётся сочувственно к этой затее»;
13 апреля 1899 г. (Второе прибавление, с. 4): «На Пасхальной неделе предполагается устроить в Музее Общества изучения Амурского края выставку произведений живописи, скульптуры, архитектуры, технического рисования, черчения, фотографии и прочих видов изящных искусств исключительно местных мастеров и любителей. Сбор с выставки предназначается на усиление средств названного общества и благотворительной цели. Лица, желающие принять участие в выставке, благоволят, доставляют свои произведения в музей с 10-го по 17-е апреля с.г., иногородние присылать на имя полковника М.С. Латернер (Манджурская ул., д. Волокитина)»;
17 декабря 1895 г. (Хроника, с. 7): «Г. Старцев устраивает у себя на острове фарфоровый завод для выпуска фарфоровой посуды. Отлиты пробные образцы».
3. Картотека (318 карточек) с указанием газетных статей, подписанных В.И. Кан-дыбой, о художниках С.Д. Горбачёве, Н.Е. Большакове, Л.А. Канаевой, О.Т. Верёвкиной, В.И. Олейникове, С.М. Черкасове и многих других, о выставках персональных и совместных, по вопросам изобразительного искусства.
4. Вырезки из газет дореволюционного периода и 20-30 гг. XX в. (немногочисленные); «Далёкая окраина», «Приамурские ведомости», «Воля», «Эхо» и др.
V. Другие печатные издания.
1. Отдельные номера журналов «Художник», «Творчество», «Дальний Восток», «Дальневосточная панорама», «Московский наблюдатель» и др.
2. Сборники научных статей:
Краеведческие записки. Вып. XIX / Управление культуры администрации Магаданской области. Магаданский областной краеведческий музей. Магадан: Кн. изд-во, 1993. 155 с.: ил.
Сборники Дальневосточного научного центра Академии наук (ДВНЦ АН) СССР, в которых статьи В.И. Кандыбы, например:
Изобразительное искусство в Приморье в 1923-1925 годах //Культура народов СССР: традиции и современность. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. С. 29-36.
Художник (П.Н. Рязанцев) //Забытые имена. Вып. I. Институт истории, архитектуры и этнографии народов Дальнего Востока. Тихоокеанский филиал. Иннокенть-евский комитет. Владивосток: Дальнаука, 1995. С. 102-107. (История Дальнего Востока в лицах).
3. Дальневосточная государственная академия искусств. Воспоминания и материалы к 40-летию ДВГАИ. Вып. 1: Владивосток, 2002.
4. Монографии о творчестве художников, например, о мастере изобразительного искусства Е.В. Короленко из Комсомольска-на-Амуре.
5. Другие книги и альбомы о творчестве художников самых различных регионов
страны.
VI. Материалы архивов художников, присланных из разных городов:
H.П. Долбилкина (Комсомольск-на-Амуре, затем Хабаровск), Е.В. Короленко (Комсомольск-на-Амуре), В.И. Бочанцева (Владивосток). В архивах каталоги, фотографии работ, рецензии на выставки, переписка, книги отзывов на выставки и др. материалы.
Например, в архиве Е.В. Короленко:
сценарий телепередачи «Художник и время» (место и время трансляции не указано); рукописные листы с биографическими сведениями и воспоминаниями записи для автора монографии В.Г. Стариковой о художнике;
редакторское заключение о рукописи В.Г. Стариковой «Е.В. Короленко»; журналы, в которых публиковались статьи и заметки о творчестве Е.В. Короленко, например, «Панорама-3». Ежегодник//Молодая гвардия. М., 1969. 240 с.: ил.;
книга В.Г. Старикова. Художники Приамурья. Хабаровск: Хабаровское кн. изд-во, 1968. 120 с.: ил. и другие книги по изобразительному искусству;
рукописный авторский каталог произведений Е.В. Короленко; книги отзывов на персональные выставки художника 1969,1976,1979 гг.; каталоги персональной выставки в Музее советского изобразительного искусства г. Комсомольска-на-Амуре (1976 г.) и других выставок;
чёрно-белые фотографии работ художника и выставочных экспозиций, фотопортрет Е.В. Короленко, рисунки, письма, заметки и др. материалы.
VII. Рукописи, машинописные тексты, черновики:
I. Научных статей, докладов (например, доклад «Соотношение национального и интернационального в советском изобразительном искусстве» на научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования СССР. -32 с.; статья «Особенности перехода от средневекового искусства к светскому в России рубежа XVII-XVIII веков. К постановке вопроса» 34 с.);
2. Статей в газеты, журналы, каталоги («Шестое чувство Игоря Кузнецова» 7 с.; «Кирилл Иванович Шебеко» -22 с.; «Поэзия и правда вымысла» о выставке хабаровских художников И. Шабалина, А. Паукаева, В. Хрустова и др. 4 с.; «Страдник культуры» творческий портрет В.И. Филоненко 6 с. и т.д);
3. Книги «Художники Приморья». Историко-искусствоведческий очерк. 190 страниц машинописного текста плюс листы вставок, написанные от руки.
4. Заметок в одну-две страницы о творчестве мировых мастеров изобразительного искусства (Марка Шагала, Питера Брейгеля Старшего, Клода Монэ и т.д.), об отдельном шедевре, взятом в конкретно-историческом контексте, часто в новом ракурсе, с непривычными параллелями («Мадонна Лита» Рафаэля, «Мальчик с лютней» Караваджо, «Демон» Врубеля; «Купание красного коня» Петрова-Водкина). Искусствоведом написаны заметки о специфике творчества Тициана эпохи Позднего Возрождения, записаны размышления о путях развития изобразительного искусства.
5. Картотеки со сведениями о художниках: на карточках записаны либо год рождения, либо каталог работ, цитаты из прессы, аналитических статей, начерчены схемы композиций произведений и даны их размеры, либо другие сведения 312 карточек с именами
Н.М. Штуккенберга, М.А. Цыганова, М.П. Сагайдака и др. художников.
VIII. Дневники, письма, переписка с художниками, издателями, официальными лицами, деятелями культуры, записки, памятки, черновики рекомендаций в Союз художников РФ: письмо от удэгейского художника И. И. Дункая с просьбой о рецензировании его произведений; от заместителя главного редактора журнала «Дальний Восток» В. Шевченко с предложением написать статью о предстоящей художественной выставке; записка и.о. доцента кафедры мастерства актёра ДВГПИИ С.З. Гришко с благодарностью за прекрасную рецензию на спектакль «Чайка» камерного театра; письмо от Татьяны Лазаревой из Иркутска с просьбой дать отзыв на кандидатскую диссертацию «Художественная жизнь Иркутска» и т.д.
IX. Материалы о работе вне стен академии искусств:
1. Некоторые материалы созданного во Владивостоке, единственного в регионе, «Союза самодеятельных художников, мастеров народного творчества и художественных ремёсел Приморского края»:
а) проекты документов Учредительной конференции Приморского отделения Всесоюзной ассоциации мастеров народного творчества и ремёсел от 24 февраля 1990 г.: повестка дня, постановление конференции, проект устава, бланк отношения председателям профкомов и заведующим отделами культуры на делегирование участников конференции;
б) решение исполкома Приморского краевого совета народных депутатов № 133 от 20.04.90 «О регистрации Устава Союза самодеятельных художников, мастеров народного творчества и художественных ремёсел Приморского края», текст устава на 8 с. и смета расходов Союза на 5 с.;
в) текст устава, зарегистрированный крайисполкомом и принятый конференцией;
г) решение Приморского крайисполкома о создании краевого музея самодеятельного изобразительного и декоративного искусства от 30.08.90 г. (3 с.) с приложением Типового положения о музее, работающем на общественных началах от 7-12 апреля 1978 г. (1-4 с.);
д) Положение о Заочном народном художественном институте при Союзе самодеятельных художников, мастеров народного творчества и художественных ремёсел Приморского края;
е) объявление о конкурсе произведений самодеятельного изобразительного и декоративного искусства, посвящённого 130-летию города Владивостока;
ж) каталог «Народное творчество Приморья», изданный во Владивостоке в 1993 г. о творчестве членов Союза самодеятельных художников, мастеров народного творчества и художественных ремёсел Приморского края;
з) бланки пригласительных писем на участие в краевой выставке произведений художников-любителей и умельцев прикладного искусства, бланки учётных и других рабочих документов;
и) черновик письма председателя Союза В.И. Кандыбы на имя заместителя начальника Дальневосточного морского пароходства Ю.М. Подчернина по поводу непомерного повышения платы за аренду мастерской Союза.
2. Проект словника для раздела «Художественная культура» в «Энциклопедическом словаре Приморского края» и рукописи словарных статей.
Словарные статьи на темы: Художественная культура Приморского края; Становление художественной культуры в дореволюционный период (1861-1917); Художественная культура в советский период до обретения профессионального статуса (1917-
1937); Художественная культура в советский период после образования профессионального Союза художников (1938-1990); Приморская организация Союза художников РСФСР; Союз самодеятельных художников, мастеров народного творчества и художественных ремёсел Приморского края; Уссурийская организация Союза художников РСФСР; Художественно-производственные мастерские г. Находки; Выставочная деятельность в Приморском крае; Музеи и собрания изобразительного искусства Приморского края; Дальневосточный педагогический институт (искусствоведческий факультет); Владивостокское художественное училище; Художественные детские школы Приморского края; Графическое искусство Приморского края; Скульптурное искусство Приморского края; Живописное искусство Приморского края; Декоративно-прикладное искусство Приморского края; Монументальное и дизайнерское искусство Приморского края; Самодеятельное изобразительное искусство Приморского края; Шикотанская группа, а также словарные статьи по персоналиям (К.Н. Каль, Н.М. Штуккенберг, И.Ф. Палшков и др., всего 20 статей).
3. Отчёты о проведении государственных экзаменов в художественных учебных заведениях, на которых В.И. Кандыба был председателем экзаменационной комиссии.
4. Рецензии на проекты учебников и на учебные программы.
5. Типографские и ротапринтные издания учебных программ и учебно-методических пособий.
6. Материалы судебной экспертизы произведений на предмет определения произведения как художественного либо как не относящегося к искусству, низкопробного,
по просьбе правоохранительных органов.
7. Приглашения на семинары и научно-практические конференции, программы и другие материалы этих научных собраний.
8. Приглашения на выставки и концерты.
9. Зарисовки, чёрно-белые фотографии, цветные слайды, фотоплёнки для черно-белых снимков и цветные фотоплёнки, оттиски. Среди них оттиски, сделанные на принтере со снимков из компьютера живописных произведений К.И. Шебеко, цветные слайды, снимки живописных работ К.И. Коваля (цветные и чёрно-белые), В.Е. Короленко (чёрно-белые), чёрно-белые фотоснимки экспозиций выставок Н.П. Долбил-кина в Комсомольске-на-Амуре, К.И. Шебеко в Москве, фотоснимок приморского скульптора Н.П. Борисова за работой, произведений малой архитектуры, декоративного оформления фасадов зданий и другие.
X. Архивы художников, архитекторов.
1. Часть архива художника П.В. Иванова. Его описанием займётся главный хранитель музея A.A. Даценко.
2. Архив архитектора, и.о. профессора кафедры архитектуры Дальневосточного политехнического института Е.А. Васильева, автора проекта «Большой Владивосток», утверждённого в 1938 г., но нереализованного, поскольку началась Великая Отечественная война.
Кроме брошюры «Большой Владивосток», в этом архиве автореферат Е.А. Васильева «К научным основам формирования портовых городов. На примере Владивостока и Риги», научный труд «Метод научного исследования в планировке городов» и др. материалы. Большой иллюстративный материал собран Васильевым по планировке, застройке и благоустройству городов многих стран мира: снимки дореволюционной Москвы, капитальной застройки Нью-Йорка, план Киева 1754 г., множество других фотографий, чёрно-
белые и цветные слайды, чертежи, планы, эскизы и т.п., 150-часовой курс лекций Е. А.Васильева. Архив включает также обширную переписку архитектора с чиновниками и лицами самых высоких инстанций.
XI. Машинописный экземпляр и рукопись книги декана кафедры мастерства актёра Дальневосточного института искусств С.З. Гришко «История театрального Владивостока. 1887-1910 гг.» ценнейшее оригинальное исследование театральной жизни столицы Приморья. Книга готовилась к печати, однако сложная перестроечная обстановка обрушила этот проект. Пройдя все фазы редакторской работы, подготовленный к печати текст остался в издательстве ДВГУ, поскольку не нашлось спонсора.
XII. Личные вещи.
1. Фотокопии книг из Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, например, П. Муратов. Образы Италии/ Издательство З.И. Грешбина: 1924. (1-76 1740).
2. Медаль лауреата II Всесоюзного фестиваля народного творчества, посвящённого 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, Москва, 1987 г.
3. Машинописный вариант работы П. А. Флоренского «Иконостас».
4. Несколько фотографий В.И. Кандыбы разных лет.
5. Рисунки и композиции в смешанной технике дочери Екатерины.
6. Книги по литературоведению, искусствоведению с дарственными надписями авторов, отдельные издания художественной литературы.
Архив В.И. Кандыбы, как уже отмечалось, ещё не систематизирован. Это лишь начало работы, которая требует своего продолжения.