Научная статья на тему 'Ивановский край'

Ивановский край Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2394
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ивановский край»

[РОССИЯ. НАРОДЫ, ЯЗЫКИ, КУЛЬТУРЫ]

ИВАНОВСКИИ

КРАЙ

ИВАНОВО

В центральной части России, на северо-востоке от Москвы находится один из обычных русских городов — областной центр Иваново. В 2006 исполнилось 135 лет со дня слияния села Иванова и Вознесенского посада в город Иваново-Вознесенск (так он назывался до 1932 года). Здесь Вы не увидите древних памятников, но если Вас интересует сложная и противоречивая история XX века, зарождение капитализма в России (в ХУШ-Х1Х вв.), если деятельность фабрикантов-меценатов того времени, а также причины и истоки рабочих движений и революций, то Вы найдёте здесь много любопытного — в «самом советском городе», родине Первого Совета.

Немного истории

Впервые село Иваново упоминается в летописи XVI века, сообщается, что Иван Грозный дарит это село братьям своей второй жены Марии Темрюковны князьям Темрюковичам-Черскасским. Уже первое упоминание о селе указывает на то, что Иваново — это не просто село, а дорогой царский подарок. На этот факт не раз будут обращать внимание местные краеведы. Последующими владельцами села были графы Шереметевы. В XVII веке основным занятием жителей села стали промыслы. Земледелием занималась небольшая часть населения. Среди промыслов преобладало домашнее ткачество. В XVIII веке стали возникать первые ткацкие мануфактуры. Первоначально на них ткали только льняные ткани, но постепенно стали переходить на хлопчатобумажные. Еще до превращения в город за Ивановым закрепляется слава «русского Манчестера» — крупнейшего центра хлопчатобумажного производства в России, известного далеко за её пределами. В начале XIX века Иваново было селом, по своей текстильной значимости равных которому не было ни одного города в России. В селе и окружавших его слободах работало 125 текстильных мануфактур. По богатству оно превосходило многие крупные российские города. В 60-е годы XIX века историк В. П. Безобразов писал об ивановцах как о «людях беспечальных». Ивановские фабрики были построены русскими крестьянами, причём зачастую крепостными, которые благодаря накопленному богатству выкупались у своих господ. В то время бытовала поговорка: «Богат да хвастлив, как ивановский мужик».

До сих пор в Иванове работают больницы и магазины, построенные владельцами фабрик для своих рабочих; основу коллекций Ивановского объединения художественных музеев составляют собрания фабрикантов-меценатов Д. Г. Бурылина (большая часть коллекции), Н. П. Рузского, Каретниковых и других. Д. Г. Бурылин построил первый муз ей и подарил его гор оду, ныне музей носит его имя. Благодаря фабриканту Я. П. Гарелину, который написал историю Иванова, в городе была открыта первая публичная библиотека, не случайно и сегодня городская библиотека носит его имя.

С ростом промышленности в новом городе развивалось рабочее движение. Самым ярким эпизодом организованной борьбы рабочих во время революции 1905-1907 гг. стала всеобщая стачка, которая продолжалась 72 дня. В ходе ее родилась новая форма организации трудящихся — Совет рабочих депутатов — орган городского самоуправления. (В Иванове знают, что слово «совет» было подхвачено рабочими у ткачихи Степаниды Светляковой, которая, по местной легенде, устав ждать мужа, просила, чтобы мужики советовались побыстрее да расходились по домам). В Музее ситца можно увидеть огромную фотографию рабочих Ивановской фабрики того времени с умными и интеллигентными, совсем не забитыми лицами. Это не обезличенная масса. Даже общая фотография передаёт характер, индивидуальность каждого.

Слова В. И. Ленина о том, что «пролетариат московский, питерский и иваново-вознесенский... доказал на деле, что никакой ценой не уступит завоевания революции», после революции 1917 года очень возвысили город, его стали называть городом Первого Совета. В это время известный журналист Михаил Кольцов так писал о его

жителях: «Ивановец патриотичен и горд своей родиной совершенно необычайно. Равных ему по патриотизму и гордости людей можно найти только среди английских лордов, отрицающих даже теоретическую возможность существования лучших мест на земле, чем несколько сырых, плаксивых улиц в западной части Лондона» (цит. по кн.: Таганов Л. Н. «Ивановский миф» и литература. — Иваново: Издательство МИК, 2006. С. 108). Город готов стать третьей столицей пролетарского государства. Здесь во имя нового безжалостно уничтожается всё старое — храмы и монастыри. Ивановцы верят, что они строят совершенно небывалый город. Ивановский конструктивизм вошёл в справочники по истории советской архитектуры. В 1932 году в Иванове открывают Интердом, в нём живут дети лидеров коммунистического движения всего мира в сложный для них период. Так, в Интердоме жили сын Луиджи Лонго, жена Мао Дзедуна, его дочь и два его сына, здесь нашли приют дети испанских коммунистов и т. п. Интердом существует и по сей день, в нём действует уникальный музей воспитанников Итердома, многие из которых приезжали на его 70-летний юбилей.

После празднования 30-летия Первого Совета первый секретарь ивановского обкома партии И. П. Носов был вызван к И. Сталину и не смог доказать ему, что именно город Иваново, в котором Сталин никогда не был, а не Батуми является родиной Первого Совета. Так был репрессирован целый город. И в следующий раз об Иванове как о родине Первого Совета скажут лишь в середине 50-х годов после смерти «отца народов», когда встанет вопрос о праздновании пятидесятилетия этого события. И надпись «Иваново — родина Первого Совета» появится на въезде в город, и будет создано Ивановское

объединение историко-революционных музеев, которое составит помпезный Музей Первого Совета, Музей-кабинет М. В. Фрунзе, Дом семьи Бубновых, Музей Д. А. Фурманова (в городе Фурманове, который раньше назывался Середа), и появится уродливый памятник Борцам революции на площади Революции. С этим памятником в Иванове связано много шуток. Особенно возмущает ивановцев то, что «революционеры» предстают босыми. В народе ещё жива память о том, что на демонстрации протеста рабочие выходили, как на праздник, в выглаженной одежде и начищенных сапогах. В Иванове, как ни в одном другом городе, много революционных монументов, множество улиц носит имена революционеров и лидеров коммунистического движения. И нигде так запанибратски не обращаются с ними, как в Иванове. Например, проспект, носящий имя Фридриха Энгельса, в городе называют исключительно «Проспект Фридриха». Постоянно слышишь: «Троллейбус по Фридриха идёт?»

Во время Великой Отечественной войны вся промышленность города работала на оборону, сюда было эвакуировано 92 тысячи человек из занятых врагом городов, очень много эвакуированных было доставлено из осаждённого Ленинграда. На ивановском военном аэродроме формировался русско-французский лётный полк «Нормандия-Неман». Именно отсюда, из Иванова, бойцы «Нормандии-Неман» улетали в бой, сюда они возвращались или не возвращались... О славных подвигах героев-лётчиков можно узнать при посещении экспозиции «Салют, Нормандия!».

После войны Иваново культивируется как «самый советский город», самый крупный текстильный центр Советского союза, его «ситцевая столица». 12 крупных текстильных предприятий выпускают хлопчатобумажные и шерстяные тка-

ни. Всем было известно, что ивановскими тканями, выпускаемыми за год, «можно 7 раз туда и обратно проложить дорожку от Земли до Луны, 12 раз обернуть Земной шар». Но не только текстилем знаменит Ивановский край. С ивановской маркой выпускается разнообразное оборудование для текстильной промышленности (например, завод Чесальных машин, Ремизо-бёрдочный завод, Ивтексмаш и т. п.), уникальные тяжелые обрабатывающие центры, автокраны «Ивановец», экскаваторы, узлы и детали для автомобилей и другая сложная техника. В Иванове находятся завод тяжелого станкостроения, завод торфяных машин, объединение «Кранэкс», завод «Точприбор» и другие.

И хотя соотношение мужского и женского населения в советском и современном Иванове одинаковое, даже за границей знают Иваново как город невест.

Современное Иваново

Современное Иваново — это город с населением около 500 тысяч человек, площадью более 100 квадратных километров. Это 96 крупных и средних промышленных предприятий. Это студенческий город, в котором работает 20 государственных и частных вузов и филиалов вузов. Крупнейшими из вузов являются классический университет, медицинская, текстильная и сельскохозяйственная академии, инженерно-строительный, торгово-экономический, химико-технологический и энергетический университеты. Именно в эти вузы приезжают учиться иностранные студенты. Ивановские вузы известны в России и за рубежом своим качественным образованием, например, в 2006 году Международный Фонд «Ассамблея здоровья» назвал Ивановскую государственную медицинскую академию лучшим медицинским вузом года и вручил междуна-

родную премию «Профессия-жизнь». В Иванове работают художественное, медицинское, фармацевтическое, музыкальное, педагогическое училища, ряд техникумов и колледжей, которые дают выпускникам средне-специальное образование.

В городе имеется много школ, некоторые из них являются школами-лицеями с гуманитарным уклоном, где наряду с предметами обязательной школьной программы осуществляется углубленное изучение дисциплин гуманитарного или естественнонаучного цикла.

В Иванове работает ряд крупных научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов. Новым важным шагом в развитии научного потенциала Ивановской области стало открытие Института химии неводных растворов Академии наук РФ, а также Института материнства и детства. Иваново является одним из центров, где создан филиал Российской Академии наук.

Богата культурная жизнь города. Посетителей ждут Музей промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина, музей Ивановского ситца, музей Первого Совета, Художественный музей, дома-музеи художника Б. И. Пророкова, художника А. И. Морозова, выставочные залы Шереметев-центра, галереи «Парабола», Дома художников и т. п. Интерес вызывают спектакли театра костюма, которые проводятся в Музее ивановского ситца и рассказывают о мире моды в разные ее периоды.

В городе работают профессиональные музыкальный, драматический, кукольный театры. Осенью на фестиваль «Муравейник» съезжаются кукольные театры из России и ближнего зарубежья. Иваново располагает и оригинальной балетной труппой. В городских дворцах культуры работают коллективы по интересам: студии танца, аэробики, хоровые объединения, клубы любителей кино, любителей фантастики и т. п.

Большую просветительскую работу проводит в городе «Шереметев-центр», работающий под патронатом графа П. П. Шереметева, организующий бесплатные выставки ивановских художников. При «Шереметев-центре» организован прекрасный самодеятельный хор под руководством Е. Н. Боброва, известный далеко за пределами

Ивановской области и России. Активно работает в городе клуб «Деловая женщина» под руководством М. М. Разиной, организовавший уже четырнадцать Российских конкурсов «Текстильный салон», в которых принимают участие предприятия и Дома моды из России и стран ближнего зарубежья, на них разворачивается ярмарка текстильных изделий, конкурсы, показы мод и т. п. В Иванове сформировалась своя школа дизайнеров, гордостью которой являются Ирина Корнева, Татьяна Шляхтова, Татьяна Савостина, Людмила Шилина, Анжелика Калинина, Олег Бирюков, имеющие свои салоны. В 2006 году на четвёртой Международной ассамблее моды, проходившей в Москве, кафедра текстильного дизайна Ивановской государственной медицинской академии была признана «лучшей школой моды» России.

Центры досуга для детей и юношества

В городе плодотворно работает Дворец детского и юношеского творчества, дипломант Российского конкурса учреждений дополнительного образования, удостоенный званий «Школа века» (2001 год), «Школа высшей категории» (2004 год), «Академическая школа» (2004 год).

Всего в 120 объединениях различного профиля десяти направлений занимается более 2,5 тысяч детей в возрасте от 4 до 22 лет. Невозможно рассказать о всех. Наиболее уникальными, на наш взгляд, являются коллективы:

• образцовая Хоровая школа мальчиков (руководитель — Заслуженный работник культуры России А. М. Жуковский), более 20 лет развивающая русские традиции мужского хорового пения, неоднократный победитель конкурсов хоровой музыки: «Хрустальная лира», «Жар-птица», «Поющее детство», «Серебряные голоса»; капелла, неоднократно удостоенная чести выступать в храме Христа Спасителя, на съездах педиатров России, неоднократно представлявшая культуру России в странах Европы: Голландии, Германии, Италии;

• образцовый театр моды «Алиса» (руководитель — Отличник просвещения РСФСР Е. А. Заварина), более 15 лет является школой трудолюбия, эстетического вкуса, мастерства и творчества для детей с 5 до 20 лет. Дети сами при-

думывают костюмы, сами шьют и демонстрируют их. Коллектив является одним из первых членов Международной Ассоциации детских театров моды «Золотая игла» и многократным лауреатом и обладателем Гран-при городских, областных, региональных, Всероссийских конкурсов: «Золотая нить», «Утренняя звезда», «Образ», «Золотое кольцо», «Самоцветы России».

В городе работает множество студий, кружков, спортивных секций, спортивных школ Олимпийского резерва по спортивной и художественной гимнастике, волейболу, спортивному ориентированию, конькобежному спорту, греко-римской борьбе, художественная школа, несколько музыкальных школ.

Участники эстрадной студии «А + Б» при Дворце текстильщиков несколько раз были лауреатами конкурсов «Утренняя звезда», принимали участие в «Фабрике звёзд».

С 1998 года в ивановском цирке ежегодно проводится фестиваль детских цирковых коллективов им. В. А. Волжанского, в котором принимают участие юные любители циркового искусства более чем из 20 регионов России.

Первой в России в 1992 году была создана Ивановская группа Гаагской международной Модели ООН (ныне Ассоциация международного сотрудничества и молодёжной дипломатии). Она является звеном одной из крупнейших международных школьных программ дополнительного образования. Гаагская международная Модель ООН (The Hague International Model United Nations) охватывает более четырех тысяч школьников и трехсот учителей из почти ста стран мира. Ее цель — воспитание взаимопони-

мания среди молодежи, принадлежащей к различным народам, общественно-политическим и образовательным системам, — вытекает из Устава Организации Объединенных Наций, при Департаменте общественной информации которой она аккредитована как неправительственная общественная организация.

Основная форма деятельности Гаагской Модели ООН — проведение международных встреч-конференций школьников, в ходе которых обсуждаются насущные проблемы современности и вырабатываются проекты их решения. На этих конференциях, моделирующих деятельность Генеральной ассамблеи ООН, школьники представляют любую страну мира (кроме своей собственной).

Ивановская Группа Гаагской Международной Модели ООН объединяет учащихся 8-11-х классов школ Иванова и области и студентов младших курсов ивановских вузов. В настоящее время в группе занимается около ста человек.

Модели ООН, в которых участвуют ивановские делегаты: Афинская, Московская, Ярославская, Берлинская, Стамбульская, Гаагская, Санкт-Петербургская, Гейдельбергская, Хаарлемская, Стокгольмская.

Знаменитые люди Ивановского края

Среди знаменитых людей, внёсших свою лепту в историю, науку и культуру России, есть немало ивановцев.

Тем, кто увлекается русской литературой, интересно будет узнать, что ивановские корни имеют такие поэты Серебряного века, как К. Д. Бальмонт и М. И. Цветаева, революционный

писатель автор романа «Чапаев» Д. А. Фурманов, поэты-фронтовики А. Лебедев, Н. Майоров, М. Дудинцев.

К. Д. Бальмонт («нерусский Бальмонт, заморский Бальмонт», по определению Марины Цветаевой) вспоминает своё детство так: «Я начал писать стихи в возрасте десяти лет. Это было в родной моей усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, в лесном уголке, который до последних дней жизни буду вспоминать как райское, ничем не нарушенное радование жизни». В Шуйском историко-художественном и мемориальном музее его жизни и творчеству посвящена экспозиция «Странствующий поэт». Шуя — районный центр Ивановской области, находится в 30 км от г. Иванова.

Те, кто занимается архитектурой, не могут не знать основоположников русского конструктивизма братьев Весниных, родиной которых является г. Юрьевец.

Детство знаменитых режиссёров Андрея Тарковского и Александра Роу также прошло на юрьевецкой земле.

Среди ивановцев было немало военачальников: маршал А. М. Василевский (командир 3-го Белорусского фронта, 1-й замминистра обороны СССР), генерал артиллерии Н. М. Хлебников, адмирал Г. И. Невельский, контр-адмирал А. Н. Мотрохов. С Ивановским краем тесно связана деятельность М. В. Фрунзе, наркома по военным и морским делам в 20-е годы XX века. Он не забывал своего города, так, благодаря ему, в 1932 году в Иваново был эвакуирован Рижский политехнический институт, ставший базой для создания основных вузов города.

Ивановская земля дала России таких учёных, как братья-химики Реформатские, экономист Н. Д. Кондратьев, учёные-медики: Н. М. Иценко, А. М. Предтеченский, Ю. Е. Выренков, Н. Н. Ваганов, О. М. Лаго, О. Я. Боксер, Г. М. Шпуга, Е. С. Мясоедов и многих-многих других.

Выпускники Ивановской государственной медицинской академии Т. Б. Дмитриева, Т. В. Яковлева, А. Таранов стали государственными деятелями в области здравоохранения.

Знаменитый модельер Вячеслав Михайлович Зайцев тоже родом из Иванова. Из этого города и трио «Меридиан», великолепно исполняющее песни М. Таривердиева.

Палех вдохновил на творчество Б. Пильняка, Иваново не раз упоминается в произведениях В. Маяковского; как «город второй категории снабжения» Иваново стало героем знаменитого в 70-е годы стихотворения Е. Евтушенко «Москва-Иваново».

Ивановская земля, Волга с её просторами вдохновили на творчество многих выдающихся людей: художника И. Левитана, композиторов А. П. Бородина и А. С. Аренского, драматурга А. И. Островского.

Как ни странно, но Иваново тесно связано с именем Ф. М. Достоевского.

Ивановкой была Аполлинария Прокофь-евна Суслова, болезненная любовь Ф. М. Достоевского, страстная и противоречивая, ставшая прообразом многих роковых героинь его романов. Прообразом Петра Верховенского в «Бесах» стал ивановец С. Г. Нечаев.

Архитектура города Иванова

В архитектурном облике Иванова нет того обилия памятников прошлых веков, как в городах «Золотого кольца». Мы можем назвать лишь деревянную Успенскую церковь XVII века, каменную Щудровскую палатку начала XVIII века. Привлекает внимание Введенская (Красная) церковь начала XX века, построенная в «русском» стиле. Она возведена на деньги, собранные жителями в 1909 году. Сохранилась она благодаря тому, что до революции не была освящена. Очень интересен архитектурный ансамбль особняков фабриканта Бурылина конца XIX века. Здания представляют собой великолепные образцы модерна, в них находятся Музей ситца и Историко-краеведческий музей. В этом же стиле построены здания на проспекте Ленина, среди которых«Куражовские ряды».

Образцами советской промышленной архитектуры стали первенцы индустриализации — фабрика им. Ф. Э. Дзержинского, Меланжевый комбинат, прядильный корпус «Красной Талки». В 20-30-е годы в городе было построено много

новых зданий. Не случайно В. Маяковский писал: «Москва и Иваново строились заново». Это шедевр конструктивизма — здание банка, созданное по проекту архитекторов Весниных, Дом-корабль, Дом-подкова, Дом-коммуна в Рабочем поселке, гостиница «Центральная», здание 32-й школы, сверху по очертаниям напоминающее птицу с распростертыми крыльями. Классическими образцами стиля «советский ампир» являются здания медицинской академии и главный корпус государственного классического университета. Среди построек конца XX века интересны Дворец культуры «ИВТЕКС», Дворец искусств, украшенный прекрасными росписями палехских мастеров, в котором разместились драматический, кукольный и музыкальный театры, а также здание цирка, которое является одним из лучших в стране.

Иваново отличается от других городов еще и тем, что в нем много памятников, связанных с революционным прошлым России. Память о событиях революции 1905-1907 гг. и Октябрьской социалистической революции хранят улицы и парки, дома и монументы современного города: мемориальный комплекс «Красная Талка», Музей первого Совета, монумент Борцам революции, находящийся на площади Революции.

ГОРОДА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЛЁС

В 70 километрах от Иванова есть небольшой городок, который называют жемчужиной среднерусской природы. Это Плёс, он стоит на Волге, и его название повторяет наименование прямого отрезка реки от поворота до поворота.

Маленькая деревянная крепость Плёс была построена в 1409 году по указу великого князя Василия Дмитриевича на вершине высокой Соборной горы (сейчас гора Свободы) высотой 70 км. Крепость строилась для защиты Костромы от набегов казанцев. По легенде, когда-то здесь стоял полусказочный город Чувиль — «птичье царство».

Первые десятилетия существования не были счастливыми для городка: в 1419 году в Плёсе была эпидемия чумы, а в 1429 году город был сожжен казанцами. Потом для приволжского городка наступает период спокойствия. В 1609 году отряд поляков вновь сжег городок вместе с его деревянной крепостью. Но Плёс возродился, в конце века там начинается каменное строительство. От этого времени сохранился Успенский собор, возникают полотняные фабрики, город служит волжским портом большого промышленного района.

В конце XIX века Плёс сыграл важную роль в истории русской культуры. Тихий живописный городок на берегу Волги привлекает внимание художников, артистов, писателей. Здесь бывали художники И. Е. Репин, В. В. Верещагин. Особую славу городку на Волге создали картины Левитана. И. И. Левитан провел в Плёсе два летних сезона (в 1886 и 1888 годах), было написано более 40 картин, в частности, картины «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Осень. Мельница», «Вечерний звон».

В доме, где останавливался художник, открыт Дом-музей Левитана. Перед входом стоит бюст Исаака Ильича. В мезонине дома воспроизведена обстановка тех времен. На первом этаже расположена экспозиция, выставлены несколько его работ (пейзажи «Дорога», «Этюд», «Волга», «Осень») и полотна пейзажистов, его учителей и учеников: А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, Н. П. Чехова.

Недалеко от музея И. Левитана находится постоянно действующая выставка «Лаковая миниатюра Палеха и Холуя» и музей Современного пейзажа, в котором можно познакомиться с картинами российских и европейских художников.

Сегодняшний Плёс — это город-заповедник, город-курорт. Здесь расположены дом отдыха «Плёс», пансионаты, Дом творчества союза театральных деятелей, санатории. Недалеко от Плёса есть дом отдыха «Порошино», здесь была дача великого русского певца Ф. И. Шаляпина. Не забывают эти места и современные художники Иванова, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов.

ПАЛЕХ

В нескольких десятках километров от Иванова находится старинное живописное село Палех, известное ещё с XIV века. Из 6400 жителей села 540 — художники. В художественном училище Палеха сейчас обучается 112 студентов из разных уголков России. Поступить в училище и учиться там в течение 4 лет непросто, потому что палешане тщательно сохраняют своё искусство.

Палехскому иконописанию более трехсот лет. В советские времена иконописные мастерские прекратили свое существование. Многие мастера стали заниматься крестьянским трудом. Драгоценная художественная традиция могла погибнуть. Самые талантливые мастера Палеха стали думать, где им применить свое искусство на основе новых традиций. И они стали расписывать лаковые изделия с основой из папье-маше — шкатулки, пластины, украшения: броши, кольца, серьги.

5 декабря 1924 года в Палехе была организована «Артель древней живописи». С этого момента палехское дело развивается очень быстро. В 1925 году Палех завоевывает Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Из Венеции приходит приглашение открыть школу палехского мастерства в Италии. Палешане отвечают, что создадут ее на своей земле. При Палехских художественно-производственных мастерских было открыто художественное училище, которое стало готовить мастеров росписи шкатулок, украшений. Так на стыке древней культуры и современности, на переломе двух эпох русской истории родился новый вид народного творчества.

Темы палехской миниатюры широки. Художники изображают героев сказок, народных песен, былин, картины крестьянского труда и отдыха. Интересны работы, в которых сказочная манера письма отражает исторические и общественно значимые преобразования XX века: первые пятилетки, первый полёт человека в кос-

мос и т. п. Палехская миниатюра отражает очень гармоничный мир, единство человека и природы. Фигуры удлинённые, как на древних иконах. Палехскую миниатюру нельзя смотреть мимоходом, её нужно рассматривать, созерцать, и тогда гармония, добро и согласие придёт в Вашу душу.

Современные палехские иконы украшают восстановленные и заново построенные церкви во многих городах России.

Живут художники в небольшом красивом, зеленом поселке. Посреди поселка стоит памятник архитектуры XVIII века — пятиглавая Крестовоздвиженская церковь со стройной шатровой колокольней. Внутри церкви находится великолепный резной иконостас. Его изумительные иконы написаны палехскими мастерами в XVIII веке.

С историей развития художественного промысла можно познакомиться в Государственном музее Палехского искусства, его коллекция отражает историю развития Палеха, связь с родственными промыслами в сёлах Холуй, Федоскино, Мстёра, позволяет познакомиться с авторскими работами палехских художников.

Палех хранит память о И. И. Голикове — живописце, взрывной темперамент которого сделал всемирно известными «Тройки», «Битвы», «Охоты на оленя». Его дом-музей рассказывает об удивительных связях между иконописью и национальным искусством.

Палешане свято хранят память о своих земляках — народных художниках П. Д. Корине и Н. М. Зиновьеве, о других мастерах — зачинателях нового искусства.

В Палехе действует Дом ремёсел, в студиях которого (глиняная скульптура, лоскутное шитьё, резьба и роспись по дереву, мягкая игрушка, плетение из ивового прута) развивают свои творческие способности более 100 детей.

В селе есть прекрасная библиотека, в которой хранятся рукописные и старопечатные книги XVII-XVIII вв. Работники библиотеки ведут большую просветительскую деятельность, бескорыстно знакомя детей с историей мирового искусства и историей искусства родного Палеха.

ХОЛУЙ

Искусство лаковой миниатюры развивается и в другом поселке Ивановской области, раскинувшемся на берегах реки Тезы — Холуе, известном ещё с XIII века. Каждую весну река разливается и затопляет центр села, жители плавают между домами на лодках, но упорно не переселяются в другие места. Иконописный промысел зародился здесь ещё в XVI веке. В начале XVII века это было место двух ежегодных ярмарок, на которых проходила оживлённая торговля иконами. Холуйские мастера вольно передавали религиозные сюжеты, которые приобретали характер бытовых крестьянских сцен. Но расписывали они и храмы многих городов, в частности, Успенский собор Московского Кремля, Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

Миниатюрной живописью в Холуе стали заниматься в 1932 году. В отличие от Палеха холуйские художники отводят значительную роль пейзажу, колорит их произведений строится на теплых (желтых, оранжевых, красных, коричневых) тонах или насыщенных сине-зеленых. И сюжеты, и фигуры на холуйских миниатюрах более реалистичны, фон палехских миниатюр только черный, а в холуйские работы включён цвет.

В селе есть своё училище живописи, Музей холуйского искусства, насчитывает около 5 тысяч единиц хранения. Гордостью музея являются уникальные деревянные произведения XVШ-XIX вв. и коллекция вышивки XIX — начала XXI в. Это скатерти, полотенца и другие предметы, выполненные в традиционной для Холуя технике белой глади и вышивки-строчки. Ежегодно в селе проводится Тихвинская ярмарка и Фестиваль холуйского искусства, на котором демонстрируются образцы холуйской иконописи, лаковой миниатюры, художественной вышивки и строчки.

[иваново]

НОВО-ТАЛИЦЫ

В 3 км от г. Иванова находится посёлок Ново-Талицы, известный своим Музеем семьи Цветаевых. Здесь семья Цветаевых жила с 60-х годов XIX века, сохранился подлинный дом и мемориальные вещи. Дом стоит на крутом берегу реки Вергузы. Экспозиция музея посвящена быту и традициям русского дома как явления российской жизни XIX-XX вв., она рассказывает о нескольких поколениях этой замечательной семьи, оставившей глубокий след в российской культуре. Дед Марины Цветаевой Владимир Васильевич Цветаев был священником местного храма Николая Чудотворца, вёл большую просветительскую деятельность. По его учебнику изучало Священную историю не одно поколение ива-новцев, в частности поэт Бальмонт, чем Марина Цветаева всегда гордилась. Здесь прошло детство четырёх его сыновей: Петра, Ивана, Фёдора и Дмитрия. Пётр Владимирович до конца дней оставался священником Ново-Талицкой церкви, жил в этом доме и продолжил дело отца. Фёдор Владимирович был учителем словесности, его учеником был прозаик Иван Шмелёв. Дмитрий Владимирович стал историком, профессором Московского и Варшавского университетов, основателем и первым директором Российского Государственного Архива древних актов. Иван Владимирович, профессор Московского университета, основал Музей изобразительных ис-

кусств им. Пушкина в Москве. Марина Ивановна Цветаева, как и её сестра Анастасия Ивановна, на всю жизнь сохранила чувство связи с ново-та-лицким домом, с Ивановской землёй.

В очерке «История одного посвящения» Марина Цветаева пишет: «Оттуда, из села Талицы, близ города Шуи, наш цветаевский род. Священнический. Оттуда — Музей Александра III на Волхонке (деньги Мальцева, замысел и четырнадцатилетний безвозмездный труд отца), оттуда мои поэмы по две тысячи строк и черновики к ним — в двадцать тысяч, оттуда у моего сына голова, не вмещающаяся ни в один головной убор. Наша примета.

Оттуда — лучше, больше, чем стихи (стихи от матери, как и остальные мои беды), — воля к ним и ко всему другому — от четверостишия до четырёхпудового мешка, который нужно поднять — что! — донесть.

Оттуда — сердце, не аллегория, а анатомия, орган, сплошной мускул, несущее меня вскачь в гору две версты подряд — и больше, если нужно, оно же, падающее и опрокидывающее меня при первом вираже автомобиля. Сердце не поэта, а пешехода... Пешее сердце всех моих лесных предков от деда о. Владимира до пращура Ильи (имеется в виду Илья Муромец, родившийся во Владимирском крае, в г. Муроме).

Оттуда (село Талицы, Владимирской губернии, где я никогда не была), оттуда — всё».

ЮРЬЕВЕЦ

гнездятся большие стаи чаек, серых цапель, уток. Здесь много ягод и грибов. В озёрах можно ловить карасей. Зимой на острова по льду захаживают волки и лисицы.

Юрьевец — небольшой городок с 13 тысячами населения, он включён в список 115 древнейших городов России с ограничением промышленного строительства. Его построил в 1225 году владимирский князь Юрий Всеволодович как крепость для охраны северо-восточных границ Владимиро-Суздальского княжества. История Юрьевца Повольского (так город назывался раньше: Повольский обозначает по Волге) — это история России. О ней рассказывается в местном Историко-краеведческом музее.

С Юрьевцем неразрывно связано имя выдающегося российского кинорежиссёра Андрея Тарковского, который родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье Юревецкого района. Его детские годы прошли в самом Юрьевце, в доме, где с 1933 года жили его дед и бабушка по материнской линии. Здесь Андрей с матерью и сестрой жил во время Великой Отечественной войны, эвакуировавшись из Москвы. Детские впечатления нашли своё отражение в творчестве кинорежиссёра. Отсюда, из древнего Юрьевца, с Волги неторопливость его картин, их пророческая недосказанность, их философская грусть. Отсюда порывы ветра, неожиданные короткие дожди, широкие земные и водные просторы в его кинолентах. Юрьевец — это его «Зеркало»: «Моё детство я помню очень хорошо, потому что для меня это самый главный период в моей жизни. Самый

Город Юрьевец живописно раскинулся на берегах реки Волги. Узенькие кривые улочки бегут вверх. Ширина Волги здесь благодаря Горьковскому водохранилищу более 8 км. В центре волжской глади находится гряда уникальных по своей красоте песчаных Асафовых островов, вытянувшихся на несколько километров вдоль города. Острова заросли соснами. На них шесть небольших озёр, температура в которых на 5-7 градусов выше, чем в Волге. Летом на островах

главный, потому что он определил все мои впечатления, которые сформировались в позднее время», — так сказал сам А. Тарковский в одном из своих интервью (Таганов Л. Н. «Ивановский миф» и литература. — Иваново: Издательство МИК, 2006. — 340 с., с. 301).

Ежегодно в день рождения Андрея Тарковского в Юрьевце проводятся его дни, на которые съезжаются известные режиссёры, актёры, почитатели его таланта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В доме его деда и бабушки открыт единственный в стране музей, посвященный А. Тарковскому, где можно увидеть уникальные реликвии — рисунки маленького Андрея, его каракули на детских записках, его подростковые письма, здесь в кинозале можно посмотреть его картины.

Юрьевец сформировал взгляды и отношение к природе ещё одного знаменитого российского режиссёра Александра Роу, которого все любят за его знаменитые киносказки «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Конёк-Горбунок», «Кощей Бессмертный», «Новые похождения кота в сапогах», «Королевство кривых зеркал»... Картины А. Роу проникнуты поэзией, юмором, фантастической романтикой. Роу придавал особое значение сочетанию зрительных образов с музыкальными. В сентябре проводится Областной фестиваль детских фильмов «Дети и сказка. Памяти А. Роу».

Юрьевец стал источником вдохновения для Исаака Левитана, который, очарованный красотой его окрестностей и Кривоозёрского монастыря, пишет здесь свои картины «Тихая обитель», «Пасмурный день на Волге».

В Юрьевце родились знаменитые архитекторы-конструктивисты братья Веснины: Леонид Александрович, Виктор Александрович, Александр Александрович — создатели промышленного дизайна. Они создали архитектурный ансамбль Днепрогэс, Дворец культуры им. Лихачёва в Москве, несколько зданий в Иванове. Единственный в России музей архитекторов Весниных находится в их родовом гнезде, в доме,

где прошли их детские годы.

* * *

Вячеслав Михайлович Зайцев

Воспользовавшись приездом в Иваново народного художника России Вячеслава Михайловича Зайцева, мы задали ему несколько вопросов.

Напомним, что Вячеслав Михайлович создал свою первую коллекцию модной одежды 50 лет назад, французская пресса назвала его русским Диором, основоположником русского стиля в моде. До В. М. Зайцева русского дизайна просто не существовало. Вспомните сценические костюмы таких легенд русской эстрады, как Клавдия Шульженко, Эдита Пьеха, первый балахон Аллы Пугачевой — всё это творения Зайцева..

Ни мировая известность, ни непомерная занятость/загруженность не препятствуют его связям с родным городом. Вячеслав Михайлович постоянно приезжает и работает в Иваново. Он член жюри «Текстильных салонов», ежегодно — вот уже четырнадцать раз — организуемых им вместе с Ивановским клубом «Деловая женщина». На последнем конкурсе в салоне свои работы показали студенты из Иванова, Ярославля, Костромы, Смоленска, Харькова. А теперь ещё с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.