Научная статья на тему 'Выставка Дмитрия Тугаринова: традиции и современность'

Выставка Дмитрия Тугаринова: традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
23
1
Поделиться
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / ДМИТРИЙ ТУГАРИНОВ / АФИНА ПОПАНДОПУЛО / МОСКОВСКАЯ СКУЛЬПТУРНАЯ ШКОЛА / RUSSIAN ACADEMY OF ARTS / DMITRY TUGARINOV / ATHENA POPANDOPULO / MOSCOW SCHOOL OF SCULPTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тугаринова София Дмитриевна

16 февраля в Москве в залах Российской Академии художеств открылась выставка скульптора Дмитрия Никитовича Тугаринова, действительного члена РАХ, заслуженного художника РФ, лауреата премии Московского комсомола. Масштабная экспозиция, занявшая 10 залов и включившая в себя около 350 скульптурных произведений, приурочена к 60-летнему юбилею мастера. Также в одном из залов были экспонированы работы супруги Тугаринова скульптора Афины Георгиевны Попандопуло. Она известна неповторимыми портретными образами, а также использованием инновационных технологий и пластических методик в жанре портрета.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тугаринова София Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dmitry Tugarinov’s exhibition: traditions and modernity

The exhibition of the sculptor Dmitry Nikitovich Tugarinov, the full member of the Russian Academy of Art, the honored artist of Russian Federation, Moscow Komsomol prizewinner, was opened on 16 February in Moscow halls of the Russian Academy of Arts. The large-scale exhibition, occupied 10 halls and included about 350 works of sculpture, is timed to coincide with the foreman’s diamond anniversary. There were also exhibited the works of Tugarinov’s wife, whose name is Afina Georgiyevna Popandopulo, in one of the halls. She is famous for her inimitable portrait images and for the using of the innovative technologies and the plastic techniques in the genre of portrait.

Текст научной работы на тему «Выставка Дмитрия Тугаринова: традиции и современность»

The Art Of Eurasia No. 1(2) . 2016

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.013

УДК 730

ВЫСТАВКА ДМИТРИЯ ТУГАРИНОВА: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Тугаринова София Дмитриевна Журналист, искусствовед, аспирант, Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Россия, г. Москва. sonyatug@gmail.com

16 февраля в Москве в залах Российской Академии художеств открылась выставка скульптора Дмитрия Никитовича Тугаринова, действительного члена РАХ, заслуженного художника РФ, лауреата премии Московского комсомола. Масштабная экспозиция, занявшая 10 залов и включившая в себя около 350 скульптурных произведений, приурочена к 60-летнему юбилею мастера. Также в одном из залов были экспонированы работы супруги Тугаринова — скульптора Афины Георгиевны Попандопуло. Она известна неповторимыми портретными образами, а также использованием инновационных технологий и пластических методик в жанре портрета.

Ключевые слова: Российская Академия художеств, Дмитрий Тугаринов, Афина Попандопуло, московская скульптурная школа.

Библиографическое описание для цитирования:

Тугаринова С.Д. Выставка Дмитрия Тугаринова: традиции и современность // Искусство Евразии. - 2016. - № 1(2). - С. 150-155. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.013. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/501557/29/

С именем Дмитрия Никитовича Тугаринова возникает несколько ярких ассоциаций. Во-первых, два памятника генералиссимусу Суворову, которые были установлены в Швейцарии в конце 1990-х годов. Во-вторых, участие скульптора в воссоздании Храма Христа Спасителя, для которого Тугаринов слепил две фигуры — царицы Елены и императора Константина. В-третьих, но не в последних, — многочисленные произведения, установленные в московском парке искусств Музеон, среди которых «Туфельки», памятник скульптору Эрьзе, композиция из известняка и бронзы «Вознесение». Ассоциативный список можно продолжать еще долго.

Безусловно, юбилейная выставка в Академии художеств — это своеобразный жизненный и творческий смотр, к которому нужно долго готовиться. В процессе работы над экспозицией Тугаринов хотел придумать интересный ход, который мог бы выделить выставку, отличить ее от остальных. Тогда он предложил своей супруге Афине Попандопуло совместную экспозицию. Несмотря на то, что чета Тугаринова-

Аннотация

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1(2) . 2016

Попандопуло часто участвует в различных выставочных мероприятиях, однако в таком монументальном, серьезном и представительном ключе, как в Академии, ничего подобного прежде не организовывалось.

Тугаринов разделил десять залов по хронологическому и тематическому принципам. Встречала гостей уже упомянутая выше композиция «Туфельки» — маленькая девочка, пытающаяся дефилировать в маминой обуви на высоком каблуке. Многие помнят, что на прошлой юбилейной выставке Тугаринова в Академии десять лет назад эта композиция располагалась на том же самом месте. Желая сохранить эту добрую традицию, скульптор добавил изюминку — поместил девочку в туфлях на своеобразную хаотичную гору из небольших скульптур.

Рис. 1. Д.Н. Тугаринов. Композиция скульптура «Туфельки», идущая по импровизированной свалке скульптур.

Автор фото: П.В. Добролюбов.

Первый зал, что логично, был посвящен работам студенческой и ранней постстуденческой поры. Здесь были представлены фотопланшеты с произведениями, находящимися в музеях по всей стране и за рубежом; несколько вариантов композиции «Тройка», а также, как ни странно, многофигурная композиция «Детство великого скрипача», датируемая 2015-м годом. Дело в том, что сюжетный замысел этой работы возник у Тугаринова много лет тому назад, однако удалось воплотить его в жизнь сравнительно недавно.

ТЬе Ал Of Еш^а N0. 1(2) . 2016

Второй зал неофициально был назван Залом боевой славы — из-за многочисленных проектов памятников и композиций на военную тематику. Безусловно, главное место занимает история двух памятников генералиссимусу Александру Суворову, установленных в Швейцарии на перевале Сен-Готард и в Эльме. Были представлены проекты монументов маршалу Жукову, государственному деятелю Петру Столыпину, а также модель памятника основателю природного заповедника Аскания-Нова Фридриху Фальц-Фейну, установленного на Украине в 2009 году. Сбавить обороты парадности и пафоса были призваны две многофигурные композиции — «Ножички» и «Война с граблями». Последняя работа, благодаря использованию автором садовых грабель в качестве тумбы, имеет все признаки типичной современной инсталляции.

Дмитрий Тугаринов известен своим особым подходом к изображению людей и, как следствие, имеет неповторимый почерк в портретном жанре. Этому были посвящены три последующих зала. Давая многочисленные интервью, скульптор не устает повторять: ему важен характер и внутренняя сущность человека, нежели внешний вид, награды, регалии и прочие атрибуты имиджа и статуса. Попытки обнародования характеров выразились в портретах художников Аарона Буха, Натты Конышевой, оперного певца Федора Шаляпина, поэта Николая Рубцова, артиста театра и кино Виктора Авилова... Список портретируемых можно продолжать бесконечно. Интересно, что загадку композиции «Зеркало русской революции», созданной в 2009 году, зрители до сих пор не могут разгадать... Что означают осколки и разбитое стекло, через которое шагает Лев Толстой? На этот вопрос априори нельзя дать точный ответ...

Рис. 2. Д.Н. Тугаринов. Слева направо:

- Портрет героя Отечественной войны 1812 года генерала Леонтьева.

- Памятник А.В. Суворову на перевале Сен-Готтард (Швейцария).

- Триединство (Великая, Белая и Малая). Автор фото: П.В. Добролюбов.

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 1(2) . 2016

Рис. 3. Д.Н. Тугаринов. Слева направо:

- Проект памятника актеру Георгию Вицину для Москвы.

- Черный обелиск (Кальмптхаут, Бельгия).

- Надгробие Э. Иванову (Троекуровское кладбище, Москва).

- Проекты памятника Осипу Мандельштаму для Москвы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Портреты Федора Шаляпина. Автор фото: П.В. Добролюбов.

Зал Афины Попандопуло — «специального гостя», судя по примечанию в пригласительных билетах — означал, что половина выставки позади. В небольшом камерном зале были экспонированы портреты родных Афины Георгиевны и ее друзей-коллег по художественному цеху — отца Георгия Попандопуло, скульпторов Александра Цигаля, Дмитрия Степанова, Андрея Асерьянца, Марии Калмыковой и других. Сама Попандопуло объясняет выбор именно этих работ следующим образом: «То, что я представила в Академии, — в этих портретах я абсолютно уверена и надеюсь, что изображаемым мною людям они тоже импонируют». Любопытно, что Попандопуло и Тугаринов уже много лет работают вместе. В этой связи особенно интересно мнение Дмитрия Никитовича: «Кто-то из художников сказал, что Афина делает портреты людей, похожие на них больше, чем люди являются в натуре. Она берет сущность человека и очень локально и интеллигентно ее изображает. Пошутить, сыронизировать и посмеяться, никого не обидев, — и есть настоящее искусство».

Шуточное настроение продолжалось и в следующем зале. Он был посвящен любимой Тугариновым теме русских народных сказок. В некоторых случаях, например, в многофигурной композиции «Золотой петушок» скульптор применил компиляционный метод, используя вместе образы шамаханской царицы, восточного мудреца, царя Додона и венчающую композицию двуглавую птицу.

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 1(2) . 2016

Рис. 4. Д.Н. Тугаринов. Слева направо:

- Пьяный царь (У царя был двор, на дворе был кол).

- Дитя семи нянек.

- Золотой петушок.

- Три сучьих состояния.

- Кулик болото славит. Ввнизу:

- Любимое платье голого короля и жулики.

- Паша и пашет.

Автор фото: П.В. Добролюбов.

Предпоследний зал имел особое настроение. В нем располагались работы на религиозную тему. Были представлены фотопланшеты с фигурами царицы Елены и императора Константина, воссозданные для Храма Христа Спасителя; композиция «Вознесение», установленная в парке искусств Музеон; врата в храм Свято-Анастасиевского ставропигиального женского монастыря в Житомире... Под потолком находилась двухметровая игла, в ушко которой стройно шагали верблюды.

Несомненен тот факт, что, пройдя все залы и изучив многочисленные работы, наверняка захотелось бы остаться наедине с мыслями. И последний зал, названный «Березовой рощей», был своеобразным медитативным павильоном, где, в окружении знаменитых кустодиевских дам в гимнастических позах, посетители переживали полученные эмоции.

Конечно, охватить все творчество Тугаринова невозможно. Более того, на выставке были экспонированы далеко не все произведения Дмитрия Никитовича. Несомненно, что стахановец от скульптуры Тугаринов не исчерпал свой творческий потенциал. В одном интервью он заявил, что реализовал всего лишь два процента от общего числа идей, которые крутятся в голове. Что ж, лучшее, как известно, впереди...

Статья поступила в редакцию 29.02.2016 г.

The Art Of Eurasia No. 1(2) . 2016

HcKyccxBo EBpa3HH № 1(2) . 2016 elSSN 2518-7767

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.013

DMITRY TUGARINOV'S EXHIBITION: TRADITIONS AND MODERNITY

Tugarinova Sofia Dmitrievna Journalist, art critic, graduate student, Moscow State Academic Art Institute named after V.I. Surikov. Russia, Moscow. sonyatug@gmail.com

Abstract

The exhibition of the sculptor Dmitry Nikitovich Tugarinov, the full member of the Russian Academy of Art, the honored artist of Russian Federation, Moscow Komsomol prizewinner, was opened on 16 February in Moscow halls of the Russian Academy of Arts. The large-scale exhibition, occupied 10 halls and included about 350 works of sculpture, is timed to coincide with the foreman's diamond anniversary. There were also exhibited the works of Tugarinov's wife, whose name is Afina Georgiyevna Popandopulo, in one of the halls. She is famous for her inimitable portrait images and for the using of the innovative technologies and the plastic techniques in the genre of portrait.

Keywords: Russian Academy of Arts, Dmitry Tugarinov, Athena Popandopulo, Moscow School of Sculpture.

Bibliographic description for citation:

Tugarinova S.D. Dmitry Tugarinov's exhibition: traditions and modernity. Iskusstvo Evra%ii - The Art of Eurasia, 2016, No. 1(2), pp. 150-155. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.013. Available at: https://readymag.com/u50070366/501557/29/ (In Russian).

Received: February 29, 2016.