DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.012 УДК 7.036; 730; 72.04
ФИНСКИЕ УЧЕНИЦЫ РОДЕНА -СИГРИД АФ ФОРСЕЛЛИС И ХИЛЬДА ФЛОДИН
Михалкова Татьяна Кирилловна Искусствовед, член АИС, член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России, Россия, г. Санкт-Петербург.
Аннотация
Сигрид аф Форселлес (1860—1935) стала ученицей Родена в 1882-м году и помогала прославленному скульптору при создании композиции «Граждане Кале». В 1901-м году Сигрид стала первой финской женщиной-художником, приглашенной в Национальное общество французских художников. Самой известной самостоятельной работой Форселлес является пятичастный рельеф «История человеческой души», четыре части которого находятся в церкви Каллио в Хельсинки. Хильда Флодин (1877—1958) обучалась у Родена с 1903-го по 1906-й годы. Она известна, в основном, как автор скульптурного декора здания страхового общества «Похьела» в Хельсинки. Флодин вернулась в Финляндию в 1906-м году и занялась гравюрой, рисунком и иллюстрацией. В 1907-м году она стала единственной женщиной-графиком, участвовавшей в Первой выставке художников-графиков в Финляндии. Факт кратковременного ученичества Сигрид аф Форселлес и Хильды Флодин у Родена показателен как пример притягательности Парижа в конце XIX — начале XX века для деятелей финской культуры.
Ключевые слова: Роден, Париж, финская культура, Сигрид аф Форселлес, Хильда Флодин, Жюльен Леклерк, Атенеум, выставка, скульптурная композиция, Похьела, документы.
Библиографическое описание для цитирования:
Михалкова Т.К. Финские ученицы Родена — Сигрид аф Форселлис и Хильда Флодин // Искусство Евразии. - 2018. - №3(10). - С. 142-150. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.012. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/ u50070366/1135734/23/
В 1880-1900-е годы в Париже было довольно много представителей культуры северных стран: художников, скульпторов, писателей, публицистов. Все они хотели тем или иным образом сблизиться с миром парижской богемы. Огюст Роден не выбирал себе в ассистенты случайных людей, обычно пару лет начинающий скульптор проходил у него школу ученичества, позже становясь помощником мэтра. Так было и с двумя финскими ученицами: Сигрид аф Форселлес и Хильдой Флодин.
О Сигрид аф Форселлес (1860-1935) сведения весьма скупы. Известно, что она приехала в Париж в 1880-м году, то есть в тот год, когда Роден получил заказ «Врата Ада». Через два года Сигрид стала ученицей Родена.
Рис. 1. Сигрид аф Форселлес, фото, ориентировочно 18871891 гг. Источник: Ьирз://www.finna.fi
Рис. 2. Сигрид аф Форселлес за работой, 1900 год. Ьирз://fi.wikipedia.org
Ее соратницей и подругой была возлюбленная Родена Камилла Клодель (Роден познакомился с Камиллой в 1883 году, и они были вместе до 1892 года). Сигрид помогала Родену при создании «Граждан Кале» (Роден получил заказ в 1884 -м году). Роден предлагал ей участие и в работе над «Вратами Ада», но Сигрид отказалась. К 1898-му году относится терракота «Моисей». Лучшей самостоятельной работой Форселлес является пятичастный рельеф «История человеческой души». Первая его часть — «Битва мужчин», навеянная древним скандинавским эпосом «Эдда», входит в коллекцию музея «Атенеум» в Хельсинки. Четыре другие части, основанные на библейских сюжетах, находятся в церкви Каллио в Хельсинки
Рис. 3. Ларс Сонк,
церковь Каллио, 1908
- 1912 годы,
Хельсинки.
Источник:
Ьирз://scandinews.fi
Церковь построена в 1908—1912 годах по проекту архитектора Ларса Сонка в стиле национального романтизма, из блоков сурового серого гранита. Она одна из доминант финской столицы, в хорошую погоду с ее колокольни можно увидеть Эстонию. Церковь Каллио строилась в рабочем районе в силу необходимости (старые церкви центра уже не могли вместить всех прихожан), и поэтому находится в стороне от главных туристических объектов и несколько обделена вниманием. В 2012-м году она, однако, достаточно пышно отметила свое столетие. К сожалению, нам не удалось найти воспроизведение барельефов Форселлес в церкви Каллио.
В 1901 -м году Форселлес была приглашена в один из ведущих художественных союзов Франции — Национальное общество французских художников (Société Nationale des Artistes Francais), став первой финской женщиной -художником, удостоившейся такой чести. В 1911-м году Форселлес уехала во Флоренцию и в Финляндию уже никогда не возвращалась.
Рис. 4. Сигрид аф Форселлес, Моисей, 1898 год. Источник: http:/ /kokoelmat.fng.fi
Рис. 5. Хильда Флодин. Источник: Ьирз:// commons.wikimedia.org
Хильда Флодин (1877—1958) начала свой художественный путь в 1893-м году, когда поступила в Рисовальную школу Финского художественного общества в Хельсинки (которая позже стала Академией художеств). Начиная с 1899 -го года, Флодин обучалась в Париже, в Академии Коларосси. В то время Роден был уже признанным мастером. Хильду Флодин познакомил с Роденом Жюльен Леклерк (1865—1901), муж ее сестры Фанни, пианистки, занимавшейся в Париже музыкой. Это произошло в 1900 -м году на выставке произведений Родена, организованной скульптором за свой счет (было представлено порядка 170 работ) в параллель с проходившей тогда Всемирной выставкой в Париже. Жюльен Леклерк был известен как поэт и художественный критик, в 1898-м году он работал секретарем у Родена. В 1903 -м Хильда Флодин стала ученицей прославленного скульптора.
Роден часто использовал своих учениц как модели, а затем они переходили в разряд любовниц. Если верить дневникам Гвен Джон (дневники датируются 1913 -м годом), другой модели Родена, уэльской художницы, бывшей в связи с Роденом с 1904 по 1910 годы, не избежала любовных увлечений и Хильда Флодин. Флодин воспроизвела образ Гвен Джон, с которой была тесно связана, в своей работе мелкой пластики «Гимнастка». Сохранился собственноручно написанный Роденом документ (1903 года), выданный Флодин, где мэтр подтверждает, что Хильда проходит у него обучение — это было нужно для получения финансовой поддержки с финской стороны.
Флодин вернулась в Финляндию в 1906 -м году. Профессия скульптора в то время не была распространена в Финляндии среди женщин, и Флодин занялась гравюрой, рисунком и иллюстрацией, достигнув на этом поприще большого признания. Она дважды выходила в Финляндии замуж, с 1908 по 1915 годы состояла в браке с известным финским художником Юхо Риссаненом, оставившим нам ее карандашный портрет.
Хильда Флодин, еще до своего ученичества у Родена, в 1901-м году, в возрасте 23 лет, выполнила работу, обессмертившую ее имя в финском искусстве. Речь идет о скульптурном декоре здания страхового общества «Похьела», построенного в 1901 -м году прославленным архитектурным трио: Гизеллиус — Линдгрен — Сааринен (Хельсинки, Алексантеринкату, 44) — прекрасному образцу финского национального романтизма. Гротескные каменные маскароны из «мыльного камня» «Похьела» и «Куллерво», тролли и гномы, белки, совы, медвежьи головы и сами фигуры этих зверей — выполнены Хильдой Флодин.
Рис. 6. Гезеллиус, Линдгрен, Сааринен. Страховое общество Похьела, 1901 год, Хельсинки. Источник: https://fi.wikipedia.org
Рис. 7. Хильда Флодин, Похьела, 1901; Страховое общество Похьела, Хельсинки. Источник: https://www.architectural-reiiew. com
Рис. 8. Хильда Флодин, Куллерво, 1901; Страховое общество Похьела, Хельсинки. Источник: http://www.peterburg. biz
На рельефе «Похьела» (это далекая северная страна) изображена ревностная хранительница Севера, колдунья Лоухи. Флодин представила ее как древнюю, почти беззубую старуху. Рядом — кузнец Ильмаринен, изготовивший по заказу Лоухи чудо -мельницу Сампо. На другом маскароне — «Куллерво», герой-мститель финского эпоса «Калевала» и его смертельный враг-поработитель Унтамо. При создании этих образов
Флодин, безусловно, вдохновлялась знаменитыми иллюстрациями Аксели Галлен -Каллелы (1891—1899 годы). Да, Хильда Флодин не была тогда еще ученицей Родена, но она уже была с ним знакома, и варилась в гуще культурной жизни Парижа. Конечно, она видела «Ту, которая была прекрасной Ольмьер» (1885), другие работы Родена, где уродливое было возведено в ранг прекрасного, но сознание преломило эти образы через мир финского фольклора, и так родились существа в духе народной традиции, украсившие «Дом Похьелы». Показательно, что одновременно (1900 год) Флодин создала бронзовый бюст «Размышляющий старец» — в лучших роденовских традициях (находится в музее «Атенеум» в Хельсинки).
Рис. 10. Хильда Флодин, Мальчик с гирляндой, 1909 - 1910; Объединенный банк Северных стран, Выборг. Источник: https://'уип-shap2015. ¡щоыгпаЬ сот
Рис. 9. Хильда Флодин, Размышляющий старец, 1900. Музей Атенеум, Хельсинки. Источник: http:/ / kokoelmat.fng.fi
Рис. 11. Густав Нюстрем, Объединенный банк Северных стран, 1898. Передний вход перестроен Уно Ульбергом в 1909 - 1910 годах, Выборг. Источник: https://yuri-shap2015. livejournal. com
Роденовское влияние не чувствуется, однако, в скульптурном барельефе «Мальчик с гирляндой», находящемся на гранитном основании фонаря наружной лестницы, ведущей в банкетный зал здания в стиле венецианского палаццо, построенного в 1898 -м году по проекту Густава Нюстрема в городе Выборге (ул. Пионерская, 2). Это эклектичное здание принадлежало некогда Объединенному банку Северных стран. Позже по проекту Уно Ульберга (известного как архитектор «Белого Выборга») передний вход был перестроен. Тогда -то, в 1909-1910-х годах, и появился скульптурный барельеф Флодин (известно, что в 1910 -м году Хильда уехала с мужем Юхо Риссаненом в Выборг, где они организовали совместную экспозицию).
Живописью Хильда Флодин начала заниматься с 1908-го года, специализировалась на портретах, а гравюрой — значительно раньше. В 1907-м году она стала единственной женщиной-графиком, участвовавшей в Первой выставке художников-графиков в Финляндии.
Знакомство с работами Сигрид аф Форселлес и Хильды Флодин стало возможно, благодаря выставке «Роден», проходившей в Хельсинки, в музее «Атенеум», с 5 февраля по 8 мая 2016 года. Это была вторая выставка работ Родена в финской столице за последние пятьдесят лет, предыдущая состоялась в 1965 году, и самая обширная из показанных ранее. 51 работа из выставленных 70 принадлежала Родену. Я смогла посетить эту экспозицию в феврале 2016 года, находясь в Хельсинки проездом. Очень интересен был документальный раздел экспозиции — фотографии, гравюры, архивные документы, каталоги выставок. Особую ценность представляют зарисовки Флодин и ее записные книжки, в которых содержатся упоминания об ее учителе — Родене. В экспозиции представлена записка Родена, адресованная Жюльену Леклерку, датированная 1898-м годом, когда Леклерк был секретарем Родена. А также письмо, в котором Роден выражает соболезнование жене Леклерка по случаю его ранней кончины (Леклерк умер в 1901-м году, в возрасте 36 лет). Документы являются собственностью различных финских архивов и музеев и охватывают период конца XIX — начала XX вв.
Французское искусство всегда привлекало внимание художественного мира, не исключением были представители скандинавской и финской культуры. Так, благодаря вдове Жюльена Леклерка Фанни Флодин, пианистке, сестре Хильды Флодин, «Атенеум» имеет в своем собрании картину Ван Гога «Улица в Овер-сюр-Уаз» (1890). Винсент Ван Гог поехал в это уединенное место на севере Франции по совету брата Тео в поисках душевного покоя. Период в этой деревушке стал самым интенсивным в творчестве мастера: иногда он создавал по две картины в день. Но все окончилось трагически, во время одного из сеансов рисования художник покончил жизнь самоубийством. Полотно «Улица в Овер-сюр-Уаз» написано в год смерти Винсента Ван Гога. Картина находилась сначала у брата Винсента Тео, потом у его жены, которая и продала ее Жюльену Леклерку. Эта работа была приобретена Жюльеном Леклерком на организованной им же первой ретроспективной выставке работ Ван Гога в 1901 -м году. В этом же году Леклерк умер. После смерти мужа, в 1903 -м году, Фанни продала эту картину лиценциату медицины, коллекционеру Герману Фритьофу Антеллю за 2 500 марок (что составляет примерно 9 500 евро), приобретшему также полотна Сезанна и Гогена. Позже он подарил свою коллекцию «Атенеуму», благодаря чему «Атенеум» стал первым собранием в мире, приобретшим творение Ван Гога.
Особую притягательность имело для финских деятелей культуры имя Родена. Так, например, молодая финская стипендиатка Элин Клеопатра Даниельсон-Гамбоджи познакомилась через Сигрид аф Форселлес с Огюстом Роденом, и тот даже преподал ей несколько уроков.
Имена Сигрид аф Форселлес и Хильды Флодин известны сейчас лишь узкому кругу специалистов, занимающихся финским искусством. Но в данном случае знаменателен сам факт их краткого ученичества у Родена — как показатель того, насколько притягателен был Париж в конце XIX — начале XX века для деятелей финской культуры.
Статья поступила в редакцию 21.08.2018 г.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.012
FINNISH STUDENTS OF RODIN -SIGRID AF FORSELLES AND HILDA FLODIN
Tatyana Kirilovna Mikhalkova
Art critic, a member of the Association of Art
Critics, member of the St. Petersburg branch
of the Union of Artists of Russia,
Russia, St. Petersburg.
Sigrid af Forselles (1860-1935) became a student of Rodin in 1882 and helped the famous sculptor to create the composition «The Burghers of Calais». In 1901, Sigrid became the first Finnish female artist to be invited to the national Society of French artists. The most famous independent work by Forselles is the five-part relief «History of the human soul», four parts of which are located in the Kallio Church in Helsinki. Hilda Flodin (1877-1958) studied with Rodin from 1903 to 1906. She is known mainly as the author of the sculptural decoration of the building of the insurance company «Pohjola» in Helsinki. Flodin returned to Finland in 1906 and took up engraving, drawing and illustration. In 1907, she became the only female graphic artist to participate in the first exhibition of graphic artists in Finland. The fact of short-term apprenticeship Sigrid af Forselles and Hilda Flodin at Rodin is indicative as an example of the attractiveness of Paris in the late XIX — early XX century for figures of Finnish culture.
Keywords: Rodin, Paris, Finnish culture, Sigrid af Forselles, Hilda Flodin, Julien Leclerc, Atheneum, exhibition, sculpture, Pohjola, documents.
Bibliographic description for citation:
Mikhalkova T. K. Finnish students of Rodin — Sigrid af Forselles and Hilda Flodin. Iskusstvo Evrazii - The Art of Eurasia, 2018, No. 3(10), pp. 142-150. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.03.012. Available at: https://readymag.com/ u50070366/1135734/23/ (In Russian)
Received: August 21, 2018.
Abstract