Научная статья на тему '"век ради вечного". Выставка отреставрированных шедевров из российских музеев в центре имени Грабаря'

"век ради вечного". Выставка отреставрированных шедевров из российских музеев в центре имени Грабаря Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
296
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВХНРЦ / ВЫСТАВКА / РЕСТАВРАЦИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / GRABAR ART CONSERVATION CENTER / EXHIBITION / RESTORATION / SCIENTIFIC ARTWORKS EXAMINATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кунтина Александра Ильинична, Савинкина Анна Андреевна

Выставка к столетию старейшего реставрационного учреждения в России Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря представила работу организации на примере наиболее интересных произведений искусства, в разные годы прошедших реставрацию в мастерских Москвы, Вологды, Архангельска и Костромы. Выставка продемонстрировала труд специалистов всех отделов Центра: реставрационных мастерских, лабораторий, отдела экспертизы памятников искусства и др. Выставленные произведения искусства с XIII до XX вв. иконы, живопись и графика, мебель и фарфор, работы из кости и камня все это стало предметом восстановления и научных исследований Центра. Новейшие технологии в экспозиции, мультимедийный гид с функцией дополненной реальности наглядно демонстрируют зрителям весь комплекс работ, проясняя тонкости труда специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Age for eternal". Exhibition of restored masterpieces from Russian museums at the Grabar Art Conservation Center

The exhibition on the centenary of the oldest restoration institution in Russia the Grabar Art Conservation Center were restored in different years in the workshops of Moscow, Vologda, Arkhangelsk and Kostroma. The exhibition demonstrated the work of specialists from all departments of the Center: restoration workshops, laboratories, department of scientific artworks examination, etc. Exhibited works of art from XIII to XX centuries icons, painting and graphics, furniture and porcelain, works made of bone and stone all this has become the subject of restoration and scientific research of the Center. The latest technology in the exhibition, a multimedia guide with the function of augmented reality, demonstrates to the audience the whole complex of works, clarifying the subtleties of the work of specialists.

Текст научной работы на тему «"век ради вечного". Выставка отреставрированных шедевров из российских музеев в центре имени Грабаря»

The Art Of Eurasia №4(11) • 2018

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.012

УДК 069.9 [7.025 + 069.8] "ВХНРЦ

M

«ВЕК РАДИ ВЕЧНОГО». ВЫСТАВКА ОТРЕСТАВРИРОВАННЫХ ШЕДЕВРОВ ИЗ РОССИЙСКИХ МУЗЕЕВ В ЦЕНТРЕ ИМЕНИ ГРАБАРЯ

Кунтина Александра Ильинична Специалист по экспозиционно-выставочной деятельности, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря. Россия, г. Москва. [email protected]

Савинкина Анна Андреевна Научный сотрудник, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря. Россия, г. Москва [email protected]

Выставка к столетию старейшего реставрационного учреждения в России — Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря представила работу организации на примере наиболее интересных произведений искусства, в разные годы прошедших реставрацию в мастерских Москвы, Вологды, Архангельска и Костромы. Выставка продемонстрировала труд специалистов всех отделов Центра: реставрационных мастерских, лабораторий, отдела экспертизы памятников искусства и др. Выставленные произведения искусства с XIII до XX вв. — иконы, живопись и графика, мебель и фарфор, работы из кости и камня — все это стало предметом восстановления и научных исследований Центра. Новейшие технологии в экспозиции, мультимедийный гид с функцией дополненной реальности наглядно демонстрируют зрителям весь комплекс работ, проясняя тонкости труда специалистов.

Ключевые слова: ВХНРЦ, выставка, реставрация, экспертиза.

Библиографическое описание для цитирования:

Кунтина А.И., Савинкина А.А. «Век ради вечного». Выставка отреставрированных шедевров из российских музеев в Центре имени Грабаря / / Искусство Евразии. — 2018.

- №4(11). - С. 171-179. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.012. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1214115/23/

Аннотация

ТЬе Ал Of Eurasia №4(11) • 2018

В Реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря с 21 сентября по 30 ноября 2018 года прошла историческая выставка, посвященная столетнему юбилею старейшего реставрационного учреждения в России. Этот проект стал возможным благодаря трудам многих поколений специалистов разного профиля. Экспозиция рассказывала о работе сотрудников Центра на примере наиболее интересных произведений искусства, в разные годы прошедших реставрацию в мастерских, причем не только московских, но и в трех филиалах в Вологде, Архангельске и Костроме (рис. 1-7).

Рис. 1. Экспозиция выставки «Векради вечного» в Реставрационном центре имени Грабаря. Фото: Георгий Проценко, ВХНРЦ.

Рис. 2. Экспозиция выставки «Векради вечного» в Реставрационном центре имени Грабаря. Фото: Анна Савинкина, ВХНРЦ.

Рис. 3. Экспозиция выставки «Векради вечного» в Реставрационном центре имени Грабаря. Фото: Георгий Проценко, ВХНРЦ.

^е Л^ Of Eurasia №4(11) • 2018

Рис. 4. Экспозиция выставки «Векради вечного» в Реставрационном центре имени Грабаря. Фото: Анна Савинкина, ВХНРЦ.

Рис. 5. Экспозиция выставки «Векради вечного» в Реставрационном центре имени Грабаря. Фото: Георгий Проценко, ВХНРЦ.

Рис. 6. Экспозиция выставки «Векради вечного» в Реставрационном центре имени Грабаря. Фото: Георгий Проценко, ВХНРЦ.

^е Ал 0£ Eurasia №4(11) • 2018

Рис. 7. Экспозиция выставки «Векради вечного» в Реставрационном центре имени Грабаря. Фото: Георгий Проценко, ВХНРЦ.

Выставка получилась масштабной, под стать юбилею — в залах были собраны более 140 экспонатов из 50 российских музеев. Два больших зала, в которых разместилась экспозиция, представляли сакральное и светское искусство.

Столетие Центра — юбилей не только одной организации, но и всей российской школы научной реставрации, принципы которой были заложены при основании и в первые годы работы Центра художником и историком искусства Игорем Эммануиловичем Грабарем. Первой в 1918 году по инициативе академика была образована мастерская темперной живописи, следом один за другим возникали отделы, специализирующиеся на разных художественных техниках. Заслугой Грабаря стало формирование единой государственной системы учета памятников культуры и классификация существующих исследований для понимания реставрации как науки. Тогда же появилась традиция проведения выставок отреставрированных экспонатов как лучший способ представления проведенных работ как в научной, так и в практической сфере [1, с. 40].

Сейчас в структуре Центра имени Грабаря двенадцать реставрационных мастерских, охватывающих все виды движимых памятников искусства. Предреставрационные исследования — физико-химический анализ, рентгенографию — проводят лаборатории. И уже более полувека работает отдел экспертизы памятников искусства. Главной задачей выставки было показать работу всех отделов Центра. Были представлены древнейшие артефакты (например, мешок шамана XV в. до н.э., прибывший в реставрационную мастерскую сразу после Чукотской экспедиции, в ходе которой он был найден) и памятники начала и середины XX столетия (акварели М.А. Волошина, рисунки Н.И. Фешина и А.М. Родченко), предметы мебели и фарфоровые вазы, произведения из кости и камня.

Среди экспонатов, потребовавших основательной реставрации, можно отметить икону «Богоматерь Одигитрия» из Псковского музея, которая датируется XIII веком и принадлежит к редким и ценным домонгольским иконам. При рентгенографировании было обнаружено восемь слоев разновременных записей, которые необходимо было удалить. Раскрытие иконы выполнялось под микроскопом буквально миллиметр за миллиметром, так что реставрационный процесс растянулся на десятилетия (рис. 8).

ТЬе Ай Of Eurasia №4(11) • 2018

Рис. 8. ««Богоматерь Одигитрия». XIII в. Псков. Дерево; паволока, левкас, темпера. 148 х 123,5. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Фото ВХНРЦ.

Рис. 9. Фужер с гербом Ржевских. Первая четверть XIX в. Россия. Бесцветное стекло; гравировка. 15, 0 8. Государственный музей А. С. Пушкина. Фото ВХНРЦ.

Фужер с фамильным гербом Ржевских — яркий пример работы с экспонатом в аварийном состоянии сохранности. Пострадавший в процессе бытования предмет связан с родом Пушкиных: Ржевские были родственниками поэта по материнской линии. В реставрационную мастерскую керамики и стекла фужер поступил разбитым на множество мелких фрагментов, и перед реставраторами встала необходимость разработки специальной методики для его восстановления. Прежде всего было необходимо удалить следы предыдущей реставрации — некорректную склейку и потемневшие деформированные восполнения. Склейка имеющихся фрагментов проводилась поочередно и позволила добиться желаемой ровности швов. Для восполнения больших утрат были изготовлены гипсовые модели, с которых были сняты силиконовые формы (рис. 9).

Мастерскую каменной скульптуры на выставке представлял изящный портрет внучки писателя Максима Горького Марфы Пешковой работы Сергея Коненкова. С Горьким скульптор познакомился в конце 1920-х годов в Италии, выполнил его портрет и, вероятно, пообещал сделать портреты его семьи. Бюст Марфы относится уже к 1951 году, когда Коненков вернулся в Советский Союз из Соединенных Штатов (в 1945 году для его возвращения по личному приказу Сталина был зафрахтован специальный пароход) и работал в мастерской на Тверском бульваре. Тогда же Коненков создал портрет старшей дочери Марфы Нины и матери Надежды Пешковой, объединив их в цикл «Три возраста». За портреты Марфы и Нины Коненкову была вручена Сталинская премия. Существует несколько авторских повторений «Марфиньки»

ТЬе Ай 0£ Eurasia №4(11) • 2018

в разных материалах, в том числе в дереве, на выставке была представлена мраморная скульптура из Серпуховского историко-художественного музея (рис. 10).

Рис. 10. Коненков С.Т. Марфинька. 1951. Мрамор; вырубка. 48 х 46 х 26,5. Серпуховской историко-художественный музей. Фото ВХНРЦ.

Рис. 11. Вербрюгген К. Натюрморт с цветами и женской полуфигурой. XVII в. Холст, масло. 203 х 150,5. Муромский историко-художественный музей. Фото ВХНРЦ.

Непростая история у парных натюрмортов из Муромского музея, принадлежащих кисти фламандского художника XVII века Каспара Вербрюггена. Их реставрация проходила в мастерской масляной живописи. Во время исследования была выявлена необычная деталь — в процессе бытования одной из картин лицо изображенной на ней женщины было существенно переписано. Благодаря хорошей сохранности авторской живописи стало возможным восстановить первоначальный облик героини (рис. 11).

ТЬе А^ 0£ Еигав1а №4(11) • 2018

Нередко сотрудники Центра имеют дело с памятниками искусства, которые не подходят ни под одну из существующих категорий и выполнены в необычной, часто уникальной технике. Для работы с ними в Центре существует мастерская нетрадиционных технологий в реставрации. Таково, например, панно с изображением оленя из усадьбы «Кусково», декорированное перламутром и раковинами. Панно происходит из знаменитого грота, устроенного графом Петром Борисовичем Шереметевым в любимой усадьбе во второй половине XVIII века по последней моде. Сейчас в гроте ведутся работы по восстановлению сложного декора, а в Центр поступили украшавшие его панно и скульптуры. Утраты на шкуре оленя, изначально выложенные раковинами, были восполнены схожими по форме и размеру деталями для создания целостности восприятия художественного образа (рис. 12).

Рис. 12. Панно с изображением оленя. XVIII в. Германия. Холст, ракушки, перламутр, мастика, масло, наборная работа. 103 х 136,5. Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Фото ВХНРЦ.

Рис. 13. Шкаф охотничий. Вторая половина ХХ в. Западная Европа. Дерево, камень, металл, стекло; столярная работа, резьба. 310 х 225 х 78. ГУК ТО «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей». Фото ВХНРЦ.

The Art Of Eurasia №4(11) • 2018

Мастерскую мебели представляет охотничий шкаф из Тульского областного музея, который был сделан европейским мастером на заказ в Германии, а позже перевезен в усадьбу в Тульской области. На рубеже XIX-ХХ веков усадьбу приобрел меценат, искусствовед Юрий Олсуфьев, который и переместил шкаф в местный Оружейный клуб для любителей охоты. По аналогии с имеющимися деталями, были восполнены множественные утраты резьбы и укреплена конструкция шкафа (рис. 13).

Центр Грабаря сегодня — организация с активной научной жизнью и крупная выставочная площадка. На базе Центра организуются мастер-классы, лекции и научные конференции, где специалисты мирового уровня обмениваются опытом и знаниями в деле сохранения культурного наследия.

Рис. 14. Посетитель на выставке «Векради вечного» в Реставрационном центре имени Грабаря. Фото ВХНРЦ.

В рамках развития выставочной деятельности Центр Грабаря интегрирует в экспозиции новейшие технологии. Все последние выставочные проекты Центра сопровождаются мультимедийным гидом с функцией дополненной реальности ARTEFACT. Дополнительная текстовая и визуальная информация помогает зрителям проследить путь произведения искусства от его попадания в реставрационную мастерскую, нередко в руинированном состоянии, до завершения реставрационных процессов. Дополненная реальность отражает весь комплекс работ, наглядно показывая и проясняя тонкости труда специалистов. Таким образом выстраивается логическая пара «предмет — процесс» [2, с. 32].

С успехом прошедшая юбилейная выставка в Реставрационном центре имени И.Э. Грабаря позволила широкому кругу зрителей оценить не только конкретные произведения, выполненные известными художниками, но и кропотливый труд реставраторов, который часто остается в тени.

Литература

1. Крылова Л.Н. 90 лет ВХРНЦ в документах его научного архива — М, 2008. — 88 с.

2. Лебедев А.В. Информационные технологии и современная музейная экспозиция // Российское экспертное обозрение. — 2007. — № 6 (23).

Статья поступила в редакцию 21.11.2018 г.

The Art Of Eurasia №4(11) • 2018

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.012

«AGE FOR ETERNAL». EXHIBITION OF RESTORED MASTERPIECES FROM RUSSIAN MUSEUMS AT THE GRABAR ART CONSERVATION CENTER

Kuntina Aleksandra Ilinichna Exhibition expert,

The Grabar Art Conservation Center. Russia, Moscow. [email protected]

Savinkina Anna Andreevna Research fellow,

The Grabar Art Conservation Center. Russia, Moscow. [email protected]

The exhibition on the centenary of the oldest restoration institution in Russia — the Grabar Art Conservation Center were restored in different years in the workshops of Moscow, Vologda, Arkhangelsk and Kostroma. The exhibition demonstrated the work of specialists from all departments of the Center: restoration workshops, laboratories, department of scientific artworks examination, etc. Exhibited works of art from XIII to XX centuries — icons, painting and graphics, furniture and porcelain, works made of bone and stone — all this has become the subject of restoration and scientific research of the Center. The latest technology in the exhibition, a multimedia guide with the function of augmented reality, demonstrates to the audience the whole complex of works, clarifying the subtleties of the work of specialists.

Keywords: The Grabar Art Conservation Center, exhibition, restoration, scientific artworks examination.

Bibliographic description for citation:

Kuntina A.I., Savinkina A.A. «Age for eternal». Exhibition of restored masterpieces from Russian museums at the Grabar Art Conservation Center. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2018, No. 4(11), pp. 171-179. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2018.04.012. Available at: https://readymag.com/u50070366/1214115/23/ (In Russian).

1. Krylova L.N. 90 let VKhRNTs v dokumentakh ego nauchnogo arkhiva [90 years of the Grabar Art Conservation Center in the documents of its scientific archive].Moscow, 2008. 88 p.

2. A. Lebedev. Information technologies and modern museum exposition. Rossiiskoe ekspertnoe obo%renie — Russian expert review, No. 6(23), 2007.

Received: November 21, 2018.

Abstract

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.