Научная статья на тему 'Выставка академика Бориса Мессерера: композиции и натюрморты, живопись и графика'

Выставка академика Бориса Мессерера: композиции и натюрморты, живопись и графика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
174
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выставка академика Бориса Мессерера: композиции и натюрморты, живопись и графика»

DOI: 10.22337/2077-9038-2018-1-122-126

Выставка академика Бориса Мессерера: композиции и натюрморты, живопись и графика

А.В.Анисимов, НИИТИАГ, Москва

С 19 декабря по 8 января 2018 года в залах Российской академии художеств проходила выставка народного художника Бориса Асафовича Мессерера. В 1956 году Мессерер окончил Московский архитектурный институт и влился в тот поток талантливых деятелей нашей культуры, которые, получив образование архитекторов, прославились в иных -родственных - сферах искусства. Это были певцы Большого театра Ирина Архипова и Андрей Федосеев, театральные художники Сергей Бархин и Александр Великанов, поэт Андрей Вознесенский и ряд других - писателей, искусствоведов и театральных деятелей.

Мессерер, безусловно, в первую очередь театральный художник и по своему призванию, и по своей богатой родословной. Но на этой большой выставке представлены только чисто художественные работы: станковая живопись - разнообразные масляные композиции: натюрморты, пейзажи, портреты, абстрактные композиции. Особое внимание, как всегда, обращает на себя авторская техника гигантских многодельных офортов, украсивших залы Академии. Ученик знаменитого А.В. Фонвизина представил и свои замечательные акварели, в основном живописные портреты своих близких людей.

Во всех работах, может быть, за исключением акварельных портретов, поражает внимательное отношение и даже

какая-то особая любовь художника к бытовым, зачастую уже не нужным никому, кроме художника, предметам: бутыли и бутылочки, вазы и глиняные сосуды, пилы и фантастические керосиновые лампы. Он до предела точно отрабатывает их рисунок и уже свой оригинальный цвет. Всё это превращается в своеобразный орнамент с тщательно отработанной фактурой. В результате, не без влияния архитектурной школы, рождается интересное сочетание предметного nature morte, стилизованной мебели и интерьера. В руках Бориса рождается как бы новый жанр композиционной живописи «мебельморт» (meubles morte), иногда украшенный изысканными фигурами, похожими на балерин. И его балерины тоже становятся таким же элементом натюрморта, а всё вместе - новой реальностью, созданной мастером в форме нового архитектурного пространства. Хочу подчеркнуть, что художник без архитектурного образования такого бы не сделал. Так мне кажется.

Те, кто учились с художником архитектуре на Рождественке, помнят его целеустремлённость в творчестве, самостоятельность художественного мышления и личный неустанный поиск своего почерка в творческих работах. Честно говоря, обладая завидной эрудицией и семейным опытом, он не очень нуждался в учителях по архитектуре. Но, кажется, он всегда ценил интеллектуальное дружеское окружение. И

Композиция со стульями и керосиновыми лампами. Холст, масло

Композиция с шахматной доской и керосиновыми лампами, 1978-1981 годы. Холст, масло. 200x180

122 1 2018

всегда хорошо знал сам, что хотел сделать и чего достичь. И в этом направлении проявлял редкостную трудоспособность и энергию. Пятьдесят лет тому назад, в 1964 году, в самый жаркий месяц август мы поехали с ним и моей женой в загадочную Среднюю Азию: Ташкент, Самарканд, Бухара, Хива. Нас окружали потомки классических персов и Тамерлана, обычные узбеки и колоритные бухарские евреи. Меня тогда поразила его физическая выносливость и фанатичная

Танго III. Из серии «Танцы в стиле ретро» 1993-1994 годы. Цветной офорт, авторская техника. 130x107,5 (Каталог)

Натюрморт на фоне города. Из серии «Бухара». 1964-1965 годы. 90x120 (Каталог)

Интерьер с балериной и автор Б.Мессерер.1972-1974 годы. Холст, масло.160х200

Г # 41

V 1

Портрет Беллы в красном. 1974-1980 годы. Холст, масло. 160x100 (Каталог) 124 1 2018

Портрет Даши. Бумага, акварель. 2017 год

Художник у офортного станка

целеустремлённость художника. Он вёз с собой на самолёте в разобранном виде огромные подрамники, рулоны холстов, тяжёлые масляные краски и флаконы растворителей.

Несмотря на жару, рисовал практически каждый день (прогноз погоды: «завтра ожидается похолодание до плюс 37-38 градусов»). Теряя рассудок от жары, в середине дня в номере гостиницы мы кидали друг другу полоскательницу, наполненную водопроводной водой. Пробегали по солнцу в соседний подъезд ресторана, накрыв голову ещё пустым подрамником. А он всё искал «точку» и рисовал, и рисовал... На этой выставке я заметил три картины от той эпохи: крыши Бухары и минарет Калян. Я помню, как Борис для создания первого плана одной из таких картин бегал на базар за овощами и фруктами. И они появились на его холстах. Тогда в молодости я наблюдал, как рождаются его лёгкие рисунки без академической натуги, которой нас учили в архитектурном институте. Это были живые быстрые наброски, которым, видимо, автор не придавал значения. Во всяком случае, на выставках я их никогда не видел.

Нас познакомил в первые студенческие годы (1950-е) наш общий близкий друг, тоже архитектор, Анатолий Попов, с которым я учился в одной группе в институте, а Мессерер, кажется, был знаком с ним с детства. Мы были объединены, кроме всего прочего, в короткий период тех же 50-х местом жительства вокруг Театральной площади и Пушкинской улицы (Большой Дмитровки). Как оказалось впоследствии, я с Борисом Мессерером заканчивал одну школу № 170 на Большой Дмитровке за бывшей Академией архитектуры СССР. Но в школе мы знакомы не были. Я появился там в девятом классе, когда Борис уже был на первом курсе института. Конечно, были пересечения и в кулуарах Большого театра, и на Оке в Поленове на базе того же театра. Тогда Попов и Мессерер, кажется, любили рисовать учениц хореографического училища - будущих балерин. Но получилось так, что профессиональный художник Попов стал на всю жизнь профессиональным архитектором, а закончивший архитектурный институт Мессерер стал, наоборот, профессиональным художником.

Хотя на выставке не представлены его многочисленные театральные работы (макеты, эскизы к декорациям), декоративность и театральность чувствуется буквально во всех его работах. Поэтому хочется напомнить об основной специальности. Имея перед собой отца - известного танцора и балетмейстера, мать Анель Судакевич, известную красавицу-артистку немого кино, двоюродную сестру Майю Плисецкую и целый клан плисецких и мессереров из балета, он органично и быстро вошёл в первые ряды художников лучших театров России. Сразу стали знаменитыми его первые работы к балетам в Большом театре: «Подпоручик Киже» (1963), «Кармен-сюита» (1967), «Конёк-горбунок» (1999), которые резко отличались от традиционных академических декораций своей яркостью и особой графичностью. Около десяти лет он был главным художником Московского Художественного театра. Его работы

были и в «Современнике», и в Театре Сатиры, и в Театре им. Моссовета, и даже в кино.

Представленные на выставке натюрморты ассоциируются с какими-то гигантскими декорациями фантастических спектаклей с бутылями, соизмеримыми с высотой сцены. Даже пейзажи Бухары, Петербурга, Прибалтики столь своеобразны, что напоминают не столько натурные оригиналы, сколько в основном личность художника и его декоративное осмысление избранной натуры. Нам показалось, что свой образ Востока у Бориса сложился ещё до поездки, и он его реализовал на месте с некоторой помощью натуры.

Все работы на выставке отличаются предельной законченностью и качеством высочайшей техники, доведённой до возможных пределов. А акварельные портреты - высокой художественностью и живописностью. Недаром Борис еще в далеких пятидесятых брал уроки у нашего замечательного акварелиста Фонвизина. И эти откровения попали на благодатную почву, что прекрасно видно на выставке в портретах Беллы А. и Даши.

Мы уже не в первый раз имели удовольствие увидеть его произведения в стенах Академии. Это было и в 1994 году, и в 2008-м. Подбор произведений был, естественно, несколько иным и по жанру, и по тематике. Кроме того, его персональные выставки были и в выставочном зале Союза художников СССР (Москва), в Доме художника на Крымском валу в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств в Москве (1999), в Центральном выставочном зале «Манеж» (2003), в Музее им. Рериха в Москве и в других городах - Санкт-Петербурге, Тбилиси.

Конечно, Борис Асафович Мессерер родился, учился и жил в чрезвычайно благоприятном окружении творческой атмосферы талантливых и ищущих своих путей творцов. И он блестяще использовал свой шанс, подаренный судьбой, нашёл своё неповторимое лицо художника благодаря собственному трудолюбию и разумной целеустремленности.

Литература

1. АнисимовА.В. Театральные здания Москвы / А.В. Ани-симов. - М.: Курс, 2017.

2. ВарначеваЛ.В. Театр Бориса Мессерера / Л.В. Варна-чева. - СПб., 2005.

3. Любимов Б. Борис Асафович Мессерер / Б. Любимов.

4. Мессерер Б.А. Мастерская на Поварской / Б.А. Мессерер. - М., 1994.

5. Мессерер Б.А. Театр Бориса Мессерера / Б.А. Мессерер. - М.: Гамма-пресс, 2014.

На выставке. Автор принимает гостей. Слева направо Даша, Борис Мессерер, Ирина Анисимова

Средняя Азия. Рисунки Мессерера: автор статьи и автопортрет. 1964 год

6. Борис Мессерер. Промельк Беллы. Романтическая хроника / Б.М. Мессерер; редакция Елены Шубиной. — М.: АСТ, 2016.

7. Биография Бориса Мессерера // Истории успеха. - Режим доступа: http://stories-of-success.ш/Ыografiya_borisa_ messerera (дата обращения 29.01.2018).

8. Каталог выставки в Российской акадмии художеств. 2017

126 1 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.