Научная статья на тему 'Страницы истории Музея Академии русского балета: под крылом М. Х. Франгопуло (к 60-летию Музея)'

Страницы истории Музея Академии русского балета: под крылом М. Х. Франгопуло (к 60-летию Музея) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА / THE MUSEUM OF THE VAGANOVA BALLET ACADEMY / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОЛЛЕКЦИЯ / ART COLLECTION / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / М.Х. ФРАНГОПУЛО / MARIETTA HARLAMPIEVNY FRANGOPULO / ХРАНИТЕЛЬНИЦА / ЭКСПОЗИЦИЯ / HISTORY / CURATOR / DISPLAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Адаменко Е.Р., Байгузина Е.Н.

В статье авторы впервые дают периодизацию основных этапов формирования и развития художественной коллекции Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. На основе архивных источников анализируется характер поступлений, варианты экспозиций, дается летопись художественной коллекции на двух первых этапах: первом от 1917 года до официального открытия Музея в 1957 году; втором от 1957 года до переезда Музея в новые помещения в 1988 году. Выявляется роль в становлении и развитии коллекции ее первой хранительницы Мариэтты Харлампиевны Франгопуло.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pages of history of Vaganova Ballet Academy: under the patronage of M.H. Frangopulo (To the Museum’s 60th Anniversary)

In this article the authors describe for the first time the main stages in the formation and development of the Vaganova Ballet Academy’s art collection. On the basis of archival sources they analyze the character of the museum's acquisitions, the display variants, they also give a historical description of the art collection during the first 2 periods (1st from 1917 until the official opening of the Museum in 1957, the 2nd from 1957 until the Museum’s relocation to new rooms in 1988). The authors describe the huge role of the first curator of the museum collections Marietta Harlampievny Frangopulo.

Текст научной работы на тему «Страницы истории Музея Академии русского балета: под крылом М. Х. Франгопуло (к 60-летию Музея)»

АКАДЕМИЯ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ: ОПЫТ, ТРАДИЦИИ, ПРАКТИКА

УДК 069.4; 069.5

Е. Р. Адаменко, Е. Н. Байгузина СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МУЗЕЯ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА: ПОД КРЫЛОМ М. Х. ФРАНГОПУЛО (К 60-летию музея)

Культурную столицу России, величественный Санкт-Петербург давно называют городом-музеем и городом музеев, коих в нем насчитывают более двухсот. Среди них немало слабоизученных или вовсе забытых, скрытых от широкой публики ведомственными инструкциями, оберегающих свои сокровища от излишне любопытной толпы. Практически всем горожанам и гостям Петербурга известно, что на самой идеальной по своим пропорциям улице в мире (220 м в длину, 22 м в ширину, 22 м по высоте зданий) — улице Зодчего Росси — расположилась старейшая в России профессиональная хореографическая школа, основанная императрицей Анной Иоанновной еще в 1738 году — Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой. Однако далеко не все знают, что под сводами дома номер 2 расположен уникальный музей1, трепетно хранящий страницы истории русского балета. Откроем одну из них...

Официальной датой рождения Музея Ленинградского хореографического училища стал 1957 год. Именно тогда в «Дневнике работы Методического кабинета и Музея Ленинградского Хореографического училища» появилась запись: «В сентябре в 1957-58 учебном году при Методическом кабинете ЛГХУ2 открыт Музей по истории Петербургского и Ленинградского балета, начиная с 18 века до наших дней» [1, с. 83]. Его основательницей и первым хранителем стала Мариэтта Хар-лампиевна Франгопуло (1901-1979) — выдающийся организатор и педагог, выпускница Школы3 1919 года и артистка балета Мариинского (Кировского театра).

1 Статуса музея структурное подразделение училища никогда не имело. С 1 января 2013 г. оно получило официальное название «Мемориальный кабинет истории отечественного хореографического образования» (МКИОХО). Однако по традиции, заложенной 60 лет назад М. Х. Франгопуло, между собой преподаватели и студенты по-прежнему называют кабинет музеем.

2 ЛГХУ или ЛХУ — аббревиатура Ленинградского государственного хореографического училища в 1937-1957 годах.

3 Школа — исторически сложившееся неофициальное название Академии Русского балет имени А. Я. Вагановой.

Разумеется, формирование коллекции началось гораздо раньше, по меньшей мере, за сто лет. По сложившейся в казенных заведениях Российской Империи традиции, танцевальные залы Императорского Петербургского театрального училища украшали монументальные портреты членов царствующей династии Романовых (см. рис. 1).

На стенах репетиционного зала4 висели «великолепные гравюры» с изображениями танцовщиков прошлого [2, с. 80]. Подтверждение тому можно найти как в воспоминаниях бывших воспитанников [3, с. 69-70], так и в сохранившихся архивных фотографиях, представленных в нынешней экспозиции. Конечно, после Октябрьского переворота 1917 года эти полотна исчезли, однако дореволюционное наследство в виде нескольких «политически нейтральных» портретов училищу досталось, в том числе: портрет знаменитого балетмейстера и педагога Шарля Дид-ло (1767-1837), выполненный при жизни мастера неизвестным художником, портрет прославленной балерины Петербургской Императорской сцены Марфы Муравьевой (1838-1879), подаренный мужем танцовщицы — уездным предводителем дворянства Н. К. Зейфертом [5, с. 13] (автор работы не установлен). Сохранились групповые фотографии выпускников Императорского Петербургского театрального училища, начиная с 1865 года5 (см. рис. 2).

Рис. 1. Танцевальный зал Императорского Петербургского театрального училища с портретом Николая II (ныне — «Зал 1-й низ»). Конец XIX века.

4 Ныне это репетиционный зал им. М. И. Петипа.

5 В настоящее время эти групповые портреты развешены в галерее 5-го этажа Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой.

Рис. 2. Выпускницы Императорского Санкт-Петербургского театрального училища. Самая ранняя из сохранившихся групповых фотографий. 1865.

Постепенно у выпускников складывалась традиция дарить Школе свои фотографии, афиши и программки спектаклей, портреты, сценические костюмы и личные вещи. Так накапливались материалы, сформировавшие впоследствии основу первой экспозиции, закладывалась предыстория Музея.

Историю становления нынешней художественной коллекции можно условно разделить на четыре периода.

Первый (1917-1957) начался после Октябрьской революции. Именно тогда Методический кабинет балетного училища занялся систематической фотосъемкой танцевальных уроков и школьных спектаклей. Этот период связан с именами Б. М. Шиперович6 и М. Х. Франгопуло, которые кропотливо собирали и сохраняли фотоальбомы 1920-1930-х годов.

Второй этап (1957-1988) охватывает период от официального открытия Музея до его переезда в новые помещения. Вплоть до 1975 года ключевую роль здесь играла личность М. Х. Франгопуло.

В третий период (1988-2013) сменилось несколько заведующих, из них наибольший вклад в сохранение и развитие коллекции вложила Марина Леонидовна Вивьен. С 2013 года, когда ректором Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой стал народный артист Российской Федерации Н. М. Цискаридзе, по настоящее

6 Шиперович Берта Марковна (? -1962) — заведующая производственной практикой ЛГХУ и учебной частью педагогического и балетмейстерского отделения ЛГХУ в 1930-е годы.

время Музей переживает свой ренессанс, как никогда активно пополняясь новыми экспонатами.

История художественной коллекции Академии Русского балета в определенной мере отражает трагические страницы истории отечества ХХ века в целом. Так, в 1920-1930-е годы в коллекцию поступали предметы из частных собраний (мебель, живопись, вазы), экспроприированные после Октябрьского переворота 1917 года. Видимо тогда появились два «непрофильных» для балетного училища полотна: «Пейзаж» неизвестного мастера (конец XIX — начало XX века) и «Крымский пейзаж» Г. О. Калмыкова начала ХХ века (см. ил. 1 и 2 на вклейке между стр. 16 и 17). В первые месяцы Великой Отечественной войны все имеющиеся в фондах Методического кабинета экспонаты были вывезены в г. Молотов7 и бережно сохранены Бертой Марковной Ши- Рис. 3. Берта Марковна Шиперович. перович (см. рис. 3). 1930-е годы.

После окончания войны и реэвакуации Школы началась работа по систематизации накопленных материалов, в которую активно включилась Мариэтта Харлампиевна Франгопуло — подлинный сподвижник, неутомимый организатор Музея. С 1940 года она преподавала в училище курс «Истории балета», а в 1949 году была назначена заведующей Методическим кабинетом8. Теперь помимо преподавательской работы Франгопуло организовывала многочисленные совещания (Методкабинет был центром создания программ и учебников по специальным дисциплинам), продолжала систематизацию собранного ранее материала и оформляла вверенный ей кабинет, который к 1954 году был полностью завешен фотографиями петербургских (ленинградских) артистов [5, с. 8]. Уже к 1955 году Франгопуло составила не менее 50 фотоальбомов (часть из них были созданы Б. М. Шиперович [6, 7]), отражающих историю

7 Во время Великой Отечественной войны воспитанники, педагоги, сотрудники Школы и частично члены их семей были эвакуированы в г. Молотов (ныне Пермь). Туда же был эвакуирован и Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова.

8 12 марта 1947 года Франгопуло была «освобождена от работы в театре в виду перевода на работу в Лен. хореографическое уч-ще. ... зачислена, в порядке перевода, на должность преподавателя истории балета» в ЛГХУ (до этого времени она работала в Школе по совместительству). С 01 ноября 1949 г. она — заведующая Методическим кабинетом ЛГХУ // Арх. МКИОХО. Ф. (М. Х. Франгопуло) С. 2-3.

русского и западноевропейского балета, фото-экспозицию в коридорах пятого этажа [8, с. 3].

О том, как собирался Музей, Мы имеем возможность узнать из стенограммы передачи для радио и телевидения, записанной с Мариэттой Харлампиевной Фран-гопуло. Поскольку этот текст никогда не публиковался, позволим себе пространную цитату: «Собирался он (музей — Е. А., Е. Б.) преимущественно после войны, когда школа вернулась в Ленинград. Кое-что было собрано ранее и сохранено, но основные богатства собирались после 1945 года. И должна Вам сказать, что часто не обходилось и без курьезов. Однажды я пришла на квартиру к выдающейся советской балерине Елене Михайловне Люком и увидела у неё за шкафом картину маслом — самою Люком в образе Эсмеральды. Я начала просить Люком подарить музею портрет, но, не дождавшись разрешения, быстро выскочила на улицу с дорогой добычей. Люком не склонна была отдавать портрет и кричала мне вслед: "Куда, куда ты, вернись сейчас же!" Но я делала вид, что не слышу и торопилась донести картину до школы, благо картина в багетной раме была легкой. Так и висит у нас в музее чудесная легкая Люком (см. ил. 3 на вклейке между стр. 16 и 17).

Некоторые артисты не без моего давления дарили музею свои портреты, привозили афиши, программы зарубежных поездок, художники дарили нам свои работы. <...> Ученики училища приносили найденные у родных фото и отдельные предметы, принадлежащие артистам прошлого» [9, с. 3].

Так, с «легкой» руки Франгопуло в Музее появились сценические туфли и сапожки Анны Павловой и Марии Петипа (см. ил. 4 на вклейке между стр. 16 и 17), маска Коломбины из балета «Карнавал» Тамары Карсавиной, корсаж от костюма Бабочки Матильды Кшесинской [10, с. 32] (см. ил. 5 на вклейке между стр. 16 и 17), собиралась коллекция балетных туфель выдающихся русских и зарубежных танцовщиков.

Помимо собирательской деятельности, Франгопуло занималась активной просветительской работой и популяризацией искусства отечественного балета. Задолго до официального открытия Музея она проводила многочисленные экскурсии для гостей Школы. Так, только за 4 месяца (сентябрь-декабрь) 1955 года Метод-кабинет посетили иностранные делегации Индии и Англии, Австралии и Австрии, Швеции, Вьетнама, Японии, Польши и Америки, многочисленные представители союзных республик и городов СССР [8, с. 1]. Благодарные посетители пересылали Франгопуло свои дары, разнообразную литературу по балету, издававшуюся в СССР и за рубежом, пополняя книжный фонд. Восторженные отзывы делегатов фиксировались в «Дневнике работы Методического кабинета». Некоторые из них весьма примечательны: «Меня очень взволновало посещение этой замечательной школы. Приводит в изумление дисциплина, грация и та серьезность, с которой ученики изучают искусство. Мне очень хотелось бы сделать картину — фильм о школе. Сколько здесь интересных персонажей! Может быть в один прекрасный день!!. Джузеп-пе Де-Сантис» [1, с. 7]. «16 января 1956 год. Посещение методического кабинета произвело на нас неизгладимое впечатление. С восхищением и благоговением мы осматривали эти сокровища нашего балета, с такой заботой собранные и хранимые в училище. Здесь с неиссякаемым интересом можно проводить долгие часы и впитывать в себя замечательные черты классического наследия нашего великого

балета. Мы очень благодарны за теплый прием Мариэтте Харлампиевне Франгопуло, показавшей нам столько интересного. Выпускники Московского Хореографического училища: А. Плисецкий, Н. Рыженко, ...» [1, с. 43].

В 1956 году директор ЛГХУ Шелков Валентин Иванович заключил с М. Х. Франгопуло трудовое соглашение о составлении методической разработки и плана экспозиции выставки по истории русского и советского балета в Методическом кабинете. Экспозиция должна была освещать историю русского (советского) балета от основания Школы до середины ХХ века. «Срок окончания написания методической разработки 1-го июля 1957 года. Срок завершения всех работ по выставке 1 ноября 1957 г.» [11, с. 1]. Впервые были выделены средства на оплату работ художников, окантовщиков и самой Франгопуло.

Официальное открытие Музея в сентябре 1957 года приурочили к надвигающемуся 40-летию Октябрьской революции. Франгопуло была назначена его главным хранителем (до этого она работала «как общественник» [12, с. 2]). Были определены часы работы (с 10.00 до 17.00) Музея; на входной двери появилась скромная надпись: «Музей ЛГХУ им. А. Я. Вагановой» (см. рис. 4).

Государственный Театральный музей Ленинграда передал Школе четыре стенда и три застекленные витрины [1, с. 83], в которых разместились первые экспонаты.

Основу первой экспозиции, располагавшейся в помещении нынешней кафедры «Классического и дуэтно-классического танца» (ауд. 524), составляли фотоматериалы по истории балета9 и единичные произведения изобразительного искусства (живописи и скульптуры). По инициативе Мариэтты Харлампиевны руководство Училища стало заказывать и приобретать живописные портреты выдающихся деятелей петербургского и ленинградского балета. Уже к 1959 году коллекция пополнилась работами современных советских живописцев: «По заказу Дирекции

9 В 1957 году были заказаны фотокопии с гравюр и акварелей XVIII-XIX веков — портреты хореографов Ж.-Б. Ланде, И. Вальберха, известных танцовщиков и балетных композиторов, изображения Шляхетского кадетского корпуса, Зимнего дворца, старинных танцев, крепостных театров и др. // Арх. МКИОХО. Ф. (Книга учета. Музей ЛХУ им. А. Я. Вагановой). С. 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 19.

Рис. 4. Мариэтта Харлампиевна Франгопуло у входа в Музей. 1959.

и Методического кабинета ЛГХУ художником А. М. Гершовым10 выполнены заказанные портреты А. Я. Вагановой (масло) (см. ил. 6 на вклейке между стр. 16 и 17) и В. М. Чабукиани в роли "Отелло", А. А. Макарова в роли "Спартака". <...> Художником Ю. В. Пугачевым11 выполнены портреты Л. В. Якобсона (пастель) и К. М. Сергеева в роли Альбера из балета "Жизель", Ф. И. Балабиной. Все портреты находятся в Музее ЛГХУ» [1, с. 122-123]. В 1961-1962 годах Пугачеву были заказаны портреты Аллы Шелест, Бориса Брегвадзе, Ольги Иордан и других известных представителей ленинградской хореографической школы12 (см. рис. 5).

В 1964 году Соломон Гершов подарил свою работу «Г. Комлева — Потерявшая любимого. Балет "Берег надежды"» (1964) [10, с. 87], ныне являющуюся одним

Рис. 5. Экспозиция Музея в 1960-1970-е годы.

10 Гершов Соломон Моисеевич (1906-1989) — советский художник, ученик П. Н. Филонова, К. С. Малевича, А. Р. Эберлинга. Первым браком был женат на балерине, педагоге ЛГХУ В. С. Костровицкой. В художественной коллекции МКИОХО находится 8 работ мастера.

11 Пугачев Юрий Владимирович (1933-1998) — советский / русский художник, член Союза художников России с 1972 года. В начале творческого пути работал учителем рисования в ЛГХУ. Балет долгие годы оставался ведущей темой его творчества. В настоящее время в художественной коллекции МКИОХО находится 16 работ мастера.

12 Подробнее о работах Ю. В. Пугачева в Музее см.: Е. Н. Байгузина. Интерпретация первоисточников в артистических портретах Юрия Пугачева // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 1(42). С. 9-15.

из лучших произведений автора в живописной коллекции Музея (см. ил. 7 на вклейке между стр. 16 и 17).

Особенно «урожайным» для коллекции стал 1960 год, когда Школой было приобретено монументальное полотно А. Р. Эберлинга «Портрет балерины Марины Семеновой» [12, с. 12] и получено два бесценных дара из-за рубежа. Сын выдающегося балетмейстера Михаила Фокина Виталий переслал из Америки два портрета родителей, выполненных отцом еще в 1925 году: «Автопортрет в испанском костюме» и «Вера Фокина в русском костюме» (см. ил. 8 на вклейке между стр. 16 и 17). Портреты были получены Училищем 10 марта 1960 года. Дар сопровождался перепиской Виталия с дирекцией: «Я уверен, что мой подарок не мог бы найти себе лучшего места. С наилучшими пожеланиями, Виталий Фокин» [13, с. 1.]. К сожалению, из-за большого размера портреты первоначально были размещены не в Музее, а в танцевальных классах. Специфика балетного зала (повышенная влажность, динамическая нагрузка) привели к необходимости реставрации, которая была проведена в 2011 году13. С переездом Музея в новые обширные помещения на первый этаж училища полотна Фокина перебрались туда.

Дальнейшая переписка Фокина с Франгопуло в июне 1960 года свидетельствует о том, что Виталий Михайлович планировал преподнести Музею еще ряд даров: «На счет Вашего музея, то я буду очень рад прислать Вам всевозможный материал. Я послал С. А. Морщихину14 много материала для издательства книги15. <...> У меня есть еще статуэтки отца, части его театральных костюмов и так далее <...> Если Вас это может заинтересовать, то я с удовольствием пришлю Вам необходимый каталог, а, получив его, Вы сможете мне указать, что Вам более желательно» [14, с. 2-3]. Однако по неизвестным причинам сотрудничество было приостановлено, о чем сегодня можно только сожалеть.

В этом же 1960 году коллекция сценических костюмов пополнилась еще одним бесценным даром из-за рубежа. Ромола Нижинская, вдова легендарного танцовщика, посетила Ленинградское хореографическое училище [1, с. 202] и подарила Музею театральный костюм и туфли Вацлава из балета «Видение розы», созданные по эскизу Льва Самойловича Бакста. Вплоть до настоящего времени этот костюм является одним из самых ценных экспонатов Музея16.

К сожалению, в силу разных причин живописная коллекция Музея понесла немало утрат, о чем свидетельствуют архивные материалы и фотодокументы. Пропал целый ряд работ кисти Ю. В. Пугачева, подаренных живописцем Музею,

13 Реставрация «Автопортрета» Фокина была проведена в мастерских СПГХПА имени А. Л. Штиглица в 2011 году (художник А. А. Осетров).

14 С. А. Морщихин (1904-1963) — советский театральный режиссер. В последние годы жизни был директором Ленинградской театральной библиотеки им. А. В. Луначарского.

15 Речь идет о материалах для книги М. М. Фокина «Против течения», которая была издана в 1962 году издательством «Искусство» при участии Ленинградской театральной библиотеки им. А. В. Луначарского.

16 Подробнее об истории бытования этого экспоната в музее см.: Е. Р. Адаменко. По мотивам Бакста (экспонаты из коллекции МКИОХО) // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 44. С. 32-39.

«портреты балетмейстера Л. В. Якобсона, балерины Н. М. Дудинской, Н. М. Сту-колкиной, Г. Н. Кирилловой»; утрачены живописные работы Л. Островой (портрет Т. М. Вечесловой), Ю. Н. Тулина [12, с. 12]. Помимо портретов исчезла картина редкого для коллекции жанра натюрморта, выполненная в масле М. М. Фокиным еще в годы его ученичества и изображавшая опрокинутую корзину с овощами. Натюрморт неоднократно упоминался в разнообразных письменных источниках: архивных документах Мемориального кабинета [4, с. 4], мемуарах самого Фокина [15, с. 40, 52, 75], стенограмме радиопередачи 1963 года. В последней М. Франго-пуло подчеркивала: «в музее висит его картина "Натюрморт". Оставленная в опустевшем здании школы во время войны, она каким-то образом уцелела и ныне украсила стенд, посвященный творчеству Фокина» [9, с. 3]. Последнее упоминание о натюрморте датируется апрелем 1976 года [16, с. 32] (см. рис. 6).

Скульптурная и графическая части коллекции (как и живописная) стали формироваться в ЛГХУ с дореволюционного времени. Среди первых экспонатов были: эскизы формы воспитанников Императорского Петербургского театрального училища (худ. А. Шарлеманя, 1882) акварель «Л. Дидло» (1841) неизвестного художника, изображающая балетмейстера в репетиционном костюме с арапником в руке, бюсты Мариуса Петипа (предположительно — скульптора С. А. Евсеева?) и А. В. Ширяева (работа Е. Н. Всеволодской-Гернгросс, 1933). При Франгопуло появились

Рис. 6. М. Х. Франгопуло ведет экскурсию для воспитанников хореографического училища, указывая на «Натюрморт» М. М. Фокина. 1960-е годы.

кабинетные статуэтки знаменитого советского скульптора Е. А. Янсон-Ма-низер, изображающие А. Я. Ваганову, Г. С. Уланову, Т. М. Вечеслову, и других ленинградских артистов, уникальный бюст С. Н. Судьбинина «М. Фокин в балете "Дафнис и Хлоя"» (дар В. И. Шелкова), скульптурные портреты К. Я. Голейзовского, А. Е. Осипенко, И. Б. Зубковской, декоративный фарфор. Среди наиболее ценных графических работ, поступивших в Музей в период Франгопуло, следует отметить «Портрет Лидии Ивановой» Василия Сварога17, подаренный отцом танцовщицы, трагически погибшей в юном возрасте (см. рис. 7).

В 1971 году Ромола Нижинская преподнесла Школе пастельный рисунок Вацлава Нижинского «Девушки с муфточками», который привез из-за границы К. М. Сергеев [10, с. 113]. Примерно в это же время второй рисунок Нижинского «Абстракция» передала его сестра — Бронислава Нижинская18.

Стараниями Франгопуло Музей не только прирастал дарами, но и «превращался в своеобразный культурный салон, куда любили приходить пообщаться с Мариэттой Харлампиевной все звезды петербургского (тогда ленинградского) балета» [17]. Среди них были К. С. Сергеев, Н. М. Дудинская, С. С. Каплан, О. Г. Иордан, М. М. Михайлов, Б. Я. Брегвадзе и другие. В своем «Дневнике» Фран-гопуло вела учет всех посещений, собирала отзывы, позволяющие узнать оценку Музея современниками. Так, Нина Стуколкина подчеркивала важность собранного материала для будущих артистов балета: «Каждый раз, когда я бываю в этом замечательном музее, я всегда вспоминаю, с каким трудом в дни творческой молодости моего поколения мы молодые артисты балета, находили сценические фотографии мастеров хореографии, чтобы по ним хоть в какой-то мере понять стиль и манеру исполнения основных ролей в классических балетах. Эти случайно и без

Рис. 7. Портрет Лидии Ивановой.

В. С. Сварог. 1920.

Бумага на оргалите, уголь. 99x67,7.

17 Василий Семенович Сварог (1883-1946) — русский / советский художник, работавший после революции в злободневном жанре «политической композиции», создавший ряд портретов политических деятелей и мастеров русской культуры.

18 Нижинская Бронислава Фоминична (1891-1972) — младшая сестра Вацлава Нижинского, выпускница Императорского Санкт-Петербургского театрального училища 1908 года, танцовщица, балетмейстер, педагог, участница «Русских сезонов».

системно приобретенные нами фотографии, конечно, не могли дать сколько-нибудь полного представления об искусстве балета. Сейчас положение изменилось коренным образом, и каждый балетный артист, педагог и балетмейстер может, придя в музей, познакомиться с любовно подобранными богатейшими иконографическими и театроведческими материалами по истории и сегодняшней практике Ленинградского балета. И хочется выразить глубокую благодарность бескорыстному организатору этого большого и важного дела Мариэтте Харлампиевне Франгопуло за её громадный труд и подлинную любовь к нашему искусству. Н. Стукол-кина засл. арт. РСФСР. 12/XII.61 г.» [1, с. 247-248].

Особо теплую атмосферу Музея подчеркивали выдающиеся деятели советского балета, например, Леонид Якобсон: «Мариэтта Харлампиевна! Ваш музей в школе — самое лучшее место. В нем отдыхаешь, любуешься и восторгаешься. В нем прошлое, настоящее, а живые люди его посещающие — будущее нашего искусства. Творец этого музея — Вы! И за это Вам спасибо! Леонид Якобсон 1962. 27 октября» [1, с. 281], или Майя Плисецкая: «Прекрасно, что существует такой замечательный музей, где можно увидеть так много прекрасного. Спасибо, что вся история русского балета хранится с такой любовью и тщательностью. Майя Плисецкая. 16.04.1971» [1, с. 414].

Среди гостей тех лет были: академик Петр Капица, легендарные советские балерины Марина Семенова и Галина Уланова, знаменитые танцовщики и балетмейстеры Надя Нерина, Махмуд Эсамбаев и Серж Лифарь, Леонид Мясин и Фредерик Аштон, Джорж Баланчин, актеры Марина Влади и Владимир Высоцкий и многие другие. Теплый прием многочисленных зарубежных гостей в Музее училища помогал растапливать лед человеческих отношений в период холодной войны, и в этом тоже, несомненно, была заслуга Франгопуло. Знаменитая английская танцовщица и одна из основателей Королевского балета Великобритании Нинетт де Валуа оставила в «Дневнике» трогательный отзыв: «Я не могу выразить словами то, что я чувствую! Провести несколько дней в знаменитом училище это пережить снова артистическое уважение к великим традициям. Я благодарна за честь иметь возможность посетить родину Вашего великого балета. Пусть он вечно живет! Нинетт де-Валуа. 10 апреля 1959 г.» [1, с. 132].

Франгопуло заведовала Музеем до своего выхода на пенсию в мае 1975 года, до последних дней радушно встречая гостей, продолжая собирать коллекцию и мечтая о расширении площадей: «Придет время, когда сокровища Музея "переполнят чашу", и придется сказать стенам "расступитесь"» [11, с. 16]. Стенам пришлось «расступиться» в 1988 году, когда для новой экспозиции и фондов Музея были выделены просторные помещения в двух нефах первого этажа, где он располагается и по сей день. Но это уже следующая страница в летописи Мемориального кабинета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Франгопуло М. Х. Дневник работы Методического кабинета и Музея Ленинградского Хореографического училища // Арх. МКИОХО. Ф. (М. Х. Франгопуло). 452 с.

2. Карсавина Т. П. Театральная улица. Л.: Искусство, 1971. 247 с.

Приложение к статье

Е. Р. Адаменко, Е. Н. Байгузиной

«Страницы истории музея Академии Русского балета: Под крылом М. Х. Франгопуло. (К 60-летию музея)

Ил. 1. Пейзаж. Неизвестный художник. Конец XIX — начало ХХ в. Холст, масло. 80x120

Ил. 2. Крымский пейзаж. Г. О. Калмыков. Начало ХХ в. Холст, масло. 85x121

Ил. 3. Е. Люком в роли Эсмеральды. Неизвестный художник. 1930-е гг. Холст, масло. 89x69

Ил. 4. Сценические туфли и сапожки А. П. Павловой и М. М. Петипа. Конец XIX — начало ХХ в.

Ил. 5. Корсаж от костюма Бабочки М. Ф. Кшесинской. Начало ХХ в.

■I

/

т

чм»

ча

к

Ил. 6. Портрет А. Я. Вагановой. С. М. Гершов. 1959. Холст, масло. 116x88

Ил. 7. Г. Комлева — Потерявшая любимого. Балет «Берег надежды». С. М. Гершов. 1964. Бумага. Гуашь. 72x59,5

Ж Ш

Ил. 8. Портрет Веры Фокиной в русском костюме. М. М. Фокин. 1920-е гг. Холст, масло. 155x98

3. Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867-1884. СПб.: Лань, ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2009. 448 с.

4. Франгопуло М. Х. Опись имущества Музея. 1960 // Арх. МКИОХО. Ф. (М. Х. Фран-гопуло). 38 с.

5. Методический кабинет ЛГХУ. Музей ЛГХУ им. А. Я. Вагановой. Группы. Альбом № 14. // Арх. МКИОХО. 40 с.

6. Классический танец в Л.Г.Х.У. Методический кабинет ЛГХУ. Альбом № 15 / Собрано Б. М. Шиперович // Арх. МКИОХО. 38 с.

7. Уроки классики в Л.Г.Х.У. Методический кабинет ЛГХУ. Классический танец в классе. Музей ЛГХУ им. А. Я. Вагановой. Альбом № 12 / собрано Б. М. Шиперович и М. Х. Франгопуло // Арх. МКИОХО. 40 с.

8. Франгопуло М. Х. Отчет о работе Методкабинета ЛГХУ за 1955-56 уч. г.: рукопись, 1956 // Арх. МКИОХО. Ф. М. Х. Франгопуло. 5 с.

9. Стенограмма передачи для радио и телевидения с участием М. Х. Франгопуло. 1963 // Арх. МК ИОХО. Ф. М. Х. Франгопуло. 4 с.

10. Франгопуло М. Х. Каталог (опись) имущества Музея ЛГХУ им. А. Я. Вагановой. 1957, 1959, 1975 г. // Арх. МКИОХО. Ф. (М. Х. Франгопуло).

11. Трудовое соглашение между ЛГХУ и Франгопуло М. Х. // Арх. МКИОХО. Ф. (М. Х. Франгопуло). Л. 1.

12. Франгопуло М. Х. В Музее Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой: машинописная рукопись. 1961-1962 // Арх. МКИОХО. Ф. (М. Х. Франгопуло). 16 с.

13. Письмо В. М. Фокина В. И. Шелкову, Н. П. Ивановскому и М. Х. Франгопуло от 12.04.1960 г. // Арх. МКИОХО. Л. 1.

14. Письмо В. М. Фокина М. Х. Франгопуло от 03 июня 1960 //Арх. МКИОХО. Ф. (М. Х. Франгопуло). 4 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Фокин М. Против течения. Л.: Искусство, 1981. 510 с.

16. Книга учета «Музей Ленинградского хореографического училища. 1976-1995» // Арх. МКИОХО. 112 с.

17. Потемкина И. Хранительницы // Театр. URL: http://theatre.spb.ru/sea-sons/2_2_2000/3_persons/16.htm (дата обращения: 19.02.2015).

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

1. Пейзаж. Неизвестный художник. Конец XIX — начало ХХ века. Холст, масло. 80x120.

2. Крымский пейзаж. Г. О. Калмыков. Начало ХХ века. Холст, масло. 85x121.

3. Е. Люком в роли Эсмеральды. Неизвестный художник. 1930-е годы. Холст, масло. 89x69.

4. Сценические туфли и сапожки А. П. Павловой и М. М. Петипа. Конец XIX — начало ХХ века.

5. Корсаж от костюма Бабочки М. Ф. Кшесинской. Начало ХХ века.

6. Портрет А. Я. Вагановой. С. М. Гершов. 1959. Холст, масло. 116x88.

7. Г. Комлева — Потерявшая любимого. Балет «Берег надежды». С. М. Гершов. 1964. Бумага. Гуашь. 72x59,5.

8. Портрет Веры Фокиной в русском костюме. М. М. Фокин. 1920-е годы. Холст, масло. 155x98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.