Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ VS СРЕДНЕЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)'

ВЫСШЕЕ VS СРЕДНЕЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / ДЕТИ / УНИВЕРСИТЕТ / ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНКЕТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абросимова Евгения Евгеньевна, Куланина Мария Юрьевна, Типер Екатерина Евгеньевна

Стремительная смена условий жизни современного общества не может не касаться и сферы образования. Если высшее образование как одна из наиболее часто трансформируемых сфер на слуху не только у академической среды, но и у общества в целом, то вопрос среднего профессионального образования (СПО) поднимается значительно реже. Массовое распространение высшего образования за последние 30 лет вытеснило необходимость изучения среднего профессионального как значимого элемента жизненной стратегии молодежи. Трансформационные процессы социально-экономической ситуации в стране актуализируют потребность изучения мотивов выбора той или иной формы образования современными абитуриентами. С одной стороны, до сих пор высшее образование воспринимается как гарант более успешного трудоустройства в будущем, с другой - экономика страны нуждается в квалифицированных кадрах, подготовленных в системе среднего профессионального образования. Для понимания того, какой выбор планируют сделать ученики 8-х и 9-х классов Приморского края, какими факторами и мотивами обусловлен их выбор, было проведено социологическое исследование «Выбор образовательной стратегии современными школьниками (на примере Приморского края)». Авторами был проведен анкетный опрос среди учеников 8-х и 9-х классов школ Приморского края. Вопросы анкеты позволили отразить причины выбора школьниками высшего или среднего образования как способа получения профессии, а также выявили основные причины и мотивы поступления в образовательное учреждение после окончания школы. Ряд вопросов отразил отношение школьников к различному уровню образования. Анализ эмпирических данных позволил сформировать основные образовательные стратегии современных школьников в условиях глобальной модернизации среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абросимова Евгения Евгеньевна, Куланина Мария Юрьевна, Типер Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER VS SECONDARY: EDUCATIONAL STRATEGIES OF MODERN SCHOOLCHILDREN (ON THE MATERIALS OF PRIMORSKY TERRITORY)

The rapid change in the living conditions of modern society cannot but concern the sphere of education. If higher education, as one of the most frequently transformed areas, is heard not only by the academic environment, but also by society as a whole, then the issue of secondary vocational education is raised much less frequently. The mass expansion of higher education over the past 30 years has supplanted the need to study secondary vocational education as a significant element in the life strategy of young people. The transformational processes of the socio-economic situation in the country actualize the need to study the motives for choosing one or another form of education by modern applicants. On the one hand, higher education is still perceived as a guarantee of more successful employment in the future; on the other hand, the country's economy needs qualified personnel trained in the system of secondary vocational education. To understand what choice pupils of the 8th and 9th grades of the Primorsky Territory plan to make, what factors and motives determine their choice, a sociological study "The choice of an educational strategy by modern schoolchildren (on the example of Primorsky Territory)" was conducted. The authors conducted a questionnaire survey among pupils of the 8th and 9th grades of schools in the Primorsky Territory. The questions of the questionnaire made it possible to reflect the reasons why schoolchildren chose higher or secondary education as a way of obtaining a profession, and also revealed the main reasons and motives for entering an educational institution after graduation. Also, a number of questions reflected the attitude of schoolchildren to different levels of education. The analysis of empirical data made it possible to form the main educational strategies of modern schoolchildren in the context of the global modernization of secondary education.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ VS СРЕДНЕЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛАХ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)»

Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14, № 2. С. 186-194 The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. Vol.14, № 2. Р. 186-194

Научная статья УДК 159.9

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/186-194

Высшее vs среднее: образовательные стратегии современных

школьников (на материалах Приморского края)

Абросимова Евгения Евгеньевна

Куланина Мария Юрьевна

Типер Екатерина Евгеньевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Аннотация. Стремительная смена условий жизни современного общества не может не касаться и сферы образования. Если высшее образование как одна из наиболее часто трансформируемых сфер на слуху не только у академической среды, но и у общества в целом, то вопрос среднего профессионального образования (СПО) поднимается значительно реже. Массовое распространение высшего образования за последние 30 лет вытеснило необходимость изучения среднего профессионального как значимого элемента жизненной стратегии молодежи. Трансформационные процессы социально-экономической ситуации в стране актуализируют потребность изучения мотивов выбора той или иной формы образования современными абитуриентами. С одной стороны, до сих пор высшее образование воспринимается как гарант более успешного трудоустройства в будущем, с другой - экономика страны нуждается в квалифицированных кадрах, подготовленных в системе среднего профессионального образования. Для понимания того, какой выбор планируют сделать ученики 8-х и 9-х классов Приморского края, какими факторами и мотивами обусловлен их выбор, было проведено социологическое исследование «Выбор образовательной стратегии современными школьниками (на примере Приморского края)». Авторами был проведен анкетный опрос среди учеников 8-х и 9-х классов школ Приморского края. Вопросы анкеты позволили отразить причины выбора школьниками высшего или среднего образования как способа получения профессии, а также выявили основные причины и мотивы поступления в образовательное учреждение после окончания школы. Ряд вопросов отразил отношение школьников к различному уровню образования. Анализ эмпирических данных позволил сформировать основные образовательные стратегии современных школьников в условиях глобальной модернизации среднего образования.

Ключевые слова: высшее образование, среднее образование, студенты, дети, университет, школа, профессиональное образование, анкетирование.

Для цитирования: Абросимова Е.Е., Куланина М.Ю., Типер Е.Е. Высшее vs среднее: образовательные стратегии современных школьников (на материалах Приморского края) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14, № 2. С. 186-194. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-21/186-194.

Original article

Higher vs Secondary: Educational Strategies of Modern Schoolchildren (on the Materials of Primorsky Territory)

Evgeniya E. Abrosimova

© Абросимова Е. Е., 2022 © Куланина М. Ю., 2022 © Типер Е. Е., 2022 186

Maria Yu. Kulanina Ekaterina E. Teeper

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Abstract. The rapid change in the living conditions of modern society cannot but concern the sphere of education. If higher education, as one of the most frequently transformed areas, is heard not only by the academic environment, but also by society as a whole, then the issue of secondary vocational education is raised much less frequently. The mass expansion of higher education over the past 30 years has supplanted the need to study secondary vocational education as a significant element in the life strategy of young people. The transformational processes of the socio-economic situation in the country actualize the need to study the motives for choosing one or another form of education by modern applicants. On the one hand, higher education is still perceived as a guarantee of more successful employment in the future; on the other hand, the country's economy needs qualified personnel trained in the system of secondary vocational education. To understand what choice pupils of the 8th and 9th grades of the Primorsky Territory plan to make, what factors and motives determine their choice, a sociological study "The choice of an educational strategy by modern schoolchildren (on the example of Primorsky Territory)" was conducted. The authors conducted a questionnaire survey among pupils of the 8th and 9th grades of schools in the Primorsky Territory. The questions of the questionnaire made it possible to reflect the reasons why schoolchildren chose higher or secondary education as a way of obtaining a profession, and also revealed the main reasons and motives for entering an educational institution after graduation. Also, a number of questions reflected the attitude of schoolchildren to different levels of education. The analysis of empirical data made it possible to form the main educational strategies of modern schoolchildren in the context of the global modernization of secondary education.

Keywords: higher education, secondary education, students, children, university, school, vocational education, questionnaires.

For citation: Abrosimova E. E., Kulanina M.Yu., Teeper E.E. Higher vs Secondary: Educational Strategies of Modern Schoolchildren (on the Materials of Primorsky Territory) // The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2022. Vol. 14, № 2. P. 186194. DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/186-194.

Введение

Достаточно продолжительный период престижности высшего образования в России рассматривался как способ получить профессию и впоследствии иметь возможность трудоустроиться. Эта позиция до сих пор живет в сознании общества. Особенно такое мировоззрение сложилось в сознании современных родителей, на чью юность и выпала максимальная популярность высшего образования в нашей стране. По данным исследований НИУ ВШЭ именно образовательный уровень родителей зачастую влияет на будущее детей больше, чем их успеваемость в школе. Семья с высоким уровнем образования помогает школьнику выбрать такие стратегии, которые позволяют получить хорошее образование даже при невысокой успеваемости [1]. Однако последние изменения, анонсируемые Министерством просвещения Российской Федерации, актуализируют более высокий исследовательский интерес к данному сектору профессионального образования. Это подтверждают и результаты ежегодных приёмных кампаний [2]. В 2020 г. на программы подготовки специалистов среднего звена впервые поступило больше людей, чем на бакалавриат и специалитет: 900 тысяч

187

против 873. На программы подготовки рабочих и служащих было принято 214 тысяч человек [3].

Сегодня, по данным Министерства просвещения, система профессионального образования становится более востребованной среди абитуриентов благодаря Стратегии развития среднего профессионального образования до 2030 г. Данная Стратегия направлена на разностороннее развитие СПО и включает в себя пять приоритетных направлений: обновление содержания, формирование нового ландшафта сети СПО, повышение финансовой устойчивости и целевая поддержка колледжей, повышение квалификации работников системы СПО, развитие культуры профессиональных соревнований. Система СПО призвана обеспечить экономику страны квалифицированными кадрами и решить главный вопрос: каких специалистов готовить, в каком объеме и к какому времени.

Актуальность данного исследования обусловлена стремительными изменениями в структуре образования в России. Эти изменения, в свою очередь, вызваны рядом факторов, таких как неуклонно меняющиеся потребности современного общества, новые требования и тенденции на рынке труда, переоценка значимости высшего образования как обязательной ступени в развитии личности. Высшее образование, с одной стороны, укоренилось в представлениях людей как престижный и даже необходимый атрибут успешной личности. С другой стороны, всё больше выпускников делают выбор в пользу среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование может быть привлекательным выбором для подростков по различным причинам. Например, оно может выступать как способ быстрее освоить интересующую профессию и стать полноценным участником рынка труда с наименьшими временными и финансовыми затратами по сравнению с высшим образованием. Так как в современном мире высшее образование нередко воспринимается как обязательный этап, множество научных и исследовательских работ посвящено изучению мотивации выбора университетов абитуриентами. В то же время абитуриентам среднего профессионального образования внимания уделяется значительно меньше. А. Р. Бессуднов, Д. Ю. Куракин, В. М. Малик в своей работе «Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании» обращают внимание на то, что всеобщий характер высшего образования в России - устойчивое заблуждение [4]. Однако в статистическом сборнике «Индикаторы образования: 2021», составленном Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», приводятся данные о том, что обучение по программам высшего образования продолжил гораздо больший процент выпускников школ, чем по программам среднего профессионального образования [5]. Что же может влиять на выбор образовательной траектории современными школьниками? Т. Е. Хавенсон в своём исследовании «Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи» указывает на социально-экономическое положение семьи как один из факторов, влияющих на образовательный выбор [6]. Этот фактор также рассматривается в исследовании Т. Е. Хавенсон и Т. А. Чиркиной «Эффективно

188

поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11-го класса школы в России» [1]. В. А. Мальцева в своем исследовании «Необходной маневр, или Бум спроса на среднее профессиональное образование в России» обозначает снижение доступности высшего образования как возможный фактор выбора в пользу среднего профессионального образования.

В представленном исследовании авторы постарались отразить позиции старшеклассников Приморского края в вопросе выбора среднего или высшего профессионального образования, специфику выбора школьниками образовательной траектории, факторы, определяющие их дальнейший образовательный путь, а также рассмотрели вопрос образовательной миграции и выявили ту часть информантов, которые планируют поступать не на территории Приморского края.

Цель данного исследования заключается в определении того, каким образом современные школьники делают выбор в сторону высшего или среднего профессионального образования. Данная цель актуализирует следующие задачи: по какой причине подростки принимают решение уйти или остаться в школе после 9-го класса, как они воспринимают среднее и высшее профессиональное образование, что является основным мотивом выбора профессии для современных детей.

Основная часть

Для понимания того, как и куда планируют поступать школьники Приморского края, авторами был проведен анкетный опрос. Современные школьники достаточно лояльно относятся к различным атрибутам цифровизации и информатизации повседневной жизни и в том числе адекватно воспринимают онлайн-сервисы для сбора эмпирических данных. В рамках исследования были использованы ресурсы Google, которые позволяют собрать информацию, не затрачивая при этом временных и материальных ресурсов. В качестве генеральной совокупности исследователи рассматривали численность всех учеников 8-х и 9-х классов Приморского края. Выбор данного возрастного диапазона обусловлен тем, что именно в это время школьники делают свой выбор или хотя бы задумываются о необходимости получения профессионального образования. Выборка составила 380 человек. География респондентов распределилась следующим образом: г. Владивосток (58,5 %), г. Спасск-Дальний (20,6 %), п. Тавричанка (5,9 %), с. Каменка (4,6 %), пгт. Липовцы (3,3 %), г. Артём (1,6 %), г. Дальнегорск (1 %), г. Уссурийск (0,6 %), г. Арсеньев (0,6 %), с. Заметное (0,6 %), г. Находка (0,6 %), пгт. Славянка (0,6 %), с. Покровка (0,6 %), г. Лесозаводск (0,6 %), г. Фо-кино (0,3 %). Половозрастные характеристики информантов представлены следующим образом: 39,5 % юношей и 60,5 % девушек; из них 50 % учащихся в возрасте 15 лет, 31,4 % - в возрасте 16 лет, 18,6 % - в возрасте 14 лет.

Основной вопрос, который помогает понять то, каким образом планируют свою образовательную стратегию современные школьники, звучит следующим образом: «Вы планируете остаться учиться в школе после окончания 9-го класса?». Чуть менее половины учащихся (44,7 %) планируют продолжать своё обучение в 10-х и 11-х классах, остальные учащиеся готовятся поступать в колледж (42,7 %), некоторые ещё не определились со своей образовательной стратегией (12,6 %). Исходя из этих данных можно увидеть, что каждый второй ученик пла-

189

нирует продолжать своё обучение в профессиональной образовательной организации, а значит, популярность высшего образования среди молодежи точно такая же, как и у среднего, несмотря на то, что в обществе не очень признают среднее специальное образование. Однако причина выбора среднего профессионального образовательного учреждения, по мнению респондентов, заключается в том, что они боятся сдавать ЕГЭ (29,7 %). Этот фактор обусловливает желание подростков уйти из школы, чтобы избежать необходимости сдавать единый государственный экзамен, который до сих пор остается достаточно резонансным моментом как в среде педагогов, так и в родительском сообществе. Стратегию избегания сдачи ЕГЭ подтверждает и тот факт, что третьим по популярности ответом оказался вариант: «После колледжа легче поступить в университет» (19,3 % респондентов). Школьники рассматривают среднее специальное учебное заведение не только как возможность получения профессии, но и как определённый путь к более простому получению высшего образования без необходимости сдачи ЕГЭ.

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопрос о причинах ухода со школы

после 9-го класса

№ п/п Варианты ответа Респонденты,%

1 Боюсь сдавать ЕГЭ 29,7

2 Возможность раньше начать работать 29,0

3 После колледжа легче поступить в университет 19,3

4 Нет интереса обучаться в школе 12,3

5 Не вижу смысла получать высшее образование 5,2

6 Стоимость обучения дешевле, чем в университете 4,5

Примечание: составлено авторами.

Несмотря на то, что современных школьников пугает потенциальная необходимость сдавать ЕГЭ, на вопрос «Если в университет после колледжа придется поступать, только сдавая ЕГЭ, будете ли Вы поступать в университет после колледжа?» большинство учащихся (60 %) ответили положительно. Более половины учащихся (59,4 %) планируют поступать в университет после окончания колледжа.

Таким образом, несмотря на то, что практически половина информантов планирует поступать в среднее профессиональное образовательное учреждение, больше половины из них не оставляют надежду на получение высшего образования в дальнейшем. В данной стратегии школьники используют возможность получения профессии на двух уровнях образования, тем самым увеличивая свои шансы на рынке труда.

Для Приморского края достаточно остро стоит вопрос оттока населения, в том числе это касается образовательной и учебной миграции. Единый государственный экзамен еще более актуализировал этот вопрос, сделав поступление в

190

университеты других городов более доступным для потенциальных абитуриентов. Вопрос же среднего специального образования как возможность образовательной миграции поднимается значительно реже. Это подтверждают данные проведённого исследования. Большинство информантов, планирующих продолжить обучение в среднем профессиональном образовательном учреждении, выбирают г. Владивосток (73,5 %) и другие населенные пункты Приморского края (Уссурийск (9,7 %), Спасск-Дальний (5,7 %) и пр.). Наиболее популярные города для образовательной миграции с целью получения высшего образования - Москва и Санкт-Петербург [7]. Среди потенциальных абитуриентов учреждений СПО в данные города планируют уехать только 5,2 и 3,2 % соответственно. В качестве причин переезда в другой город подростки указали достаточно очевидные варианты: желание уехать из своего родного города (35 %) и более высокое качество образования (35 %). Следует отметить, что респонденты чаще отмечали Владивосток как потенциальную локацию для образовательной миграции.

Понять то, насколько юные информанты определились с образовательными планами, позволил вопрос о выборе специальности. Несмотря на тот факт, что опрос проводился в начале мая и учащимся предстояло сдавать ОГЭ и подавать документы в образовательные учреждения, со специальностью уже определились 58,1 % респондентов, планирующих поступать в учреждение СПО.

Как и с высшим профессиональным образованием, всегда очень интересно знать то, что является причиной выбора той или иной специальности, так как этот выбор очень часто вызывает много сомнений и у школьников, и у их родителей.

Анкета, представленная подросткам, содержала ряд вопросов, направленных на отношение детей к высшему и среднему профессиональному образованию. Оценка собственного выбора всегда носит субъективный характер, а отстранённая ситуация может отразить более объективные отношенческие аспекты. Респондентам был задан вопрос: «Согласны Вы или нет с тем, что значимость высшего образования часто преувеличивают, что в наше время и без него можно сделать удачную карьеру и устроить свою жизнь?». Варианты ответов на этот вопрос распределились следующим образом: скорее согласен - 82,7 %; скорее не согласен - 17,3 %.

Следующий вопрос был направлен на определение того, почему многие люди, по мнению респондентов, стремятся получить высшее образование. Ответы респондентов представлены в табл. 2.

Из таблицы 2 видно, что лидируют ответы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности респондентов. Несмотря на то, что предыдущий вопрос отразил тот факт, что карьеру можно построить и без высшего образования, ответы на этот вопрос демонстрируют важность ВПО для трудоустройства на хорошую работу и возможность сделать карьеру. Вопрос карьеры и успешного трудоустройства напрямую связан с вопросом материального благополучия. В этом контексте учащимся был задан вопрос «Зависит ли материальное благополучие человека от уровня его образования или нет?». Ответы респондентов распределились следующим образом: прямой зависимости не существует -56,5 %; чем выше уровень образования человека, тем лучше его материальное

191

благополучие - 24,8 %; затрудняюсь ответить - 14,7 %; чем выше уровень образования человека, тем хуже его материальное благополучие - 4 %.

Таблица 2

Мнение учащихся о том, почему многие люди стремятся получить высшее образование (выбор нескольких вариантов ответа)

№ п/п Варианты ответа Респонденты, %

1 Чтобы иметь диплом для трудоустройства на хорошую работу 50,3

2 Чтобы сделать карьеру 38,2

3 Чтобы получить специальные знания, стать хорошим профессионалом 34,6

4 Чтобы повысить свой социальный статус, выйти за рамки своего окружения 22,2

5 Потому что сегодня так принято 14, 7

6 Чтобы получить новые знания, расширить свой кругозор 14, 7

Примечание: составлено авторами.

Достаточно противоречивые результаты отношения респондентов к возможностям высшего образования демонстрируют полученные эмпирические данные.

Заключение

Проведенное на территории Приморского края эмпирическое исследование позволило отразить те стратегии, которые формируют современные школьники при планировании своего образовательного и профессионального пути. Очевиден тот факт, что у многих школьников не сформирована четкая отношенческая позиция к тому или иному уровню образования: с одной стороны, дети считают, что именно ВПО гарантирует успешное устройство, с другой - большинство респондентов отвечают, что значимость высшего образования часто преувеличивают и в наше время без него можно сделать удачную карьеру. Конечно, такие полярные позиции обусловлены большим количеством факторов, которые требуют более детального исследования.

Анализ эмпирической базы позволил выделить три основные образовательные стратегии современных школьников Приморского края: 1) школьники, ориентированные на получение высшего образования после 11-го класса; 2) школьники, планирующие получать профессию в среднем профессиональном образовательном учреждении; 3) школьники, выбирающие СПО как ступень к получению высшего образования и как способ избегания сдачи единого государственного экзамена.

192

Список источников

1. Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Эффективно поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11 -го класса школы в России // Экономическая социология. 2018. Т. 19, № 5. С. 66-89.

2. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/.

3. Университеты выходят из моды? Почему выпускники школ всё чаще выбирают колледжи. URL: https://skillbox.ru/media/education/pochemu-vypuskniki-shkol-vsye-chashche-vybirayut-kolledzhi/.

4. Бессуднов А. Р., Куракин Д. Ю., Малик В. М. Как возник и что скрывает миф о всеобщем высшем образовании // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 83-109.

5. Индикаторы образования: 2021: статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, В.И. Кузнецова [и др.]; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва: НИУ ВШЭ, 2021. 508 с.

6. Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. 2019. № 4. С. 539-552.

7. Абросимова Е. Е., Куланина М. Ю. Представления подростков о высшем образовании (на примере города Владивостока) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2021. Т. 13, № 4. С. 214-222.

References

1. Khavenson T. E., Chirkina T. A. Effectively Maintained Inequality The Choice of Postsec-ondary Educational Trajectory in Russia. Journal of Economic Sociology. 2018; (5): 66-89. (In Russ.).

2. The ministry of education of the Russian Federation. URL: https://edu.gov.ru/press/3058/minprosvescheniya-rossii-predstavilo-strategiyu-razvitiya-srednego-profobrazovaniya-do-2030-goda/.

3. Are universities going out of fashion? Why school graduates are increasingly choosing colleges. URL: https://skillbox.ru/media/education/pochemu-vypuskniki-shkol-vsye-chashche-vybirayut-kolledzhi/.

4. Bessudnov A. R., Kurakin D. Yu., Malik V.M. The Myth about Universal Higher Education: Russia in the International Context. Educational Studies Moscow. 2017; (3): 83-109. (In Russ.).

5. Indicators of Education in the Russian Federation: 2021: data book / N. V. Bondarenko, L.M. Gokhberg, V.I. Kuznetsova [et al.]; National research University "Higher School of Economics". Moscow: NRU HSE; 2021: 508 p. (In Russ.).

6. Khavenson T.E., Chirkina, T.A. Student educational choice after the 9th and 11th grades: comparing the primary and secondary effects of family socioeconomic status. The Journal of Social Policy Studies. 2019; (4): 539-552. (In Russ.).

7. Abrosimova E.E., Kulanina M. Yu. Teenagers' ideas about higher education (on the example of the city of Vladivostok). The Territory of New Opportunities. The Herald of the Vladivostok State University of Economics and Service. 2021; (4): 214-222. (In Russ.).

193

Информация об авторах:

Абросимова Евгения Евгеньевна, канд. социол. наук, начальник отдела организации научно-исследовательской работы ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: gaijony@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2332-7204

Куланина Мария Юрьевна, студент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: maria_kulanina@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2611-8627

Типер Екатерина Евгеньевна, студент кафедры философии и юридической психологии ВГУЭС, г. Владивосток. E-mail: ktiper@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3013-4494

DOI: https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2022-2/186-194

Дата поступления: 16.05.2022

Одобрена после рецензирования: 31.05.2022

Принята к публикации: 03.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.