Современное образование
Научная статья УДК 159.9
DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-4/214-222
Е. Е. Абросимова М. Ю. Куланина2
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Представления подростков о высшем образовании (на примере города Владивостока)
Аннотация. Современное информационное общество поражает динамичностью происходящих изменений, затрагивающих все сферы жизни. Значительная часть общества новой исторической фазы занимается производством, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний. С каждым годом потребность в качественном и доступном знании растет. Это актуализирует необходимость изучения такой области, как высшее образование. По данным 2021 года, более 50 % выпускников школ выбирают среднее образование как будущую профессиональную стратегию. Этот выбор обусловлен большим количеством факторов. Среди них и сложности сдачи ЕГЭ, и высокая стоимость обучения в университете, а также более короткий путь к профессии. Для понимания того, как происходит выбор образовательного учреждения современными школьниками, было проведено пилотажное исследование «Представление современных подростков о высшем образовании (на примере города Владивостока)». Разведывательный характер исследования обусловлен необходимостью понимания авторами того, каким образом формулировать цели и задачи более масштабного исследования высшего образования в современном мире. Для формирования представления того, как и куда планируют поступать школьники г. Владивостока, авторами был проведен анкетный опрос. Анкета включала вопросы, ответы на которые позволяют понять, по каким принципам
1 Абросимова Евгения Евгеньевна - канд. социол. наук, начальник отдела организации научно-исследовательской работы. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2332-7204; e-mail: gaijony@mail.ru
2 Куланина Мария Юрьевна - бакалавр 3-го курса кафедры философии и юридической психологии. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2611-8627; e-mail: maria_kulanina@mail.ru
214
будущие абитуриенты выбирают вуз и специальность, влияет ли на их выбор уровень образования родителей. Неотъемлемым элементом современной стратегии поступления в университет являются услуги репетиров. Именно поэтому в опросе респондентам был задан соответствующий вопрос. Эмпирические данные, полученные в результате опроса, отразили то, какие городские вузы и специальности популярны среди школьников, а также выявили основные причины и мотивы поступления в университет.
Ключевые слова: высшее образование, студенты, дети, университет, школа, профессиональное образование, анкетирование.
E. E. Abrosimova M. Yu. Kulanina
Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia
Teenagers' ideas about higher education (on the example of the city of Vladivostok)
Abstract. The modern information society amazes with the dynamism of the ongoing changes affecting all spheres of life. A significant part of the society of the new historical phase is engaged in the production, processing and sale of information, especially its highest form - knowledge. Every year the need for high-quality and accessible knowledge is growing. This actualizes the need to study such a field as higher education. According to 2021 data, more than 50% of school graduates choose secondary education as their future professional strategy. This choice is due to a large number of factors. Among them are the difficulties of passing the exam, and the high cost of studying at the university, as well as a shorter path to the profession. To understand how modern schoolchildren choose an educational institution, as well as the expectations of high school students from higher education, a pilot study was conducted "The idea of modern adolescents about higher education (on the example of the city of Vladivostok)." The exploratory nature of the study is due to the need for the authors to understand how to formulate the goals and objectives of a larger-scale study of higher education in the modern world. To form an idea of how and where Vladivostok schoolchildren plan to enter, the authors conducted a questionnaire survey. The questionnaire included questions, the answers to which make it possible to understand by what principles future applicants choose a university and a specialty, whether their choice is influenced by the level of education of their parents. Tutoring services are an integral part of the modern university admission strategy. That is why, in the survey, the respondents were asked the appropriate question. The empirical data obtained as a result of the survey reflected which city universities and specialties are popular among schoolchildren, as well as the main reasons and motives for entering the university.
Keywords: higher education, students, children, university, school, vocational education, questionnaires.
215
Введение
Представления старшеклассников о высшем образовании - тема, вызывающая неизменный интерес, поскольку она проливает свет на социальный облик, взаимоотношения и мотивы поведения обширной и активной группы представителей подрастающего поколения, которая находится в процессе выбора профессии на пороге самостоятельной жизни. Актуальность этой темы в наши дни возникла вследствие характерной для современного периода сменой обыденных представлений населения страны, а на представления старшеклассников, кроме всего прочего, оказывает влияние реформа отечественной высшей школы [1].
Актуальность исследования представлений подростков о высшем образовании обусловлена изменениями образовательной среды, связанными с социальными, экономическими, культурными трансформациями в российском обществе, которые способствовали актуализации потребности в достижении успеха в профессиональной деятельности, что представляется достаточно затруднительным без получения качественного высшего образования. Наличие высшего образования, его престиж и практическая ценность для человека связаны не только с повышением конкурентоспособности на рынке труда, но и с возможностью повышения собственного социального статуса за счет самореализации в определенной профессиональной деятельности.
Ряд исследователей занимаются схожими тематиками. Однако те стремительные общественные изменения, с которыми сталкиваются современные школьники и их родители, требуют постоянного мониторинга ситуации на рынке образовательных услуг. Так, исследователи из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» провели лонгитюдное исследование «Траектории в образовании и профессии». По результатам исследования на высшее образование рассчитывают как минимум 56 % опрошенных учащихся девятых классов. Из них 42 % планируют окончить бакалавриат или специали-тет, а 14 % хотят учиться в магистратуре, аспирантуре или получить второе высшее образование. Но важен не только сам выбор. Он предсказуем: высшее образование в российском обществе стало нормой. Распространенность высшего образования действительно крайне значима для социальной стратификации. Средний класс, например, готовят, как правило, университеты. Но вопрос в том, сами ли учащиеся выбирают то или иное образование? Насколько оно им действительно подходит? Насколько продуман и самостоятелен их выбор? По каким критериям выбирают вуз? Исходя из чего выбирают специальность? Зачем вообще им нужно высшее образование [2]?
В представленном исследовании авторы постарались отразить предпочтения современных школьников в том, какой вуз они планируют выбрать для получения образования, какие важные характеристики университета для них значимы, а также актуализировать вопрос образовательной миграции и определить часть респондентов, планирующих поступление в других городах России.
Авторы опирались на работы различных исследователей. Среди них -Г. К. Есина, которая в своём труде показывает социальные представления подростков о высшем образовании с помощью методики свободных ассоциаций [3].
216
И. В. Захарова делает обзор исследований учебной миграции в регионах России и на его основе выявляет факторы выбора абитуриентами места обучения [4]. Т. М. Коньшина, Н. С. Пряжников, Т. Ю. Садовникова изучают личную профессиональную перспективу современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект [5]. Решение о том, где, на кого и стоит ли вообще учиться в высшем учебном заведении, всегда является серьезным шагом для выпускников школ и средних специальных учебных заведений. В силу того, что стоимость обучения постоянно увеличивается, а «бюджетные» места в вузах имеют тенденцию к сокращению в сочетании со сложной экономической ситуацией на современном рынке труда, данная проблема молодежи становится все более сложной, чем когда-либо. Л. В. Абдрахманова и Э. И. Никонова в своей статье раскрывают основные факторы, влияющие на выбор вуза [6]. Авторы данного исследования также опирались на статью Л. А. Поповой, И. М. Фадеевой, Е. М. Юрловой, в которой представлены профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками [7].
Цель данного исследования заключается в определении того, каким образом старшеклассники города Владивостока планируют выбирать университет для получения высшего профессионального образования. Данная цель актуализирует следующие задачи: по какому критерию подростки выбирают университет, как проходит подготовка к поступлению, на какой университет ориентированы будущие абитуриенты, какую форму обучения они планируют выбрать.
Основная часть
Для понимания того, как и куда планируют поступать школьники г. Владивостока, авторами был проведен анкетный опрос. Трансформационные процессы, происходящие в современном информационном обществе, расширили предметную область социологических исследований, что в свою очередь потребовало расширения исследовательского инструментария. В этой связи опрос студентов проводился при помощи Google формы; это значительно упрощало сбор информации и доступность респондентов. В качестве респондентов выступали учащиеся 10-х классов школ города Владивостока (N = 83). Выбор учеников 10-го класса обусловлен задачами исследования: с одной стороны, учащиеся 10-х классов частично уже сделали свой выбор в сторону высшего профессионального образования, с другой стороны, они еще могут изменить свой выбор. Однако перед ними стоит выбор специальности и непосредственно учебного заведения, включая его местоположение. В исследовании приняли участие 44,6 % юношей и 55,4 % девушек 10-х классов города Владивостока преимущественно в возрасте 16 лет (74,7 %).
Успеваемость большинства респондентов довольно высока: на «отлично» и «хорошо» учится треть опрошенных (34,9 %), на «хорошо» - чуть менее трети школьников (30,1 %), на «хорошо» и «удовлетворительно» - чуть более четверти учащихся (26,5 %). Такой высокий уровень успеваемости обусловлен двумя факторами: во-первых, это дети, которые перешли в 10-й класс и, значит, сдали успешно основной государственный экзамен; во-вторых, более половины учащихся (51,8 %) посещают репетиторов. Среди предметов, по которым современные
217
десятиклассники посещают репетиторов, - математика (24,1 %), английский язык (19,3 %), русский язык (18,1 %), биология (13,3 %), химия (13,3 %), физика (10,8 %). Для понимания того, настроены ли респонденты на продолжение дальнейшего обучения, в самом начале опроса им был задан вопрос, планируют ли они продолжить учебу после окончания 11-го класса. 100 % опрошенных ответили, что планируют продолжать обучение после школы.
Образовательный уровень родителей зачастую влияет на будущее детей больше, чем их успеваемость в школе. Сотрудники Института образования НИУ ВШЭ выяснили, какую роль играет этот фактор в выборе, который школьник делает после 9-го и 11-го классов. Как следует из результатов исследования, далеко не всегда этот выбор продиктован академической успеваемостью. Семья с высоким уровнем образования помогает школьнику выбрать такие стратегии, которые позволяют получить хорошее образование даже при невысокой успеваемости [8]. Именно по этой причине в исследовании был сформулирован вопрос о наличии высшего образования хотя бы у одного из родителей. Результаты коллег нашли свое подтверждение в полученных результатах: 92,8 % информантов отметили наличие высшего образования хотя бы у одного из родителей; отсутствие высшего образования у родителей отметили только 7,2 % ответивших.
После окончания школы чуть более половины учащихся рассматривают университеты во Владивостоке, то есть в своём родном городе (51,8 %), чуть менее половины опрошенных - другие города и страны для дальнейшего продолжения учебного процесса (48,2 %). Среди наиболее популярных городов для потенциального обучения в университете респонденты отмечали Москву (34,3 %) или Санкт-Петербург (11,4 %). Этот выбор достаточно популярен, так как именно в этих городах сосредоточено большое количество учебных заведений. Выбор места дальнейшего обучения обусловлен не только желанием получить более качественное высшее образование, но и возможностью уехать из Владивостока для дальнейшей жизни. В качестве возможного варианта получения высшего образования часть респондентов, а именно 12,5 %, указывали зарубежные города. Среди зарубежных городов респонденты отмечали Пекин, Сеул, Торонто и Гамбург.
Ответы респондентов распределились практически в равной степени между детьми, которые планируют поступление в университет Владивостока, и детьми, желающими уехать из города. В контексте тех городов, которые отметили респонденты, относящиеся к группе потенциальных мигрантов, можно сделать вывод, что абитуриенты планируют уезжать за пределы Приморского края. Численность населения Приморского края, по данным Приморскстата, на 1 апреля 2021 года составила 1872,6 тысячи человек. Это на 5282 человека меньше, чем на конец 2020 года, и объективных предпосылок к резкому улучшению ситуации не просматривается [9].
Несмотря на то, что половина респондентов планируют учиться за пределами Приморского края, необходимо понимать, какие именно университеты Владивостока предпочитают потенциальные абитуриенты. Ответы учащихся показывают, что если они рассматривают университет во Владивостоке, то треть опрошенных (34,6 %) рассматривает ДВФУ как место своего дальнейшего обуче-
218
ния, почти четверть опрошенных (23,4 %) - ВГУЭС. Это может быть связано с тем, что эти вузы имеют довольно широкий спектр специальностей и не имеют узкой профессиональной направленности. Более подробно рейтинг университетов города Владивостока представлен на рис. 1.
Рис. 1. Рейтинг университетов г. Владивостока
Большинство опрошенных выбирают конкретный университет исходя из того, что там есть специальность, которая им интересна (66,3 %), и абсолютное большинство - исходя из своих желаний, интересов и способностей (92,8 %). Эти результаты очень радуют, так как учащиеся идут на те специальности, которые им действительно интересны, а не где самый низкий проходной балл, чтобы закончить университет ради диплома. Радует также то, что абитуриенты стали выбирать специальность исходя из своих желаний, интересов и способностей, так как ранее родители диктовали детям, куда им пойти учиться, хотя это могло быть совсем не интересно для последних. Данное исследование показывает, что если учащиеся не смогут поступить в желаемый университет на ту специальность, которая им нравится, то они выберут другой университет с той же специальностью (74,7 %). Это обусловлено тем, что для учащихся важнее специальность, на которую они хотят поступить, а не сам вуз. Было задано несколько вопросов о высшем образовании для выявления причин и мотивов выбора. Распределение ответов на вопрос «Укажи свои мотивы получения высшего образования» представлено в таблице.
Самыми популярными ответами на вопрос «Укажи свои мотивы получения высшего образования» стали: «Стать специалистом в определённой области» (63,9 %) и «Получить высокооплачиваемую работу» (56,6 %). Всего 10 % опрошенных готовы получить образование из-за требования родителей. Это хороший
219
показатель, подтверждающий то, что для учащихся действительно важна та профессия, которой они хотят овладеть, им это действительно интересно.
Основные мотивы получения высшего образования респондентами
Вариант ответа Количество респондентов, %
Стать специалистом в определенной области 63,9
Получить высокооплачиваемую работу 53,6
Получить диплом о высшем образовании 33,7
Жить в другом городе 31,3
Желание получить новые знания 26,5
В целях саморазвития 28,9
Избежать службы в армии 20,5
Требование родителей 12
Не работать в период обучения в вузе 1,2
Образование мне не нужно 1,2
Примечание: составлено авторами.
Большинство опрошенных (49,4 %) считают, что получение высшего образования гарантирует им трудоустройство, треть считает (30,1 %), что образование не гарантирует им трудоустройство. При этом больше половины опрошенных хотят получить высокооплачиваемую работу. Наличие высшего образования не гарантирует работу, если нет определённых талантов, навыков и опыта работы; конечно, с высшим образованием шансы увеличиваются, но нет гарантий, что человек будет трудоустроен весьма успешно.
Семьи большинства учащихся (67,5 %) рассматривают платное обучение, если не получится пройти на бюджет. Это может быть обусловлено тем, что семьи готовы помочь ребёнку получить высшее образование, так как высшее образование ценится при трудоустройстве. Возможно, это рассматривается как вклад в будущее: впоследствии ребёнок будет зарабатывать больше, чем родители, и сможет им финансово помогать.
Большинство учащихся (81,9 %) планируют обучаться на очной форме обучения. Это может быть связано с тем, что ученики готовы погрузиться в специальность глубоко, у них есть возможность и время на высшее образование, им нет необходимости работать на период обучения.
Заключение
В рамках данной работы было проведено пилотажное исследование, в ходе которого были выявлены основные представления подростков о высшем образовании. Авторам удалось наметить дальнейшие направления исследовательской работы. Один из основных исследовательских векторов, обозначившийся в данной работе, - это изучение, анализ и выработка рекомендаций по вопросу привлечения абитуриентов в вузы Приморского края. На современном этапе данная
220
проблема актуализирована не только оттоком выпускников школ, но и в целом стремительным снижением численности населения Приморского края. Перспективы дальнейших исследовательских работ также лежат в плоскости усовершенствования эмпирического инструментария для получения более репрезентативного и объемного результата по изучаемой проблеме.
На сегодняшний день получен достаточно информативный «потрет» десятиклассника г. Владивостока. Современный школьник планирует продолжить обучение после окончания школы и выбирает высшее учебное заведение для получения профессии. Половина школьников планируют поступать за пределами Приморского края, остальные ученики отдают предпочтения двум университетам - ДВФУ и ВГУЭС. Ученик делает выбор в пользу того или иного университета исходя из того, что там есть специальность, которая ему нравится, или он видит перспективы для дальнейшего трудоустройства.
Специальность респондент выбирает исходя из своих желаний и интересов. Об этом свидетельствует тот факт, что школьники не планируют менять специальность в случае нехватки баллов в желаемом университете и ориентированы на смену университета, а не специальности.
Если у респондентов не получится поступить на бюджет, то их семьи будут рассматривать обучение на платной основе. Большинство респондентов планируют обучаться очно. Такие выборы говорят о готовности информантов обучаться в университете на любых условиях. Практически все респонденты - дети образованных родителей, что также способствует формированию желания обучаться в вузе. Влияние родителей прослеживается и в процессе подготовки к поступлению: большинство респондентов прибегают к услугам репетиторов. Ответственность за решение об обращении к репетиторам лежит не только на потенциальном абитуриенте, но и на родителях, так как это сопряжено с определенными финансовыми затратами всей семьи. Такая стратегия получения высшего образования обусловлена тем, что основной мотив для получения высшего образования - стать специалистом в выбранной профессиональной сфере. Школьники считают, что высшее образование сможет стать для них определённым социальным лифтом и гарантирует успешное трудоустройство в будущем.
1. Есина Г. К. Социальные представления старшеклассников о высшем образовании // Высшее образование сегодня. - 2019. - № 9. - С. 50-54.
2. Приговоренные к «вышке»: [сайт]. - URL: https://iq.hse.ru/news/373584799.html (дата обращения: 18.10.2021).
3. Есина Г. К. Социальные представления старшеклассников о высшем образовании // Высшее образование сегодня. - 2019. - С. 50-54.
4. Захарова И. В. Сдерживание межрегиональной учебной миграции: роль вузов // Высшее образование в России. - 2019. - № 7. - С. 71-84.
5. Коньшина. Т. М., Пряжников Н. С., Садовникова Т. Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - № 3. - С. 37-59.
6. Абдрахманова Л.В., Никонова Э. И. Основные факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 3. - С. 113-116.
221
7. Попова Л. А., Фадеева И. М., Юрлова Е. М. Профессиональные и социальные факторы, определившие выбор вуза первокурсниками // Огарёв-Online. - 2017. - С. 1-9.
8. Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Образовательные переходы в России: социально-экономическое положение семьи и успеваемость // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - Москва: НИУ ВШЭ, 2018. - № 5 (20). - С. 24.
9. Приморский край признан вымирающим регионом: [сайт]. - URL: https://deita.ru/article/496617 (дата обращения: 03.11.2021).
Транслитерация
1. Esina G. K. Social'nye predstavleniya starsheklassnikov o vysshem obrazovanii // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2019. - № 9. - S. 50-54.
2. Prigovorennye k «vyshke»: [cajt]. - URL: https://iq.hse.ru/news/373584799.html (data obrashcheniya: 18.10.2021).
3. Esina G. K. Social'nye predstavleniya starsheklassnikov o vysshem obrazovanii // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2019. - S. 50-54.
4. Zaharova I. V. Sderzhivanie mezhregional'noj uchebnoj migracii: rol' vuzov // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2019. - № 7. - S. 71-84.
5. Kon'shina. T. M., Pryazhnikov N. S., Sadovnikova T. Yu. Lichnaya professional'naya per-spektiva sovremennyh rossijskih starshih podrostkov: cennostno-smyslovoj aspekt // Vest-nik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. - 2018. - № 3. - S. 37-59.
6. Abdrahmanova L. V., Nikonova E. I. Osnovnye faktory, vliyayushchie na vybor vuza abi-turientom // Vestnik ekonomiki, prava i sociologii. - 2017. - № 3. - S. 113-116.
7. Popova L. A., Fadeeva I. M., Yurlova E. M. Professional'nye i social'nye faktory, oprede-livshie vybor vuza pervokursnikami // Ogaryov-Online. - 2017. - S. 1-9.
8. Havenson T.E., Chirkina T. A. Obrazovatel'nye perekhody v Rossii: social'no-ekonomicheskoe polozhenie sem'i i uspevaemost' // Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. - Moskva: NIU VSHE, 2018. - № 5 (20). - S. 24.
9. Primorskij kraj priznan vymirayushchim regionom: [sajt]. - URL: https://deita.ru/article/496617 (data obrashcheniya: 03.11.2021).
© Е. Е. Абросимова, 2021 © М. Ю. Куланина, 2021
Для цитирования: Абросимова Е. Е., Куланина М. Ю. Представления подростков о высшем образовании (на примере города Владивостока) // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. -2021. - Т. 13, № 4. - С. 214-222.
For citation: Abrosimova E. E., Kulanina M. Yu. Teenagers' ideas about higher education (on the example of the city of Vladivostok), The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2021, Vol. 13, № 4, pp. 214-222.
DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-4/214-222
Дата поступления: Одобрена после рецензирования: Принята к публикации:
08.11.2021 16.11.2021 19.11.2021
222