Научная статья на тему 'Анализ спроса на образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования г. Владивостока'

Анализ спроса на образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования г. Владивостока Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заиченко Е. М.

Рассмотрены основные тенденции в изменении спроса на услуги, предоставляемые высшими учебными заведениями г. Владивостока. Изложены результаты исследования, проведенного среди потребителей данной услуги, на основании которого проанализировано отношение абитуриентов к высшему образованию в целом, различным профилям обучения и вузам города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ спроса на образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования г. Владивостока»

Отраслевые рынки товаров и услуг

Е.М. ЗАИЧЕНКО

Анализ спроса на образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования г. Владивостока

Рассмотрены основные тенденции в изменении спроса на услуги, предоставляемые высшими учебными заведениями г. Владивостока. Изложены результаты исследования, проведенного среди потребителей данной услуги, на основании которого проанализировано отношение абитуриентов к высшему образованию в целом, различным профилям обучения и вузам города.

Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг во многом определяется его способностью реагировать на изменяющиеся запросы потребителей данной услуги. Опыт многих вузов показывает, что маркетинговые исследования должны стать органичной частью деятельности высших учебных заведений и осуществляться постоянно. Только непрерывно обновляемая информация дает представление о предполагаемых и реальных результатах мероприятий и динамике их воздействия на рынок образовательных услуг, на потребителей этих услуг, а также возможность эффективно управлять коммуникационной деятельностью и деятельностью по производству образовательных товаров и услуг [6].

Демографический фактор - один из наиболее важных факторов, оказывающих воздействие на формирование и функционирование рынка образовательных услуг. Современная демографическая ситуация в Приморском крае характеризуется следующими процессами:

- уменьшением численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока;

- резким снижением базы воспроизводства: низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, сверхсмертностью мужского населения;

- ухудшением качественных характеристик населения за счет старения, роста диспропорций полового состава, снижением брачности.

Средний темп естественной убыли населения за 2000-2004 гг. по официальным данным составил 0,5%, средний темп миграции населения из региона - 0,3%. Начиная с 2004 г. в Приморье число выпускников школ в течение ближайших 12 лет будет только уменьшаться и, по прогнозам администрации края, к 2009 г. сократится на 46% [5].

Сложившаяся ситуация приведет к увеличению конкуренции между вузами города, усилению маркетингового воздействия высших учебных заведений на потенциальных потребителей образовательных услуг.

Сформировавшийся рынок данных услуг предлагает будущим абитуриентам широкий выбор вузов разных направлений, с различными специальностями, условиями конкурсного отбора, формами, методами обучения и разной стоимостью.

На сегодняшний день выбор профессии и высшего учебного заведения для абитуриента является довольно сложным процессом по следующим причинам:

- на рынке высшего образования действует множество вузов;

- существуют современные стереотипы относительно престижности тех или иных профессий;

- есть возможность обучаться в государственном вузе бесплатно или на коммерческой основе.

К этому списку необходимо отнести и причины, связанные с индивидуальными особенностями будущих абитуриентов, их базовой подготовкой [2, 4].

Как показывают результаты поступления выпускников школ в высшие учебные заведения, за последние годы заметно снизился уровень их подготовки. Это явление объясняется многими причинами, а следствием является набор абитуриентов с «входящим» низким потенциалом восприятия профессиональных образовательных программ. Такое положение усугубляется ослабленным здоровьем выпускников школ, отсутствием навыков трудолюбия, умения самостоятельно работать с учебником, конспектировать материал.

Поступив в вуз, недостаточно подготовленные студенты быстро утрачивают интерес к учебе, не участвуют в общественной жизни, что порождает неудовлетворенность и разочарование в выбранной специальности. Поэтому в системе мер, направленных на повышение качества подготовки специалистов, очень весомо значение подсистемы управления образовательным качеством абитуриентов [7].

В настоящее время высшие учебные заведения г. Владивостока используют такие методы продвижения образовательных услуг и профессиональной подготовки будущих абитуриентов, как организация систем непрерывного образования с помощью работы лицеев, колледжей, специализированных классов, работающих на основании договоров со школами, подготовительных курсов, а также воздействие на профессиональную ориентацию абитуриентов с помощью организации мероприятий, носящих разовый характер, в том числе проведение маркетинговых исследований рынка образовательных услуг [3].

В 2004/2005 учебном году нами было проведено анкетирование учеников одиннадцатых классов г. Владивостока с целью исследования отношения школьников к вопросам, связанным с высшим образованием. В качестве метода сбора данных использован случайный бесповторный отбор респондентов, обучающихся в различных школах, причем в каждом районе города было отобрано для анкетирования не менее трех школ. Общее количество отобранных анкет - 712. Аналогичное исследо-

вание было проведено Центром довузовской подготовки в 1997 г., данные которого использовались для сравнительного анализа.

Исследование отношения школьников к высшему профессиональному образованию показало, что подавляющее большинство респондентов считает, что высшее образование в будущем им обязательно пригодится. Процент остальных полученных ответов незначителен (рис. 1).

1997 2005 Год

Ш Обязательно

□ Скорее всего да ■ Не знаю

□ Не уверен

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, пригодится ли Вам в будущем высшее образование?»

Более 90% анкетируемых ответили «да» на вопрос о том, собираются ли они поступать в высшее учебное заведение. Ответы «нет» и «не знаю» составили в сумме менее 8%.

По результатам опроса выявлено, что наиболее актуальным для школьников является гуманитарный профиль обучения, это отметили 51,7% анкетируемых. Из выбравших данный профиль 20,6% школьников желают получить юридическое образование. Экономическое образование занимает второе место по приоритетности для респондентов, выбравшие данный профиль составляют 38,5% опрошенных. Инженерно-техническое образование интересует всего 15% опрошенных. Наименее востребованным из предложенного списка является медицинское образование, данным профилем интересуются всего 5% респондентов (рис. 2).

60

50

40

30

20

10

0

■ Экономический

□ Гуманитарный

■ в том числе юридический

□ Инженерно-технический

■ Медицинский

1997

2005

Рис. 2. Динамика распределения отношения выпускников школ к различным профилям обучения

При исследовании соотношения пола и выбираемого профиля обучения выявлена тенденция: среди девушек приоритетным является гуманитарное образование, на втором месте экономическое, далее инженерно-техническое и медицинское; у юношей лидируют экономический и инженерно-технический профиль обучения, на втором месте гуманитарный, далее медицинский.

В ходе анализа приоритетности вузов выявлен наибольший спрос на образовательные услуги Дальневосточного государственного университета: около 42% анкетируемых отметили данный вуз как место, где бы они желали обучаться. На втором месте находится Дальневосточный государственный технический университет (28,2% респондентов). Третье место по популярности среди абитуриентов принадлежит Тихоокеанскому государственному экономическому университету (12,9% анкетируемых, что в 2,2 раза ниже показателя ДВГТУ и в 3,8 раз ниже показателя ДВГУ). Еще меньше респондентов выбрали Дальрыбвтуз как учебное заведение, в котором они бы хотели получить высшее образование. Данный вуз отметили 7,3% опрошенных. ВГУЭС и МГУ им. Невельского выбрали по 5,6% опрошенных. Наименьшее количество анкетированных (2,7%) выбрали ВГМУ (рис. 3).

1997 2005 год

Рис. 3. Предполагаемое место обучения респондентов

Исследование отношения абитуриентов к платному образованию показало, что более половины опрошенных считают данную форму обучения ни в чем не уступающей бесплатной. Те, кто считают, что только на платной основе можно получить хорошее образование, составляют 7,6%. Считающие, что платная форма обучения имеет недостатки по сравнению с бесплатной, составляют 16,9%. Более чем у 20% опрошенных не сформировалось мнение по этому вопросу (рис. 4).

Среди источников информации о вузах наибольший процент составили друзья, знакомые и родители. Значение данного показателя можно интерпретировать как отражение низкого уровня профессиональной ориентации среди выпускников города и наибольшего доверия к данным ис-

точникам информации среди школьников. На третьем месте среди источников - брошюры, на четвертом - интернет, который указало в качестве источника информации более 22% опрошенных. Со стендов в школе получили информацию 11% опрошенных, из телепередач 8%, рекламных роликов 4,63% (рис. 5).

Год

2005

1997

і I

—L6. 11 39

1

30

IIIIII 25

10

*3 V,/ 35

————

0 10 20 30 40 50

% опрошеных

□ Нет определенной точки зрения

□ Только на платной основе можно получить хорошее образование

§ Платное образование имеет недостатки перед бесплатным образованием

□ Платное образование ни в чем не уступает бесплатной форме обучения

Рис. 4. Динамика отношения школьников к платной форме обучения

Вузы г. Владивостока

ТГЭУ

13

123,6

20

48

Т

347,6

□ Газеты

Ш Телепередачи § Интернет

□ Рекламные ролики Ш Брошюры

□ Стенды в школе ^ Родители

□ Друзья, знакомые

0 20 40 60

Рис. 5. Источники информации о вузах г. Владивостока

Как правило, анкетируемые из числа информированных о ТГЭУ отмечали несколько источников получения сведений о данном вузе. Почти половина выпускников в качестве источника информации назвали друзей, знакомых и родителей. Высокий процент среди источников информации получили брошюры, их отметили 36,3% информированных о ТГЭУ. Интернет и газеты составляют более 20%, телепередачи и рекламные ролики - 13,7 и 10,8% соответственно. Стенды в школах служили источником информации для 16,7% опрошенных.

8

Прогноз количества абитуриентов ТГЭУ построен на основании данных выборочного анкетирования с использованием таких показателей, как доля учеников школ текущего года, а также иногородних абитуриентов в общем объеме поступающих. Для нахождения интервальной оценки количества абитуриентов использованы следующие формулы:

где рь р2 - нижняя и верхняя границы доверительного интервала вероятности, ^ - параметр, связанный с надежностью, ^ - доля выбравших конкретный вуз за предыдущий год, п - количество опрошенных.

На основании статистических данных был сделан прогноз подачи документов абитуриентами в 2005 г. С надежностью 95% их количество должно было составить от 2133 до 2295. Этот прогноз сравнивался с реальными данными. Количество абитуриентов, подавших заявления на очную форму обучения в ТГЭУ составило 1848, на заочную форму 338 человек. Таким образом, 2186 абитуриентов подали заявления на обучение в ТГЭУ, что совпадает с результатами прогноза.

В отношении тех, кто планирует получить высшее экономическое образование, по результатам проведенного опроса можно отметить, что это выпускники школ, у которых средний балл аттестата от 4,2 до 5. Девушки чаще выбирают обучение по данному профилю, чем юноши.

В целом можно констатировать, что все большее число выпускников планирует поступать в высшие учебные заведения. Среди профилей обучения наблюдается увеличение спроса на гуманитарные специальности, на экономический профиль обучения спрос стабилен в сравнении с показателями 1997 г.

Востребованность образовательных услуг ДВГУ и ДВГТУ имеет тенденцию к росту. Для других вузов, и, в частности, для ТГЭУ, значение данного показателя стабильно. В связи с демографической обстановкой в ближайшее время произойдет уменьшение количества абитуриентов всех высших учебных заведений. По данным опроса среди критериев, которыми руководствовались респонденты при выборе желаемого профиля обучения, значительно увеличилось значение материального фактора, т. е. размера вознаграждения, которое получает молодой специалист в данной области.

При анкетировании отмечен низкий уровень информированности выпускников школ о вузах города и низкая степень определенности в выборе. Это свидетельствует о необходимости увеличения профориентационной работы среди школьников. В частности, необходимо размещение в школах информационных материалов о специальностях высших учебных заведений, а также использование других методов продвижения образовательных услуг. Дополнительно рекомендуется проведение ежегодного анализа целей, мотивов, которыми руководствуются абитуриенты при поступлении в вузы.

Для формирования качественного контингента абитуриентов рекомендуется проведение олимпиад, конкурсов среди школьников, а также

(1)

(2)

тестирование выпускников школ, дающих право на зачисление в данное учебное заведение до начала вступительных экзаменов. Немаловажное значение может иметь и проведение гибкой ценовой политики. Так, кроме скидок при поступлении для выпускников структур довузовской подготовки целесообразно предоставление льгот победителям профильных олимпиад. При формировании маркетинговой политики важен анализ методов продвижения образовательных услуг, применяемых другими вузами.

Литература

1. Багиев Г. Л. Основы маркетинговых исследований: учеб. пособие / Г.Л. Багиев, И.А. Аренков. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. - 93 с.

2. Волкова М.М. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг / М.М. Волкова, А.Б. Звездова // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. №6. С. 21-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Лукашенко М. Маркетинг и РЯ в учебном заведении / М. Лукашенко // Высшее образование в России. 2002. №4. С. 33-40.

4. Мануйлов В. Маркетинг в деятельности вуза / В. Мануйлов, А. Федотова, И. Федоров // Высшее образование в России. 2003. №5. С. 42-48.

5. О демографических изменениях в Приморском крае: экспресс-информация / Госкомстат России: Приморский краевой комитет гос. статистики. - Владивосток, 2004. - 8 с.

6. Позднеев Д.Б. Профессиональная ориентация абитуриентов и первокурсников / Д.Б. Позднеев // Социология высшей школы: межвузовский сборник. Горький, 1988. С. 32-38.

7. Создание в вузе условий для повышения качества образования и профессионального роста педагогических кадров / Под ред. А.И. Ерем-нина // Материалы Всероссийского совещания-семинара проректоров по учебной работе и директоров филиалов высших учебных заведений, 8-10 апреля 2002 года. Пенза, 2002. 307 с.

© Заиченко Е.М., 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.