Научная статья на тему 'Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов'

Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
387
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОЖИДАЕМЫЕ ДОХОДЫ / ОЖИДАЕМАЯ ОТДАЧА ОТ ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / АБИТУРИЕНТЫ / ВЫБОР ВУЗА / EXPECTED INCOME / EXPECTED EFFECT OF EDUCATION / CHOICE OF UNIVERSITY / HIGH SCHOOL STUDENTS / STUDENTS ENTERING UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрущак Григорий Викторович, Натхов Тимур Владимирович

Исследуются детерминанты ожидаемых доходов российских школьников, планирующих поступление в вуз. Информационной базой исследования является социологический опрос 1600 семей, организованный лабораторией институционального анализа экономических реформ ГУ-ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ весной 2008 г. в крупнейших городах России. Обнаружено, что за два месяца до поступления лишь 60 % 11‑классников и их семей сформировали свои ожидания. Вариация ожидаемых доходов объясняется комплексом переменных, наиболее важными среди которых являются: доходы семьи; образование родителей; тип школы, в которой выпускник получает среднее образование; избранная специальность в вузе. Семьи, сформировавшие свои ожидания относительно доходов после обучения, планируют поступление в крупнейшие региональные вузы. В условиях практически всеобщего высшего образования в последние годы этот факт говорит о том, что представления о качестве образования становятся важным дифференцирующим фактором ожидаемых доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCOME EXPECTATIONS OF SCHOOL STUDENTS ENTERING RUSSIAN UNIVERSITIES

Studied are determiners of income expectation of Russian school students planning to enter universities. Data for the study are drawn from a survey of 1600 families conducted by the Laboratory for Institutional Analysis of Economic Reforms of HSE with the support of the Center for Fundamental Research at HSE in the spring of 2008 in major Russian cities. It has been discovered that two months before entering university, only 60 % percent of 11 th graders and their families have formed their expectations. The variation in income expectations depends on a number of variables, the most significant being the family income, the parents education level, the type of high school the student is graduating from, and the chosen program at a university. Families that have formed their expectations about the income in the post-university time, intend to send their children to major regional universities. Given that recently higher education has become virtually universal, this fact indicates that ideas about education qualities are becoming a significant differentiating factor of income expectation.

Текст научной работы на тему «Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов»

Г. В. Андрущак, Т. В. Натхов

ОЖИДАЕМЫЕ ДОХОДЫ АБИТУРИЕНТОВ

российских вузов

Исслєдуются детерминанты ожидаемых доходов российских школьников, планирующих поступление в вуз. Информационной базой исследования является социологический опрос 1600 семей, организованный лабораторией институционального анализа экономических реформ ГУ-ВШЭ при поддержке Центра фундаментальных исследований ГУ-ВШЭ весной 2008 г. в крупнейших городах России. Обнаружено, что за два месяца до поступления лишь 60 % 11-классников и их семей сформировали свои ожидания. Вариация ожидаемых доходов объясняется комплексом переменных, наиболее важными среди которых являются: доходы семьи; образование родителей; тип школы, в которой выпускник получает среднее образование; избранная специальность в вузе. Семьи, сформировавшие свои ожидания относительно доходов после обучения, планируют поступление в крупнейшие региональные вузы. В условиях практически всеобщего высшего образования в последние годы этот факт говорит о том, что представления о качестве образования становятся важным дифференцирующим фактором ожидаемых доходов.

Ключевые слова: ожидаемые доходы, ожидаемая отдача от образования, школьники, абитуриенты, выбор вуза.

В большинстве экономических исследований, посвященных спросу на образовательные услуги, предполагается, что решение об инвестициях в человеческий капитал принимается агентами на основе представлений о величине ожидаемых доходов после окончания обучения. Если это действительно так, то чем определяются ожидаемые доходы? Различаются ли представления об экономических выгодах высшего образования у разных семей?

В последние 10-15 лет появилось немало исследований, анализирующих факторы ожидаемых доходов на основе теории человеческого капитала [23; 9]. Общий вывод многих работ заключается в том, что абитуриенты и студенты переоценивают экономические выгоды от высшего образования. Такие ожидания усиливают стимулы к поступлению в вуз и приводят к тому, что появляются работники с «избыточным образованием» (overeducated), имеющие

Статья поступила в редакцию в сентябре 2009 г.

Аннотация

207

Статистика и социология образования

обычно высокие запросы в отношении работы, которым не соответствуют реально занимаемые ими позиции. Последствиями такого рода рассогласования притязаний и достижений нередко становятся конфликтные ситуации, психологические проблемы, связанные с неудовлетворенностью работой и чувством невостребованности [15]. В результате действия этих факторов, а также роста численности образованных работников снижается фактическая отдача от образования [22; 16].

В России существует устойчивая тенденция превращения высшего образования практически во всеобщее1. По некоторым свидетельствам, это уже привело к снижению его экономической ценности: в 2004-2005 гг. показатели фактической отдачи от высшего образования упали на 2-3 % по сравнению с началом 2000-х [5].

Высокий спрос на высшее образование в значительной мере объясняется тем, что одним из требований при найме работников является наличие диплома о высшем образовании. Этот факт нельзя отрицать, однако такое требование касается преимущественно работников руководящего звена и специалистов. По данным Росстата, работники указанных двух категорий (выделенных по Общероссийскому классификатору занятий) составили в 2007 г. всего 26,6 % общей численности занятых [8]. Означает ли это, что массовый спрос на высшее образование во многом обусловлен оптимистичными ожиданиями российской молодежи в отношении экономической отдачи от образования?

Для ответа на поставленный вопрос необходимо сравнить ожидания абитуриентов российских вузов в отношении их будущих доходов с их фактическими доходами по окончании вуза. В данной статье мы сфокусировались на изучении факторов, которые оказывают влияние на ожидания родителей школьников (учеников 11-х классов) в отношении трудовых доходов детей после окончания школы и вуза (до кризиса 2008 г.). В частности, мы анализируем роль социально-демографических характеристик выпускников российских школ и их семей, особенностей школьного образования детей, их успеваемости в формировании ожиданий в отношении будущих доходов. Поставленная задача является относительно новой в контексте российских экономических исследований в сфере образования. В отечественных публикациях традиционно внимание концентрировалось на анализе фактической экономической отдачи от образования [7; 3].

В качестве информационной базы исследования использовался социологический опрос 1600 учащихся 11-х классов школ и их родителей, проведенный в апреле-мае 2008 г. в 16 крупнейших российских городах. Респондентам задавали вопросы о социально-демографических характеристиках их семей, особенностях их школьного образования и предполагаемом обучении в вузах. Кроме того, родителям школьников задавали вопросы

В 2008 г. 87 % выпускников средних школ продолжили обучение в вузах.

208

Г. В. Андрущак, Т. В. Натхов

Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов

ш

об ожидаемых доходах их детей, если они пойдут работать сразу после окончания школы, и об ожидаемых доходах после окончания вуза2.

В результате анализа полученных данных выяснилось, что ожидания в отношении будущих трудовых доходов сформированы не более чем в 60 % семей, а на вопросы о будущем обучении в вузе — специальность, вуз, стоимость — за два месяца до поступления могут ответить не более 55 % респондентов. Итоговая выборка, в которой представлены респонденты, сформировавшие ожидания в отношении будущих трудовых доходов, выбравшие специальность обучения или вуз и сообщившие о своих социально-демографических характеристиках (доходы семьи, уровень образования родителей и т. д.) составила 179 наблюдений, или 11 % от первоначальной выборки исследования. Все эти ограничения мы имели в виду при интерпретации результатов настоящей работы.

В исследовании используются простые регрессионные методы: оцениваются параметры эконометрических моделей, объясняющих вариацию логарифмов ожидаемых доходов после школы и после вуза. В качестве детерминант ожиданий рассматриваются следующие факторы: возраст и образование родителей, состав семьи и среднедушевые доходы, пол школьника, его успеваемость в школе, тип школы (обычная общеобразовательная школа, гимназия или лицей), тип класса (обычный класс, класс с углубленным изучением предметов), специальность, по которой 11-классник собирается обучаться в вузе, стоимость обучения в этом вузе.

Установлено, что ожидания в отношении трудовых доходов после окончания школы и вуза сильно коррелированны и статистически значимо различаются в зависимости от выбираемой 11-класс-ником специальности и других указанных выше факторов.

Работа имеет следующую структуру. В первой части приводится краткий обзор исследований, в которых изучаются детерминанты ожидаемых доходов абитуриентов и ожидаемой отдачи от образования. Во второй части дается характеристика выборки исследования и описывается его методика. В третьей части рассматриваются основные результаты, в четвертой формулируются выводы исследования.

Под ожидаемыми доходами в литературе понимается абсолютная величина трудовых доходов, которые учащийся планирует получать после окончания учебы. Это наиболее простой измеритель экономических выгод, связанных с образованием. Ожидаемая отдача от образования — относительный показатель, измеряющий ожидаемую эффективность инвестиций в образование в сравнении с альтернативными вариантами. Наиболее простой метод определения ожидаемой отдачи заключается в расчете отношения

2 Подробнее о результатах опроса и анализ ответов школьников и родителей см. [1].

1. Ожидаемые доходы и ожидаемая отдача от образования

209

Статистика и социология образования

ожидаемых доходов после получения образования определенного уровня (например, высшего) к ожидаемым доходам без него. Более сложные методы оценки ожидаемой отдачи основаны на расчете дисконтированной величины потока будущих выгод и понесенных издержек образования (прямых и альтернативных) и учитывают временные предпочтения агентов.

В первых эмпирических исследованиях на эту тему сравнивались ожидания студентов вузов в отношении будущих доходов и фактические доходы работников с высшим образованием [21; 27]. Эти работы показали, что студенты ясно представляют себе, что дополнительные годы обучения повышают будущие доходы. При этом ожидаемые доходы варьируют в зависимости от специальности, семейного окружения и текущих доходов.

В последние 15-20 лет в нескольких европейских странах и США были проведены исследования, посвященные ожидаемым доходам студентов [25; 11; 14; 28; 26]. Цель этих работ — выявление основных факторов, определяющих ожидания относительно будущих доходов. Кроме того, авторы оценивали реалистичность ожиданий респондентов, соотношение ожидаемых и фактических доходов и причины различий между ожидаемой и фактической отдачей от образования. Исследования проводились на основе социологических опросов студентов различных учебных заведений (колледжей и университетов). Наряду с анализом распределений ожидаемой отдачи в этих работах оцениваются параметры регрессионных уравнений следующего вида:

(1) 1пУ =В0+ R1 lnE + R2x2 + R3x3 +...+ finxn + £.

В качестве зависимой переменной исследователи обычно используют логарифм ожидаемых доходов студента после окончания вуза, отдачи от образования (соотношение ожидаемых студентом доходов после окончания вуза и доходов, которые он мог бы получать, получив работу сразу после окончания школы) или отношения ожидаемых студентами доходов к реальным доходам выпускников по данным статистики труда.

В качестве объясняющих переменных используются:

• характеристики социально-демографического положения обучающихся и их семей (возраст, пол, доходы семьи, образование и специальность родителей);

• характеристики обучения (успеваемость по результатам тестирования или по собственной субъективной оценке; специальность, по которой обучается студент; наличие работы у студента; оценка вероятности получить работу сразу по окончании учебного заведения);

• характеристики качества вузов (рейтинги).

Установлено, что значимое влияние на ожидаемые доходы

и отдачу от образования оказывают заработки родителей — чем они больше, тем выше ожидаемые будущие доходы студентов; гендерные различия — молодые люди ожидают больших заработков, чем девушки; уровень образования родителей — чем он выше,

210

Г. В. Андрущак, Т. В. Натхов

Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов

ш

тем ниже ожидаемые будущие доходы студентов. Последний результат интерпретируется зарубежными авторами как «эффект иллюзий»: родители, не получившие высшего образования, ожидают большего от его приобретения для своих детей. Данный эффект переоценки экономической отдачи наблюдается не только у родителей, но и у детей, которые первыми в данной семье получают высшее образование [25]. Кроме того, показано, что студенты корректируют собственные ожидания по мере обучения и накопления опыта: студенты старших курсов ожидают меньших доходов, чем студенты младших, а ошибки в оценках (в сравнении с реальными данными) убывают с ростом срока обучения.

Качество получаемого образования оказывает существенное воздействие на ожидаемые будущие доходы: чем выше рейтинг университета, тем более оптимистичны ожидания. Известно также, что студенты с лучшей успеваемостью ожидают более высокой отдачи от высшего образования. При этом ожидаемые будущие доходы различаются у студентов разных специальностей. Студенты гуманитарных специальностей переоценивают отдачу, в то время как экономисты, медики и инженеры в своих оценках ближе к фактической заработной плате. Результаты международных исследований3 показали, что студенты с высокой оценкой собственной успеваемости ожидают более высоких доходов и более оптимистичны в отношении возможности трудоустройства. В то же время ожидаемые выгоды от образования в среднем значительно выше, чем реальные нормы отдачи.

Таким образом, к факторам, повышающим ожидаемые доходы после получения высшего образования относятся: 1) высокие текущие доходы семьи; 2) сравнительно низкий уровень образования родителей; 3) высокий рейтинг вуза; 4) высокая успеваемость; 5) гуманитарная специализация студента. К факторам, снижающим ожидаемые доходы, относятся 1) накопление опыта в процессе обучения; 2) совмещение работы с учебой; 3) женский пол респондента; 4) инженерная, медицинская и экономическая специализация.

Информационной базой исследования являются данные опроса семей абитуриентов российских вузов, разработанного лабораторией институционального анализа экономических реформ Государственного университета — Высшей школы экономики. Опрос проводился в апреле — мае 2008 г. в 16 городах России с населением свыше 800 тыс. человек, по 100 семей в каждом городе: 11-классники и их родители. При этом

2. Характеристика выборки и методика анализа

Проект PURE (Public Fundings and Private Returns to Education) проводился в 1998-2000 гг. с целью оценки отдачи от образования в 15 европейских странах, определения влияния межстрановых различий в правилах приема в вузы и системах финансирования образования, в частности для оценки оптимального уровня инвестиций в человеческий капитал. С результатами исследования можно ознакомиться по адресу: www.etla.fi/pure/

211

ш

2.1. Характеристика выборки

2.2. Описательная статистика

Статистика и социология образования

родители и дети опрашивались по отдельности для получения самостоятельных мнений, а некоторые вопросы дублировались (содержались как в анкетах детей, так и в анкетах родителей).

Выборка социологического обследования является смещенной. Во-первых, в нее попали только те школьники, родители которых планируют поступление ребенка в вуз сразу по окончании школы. Во-вторых, в выборку попали только семьи, проживающие в крупнейших российских городах. При этом, согласно данным Росстата, около 20 % поступивших в вузы являются жителями сельской местности4. В-третьих, опрошенные респонденты ориентируются на обучение в очной форме на местах, финансируемых за счет бюджетных средств.

Выборка, в которой представлены респонденты, сформировавшие ожидания в отношении будущих трудовых доходов, выбравшие (за два месяца до поступления) специальность обучения или вуз, составила около 25 %. После исключения из нее респондентов, не ответивших на вопросы о школе и социальнодемографических характеристиках их семей, осталось всего 11 % от выборки обследования.

Ожидания в отношении трудовых доходов 11 -классников по окончании школы и вуза фиксировались на основе ответов родителей на два вопроса анкеты.

1. На какую заработную плату сможет рассчитывать ваш ребенок сразу после окончания вуза (если ситуация на рынке труда не изменится)?

2. На какую заработную плату сможет рассчитывать ваш ребенок сразу после окончания школы, если он не пойдет учиться в вуз?

На эти вопросы ответили около 60 % респондентов. При проведении расчетов проверялись гипотезы о наличии статистически значимой взаимосвязи характеристик ожиданий семей 11-классников в отношении будущих трудовых доходов с рядом переменных. Среди этих переменных наибольшее количество пропусков обнаружено в ответах на вопрос о примерной стоимости обучения в выбранном вузе (ответили 53 % респондентов-родителей). Далее по количеству пропусков следует переменная, характеризующая желаемую специальность: на вопрос о том, какую специальность он хотел бы приобрести по окончании вуза, ответили около 45 % школьников. Пропуски данных в других используемых в расчетах переменных относительно незначительны. Итоговая выборка, в которой представлены наблюдения без пропусков данных, составила 179 семей. Описательная статистика по этой выборке в сравнении с данными по общей выборке представлена в табл. 1 (для

4 Данные ОБДХ Росстата за 2007 г.

212

Г. В. Андрущак, Т. В. Натхов

Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов

ш

Таблица 1 Описательная статистика

по количественным переменным*

Количественная переменная Среднее значение Стандартное отклонение среднего Среднее значение Стандартное отклонение среднего

Ожидаемые доходы после школы, руб. 11 588,8 6224,5 10 843,9 6339,49

Ожидаемые доходы после вуза, руб. 28 326,1 13 347,7 25 576,5 13 448,7

Ожидаемая отдача (отношение доходов после вуза к доходам после школы), раз 2,8 1,5 2,71 1,5

Стоимость обучения в вузе, руб. в год 79 604,5 43 419,2 70 587,5 41 201,2

Доход на одного члена семьи, руб. на человека в месяц 13 474,5 8854,6 11 623,1 7185,7

Возраст родителей, лет 42 5 42 5

N 179 Вся выборка

* Первые две колонки представляют описательную статистику по итоговой выборке 179 семей. Последние две — статистика по всей выборке.

количественных переменных)5 и в табл. 2 (для категориальных переменных).

В среднем ожидаемые трудовые доходы по окончании школы в рамках выборки настоящего исследования составили в московских ценах 11,6 тыс. руб. в месяц; ожидаемые трудовые доходы по окончании вуза — чуть более 28 тыс. руб. в месяц. Премия за образование в результате обучения в выбранных вузах — примерно 2,8 раза, т. е. в среднем отдача от одного года обучения в вузе составляет около 35 % (при обучении в течение пяти лет).

Средняя стоимость обучения в вузе в московских ценах составляет 79,6 тыс. руб. в год. При сохранении стоимости образования на данном уровне на протяжении всего срока обучения и росте трудовых доходов на 10 % в год инвестиции в образование окупаются за 13 лет трудовой деятельности. Следует, однако, отметить, что подавляющее большинство родителей ориентированы на обучение детей в вузах на бюджетных местах. В такой ситуации стоимость обучения можно рассматривать как косвенный индикатор качества вуза, и в пользу данного суждения существуют некоторые эмпирические свидетельства. Так, данные о средних баллах за ЕГЭ среди зачисленных в вузы в 2009 г., собранные ГУ-ВШЭ [6], и данные о стоимости обучения по основным образовательным

5 Следует отметить, что в выборке представлены респонденты из разных городов, различающихся стоимостью жизни и доходами. При проведении расчетов значения переменных, характеризующих доходы семей 11-классников, их ожидания в отношении будущих трудовых доходов, а также стоимость обучения в вузах, были приведены к московскому уровню цен. Для этого использовались данные Росстата о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений за апрель 2008 г. в разрезе субъектов Российской Федерации.

213

Статистика и социология образования

Таблица 2 Распределение значений

категориальных переменных*

Категориальная переменная ДоJ выбо| ля в же, % Категориальная переменная До; выбо| ля в же, %

Юноши 36,3 37,0 Экономика, социология, менеджмент 39,7 34,1

Полная семья 70,4 75,1 Технические науки 34,1 17,3

Обычный негимназический класс 55,3 58,4 Гуманитарные науки 17,3 31,0

Гимназический класс 27,4 21,2 Естественные науки и медицина 8,9 10,3

Спецколледж, гимназия 17,3 18,4 Образование родителей: высшее 77,7 67,0

N 179 Вся выборка 179 Вся выборка

* Первая колонка значений представляет описательную статистику по итоговой выборке 179 семей. Вторая — описательная статистика по всей выборке.

программам в вузах демонстрируют статистически значимую положительную корреляцию 6.

На рис. 1 представлено распределение респондентов по успеваемости в школе.

Рис. 1.

16,2

2,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

LO ф СО

о

5

§ ^

0 си

1 I-ео S

0 Q-

1 О и со

о

Оценки 11 -классников в школе (%)

44,7

29,1

7,8

3

о

Q.

О

На «хорошо» и «отлично» учатся более 1/3 опрошенных респондентов; еще 44,7 % получают «в основном хорошие оценки» (44,7 % респондентов). Такие показатели успеваемости характерны главным образом для людей, изначально ориентированных на обучение в вузах и проживающих в крупных городах. Выборка смещена в сторону высокой успеваемости.

6 Авторы готовы предоставить соответствующие материалы по запросу.

214

Г. В. Андрущак, Т. В. Натхов

Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов

Рис. 2.

Специальности, которые 11-классники планируют получить в вузе (%)

Экономика, социология, менеджме нт

Технические науки Гуманитарные Естественные ИТ науки науки и медицина

Распределение респондентов в выборке по предпочитаемым специальностям представлено на рис. 2. По популярности среди 11 -классников лидируют специальности блока «экономика, социология и менеджмент» (39,7 %) а также технические науки (34,1 %); менее популярны гуманитарные специальности (17,3 %); естественные науки и медицина привлекают всего 8,9 % респондентов.

Ожидаемые трудовые доходы по окончании вуза статистически значимо различаются в группах 11-классников, ориентированных на обучение по разным специальностям. Так, максимальные ожидаемые доходы и после школы, и после вуза у абитуриентов, выбравших технические науки (включая информационные технологии), минимальные — у абитуриентов, которые предпочли естественнонаучные специальности (рис. 3). Разрыв в ожидаемых доходах между этими подгруппами абитуриентов по окончании школы составляет 45,3 %, после окончания вуза — 31,1%.

Рис. 3. Ожидаемые доходы и предпочитаемые специальности

30 000

27 027

20 000

25 000

10 000

15 000

5 000

0

■ После вуза

■ После школы

Гуманитарные Естественные Технические науки, науки науки, ИТ

культура и медицина

социология, специальности менеджмент

Экономика,

Все

215

ш

2.3. Методика анализа

Статистика и социология образования

В рамках настоящей работы оцениваются параметры регрессионных моделей вида (1), в которых объясняемыми переменными являются логарифмы ожидаемой заработной платы по окончании школы и по окончании вуза соответственно. В качестве объясняющих переменных используются возраст и образование родителей, состав семьи (полная или неполная) и среднедушевые доходы, пол абитуриента, его успеваемость в школе, тип школы (обычная общеобразовательная школа, гимназия или лицей), тип класса (обычный класс, класс с углубленным изучением предметов), специальность, по которой 11-классник собирается обучаться в вузе, стоимость обучения в этом вузе. Переменные, характеризующие стоимость обучения и доходы семей, прологарифмированы.

Предварительный анализ данных выявил статистически значимые различия в ожидаемых трудовых доходах 11 -классников после окончания школы и вуза в зависимости от того, по какой специальности они планируют обучаться в вузе. Поэтому выборка обследования была разделена на подвыборки согласно предпочитаемым специальностям, и соответствующие уравнения оценивались отдельно для каждой из них. Кроме того, были оценены параметры «объединенных» (pooled) уравнений, в которых эффекты специальностей учитывались посредством включения в регрессионные модели фиктивных переменных. При этом были учтены, во-первых, фиксированные эффекты специальностей (далее — эффект первого типа) и, во-вторых, различия во влиянии отдельных детерминант на объясняемые переменные для абитуриентов, предпочитающих разные специальности (далее — эффект второго типа).

Выбор переменных, для которых проверялись гипотезы о различном их влиянии на ожидаемые доходы в зависимости от будущих специальностей респондентов, осуществлялся на основании оценок параметров уравнений для отдельных специальностей. Выбирались факторы, для которых хотя бы в одном из таких уравнений регрессионные коэффициенты были незначимы; кроме того, выбирались факторы, которые в разных уравнениях имели разные знаки. Для каждого из таких факторов строились новые переменные, полученные путем перемножения данного фактора на фиктивные переменные, характеризующие соответствующие специальности. Эти группы переменных включались в «объединенные» уравнения.

В расчетах использовались четыре подвыборки абитуриентов: планирующие обучение в вузах по естественнонаучным, гуманитарным и техническим специальностям, а также по экономике, социологии и менеджменту. Соответственно учет эффекта второго типа предполагал включение в регрессионные модели вместо соответствующей одной переменной четырех переменных, построенных согласно указанному принципу.

Для получения оценок параметров использовался метод наименьших квадратов. При этом в «объединенных» регрессиях из моделей последовательно исключались переменные, не оказывающие

216

Г. В. Андрущак, Т. В. Натхов

Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов

статистически значимого влияния на объясняемую переменную. Порядок исключения переменных соответствовал p-значению при проверке соответствующих гипотез. В первую очередь исключались переменные с максимальным p-значением.

В работе были оценены параметры 10 регрессионных уравнений: два типа ожиданий (после школы и после вуза), четыре специальности и две объединенные модели (pooled regressions).

Результаты регрессионного анализа представлены в табл. 37. 3. Основные

Одной звездочкой отмечены коэффициенты, отличающиеся от нуля результаты

на 5 %-м уровне значимости, двумя — на 2,5 %-м уровне значимо- ____________

сти, тремя — на 1 %-м уровне значимости.

Рассмотрим факторы, оказывающие влияние на ожидания семей в отношении трудовых доходов по окончании школы. В трех подвыборках, которые различаются планируемой специальностью, статистически значимое положительное влияние на ожидаемые трудовые доходы оказывает текущий среднедушевой доход семьи. Для двух специальностей — естественные и технические науки — статистически значимое влияние на ожидаемые доходы оказывает уровень образования родителей. Родители без высшего образования ожидают в среднем больших трудовых доходов для своих детей по окончании школы, чем родители с высшим образованием. Наряду с этими факторами в отдельных специальностях проявляются эффект полной семьи — в полной семье ожидаемые трудовые доходы после школы в среднем несколько выше; возраст родителей — чем старше родители, тем менее оптимистичны ожидания; эффекты школьного образования — в семьях школьников, обучающихся в гимназиях и лицеях, сформированы ожидания более высокого дохода8.

Исследование детерминант ожидаемых трудовых доходов по окончании вуза показало, что сквозным фактором для всех специальностей оказывается текущий среднедушевой доход семьи: чем он больше, тем более оптимистичны ожидания родителей. Для всех абитуриентов, за исключением избравших гуманитарные науки, наблюдается статистически значимая положительная зависимость ожиданий от стоимости обучения в вузе. Так же как и в случае ожидаемых доходов после школы, наблюдается «эффект иллюзий»: значения коэффициентов при переменной, характеризующих семьи с высшим образованием, отрицательные.

Оценки регрессионных коэффициентов первых восьми уравнений в табл. 3 показали, что влияние доходов семей, а также стоимости обучения в вузах относительно универсально. В то же время влияние остальных переменных может варьировать в зависимости

7

8

В табл. 3 приведены оценки регрессионных коэффициентов всех переменных, которые использовались в анализе.

Коэффициенты при переменных, фиксирующие эффекты обучения в обычной школе в гимназическом классе (или в классе с углубленным обучением по отдельным предметам) и обычном классе, имеют отрицательные знаки.

217

Статистика и социология образования

от специальности. Поэтому в дополнение к анализу подвыборок по разным специальностям был проведен анализ общей выборки. В связи с этим в «объединенной» регрессии был расширен спектр объясняющих переменных. Например, вместо переменной «пол школьника» было включено четыре переменных, построенных путем перемножения для каждого наблюдения исходной переменной и фиктивных переменных, характеризующих выбранную специальность обучения. Аналогичным образом были добавлены по четыре переменных для каждой из переменных, за исключением среднедушевых доходов семей и стоимости обучения.

Результаты оценки коэффициентов «объединенных» регрессий представлены в двух правых столбцах табл. 3. Они получены в результате итеративного применения метода наименьших квадратов с исключением переменных с максимальным p-значением на каждой итерации. Результаты подтверждают статистически значимое влияние текущих среднедушевых доходов семьи и стоимости обучения в вузе на ожидаемые трудовые доходы школьников по окончании ими школы и вуза.

Расчеты подтвердили «эффект иллюзий» в отношении трудовых доходов школьников. В семьях, в которых родители получили высшее образование, ожидаемые трудовые доходы статистически значимо ниже, чем в семьях, в которых у родителей нет высшего образования. При этом наиболее ярко «эффект иллюзий» проявляется среди школьников, предпочитающих естественнонаучные специальности, а минимально — среди школьников, выбравших специальности блока «экономика, социология, менеджмент». Для абитуриентов, ориентированных на обучение гуманитарным специальностям, подобного эффекта не наблюдается. Среди абитуриентов экономических, социологических и менеджериальных специальностей «эффект иллюзий» проявляется только в отношении ожидаемых трудовых доходов после окончания школы.

Следует также отметить, что в «объединенной» регрессии статистически значимым оказалось влияние на ожидаемые трудовые доходы типа посещаемой школы и класса. Соответствующие эффекты в отношении ожидаемых доходов после школы проявились у намеревающихся обучаться техническим наукам, а также экономике, социологии и менеджменту, а в отношении ожидаемых доходов после вуза — у абитуриентов всех специальностей. Ожидаемые трудовые доходы у обучающихся в гимназии или лицее выше, чем у учащихся обычных школ.

Как было отмечено выше, итоговая выборка респондентов, ответивших на вопросы о текущих и ожидаемых трудовых доходах, образовании родителей, желаемой специальности и стоимости обучения в вузе, составила 179 семей. Более 73 % из этих семей указали название вуза, в который планирует поступать 11-класс-ник. На основе этих данных можно определить предпочтения респондентов: какие вузы выбирают семьи, сформировавшие свои ожидания.

218

219

Таблица 3 Результаты регрессионного анализа

Естественные науки и медицина Гуманитарные науки Технические науки Экономика, социология, менеджмент Объединенная регрессия

После школы После вуза После школы После вуза После школы После вуза После школы После вуза После школы После вуза

Константа 5,3007 7,3388*** 3,0627* 2,5153 6,2515*** 5,2841*** 4,6016*** 4,6690***

Пол школьника (юноши) 0,3431* 0,2970 -0,0421 0,0066

Полная семья 0,3195* 0,5413* 0,1609 0,1091 0,0065 -0,1376

Возраст родителей -0,0168* 0,0011 0,0094 -0,0089 0,0027

Образование родителей: высшее -0,4684** -0,7779** -0,3294** -0,3903** -0,1941 -0,0073

Доход на одного члена семьи 0,4845*** 0,5795*** 0,3038*** 0,3186*** 0,4376*** 0,3576*** 0,3746*** 0,3563*** 0,3798***

Успеваемость школьника 0,2459* 0,0320 0,1141 0,0745 -0,0717

Гимназический класс -0,3824** -0,4555** -0,2001 -0,3297** -0,4052***

Негимназический класс -0,4070** -0,1699 -0,3609** -0,1979

Стоимость обучения в вузе 0,3650** 0,8468** 0,2892** 0,2721* 0,0154 0,1605* 0,1381* 0,1985***

Высшее образование родителей среди выбравших естественные науки и медицину -0,5889*** -0,3565***

Высшее образование родителей среди выбравших технические науки и ИТ -0,3277*** -0,2809***

Высшее образование родителей среди выбравших экономику, социологию, менеджмент -0,2065**

Гимназический класс у выбравших технические науки -0,2772**

Негимназический класс у выбравших экономику, социологию, менеджмент -0,1974**

Негимназический класс у выбравших гуманитарные науки и экономику, социологию, менеджмент -0,2710***

R = квадрат 0,737 0,999 0,998 0,137 0,377 0,378 0,289 0,400 0,318 0,368

Степени свободы 11 11 30 30 51 51 61 61 171 172

N 16 16 31 31 61 61 71 71 179 179

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* 95%-й уровень значимости.

** 97,5%-й уровень значимости. *** 99%-й уровень значимости.

Г. В. Андрущак, Т. В. Натхов

Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов

Статистика и социология образования

Таблица 4

Выбор семей и характеристики вузов

Специализация вуза Количество семей Средняя численность обучающихся студентов Стандартное отклонение средней численности студентов

Университет(классический) 49 21 549 12 890

Промышленность, строительство 24 16 874 9737

Экономика, право, управление 13 7757 3982

Здравоохранение, физкультура и спорт 9 5028 776

Образование 9 13 897 5158

Транспорт, связь, информатизация 7 7197 728

Сельское хозяйство 3 8001 2352

Прочие государственные университеты 2 23 460 -

Не определились с выбором вуза 63

N 179

В табл. 4 представлено распределение семей по выбранным вузам. В первом столбце указано количество семей, избравших для поступления вуз соответствующей специализации, во втором показана средняя численность студентов, обучающихся в таких вузах, в третьем — стандартное отклонение среднего числа студентов9.

Результаты показывают, что родители, сформировавшие свои ожидания относительно будущих доходов детей, планируют их поступление в крупнейшие региональные вузы, имеющие репутацию учебных заведений, дающих образование высокого качества. Большая часть из них — классические университеты, такие как Сибирский федеральный университет, Уральский государственный университет, Пермский государственный университет, и крупные технические вузы (архитектурно-строительные, горные, нефтяные и т. п.).

Таким образом, семьи, сформировавшие свои ожидания относительно будущих трудовых доходов, ориентируются в первую очередь на качественное образование. В условиях практически всеобщего высшего образования в последние годы этот факт говорит о том, что представления о качестве образования становятся важным дифференцирующим фактором ожидаемых доходов.

4. Заключе ние

В данной работе исследовались факторы ожидаемых трудовых доходов выпускников российских школ, планирующих поступление в вузы. На основе данных социологического опроса в 16 крупнейших городах России установлено, что ожидания относительно доходов после школы и после вуза за два месяца до поступления сформированы у 60 % семей. На вопросы о будущем обучении

9 Для «прочих государственных вузов» величина стандартного отклонения не указана, так как респондентами был назван только один вуз данного типа.

220

Г. В. Андрущак, Т. В. Натхов

Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов

ш

в вузе — выбранная специальность, вуз, стоимость обучения — ответили не более 55 % респондентов.

В ходе исследования были оценены параметры эконометрических моделей, связывающих ожидаемые доходы 11-классников по окончании обучения и социально-демографические характеристики их семей, особенности получаемого школьного образования и предполагаемого высшего образования. Ожидания абитуриентов в отношении доходов после окончания школы и после окончания вуза характеризуются высокой корреляцией. Вариация соответствующих ожиданий объясняется одним и тем же набором факторов.

Ожидания 11 -классников в отношении будущих трудовых доходов варьируют в зависимости от специальности, по которой они собираются обучаться. Наибольших доходов ожидают абитуриенты, предпочитающие технические специальности (включая информационные технологии), наименьших — выбравшие естественнонаучную специализацию (включая медицинскую). Эта вариация в ожиданиях объясняется различиями следующих ключевых факторов у абитуриентов, ориентированных на обучение по разным специальностям: доходы их семей, уровень образования родителей, тип школы и класса, в которых они обучаются, стоимость обучения в вузе, в который они собираются поступать.

Абитуриенты из семей с большими доходами, ориентированные на поступление в вузы с высокой стоимостью обучения, как правило, ожидают больших доходов. При этом ожидаемые доходы абитуриентов, у которых родители получили высшее образование, ниже, чем ожидаемые доходы остальных абитуриентов. Наконец, обучающиеся в школах с углубленным изучением каких-либо предметов, гимназиях и лицеях ожидают больших доходов, нежели обучающиеся в обычных общеобразовательных школах.

Большинство абитуриентов, сформировавших свои ожидания относительно будущих доходов и определившихся с выбором специальности, планируют поступление в крупнейшие вузы своего региона.

1. Андрущак Г. В., Прахов И. А., Юдкевич М. М. Стратегии выбора Литература

высшего учебного заведения и подготовки к поступлению в вуз. _________

Информационный бюллетень. М.: Вершина, 2008.

2. Белоконная Л., Гимпельсон В., Горбачева Т., Жихарева О.,

Капелюшников Р., Лукьянова А. Формирование заработной платы: взгляд через «призму» профессии. Препринт WP3/2007/05.

М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.

3. Денисова И., Карцева М. Преимущества инженерного образования. Оценка отдачи от образовательных специальностей в России.

Препринт WP3/2005/02. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2005.

4. Емцов Р., Кноблох С., Мете Дж. Отдача от образования в странах с переходной экономикой // Beyond Transition. Июль — сентябрь 2006 г. № 11. С. 3-4. www.worldbank.org/transitionnewsletter.

221

Статистика и социология образования

5. Капелюшников Р. Записка о человеческом капитале. Препринт WP3/2008/01. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008.

6. Кузьминов Я., Добрякова М. ЕГЭ и прием в вузы. Средний балл абитуриентов, поступивших в московские вузы по результатам ЕГЭ: август 2009 г. Доклад ГУ-ВШЭ. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.

7. Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России / Научные доклады EERC. 1999. № 99/04.

8. Россия в цифрах, 2008: краткий стат. сб. М.: Росстат, 2008.

9. Becker G. S. (1962) Investment in human capital: A theoretical analysis // Journal of Political Economy. Vol. 70. No. 5. Part 2. P. 9-49.

10. Belfield C. (2000) Economic principles for education. Theory and evidence. Edward Elgar.

11. Betts J. R. (1996) What do students know about wages? Evidence from a survey of undergraduates // Journal of Human Resources. Vol. 31. No 1. P. 27-56.

12. Blau F. D., Ferber M. A. (1991) Career plans and expectations of young women and men: The earnings gap and labor force participation // Journal of Human Resources. Vol. 26. No. 4. P. 581-607.

13. Blaug M. (1976) The empirical status of human capital theory: A slightly jaundiced survey // Journal of Economic Literature. Vol. 14. No. 3. P. 827-855.

14. Brunello G., Lucifora C., Winter-Ebmer R. (2004) The wage expectations of European business and economics students // Journal of Human Resources. Vol. 39. No. 4. P. 1116-1142.

15. Burris V. (1983) The social and political consequences of overeducation // American Sociological Review. Vol. 48. No. 4. P. 454-467.

16. Dolton P., Silles M. (2008) The effects of overeducation on earnings in the graduate labor market // Economics of Education Review. Vol. 27. Iss. 2. P. 125-139.

17. Dominitz J. (1998) Earnings expectations, revisions and realizations // The Review of Economics and Statistics. Vol. 80. No. 3. P. 374-388.

18. Dominitz J., Manski C. (1996) Eliciting student expectations of the returns to schooling // Journal of Human Resources. Vol. 31. No. 1. P. 1-26.

19. Dominitz J., Manski C. (1997) Using expectations data to study subjective income expectations // Journal of American Statistical Association. Vol. 92. No 439. P. 855-867.

20. Leonard J. (1982) Wage expectations in the labor market // Review of Economics and Statistics. Vol. 64. No. 1. P. 157-161.

21. McMahon W., Wagner A. (1981) Expected returns to investment in higher education // Journal of Human Resources. Vol. 16. No. 2. P. 274-285.

222

Г. В. Андрущак, Т. В. Натхов

Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов

ш

22. Rumberger R. (1987) The impact of surplus schooling on productivity and earnings // The Journal of Human Resources. Vol. 22. No. 1. P. 24-50.

23. Schultz T.W. (1961) Investment in human capital // The American Economic Review. Vol. 51. No. 1. P. 1-17.

24. Sewell W., Hauser R. (1976) Causes and consequences of higher education: Models of status attainment process in schooling and achievement in American society. N. Y.: Academic Press.

25. Smith H. L., Powell B. (1990) Great expectations: Variations in income expectations among college seniors // Sociology of Education. Vol. 63. No 3. P. 194-207.

26. Webbing D., Hartog J. (2004) Can students predict starting salaries? Yes! // Economics of Education Review. Vol. 23. No. 2. P. 103-113.

27. Williams G., Gordon A. (1981) Perceived earnings functions and ex ante rates of return to post compulsory education in England // Higher Education. Vol. 10. P. 100-227.

28. Wolter S., Zbinden A. (2001) Rates of return to education in Switzerland / IZA Discussion Paper No. 371.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.