Научная статья на тему 'Высшее профессиональное образование в структуре ценностных экспектаций студенческой молодежи: региональный аспект'

Высшее профессиональное образование в структуре ценностных экспектаций студенческой молодежи: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
314
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ЭКСПЕКТАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шиндряева Ирина Викторовна

В статье рассматривается высшее образование как ценность для студенческой молодежи г. Волгограда. На основе результатов социологического исследования были определены основные цели получения высшего образования, мотивы поступления в вуз, а также ценностные экспектации студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Professional Education in the Structure of Axiological Expectations of Students: Regional Aspect

The paper dwells upon higher education as value for students of Volgograd. Based on the results of sociological research the author defines main aims of receiving higher education, motives of entering higher education institutions and axiological expectations of students.

Текст научной работы на тему «Высшее профессиональное образование в структуре ценностных экспектаций студенческой молодежи: региональный аспект»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

УДК 316.752

Высшее профессиональное образование в структуре ценностных экспектаций студенческой молодежи: региональный аспект

Шиндряева И.В.

Преподаватель кафедры экономики и менеджмента Волгоградского государственного медицинского университета

В статье рассматривается высшее образование как ценность для студенческой молодежи г. Волгограда. На основе результатов социологического исследования были определены основные цели получения высшего образования, мотивы поступления в вуз, а также ценностные экспектации студенческой молодежи.

Ключевые слова: профессиональное образование, студенческая молодежь, мотивы выбора профессии, экспектации.

Актуальность изучения проблемы, касающейся роли высшего профессионального образования в структуре ценностных экспектаций студенческой молодежи, обусловлена рядом факторов: во-первых, повышением роли высшего образования в общемировом процессе, во-вторых, возрастанием роли, которую должно сыграть высшее образование непосредственно в возрождении российского общества, в-третьих, ростом общественных потребностей в осмыслении изменений функциональной роли высшего образования при определении структуры ценностных экспектаций студенческой молодежи, в-четвертых, необходимостью проведения социологического анализа данного процесса.

Понятие «социальные ожидания» рассматривается в рамках исследования как система требований, ожиданий социальной группы относительно норм исполнения индивидом социальных ролей, выражающихся в характере его действий, поведения, мыслей, чувств [1, с. 93].

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский, а вслед за ними и С.Ю. Головин термин «социальное ожидание» заменяют определением «экспектации» и трактуют их как «систему ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей; представляют собой разновидность санкций социальных, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе» [2, с. 282]. Таким образом, выделяют две основные стороны социальных экспектаций: право ожидать от окру-352

жающих поведения, соответственного их ролевой позиции; обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. Термин «экспектации» связан с категориями современной социологии - социальная мобильность, социальная стратификация, социальная группа. В связи с этим в нашем исследовании используется термин социальные экспектаци, а термин «ожидания» используется только как синоним «экспектаций» и в его значении.

В мае 2014 г. проводилось глубинное интервью со студентами Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ), его цель: определить систему мотиваций студентов, которая определила их приход в профессию. Респонденты: студенты 1 курса.

Анализ ответов на вопрос: «Почему Вы решили поступать в вуз и получать высшее образование?» позволил констатировать, что большинство респондентов считает, что высшее образование - это необходимое условие для построения карьеры: «В нашем городе без высшего образования никуда» (респондент И.О., муж., спец. педагогическое образование (история, право), «Образование, мне кажется, одно из необходимых условий для того, чтобы состояться в жизни» (респондент А.М., жен., спец. педагогическое образование (китайский, немецкий языки), «Чтобы как-то развиваться, нужно все-таки высшее образование, без него сейчас не пробиться, я Вам точно говорю» (респондент Э.С., жен., спец. педагогическое образование (художественное обра-

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

зование), «Нужен диплом, иначе работу не найти» (респондент Д.Р., жен., спец. социальная работа), «Без диплома из института сейчас на престижную работу не устроишься. Поэтому и хотят все учиться» (респондент С.Ш., муж., спец. психология), «После 11-го класса сидеть дома у родителей на шее? Сейчас почти везде требуются работники с высшим образованием» (респондент А.Г., муж., спец. управление персоналом).

Другая группа считает, что иметь высшее образование положено всем (так принято...): «Зачем высшее образование - потому что в семье несколько поколений с высшим - не нарушать же традицию?» (респондент В.С., жен., спец. педагогическое образование (история, право), «Ответ на ваш вопрос прост - сейчас все стремятся получить высшее образование» (респондент М.В., муж., спец. лингвистика (перевод и переводоведение), «Все мои друзья в вузы поступили» (респондент У.Б., жен., спец. психология).

Третья группа считает, что образование учит мыслить, делает человека интеллектуально развитым, развивает кругозор. «Оно нужно для себя самого, знания всё равно остаются, а развиваться нужно постоянно» (респондент А.Н., муж., спец. управление персоналом), «Повысить уровень образования, общения, интересов. Завести новые интеллигентные отношения. Получить специальность и знания на более высоком уровне» (респондент К.А., жен., спец. педагогическое образование (дошкольное образование)).

Исследуя ответы респондентов на вопрос «Почему вы выбрали именно эту профессию?», можно сделать следующие выводы. Часть студентов руководствовалась советом родителей и семейными традициями: «Сначала по совету родителей, а потом она мне самому понравилась» (респондент Э.Р., муж., спец. экономика), «Обучиться этой профессии мне порекомендовали знакомые, которые работают по этому направлению» (респондент А.Н., муж., спец. управление персоналом). Другие руководствовались удобством в трудоустройстве: «Моя мама 17 лет работает на предприятии в отделе кадров. Она говорит, у нее будет возможность меня куда-то трудоустроить» (респондент Н.Д., жен., спец. управление персоналом). Третьи объясняли причину выбора перспективностью профессии: «Я считаю, что эта специальность достаточно востребована» (респондент А.М., жен., спец. педагогическое образование (китайский, немецкий языки). Выбор остальных респондентов оказался случайным: «Я сам виноват, т.к. вместо иностранных языков (на которых 5 баллов не хватило на бюджет) поступил на историю (прошел по баллам)» (респондент И.О., муж., спец. педагогическое образование (история, право), «Думаю, что случайно. Я лишь в первом семестре узнала, чем во-

обще буду заниматься после окончания университета и какие предметы буду учить» (респондент Н.Я., жен., спец. социальная работа). Сознательно сделали выбор специальности (факультета) в начале обучения те, кто имел представление о профессии благодаря родственникам, знакомым, а также те, кто увлекался каким-либо конкретным предметом. Остальные принимали решение на основании своих представлений о перспективности разных специальностей, ее востребованности, современности, возможностей для трудоустройства.

При обстоятельствах практически всеобщей вовлеченности молодежи в процесс получения высшего профессионального образования именно профессиональный выбор становится второстепенным, заменившись образовательным [3, с. 125]. Неопределенность выпускников относительно будущей профессии становится нормой: главное - поступить в желаемый вуз, а специальность и дальнейшая работа имеют второстепенное значение. Как следствие, то направление, на которое была возможность поступить (пройти по баллам), и становится будущим занятием. Иной вопрос, когда молодой человек с самого начала ориентирован на определенную профессию и вполне осознанно делает свой выбор. В таком случае можно предположить, что на выходе из вуза общество получит специалиста, высококвалифицированного и готового к работе в соответствии с полученным образованием. Все это обуславливает важность анализа проблем выбора современной молодежи в связи с ее образовательной ориентацией.

Далее, в июне 2014 г. на базе ВГСПУ было проведено анкетирование для определения мотивов выбора вуза и специальности, осведомленности о профессии, устойчивости профессионального выбора, удовлетворенности выбранным вузом и направлением обучения. Цель исследования: выявить факторы, влияющие на выбор абитуриентами высшего учебного заведения, и сформировать представление о контингенте поступивших, их ожиданиях от обучения в ВГСПУ.

Количество абитуриентов, принявших участие в опросе: 201 респондент. При этом 37 % опрошенных - мужского пола и 63 % - женского. На вопрос «Нравится ли вам учиться?» ответы распределились следующим образом: скорее да (39 %), затруднились ответить (4 %), при этом, большинству первокурсников (57 %) нравится учиться в выбранном вузе.

Далее рассмотрим структуру мотивов поступления в вуз. Большинство первокурсников (29 %) поступили в вуз, чтобы в будущем иметь хорошую работу, стать образованным человеком - 15 %, получить диплом, дающий определенный статус, - 15 %, при этом для них не менее важно иметь высшее образование чтобы обеспечить себя материально (11 %) и добиться успеха и признания (11 %), а вот

353

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

использовать возможность получения образования, чтобы не идти в армию и продлить беззаботный период жизни, планируют только 1 % респондентов. Интересно, что наибольшее количество респондентов - 60 % утверждают, что желание получить высшее образование - их личное; 32 % отметили, что влияние на решение студентов получить высшее образование оказали родители и родственники.

При выборе вуза для студентов наиболее важными были: престиж вуза (18 %), семейная традиция (11 %), возможность получить интересующую профессию (11 %). Таким образом, современная молодежь при профессиональном выборе ориентируется прежде всего на внешние атрибуты профессии (престиж, материальные блага, условия труда), при этом имея порой нечеткие представления о конкретной деятельности в избираемой сфере и часто не связывая получаемое образование и дальнейшую работу по специальности.

Примечательно, что 78 % респондентов точно знают, какую специальность приобретают в вузе, и 21 % знают в общих чертах, студенты, которые не знают какую специальность они получают, отсутствуют. При этом 46 % студентов абсолютно считают, что правильно выбрали специальность и 50 % скорее уверены, чем нет. Большинство опрошенных - 50 % удовлетворены в целом качеством обучения, 43 % - скорее удовлетворены и 7 % - скорее не удовлетворены качеством обучения.

Однако, на вопрос «Если бы вам пришлось вновь выбирать вуз, как бы вы поступили?» ответы респондентов были следующими: 61 % - выбрали бы тот же вуз и ту же специальность, 11 % - выбрали бы тот же вуз, но другую специальность, остальные выбрали бы другой вуз. При этом 39 % респондентов считают, что диплом скорее поможет при трудоустройстве, 32 % опрошенных уверены, что полученный после окончания учебы диплом поможет в трудоустройстве; 3 % думают, что диплом в трудоустройстве не поможет.

Респонденты выделили наиболее значимые ценности в профессиональной и личной сферах жизни результаты: 43 % респондентов хотели бы принадлежать к социальному слою государственных служащих и чиновников, 21 % видят себя работниками крупного негосударственного предприятия, 18 % желают быть индивидуальными предпринимателями.

Ответы на вопрос «Как вы понимаете понятие "хорошее образование"?» распределились следующим образом: более половины респондентов (51 %) думают, что хорошее образование может помочь человеку в самореализации, 47 % уверены, что хорошее образование дает профессию, которая сможет обеспечивать человека на всю жизнь, остальные затруднились ответить.

Современная студенческая молодежь стремится с помощью образования прежде всего найти хоро-

шую работу и реализовать себя профессионально, большинство молодых людей воспринимают профессиональное образование с познавательной точки зрения [4, с. 58]. При этом изменяется содержание учебного процесса. Ни один традиционный предмет преподавания в чистом виде студентов не устраивает. Востребованы новые образовательные продукты-гибриды, содержащие компонент бизнес-образования и менеджмента [5, с. 144].

По итогам можно отметить, что молодые люди, поступившие на 1-ый курс обучения в ВГСПУ, рассматривают образование как необходимое условие для дальнейшего личностного и профессионального роста. Существенным мотивом получения высшего образования служит то, что высшее образование -основа дальнейшего развития человека и залог его успешной карьеры. Наиболее значимым фактором при выборе вуза студентами является наличие интересующей специальности. Главная причина выбора - интерес к своей будущей специальности. Среди других значимых причин следует выделить востребованность полученной специальности на рынке труда и то, что работа по этой специальности будет хорошо оплачиваться в будущем. Респонденты придают большое значение роли высшего образования в современном обществе. Среди мотивов приобретения высшего образования студенческая молодежь выделила: образование как гарантия материальной обеспеченности в будущем; образование как фундамент для совершенствования интеллектуального уровня человека; образование как значительная составляющая социального статуса индивидуума.

Литература:

1. Конюхов Н.И. Психоэкономика. - М.: ДеЛи плюс, 2011. - 228 с.

2. Петровский А.В. История и теория психологии. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 416 с.

3. Макеева М.Е. Структура ценностных ориентаций старшеклассников в контексте дифференциации системы школьного образования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014. -№ 4. - С. 125-128.

4. Корж Н.В. Высшее профессиональное образование в структуре ценностей студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 1 (17). - С. 56-63.

5. Щелкунов М.Д. Образовательное сообщество как экономическая корпорация // Вестник экономики, права и социологии. - 2010. - № 1. -С. 144-149.

354

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4

Социология

Higher Professional Education in the Structure of Axiological Expectations of Students:

Regional Aspect

I.V. Shindriaeva

Volgograd State Medical University

The paper dwells upon higher education as value for students of Volgograd. Based on the results of sociological research the author defines main aims of receiving higher education, motives of entering higher education institutions and axiological expectations of students.

Key words: professional education, students, motives of career choice, expectations.

355

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.