Научная статья на тему 'Высшее профессиональное образование в современной образовательной сфере'

Высшее профессиональное образование в современной образовательной сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / KNOWLEDGE / EDUCATION / RESEARCH INNOVATIVE UNIVERSITY / UNIVERSITY COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шитов Сергей Борисович

В статье утверждается, что модель «образование знание благополучие» должна лежать в основе процесса обучения в формирующемся «обществе знания». Делается вывод, что модернизация системы высшего профессионального образования должна заключаться в создании и развитии исследовательских инновационных университетов и на их основе университетских комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The higher vocational training in modern educational sphere

This article states that the model "education knowledge the well-being" must be the basis of the learning process in the emerging "knowledge society". It concludes that modernization of the system of higher education should be the creation and development of innovative research universities and university-based complexes.

Текст научной работы на тему «Высшее профессиональное образование в современной образовательной сфере»

УДК 1:37 ББК 87+74в

С. Б. Шитов

Высшее профессиональное образование в современной образовательной сфере

В статье утверждается, что модель «образование - знание - благополучие» должна лежать в основе процесса обучения в формирующемся «обществе знания». Делается вывод, что модернизация системы высшего профессионального образования должна заключаться в создании и развитии исследовательских инновационных университетов и на их основе университетских комплексов.

This article states that the model "education - knowledge - the well-being" must be the basis of the learning process in the emerging "knowledge society". It concludes that modernization of the system of higher education should be the creation and development of innovative research universities and university-based complexes.

Ключевые слова: знание, образование, исследовательский инновационный университет, университетский комплекс.

Key words: knowledge, education, research innovative university, university complex.

В наше время развитие высшего профессионального образования свидетельствует о прогрессе образования в целом и необычайном прогрессе знаний. Именно это развитие обеспечивает рост интеллектуального потенциала для продвижения вперед и распространения знаний, практического применения и внедрения технических и других инноваций. Растущее значение знаний в современном мире, с одной стороны, и рост численности тех, кого готовит высшая школа, с другой стороны, повышает ее роль и ответственность перед обществом. Возрастание роли высшего образования означает повышение потребностей стремительно развивающегося человечества. Высшее профессиональное образование -это не просто механизм передачи знаний, а управляемый процесс формирования общественного и профессионального сознания, развития культуры и цивилизации.

Реформирование высшей школы в каждой стране мира, в том числе и в России, не может успешно осуществляться без учета мировых тенденций развития образования. Несомненно, развитие России неотделимо от развития всего человечества. Мировое сообщество, включая в себя отдельные страны, по необходимости вторгается в логику их общественного развития, интернационализирует, интегрирует все сферы их жизнедеятельности в некую целостность, создает поливариантный миропоря-

док, образуя общие информационные технологии, экономические, образовательные, культурные связи и т. д.

Сегодня высшее профессиональное образование России переживает качественно новый этап сотрудничества с мировым сообществом. Поэтому можно сформулировать, на наш взгляд, следующие главные цели и задачи модернизации системы высшего профессионального образования России:

• подготовка квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, склонных к профессиональному постоянному росту, социальной и профессиональной мобильности;

• создание возможностей для самореализации личности и обеспечения необходимого социального статуса;

• целенаправленная ориентация системы высшего образования России на спрос ее услуг со стороны государства, личности, различных социальных и профессиональных групп, создание широкого, цивилизованного рынка образовательных услуг;

• интеграция российской высшей школы в мировую образовательную систему и обеспечение ее участия в международном рынке научнотехнического труда и образовательных услуг [2, с. 165];

• обеспечение дальнейшего развития информационных технологий в образовательном процессе и науке;

• дальнейшая интеграция высшего образования, фундаментальной и прикладной науки;

• усиление научно-технической и научно-инновационной деятельности вузов;

• создание и развитие новых видов учреждений высшего профессионального образования: создание исследовательских инновационных университетов и на их основе университетских комплексов.

Выполнение таких целей и задач, возложенных обществом на высшую школу, невозможно без четкого осознания ее миссии и целей в современном мире. В настоящее время миссия высшего профессионального образования должна заключаться в обеспечении прогресса общественного развития, гармонизации деятельности человека и общества, в сбережении, развитии и распространении знаний и социального опыта путем научных исследований и интеллектуального творчества, упорядочения деятельности, связанной с передачей знаний, необходимых для выполнения высококвалифицированного умственного труда. В связи с этим содержание приоритетного национального проекта «Образование» для российского высшего профессионального образования следующее [4, с. 59]:

• стимулирование инновационных программ высшего профессионального образования путем финансирования проектов развития высших образовательных учреждений на конкурсной основе в виде грантов;

• информатизация образования через создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей программно-технической инфраструктуры;

• государственная поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи в виде грантов студентам, имеющим выдающиеся показатели в учебе, молодым изобретателям и ученым;

• создание новых университетов на базе уже действующих вузов и академических центров, где благодаря эффективному размещению и концентрации новейших материальных и кадровых ресурсов удастся реализовать самые современные «прорывные» технологии обучения, и тем самым существенно повысить качество российского высшего профессионального образования и его конкурентоспособность на мировом уровне.

Как пишет А. И. Ракитов, слой людей, особенно в высокоразвитых странах, имеющих высшее профессиональное образование, неуклонно и стремительно растет (в США, например, он составляет около 25 % населения)1. Именно в этом смысле понятия «общество, основанное на знаниях» и «общество высоких технологий» оказываются почти синонимичными [6, с. 97]. Сегодня численность желающих получить высшее профессиональное образование растет в связи с тем, что шансы найти устойчивое место в жизни у людей, имеющих дипломы о высшем образовании, существенно выше, чем у других. Как отмечает М. Н. Макарова, эти сертификаты, не являясь гарантированным пропуском в систему занятости и возможностью существенно повысить свой статус, все же выступают их необходимым условием. Специалисты с высшим образованием более востребованы. Вместе с тем образование не всегда обеспечивает индивиду гарантированное приобретение престижной социальной позиции: важно уметь побеждать в конкуренции, а наличие диплома, профессиональные умения и харизматические качества являются личным багажом претендента [3, с. 24, 57, 62].

Воспитывая будущего специалиста в вузе, необходимо заранее ориентировать учебный процесс на профессиональное творчество как область, в которой будущий специалист и после окончания вуза будет продолжать проявлять свою поисковую активность, тем самым обеспечивая себе творческий режим жизни. Поэтому важнейшая задача вуза заключается в создании соответствующих условий для развития творческого потенциала личности. Образовательные системы развитых стран давно ориентированы на рациональную (утилитарную) модель использования знаний для достижения успешной профессиональной карьеры, в основу которой положена аксиома, что учение - это основа жизни, так как знания

1 Количество студентов высших учебных заведений в мире выросло с 51 млн чел. в 1980 г. до почти 82 млн чел. в 1995 г., или на 61 %. Ожидается, что в 2010 г. эта цифра составит около 97 млн чел. [7, с. 7-13].

дают благополучие. У нас же в течение многих десятилетий была ориентация обучающихся на бескорыстное служение народу и государству, а установка на личный успех, на карьеру расценивалась как пережиток прошлого в сознании и поведении человека. Смена парадигм в обучении и воспитании с ориентацией на деловую карьеру требует серьезных усилий в проектировании модели выпускника российского вуза XXI в., которая бы отвечала нравственным ценностям современной цивилизации, но в то же время не нарушила бы традиционных ценностей национального характера и менталитета. Поэтому в новой модели выпускника на первый план, несомненно, выходит овладение такими качествами, как креативность, самостоятельность, динамизм, стрессоустойчивость, необходимыми для успешной профессиональной деятельности в условиях возможной социально-экономической нестабильности.

Только прочный фундамент из естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, способность к самообучению, хорошие навыки в исследовательской деятельности позволят будущим выпускникам технических вузов постоянно пополнять багаж профессиональных знаний и умений в течение всей творческой жизни, а при необходимости переходить к другим областям и видам инженерной деятельности. Для этого нужно наполнить программу вуза необходимым содержанием, превратить его в крупный учебный, научный, инновационный, культурный центр, оснащенный современной техникой и широкой информационной сетью, имеющий высококвалифицированные научно-педагогические кадры и развитую социально-бытовую инфраструктуру.

Следствием востребованности специалистов с высшим профессиональным образованием становится его массовость. Имеет место усиление статусной функции высшего профессионального образования, в рамках которой образование рассматривается как инструмент приобретения титула, звания, степени, вхождения в состав определенных групп, социальных сетей и т. д., что приводит к увеличению предложения на рынке образовательных услуг и как следствие к девальвации системы высшего профессионального образования. Таким образом, общество на современном этапе сталкивается с парадоксом - увеличение числа получивших высшее образование и профессиональную подготовку одновременно сопровождается падением качества обучения, процессом роста профессиональной некомпетентности и функциональной неграмотности.

Решение проблемы качества обучения непосредственно связано с развитием вузовской науки. В высших учебных заведениях сосредоточена значительная часть кадров, подготовленных для творческого умственного труда. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы этот потенциал полностью использовался не только для преподавания и профессиональной подготовки, но и для ведения научных исследований в области точных, естественных, технических, социальных гуманитарных наук. Научные

исследования и интеллектуальное творчество необходимы для обеспечения качественного и отвечающего современным требованиям преподавания и профессиональной подготовки развития критического и новаторского подхода к делу. Аксиомой в вузовской среде должен считаться факт, что кафедра или преподаватель, не занимающиеся научной работой, не могут поддерживать высокий теоретический и методический уровень проводимых занятий и готовить высококлассных специалистов.

Вузовская наука должна быть самостоятельным элементом научного пространства в целом, ядром подготовки кадров. И хотя российская высшая школа обладает существенным научным и инновационным потенциалом, давними традициями участия в исследовательской деятельности, пока на долю сектора высшего образования приходится менее 6 % затрат на науку в России, причем подобная картина отличается заметной устойчивостью на протяжении уже почти двух десятилетий. Это вдвое ниже, чем в США (13,6 %) и Японии 13,4 %) и почти в четыре раза ниже, чем в странах ЕС (22,1 %) [5, с. 41].

Во всем мире научные исследования составляют значимую часть деятельности университетов. Но в нашей стране они выполняются на инициативной основе без серьезного финансирования со стороны государства. Отсутствие ресурсов привело нашу высшую школу к настоящему кризису качества. Ведь вузы во всем мире - это ключевое звено национальных инновационных систем. В связи с этим Россия может потерять последние университеты, способные конкурировать с мировыми научно-образовательными центрами. Поэтому в рамках национального проекта «Образование» необходимо обеспечить на постоянной основе государственную поддержку той группы университетов, которая сохранила научный и инновационный потенциал. Как считают эксперты, научные школы, сохранившиеся в университетах, могут просуществовать на старом кадровом потенциале еще не более пяти лет, а потом наступит их безвозвратная потеря, что оставит Россию страной с высшим образованием среднего и низкого качества, а элита начнет импортироваться из других стран.

Помимо проблем науки, в современном российском обществе все чаще заявляет о себе проблема рационального использования потенциала тех, кто получил высшее профессиональное образование. Проблема эта возникла сразу же после отмены системы принудительного распределения выпускников на работу, в целом ряде случаев вопреки их желанию. Сначала предполагалось, что рынок труда сам отрегулирует этот процесс, но этого не произошло. Сегодня огромные средства затрачиваются на удовлетворение личных потребностей граждан в высшем образовании, но значительная часть полученных в вузе знаний в трудовой деятельности ими просто не используется. Вследствие этого высшее образование должно предполагать возмещение затраченных средств посредством трудоиспользования специалистов там, где это в данный момент

наиболее целесообразно, в противном случае для специалиста это оборачивается депрофессионализацией. Поэтому в последние годы все более расширяется подготовка специалистов по контрактам с предприятиями. Осуществляется формирование новых направлений высшего образования и подготовки кадров с учетом реальных потребностей отраслей экономики и социальной сферы, национальных и мировых перспектив и приоритетов научно-технического развития.

Вузы технического направления реализуют программы подготовки специалистов по межотраслевым и интегральным специальностям, специальностям с высокой рыночной конъюнктурой. В связи с этим на современном этапе особую актуальность приобретает решение проблемы инженерного образования, которое, безусловно, следует всячески поддерживать и развивать, но при этом учитывать серьезные изменения, происходящие в условиях развития в обществе знания.

Однако ключевую роль в обеспечении образования населения в обществе знания должен сыграть именно университет. Университет должен быть ведущим научно-методическим центром в сфере своей деятельности, крупным научно-образовательным и значимым центром инновационной активности [8, с. 18-19]. Кроме того, можно выделить ряд функций современного университета, которые он реализует как социальный институт [1, с. 27-33]. К ним относятся:

• функция трансляции и распространения знаний и культуры. Посредством образования происходит передача от поколения к поколению знаний и социально-культурных ценностей в самом широком смысле этого слова;

• функция социализации. Через образование осуществляется процесс социализации индивидов, т. е. их приобщение к установкам, идеалам, морали, религии и т. д., господствующим в обществе. Это достигается в значительной мере в ходе изучения дисциплин гуманитарного цикла, которые оказывают вместе с тем позитивное влияние на преподавание естественнонаучных и технических дисциплин;

• функция «социального лифта» заключается в том, что вуз - это важнейший канал вертикальной социальной мобильности, перехода в более престижный социальный слой, так как наряду с доходом и престижностью профессии уровень образования является важнейшим показателем социального статуса человека в современном мире.

Таким образом, задача университетского образования - подготовка компетентного, гуманистически воспитанного специалиста, обладающего комплексом современных универсальных знаний фундаментального характера, умениями и навыками самостоятельной деятельности, способностью к профессиональной саморефлексии и самореализации. Оптимальное ее решение возможно в рамках исследовательских инновационных университетов. Они должны обеспечить единство научной, инно-

вационной и образовательной деятельности, выполнение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и образования. Именно в таких вузах будет возможно активное формирование образовательных услуг и наукоемких технологий с целью опережающего кадрового и научно-технического обеспечения национальной экономики. Они смогут обеспечить глубокую интеграцию научнотехнической, учебной и инновационной деятельности с профильными предприятиями промышленности и научными организациями.

Список литературы

1. Гавриков А. Л., Литвинова Н. П. Образование взрослых в XXI веке: новая роль университетов в его развитии. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.

2. Кураков Л. П. Университетские комплексы: механизмы модернизации образования в России. - М.: Вуз и школа; Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005.

3. Макарова М. Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом: Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в современном обществе. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007.

4. Национальный проект «Образование»: первые шаги / под ред. С. Кальник. - М.: Профиздат, 2006.

5. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад общественной палаты Российской Федерации (2007 г.) // Вопр. образования. - 2007. - № 4.

6. Ракитов А. И., Авдулов А. Н., Иванова Н. И. и др. Государственные приоритеты в науке и образовании / отв. ред. А. И. Ракитов. - М.: РАН. ИНИ-ОН. Центр науч.- информ. исслед. по науке, образованию и технологии; Центр информатизации, соц., технол. исслед. и науковед. анализа, -2001.

7. Тихомиров В. П., Максюков Н. И. Глобализация и экспорт образовательных услуг // Открытое образование. - 2001. - № 4. - С. 7-13.

8. Шукшунов В. Е. и др. Основы создания университетских комплексов. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.