Научная статья на тему 'Высшее профессиональное образование как общегосударственный приоритет'

Высшее профессиональное образование как общегосударственный приоритет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (ВПО) / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИОРИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ FORMATIONS / THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / EDUCATIONAL SPHERE / FORMATION AS A NATION-WIDE PRIORITY / THE STATE CHARACTER OF THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / AN INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT / GLOBALISATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаев Б. Д., Кисель А. А.

В статье приведены аргументы в пользу понимания высшего профессионального образования не как регионального феномена, а как общегосударственного приоритета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING AS A NATION-WIDE PRIORITY

In article arguments in favour of understanding of the higher vocational training not as regional phenomenon, and as nation-wide priority are resulted.

Текст научной работы на тему «Высшее профессиональное образование как общегосударственный приоритет»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

удк 378 Бабаев Б. Д. , Кисель А. А.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРИОРИТЕТ

В статье приведены аргументы в пользу понимания высшего профессионального образования не как регионального феномена, а как общегосударственного приоритета.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование (ВПО), образовательная сфера, регионализация образования, образование как общегосударственный приоритет, государственный характер высшего профессионального образования, инновационный путь развития, глобализация.

За последние годы стало модным вести разговор о регионализации высшего профессионального образования (ВПО). Эта идея присутствует в различных статьях и книгах. Защищаются диссертации, где данная мысль является центральной. Так, в феврале 2010 г. в Диссертационном совете по экономическим наукам при Владимирском госуниверситете была защищена кандидатская диссертация, в которой «смыкались» региональный рынок труда и региональный рынок образовательных услуг (исследование построено по материалам Костромской области), при этом четко прокламировалась идея самодостаточности региона в смысле подготовки кадров не только с начальным и средним профессиональным, но и с высшим профессиональным образованием. В этой диссертации в качестве негатива рассматривались имеющие место многочисленные случаи, когда подготовленные в регионе специалисты уезжают за его пределы; предлагаются меры, которые благоприятствовали бы закреплению этих людей там, где они родились и обучались.

Распространению суждений о том, что ВПО необходимо трактовать по преимуществу в региональном аспекте, способствует государственная политика в области образования, суть которой, по нашему мнению, заключается в том, чтобы переложить основные тяготы по обучению молодежи в средних специальных и высших учебных заведениях на плечи населения и отчасти предприятий. В любом случае государство всячески поощряет обучение людей на коммерческих началах и постоянно призывает предпри-

ятия и организации включиться в подготовку рабочих кадров и кадров специалистов. В условиях, когда так строится государственная образовательная политика, неизбежно (так показывает жизнь) появляются ученые люди, ставящие своей задачей подвести под в данном случае фискальную образовательную политику властей «солидную» научную базу.

Если мы будем последовательно проводить мысль, что ВПО - феномен региональной экономики, то речь пойдет не только о «смыкании» региональных рынков труда и образовательных услуг, но и о том, что финансирование этой образовательной сферы в конечном счете принимает на себя регион - консолидированный региональный бюджет, предприятия и организации, население. Если быть последовательным в прокламировании идеи регионализации, то, повторяем, мы неизбежно придем к этому выводу.

На бытовом уровне также распространяются суждения о том, что каждый регион должен иметь не только свой университет, но и систему вузов, при этом в этих учебных заведениях должны обучаться по преимуществу местные жители, что же касается места работы выпускаемых специалистов, то также считается желательной работа у себя дома.

Объективности ради укажем на то, что есть определенные тенденции, способствующие развитию у населения ориентации на получение ВПО в местных вузах. Это прежде всего материальные соображения, когда значительной части людей не по карману давать своим детям высшее образование в столичных вузах или

вузах иных крупных городов за пределами своего региона. Важно также то, что у родителей (традиция русских семей) есть желание держать своих взрослых обучающихся детей рядом с собой. Это естественное выражение родительских чувств. Как показывают различные исследования и опросы, довольно часто выпускники школ поступают в вузы по совету своих знакомых. С этой стороны информация о местных вузах является обычно гораздо более полной, чем сведения о вузах, расположенных где-то далеко. К тому же и сами региональные вузы имеют определенные конкурентные преимущества перед инорегиональными высшими учебными заведениями в распространении рекламных материалов о себе.

Контекст наших рассуждений носит прямолинейный характер: регионализация образования понимается как некая замкнутость обучения учащихся в рамках региона: местный (региональный) набор и местное использование рабочей силы. Если обратиться к ряду крупных регионов, то можно увидеть, что цифры в заметной степени подтверждают версию регио-нальности ВПО в рассматриваемом нами смысле. Но в этом заключена лишь доля правды, а другую часть правды предстоит еще выявить, однако предварительно нужно прояснить, что мы понимаем под общегосударственным характером ВПО.

Как нам представляется, до нынешних рыночных времен ВПО без всяких ограничений и изъятий понималось как общегосударственная ценность. Это означало, что вузы были, как правило, государственными учебными учреждениями, номенклатура учебных специальностей также была единой для всей страны, обучение шло по программам, утверждаемым соответствующими государственными структурами (наличие регионального компонента в этих программах не меняет существо дела). Основная масса учебников разрабатывалась и утверждалась в централизованном порядке (это не исключало использование дополнительной литературы, например, в виде альтернативных учебных пособий). Положения о вузах также были компетенцией центральных властей, финансирование в основном падало на государственный бюджет1. Выпускники вузов получали дипломы государственного образца, общественное мнение твердо стояло на

том, что вузы - это епархия государства, ВПО - это общегосударственная ценность, не может быть ни Костромского, ни Ивановского, ни Ярославского образования, обучение идет в соответствии с государственными программами и стандартами (в них обычно отводилось определенное место региональному компоненту). В данном случае есть все основания говорить об огосударствлении ВПО, но вместе с тем возникает вопрос - не было ли это огосударствление адекватным пониманию страны как империи?!

ВПО как общегосударственную ценность мы понимаем следующим образом. Во-первых, номенклатура специальностей, равно как и образовательные стандарты, должны носить по преимуществу федеральный характер (место региональному компоненту отводится, но его позиции второстепенные). Во-вторых, финансирование ВПО - это, соответственно, бесспорная функция государственного бюджета (развитие форм обучения на платной основе, равно как и функционирование негосударственных вузов, не исключаются, но это также вторая позиция). В-третьих, само обучение за государственный счет накладывает определенные обязательства на выпускников (мы полагаем, что эти обязательства должны быть достаточно жесткими), что является необходимой предпосылкой для регулирования в необходимых размерах движения лиц с высшим образованием в стране (Россия как империя в принципе не может эффективно развиваться и успешно решать широкий спектр социальноэкономических задач без активного перемещения рабочей силы)2.

Итак, выдвинем аргументы в пользу понимания ВПО как общегосударственного приоритета, аргументы в пользу того, что для государства забота о вузах необходимо должна быть одной из первейших и настоятельнейших.

1) Экономика Российской Федерации неоптимальна по рыночным критериям, равно как и протяженная и весьма разнообразная по природно-климатическим и иным факторам территория также не подходит под какие-либо понятия оптимума. Неоптимальность нашего народного хозяйства есть непреложный факт. Так, из-за дороговизны перевозок людей и грузов происходит регионализация Восточной Сибири и Дальнего Востока, которые к тому же подпада-

ют под сильное влияние наших ближайших экономически сильных соседей - Китая, Японии, Южной Кореи. Там, где идут экономические де-зинтеграционные процессы, можно ожидать и политических неурядиц, подрывающих единство России как федеративного государства.

Неоптимальность экономики вызывает необходимость развития интеграционных скреп. Это железные дороги и иные виды транспорта; оборонно-промышленный комплекс, который всегда характеризовался сильными внутренними связями (правда, в настоящее время ОПК растащен и в определенной степени дезинтегрирован); трубопроводы; интеграционную функцию могут выполнять крупные предприятия с развитой сетевой организацией. Такую функцию выполняют также денежная система, государственный бюджет, банковская система. В контексте данных рассуждений надо упомянуть о единых вооруженных силах, правоохранительных органах, а также о федеральных округах, рассматриваемых как своеобразное генерал-губернаторство. Мы полагаем, что роль федеральных скреп призваны выполнить также и система образования, включая ВПО, а также система здравоохранения и государственного социального обеспечения.

Неоптимальность экономики, рассматриваемая нами в связи с системой ВПО, предполагает, что государство не может положиться в распределении капиталов и трудовых ресурсов всецело на волю рыночной стихии, ибо в неоптимальной экономике происходит резкая деформация рыночных сил, когда издержки стихийного развития оказываются настолько значительными, что возникает вопрос либо об огосударствлении каких-либо структур или частей экономики, либо об усилении регулирующей функции государства. Например, в связи с проблемой регионализации Восточной Сибири и Дальнего Востока возникает вопрос об использовании дотационного механизма при перевозке грузов и пассажиров из европейской части России в указанные регионы. Подчеркнем, что миграция рабочей силы, в том числе специалистов с высшим образованием, -это императив для Российской Федерации. Человек, получивший образование за государственный счет, уже имеет определенные обязательства перед страной и обществом, фор-

мирование такого слоя населения очень существенно, если решаются задачи эффективного и планомерного развития всех регионов страны, выравнивания в определенной степени их социально-экономической развитости. Естественно, есть и иные пути регулирования миграционных потоков. Например, людей можно привлечь на Крайний Север или Дальний Восток высокими зарплатами, но, как показывает жизнь, необходимо использование различных подходов и рычагов.

2) Необходимо учитывать серьезные тенденции в развитии современной экономики, современного общества, которые в литературе принято называть как постиндустриальные. Речь идет об экономике, построенной на знаниях и информации. Вне всякого сомнения, ныне практически любой вид экономической деятельности представляет собой материализацию достижений образования, науки, техники. Само производство из эмпирического по сути превратилось в научное, которое может существовать лишь только в том случае, если в обществе есть достаточно обширный слой людей с ВПО. Эти люди выполняют многообразные функции, благодаря которым экономика не только функционирует, опираясь на законы природы, техники, общества, но и претерпевает различные позитивные трансформации, обеспечивая обогащение номенклатуры производимых товаров, рост производительности общественного труда, ресурсосбережение. В такой постановке вопроса нельзя ВПО рассматривать как региональную ценность, его надо истолковывать как общегосударственный приоритет. Данное суждение можно усилить, указав на то, что активно идут процессы обобществления производства и даже ускоряются процессы глобализации. Правда, процессам глобализации противостоят, как говорят многие исследователи, явления регионального характера, процессы регионализации. Если речь идет о ВПО, то в этом случае можно сказать, что оно безусловно решает важные и ответственные общегосударственные задачи, но в то же время призвано решать задачи и регионального характера. На деле это означает, что есть вузы, в сильнейшей степени ориентированные на общегосударственные задачи, например, энергетические, военные вузы. Но есть вузы, в заметной степени работающие на регионы

(это прежде всего педагогические, отчасти сельскохозяйственные и медицинские вузы). Но в условиях колоссальной империи, именуемой Россией, люди, особенно молодых и средних возрастов, всегда должны быть готовы к перемещению - временному или постоянному, что заметно облегчает их положение как тружеников благодаря тому, что в руках у них диплом об образовании государственного образца. Тема миграции рабочей силы в наших рассуждениях играет очень важную роль.

Если применительно к первому пункту наших рассуждений речь шла о неоптимальности российской экономики и необходимости регулирования миграционных процессов, то в пункте втором наших посылов речь идет о современной экономике как воплощении знаний и информации. И в том, и в другом случае первенствующая роль принадлежит той части общества, которая обладает высшим профессиональным образованием.

3) Перед Россией в настоящее время стоят чрезвычайно ответственные задачи, обозначенные руководством страны как путь инновационного развития. Среди государственников, число которых возрастает, устойчивый характер приобрела точка зрения, что в этих условиях регулирующая роль государства должна возрасти, в то же время государство должно беспокоиться о том, чтобы стимулировать инициативу и самодеятельность предприятий и организаций, строя систему стимулов и побуждений таким образом, чтобы эти субъекты, реализуя свой интерес, в то же время удовлетворяли запросы общества и государства. Крупномасштабные задачи инновационного развития страны, широкий круг проблем лучшего использования природно-экономического потенциала, вопросы хозяйственного освоения многих территорий, где плотность населения невелика, а также проблема прорыва на мировые рынки - все эти и иные задачи социально-экономического развития требуют адекватной и рассчитанной на длительную перспективу политики государства в области подготовки кадров - рабочих, техников, инженеров и других специалистов с высшим образованием. Часть кадровых проблем, вне всякого сомнения, должна быть отдана и отдается на откуп регионам, это прежде всего подготовка рабочих кадров и специалистов со средним специальным

образованием. При этом и в данном случае необходимо широко использовать федеральные стандарты обучения и выдавать свидетельства и дипломы государственного образца. Но очень значительную часть задач и функций государство как федеральный орган должно принять на себя. Если Минфин и даже Правительство, экономя бюджетные средства, пытаются сэкономить на образовании, то стратегически страна теряет не просто много, она может превратиться во второразрядную державу.

Совершим небольшой экскурс в историю страны. Умелая и эффективная политика советской власти в области ликвидации неграмотности, развития всех форм образования, повышения культуры народа обеспечила успехи в индустриализации страны, что явилось важным залогом победы в Великой Отечественной войне, сыграло важную роль в быстром восстановлении экономики страны в послевоенный период, позволило решить такие глобальные и жизненно важные для страны вопросы, как создание ядерного оружия, освоение космоса и др. Отечественный военно-промышленный комплекс, решавший отчасти и гражданские задачи, был вполне конкурентоспособным на мировом рынке вооружений, но это в решающей степени было обеспечено благодаря государственной системе ВПО и государственному характеру самого ВПК. Важно понять, что регионализация ВПО - это путь в никуда, в то же время сохранение федерального характера ВПО - это дорога в будущее. Люди, прежде всего имеющие высшую профессиональную подготовку, не просто решают все, они определяют будущее страны, их деятельность является залогом нашего преуспевания в те пятилетки и десятилетия, которые страна неизбежно вынуждена будет пройти. При этом мы постоянно должны видеть, что современный мир высококонкурентен, легко отстать, но крайне сложно наверстать упущенное.

4) Чрезвычайно важное значение для страны имеет концентрация сил как в сфере ВПО, так и в области НИОКР. Один из путей решения проблем - это создание наукоградов. Создаются университеты федерального значения, разумно ставится вопрос о формировании университетов как многоуровневых научно-образовательных центров. Все-таки сложившаяся у нас традиция университетского характе-

ра связана прежде всего с тем, что вузы - это образовательный центр, научно-исследовательский сектор неизменно оказывался на втором плане даже в очень крупных, с прекрасной репутацией столичных вузах. В рамках инновационного пути развития, провозглашенного в стране, безусловно необходимо, чтобы в вузах эффективно соединялось образование с научными исследованиями, равно как и приближение образования к нуждам практики.

Сама идея концентрации образовательных и научных сил - это идея не регионального характера, хотя центры возникают в границах того или иного региона, это идея общегосударственного плана. У нас, к сожалению, в решении вопросов очень большое значение имеет фискальный момент, когда экономия бюджетных средств просто ставится как самоцель, а финансисты дальше своего носа видеть не хотят. Но такой взгляд губителен для страны. Пост министра финансов или иные важные государственные посты должны занимать люди, которые не просто понимают государственные интересы, но которые смотрят в будущее и реально понимают, что современная мировая экономика и мировое сообщество не просто высококонкурентные, а чрезвычайно конкурентные.

5) Тему ВПО надлежит рассматривать также в связи с открытостью экономики Российской Федерации и в рамках процессов нарастающей глобализации, охватывающей все стороны социально-экономической жизни людей. В связи с этим можно вспомнить, что Российская Федерация вошла в Болонский процесс, формирующий общеевропейское образовательное пространство. Вне всякого сомнения, что в рамках этого процесса и в связи с состязательностью национальных систем образования, включая высшее, общегосударственный характер отечественного образования выступает как весьма значимый фактор. Вне всякого сомнения, вузы в порядке собственной инициативы могут и должны устанавливать связи между собой и в рамках национального, и в рамках интернационального образовательного пространства, обмениваясь опытом, студентами, преподавателями, осуществляя совместные разработки в области образовательных технологий и в сфере науки и техники и т. д. Но в то же время важна не просто координирующая деятельность государства, но и его направляющая рука, по-

зволяющая в конечном счете добиваться того, что вузы, претворяя в жизнь свои потребности, преследуя порой сравнительно узкие цели, в то же время работают на экономику, на общество.

Так, мы в своей стране в настоящее время наблюдаем положение, когда бизнесмены, не видя четко очерченного будущего, лишенные долгосрочной перспективы, не хотят вкладывать средства в высокотехнологичные проекты, которые не только высокорисковые, но и отдача от которых может быть получена лишь только через несколько лет. В этих условиях государственный заказ, практика софи-нансирования, субсидирования процентных ставок и прочие методы, рычаги и механизмы создают необходимые предпосылки для развития экономики. И в условиях реализации долгосрочных проектов сразу же следует заказ со стороны бизнеса на подготовку специалистов. В подобных ситуациях государство добивается привлечения бизнеса к решению задач сферы образования, но при этом сам по себе характер образования как государственного в смысле соблюдения федеральных стандартов и в смысле выдачи дипломов государственного образца остается. Тут мы подходим к вопросу, заключающемуся в том, что обучение по установленной государственной номенклатуре (изъятия возможны) и понимание образовательного процесса как государственного следует понимать как императивы, но в смысле финансирования подготовки кадров существует большая нужда привлекать предпринимательство.

6) Специально возникает вопрос о том, в чем преимущества государственной системы ВПО в отличие от подготовки учащихся через негосударственные структуры? Прежде всего обеспечивается общедоступность, что чрезвычайно важно для нашей страны, где очень высок уровень дифференциации населения по имуществу и доходам. Всегда надо помнить, что в условиях России традиционно обучение в государственных вузах всегда было для молодежи делом престижа. Если сейчас положение в известной степени изменилось к худшему, то это не означает, что так будет всегда. Диплом о высшем образовании государственного образца дает человеку, прилагающему определенные усилия, делать карьеру в своей жизни, к этому диплому сохраняется доверие у большинства

руководителей предприятий и организаций, хотя, к сожалению, качество обучения в стране на всех уровнях снизилось. Обучение в государственном вузе - это гарантия того, что студент не только поступил в учебное заведение, но при надлежащем старании он его и закончит. Это важно подчеркнуть в связи с тем, что многие негосударственные вузы, скороспешно организованные и безответственно работавшие, лишались лицензий, прекращали свою деятельность, а учащиеся сталкивались с проблемами продолжения учебы. В системе госвузов государству проще решать проблемы, связанные с изменением номенклатуры учебных специальностей, осуществлением производственной практики (правда, здесь сейчас очень большие проблемы), реорганизацией учебных заведений и т. д., при этом государство в нормальных условиях располагает возможностями во всех этих случаях обеспечить интересы студентов и преподавателей. Государство, не преследуя узкокорыстных интересов, ставит обучение таким образом, чтобы учащиеся овладевали не только профессиональными, но и социальными компетенциями. По этому вопросу нужно отдельно высказаться.

Еще в 1960-е гг. появились суждения, что в вузовские программы нужно внести изменения, нужно сделать серьезный крен на формирование профессиональных качеств, в то же время «укоротить» человека как личность, например, сократить преподавание гуманитарных и обществоведческих дисциплин. Возникла тема избыточного образования, не нужного для профессиональной деятельности человека. Руководители страны отвергли такие «педагогические новации»3.

Высшее образование с государственных позиций должно решать двуединую задачу -подготовку специалиста и формирование человека как гражданина. Данное требование можно рассматривать и в духе идеи гражданского общества, правового общества, запросов цивилизации. Конституция страны фиксирует подобного рода требования, следовательно, образовательная сфера Российской Федерации на всех своих уровнях должна это требование всецело реализовывать. В государственном вузе гораздо проще формировать специалиста в то же время и как личность, нежели в вузе негосударственном4. Вообще идеи Конститу-

ции РФ и гражданского общества зависнут в воздухе, если в сфере образования на всех уровнях не будет обеспечено единство обучения и воспитания, а в ВПО - единство формирования профессиональных и социальных компетентностей. Это не региональные проблемы, это общегосударственные задачи. Что же касается бизнеса, то его голый интерес - получить специалиста, но обучение на основе таких подходов обедняет человека, превращает его в винтик производства. Отечественные университеты во все времена и при всех режимах не просто готовили специалистов, но «наставляли людей на путь жизни», давали ориентировку в жизни.

7) Школа, в особенности высшая, - «генетическая матрица культуры». Вуз должен выпустить человека «университетской культуры», профессионально подготовленного и социально активного. В данном случае важно подчеркнуть, что люди, имеющие высшее образование, согласно русской традиции (в заметной степени идущей от идей православия, а также коммунизма), образуют братство, устраняются различия, связанные с разным происхождением, ибо авторитетность человека определяется его компетентностью. Наличие людей университетской культуры создает важные предпосылки для решения многих острых для общества проблем, таких, как пьянство, наркомания, некультурное поведение в общественных местах, преступность, насилие в семье и пр. Во многом эти негативы современной жизни проистекают от низкой культуры людей. Возможно, не следует в безусловном порядке говорить, что чем выше образование человека, тем в большей степени он является образцом культурного поведения (это не всегда так, но во многих случаях такая связь существует). В любом случае в обществе должно быть сильное и здоровое ядро людей, это люди труда, а в их среде выдающаяся роль принадлежит нормальным людям с высшим профессиональным образованием.

Все эти проблемы носят не региональный, а общегосударственный характер и должны решаться в рамках общегосударственной социально-экономической политики, составной частью которой является политика в сфере образования. Конечно, в современных условиях очень важно разграничить правомочия между

федеральным центром и регионами, соответственно разграничивается и ответственность, но это уже может быть предметом другой статьи. Мы никоим образом не забываем, что в конечном счете проблемы ВПО должны решаться на федеральном уровне таким образом, чтобы не просто учитывать интересы регионов, но и активизировать их деятельность в образовательной сфере.

8) Естественным образом мы вышли на тему внешних эффектов, связанных с ВПО. Эти внешние эффекты чрезвычайно многообразны, их можно классифицировать по уровням. Так, в кандидатской диссертации С. Дорбетхан, защищенной в Диссертационном совете при Ивановском госуниверситете, тема эффектов была рассмотрена на трех уровнях - индивид, предприятие, общество5. В этой статье мы не будем развертывать данную тему, ограничимся отдельными замечаниями.

В условиях России как империи чрезвычайно важно развитие у народа державного мышления. На это нас настраивают и беспредельные просторы страны, и героическая история нации, и масштабные проекты (увы, большая часть их остается в прошлом), и статус страны как космической и ядерной державы, и наши место и роль в мировой политике. Для нации важно самосознание своей значимости и учет колоссальных возможностей развития, имеющихся у нас, надо восстановить пассионарность, выпрямиться во весь рост, смотреть с оптимизмом в будущее. Этому мешают многие факторы, включая последствия неправильной приватизации и существующую резкую дифференциацию людей по имуществу и доходам. Но сфера образования, в том числе высшего, в сочетании с граж-

данским воспитанием, призваны сыграть важную роль в восстановлении пассионарности нации и в развитии державного мышления. Все это адекватно масштабности, державно-сти нашей страны.

Примечания

1 И в советское время были региональные вузы. Например, в Москве был городской педагогический институт и вместе с тем областной педагогический институт. Они финансировались за счет городского и областного бюджета соответственно, но работали по государственным программам и выдавали дипломы государственного образца.

2 В настоящее время просматриваются не всегда носящие положительный характер процессы концентрации населения в крупных и сверхкрупных городах, которые, особенно Москва, Санкт-Петербург, являются весьма привлекательными для лиц молодых и средних возрастов. В то же время происходит обез-людивание во многих местах РФ. Так, в Ивановской области есть несколько районов, где плотность населения, рассчитываемая как число жителей на 1 кв. км, составляет 6-7 человек, в то время как показатель 5 человек и менее, по международным меркам, есть свидетельство того, что территория в хозяйственном отношении не является освоенной.

3 На этот факт, в частности, указывает С. Кара-Мурза в своем двухтомном сочинении «Советская цивилизация...».

4 В Ивановском государственном университете одному из проректоров в 2009 г. были вменены обязанности, связанные с организацией воспитательной работы среди студентов. Следует иметь в виду, что эта работа обычно связана с кураторством, а кураторы есть в вузах многих стран мира, например, в США.

5 См.: Дорбетхан С. Политико-экономические проблемы высшего образования (выгоды индивида, общества, предприятия и проблемы бесплатности и платности в высшем образовании). Иваново: ИвГУ, 2004.

Babayev. B. D, ftssel A. A.

THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING AS A NATION-WIDE PRIORITY

In article arguments in favour of understanding of the higher vocational training not as regional phenomenon, and as nation-wide priority are resulted.

Keywords: the higher vocational training, educational sphere, регионализация formations, formation as a nation-wide priority, the state character of the higher vocational training, an innovative way of development, globalisation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.