Научная статья на тему 'Развитие систем профессиональных образовательных услуг в региональном аспекте'

Развитие систем профессиональных образовательных услуг в региональном аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок труда / регионализация / профессиональное образование / система образования / экономика региона / labor market / regionalization / professional education / the system of education / the economy of the region

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. Л. Букин

В статье рассматриваются и анализируются особенности регионального рынка труда, предъявляющего новые требования к организации региональной системы высшего профессионального образования, предлагается авторский подход к формированию такой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the structures of professional education services in regional aspect

The article discusses and analyzes the features of the regional labor market, which puts new demands to the organization of a regional system of higher professional education, it also presents the author's approach to the formation of such a system.

Текст научной работы на тему «Развитие систем профессиональных образовательных услуг в региональном аспекте»

предполагается поощрение лучших учебных заведений, реализующих образовательные инновации. Предполагается, что предприниматели будут финансировать, в первую очередь, материальную базу учебных заведений, а государственная поддержка (президентские доплаты в рамках национального проекта) оказывается только тем учебным заведениям, которые сумели наладить отношения с бизнесом. Несомненно, частно-государственное партнерство способно смягчить некоторые имеющиеся противоречия. Но власти, в том числе и региональные, также должны в полной мере осознавать первичность долгосрочных интересов региона и его жителей перед интересами транснационального бизнеса и решать такого рода проблемы более активным участием в поддержке и совершенствовании системы образовательных услуг.

УДК 377/378:330.126.6 ББК 74.57/58+65.497.4-82

Л. Л. Букин

Развитие систем профессиональных образовательных услуг в региональном аспекте

В статье рассматриваются и анализируются особенности регионального рынка труда, предъявляющего новые требования к организации региональной системы высшего профессионального образования, предлагается авторский подход к формированию та -кой системы.

The article discusses and analyzes the features of the regional labor market, which puts new demands to the organization of a regional system of higher professional education, it also presents the author's approach to the formation of such a system.

Ключевые слова: рынок труда, регионализация, профессиональное образование, система образования, экономика региона.

Key words: labor market, regionalization, professional education, the system of education, the economy of the region

Начиная с конца 80-х годов прошлого столетия в развитии отечественного образования прослеживается усиление регионального фактора. Эта тенденция опирается на объективные изменения экономического, социального и геополитического положения регионов в государственном и общественном развитии Новой России, что связано главным образом с перераспределением значительного объёма экономических и социальных прав между государством и его территориальными субъектами в пользу последних.

Этот процесс, который ещё далёк от завершения, не мог не оказать существенного влияния на изменения экономического, социального и правового положения региональной подсистемы высшего образования.

Не менее важное влияние на экономическое и социальное развитие высшей школы оказали процессы формирования рынка труда и рынка образовательных услуг. Вместе с тем процесс формирования региональной подсистемы высшего образования является органической частью общего процесса регионализации, охватывающего основные сферы политической, экономической и социальной сфер Российской Федерации.

Следует также указать, что переход России к рыночной экономической системе совпал с началом формирования адекватной новым реалиям системы высшего образования, включающей в себя как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Последние в силу крайне малых масштабов, недостаточного развития внешних связей, необходимости быстрого захвата своей доли на собственном рынке образовательных услуг в большей мере были ориентированы на региональный рынок (по крайней мере, в первоначальный период своей деятельности). В определённой мере изменилось отношение промышленных предприятий и организаций к потреблению услуг высшей школы: рекрутирование специалистов для своих производственных нужд сосредоточилось целиком на собственных региональных рынках труда и образовательных услуг. Эти

17

связанные между собой процессы отражают характерные черты регионализации, проявляющиеся, в первом приближении, в усилении связи между сферами образования и производства на основе формирования относительно обособленных рынков труда и образовательных услуг.

Но изменения, происходящие в региональной подсистеме высшего образования, определяются не только процессами регионализации. Для современного этапа образования, по мнению специалистов, характерны две противоречивые тенденции: центростремительная и центробежная. Первая обусловлена объективной потребностью сохранения на территории России единого образовательного пространства; вторая связана с осознанием новой политической, экономической и социальной ситуации, а также того факта, что для управления образованием в огромной многонациональной стране сохранение централизованной системы, по меньшей мере, нецелесообразно.

Мы, в свою очередь, полагаем, что реальное содержание наблюдаемых нами процессов заключается не в формировании одной системы за счёт разрушения другой, а в создании новой системы отношений между центром и регионами, а следовательно, и в создании в значительной мере изменённых институтов образования федерального и регионального уровней.

Оба процесса - регионализации и федерализации -лишь в значительной мере внешне противоположны, тогда как в реальности можно наблюдать процесс взаимного обогащения между этими образовательными структурами на историческом фоне формирования новой российской государственности и соответствующей ей новой парадигмы российского образования.

Анализируя внутригосударственные факторы и процессы, оказывающие значительное влияние на формирование региональной подсистемы высшего образования, нельзя не замечать, что существуют и внешние, международные факторы, которые существенно воздействуют на регионализацию высшего образования. Во многом это связано с тем, что усиливается международное сотрудничество в сфере обра-

зования. Это находит свое выражение в формировании унифицированных образовательных программ, применении единых профессиональных стандартов, нострификации документов о завершении обучения в вузе, использовании в отечественной практике баз данных США, Франции и иных стран и других источников информации.

В любом случае региональное развитие не означает региональной автаркии, и, реализуя возможности открытого общества, во многих регионах России получили поддержку образовательные программы Германии, Франции, Италии и других стран. Данное явление - составная часть всеобщего процесса глобализации. Вместе с тем, по мнению ряда исследователей, «процесс регионализации образования в определённой степени противостоит нарастающей мировой глобализации образовательного процесса, но не противоречит задаче сохранения и унификации российского образовательного пространства».

В то же время, как мы считаем, нельзя категорично отвергать всё, что связано с процессом глобализации. Не углубляясь в противоречивую сущность процесса глобализации и отвергая, разумеется, крайние формы его влияния на национальное развитие, отметим объективный характер многих форм его проявления, например, создание глобальных сетей ИНТЕРНЕТ, международные стандарты и пр. Возможно, механизмы защиты образования от глобализации заключены в системе целей региона, в его способности к интеграции в мировое образовательное пространство с сохранением самобытности социокультурных составляющих регионального характера. Однако понимание этого сложного, многостороннего явления требует рассмотрения целого ряда социально-экономических процессов и их взаимодействия со сферой образования.

Серьезным упрощением, по нашему мнению, является достаточно распространённая точка зрения, авторы которой сводят проблему регионализации, в том числе регионализации высшей школы, только к проблеме децентрализации, к разделению функций между федерацией и регионами.

Нам представляется, что в основе концепции регионализации высшего образования лежит не столько принцип разделения полномочий, сколько принцип учёта социальных и экономических интересов региона, обеспечения прав его населения на образование, сбалансированности потребности основных отраслей экономики в специалистах базовых специальностей с ресурсными возможностями региональной подсистемы высшего образования, что в целом отвечает основополагающему принципу регионального развития - принципу самодостаточности.

Основная идея регионализации высшего образования, на сегодняшний момент заключается в том, что каждая республика, край и область должны отвечать не только за реализацию конституционного права россиян на получение образования, но и за эффективное функционирование высшего образования на своей территории.

Известно, что уровень развития региональной подсистемы высшего образования во многом обусловлен этносоциальными условиями, развитием культуры, науки, уровнем социальной инфраструктуры региона и т. д. Поэтому региональная система образования должна учитывать:

• особенности социальной и социокультурной среды;

• особенности рынка труда региона;

• особенности региональной составляющей содержания образования;

• особенности регионально-федерального управления системой профессионального образования;

• специфику образовательного пространства региона;

• многообразие индивидуальных и групповых потребностей населения региона в получении высшего образования.

Изложенное выше позволяет сделать нам ещё один вывод: испытывая на себе влияние процессов регионализации, региональная подсистема высшего образования сама выступает как один из ведущих системообразующих факторов регионализации.

Условия регионализации подсистемы высшего образования находятся, прежде всего, в непосредственной зависимости от развития экономики и социальной сферы региона.

Совокупность связей между отраслевой структурой производства и высшей школой одновременно формирует и систему ограничений, накладываемых на процесс функционирования последней. Эти ограничения в значительной мере определяются величиной потребностей предприятий и организаций в специалистах определённых специальностей.

Наконец, конкретные нужды непосредственных потребителей услуг учреждений высшего образования (подкрепленные соответствующими финансовыми возможностями) формируют в первом приближении ресурсное обеспечение процесса регионализации. В конечном счете противоречивый процесс параллельного расширения экономической, политической и иной самостоятельности и усиления ответственности регионов находит свое выражение в комплексном процессе регионализации, охватывающем различные сферы социальной и общественной жизни, в том числе и образование. Применительно к высшей школе количественная сторона этого процесса характеризуется мерой самообеспеченности региона специалистами высшей квалификации, что находит своё проявление в степени удовлетворения спроса на региональном рынке труда за счет подготовки специалистов в высших учебных заведениях региона. Однако помимо отмеченной количественной стороны, этот процесс имеет и качественную сторону, характеризующую важный аспект степени самодостаточности: целостность региональной подсистемы высшего образования.

Качественная сторона регионализации выражает целостность (понятие целостности прямо соотносится с категорией качества) как существующих внутрирегиональных общественных отношений, так и качество подготовки специалистов в соответствии с потребностями отраслевой специализации региона. Включаемая в этот процесс система социальных связей охватывает сферу производства, науки и образования.

Именно вследствие непрерывного поддержания этих связей входящие в систему высшего образования учреждения оказываются способными удовлетворять региональные потребности. Таким образом, формирование подсистемы высшего образования нового типа является результатом

взаимодействия экономики, всей системы образования, а также других социальных сфер в новых условиях общественного развития. В основе этого полиструктурного процесса лежат как объективные процессы общественного развития и регионализации, так и научные представления людей, которые формируют общественное мнение относительно этих процессов.

В заключение следует отметить, что за последние десять лет произошла огромная структурная переориентация специализации государственных вузов, «осознавших» себя частью рынка образовательных услуг, что не могло не отразиться на сближении параметрических характеристик не только региональных рынков труда и образовательных услуг, но и региональной подсистемы высшего образования и региона в целом. Но, возможно, самое сильное влияние на указанные выше процессы оказало создание сети негосударственных вузов, ставших неотъемлемой частью региональной подсистемы высшего образования.

Это влияние многоаспектно, оно во многом параллельно влиянию государственной сети вузов, но два аспекта, порождённые самим фактом возникновения и последующего развития вузов негосударственной формы собственности, оказали радикальное воздействие на экономическую и социальную сферы региона: они создали реальную конкурентную среду и прочно заняли свою социальную нишу в региональной подсистеме высшего образования.

Таким образом, мы можем сделать два важных вывода:

• во-первых, вклад негосударственной системы образования в реализацию принципа самодостаточности может быть оценен только с учетом региональной специфики;

• во-вторых, взаимодействие двух секторов высшей школы (при их надлежащей организации) способно сгладить недостатки, присущие каждому из них, и при этом повысить качество функционирования региональной подсистемы высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.