Научная статья на тему 'Проблемы функционирования негосударственного сектора Российской высшей школы в региональной образовательной системе'

Проблемы функционирования негосударственного сектора Российской высшей школы в региональной образовательной системе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прок Татьяна Вольдемаровна

Статья посвящена важному и малоизученному социальному явлению в системе российского высшего образования негосударственному сектору высшей школы, формирование которого развивается преимущественно в рамках региональной образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about the important and poorly studied social process in Russian educational system non-state sector of high school, which is predominantly forming within the framework of regional educational system.

Текст научной работы на тему «Проблемы функционирования негосударственного сектора Российской высшей школы в региональной образовательной системе»



сеобщем среднем образовании, о переходе на у-ровневую модель высшего образования.

Однако фундаментальная проблема в области образования та же, что и в других сферах экономической и социальной жизни: разрыв между принятием нормативного акта и его практической реализацией. Принятые законы пока в основном остаются на бумаге, а образовательное сообщество крайне скептично относится к перспективам и самой целесообразности новых правовых и организационных форм. Типичный пример — переход в форму автономных учреждений (АУ).

Что касается изменений в содержании, то на повестке дня стоит вопрос о смене парадигмы содержания и метода в современном образовании,

технологическая платформа которой (лекционно-семинарская модель) не менялась уже более 250 лет со времен появления гумбольдтовской модели университета. В условиях массового высшего образования идеология передачи «готовых знаний» постепенно сменяется идеологией формирования компетенций, а на смену парадигме передачи знаний приходит парадигма дееспособности.

Следует отметить, что если в системе образования будут осуществлены предложенные направления реформирования, то это обеспечит высокий уровень человеческой капитализации, а следовательно, и конкурентные преимущества России в -современном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотин И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России// Высшее образование в России. 1997. №1. С. 14-19.

2. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016// Эксперт. 2007. № 32 (573).

3. Громыко Ю.В. О различных точках зрения на процессы развития образования// Аналитический вестник. О реализации права на образование в России. 1999. № 7.

4. Демин В.М. За модернизацию, рост конкурентоспособности начального и среднего профессионального образования// Высшее образование сегодня. 2006. №4. С. 9-14.

5. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2005 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации»/ Под общ. ред. С.М. Миронова, Г.Э. Бурбулиса. М.: Совет Федерации. 2006.

6. Жураковский В., Федоров И. Модернизация высшего образования: проблемы и пути их решения// Высшее образование в России. 2006. №1. С. 3-14.

7. Пепеляева Л.В. Национальный проект «Образование»: финансовые аспекты// Высшее образование сегодня. 2006. № 12. С. 4-8.

8. Российское и общеевропейское образовательное пространство: организационно-экономические проблемы интеграции// Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5-6 (33). С. 12-52.

Прок Т.В.

Проблемы функционирования негосударственного

сектора российской высшей школы в региональной образовательной системе

За прошедшие почти 20 лет в России сформировался негосударственный сектор высшей школы, который стал неотъемлемой частью на всех уровнях (федеральном, региональном и местном (муниципальном)) отечественной системы

высшего образования. Одним из важнейших условий формирования негосударственного сектора высшей школы явились процессы регионализации, формирующие постоянную, а в ряде случаев и оперативную потребность в специалистах

различных профессий. К сожалению, эта сторона формирования и развития негосударственного сектора высшей школы не получила почти никакого отражения в отечественной научной литературе. Восполнению этого пробела и посвящена наша статья.

По нашему мнению, существенный вклад в теоретический и практический аспекты исследования механизмов (тенденций, факторов, условий, характеристик) функционирования и развития негосударственного сектора высшей школы может внести региональная наука, и в частности региональная экономика. Наше утверждение основывается на представлении о том, что негосударственный сектор высшей школы преимущественно ориентирован на собственный регион, и, следовательно, входит в сферу интересов региональной науки. Таким образом, исследование механизмов функционирования и развития негосударственного сектора высшей школы, как региональной социально-экономической подсистемы, является составной частью предмета исследования региональной экономики — территориальной организации хозяйства, которая в свою очередь является составной частью территориальной организации общества.

В рамках проведенного нами анализа состояния негосударственного сектора высшей школы Российской Федерации и исторического опыта негосударственного сектора Российской Империи, нами выявлены основные характеристики, свойственные данной подсистеме высшего образования. Некоторые из этих характеристик мы приводим ниже:

во-первых, общей особенностью негосударственного сектора высшей школы, как и до революции 1917 г., является то, что такая модель построения высшей школы находится на полном самофинансировании и не требует от государства никаких капиталовложений;

во-вторых, как и к началу XX в., так и на этапе рыночных образований в конце XX в. государственная централизованная система высшего образования не успевала за развивающейся конъюнктурой рынка. Появление негосударственных высших учебных заведений являлось естественной реакцией на потребность российской экономики в специалистах. В определенном смысле, негосударственный сектор высшей школы более «рыночный», чем государственный. И в этом один из факторов его активного роста;

В-третьих, основу формирования негосударственного сектора высшей школы составляет частная и общественная инициатива, которая более гибко реагирует на изменение социальных и лич-

ностных потребностей различных групп населения, условий общественно-политического и социально-экономического развития общества, что обеспечивает его развитие «в ногу со временем»;

в-четвертых, новая модель построения высшей школы, как и в конце XIX-начале XX вв., так и этапе рыночных преобразований строилась на принципах платности, доступности, гуманизма, свободы, автономности и демократизации, что способствовало расширению рынка образовательных услуг и доступности граждан к высшему образованию;

в-пятых, в организации современного негосударственного сектора высшей школы нашли продолжение и такие важные черты организации высшего образования, привнесенные именно негосударственным сектором Российской Империи, как многовариантность сроков обучения, разноуровневое образование, развитие новых форм образовательных услуг и др.

Несмотря на то, что формирование негосударственного сектора высшей школы в России на современном этапе происходит иначе и в качественно новых условиях, это процесс, как и до революции 1917 г. обусловлен объективными общественно-политическими, экономическими, социальными, правовыми, территориальными (региональными) условиями, связанными с преобразованиями российского общества. Вместе с тем современный этап формирования негосударственного сектора высшей школы в России имеет свои общие характерные признаки и условия развития. В тоже время социально-экономическая среда каждого региона представляет собой специфические условия, факторы и ограничения развития и функционирования вузов регионального негосударственного сектора.

Вузы негосударственного сектора, как показывает наш анализ, оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие российских регионов. Развитие любого региона должно быть связано с устойчивым и сбалансированным воспроизводством (сбережением, развитием и активным использованием) его основных потенциалов, особенно человеческого потенциала. Формирование совокупного человеческого капитала напрямую зависит от уровня развитости региона, а развитие региона, в свою очередь, находятся в зависимости от количественных и качественных показателей рабочей силы. Негосударственный сектор высшей школы как региональная социально-экономическая подсистема, ориентированный главным образом на региональные потребности, с одной стороны, удовлетворяет потребности экономики региона в специалистах с высшим образованием, а с другой —

выполняет важную социальную роль, удовлетворяя потребности населения (регионального социума) в образовательных услугах, вносит свой вклад в развитие человеческого потенциала региона.

Мы считаем, что функционирование и развитие негосударственного сектора высшей школы в России в условиях рыночной экономики в значительной степени обусловлено региональными потребностями и способствует их более полной реализации. Влияние это обоюдно, одним из важнейших условий формирования негосударственного сектора высшей школы в России явились процессы регионализации. Одной из причин усиления процессов регионализации стали глубокие качественные изменения на региональных рынках труда. Высокая централизация управления системой высшего образования затрудняла быстрое реагирование государственных высших учебных заведений на постоянные изменения на региональных рынках труда. Высшие учебные заведения негосударственного сектора, обладающие рядом преимуществ, в частности, они более самостоятельны в выработке своей образовательной политики и более финансово независимы, а потому более быстро и гибко реагируют на структурные изменения в спросе на рабочую силу в регионах.

Несовершенство территориальной организации высшего образования, обусловленное его высокой асимметрией, территориальными региональными неравенствами создавали объективные трудности доступа к высшему образованию населению во многих регионах Российской Федерации, что, как мы считаем, способствовало развитию негосударственного сектора высшей школы. Вместе с тем, нельзя не видеть, что территориальная (региональная) дифференциация в развитии высшей школы России носит в значительной мере объективный характер и объясняется сложившимися различиями в уровне социально-экономического развития отдельных регионов, особенностями специализации хозяйства и территориального управления, историческими особенностями, рядом других факторов. Издержки территориальной организации системы высшего образования имеют место в большинстве регионов страны [1, с. 168]. Масштабы различий регионов в уровне развития высшего образования должны регулироваться региональной политикой.

Преодоление различий — длительный процесс. Выравниванию региональных различий в уровне развития высшего образования будет способствовать национальный проект «Образование». И этот процесс уже начался. Национальным проектом «Об-

разование» предусмотрены модернизация, структурирование и институциональная перестройка высшего образования. В рамках этого проекта, в частности, активизируется частно-государственное партнерство, что значительно расширит потенциальные возможности регионов в сфере высшего образования. Однако какова роль негосударственного сектора высшей школы в национальном проекте, пока не изучено. Для эффективной региональной политики в сфере высшего образования, необходимо исследование возможностей негосударственного сектора высшей школы в преодолении региональных диспропорций в развитии высшей школы России, ресурсов данного сектора образования для комплексной модернизации системы высшего образования России в целом и региональных образовательных систем в частности.

В настоящее время вузы негосударственного сектора функционируют в большинстве субъектов Российской Федерации. В 2005/2006 гг. они распределялись следующим образом: наибольшее их количество было в Центральном федеральном округе — 174, что составляет 42 % от общего числа негосударственных вузов России (в том числе г. Москве 123 вуза, или — 30 %); в Южном федеральном округе — 7 вузов, т. е. 17 %; в СевероЗападном федеральном округе — 55 вузов, т. е. 13,3 %,(в том числе в г. Санкт-Петербурге — 39, т. е. 9,4 %). Наименьшее количество негосударственных вузов в Дальневосточном (11 вузов, т. е. 2,6 %) и Уральском (19 вузов, т. е. 4,6 %) федеральных округах [2, с. 264-267]. Следует обратить внимание, что в динамике роста числа вызов негосударственного сектора происходят изменения. Положительная динамика увеличения числа вузов негосударственного сектора наблюдается в Центральном федеральном округе, особенно в столице, и Приволжском федеральном округе. Отсутствует прирост числа вузов негосударственного сектора в Дальневосточном округе. Уменьшение числа вузов негосударственного сектора произошло в Северо-Западном и в первую очередь в Санкт-Петербурге, Уральском и Сибирском округах. В 2005/2006гг. произошло уменьшение числа негосударственных вузов в Южном округе, до этого года имевшего устойчивую динамику роста. В тоже время в 2005/2006 гг. в некоторых субъектах Российской Федерации число негосударственных вузов превышало число государственных: г. Москва; Московская, Курская и Калининградская области; Республика Дагестан; Краснодарский и Ставропольский края). В 18 субъектах Российской Федерации в этот период негосударственных

вузов не было, в частности: Брянская, Костромская, Тамбовская, Тульская, Карелия, Новгородская области; Республики Адыгея, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Бурятия, Еврейская автономная обл. и др. [2, с. 264-267].

Распределение вузов негосударственного сектора по территории России в основном соответствует плотности населения страны, повторяя распределение государственных вузов и отражая существенные диспропорции в территориальном размещении высших учебных заведений. С целью анализа этих диспропорций, нами предлагается типология (группировка) регионов Российской Федерации по критерию численности студентов в негосударственных вузах. В настоящее время все регионы страны по сложившемуся уровню развития негосударственного сектора высшей школы можно условно разделить на пять групп: (1) регионы с высоким уровнем развития негосударственного сектора высшей школы (численность студентов негосударственных вузов более 50 тыс.), (2) регионы с развитым негосударственным сектором высшей школы (20-50 тыс. студентов), (3) регионы со средним уровнем развития негосударственного сектора высшей школы (5-20 тыс. студентов), (4) регионы с низким уровнем развития негосударственного сектора (от 1 до 5 тыс. студентов), (5) регионы с крайне низким уровнем развития негосударственного сектора (менее 1 тыс. студентов). Опираясь на эту группировку, мы получили следующее распределение регионов: к первой группе относятся г. Москва (341 тыс.) и республика Татарстан (57,7 тыс.); ко второй группе относятся 9 регионов, среди них лидерами являются Краснодарский край (48,6 тыс.), г. Санкт-Петербург (47,8 тыс.); в третью группу входят 32 региона, а лидерами в этой группе являются Ростовская область (17 тыс.) и Республика Дагестан (15,2 тыс.); четвертая группа объединяет 33 региона и пятая — 14 регионов России [2, с. 270-273].

В результате сопоставления типологии по уровню развития негосударственного сектора высшей школы с различными типологиями российских регионов («Региональные демографические профи-ли»[3, с. 29-36.], «Типология регионов по уровню социально-экономического развития» [4, с. 5865.] «Типология регионов России по уровню инвестиционного потенциала»[5, с. 3-9.] и др.), мы считаем, что на уровень развития негосударственного сектора высшей школы в регионах Российской Федерации, в первую очередь, влияют следующие социально-экономические показатели: численность населения региона (демографический

потенциал), уровень социально-экономического развития региона, валовой региональный продукт и валовой региональный продукт на душу населения, степень освоенности регионов, отраслевой состав экономики региона, роль региона в экономической, политической, социальной жизни страны (рейтинги регионов по качеству жизни, благосостоянию населения, уровню развития человеческого потенциала, инвестиционному потенциалу), среднедушевые доходы населения, численность студентов государственных вузов, экономико-географическое положение и др. факторы.

Уже этот первоначальный анализ показывает, что необходим более углубленный анализ состояния и дальнейшего прогнозирования деятельности негосударственного сектора высшей школы в границах регионов России, поскольку усиление процессов регионализации, что отмечается на всей территории страны, будет постоянно формировать потребность в подготовке специалистов различны профессий непосредственно для нужд региона, в частности, и небольшими по численности группами, к чему в большей мере готовы негосударственные вузы. Представляется целесообразным расширить подготовку специалистов по гуманитарным направлениям, преимущественно социального и экономического цикла в самофинансируемом и самоокупаемом негосударственном секторе, уже накопившим опыт преподавания этих дисциплин, что позволит сконцентрировать усилия государственных вузов на подготовке специалистов инженерных профессий, в которых остро нуждается региональная экономика.

Для описания региональной проблематики функционирования и развития негосударственного сектора высшей школы в региональных образовательных системах, изучения его роли и места в экономическом, социальном, культурном развитии отдельных регионов, мы предлагаем ввести в научный оборот термин «региональный негосударственный сектор высшей школы», под которым мы понимаем региональную социально-экономическую подсистему, в рамках которой объединены все высшие учебные заведения негосударственной формы собственности, включая частные учебные заведения и учебные заведения общественных и религиозных организаций (объединений).

Мы считаем, что негосударственный сектор высшей школы способен выполнять особые функции на всех уровнях отечественной системы образования, как при реализации государственного проекта «Образование», так и при реализации стратегических приоритетов социально-экономического развития каждого региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Катровский А. П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М. : Междунар. Отношения. 2003. 208 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: Стат. Сб. / Росстат. М. 2007. С. 264-285.

3. Семенов Г., Савеличев М., Игнатьев В. Демографические профили российских регионов и их влияние на динамику макроэкономических параметров. / Проблемы качества экономическо-

го роста: Материалы Междунар.конгресса, 27-28 мая 2004 г.,Ч.1.Самара: Изд. Самар. гос. экон. акад., 2004. С. 29-36.

4. Хохлова О.А. Методологические вопросы оценки уровня социально-экономического развития региона. // Вопросы статистики. М. 2005, № 1. С. 58-65.

5. Райская Н.Н., Сергиенко Я.В., Френкель А.А. Кластерный анализ регионов России по уровню инвестиционного потенциала. // Вопросы статистики. М. 2007, № 5. С. 3-9.

Полякова Е.В.

Влияние социального капитала университетских

комплексов на инновационное развитие региона

В настоящее время признана необходимость перехода российской экономики на инновационный путь развития. Производство инноваций является важнейшим императивом развития региональной экономики. Региональная инновационная способность представляет собой способность региона поддерживать инновационные процессы и включает в себя способность замечать и интерпретировать изменения в экономической реальности; формировать ресурсы на основе новой информации; комбинировать различные типы ресурсов и их источники для получения необходимых знаний; формировать компетенции; передавать знания и ресурсы с помощью сетей.

Необходимым элементом при создании региональной инновационной способности является открытость внешнему миру и новым знаниям, получаемым с помощью инновационных сетей. Инновационные сети являются ключевым фактором экономического развития. В особенности их значение возрастает в условиях ограниченности ресурсов. Тесные социально-экономические отношения и сети внутри региона и с другими регионами можно считать показателем региональной инновационной способности. Эти отношения основаны на доверии, неформальных знаниях, общих нормах, правилах и обычаях. Таким образом, социальный капитал играет важную роль в формировании региональной инновационной способности.

Социальный капитал представляет собой социальные связи, благодаря которым индивид или организация получает доступ к ресурсам сети, что позволяет ему добиваться более высоких результатов, чем без использования этих ресурсов. Он выступает в качестве канала, с помощью которого человеческий капитал одних экономических агентов способствует обогащению человеческого капитала других экономических агентов. К социальному капиталу относятся не иерархические и не товарно-денежные, а сетевые отношения в рамках профессиональных сообществ.

Различают структурный и когнитивный социальный капитал. К структурному капиталу относятся сетевые связи, конфигурация сетей, социальная организация. Когнитивное измерение социального капитала включает в себя общность моральных норм и представлений, доверие, взаимные обязательства и самоидентификацию. Социальный капитал организации можно рассматривать как часть ее интеллектуального капитала, так как в основе социальных связей лежат знания, репутация и влияние их субъектов.

Важнейшими владельцами и производителями человеческого и социального капитала как ключевых ресурсов в экономике знаний являются университеты. Значительное внимание в научной литературе, посвященной инновационной тематике, уделяется лицензированию технологий, созданных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.