Научная статья на тему 'Высшее образование в поиске новой модели развития'

Высшее образование в поиске новой модели развития Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
73
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / уровни образования / бакалавриат / специалитет / магистратура / аспирантура. / higher education / levels of education / bachelor's degree / specialist's degree / master's degree / postgraduate study.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

Статья посвящена проблемам развития российского высшего образования в контексте поиска новой суверенной образовательной модели, позволяющей найти оптимальное сочетание традиционных подходов с элементами европейской системы образования принятой в начале 2000-х годов. Автор обращает внимание на неизбежную смену парадигмы развития современных вузов, которые должны стать полноценными научно-технологическими центрами социально-экономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Джанджугазова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education in search of a new development model

The article is devoted to the problems of the development of Russian higher education in the context of the search for a new sovereign educational model that allows finding the optimal combination of traditional approaches with elements of the European education system adopted in the early 2000s. The author draws attention to the inevitable paradigm shift in the development of modern universities, which should become full-fledged scientific and technological centers of the country's socio-economic development.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в поиске новой модели развития»

Высшее образование в поиске новой модели развития Higher education in search of a new development model

Джанджугазова Е.А.

E.Dzhandzhugazova

Статья посвящена проблемам развития российского высшего образования в контексте поиска новой суверенной образовательной модели, позволяющей найти оптимальное сочетание традиционных подходов с элементами европейской системы образования принятой в начале 2000-х годов. Автор обращает внимание на неизбежную смену парадигмы развития современных вузов, которые должны стать полноценными научно-технологическими центрами социально-экономического развития страны.

The article is devoted to the problems of the development of Russian higher education in the context of the search for a new sovereign educational model that allows finding the optimal combination of traditional approaches with elements of the European education system adopted in the early 2000s. The author draws attention to the inevitable paradigm shift in the development of modern universities, which should become full-fledged scientific and technological centers of the country's socio-economic development.

Ключевые слова: высшее образование, уровни образования, бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура.

Key words: higher education, levels of education, bachelor's degree, specialist's degree, master's degree, postgraduate study.

Проблема образования для России всегда была ключевой и особенно чувствительной для миллионов людей. А проблема развития высшего образования носила не только профессиональный характер, но и в значительной степени

жизненно важный. Так как вопрос: На кого учиться, фактически означал кем быть? Как состояться в этой жизни.

Кроме того, проблема получения высшего образования носит экономический характер, так как для того чтобы пройти конкурсный отбор и получить профессию нужны ресурсы и не только финансовые. Все это требует от общества и семьи не только серьезной концентрации усилий, но и формирования эффективной модели образования, способной при сохранении традиционных черт быть современной и эффективной.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил новый этап реформы высшего образования и отмене Болонской системы. Однако возникает вопрос о том, идет ли речь о возвращении к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием или будет создана новая комбинированная модель. Рассуждения о новой модели требуют осмысления настоящего состояния системы высшего образования РФ, так называемой «Точки входа».

До середины 2022 года все вузы России входили в Болонскую систему обучения. Она предусматривала единые образовательные стандарты для всех европейских вузов. Система позволяла студентам свободно переводиться между образовательными учреждениями стран-участниц. Дипломы, полученные в России, должны были признаваться во всех государствах Европы.

Болонская система подразумевала:

1. Трехуровневое образование (бакалавр — магистр — доктор) и дипломы единого образца. Претендент на степень бакалавра учится 3-4 года, степень магистра получает через 2 года.

2. Общую система оценки уровня знаний во всех университетах.

Главная задача внедрения Болонской системы - это встраивание в глобальный рынок труда на условиях западных интересов и принципов, что предполагало внедрение практикоориентированного подхода к содержанию образования и переход к уровневой системе, а также внедрение компетентностной модели оценки результатов обучения. Все это, по мнению сторонников внедрения Болонской системы давало бы свободу выбора образовательной траектории и внедрение длинного образовательного тренда - образование через всю жизнь.

Следует отметить, что любая модель, даже самая прогрессивная не свободна от недостатков, а если говорить о европейской образовательной модели, то она нам в полной мере не подходит, так как бакалавриат не заменит полноценного пятилетнего специалитета по многим направлениям подготовки, кроме того дробление основных образовательных программ на деле не повышает качество подготовки, а просто рассредоточивает ее во времени и не способствует формированию подготовленного к решению профессиональных задач специалиста.

В настоящее время еще нет полной картины изменения модели развития высшего образования в РФ, но некоторые ее черты уже продекларированы:

1. Срок обучения бакалавриата может составить от четырех до шести лет вместо четырех;

2. В рамках одной специальности могут быть предложены программы разные по сроку подготовки в зависимости от конкретной профессии;

3. Если профессия требует дополнительной подготовки, то студент может продолжить обучение в магистратуре, которая будет длиться два года;

4. Аспирантура будет готовить кадры для научной и преподавательской деятельности.

Анализ представленных положений предполагает значительное расширение специалитета, который объединяет базовое и специальное обучение и относится ко

2-й ступени высшего образования. На специалитете учатся 5-6 лет, а квалификация «специалист» не признается в зарубежных университетах, высоко ценится в России за узкую специализацию и глубину подготовки. Вместе с тем по некоторым не техническим направлениям подготовки бакалавриат может остаться, это уже прерогатива самого вуза, главное повысить долю специалитета по тем направлениям, где это жизненно необходимо. В этой связи следует отметить, что магистратура, как самостоятельный уровень подготовки тоже остается актуальной, так как предполагает углубление и профессионализацию знаний на фоне усиленной научно-исследовательской подготовки.

Так, например, бакалавр по направлению подготовки «Туризм», может углубить и расширить свои знания в рамках магистерских программ: «Мировая экономика», «Финансовый менеджмент» и пр. Здесь следует подчеркнуть, что магистерские программы постепенно завоевывают авторитет как у самих обучающихся, так и у работодателей. Работая более 10 лет на магистерских программах по направлению подготовки «Гостиничная деятельность», я отмечаю рост интереса к этой программе у бакалавров лингвистки, менеджмента, психологии и др. Это объясняется тем, что эти выпускники бакалавриата нашли себя в гостиничном и ресторанном деле, но им не хватает профильных знаний и они приходят на магистерские программы в рамках их новой сферы деятельности.

Кроме того, у магистерской подготовки есть целый ряд преимуществ:

• Углубленный уровень знаний в узкой предметной области, что обычно ценят работодатели;

• Возможность выработать навыки публичных выступлений и реализовать публикационную активность;

• Расширение спектра профессиональных возможностей и в частности возможность претендовать на руководящие должности;

• Возможность получить более высокую заработную плату.

роме того, магистратура откр вает путь к аспирантуре - третьей самостоятельной ступени высшего профессионального образования. В аспирантуре за 3-4 года готовят научно-преподавательские кадры. Как правило в аспирантуре обучается не более 3-5% выпускников магистратуры, еще меньшее количество действительно реализуют себя в сфере науки и образования, что несомненно отрицательно влияет на воспроизводство научно-педагогических кадров. Следует отметить, что что масштабные изменения образования неизбежны.

В этой связи должны меняться и сами вузы, которые столкнутся с разрушением старых форм, давлением со стороны государства и работодателей, широким развитием инновационных образовательных технологий и глобальной конкуренцией за студентов. Фактически за 15-20лет произойдет смена дискурса от традиционных индивидуальных форм к проектным (рис.1).

Вуз-независимая структура от студентов

Студенты используют пространство вуза как ресурс

Профи подбирают для себя команды

Рис.1. Современный вуз: смена парадигмы.

Одним из путей формирования национальной модели образования стала Государственная Программа «Приоритет 2030». Эта программа призвана сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития РФ на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а

так е обеспечить участие образовательн х организаций в с его образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Целью программы «Приоритет 2030» является формирование в России к 2030 году более 100 прогрессивных современных университетов, которые бы смогли стать полноценными научно-технологическими центрами социально-экономического развития страны.

Литература

1. Джанджугазова Е.А. Атлас новой профессии как реакция на динамичные социально-экономические процессы и технологические изменения в современном российском обществе. Современная экономика: проблема и решения. 2016. №3 (75). С.48-57.

2. Джанджугазова Е.А. Ключевые тренды профессионального туристского образования. Российские регионы: взгляд в будущее. Т5, №3, стр. 128-135.

3. Послание В.В.Путина Федеральному собранию - 2023. https://ura.news/story/1058

4. Разработка методики анализа эффективности магистерских программ: коллективная монография / под ред. Е. А. Сухановой; Нац. исслед. Томский гос. ун-т. — Томск: 2019. — 109 с.

5. Официальный сайт программы «Приоритет 2030» https://priority2030.ru/analytics/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.