Научная статья на тему 'Высшее образование кластерного типа на основе модели производительности труда Генри Форда'

Высшее образование кластерного типа на основе модели производительности труда Генри Форда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / ГЕНРИ ФОРД / ОБУЧЕНИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL CLUSTER / PRODUCTIVITY / HENRY FORD / TRAINING / QUALIFICATION / KNOWLEDGE / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна

В настоящее время отечественные университеты охватывают сегмент массового образования и сегмент исследований и трансфера знаний в технологии на локальном и международном рынках, но абсолютно не конкурентоспособны на глобальном рынке. В сегменте подготовки и переподготовки кадров ситуация складывается следующим образом: несмотря на известное нежелание бизнес-структур привлекать к задаче переподготовки кадров университеты, занимаясь данным вопросом, используя лишь собственные ресурсы (трудовые, финансовые и т.д.), наметилась благоприятная тенденция к разделению функций бизнеса и университета в обеспечении многоуровневой подготовки кадров. Данное решение, по мнению автора статьи, выгодно обеим сторонам процесса. С одной стороны, уменьшается объем материально-технического обеспечения университетом учебного процесса современным оборудованием и технологиями, с другой стороны, обеспечивается непрерывное пополнение учебного процесса этим оборудованием, технологиями и практикой за счет бизнес-структур

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION CLUSTER BASED ON HENRY FORD PRODUCTIVITY MODEL

Currently, domestic universities cover the mass education segment and the research and transfer of knowledge into technology segment in local and international markets, but are absolutely not competitive in the global market. In the training and retraining segment, the situation is as follows: despite the known reluctance of business structures to involve universities in retraining, dealing with this issue, using only their own resources (labor, financial, etc.), there is a favourable trend towards the division of business and university functions in providing multilevel training. This decision, in the opinion of the author of the article, benefits both sides of the process. On the one hand, the volume of material and technical support of the university of the educational process with modern equipment and technologies is reduced, on the other hand, the continuous replenishment of the educational process with this equipment, technologies and practice is provided at the expense of business structures

Текст научной работы на тему «Высшее образование кластерного типа на основе модели производительности труда Генри Форда»

ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, заместитель Председателя Президиума МГКА «Московская гильдия адвокатов и юристов», эксперт РАН, Почетный адвокат России, e-mail: ludmilagr@mail.ru

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ТИПА НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ГЕНРИ ФОРДА

Аннотация. В настоящее время отечественные университеты охватывают сегмент массового образования и сегмент исследований и трансфера знаний в технологии на локальном и международном рынках, но абсолютно не конкурентоспособны на глобальном рынке. В сегменте подготовки и переподготовки кадров ситуация складывается следующим образом: несмотря на известное нежелание бизнес-структур привлекать к задаче переподготовки кадров университеты, занимаясь данным вопросом, используя лишь собственные ресурсы (трудовые, финансовые и т.д.), наметилась благоприятная тенденция к разделению функций бизнеса и университета в обеспечении многоуровневой подготовки кадров. Данное решение, по мнению автора статьи, выгодно обеим сторонам процесса. С одной стороны, уменьшается объем материально-технического обеспечения университетом учебного процесса современным оборудованием и технологиями, с другой стороны, обеспечивается непрерывное пополнение учебного процесса этим оборудованием, технологиями и практикой за счет бизнес-структур.

Ключевые слова: высшее образование, образовательный кластер, производительность труда, Генри Форд, обучение, квалификация, знания, трудоустройство.

GRUDTSINA L.YU.,

doctor of jurisprudence, professor, deputy chairman of the presidium of the Moscow guild of lawyers and lawyers,

expert of the Russian Academy of Sciences, Honorary lawyer of Russia

HIGHER EDUCATION CLUSTER BASED ON HENRY FORD PRODUCTIVITY MODEL

Annotation. Currently, domestic universities cover the mass education segment and the research and transfer of knowledge into technology segment in local and international markets, but are absolutely not competitive in the global market. In the training and retraining segment, the situation is as follows: despite the known reluctance of business structures to involve universities in retraining, dealing with this issue, using only their own resources (labor, financial, etc.), there is a favourable trend towards the division of business and university functions in providing multilevel training. This decision, in the opinion of the author of the article, benefits both sides of the process. On the one hand, the volume of material and technical support of the university of the educational process with modern equipment and technologies is reduced, on the other hand, the continuous replenishment of the educational process with this equipment, technologies and practice is provided at the expense of business structures.

Keywords: higher education, educational cluster, productivity, Henry Ford, training, qualification, knowledge, employment.

Идеально положение, при котором вузы, адекватно реагируя на происходящие в обществе изменения, следуют за рынком труда, а в ряде случаев - сами его формируют. Это предполагает существенные изменения в деятельности вузовских структур, которые должны позволить учебным заведениям обеспе-

чить более перспективные позиции на рынке образования [3, с. 6-10].

Попробуем спроецировать созданную Г. Фордом систему производительности труда, гениально примененную им в автопромышленности, на образовательные кластеры. Итак, в основе фордовской системы лежала определенная кон-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

цепция, сформированная из следующих положений:

1) Неправильно начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат (конструкция изделия). Применительно к образовательной сфере этот тезис звучит так: прежде чем набирать студентов на конкретные специальности, необходимо провести анализ и прогнозирование, понять, сколько специалистов в конкретной отрасли экономики требуется сейчас, как этот показатель изменится через 5, 10 лет и т.д. Важны здесь и сами образовательные программы (как и чему учить). В данном случае уместна аналогия студента - будущего специалиста с конкретной маркой автомобиля «Форд», а в качестве фабриката (конструкции изделия) выступают образовательные программы, по которым учат студента (пройденный им образовательный цикл и на выходе - контроль качества - уровня полученной квалификации и знаний, диплом). Когда готов фабрикат (образовательный цикл), можно запускать производство (специалистов).

2) Производство должно происходить из самого продукта. Методики обучения должны «подстраиваться» под конечную цель - получаемую профессию и возможности в ней реализоваться. Образованного человека условно можно сравнить с хорошей машиной: если есть хорошие знания и профессионализм, при их востребованности современным обществом и экономикой человек всегда находит себе достойную работу и приносит экономическую пользу себе и государству. Если машина собрана некачественно и ломается (человек недостаточно образован и мотивирован, чтобы выполнять свою работу хорошо), она не поедет. Прохождение ТО автомобилем (аналогия - повышение специалистом своей квалификации, уровня знаний и т.д.) продлевает срок его службы.

3) Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения сами приспосабливаются к фабрикату. В данном случае Г. Форд применил революционную идею: когда в процессе сборки автомобиль (его кузов) перемещался на конвейере, а обслуживающие его рабочие (вместо того, чтобы приносить к неподвижному объекту сборки детали, как это было принято), находясь каждый на своем месте, монтировал конкретную деталь, не теряя времени, по мере приближения к нему объекта сборки на конвейере (конвейерная сборка). В образовании - начинать нужно с необходимых и востребованных экономикой результатов, с запросов работодателей и постановки государственных целей и задач восстановления отраслей экономики (запроса специалистов конкретных специальностей).

4) Остриями в фабричном предприятии являются человек и машина, вместе выполняющие работу. Если человек неподходящий, то и машина не в состоянии выполнять работу правильно, и наоборот. Если человек не обучен качественно или его обучение прошло в невостребованном для отрасли экономике ключе, то, как специалист, он будет непригоден либо пригоден частично к выполнению работы.

5) Экономия на издержках производства. По Г. Форду, снижение издержек производства осуществляется по нескольким направлениям. Первым из них может быть признано сбережение материалов в двух аспектах - как собственно сбережение материала и как сбережение труда (по К. Марксу), который в нем овеществлен. Второе направление снижения издержек производства -механизация трудовых процессов. Повторимся: высшим достижением на заводах Г. Форда было внедрение конвейерной сборки, принципиально изменившее характер выполнения сборочных операций. Третье направление снижения себестоимости - это упрощение перевозок. Четвертым направлением удешевления производства являлась стандартизация как сочетание наилучших способов производства, позволяющих производить товар в достаточном количестве и по наименьшей цене для потребителя, что дает производителю огромные прибыли.

Если обратиться к истории, то можно отметить, что система подготовки рабочей силы в социалистической экономике базировалась на концепции государственной собственности на рабочую силу. В границах этой концепции предполагалось, что государство, во-первых, финансирует подготовку рабочей силы в нужном объеме и нужного качества, во-вторых, централизованно распределяет ее по отраслям и сферам занятости [2, с. 151-156]. Конечной целью государства явилось присвоение прибавочной стоимости. Созданную в результате систему профессионального образования, которая осуществляла подготовку кадров в рамках начального (ПТУ), среднего (техникумы) и высшего образования (отраслевые институты), отличали, с одной стороны, направленность на профессионально-техническое обучение и подготовку квалифицированной рабочей силы для отраслей материального производства, а с другой - преимущественная ориентация на узкие профессионально-специализированные области, что приводило к формированию узкоспециализированной рабочей силы, привязанности работника к своему рабочему месту и к специальности [1 ]. Такая система формального образования обеспечивала высокий общий уровень образования и подготовки работника. Именно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

это достоинство советского образования способствовало успешному ходу процесса всеобщего переобучения работников в начале 1990-х гг., в период, когда системная трансформация экономики России сопровождалась обесценением человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Несоответствие структуры имеющегося образовательного потенциала и по объему, и по качеству структуре спроса, предъявляемого рынком труда, заставило работников предпринимать активные усилия, направленные на оптимизацию запасов человеческого капитала.

В современной России начинать создание образовательного кластера, на наш взгляд, нужно с унификации образовательных программ, по которым будут обучаться студенты - будущие специалисты отрасли, делая уклон в сторону приближения теории и практики обучения к конкретным производственным условиям. Механизация трудовых процессов применительно к образованию может выражаться в создании программ и курсов электронного (дистанционного) обучения.

6) Повышение качества, формирование цен и прибыли. В компании Г. Форда велась постоянная борьба за простоту, надежность и дешевизну производимых автомобилей. Каждая часть автомашины должна быть сменной, чтобы в будущем, если понадобится, ее можно было заменить усовершенствованной частью, машина же в целом должна служить неограниченное время.

Аналогия в образовании - назревшая потребность общества в формировании нового университета, а именно университета инновационного типа, деятельность которого вполне отвечала бы сегодняшним реалиям. Достоинство вузовского образования нового времени - это не только его качество, не только его способность интегрироваться в национальную инновационную систему путем развития вузовской науки, но и ориентация на рынок труда. Образовательный рынок и рынок труда в значительной степени рассогласованы: наблюдается отставание предложений образовательных услуг от потребностей рынка труда, плохо сопряжены сферы труда и образования с точки зрения соответствия классификации профессий и специальностей. Все это отражается и на состоянии образовательной

системы, находящейся на пути модернизации, и на состоянии рынка труда, который при наличии огромного числа лиц, получивших высшее образование, не может удовлетворить свои потребности в нужных специалистах.

По причине полной структурной перестройки экономики в нашей стране рынок труда полностью трансформировался. Он столкнулся с таким явлением, как «инфляция квалификаций», когда специальность работника, зафиксированная в дипломе, не соответствует занимаемой должности. Вопреки ожиданию того, что включится механизм саморегуляций, эта ситуация на рынке труда не привела к существенным преобразованиям на рынке образовательных услуг. Напротив, с каждым годом обнаруживается все больший разрыв между количеством выпускаемых специалистов и реально требуемыми работодателем специальностями. Кризис в этой сфере очевиден.

Список литературы:

[1] Капелюшников Р.И. Ценится ли на российском рынке человеческий капитал? // http:// www.demoscope.ru/weekly/2005/0193/tema01.php.

[2] Квадрициус Н.В. Двухуровневая система высшего образования: Оценка с позиций теории человеческого капитала // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2006. Вып. 4.

[3] Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. № 2, 3.

Spisok literatury:

[1] Kapelyushnikov R.I. Cenitsya li na rossijskom ry'nke chelovecheskij kapital? // http:// www.demoscope.ru/weekly/2005/0193/tema01.php.

[2] Kvadricius N.V. Dvuxurovnevaya sistema vy'sshego obrazovaniya: Ocenka s pozicij teorii chelovecheskogo kapitala // Vestnik SPbGU. Ser. 5. 2006. Vy'p. 4.

[3] Lagutkin A.V., Grudcy'na L.Yu. Grazhdanskoe obshhestvo v sovremennoj Rossii: problemy' rosta // Predstavitel'naya vlast' - XXI vek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy'. 2013. № 2, 3.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.