ОСНОВНАЯ ТЕМА
УДК 37(4/9)
Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями современного рынка труда
В статье проанализированы проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями рынка труда, выявлено, что центральной проблемой рынка труда стало качество рабочей силы, которое в РФ является критическим, структура подготовки выпускников учреждений профессионального образования (УПО) смещена в сторону высшего образования. Отмечается, что комплексная система воспроизводства рабочей силы должна предусматривать сбалансированную подготовку кадров в УПО в системе внутрифирменного обучения персонала, переподготовку высвобождаемых работников и безработных граждан, развитие непрерывного профессионального образования. Предложен механизм взаимодействия УПО с субъектами рынком труда.
Ключевые слова: дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, интегральный показатель качества рабочей силы, комплексная система воспроизводства квалифицированных кадров, инновационная образовательная структура, механизм взаимодействия УПО с субъектами рынка труда.
К.Г. Кязимов
В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года заложена инновационная стратегия развития страны, что обусловливает необходимость совершенствования сбалансированного воспроизводства квалифицированных кадров, то есть их подготовки, распределения, трудоустройства по полученной профессии и эффективного использования.
Сегодня отечественные эксперты отмечают разрыв между потребностями экономики в рабочих кадрах и специалистах среднего звена и соответствием их квалификаций требованиям работодателей, который в зависимости от отрасли составляет 30—70% от выявленных потребностей.
На федеральном портале Роструда «Работа в России» по состоянию на начало 2014 года было зарегистрировано около 1,5 млн вакансий, в том числе более 60% вакантных мест предназначены для рабочих профессий.
© Кязимов К.Г., 2014
63
Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров...
В докладе на заседании «Меркурий клуба» 7 октября 2013 года президент клуба Е.М. Примаков сообщил, что нехватка инженеров-технологов в оборонно-промышленном комплексе страны составляет 17%, инженеров-конструкторов — 22%, квалифицированных рабочих кадров — 40%.
Весьма незначительна доля занятости молодежи в малом и среднем бизнесе. По данным социологического опроса Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» (опрос был проведен в 2011 году среди 6 тысяч предпринимателей в 40 субъектах РФ), дефицит квалифицированных рабочих вышел на первое место, обогнав показатели коррупции и административных барьеров [3]. Вышеизложенные проблемы ощущаются во многих отраслях и регионах страны, особенно в инновационном секторе экономики и в высокотехнологичных отраслях производства.
Важной проблемой является дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы, который определяется в том числе и неблагоприятной тенденцией воспроизводства рабочих и специалистов. Структура подготовки рабочих и специалистов относительно потребности экономики напоминает перевернутую пирамиду; на рынке труда регионов 80% вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес их подготовки составляет лишь 30% от общего количества выпускников учреждений профессионального образования (УПО).
По оценкам специалистов, отечественный рынок труда перегружен специалистами с высшим образованием: их в 4,5 раза больше, чем необходимо. При этом не хватает специалистов со средним профессиональным (в 2 раза меньше) и начальным профессиональным образованием (в 6—7 раз меньше, чем требуется) [4, с. 55]. В то же время на 10 тысяч населения охват всеми формами высшего образования составил 673 человека, среднего профессионального образования — 168 человек, а начального профессионального образования — лишь 99 человек.
В последние годы молодежь ориентирована на получение высшего образования. В 2009 году более 2/3 обучающихся по программам профессионального образования были студентами вузов. По программам среднего профессионального образования обучались чуть менее 1/4 студентов. Оставшиеся 10% учащихся изучали программы начального профессионального образования [2, с. 247].
Американские исследователи отмечают, что перепроизводство юристов на 1% тормозит экономическое развитие страны. По данным отечественных и зарубежных специалистов, в результате недоиспользования потенциала молодежи наша страна теряет около 10—15% ВВП. Если существующие тенденции в воспроизводстве и трудоустройстве квалифицированных кадров не изменятся, то в перспективе можно ожидать роста молодежной безработицы.
Проблема осложняется тем, что система профессионального образования отстает от требований экономики, практически разрушились систе-
64
Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров...
мы начального профессионального образования и внутрифирменного обучения персонала.
Центральной проблемой рынка труда стало качество рабочей силы, которое в РФ является критическим. В промышленности, например, 17% работников имеют низкую квалификацию, 78% — среднюю и лишь 5% — высокую, в то время как в развитых странах эта цифра достигает 45—50%.
Швейцарский институт Beri регулярно проводит оценку качества рабочей силы стран мира. По данным института, интегральным показателем качества рабочей силы является средневзвешенная величина из четырех составляющих:
— трудовое законодательство страны и тарифные соглашения;
— соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда;
— трудовая дисциплина и отношение к труду;
— уровень квалификации работников.
По интегральному показателю качества рабочей силы РФ занимает третью группу стран из четырех групп, где можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. А между тем модернизация нашей экономики нуждается в ежегодных инвестициях до 500 млрд долларов.
До последнего времени считалось, что экономический успех нации зависит от природных ресурсов, производственных технологий и кадров высшей квалификации (менеджеры, бухгалтеры, юристы и др.). Однако это утверждение не является достаточным. Как отмечают специалисты, экономически активное население, где более 60% рабочие кадры, составляет 50% населения, и именно от ее качества зависит производство качественной продукции и конкурентоспособность страны на мировом рынке. Данное утверждение авторов важно для оппонирования сторонниками другой точки зрения, пытающихся доказать нецелесообразность подготовки молодых рабочих кадров со средним профессиональным образованием, якобы уже вытесненных с производства научно-техническим прогрессом.
Комплексная система воспроизводства рабочей силы предусматривает подготовку отечественных квалифицированных кадров УПО, в системе внутрифирменного обучения персонала, переподготовку высвобождаемых работников и безработных граждан, развитие дополнительного и непрерывного профессионального образования. При этом важной проблемой в регионах остается обеспечение оптимальных пропорций развития всех учреждений и уровней профессионального образования.
В то же время качество и структура подготовки выпускников УПО не отвечает требованиям экономики и современных производств. На рынке труда регионов около 75% вакансий предназначены для рабочих, а удельный вес молодежи, осваивающей соответствующие профессии, составляет лишь 30% от общего количества выпускников. Во многих регионах на каждого молодого специалиста, получающего рабочую профессию, гото-
65
Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров...
вится по 3—4 юриста, экономиста, бухгалтера, менеджера. Из 7,5 млн студентов 2 млн учатся на экономистов и управленцев и 0,8 млн — на юристов. В 2012 году из стен учреждений высшего образования вышли около 200 тыс. юристов и экономистов, на долю которых приходится 30—40% от всех выпускников. В том же году из общего количества безработных граждан выпускники УПО, освоившие профессии юристов, менеджеров и экономистов, составили около 30%. Половина выпускников УПО трудоустраивается не по полученной профессии.
Отечественная система воспроизводства квалифицированных рабочих кадров переживает сегодня сложный период. Во многом это связано с падением престижа рабочих профессий, которые малопривлекательны для молодежи. Ее не устраивают условия профессиональной деятельности: устаревшие производственные технологии и оборудование, низкая заработная плата, непрестижный социальный статус, слабые перспективы дальнейшего профессионального, социального и карьерного роста и многое другое.
Среди причин трудностей профессионального роста представители общественности и различных групп молодежи называют не только недостаточный уровень трудовых навыков (30%) и квалификаций (26,1%), но и отсутствие возможностей повышать квалификацию (33,4%) или получать соответствующее профессиональное образование (15%) [1, с. 174—175].
В настоящее время 75% работников нуждаются в переобучении, а в 1980—1990-х годах нуждались в обучении 30—40%. Затраты отечественных организаций на обучение персонала значительно уступают зарубежным фирмам, в то время как в промышленно развитых странах расходы фирм на обучение персонала достигают 5—10%.
По данным Росстата, в среднем по стране расходы на дополнительное образование работников (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) составляют только 0,4% от общих расходов предприятий на персонал. Для примера: во Франции, в соответствии с действующим законодательством, каждое предприятие и организация с числом работающих от 10 человек и более обязано перечислять на профессиональное обучение не менее 1,5% от фонда оплаты труда [2, с. 253].
Принятие Федерального закона «Об образовании в РФ», а также «Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года» [5] определяют основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, задают новые векторы развития системы профессионального образования и обучения в России.
Масштабные задачи по реализации компетентностного подхода предусматривают создание в регионах инновационной образовательной инфраструктуры на основе частно-государственного партнерства, которая способна использовать не только внутренний потенциал УПО, но и потенциал работодателей, их учебно-производственных структур, а также формиро-
66
Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров...
вать у выпускников общие и профессиональные компетенции, творческие способности, нравственные качества, профессиональную ответственность.
Функционирование инновационной образовательной инфраструктуры обеспечит переход от взаимодействия на уровне отдельной профессиональной образовательной организации с конкретным предприятием к сетевому взаимодействию, что позволит реализовать аналогичные образовательные программы с целым рядом работодателей региона.
Важными становятся организация наставничества, практики и стажировок выпускников, их трудоустройство и дальнейший профессиональный рост. Европейский фонд обучения выделяет пять видов компетентности: профессиональная, информационная, социальная, когнитивная, коммуникативная. В свою очередь, отечественный психолог С.Л. Рубинштейн обосновал четыре этапа формирования профессиональной компетентности выпускников, а именно: адаптации; самоактуализации в специальности; свободного владения специальностью на уровне мастерства; свободного владения специальностью на уровне творчества. Только при таком подходе можно обеспечить формирование у выпускников профессиональных компетенций, а в процессе их дальнейшей профессиональной деятельности и компетентность.
Социальное партнерство, эффективное использование образовательной среды УПО и производственной среды организаций является необходимым условием сбалансированности объемов и профилей подготовки кадров с потребностями современного рынка труда.
Изложенные выше проблемы обусловливают необходимость ответственного и оперативного решения широкого круга задач по совершенствованию воспроизводства квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики России.
Для повышения качества подготовки молодых специалистов, сбалансирования спроса и предложения рабочей силы и содействия занятости молодежи необходимо во всех регионах страны оптимизировать взаимодействие УПО с субъектами рынка труда.
Можно предложить следующий механизм взаимодействия учреждений профессионального образования с субъектами рынком труда:
• формирование системы мониторинга и прогнозирования территориальных рынков труда как основы для определения потребностей организаций регионов в рабочей силе в профессионально-квалификационном разрезе;
• создание в территориях информационной базы о состоянии рынка труда, наиболее перспективных специальностях, профессиях, направлениях подготовки, возможностях получения профессионального образования и трудоустройства, периодическое информирование молодежи, работодателей о положении в сфере занятости и на рынке труда, спросе и предложении рабочей силы;
67
Проблемы несбалансированности объемов и профилей подготовки кадров...
• проведение анализа баланса выпускников образовательных школ по направлениям их дальнейшей учебы и обоснование объемов и рациональной структуры подготовки кадров в соответствующих учреждениях профессионального образования;
• постоянное изучение и прогнозирование профессионально-образовательных потребностей молодежи, мотивов и стимулов выбора профессии и сферы будущей трудовой деятельности;
• обеспечение высокого уровня подготовки кадров в учреждениях профессионального образования как важнейшего условия повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников;
• налаживание социального партнерства между организациями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке кадров, а также развитие контрактной системы подготовки молодых специалистов;
• осуществление совместной деятельности служб занятости, органов образования и работодателей по приведению структуры и объемов подготовки кадров в УПО в соответствие с потребностями экономики регионов;
• развитие в регионах и в каждом учебном заведении системы профессиональной ориентации молодежи, создание в учебных заведениях служб маркетинга и трудоустройства выпускников;
• организация профессионального обучения высвобождаемых работников, безработных граждан и выпускников учреждений профессионального образования, испытывающих трудности в трудоустройстве.
Реализация данного механизма взаимодействия УПО с субъектами рынка труда позволит сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, повышать качество подготовки кадров, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью молодежи.
Литература
1. Горшков М.К., Шереги Ф. Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСП и М, 2010.
2. Итоговый доклад о результатах экспериментальной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика. М., 2013.
3. Результаты социологического опроса, проведенного «Опорой России» в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http://diak>gs.org.ua/issue_MLphp?m_ id=19649.
4. Сапаниди П. Молодежь на рынке труда // Человек и труд. 2011. № 4.
5. «Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2020 года». М.: Издание Минобрнауки, 2013.
68