Научная статья на тему 'Бизнес-парки как эффективная форма интеграции образования, науки и промышленных технологий'

Бизнес-парки как эффективная форма интеграции образования, науки и промышленных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пилявский В. П., Есина А. П.

В статье рассматриваются бизнес-парки как общее понятие, включающее в себя инновационные бизнес-инкубаторы, технопарки, сайнспарки, образовательные центры. Доказывается, что бизнес-парки являются эффективной формой интеграции науки, образования и промышленных технологий. Это обусловлено тем, что они имеют в своем составе образовательные учреждения (университеты, учебные институты), научно-исследовательские институты и лаборатории, а также специализированные подразделения подготовки и переподготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business-parks as an Effective Way to Integrate Education, Science and Industrial Technologies

In the article business-parks as a general concept including innovational business-incubators, scienceparks, educational centres are considered. It is shown that business-parks, especially scienceparks, are an effective form of integration of science, education and industrial technologies as scienceparks incorporate educational establishments (universities, educational institutes), scientific research institutes and laboratories, and also specialized divisions for personnel training and professional development.

Текст научной работы на тему «Бизнес-парки как эффективная форма интеграции образования, науки и промышленных технологий»

российские предприятия постепенно приближаются к достижению современных базовых стандартов управления, принятых в международной деловой практике. Однако успех в конкурентной борьбе будет зависеть от способности всего персонала российских организаций обучаться.

Таким образом, непрерывность формирования мотивации успешной профессиональной карьеры зависит от эффективности осуществления на государственном уровне стратегического взаимодействия социальных институтов среднего, среднего специального, высшего образования и производственных предприятий. В условиях рыночной экономики следует ориентировать работников (действующих и потенциальных) на получение качественных навыков производственной деятельности.

В постсоветской российской практике профессиональной ориентации целесообразно объединить усилия предпринимателей, правительственных и общественных организаций для создания структур, обеспечивающих учет интересов всех групп населения в организации профессиональной подготовки кадров. Требования работодателей в отношении

широты и качества профессиональных навыков следует отражать в учебных курсах, а учащиеся должны быть уверены в том, что их профессиональные навыки по окончании обучения будут востребованы.

Дальнейшее обеспечение процесса мотивации успешной профессиональной деятельности обеспечивается в рамках профессиональной деятельности индивида. Наиболее продуктивным путем такого обеспечения является внедрение принципов обучающейся организации на современных предприятиях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Собкин B.C., Писарский П.С., Рава-нюк С.Г. Что мы ждем от наших учеников? // Первое сентября. 2001. № 74. С. 2.

2 См.: Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. С. 55—56.

3 См.: Роговина О. Изменение профессионально-квалификационной структуры общества // Общество и экономика. 2001. № 10. С. 133—141.

4 См.: Ядов В.А. Разумно ли копировать западный опыт в управлении российскими предприятиями // Там же. № 11/12. С. 294.

5 См.: Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. М., 1999. С. 15.

6 См.: Идрисов А.Б. От обучающихся организаций к обучающейся стране // Менеджмент. 2002. № 11. С. 15.

Поступила 11.11.04.

БИЗНЕС-ПАРКИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.П. Пилявский, начальник отдела интеграции науки и образования Института управления и экономики (г. Санкт-Петербург),

А.П. Есина, ведущий специалист Центра дистанционного обучения Института управления и экономики (г. Санкт-Петербург)

В статье рассматриваются бизнес-парки как общее понятие, включающее в себя инновационные бизнес-инкубаторы, технопарки, сайнспарки, образовательные центры. Доказывается, что бизнес-парки являются эффективной формой интеграции науки, образования и промышленных технологий. Это обусловлено тем, что они имеют в своем составе образовательные учреждения (университеты, учебные институты), научно-исследовательские институты и лаборатории, а также специализированные подразделения подготовки и переподготовки кадров.

In the article business-parks as a general concept including innovational business-incubators, scienceparks, educational centres are considered. It is shown that business-parks, especially scienceparks, are an effective form of integration of science, education and industrial technologies as scienceparks incorporate educational establishments (universities, educational institutes), scientific research institutes and laboratories, and also specialized divisions for personnel training and professional development.

© В.П. Пилявский, А.П. Есина, 2004

ffiiliiiiiiiie № 4,

В настоящее время в России складывается ситуация, когда уровень подготовки специалистов с высшим образованием не может гарантировать их востребованность и конкурентоспособность на мировом, а нередко и на внутреннем рынке труда. Происходит это потому, что между системой образования и наукоемкими инновационными технологиями существует значительный разрыв. Данный разрыв не позволяет выпускнику высшей школы сразу же после получения диплома влиться в производственный процесс, поскольку качество подготовки специалистов чаще всего не удовлетворяет требованиям современной рыночной экономики. После того как российские бизнес-сообщества приняли решение о создании собственной системы образования, министр образования и науки A.A. Фурсен-ко выразил озабоченность тем, что в стране могут образоваться две параллельные системы образования. Одна из них — традиционная, или классическая, — до сих пор является сильнейшей в мире по фундаментальности, но совсем не отвечает потребностям рынка, поскольку не удовлетворяет его стандартам. Вторая — новая, или практическая, — более приспособлена к рынку, поскольку ориентирована на него.

Возникает проблема: как совместить фундаментальность российской высшей школы с конкретной прикладной подготовкой? Решение этой проблемы состоит в интеграции науки, промышленности и образования, которая и достигается в форме бизнес-парков (бизнес-инкубаторов, технопарков, сайнспарков). К сожалению, в России пока нет удачных примеров их функционирования, поэтому стоит обратиться к зарубежному опыту.

Научный парк г. Турку (Turku Science Park, TSP) — один из крупнейших в Финляндии. В нем широко представлены высокотехнологические отрасли, такие как электронная, электроэнергетика, машиностроение, металлообработка и ме-таллопроизводство. В Турку работают десятки предприятий, специализирующихся в различных отраслях судостроения. Следует заметить, что 25 % мирового выпуска пассажирских суперлайне-

ров приходится на долю финского судостроения. Кроме того, в регионе производят телевизоры, приборы для больниц, аудио- и видеотехнику, детали для автомобилей, лифты и подъемники. На территории научного парка Турку представлены такие мировые лидеры, как Siemens, Епс880п и финский гигант мобильной связи КоЫа. Рядом с городом производят автомобили марки Ро^сИе, работает множество строительных компаний. Значительная доля продукции этих отраслей идет на экспорт1.

TSP объединяет высшие учебные заведения, торговые и производственные компании, общественные организации и имеет своей целью создание и поддержание благоприятной обстановки для развития и сотрудничества инновационного бизнеса. Сегодня в его состав входит более 330 научно-исследовательских частных и государственных компаний, 3 университета, их политехнические отделения, клиническая больница Университета г. Турку и инновационный многопрофильный бизнес-инкубатор, который одновременно «выращивает» 22 новых предприятия. Научный парк располагает помещениями общей площадью более 210 000 м2 и предоставляет их малым и средним предприятиям на условиях краткосрочной и долгосрочной аренды. При этом процент появления стабильно работающих, удачных предприятий составляет 75, что в мировой практике является очень хорошим показателем.

Именно развитая по всей стране сеть бизнес-икубаторов, сайнспарков и технопарков способствовала индустриализации в прошлом сельскохозяйственной страны Финляндии и вывела ее на качественно новый уровень в области создания высокотехнологической и наукоемкой продукции. Структур, подобных сайнс-парку в Турку, в России нет, что существенно замедляет процесс сокращения разрыва между наукой и промышленностью, препятствует развитию производства наукоемкой и ресурсосберегающей продукции, а значит, тормозит экономическое развитие страны в целом.

Бизнес-парки являются уникальным механизмом интеграции науки, промыш-

ленности и образования. Они помогают решить социально-экономические проблемы регионов, служат средством поддержки начинающих предпринимателей действенным инструментом решения проблем занятости, источником для инновационного бизнеса, базой для экономического и бизнес-образования.

Бизнес-парк — компактная инфраструктура, в рамках которой создаются все необходимые условия для возникновения и развития различных типов субъектов малого предпринимательства, которые получают хорошие стартовые условия для того, чтобы обратить новую идею в продукт, приносящий прибыль. Поскольку и промышленные предприятия, и научные организации в равной степени заинтересованы в проведении инновационной деятельности с целью продви-

жения наукоемкой продукции на региональном рынке, то бизнес-парки становятся взаимовыгодной формой сотрудничества промышленности и науки. Но без развитой инфраструктуры обучения и переподготовки кадров в области инновационной деятельности и в области организации деятельности предприятия в условиях далеко не цивилизованного отечественного рынка эффект продвижения самой прогрессивной технологии будет равен нулю. С указанными процессами органически связана и третья составляющая — образовательная. Бизнес-парк естественным образом связывает в единое целое три компонента: науку, промышленность, образование.

Структура бизнес-парка схематически показана на нижеприведенном рисунке.

Бизнес-парк

Инновационный Технопарк, Учебно-

бизнес-инкубатор сайнспарк образовательный центр

Структура бизнес-парка

Рассмотрим задачи и функции каждого из структурных элементов бизнес-парка.

Инновационный бизнес-икубатор. Это — организация, которая создает наиболее благоприятные условия для внедрения инновационных технологий путем предоставления комплекса услуг и ресурсов, включая обеспечение предприятий площадью на льготных условиях средствами связи, оргтехникой, оборудованием, а также обучение персонала, консалтинг, информационное обеспечение и т.д. Бизнес-инкубатор берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития бизнеса, с помощью ресурсов технопарка, а также через сеть внешних контактов. Главная задача бизнес-инкубатора — не столько предоставление помещений в аренду, сколько содействие успешному развитию фирм, которые в дальнейшем смогут оставить

бизнес-инкубатор и работать без его под-держки2.

Вхождение малого предприятия в бизнес-инкубатор возможно лишь при соблюдении определенных принципов. Назовем основные из них.

1. Учреждаемые предприятия должны отбираться на основе конкурса, в строгом соответствии с потребностями развития региона.

2. Бизнес-инкубатор выступает гарантом перед инвестиционными структурами при получении малым предприятием кредитных ресурсов. Имущественной гарантией выступают средства специального фонда бизнес-инкубатора.

3. Бизнес-инкубатор работает в тесном контакте с учебным центром, который обеспечивает все необходимые финансово-бухгалтерские, маркетинговые, юридические и инжиниринговые консультации и помощь.

11111111111* № 4,

4. Бизнес-инкубатор осуществляет полный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью клиента.

5. Сроки нахождения в бизнес-инкубаторе не должны превышать 2—3 лет.

6. Бизнес-инкубатор предоставляет клиентам помещение под офис, возможность совместного использования различных услуг (оргтехники, копировальных аппаратов, факса и пр.) и частично погашает текущие затраты клиента из собственных средств.

Предприниматели, работающие в бизнес-инкубаторе, создают новые рабочие места, развивают технологии и тем самым укрепляют местную и национальную экономику.

Технопарк, сайнспарк. Важнейшими задачами технопарка являются поддержка современных технологичных перспективных проектов и программ; отбор перспективных проектов с точки зрения их значимости для региона; создание внутренней инфраструктуры, позволяющей реализовать идею; обеспечение всесторонней помощи в области маркетинга и менеджмента; международный консалтинг и привлечение инвестиций, для чего целесообразно создание венчурного фонда.

Решение перечисленных задач по плечу только такому технопарку, который отвечает следующим требованиям: имеет помещение для материально-производственной базы, налоговые льготы, доступ к финансированию, тесную конструктивную связь с другими подразделениями бизнес-парка, а также характеризуется высокой профессиональной подготовленностью кадров, их общественной поддержкой и авторитетом в финансовых и деловых кругах.

Сайнспарк отличается от технопарка обязательным наличием развитой научной базы, имеющей в своем составе научно-исследовательские институты, лаборатории, образовательные учреждения (университеты, институты), а также специализированные подразделения подготовки и переподготовки кадров.

Техно- и сайнспарки способствуют развитию научно-технического и кадрового потенциала региона и его адаптации

к рыночной экономике, формируют новое мышление в постиндустриальном обществе.

Учебно-образовательныгй центр. Его основная цель — предоставление самой современной объективной информации, оказание широкого спектра сервисных услуг и бизнес-обучение. Исходя из этого можно сформулировать и важнейшие задачи учебно-образовательного центра: создание целого комплекса образовательных услуг, обучение кадров; наличие подразделения внутри учебно-образовательного центра по оказанию помощи в издательской, маркетинговой, юридической, рекламной, компьютерной, бухгалтерской деятельности; наличие консультативного центра и при необходимости выработка стратегии конкурентной борьбы, анализ ситуации с конкурентами, помощь молодым предпринимателям (особенно молодым ученым), которые часто не имеют «коммерческой жилки», в разработке концепции деловой деятельности (необходимо учитывать, что для нового поколения предпринимателей-инноваторов экономический успех так же важен, как и карьера ученого); организация постоянно функционирующих связей с общественностью; апробирование новых коммерческих, производственных, научно-практических идей и через технопарк доведение их до стадии внедрения через эксперимент.

Таким образом, бизнес-парки выступают в роли организаторов тесного сотрудничества научных работников высших образовательных и научно-технических заведений (академий, университетов, вузов, отраслевых институтов) с промышленными предприятиями, при этом они определяют технологии и производства, жизненно важные для региона; развивают инфраструктуру научно-технической деятельности и рынок технологий; стимулируют инновационную активность промышленности; развивают сферу образования; повышают информатизацию общества.

Заинтересованными в развитии бизнес-парков являются ученые, преподаватели, студенты старших курсов и выпускники вузов, желающие начать самосто-

ятельную предпринимательскую деятельность, руководители и сотрудники предприятий, руководители инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (работники муниципальных органов власти, региональных фондов поддержки предпринимательства, иностранных фондов и компаний), предприниматели сферы малого и среднего бизнеса, в том числе изобретатели с инновационными проектами. Каждая из этих групп непосредственных участников определяет успех или неуспех деятельности бизнес-парка. Так, от руководителей инфраструктуры поддержки предпринимательства зависит предоставление площадей на льготных условиях и льготного кредита. От руководителей бизнес-инкубаторов — правильный подбор клиентов и грамотный отбор проектов. Студенты старших курсов и выпускники вузов составляют особую группу. Их своевременное включение в рыночные отношения позволяет преодолеть разрыв между багажом теоретических знаний и постоянно меняющимися требованиями рынка.

Основными потребностями бизнес-парков являются наличие стартовых ресурсов, в том числе оптимальных площадей и стартового капитала, стабильность внешней среды в сочетании с благожелательным отношением администрации, довольно высокий уровень научного потенциала. К трудностям, препятствующим успешному развитию сети бизнес-парков, относятся: недостаток финансов, административные барьеры, отсутствие помещений, налоговый пресс, информационные проблемы, отсутствие взаимодействия, несовершенство законодательства. Для реализации проекта создания бизнес-парка необходимо выполнение ряда организационных, технических и научно-методических мероприятий. Среди них — решение задачи выделения площадей для его размещения, вопросов технического, финансового обеспечения, кадровой политики и др.

Бизнес-парк является одним из эффективных способов создания условий как для старта малых, в том числе венчурных, предприятий, так и для дальней-

шего развития уже «продвинутых» технологий.

В настоящее время по-прежнему значительная часть крупных предприятий и производственных объединений регионов страны независимо от формы собственности испытывает трудности, связанные с неэффективностью производства и реализацией производственной продукции. Причин такого положения множество: это и отставание технологии, и отсутствие платежеспособного спроса на производимую продукцию, и неэффективность использования производственных мощностей, и избыточность персонала, и в то же время неподготовленность большей части работающих к деятельности в условиях рыночной экономики.

Для повышения эффективности деятельности крупных и средних производственных предприятий, как правило, требуются глубокая реструктуризация, предусматривающая определение новых видов продукции, технологии и производства, коренное изменение структуры управления, переподготовка кадров, создание более эффективных коммерческих структур, что сопровождается высвобождением большого количества работников предприятия. В свою очередь, малые предприятия не имеют недостатков, свойственных крупным предприятиям, но испытывают сложности из-за отсутствия помещений, оборудования и производственной базы, оборотных средств, нуждаются в образовательной, консалтинговой, информационной и инфраструктурной поддержке.

Создание на базе системообразующих промышленных комплексов и крупнейших компаний и при их поддержке бизнес-парков, на площадях которых будут инкубироваться малые венчурные предприятия, позволит решить следующие задачи: развития новых технологий для крупных предприятий, поиска и апробации наукоемких технологий, выполнения субподрядных работ, оказания маркетинговых, консалтинговых и сервисных услуг, создания новых производств и новых рабочих мест.

Малые и крупные компании при сотрудничестве в бизнес-парке могут ори-

111!111Й1И1!Ш № 4,

ентироваться на разделение своей доли риска, связанного с инновациями; «выращивание» новых производственных возможностей; более эффективное использование имеющегося опыта и ресурсов обеих сторон; быстрое и эффективное достижение целей.

Все компании, большие и малые, ставящие перед собой цель развития, должны концентрироваться на разработке новой продукции, поиске новых рынков, создании новых возможностей для бизнеса.

В крупных компаниях процесс использования инноваций и роста основывается на программах научных исследований и разработок, перманентном образовательном процессе подготовки и переподготовки кадров, устойчивом присутствии на рынке и усилении позиции самой компании. Это эволюционный процесс, основанный на тонком балансе между риском и наградой, и финансируется он в основном из внутренних фондов.

В малых фирмах инновационные процессы основываются на быстром реагировании на изменения рынка, поиске и внедрении новых технологий и предпринимательских способностях команды менеджеров. Взаимодействие позволяет соединить предпринимательское чутье малых предприятий с менеджментом, коммерческими и техническими навыками крупных компаний, что в итоге дает те возможности, которые могли бы быть потеряны в ином случае.

Бизнес-парки уже признаны в мире как эффективная практическая форма улучшения деловой активности внутри страны. Они являются действенной мерой по организации и поддержанию на необходимом уровне международных экономических обменов для развивающихся регионов и стран, которая приводит их к интеграции в мировые рынки.

Немаловажным является и то, что во всех структурных подразделениях бизнес-парка оказывается моральная поддержка начинающему предпринимателю. Показательны статистические данные о том, что бизнес-инкубаторы ускоряют развитие малых предприятий в 7— 22 раза, снижая количество неудач в бизнесе до 20 %. Конечно, с одной стороны,

это — результат отбора при допуске в бизнес-инкубатор, но с другой — результат поддержки предприятия, оказываемой сотрудниками того же бизнес-инкубатора.

В своей деятельности бизнес-парки осуществляют следующее:

— формируют интегрированные научно-образовательные коллективы, способствуя при этом решению межрегиональных проблем, созданию наукоемкой продукции;

— доводят результаты научных разработок до коммерческого продукта, т.е. промышленного освоения, до инновации, без которой промышленное производство не может стать конкурентоспособным в любой сфере экономики;

— удовлетворяют кадровые потребности современной экономики, обеспечивают подготовку наиболее прогрессивных и конкурентоспособных в условиях рыночной экономики кадров;

— привлекают талантливую молодежь в сферу науки, высшего образования и инновационную деятельность и предотвращают ее отток из страны;

— повышают интенсивность и качество образовательной и исследовательской деятельности, увеличивая научнотехнический потенциал страны;

— способствуют развитию единой для сферы науки и высшего образования опытно-экспериментальной и приборной базы.

Создание бизнес-парков на постсоветском пространстве происходит с большим отставанием от мирового процесса и весьма неравномерно. Это является следствием множества внутренних и внешних факторов, влияющих на социально-экономическое состояние регионов России и других стран СНГ в целом. Образованное в 1997 г. «Национальное содружество бизнес-инкубаторов» России сегодня объединяет более 80 бизнес-инкубаторов, технопарков и сервисных организаций и имеет успешный опыт в интеграции науки, промышленности и образования с помощью внедрения технологий бизнес-инкубирования, инновационных технологий, развития систем микрокредитования, лизинга и фандрайзинга.

Один из крупнейших в России технопарков — технопарк в Зеленограде, созданный Правительством Москвы в 1997 г. как пилотный проект по поддержке и развитию малого наукоемкого бизнеса. В прошлом году Правительством России было принято решение об организации на базе Зеленоградского технопарка наукограда (сайнспарка, по западной терминологии) с выделением значительных средств из государственного бюджета. В отечественной литературе под наукоградом принято понимать муниципальное или, в особых случаях, административно-территориальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом. Технопарк в Зеленограде — это, по сути дела, первый большой проект такого рода в России.

Предпринимаются попытки создания подобных структур в Украине, Белоруссии, Казахстане и других странах СНГ. Так, например, в Белоруссии, в Могилеве, организован технопарк, который включает в себя бизнес-инкубатор, инновационный центр, центр трансфера технологий. В технопарке как инкубаторе и инновационном центре размещаются 28 инновационных предприятий, 5 учреждений инфраструктурной поддержки и об-

служивания предпринимательства и 5 субъектов хозяйствования, не получивших статус инновационных. Направления деятельности технопарка в основном состоят в инкубировании инновационных технологий и их трансфере в машиностроение, приборостроение и создание программного продукта.

Объединение усилий стран постсоветского пространства в области развития и распространения бизнес-инкубиру-ющих технологий должно облегчить процесс их интеграции как в европейский, так и в мировой рынки.

Создание бизнес-парков способствует получению новых научных и научнотехнических результатов, переходу страны на более высокий технологический уровень, обеспечивает устойчивое развитие регионов. Бизнес-парки — эффективный мощный инструмент интеграции науки, промышленности и образования, их создание и поддержка — актуальная современная задача для нашей страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: NORDICUM Scandinavian business magazine, special russian language issue 2005. Kotka, 2004.

2 См.: Инновационный менеджмент: Справ. пособие. М., 1998.

Поступила 24.09.04.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.