Научная статья на тему 'Основные направления инновационного развития высших учебных заведений'

Основные направления инновационного развития высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ / ТЕХНОПАРК / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ. A SYSTEM OF EDUCATION / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATION POTENTIAL / THE FORMS OF INTEGRATION / TECHNOPARK / INNOVATION PRODUCT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грацинская Галина Всеволодовна, Швец Оксана Владимировна

В статье обосновывается необходимость развития инновационного потенциала высших учебных заведений. Особое внимание уделяется рассмотрению форм интеграционного взаимодействия образования, науки и бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Ways to Develop Innovative Potential of Higher Education Institutions

The authors prove the need to develop innovative potential of higher education institutions. Special attention is paid to the forms of integration of education, science and business.

Текст научной работы на тему «Основные направления инновационного развития высших учебных заведений»

УДК 371 ББК 74.5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Грацинская Г.В., Швец О.В.

Аннотация. В статье обосновывается необходимость развития инновационного потенциала высших учебных заведений. Особое внимание уделяется рассмотрению форм интеграционного взаимодействия образования, науки и бизнеса.

The authors prove the need to develop innovative potential of higher education institutions. Special attention is paid to the forms of integration of education, science and business.

Ключевые слова: система образования, инновационная деятельность, инновационный потенциал, формы интеграции, технопарк, инновационный продукт.

A system of education, innovative activity, innovation potential, the forms of integration, technopark, innovation product.

В настоящее время проблемы подготовки и переподготовки кадров неразрывно связаны с важнейшими макроэкономическими и демографическими процессами: динамикой занятости и структурными изменениями на российском рынке труда. В связи с этим всё большую актуальность приобретают вопросы, связанные с реформированием системы профессиональной подготовки и переподготовки, отвечающей требованием развивающегося рынка труда.

Воспроизводство кадрового потенциала общества, определяющего профессионально-квалификационный состав рабочей силы, необходимо для обеспечения потребностей экономики инновационного типа. С целью приведения профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы в соответствии с потребностями национального рынка труда представляется необходимым продолжить реформирование системы профессионального образования всех уровней [5]. Такое реформирование должно касаться всей системы высшего образования. В этом направлении проводится уже определенная работа. В связи с этим необходимо в «зарождающейся» системе

образования определить место каждого вуза для получения стройной системы высшего образования. С этих позиций рассмотрим основные направления существующих наработок совершенствования интеграционных процессов.

Так, в рамках реализации национального приоритетного проекта «Образование» особое внимание уделяется созданию сети федеральных и национальных исследовательских университетов. Под федеральным университетом понимается образовательное учреждение, которое [4]:

- подготавливает современных специалистов, бакалавров, магистров на базе реальной интеграции научного и образовательного процессов и использования всех методов современного высшего образования, включая дистанционное (on-line) обучение для сферы управления, экономики, образования, науки, культуры, тех технологических областей, которые входят в сферу национальных интересов;

- создает условия для академической мобильности обучающихся, преподавателей и научных работников, интеграции университета в мировое образовательное пространство и достижения международного признания реализуемых в нем образовательных программ с целью экспорта образовательных услуг и технологий;

- проводит фундаментальные и прикладные исследования по приоритетным научным направлениям;

- участвует в международных образовательных программах.

Федеральные университеты, являясь формой интеграции образовательных учреждений, обеспечивают взаимодействие образовательной системы и науки, а также активизируют инновационный потенциал высшей школы.

Так, в 2006 г. специальными распоряжениями Правительства Российской Федерации от 4.11.06 г. № 1518-р и от 23.11.06 г. № 1616-р были созданы Сибирский федеральный и Южный федеральный университеты соответствен-

Грацинскдя ГМ, Швец ОЖ

Основные направления инновационного развития высиихучебнъх заведений

но в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Данные структуры, основанные на объединении крупнейших вузов различного профиля соответствующих регионов, призваны содействовать их социально-экономическому и инновационному развитию через использование разнообразных механизмов многоуровневого и многостороннего сотрудничества и взаимодействия различных заинтересованных сторон и участников. В структуру каждого из федеральных университетов путем слияния вошли вузы различного профиля с целью участия в процессе подготовки специалистов для приоритетных областей развития каждого из регионов. Процесс создания федеральных университетов получил развитие после принятия Указа Президента Российской Федерации от 21.10.09 № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах». В соответствии с данным указом были созданы пять федеральных университетов. В целом данные федеральные университеты создаются с целью обеспечения качественной подготовки специалистов для инновационных областей российской экономики.

Кроме того, одним из направлений повышения инновационного потенциала высшего образования является создание национальных исследовательских университетов (НИУ), реализующих принцип интеграции науки и образования. Данные структуры создаются с целью кадрового и научного обеспечения потребностей высокотехнологичных секторов российской экономики. Стратегической задачей НИУ является проведение научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также подготовка кадров для наукоемких областей экономики.

Отличительными особенностями национального исследовательского университета яв -ляются:

- возможность генерировать идеи и проводить фундаментально-прикладные исследования;

- внедрение инновационных технологий в экономику;

- наличие многоуровневой системы подготовки специалистов по различным направлениям;

- создание системы переподготовки и опережающего обучения кадров в рамках реализации принципов непрерывного образования.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7.10.08 г. «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов» были созданы Национальный исследовательский ядерный университет на базе Московского инженерно-физического института (государственного университета) и Национальный исследовательский технологический университет на базе государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов».

Постановлением Правительства России от 13 июля 2009 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный университет»» был объявлен конкурс, в котором приняли участие программы развития 110 университетов. В ходе независимой экспертизы была произведена оценка каждой заявки на основе специально разработанной методики и сформирован рейтинг участников конкурса. По итогам обсуждения путем тайного голосования были определены 12 вузов, которым была присвоена категория «национальный исследовательский университет». Данные университеты вошли в состав НИУ первой очереди.

Приказом Минобрнауки от 5 февраля 2010 г. № 104 «Об организации проведения в 2010 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет»» был объявлен второй конкурсный отбор университетов. В конкурсе приняли участие программы развития 128 университетов. По результатам конкурсного отбора 15 вузов вошли в список научно-исследовательских университетов второй очереди.

Таким образом, в настоящее время сеть НИУ состоит из 29 вузов, которые включают 9 классических университетов, 17 вузов технического профиля, один университет медицинского профиля, один университет экономического профиля, а также академический научно-образовательный центр нанотехнологий Российской академии наук.

Особое место в системе НИУ занимают Московский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет. Этим университетам, как старейшим высшим учебным заведениям страны, предоставлен ряд особых полномочий [1]:

- реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований;

- проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и специалиста по направлениям.

Рассматривая современное состояние системы высшего образования России, можно выделить несколько уровней в новом образовательном пространстве:

1. Первый уровень представлен вузами федерального масштаба. Это приоритетные направления развития системы высшего профессионального образования, обеспеченные максимальной государственной финансовой поддержкой и находящиеся в стадии активного формирования.

Первый уровень включает подуровни:

- национальные университеты (научно-образовательные комплексы) - МГУ им. М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

- федеральные университеты;

- национальные исследовательские университеты.

2. Второй уровень включает вузы регионального масштаба (университетские комплексы) [6]:

Данные комплексы созданы с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, более полного использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. Необходимо отметить, что университетские комплексы, являясь площадкой для отработки различных моделей интеграции образования, науки и бизнеса, способствуют активизации инновационной деятельности в регионах, что впоследствии было использовано

при формировании сети федеральных и национальных исследовательских университетов.

Второй уровень включает подуровни [6]:

- университетский комплекс как единое юридическое лицо;

- университетский комплекс как ассоциация юридических лиц, сохраняющая свою самостоятельность и права;

- университетский образовательный округ как ассоциация, не имеющая статуса юридического лица. Данный округ имеет преимущественно учебную направленность с незначительным охватом научной и инновационной составляющих.

3. Третий уровень охватывает прочие вузы.

Необходимость формирования единого образовательного пространства становится очевидной для дальнейшего внедрения инновации в систему образования. Примером реализации данного направления может служить открытие в 2010 г. в Донском государственном техническом университете Болонского клуба, который объединяет ведущие вузы России. Данный клуб создан в форме открытого объединения российских университетов и имеет следующие функции:

- поиск возможных путей гармонизации национальных образовательных стандартов и международных;

- создание единого образовательного пространства, соответствующего общеевропейским тенденциям в сфере подготовки кадров;

- обмен опытом между российскими и зарубежными вузами.

Как представляется, создание данного клуба позволит ускорить сближение национальной и общеевропейской образовательных систем и способствовать разработке единых критериев оценки качества подготовки рабочей силы в России и за рубежом.

Кроме того, в настоящее время особой формой интеграции образования, науки и бизнеса являются бизнес-инкубаторы, которые являются центрами развития инновационных компетенций. Целью создания данных структур является содействие научной деятельности в университете путем поддержки предпринимательских инициатив, инновационных проектов и научно-технических разработок, имеющих коммерческий потенциал.

Грацинская ГМ, Швец ОМ.

Основные направления инновационного развития въижихучебнъх заведений

Как известно, под бизнес-инкубатором понимается специальный инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации деятельности предпринимателей, предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности государством. Главной задачей бизнес-инкубаторов является создание новых хозяйствующих объектов, либо реконструкция действующих с обеспечением надлежащей производственной базы с целью обретения ими финансовой и организационной самостоятельности. Бизнес-инкубаторы обладают возможностью внедрять на курируемых предприятиях, особенно малого бизнеса, конкурентоспособные инновационные технологии, к которым самостоятельно предприятия не могли бы получить доступ из-за финансовых, административных и прочих ограничений. Разработка и внедрение инновационных технологий в производственную практику требует участия в процессе проведения научно-прикладного исследования специалистов различных отраслей. Особенностью многих современных инновационных технологий является необходимость получения нового специального набора знаний и навыков, которые в настоящее время необходимы для использования в производственной сфере. В этом случае привлечение студентов старших курсов высших учебных заведений становится оправданной и необходимой мерой.

Необходимо отметить, что в экономически развитых странах широко практикуются формы технопарков для организации инновационного процесса. Технопарки представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных на льготных условиях в аренду венчурным (рисковым) фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей [3].

В последние годы в России, технопарки, как форма взаимодействия науки и производства, ориентированы на комплексное решение определенных проблем в научно-технической и социально-экономической сферах. Создание и поддержка научно-технологических парков позволяет обеспечить:

- постоянное внедрение научно-исследовательских разработок в производство;

- создание системы извлечения прибыли из результатов инновационной деятельности;

- сглаживание региональных диспропорций в развитии;

- возможности частичного решения проблем занятости.

В настоящее время, существует несколько разновидностей научно-технологических парков (технопарков), отличающихся соотношениями между исследовательскими и производственными функциями, объемом и сферой кооперации и т.п. В таблице 1 представлены основные виды технопарков с отражением их основных особенностей.

ЧИППКРО

Таблица 1

Характеристика основных видов научно-технологических парков [3]

Виды технопарков От л ич ит е ль ные о с о б е и н о ст и

Исследовательские парки - агломерация исследовательских подразделений промышленных компаний, группирующихся вокруг крупных научных центров, главным образом, университетов, - их деятельность связана с оказанием научных услуг, прежде всего, разработкой технических новшеств

Промышленные парки - объединения фирм, основанные на совместном использовании земельного участка, служебных помещений оказании некоторых видов услуг; - осуществляют помощь предприятиям в решении проблемы размещения производства в связи с ограниченностью пригодной дня промышленной застройки т еррит ории.

Грюндерские центры - являются разновидностью промышленных парков; - основное отличие состоит в том, что грюндерские центры предназначены дня стартовой помощи только предприятиям обрабатывающей промышленности

Инновационные (технологические) центры - являются разновидностью грюндерских центров; - характерная особенность концентрация в данных центрах фирм, специализирующихся на внедренческой деятельности в области высоких технологий

Анализ данных в таблице 1 свидетельствует о многообразии форм научно-технологических парков и возможностях реализации их деятельности в различных хозяйствующих объектах производственной сферы. Примером формирования стратегического альянса науки и бизнеса является инновационный центр -«Сколково», создание которого является в настоящее время приоритетной государственной задачей. Данный инноград «Сколково» создается с целью координации научно-исследовательских проектов.

Таким образом, в соответствии со своими задачами технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-технических программ и проектов, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, оценку степени риска этих предложений, оказывают содействие в проведении НИОКР и передаче их результатов

в производство. Они представляют инновационным предприятиям производственные площади, оборудование для проведения НИОКР, предлагают юридические, маркетинговые, хозяйственные и другие услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности [7].

Создание таких территориальных центров («полюсов») роста является одним из наиболее эффективных направлений как регионального развития экономики России, так и стратегического развития системы высшего профессионального образования с целью повышения его конкурентоспособности на российском и международном рынках образовательных услуг.

Кроме того, наряду с развитием технопарков, особое значение приобретает создание технополисов, которые обеспечивают среду для реализации направлений деятельности техно-

Грацинская ГМ, Швец ОЖ

Основные направления инновационного развития въишшхучебнъх заведений

парков. Основой любого технополиса является научно-исследовательский комплекс.

В отечественной экономике «полюсами роста» стали академгородки. В настоящее время в России действует свыше 50 академгородков (Томский, Санкт-Петербургский, Новосибирский, Зеленоградский, МГУ и др.), в которых работают более 900 малых инновационных и свыше 150 обслуживающих предприятий. Наиболее известным технополисом в России является Новосибирский академгородок.

В целом развитие технопарков и технополисов в России имеет особое значение для активизации инновационного потенциала высшей школы, так как обеспечивает условия для проведения поисковых и фундаментальных исследований, коммерциализации полученных результатов и продвижения готовой продукции на рынок.

Таким образом, для повышения эффективности инновационной деятельности в высшей школе России необходимо решить ряд проблем на федеральном, на региональном и муниципальном уровнях. Прежде всего, необходимо создать законодательную базу инновационной деятельности. С целью стимулирования процессов передачи технологий из университета конечному потребителю необходимы разработ -ка и принятие законопроектов по защите интеллектуальной собственности, внесение изменений и дополнений в налоговое законодательство.

В настоящее время особую роль в развитии инновационного потенциала высшего учебного заведения играет формирование инновационной инфраструктуры, которая будет обеспечивать внедрение инновационных разработок в экономику региона и страны в целом. Возможным решением данной задачи может стать создание в вузах структур, в компетенцию которых входит коммерциализация конечных результатов научно-исследовательских разработок с использованием маркетинговых технологий. Коммерциализация научных исследований охватывает несколько этапов: создание инновационного продукта и оформление прав на него, оценку стоимости данного актива, проведение маркетинговых исследований с целью продвижения продукта на рынок, реализацию инновационной разработки.

В ходе внедрения результатов исследовательского процесса особое внимание уделяется созданию опытного образца, с целью демонстрации его эксплуатационных характеристик для потенциальных покупателей. В данной ситуации представляется возможным использовать механизм аутсорсинга, который предусматривает передачу функций внешней компании-исполнителю от научно-исследовательского комплекса. Предусмотрено, что деятельность специалистов данной компании будет направлена на продвижение инновационного продукта на рынок. Таким образом, использование аут-сорсинговых услуг позволяет значительно снизить затраты и сократить срок реализации инновационного продукта.

Следовательно, дальнейшее развитие инновационного потенциала высших учебных заведений будет способствовать формированию национальной инновационной системы, адаптации существующей системы образования к рыночным условиям, повышению финансовой устойчивости вузов.

Литература

1. Постановление Правительства России от 13 июля 2009 г. № 550 «О конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный университет»» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.garant.ru

2. Указ Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. № 1172 «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах» // СПС «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.garant.ru

3. Береговой, В. А. Венчурный капитал -основа венчурного бизнеса [Текст] / В. А. Береговой // Инновации. - 2005. - № 1. - С. 68-72.

4. Губарьков, С. Инновационное развитие высшей школы России [Текст] / С. Губарьков // Проблемы теории и практики управления. -2010. - № 9. - С. 30-34.

5. Грацинская, Г. В. Влияние уровня и качества образования на формирование и величину человеческого капитала выпускников вуза [Текст] / Г. В. Грацинская, В. Ф. Пучков // Модернизация системы профессионального обра-

СОДЕЙСГв.

^ ч

ЧИППКРО

зования на основе регулируемого эволюционирования: Сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции: в 8 ч. - М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2010. - Ч. 2. - С. 86-91.

6. Грацинская, Г. В. Оценка эффективности инвестиций в высшее и дополнительное профессиональное образование [Текст] / Г. В. Гра-цинская, В. Ф. Пучков // Модернизация системы профессионального образования на основе

регулируемого эволюционирования: сборник трудов IX Всероссийской научно-практической конференции: в 6 ч. - М.; Челябинск: изд-во «Образование», 2010. - Ч. 1. - С. 157-160.

7. Швец, О. В. Маркетинговые коммуникации в сфере высшего профессионального образования [Текст] / О. В. Швец // Вестник Российской академии естественных наук. - 2010. -№ 3. - С. 101-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.