Научная статья на тему 'Высшее образование как фактор управления профессионализацией социальной работы'

Высшее образование как фактор управления профессионализацией социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бетурлакин Валерий Вячеславович

Целью данной статьи является рассмотрение процесса профессионализации социальной работы и факторов ее наиболее полноценного развития. Отмечается, что высшее образование в области социальной работы является одним из важнейших условий формирования новой для нашей страны профессии и ее дальнейшей институциализации в обществе. Развитие и воспитание профессиональных социальных работников будет иметь превалирующее влияние на социальную работу в целом, так как уровень профессии характеризуется, в частности, степенью подготовки профессиональных кадров. При этом высшее образование по социальной работе должно не только развиваться и реформироваться с учетом становящейся профессии, но и осваивать новые роли в социальном партнерстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Education as the Factor of Management of Social Work

The purpose of the article is to consider the social work professionalism process and factors of its most complete development. The higher education in the field of social work is believed to be one of the major formation conditions of a new profession in our country and its further institutionalization in the society. Social workers education will have prevailing influence on social work as a whole, because the level of profession is characterized by the level of professional staff training in particular. Thus, the higher education in this field should not only be developed and reformed according to evolving profession, but should also master new roles in social partnership.

Текст научной работы на тему «Высшее образование как фактор управления профессионализацией социальной работы»

дении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел, замещаемых по конкурсу, и Инструкции о порядке проведения конкурсов на замещение должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» [7]. Однако Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не предусматривает проведение конкурса на замещение вакантных должностей в органах прокуратуры. В результате конкурсного отбора претендентов имеется возможность трудоустройства лиц, максимально отвечающим требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам.

Как отмечает Д.Н. Бахрах, суть конкурса - подбор кандидатов на должности в порядке делового соперничества специалистов, обеспечивающего равные условия для всех претендентов. Важная особенность конкурса - самовыдвижение [8, с. 245]. Таким образом, целесообразно законодательно закрепить положение об организации конкурса при первоначальном приеме на работу, проводить конкурс на замещение должностей руководящего состава - меж-горрайпрокуроров и начальников отделов (управлений) в составе прокуратуры субъекта Федерации, - а также разработать порядок формирования конкурсных комиссий и проведения конкурса на замещение вакансий в органах и учреждениях прокуратуры РФ.

Библиографический список

1. СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472; 2007. - № 10. - Ст. 1151.

2. Настольная книга прокурора [Текст]. - М., 2002.

3. СЗ РФ. - 2000. - № 29. - Ст. 3001; № 33. - Ст. 3348; 2007. - № 2. - Ст. 360; № 10. - Ст. 1151.

4. Смирнов, А. Ф. Прокуратура и проблемы управления [Текст] / А. Ф. Смирнов. - М., 1997.

5. СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215; 2007. - № 10. - Ст. 1151.

6. Российская газета. 2005. 6 июля.

7. Сборник руководящих документов МВД РФ [Текст]. - СПб., 1996.

8. Бахрах, Д. Н. Административное право России [Текст] / Д. Н. Бахрах. - М., 2001.

В. В. Бетурлакин,

ассистент Балаковского института техники, технологии и управления (филиал Саратовского государственного технического университета)

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

^Возникновение в 1991 г. социальной работы в России и появление высшего образования в этой области - закономерное явление для развивающегося общества с целым комплексом насущных проблем, требующих профессионального решения. Тем не менее по настоящее время обнаружи-

вается множество стереотипов относительно того, что представляет собой социальная работа (обычно под ней подразумевают исключительно социальное обслуживание) и кто может ей заниматься (как правило, приводятся личностные характеристики, необходимые работнику, а не его уровень подготовки).

Разумеется, специалист по социальной работе должен обладать определенными «профессиональными» чертами: способностью к эмпатии, толерантностью, тактичностью, но это ни в коей мере не сможет заменить образовательную составляющую: «...чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность, недостаточно сочувствия людям, желания помочь, необходимы систематические знания.» [1, с. 227]. Профессионализм начинается со специального образования, которое дает индивиду определенный набор знаний и навыков, необходимых в профессии, знакомит с латентными нормами и профессиональными практиками, способствует усвоению профессионального это-са, предоставляет формальное подтверждение профессионального статуса в виде диплома и, следовательно, легитимизирует претензии профессионала на экспертное знание [2].

В социологии существуют различные взгляды на профессию и профессионализацию. Определяющим же профессию фактором является не сам факт получения вознаграждения за труд (т.е. не каждая деятельность, являющаяся источником дохода, - профессия), а наличие специфической подготовки исполнителя (образование с его символическими атрибутами) и собственно профессионализм, рассматриваемый как совокупность навыков, умений, технологий, профессиональной репутации [3, с. 118-119]. Обобщая признаки профессии, по которым ее можно отличить от других занятий, А. Гроссман выделял, например, такие: теоретическая основа и обязательное длительное изучение и обучение; автономия и саморегулирование в установке стандартов практики и содержания образования; больший престиж, влияние и финансовое вознаграждение по сравнению с другими занятиями [4]. Профессия является более сложным образованием, чем трудовая деятельность, и достигает своего статуса за счет определенного процесса - профессионализации.

Профессионализация в широком социальном смысле понимается как создание и развитие общественных институтов, а также правил и норм, связанных с формированием профессиональной структуры общества. В узком смысле процесс профессионализации означает формирование профессиональных групп, имеющих специфические интересы и ценности, а также профессиональных позиций и ролей. С функционалистской точки зрения профессионализацию можно представить как «позитивный процесс, способствующий осуществлению социальных преобразований таким образом, чтобы социальный конфликт и дезинтеграция оставались минимальными» [5, с. 60]. Есть все основания считать, что само существование такой профессии, как социальная работа, является критерием, по которому можно оценивать отношение государства к социальным проблемам.

При атрибутивном подходе к понятию профессионализации возникают вопросы: какой вид деятельности следует считать профессией; какие общие

черты должны присутствовать у деятельности, чтобы она могла считаться профессией? В этом ракурсе профессионализацию можно представить как процесс, посредством которого некая разновидность занятий может с успехом претендовать на статус профессии и, следовательно, на награды и привилегии, соответствующие этому статусу.

Между тем критические теории профессионализации не считают возможным ограничиться фиксированным набором атрибутов профессионализма -такая позиция выражена интерпретативным подходом к пониманию профессии, в соответствии с которым каждая профессия «озабочена» тем, чтобы удержать или захватить выгодное положение в стратификационной системе. Вследствие этого профессионализация оказывается процессом создания и контроля рынка определенных услуг, предоставляемых данной профессией, а в конечном итоге стремлением к высокому статусу и восходящей социальной мобильности самих профессионалов.

Профессионализация требует развития стандартов, под которыми понимаются прежде всего качественные критерии для социально-педагогической деятельности. Они должны быть определены как можно конкретнее, чтобы обеспечить надежность как внутри, так и вне учреждения. Наряду с подготовкой стандартов для социальной работы должны быть разработаны стандарты и для образования в этой области.

Высшее образование - один из важнейших факторов, оказывающих влияние на сложившуюся ситуацию в области институционализации социальной работы. С момента открытия в высших учебных заведениях специальности «Социальная работа» социальная работа как профессия получила дополнительную возможность для активного и полноценного развития (ведь одним из основополагающих элементов профессии выступает систематизированное знание [6, с. 107]), хотя оно до сих пор осложняется стереотипным и тривиальным восприятием данной профессии со стороны внешней среды. В частности, в России (и в ряде некоторых других стран) термин «социальная работа» трактуется как синоним понятия «социальные услуги» - в таких случаях люди, оказывающие клиентам уход на дому или работающие в учреждениях социального обслуживания, считаются социальными работниками, вне зависимости от того, какие функции они выполняют [7].

Хотя в настоящее время существует ряд проблем с общепринятой концепцией социальной работы, система образования постепенно формируется и совершенствуется в процессах наиболее продуктивной подготовки и выпуска качественно подготовленных специалистов. Для наиболее правильного представления о данной специальности необходимо взвешенно и глубоко анализировать опыт стран, где корпус специалистов формировался в течение десятков лет. Разумеется, отечественная практика не должна слепо копировать иностранные модели социальной работы, но следует учитывать, что именно мировой опыт - один из важнейших источников роста и развития этой профессии в нашей стране. Заимствование иностранных наработок и адаптация зарубежных моделей (в том числе и образовательных) к отечественным условиям вполне допустимы, если брать за основу не слепое копирование

чужих образцов, а адекватное принятие того лучшего, что может оказаться полезным для повышения качества высшего образования специалистов по социальной работе.

Тем не менее новые, стратегически значимые направления и подходы к системе подготовки студентов часто подменяются стандартными, в ряде случаев устаревшими или не имеющими значимости направлениями, методами и средствами обучения («предлагаемые и используемые нашими вузами образовательные концепции традиционны, многие методики и технологии обучения безнадежно устарели» [8, с. 144]). В этом кроется один из важнейших стратегических просчетов: в вузах воспитывают функционеров с заданным алгоритмом поведения и стереотипными реакциями, а смысл раскрытия индивидуальности личности остается в стороне, хотя такой аспект обязательно должен освещаться.

Социальный работник изначально должен быть настроен на возможность возникновения нестандартных ситуаций и быть готов реагировать на них как на естественный компонент своей работы, ведь социум представляет собой не статичное образование и часто бывает трудно спрогнозировать варианты поведения клиентов или объектов исследования, поэтому подготовка социального работника должна осуществляться с учетом того, что шаблонные установки не всегда действенны на практике. Специфика социальной работы и ее сложность заключаются в том, что эта деятельность относится прежде всего к человеку (в данном случае не принципиально: в группе, обществе или отдельно от всех), а каждая личность индивидуальна и требует своего подхода, который зависит как от самой проблемы, так и от ее контекста. Следовательно, предполагается неограниченная вариативность ситуаций, на которые сможет отреагировать только качественно подготовленный специалист.

Проблема профессиональной подготовки практических социальных работников представляется, в частности, в том, что возможности традиционной системы образования оказались весьма ограниченными для этой цели. Тем самым необходимо признать, что качество системы подготовки следует изучать как можно подробнее и реорганизовывать ее для приведения в соответствие с современными социальными запросами и задачами социальной политики [9, с. 23]. Кроме того, важно учитывать специфику данной учебной специальности как таковой, в связи с чем далее формирование контингента студентов уже должно быть другим - отличным от других вузов [10, с. 15] и исходящим из определенных критериев (умение общаться с людьми, толерантность, устремления и профессиональные ожидания [11, с. 56-57], ряд других качеств). Кроме того, при подготовке специалиста в области социальной работы нельзя ограничиться обычным педагогическим процессом, типичным для «обычного» вуза, «обычных» специальностей. Между тем именно в подобном подходе к обучению - в тотальной унификации - и видится главный недостаток отечественной системы образования, не изжившей стереотипность и догматичность советских стандартов подготовки, и консервативного, не вовремя реагирующего на требования реальности учебного плана, который допускает избыточную фрагментарность в подаче материала студентам. В содержании программ

многих дисциплин часто отсутствует ярко выраженная целевая направленность на профессию, не выделяются ведущие понятия, слабо выражены межпредметные и внутрипредметные связи, не отражена идея непрерывности и преемственности профессиональной подготовки. В результате выпускаемые специалисты социальной работы не всегда адекватно представляют те условия, в которых им придется работать, тем более что во время прохождения практики в социальных службах они иногда лишены возможности получать полноценную информацию.

Объединение усилий в оптимизации процесса профессионализации социальной работы как высшей школы, так и социальных служб в настоящее время крайне необходимо, поскольку в данном случае высшее образование выступает немаловажным фактором для институционализации социальной работы в обществе. Необходимо учитывать, что «отсутствие у социальных работников базовых знаний, конкретных умений и навыков приводит к тому, что в работе они ориентируются на свои душевные качества и житейский опыт... Это, в свою очередь, снижает профессионализм социальных работников, сдерживает процесс профессионализации социальной работы» [1, с. 227]. Все сводится к тому, что «интеграция академической подготовки и практической работы - это идеальная цель» [12, с. 261], которую требуется достигнуть, а для этого следует создать необходимые предпосылки. Трансформирование же образовательной сферы неминуемо скажется как на отдельном человеке, так и на социальной работе [13, с. 198] и на обществе в целом, поскольку все эти элементы взаимосвязаны и обусловливают модернизацию и трансформацию друг друга.

Для достижения нового качества образования социальных работников должны осуществляться конкретные меры, среди которых можно выделить: улучшение материально-технической базы высших учебных заведений, информатизацию образования и оптимизацию методов обучения, активное внедрение новых методик, формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования и в формировании заказа на подготовку специалистов. Немалая роль должна отводиться и взаимосвязи теории и практики во время обучения, поскольку в отечественных вузах при подготовке социальных работников слабо выражен элемент практической деятельности, хотя именно она (в комплексе с полноценной теорией) имеет определяющее значение в формировании специалиста-практика.

Помимо повышения качества подготовки будущих специалистов и действующего персонала социальных служб, полноценное формирование социальной работы может быть также достигнуто за счет достойного финансирования социальных служб и адекватной оплаты труда специалистов этой области. Это, в свою очередь, привлечет в данную сферу молодых специалистов и будет способствовать скорейшему продвижению современных технологий, разработке и внедрению новых методов. В результате от этого выиграет не только сама профессия, но и общество в целом.

1. Албегова, И. Ф. Институционализация социальной работы в современной России: теория и практика [Текст] : дис. ... д-ра социол. наук / И. Ф. Албегова. - Ярославль, 2005.

2. Абрамов, Р. Социальный анализ процессов профессионализации российских менеджеров [Текст] / Р. Абрамов // http://socnet.narod.ru/Rubez/16-17/Abramov.htm

3. Мостовая, И. В. Социальное расслоение: символический мир метаигры [Текст] / И. В. Мостовая ; Ин-т «Открытое общество». - М., 1996.

4. Grossman, A. Is professionalisation always to be desired? [Текст] / A. Grossman // http: www.rsa.org.uk/acrobat/grossman.pdf

5. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России [Текст] / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. - М., 2002.

6. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики [Текст] / под ред. Ш. Рамон. -М., 1997.

7. Кананоя, А. Основы социальной работы [Текст] / А. Кананоя // http: www.medicine.onego.ru

8. Бочарова, В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход [Текст] / В. Г. Бочарова. - М., 1999.

9. Селиверстова, О. Растет профессиональный уровень специалистов [Текст] / О. Селиверстова // Социальная работа. - 2003. - № 3.

10. Бочарова, В. Г. Развитие социального образования в России в контексте международного опыта [Текст] / В. Г. Бочарова // Обучение социальной работе: состояние и перспективы : материалы междунар. конгрессов Школ социал. работы. - М., 1997.

11. Кокс, Д. Подготовка социальных работников для борьбы с бедностью в развивающихся странах [Текст] / Д. Кокс // Обучение социальной работе: состояние и перспективы : материалы междунар. конгрессов Школ социал. работы. - М., 1997.

12. Ярская-Смирнова, Е. Р. Теория и практика социальной работы: исследование «скрытого знания» [Текст] / Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов // Антропология профессий : сб. науч. ст. - Саратов, 2005.

13. Уилкинсон, Э. Внедрение технологий в преподавание социальной работы [Текст] / Э. Уилкинсон // Обучение социальной работе: состояние и перспективы : материалы междунар. конгрессов Школ социал. работы. - М., 1997.

А.М. Илюшин,

преподаватель Саратовской государственной академии права

ИГРОВЫЕ АСПЕКТЫ НАУКИ

I I аучная теория хотя и обусловлена опытом, но непосредственно не может быть получена из индуктивного обобщения опытных данных. На чрезвычайную важность этого обстоятельства неоднократно обращали внимание классики современного естествознания. В частности, А. Эйнштейн расценивал его как основной методологический урок, который должен извлечь физик-теоретик из исторического развития науки [1, с. 9].

Классическая субъектно-объектная модель познания была в свое время вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.