Научная статья на тему 'Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития'

Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3771
331
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSION OF SOCIAL WORKER / PROFESSIONAL GROUP / PROFESSIONALIZATION / SOCIAL WORK / ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шило Александра Сергеевна

Статья представляет собой обобщение результатов теоретического и эмпирического социологического исследования процесса развития профессии социального работника в современных условиях, который на основании функционалистского подхода рассматривается на двух уровнях: институциональном и уровне межличностного взаимодействия социальных работников и представителей смежных профессий (врачей, педагогов, юристов). На основании анализа нормативно-правовых документов, результатов опроса (N=410) и интервью с социальным работниками (N=18), интервью со специалистами, взаимодействующими с социальными работниками (N=16), выделено две группы противоречий: с одной стороны, связанные с институциональной ролью социальной работы в современном обществе, а с другой определяемые характером взаимодействия социальных работников и представителей других профессий в процессе реализации своих профессиональных ролей. Констатируется проблема самодостаточности профессионального статуса социальной работы. Данные противоречия представлены как факторы развития профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL WORK PROFESSION IN RUSSIA: CONTRADICTIONS OF THE MODERN DEVELOPMENT STAGE

The article summaries the results of theoretical and empirical sociological study of the social work profession development process in modern conditions. The process is analyzed in functionalist’s approach on two levels: institutional and level of interpersonal interaction between social workers and agents of related professions, such as medical, educational workers, lawyers. Two groups of contradictions were determined, based on the analysis of regulatory framework, poll results and interview of social workers, interview of specialists communicating with social workers. The first group of contradictions is related with institutional role of the social work profession in modern society. Others rise from the character (nature) of communication between social workers and related professional agents during the implementation of their occupational roles. The problem of self-sufficiency of social work professional status is stated. These contradictions are considered as factors of the social work development.

Текст научной работы на тему «Профессия социального работника в России: противоречия современного этапа развития»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-6-11 УДК 316.4.06

ПРОФЕССИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В РОССИИ: ПРОТИВОРЕЧИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ

Шило А.С.

Статья представляет собой обобщение результатов теоретического и эмпирического социологического исследования процесса развития профессии социального работника в современных условиях, который на основании функционалистского подхода рассматривается на двух уровнях: институциональном и уровне межличностного взаимодействия социальных работников и представителей смежных профессий (врачей, педагогов, юристов).

На основании анализа нормативно-правовых документов, результатов опроса (N=410) и интервью с социальным работниками (N=18), интервью со специалистами, взаимодействующими с социальными работниками (N=16), выделено две группы противоречий: с одной стороны, связанные с институциональной ролью социальной работы в современном обществе, а с другой - определяемые характером взаимодействия социальных работников и представителей других профессий в процессе реализации своих профессиональных ролей. Констатируется проблема самодостаточности профессионального статуса социальной работы. Данные противоречия представлены как факторы развития профессии.

Ключевые слова: профессия социального работника; профессиональная группа; профессионализация; социальная работа.

SOCIAL WORK PROFESSION IN RUSSIA: CONTRADICTIONS OF THE MODERN DEVELOPMENT STAGE

Shilo A.S.

The article summaries the results of theoretical and empirical sociological study of the social work profession development process in modern conditions. The process is analyzed

in functionalist's approach on two levels: institutional and level of interpersonal interaction between social workers and agents of related professions, such as medical, educational workers, lawyers.

Two groups of contradictions were determined, based on the analysis of regulatory framework, poll results and interview of social workers, interview of specialists communicating with social workers. The first group of contradictions is related with institutional role of the social work profession in modern society. Others rise from the character (nature) of communication between social workers and related professional agents during the implementation of their occupational roles. The problem of self-sufficiency of social work professional status is stated. These contradictions are considered as factors of the social work development.

Keywords: profession of social worker; professional group; professionalization; social work.

Введение

Актуальность исследования процесса развития профессии социального работника связана с возрастающей ролью данного института в решении социальных проблем, что наряду с переходом России к статусу социального государства определяет потребность в осмыслении природы и закономерностей существования помогающих профессий, к которым и относится социальная работа.

Предметом нашего исследования стали противоречия современного этапа развития профессиональной социальной работы в России. Цель исследования - на основании социологического подхода выделить и проанализировать совокупность специфических условий становления и развития профессии социального работника в современной России, которые определяют направленность, характер и актуальные противоречия данного процесса.

Методология и методы исследования

Социологическая методология изучения процесса развития профессии представлена как классическими (функционалистский, веберианский), так и современными (неовеберианский, интеракционистский) подходами, которые объединены стремлением авторов определить, во-первых, границы профессии как исследуемого явления, во-вторых, движущие силы и механизмы этого процесса, в-третьих, направленность и содержание стадий или этапов развития. Категория развития охватывает качественные изменения объектов, выражающиеся в преобразовании их внешних и внутренних связей [2, с. 577]. Таким образом, профессии, выступая

элементами социальной системы, развиваются вместе с обществом и общественными отношениями. Целесообразно предположить, что характер развития профессий в таком случае определяется сложностью, направленностью и качеством этих самых связей.

Определяя продуктивность того или иного подхода к анализу развития профессии социального работника, мы исходили из следующих принципов:

■ современное понимание профессии как социального феномена связано с представлением о ее развитии в единстве разных сторон и форм жизнедеятельности [1];

■ профессиональный характер социальной работы может быть определен только в отношении данной профессии с другими социальными институтами и профессиями;

■ изучение процесса развития профессии социального работника должно происходить с учетом тех специфических социокультурных, социально-политических и экономических условий, которые сложились в нашей стране.

Таким образом, методологические предпосылки нашего исследования строятся на основании системного подхода как общеметодологического, функционального подхода к развитию профессии, заложенного в работах Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, А. Флекснера, развиваемых П. Сорокиным, Т. Парсонсом, а так же на современных представлениях о природе профессии, представленных в работах Э. Эбботта, Дж. Иветтс, Ч. МакКлеланд, О.И. Шкаратана, Г.Б. Кора-блевой, В.А. Мансурова, что в совокупности с актуальными исследованиями профессиональной социальной работы М. Пэйна, Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова, А.В. Старшиновой позволяет представить развитие профессии социального работника в двух взаимосвязанных измерениях: с одной стороны, как институционализацию системы социальных отношений, ориентированных на содействие индивиду или группе индивидов в преодолении объективных и субъективных затруднений социального функционирования, а с другой - как обособление системы трудовых функций на основе специфических способов теоретического конструирования и практического разрешения трудной жизненной ситуации клиента.

На основании сформулированных принципов социологического анализа процесса развития профессии социального работника в современных условиях мы выделили две группы противоречий, определяющих предметное поле нашего исследования.

Во-первых, противоречия, связанные с институциональной ролью социальной работы в современном обществе и проявляющиеся в нормативной сфере, объединяющей как формально-правовые, так и ценностно-идеологические предпосылки развития профессии.

Во-вторых, противоречия, характеризующие развитие социальной работы в системе помогающих профессий и определяемые характером сформировавшихся отношений, опосредующих взаимодействие социальных работников и представителей других профессий в процессе реализации своих профессиональных ролей. Данная группа противоречий обозначена нами как существующая в пределах организационно-профессиональной сферы. Актуальность данного направления исследования подтверждают и усиление внимания исследователей к таким аспектам развития профессии, как институционализация, роль организаций в процессе развития профессий. Так, зарубежные авторы отмечают важность организационного контекста как ключевого аспекта современных сценариев профессионализации [11, с. 704].

Исходя из предложенной методологии исследования нами были использованы метод информационно-целевого анализа документов нормативно-правого характера, определяющих траектории развития профессии и систему требований к профессионализму, этическому облику, личности профессиональных социальных работников; количественный метод социологического опроса социальных работников и специалистов по социальной работе г. Екатеринбурга и Свердловской области (число респондентов 410 человек); качественный метод - формализованное интервью со специалистами по социальной работе (18 интервью) и с представителями смежных профессий, взаимодействующих с социальными работниками (16 интервью). Исследование было проведено в период с 2011 по 2014 год в г. Екатеринбурге. Результаты опроса обработаны в программе Vortex.

Результаты

Социальная работа как профессия направлена на достижение цели - способствовать общественным изменениям и развитию, содействовать социальной сплоченности и укреплению способностей к самостоятельному функционированию людей в обществе [10]. Зарубежные исследователи отмечают, что социальная работа является одной тех профессий, которые наряду с профессиями учителя, бухгалтера, журналиста представляют особый интерес для социологи [8]. С точки зрения структурно-функционального анализа эта функция может быть обозначена как интеграция, т.е. сохранение социального порядка. Поскольку институт социальной работы в нашей стране относительно молод и может быть представлен как приемник существовавшей в СССР системы социального обеспечения [4], то возникает вопрос относительно самодостаточности и идентификации социальной работы как системы социальных отношений, нацеленных на оптимизацию социального функционирования индивидов и групп.

На начальном этапе развития профессии движущие силы данного процесса были определены противоречием между пониманием сущности социальной работы как системы соци-

альных отношений и необходимостью ее конкретизации через определенные трудовые функции. Попытка ввести социальную работу в систему отечественных профессий была предпринята в конце 1980 - начале 1990-х гг.: через принятие ряда нормативно-правовых актов (Закон СССР от 11.12.1990 № 1826-1 «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», Закон СССР от 16.04.1991 № 2114-1 «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», Постановление Совмина РСФСР от 07.02.1990 № 42 «О мерах по улучшению социального обслуживания инвалидов в РСФСР», Постановление Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 № 92 «О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе» и др.), создавших функциональную нишу для новой профессии. В 1991 году были определены тарифно-квалификационные характеристики специалиста по социальной работе.

Поскольку становление профессии социального работника происходило в условиях преобладания административных решений, т.е. «сверху», закрепление трудовых функций на нормативном уровне можно рассматривать как важный механизм данного процесса. В начале 1990-х годов специалист по социальной работе получил предельно широкие полномочия, которые включали в себя как выявление и оказание социальной поддержки гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, так и работу по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи, соблюдению санитарно-гигиенических норм, мер противопожарной защиты, предупреждению бытового и дорожно-транспортного травматизма, правонарушений [2]. Исходя из анализа нормативно-правовых документов того периода можно сделать вывод, что социальная работа была ориентирована на решение острейших социальных проблем, однако, отсутствовала четкость и определенность в понимании границ данной профессии. Таким образом, можно констатировать рассогласованность между функциональным назначением института социальной работы и теми трудовыми функциями, которые конкретизировали ее содержание.

Дальнейшее развитие профессии сопровождалось разнонаправленными процессами: с одной стороны, конкретизировалось содержание профессии и усиливалась специализация (что нашло отражение в редакции тарифно-квалификационных характеристик 1994 г., а так же в Приказе Минздравмедпрома России от 30.10.95 № 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи», Постановлении Минтруда России от 24.04.1996 №24 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетных организаций Комитета Российской Федерации по делам мо-

лодежи» и др.), а с другой - по прежнему, отсутствовали четкие границы профессии. В частности это можно наблюдать через тенденцию отождествлять помощь, оказываемую людям в различных ситуациях, с социальной работой (например, благотворительность, социальное служение церкви). Словосочетание «социальный работник» хоть и прочно вошло в обиход, но не связано со специфическим набором профессиональных ролей. Складывавшаяся на протяжении 1990-2000-х гг. отраслевая принадлежность социальной работы к системе социального обслуживания населения, а так же сфере здравоохранения, защиты детства усиливала этот эффект рассогласованности. Следствием этой ситуации стала проблема «подминания» функций социальной работы и самодостаточности ее профессионального статуса. Особенно интересным выглядит данный факт, если рассматривать его в контексте мировых тенденций развития профессии социального работника. Опираясь на результаты зарубежных исследований можно так же констатировать проблему доминирования, например, медицинской профессии над социальной работой, при этом актуализируется проблема маргинализации социальной работы как профессии [9, с. 28-38].

Опрос социальных работников и специалистов по социальной работе (N=410) показал, что каждый четвертый не считает социальную работу самостоятельной профессией, что в сочетании с размытостью границ профессиональной компетенции социальных работников может означать трудности в идентификации социальной работы как профессии.

Преодоление данного противоречия выражается в выработке и согласовании общепринятого представления (на разных уровнях) о сущности профессии социального работника, что создавало бы оптимальные условия для ее развития. Существенными шагами в данном направлении стало принятие в 2013 г. Профессиональных стандартов социального работника и специалиста по социальной работе. Однако, по-прежнему, отсутствуют федеральные законы, которые бы устанавливали статус социальной работы и социальных работников.

Таким образом, предпосылки развития профессии социального работника в нормативно-правовой сфере заложили основания для группы противоречий, проявление которых можно зафиксировать в организационно-профессиональной среде.

Одним из факторов, определяющих характер развития профессии социального работника в современных условиях, является противоречие между объективной потребностью в комплексном подходе к решению социальных проблем индивидов как основе функционального назначения социальной работы и достижением (поддержанием) самодостаточного профессионального статуса социальных работников и специалистов по социальной работе, основанно-

го на специфических способах теоретического конструирования и практического разрешения трудной жизненной ситуации клиента.

Профессия социального работника возникла на стыке таких видов профессиональной деятельности, как педагогика, психология, медицина и юриспруденция, что изначально предопределило пограничный профессиональной статус социальных работников. Вместе с этим главной отличительной особенностью профессиональной помощи со стороны социального работника выступает комплексный подход к решению проблемы клиента, т.е. ориентация не на составляющие его проблемы, а на ситуацию клиента в целом. Такой подход принят и развивается в большинстве стран, где существует институт социальной работы. Отечественная система профессионального образования так же реализует этот подход в процессе подготовки социальных работников. Ранее мы зафиксировали проблему формирования функциональной специфичности профессии социального работника [5], к проявлениям которой можно отнести, во-первых, дублирование социальными работниками функций психологов, врачей, юристов и педагогов; во-вторых, недостаточно четко определенный круг профессиональных обязанностей, включающий в себя, по мнению самих специалистов, нехарактерные для них роли; в-третьих, неустойчивый профессиональный авторитет социальных работников.

Исходя из представления о том, что профессии не изолированы друг от друга, а находятся во взаимосвязанной системе [7], можно предположить, что характер этого взаимодействия является индикатором положения профессии. Как опрос (N=410), так и интервью со специалистами по социальной работе (N=18) показали, что реализация ими своих трудовых функций нередко предполагает взаимодействие с представителями самых разных профессий. Более 70% опрошенных социальных работников и специалистов по социальной работе сталкивались с необходимостью объяснять свои полномочия и задачи другим специалистам. Таким образом, это взаимодействие отчасти опосредовано неосведомленностью или искаженным понимание сущности профессиональной социальной работы со стороны других профессионалов: «другие специалисты, как мне кажется, мало понимают, чем мы занимаемся (педагоги и прочие), они понимают, что мы занимаемся чем-то полезным и важным, а чем конкретно - темный лес» (специалист по социальной работе, стаж работы 5 лет); «в учреждении... Они не понимают, для чего я необходима в данном учреждении»; «Есть две категории людей и две категории коллег, которые считают, что это бесполезная деятельность, которая вообще никому не нужна, а зачем она здесь существует - им не понятно. А есть те, кто постоянно обращается либо за советом, либо за помощью, либо у них есть семьи, которые пришли на прием, и они знают, что у них вот такие и такие проблемы, и они могут направить их ко мне» (специалист по социаль-

ной работе, стаж 10 месяцев). Таким образом, актуальной темой исследования является анализ представлений о профессии социального работника, которые характерны для представителей смежных профессий, в системе которых социальная работа и пытается обрести свой профессиональный статус.

В рамках нашего исследования мы проанализировали интервью с представителями тех профессий, которые по долгу своей службы взаимодействуют с социальными работниками: всего было проведено 16 интервью (в качестве респондентов выступили представители юридической, педагогической профессии, а так же психологи, представители общественных организаций и руководители социальных служб разного уровня г. Екатеринбурга). Из результатов интервью можно сделать следующие выводы.

Во-первых, представление о сущности профессии социального работника формируется у представителей других профессий на основании личного опыта взаимодействия, т.е. респонденты лучше были осведомлены о тех аспектах профессии, которые могли наблюдать лично. Чаще всего назначение профессии они связывают с помощью различным категориями населения в сложных ситуациях. Хотя большинство опрошенных респондентов представляют социальную работу как профессиональную помощь в решении трудной жизненной ситуации клиента, нередко представление о профессии включает в себя и такие стереотипы, как «нести добро в общество», «помощь обездоленным», «сущность социальной работы заключается в помощи больным и немощным гражданам, которые ничего не могут сделать сами». Опрошенные специалисты осознают специфический образ профессии социального работника, осведомлены о низках заработных платах в этой сфере и называют эту работу «непрестижной, но важной».

Во-вторых, опрошенные специалисты указали, что социальные работники выполняют множество самых разных функций, а так же, что у них и социальных работников есть общие функции: «Много где пересекаются функции социального работника и, например, социального педагога. Точки соприкосновения можно найти и с другими профессиями, это и медицина, и педагогика (если он работает с детьми), и психология и различные юридические структуры» (учредитель одного из волонтерских движений г. Екатеринбург, стаж 4 года); «... Я бы сравнила такие функции [речь идет о функциях социальных работников - прим.] с функциями адвоката, ведь он тоже защищает интересы клиента» (судья, стаж 10 лет); «Например, первичное консультирование по разным вопросам, в том числе и правовым, социальные работники тоже могут проводить, что и делают. Они могут быть как юристами, так и психологами, экономистами, врачами... отчасти, конечно» (юрист, стаж 6 лет). Однако никто из респон-

дентов не отметил, что социальная работа как профессия основана на комплексном подходе. Скорее респонденты отмечали разброс функций, даже их некоторую бессистемность. Так один из респондентов отметил, что «социальный работник обладает обширными функциями, начиная от мытья пола, и заканчивая управлениями конкретными отделами» (руководитель социальной службы, стаж 15 лет).

В-третьих, в представлениях респондентов о социальном работнике как профессионале доминирует установка, что это прежде всего «добрые люди», обладающие должными личностными качествами и опытом, в то время как образование и специальные навыки являются менее востребованными. Так респонденты отмечали, что «особых теоретических знаний, я думаю, нет. На результативность больше влияет практика (юрист, стаж 5 лет); «наличие высшего образования, конечно, положительно повлияет на работу, однако, практика затмевает все знания» (юрист, стаж 6 лет); «профессиональное образование важно, но не скажу, что обязательно. Например, обученный волонтер может запросто выполнять обязанности социального работника, кроме бюрократических моментов разве» (учредитель волонтерского движения, стаж 4 года); «мне кажется это необязательно [иметь высшее образование]. В этой работе важны именно человеческие качества, о которых я уже говорила: доброта, отзывчивость, сострадание» (психолог, стаж 10 лет). Хотя встречались и мнения, что важно именно сочетание профессиональных знаний психологии, медицины и др. и личностных качеств.

Остается открытым вопрос о том, как такая ситуация влияет на эффективность работы социальных работников, каким образом они преодолевают подобное отношение и выстраивают плодотворное сотрудничество с другими специалистами. Тем не менее результаты нашего исследования в определенной степени подтверждают наше предположение о наличии проблемы самодостаточности профессионального статуса социальной работы как профессии и социальных работников. Безусловно данную ситуацию так же можно объяснить и специфической организационной культурой социальных учреждений, проблемами межведомственного взаимодействия, отсутствием целенаправленных действий по формированию имиджа профессии социального работника, доминированием в общественном мнении искаженного образа социального работника и др. Тем не менее эта ситуацию может быть обозначена как барьер развития профессии.

Проблема самодостаточности профессионального статуса социальной работы характерна не только для России: многие страны, в том числе США столкнулись с этим барьером развития профессии, преодоление которого было связано с накоплением опыта профессионального разрешения социальных проблем и конструированием общего концептуального подхода, в основе

которого лежал принцип холизма - целостности и неразрывности (взаимосвязанности) индивидуальных особенностей клиента социальной работы и условий его жизни, окружающей среды [12].

Таким образом, статус профессии в значительной степени базируется на научно обоснованных (т.е. рациональных и объективных) способах преодоления сложной ситуации клиента. В то же время в нашей стране сложились такие специфические условия развития профессии, что такой механизм развития профессии функционирует достаточно слабо. Рассматривая обособление системы трудовых функций на основе специфических способов теоретического конструирования и практического разрешения трудной жизненной ситуации клиента как аспект развития профессии, мы выделили противоречие между необходимостью теоретического обоснования процесса решения социальных проблем как условием развития профессии и сформировавшейся практикой социальной работы, ориентированной преимущественно на опыт и повседневное знание.

Предпосылки этой ситуации связаны с характерными особенностями зарождения профессии в начале 1990-х гг., когда ввиду отсутствия профессионально подготовленных людей, а также вследствие зарождающегося статуса теории социальной работы, должности социальных работников и специалистов по социальной работе занимали люди с самым разным образованием и профессиональным опытом, не обладающие знаниями в области теории социальной работы. Преодолеть последствия этого периода не удалось до сих пор: сохраняется тенденция, когда социальные работники имеют совершенно иную профессиональную подготовку и слабо ориентированы на применение теоретических знаний.

Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов указывали в своих исследованиях, во-первых, на специфическое понимание теории самими социальными работниками (например, отождествление теоретических знаний с правовыми нормами), во-вторых, на существование целого пласта теоретических знаний, пока не востребованных профессией в силу отсутствия организационных условий для их реализации [6].

Результаты нашего исследования указывают на факт преобладания среди социальных работников и специалистов по социальной работе людей без профильного образования по социальной работе (63 %). В ходе анализа данных опроса удалось так же выявить тенденцию, что не все представители профессии считают профессиональное образование фактором эффективности своей деятельности. Наряду с теоретическими знаниями социальные работники и специалисты по социальной работе отмечали значимость таких факторов как жизненный опыт (обозначили в качестве фактора эффективности 40,5 %) и умение импровизировать (45,6 %).

Опрошенные специалисты отмечали, что важным фактором успеха в профессиональной деятельности является творческий подход («Не надо ничего бояться. Смелость, конечно. Смелость и творчество» специалист по социальной работе, заведующая отделением, женщина, 31 год, опыт работы 9 лет; «Самое главное [для специалиста - прим. наше] ответственность, исполнительность, доброта и творчество» (специалист по социальной работе, женщина, 33 года, опыт работы 15 лет). В то же время, данные свидетельствуют, что наличие профессионального образования по социальной работе положительно коррелирует с профессиональным авторитетом специалиста, позволяя ему в случае спорной ситуации чаще отстаивать свое профессиональное мнение и принимать решения более самостоятельно, что по нашему мнению, указывает на перспективы преодоления противоречий развития профессии социального работника в современных условиях.

Выводы

Таким образом, выявленные тенденции развития социальной работы на современном этапе, позволяют охарактеризовать процесс становления профессии как противоречивый и разнонаправленный, существенными факторами которого являются противоречия двух уровней: институционального и организационно-профессионального. Барьерами развития профессии остаются рассогласованность в понимании сущности социальной работы, специфический профессиональный статус социальных работников, а так же недостаточно выраженные предпосылки обретения социальной работой статуса самостоятельной профессии.

Список литературы

1. Кораблева Г.Б. Становление подходов к социологии профессий в России // Социологические исследования. 2013. № 1. С. 109-117.

2. Постановление Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 года № 92 О дополнении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и об установлении должностных окладов специалистов по социальной работе. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=18715 (дата обращения 1.07.2015).

3. Современный философский словарь / Под общ. ред. д.ф.н., проф. В.Е. Кемерова. - М.: Академический проект, 2004. 864 с.

4. Старшинова А.В. Идеология социальной работы: понятие и противоречия развития // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012.

№ 4(12). URL: http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/4/starshinova.pdf (дата обращения 15.06. 2015).

5. Шило А.С. Социальная работа в системе помогающих профессий: проблема формирования функциональной специфичности профессии // Системная интеграция в здравоохранении. 2012. № 4. С. 60-68. URL: http://www.sys-int.ru/ru/journals/2012/4-18/socialnaya-rabota-v-sis-teme-pomogayushchih-professiy-problema-formirovaniya (дата обращения 10.06.2015).

6. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Феноменология профессионализма: практическое знание в социальной работе // Человек. Сообщество. Управление. 2006. №2. С. 35-50.

7. Abbott A. (1988) The System of Professions. - Chicago, IL: University of Chicago Press.

8. Addams L.T. (2015) Sociology of professions: international divergences and research directions. Work, employment and society. Vol. 29, no. 1, pp. 154-165. DOI: 10.1177/0950017014523467.

9. Beddoe L. (2013) Health social work: Professional identity and knowledge. Qualitative Social Work. Vol. 12, no. 1, pp. 24-40. DOI: 10.1177/1473325011415455.

10. Global definition of social work. Official website of IFSW. URL: http://ifsw.org/get-involved/ global-definition-of-social-work/ (accessed June, 10, 2015).

11. Muzio D., Brock M.D. and Suddaby R. (2013) Professions and Institutional Change: Towards an Institutionalist Sociology of the Professions. Journal of Management Studies. Vol. 50, no. 5, pp. 699-721. DOI: 10.1111/joms.12030.

12. Ramsay R. Is Social Work a Profession? A 21st Century Answer to a 20th Century Question: Futurist paper presented to the 100th anniversary of Canadian Association of Social Workers (CASW). Unpublished paper. URL: http://people.ucalgary.ca/~ramsay/papers/is-social-work-a-profession.htm (accessed June, 10, 2015).

References

1. Korableva G.B. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], no. 1 (2013): 109-117.

2. Postanovlenie Goskomtruda SSSR ot 23 aprelya 1991 goda № 92 O dopolnenii kvalifikatsion-nogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh i ob ustanovlenii dol-zhnostnykh okladov spetsialistov po sotsial'noy rabote. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=ESU;n=18715 (accessed July, 1, 2015).

3. Sovremennyy filosofskiy slovar' [Modern philosophical dictionary]. - Moscow: Akademicheskiy proekt, 2004. 864 p.

4. Starshinova A.V. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern Research of Social Problems], 4, no. 12 (2012) http://sisp.nkras.rU/e-ru/issues/2012/4/starshinova.pdf (accessed June, 15, 2015).

5. Shilo A.S. Sistemnaya integratsiya v zdravookhranenii [System Integration in Health Care], no. 4 (2012) URL: http://www.sys-int.ru/ru/journals/2012/4-18/socialnaya-rabota-v-sisteme-pomogay-ushchih-professiy-problema-formirovaniya (accessed June, 10, 2015).

6. Yarskaya-Smirnova E.R., Romanov P.V. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie. [Human. Community. Management], no. 2 (2006): 35-50.

7. Abbott A. (1988) The System of Professions. - Chicago, IL: University of Chicago Press.

8. Addams L.T.(2015) Sociology of professions: international divergences and research directions. Work, employment and society. Vol. 29, no. 1, pp. 154-165. DOI: 10.1177/0950017014523467.

9. Beddoe L. (2013) Health social work: Professional identity and knowledge. Qualitative Social Work. Vol. 12, no. 1, pp. 24-40. DOI: 10.1177/1473325011415455.

10. Global definition of social work. Official website of IFSW. URL: http://ifsw.org/get-involved/ global-definition-of-social-work/ (accessed June, 10, 2015).

11. Muzio D., Brock M.D. and Suddaby R. (2013) Professions and Institutional Change: Towards an Institutionalist Sociology of the Professions. Journal of Management Studies. Vol. 50, no. 5, pp. 699-721. DOI: 10.1111/joms.12030.

12. Ramsay R. Is Social Work a Profession? A 21st Century Answer to a 20th Century Question: Futurist paper presented to the 100th anniversary of Canadian Association of Social Workers (CASW). Unpublished paper. URL: http://people.ucalgary.ca/~ramsay/papers/is-social-work-a-profession.htm (accessed June, 10, 2015).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Шило Александра Сергеевна, ассистент кафедры социальной работы Уральский федеральный университет им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина пр. Ленина, 51, г. Екатеринбург, 620000, Россия nobel2023@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Shilo Alexandra Sergeevna, assistant

Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin

51, Lenina street, Ekaterinburg, 620000, Russia

nobel2023@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.