Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИЖЕВСКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ'

ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИЖЕВСКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МУЗЫКАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАФЕДРА МУЗЫКАЛЬНОГО И СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА / HIGHER MUSICAL EDUCATION / THREE-LEVEL SYSTEM OF MUSICAL EDUCATION / MUSICAL AND CULTURAL ENVIRONMENT / UDMURT STATE UNIVERSITY / MUSICAL AND SCENIC ART DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Штенникова Елена Геннадьевна, Нуриева Ирина Муртазовна

Цель исследования - определить особенности формирования и развития высшего музыкального образования в Удмуртии и обозначить проблемы подготовки специалистов. В статье характеризуются основные исторические этапы становления и развития высшего музыкального образования в Ижевске, оценивается деятельность кафедры музыкального и сценического искусства, созданной при Институте искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, как первой и единственной в столице Республики структуры высшего музыкального образования. Научная новизна заключается в обобщении исторического опыта и выявлении современных проблем в сфере высшего музыкального образования в Ижевске. В результате показан опыт интегрирования бывшего заводского поселка Ижевский завод в музыкально-образовательное и музыкально-исполнительское пространство Урало-Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER MUSICAL EDUCATION IN IZHEVSK: HISTORY AND MODERNITY

The research objectives are as follows: to identify specificity of higher musical education development in Udmurtia and to reveal problems in this sphere. The paper describes the basic stages of higher musical education development in Izhevsk, analyses activity of the Musical and Scenic Art Department established in the Institute of Arts and Design of the Udmurt State University, emphasizes the fact that it was the first and the only higher musical education institution in the capital city. The authors summarize historical experience and identify topical problems of the regional higher musical education, which constitutes scientific originality of the study. The research findings are as follows: the authors reveal experience of integration of the former industrial settlement “Izhevsk Plant” into musical-educational and musical-concert space of the Ural-Volga region.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИЖЕВСКЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ»

грогпото Манускрипт • Manuscript

2020. Том 13. Выпуск 12. С. 289-294 | 2020. Volume 13. Issue 12. P. 289-294

ISSN 2618-9690 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): manuscript-journal.ru

RU

Высшее музыкальное образование в Ижевске: история и современные вызовы

Штенникова Е. Г., Нуриева И. М.

Аннотация. Цель исследования - определить особенности формирования и развития высшего музыкального образования в Удмуртии и обозначить проблемы подготовки специалистов. В статье характеризуются основные исторические этапы становления и развития высшего музыкального образования в Ижевске, оценивается деятельность кафедры музыкального и сценического искусства, созданной при Институте искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, как первой и единственной в столице Республики структуры высшего музыкального образования. Научная новизна заключается в обобщении исторического опыта и выявлении современных проблем в сфере высшего музыкального образования в Ижевске. В результате показан опыт интегрирования бывшего заводского поселка Ижевский завод в музыкально-образовательное и музыкально-исполнительское пространство Урало-Поволжья.

EN

Higher Musical Education in Izhevsk: History and Modernity

Shtennikova E. G., Nurieva I. M.

Abstract. The research objectives are as follows: to identify specificity of higher musical education development in Udmurtia and to reveal problems in this sphere. The paper describes the basic stages of higher musical education development in Izhevsk, analyses activity of the Musical and Scenic Art Department established in the Institute of Arts and Design of the Udmurt State University, emphasizes the fact that it was the first and the only higher musical education institution in the capital city. The authors summarize historical experience and identify topical problems of the regional higher musical education, which constitutes scientific originality of the study. The research findings are as follows: the authors reveal experience of integration of the former industrial settlement "Izhevsk Plant" into musical-educational and musical-concert space of the Ural-Volga region.

Проблеме музыкального образования в Удмуртии посвящено несколько работ [1; 2; 7]. В них авторы исследуют пути становления и развития музыкальной культуры и образования на территории Вятского края, начиная со второй четверти XIX века, а также вопросы музыкального образования детей и юношества в Удмуртской Республике в XXI веке. Авторы настоящей статьи, продолжая затронутую выше тему музыкального образования в регионе, акцентируют свое внимание на проблемах подготовки специалистов с высшим образованием в области музыкального искусства в столице Удмуртской Республики Ижевске.

Данное исследовательское направление еще не было предметом отдельного изучения, что и обусловило актуальность настоящей статьи. Общий кризис музыкального образования в стране, который в XXI веке инспирировал постановку вопроса: музыкальное образование - это роскошь или необходимость, усугубляется локальными проблемами: отсутствием устойчивых музыкально-исполнительских традиций в городе и, как следствие, - периферийным положением столицы Удмуртии на музыкальной карте региона. Кроме того, необходимость высшего музыкального образования, которое уже удовлетворяет потребность в кадрах на территории всей Республики и за ее пределами, до сих пор еще оспаривается в некоторых консервативных кругах.

При написании статьи авторы поставили следующие задачи: охарактеризовать основные исторические этапы формирования и развития высшего музыкального образования в Ижевске; провести анализ современного периода и показать перспективы дальнейшего развития образовательного процесса; дать оценку деятельности сформированной при Институте искусств и дизайна Удмуртского государственного университета кафедры музыкального и сценического искусства как первой и единственной в столице Республики структуре высшего музыкального образования.

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/mns200590

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https;//creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

Основными методами исследования являются исторический и проблемный, позволившие рассмотреть и проанализировать предмет в культурно-исторической ретроспективе. Кроме того, авторы, работающие на кафедре музыкального и сценического искусства практически со дня ее основания, использовали метод включенного наблюдения.

Теоретической базой исследования послужили труды А. Н. Голубковой [1; 2], Р. А. Чураковой [2], А. П. Сидоровой, С. Д. Смирновой [7], в которых рассматриваются вопросы музыкального образования и исполнительства в детских школах искусств и учреждениях среднего звена в Удмуртии в ХХ - начале XXI века.

Практическая значимость определяется тем, что сформулированные в статье проблемы подготовки специалистов с высшим музыкальным образованием и пути их решения окажутся интересными и полезными для педагогов вузов профильного направления, а также для исследователей, изучающих вопросы совершенствования музыкального образования в регионах России.

Период становления музыкального образования в Удмуртии занял не одно десятилетие и связан с именами целой плеяды деятелей искусств, культуры и образования. Его развитие зависит от духовного состояния общества, экономических и национальных предпосылок, а также от законодательной опеки [4; 6].

В Удмуртии на протяжении почти шестидесяти лет центром по подготовке специалистов с высшим музыкальным образованием является кафедра музыкального образования Глазовского государственного педагогического института имени В. Г. Короленко, которая выпускает преподавателей музыки общеобразовательных школ. В Ижевске, несмотря на его столичный статус, вплоть до 1990-х гг. не было высших учебных заведений, выпускающих музыкантов, что объясняется во многом историческими особенностями развития региона и города в частности.

Ижевск, образованный во второй половине XVIII века согласно указу Сената о строительстве железокова-тельного завода на р. Иж, далеко не сразу стал столицей Удмуртии. Небольшой заводской поселок - Ижевский завод - в разное время входил в различные административно-территориальные объединения: в Хлыновский уезд Казанской губернии, затем в Сарапульский уезд Вятской губернии [8, с. 345]. Статус столичного центра Ижевск получил лишь в 1921 году, сохранив при этом многие черты, характерные для уральских городов-заводов. Центрами же музыкальной жизни края в XIX - начале XX века были уездные города Сарапул, Глазов, Воткинск. В последнем культурная жизнь была сосредоточена в доме Чайковских.

Статус музыкального центра края Ижевск приобрел гораздо позже. Первым значительным событием музыкальной жизни заводского поселка стало открытие в 1902 г. музыкального учебного заведения при оружейном заводе «Школа хорового пения и оркестровой музыки», просуществовавшего до первых лет советской власти. Работа школы была связана с театральной любительской деятельностью завода. Театр находился в стенах главного заводского корпуса, переоборудованного из бывших ложевых мастерских, а для оркестра была выделена небольшая сцена. В музыкальной школе, обучение в которой осуществлялось в течение двух лет, имелось два отделения: хоровое и оркестровое. Заводской духовой оркестр выполнял две функции. С одной стороны, он был самостоятельным музыкальным коллективом, исполнял бытовую городскую музыку перед спектаклями и за пределами завода (Гражданский клуб, Офицерское собрание, Всесословный клуб, Женская гимназия), а с другой - участвовал во всех постановках спектаклей заводского театра. Руководил оркестром К. И. Преучиль, а с 1914 г. А. А. Храмов - дирижер и кларнетист [2, с. 131-133].

Вторым значимым событием в истории музыкального образования в Ижевске стало открытие в 1907 г. Ижевской женской гимназии, в которой наряду с общеобразовательными предметами проходили и музыкальные занятия. Уровень знаний позволял учащимся гимназии участвовать в городских концертах, в которых они исполняли поначалу отдельные хоры из опер, затем и целые оперные постановки. Так, силами учащихся была поставлена опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки, шедшая с большим успехом несколько лет подряд [1, с. 54-57].

После революционных событий 1917 г. все учреждения музыкального образования в Республике, в том числе и в Ижевске, были упразднены. Только после реорганизации и упорядочивания системы музыкального образования в стране, прошедшей через десять лет (1927 г.) [5, стб. 183], в Ижевске организуются Театральные курсы (1928 г.), на которых среди прочих велись уроки музыки.

Новой ступенью в развитии музыкального образования стали 1930-е гг. Именно в это десятилетие создается целый ряд учреждений культуры, требовавших профессионально подготовленных музыкантов: Государственная филармония (1930 г.), Удмуртский драматический театр (1931 г.), хор Удмуртского радио (1933 г.), Удмуртский государственный хор и ансамбль пляски (1936 г.). Большую роль в их организации и функционировании сыграли приезжие композиторы и музыканты, призванные поддержать и профессионально помочь молодым национальным кадрам. Так, в 1930-е гг. в Ижевск из Москвы, Ленинграда приехали Д. С. Васильев-Буглай, Н. А. Голубев, И. Я. Галкин, А. В. Каторгин, Н. М. Греховодов, П. И. Кац. Почти все они составляли в разное время кадровый костяк преподавательского штата Ижевского музыкального училища (1937 г.), которое сыграло значительную роль в развитии современной системы музыкального образования Удмуртии.

Музыкальное училище прошло долгий путь формирования структуры: вначале было открыто всего два класса: массовых музыкальных инструментов (народные и духовые) и музыкального воспитания. К 1940 г. в училище было организовано уже семь самостоятельных отделений: фортепианное, струнное, духовое, хоровое, вокальное, отделение детского музыкального воспитания, выпускавшее музыкальных руководителей для детских садов и учителей музыки, а также инструкторское, которое готовило инструкторов для художественной самодеятельности, кружков по классам народных инструментов и баяна [2, с. 160-162]. По окончании войны численность отделений в училище была сокращена: функционировало всего пять отделений -

фортепианное, вокальное, инструкторско-хоровое, оркестровое и народных инструментов. В 1964 г. было открыто отделение теории музыки. В 1992 г. организовано отделение народного хора, выпускники которого стали ведущими артистами и руководителями народных ансамблей Республики. Последним организованным отделением стало отделение сольного народного пения, которым с 2001 года руководит Народная артистка УР Е. В. Овчинникова.

Таким образом, к началу перестройки роль музыкального центра в Ижевске наряду с Филармонией стал играть музыкальный колледж, в котором регулярно проходили концерты, фестивали и конкурсы различного уровня.

К тому времени Ижевск превратился в крупный промышленный центр, знаменитый оборонным и машиностроительным производствами. Город справедливо считался «оружейной столицей» Российской Федерации. Однако этот статус негативным образом отразился на музыкальном облике столицы и всей Республики. Во-первых, Удмуртия до перестройки была закрытой для посещения иностранных делегаций территорией, что повлекло за собой отсутствие международных музыкальных связей и, как следствие, обеднение концертной жизни. Во-вторых, как уже отмечалось выше, на Ижевском заводе отсутствовала историческая преемственность музыкально-исполнительских традиций, как, например, в Сарапуле или Глазове, в связи с регулярной сменой администрации завода, которая составляла основу местной интеллигенции. Эта тенденция сохранилась и в послереволюционный период, в частности, в 1930-е гг., когда присланные в рамках системы шефства маститые музыканты из Москвы и Ленинграда за редким исключением отрабатывали положенное количество лет и уезжали обратно. Не способствовало формированию устойчивой музыкально-культурной среды в столице Республики длительное отсутствие третьего - вузовского - звена, что вынуждало выпускников музыкального колледжа продолжать свое дальнейшее обучение в консерваториях и институтах культуры других регионов страны, откуда они возвращаться не спешили.

Перестроечные времена изменили ситуацию в Республике и в Ижевске. 1990-е годы стали для Удмуртии временем пробуждения национального самосознания, поисков национальной идентичности и своего места в финно-угорском и мировом культурном пространстве [3, с. 306]. Эти тенденции не обошли стороной и профессиональную музыкальную культуру.

В начале 1990-х годов группой талантливых музыкантов были организованы новые музыкальные коллективы и организации. Так, в 1992 году дирижером, заслуженным артистом РФ В. Н. Михайловым был создан Ижевский муниципальный камерный хор им. П. И. Чайковского. Он обосновался в здании Республиканского музыкального колледжа. Для студенчества открылась новая возможность наблюдать за живым творческим процессом коллектива, хормейстерской работой мастеров, что способствовало глубокому погружению в мир хорового искусства, помогало формированию профессиональных навыков и ценностей профессии. Вторым важным событием в Республике стало возрождение Симфонического оркестра, созданного еще в конце 20-х годов ХХ века и профункционировавшего всего несколько лет. Организованный благодаря инициативе Союза композиторов Удмуртской Республики и поддержке со стороны Министерства культуры (1992 г.) оркестр в настоящее время входит в состав Удмуртской государственной филармонии.

В этом же году произошло еще одно знаменательное для всей Республики событие - открытие Государственного театра оперы и балета, сформированного на базе Музыкального театра. Изменение статуса театра потребовало привлечение к руководству новых квалифицированных кадров. Были приглашены талантливые дирижеры С. А. Разенков, Л. Г. Казберов, Н. С. Роготнев, хормейстеры З. М. Разенкова, Л. И. Елисеева, балетмейстер-режиссёр Г. Н. Рубинская и др., которые смогли поднять театр на новый профессиональный уровень. В эти же годы в Республике активно развивается фольклорное направление. Успешно выступают известные коллективы: ансамбль песни и танца «Италмас», народный ансамбль танца «Андан», фольклорно-этнографический ансамбль «Чипчирган». Наряду с ними большую популярность и зрительскую симпатию завоевывают новые ансамбли: театр фольклорной песни «Айкай», ансамбль народной песни, музыки и танца «Танок» и др.

Появление новых музыкальных коллективов потребовало привлечение большого числа исполнителей: солистов и артистов хора, балета, оркестра, исполнителей фольклорных ансамблей. Однако в Республике, не имеющей своей кузницы квалифицированных исполнительских кадров, закономерно возникла проблема дефицита специалистов. Так, в 1996 г. в хоровом цехе Государственного театра оперы и балета УР насчитывалось 75% артистов хора со средним специальным образованием, остальные имели лишь начальное музыкальное образование [9, с. 133]. Как уже отмечалось выше, многие выпускники консерваторий и институтов культуры по окончании вуза не возвращались в родной край, что привело к оттоку профессиональных кадров из Республики. В театре образовался острый дефицит специалистов с высшим музыкальным образованием. Подобная ситуация сложилась и в других ведущих коллективах. Отсутствие высокопрофессиональных специалистов сказывалось на качестве исполнения, соответственно, требовалось срочно решать возникшую проблему и принимать меры по ее устранению.

В 1996 г. после длительных переговоров и согласований на всех уровнях группой удмуртских композиторов, музыкантов, театральных деятелей, хореографов (Ю. Л. Толкач, А. Г. Корепанов, В. Н. Михайлов, З. М. Разен-кова, В. Г. Болдырева, А. Ю. Мурзин, В. И. Сафонов и др.) при поддержке ректора университета В. А. Журавлева и Министерства культуры УР было организовано Музыкально-театральное отделение под руководством председателя Союза композиторов Удмуртской Республики А. Г. Корепанова. Отделение осуществляло подготовку хоровых дирижеров, оркестровых исполнителей, руководителей и исполнителей народного хора, хореографических и театральных коллективов. Музыкально-театральное отделение возникло как структурное подразделение Института искусств и дизайна УдГУ, директором которого был В. Б. Кошаев. Более чем

за двадцать лет работы отделения к его педагогической деятельности привлекались композиторы, ведущие специалисты в области музыкального исполнительства и образования, хореографического и театрального искусства: С. Н. Черезов (инструментальная и хоровая аранжировка, инструментоведение и инструментовка), М. Б. Санникова (дирижирование), О. А. Слободчикова (хоровой класс), М. А. Корепанова (фортепиано, концертмейстер хора), С. В. Толкачева (теоретические курсы), И. В. Пчеловодова (народные музыкальные инструменты), Ю. П. Малашин (режиссура), А. Г. Мустаев (режиссура), Е. Н. Ханнанова (теоретические дисциплины), Ф. Т. Ханнанов (оркестровый класс), А. Н. Поздеев (хоровой класс, расшифровка), Т. В. Кунгурова (специальный инструмент), Г. Н. Рубинская (хореография) и многие другие.

На протяжении этих лет музыкально-театральное отделение неоднократно претерпевало реорганизации: так, в 2012 г. отделение было преобразовано в две кафедры: «Музыкальное искусство» (заведующая кафедрой З. М. Разенкова) и «Кафедра народных и традиционных инструментов» (заведующий кафедрой С. Н. Кунгуров). Кафедра «Музыкальное искусство» осуществляла образовательную программу по специальности «Народное художественное творчество», по специализации «Народный хор», «Академический хор», а «Кафедра народных и традиционных инструментов» выпускала специалистов по специализации «Инструментальное творчество», «Хореографическое творчество», «Театральное творчество». Затем, в 2016 г., в результате оптимизационных процессов произошло слияние двух кафедр в одну кафедру музыкального и сценического искусства, что неизбежно повлекло за собой сокращение кадров профессорско-преподавательского состава, а также набора студентов. К великому сожалению, в связи с сокращением ставок на кафедре стало достаточно сложным трудоустроить молодых специалистов - выпускников Санкт-Петербургской, Петрозаводской, Казанской консерваторий, которые начали возвращаться в Ижевск.

Помимо реорганизационных процессов кафедра испытывает трудности формального характера, поскольку, являясь структурным подразделением классического университета, находится в ведомстве Министерства образования и науки УР. Казалось бы, небольшое формальное отличие от родственных музыкальных вузов (консерваторий и институтов культуры), находящихся под опекой Министерства культуры, не должно влиять на специфику подготовки кадров. Однако на практике некоторые требования иногда кажутся невыполнимыми. В частности, согласно Дорожной карте в группе должно быть не менее 12 учащихся (на заочном отделении - 40), что вполне коррелирует с аудиторными условиями, но идет вразрез с особенностями творческих специальностей, базирующихся на индивидуальных занятиях, например, по овладению инструментом, дирижированию или расшифровке. Кроме того, при нерегулярных наборах последних лет очень сложно, а порой и невозможно, реализовывать такие групповые занятия как оркестр и хоровой класс.

Кафедра несла и невосполнимые утери. С уходом из жизни С. Н. Кунгурова прекратила существование специальность «Народное художественное творчество» (специализация «Инструментальное творчество»), в рамках которой Сергей Николаевич Кунгуров обучал студентов мастерству игры на крезе (национальный удмуртский инструмент типа гуслей), возрождая и развивая таким образом традиционную удмуртскую исполнительскую культуру.

Перечисленные выше проблемы (добавим сюда и болонизацию образовательного процесса) в разной степени коснулись всех творческих вузов России. Но в Ижевске эти процессы происходили довольно болезненно: в какой-то момент кафедра оказалась в некоем вакууме, не находя моральной поддержки со стороны.

Несмотря на сложности процессов оптимизации, кафедра, тем не менее, успешно продолжала воспитывать профессиональные кадры в области музыкального, театрального, хореографического искусства и образования. На наш взгляд, большую роль в этом сыграла грамотная кадровая политика деканата и заведующей кафедрой З. М. Разенковой, благодаря которой на кафедре остались высокопрофессиональные специалисты с большим опытом педагогической, творческой и научной деятельности. Преподавательскую деятельность на кафедре осуществляют доктора и кандидаты наук в области музыкознания, педагогики, философии: профессора (З. М. Разенкова, И. М. Нуриева), доценты и старшие преподаватели (Е. Ю. Новоселова, В. Г. Болдырева, Н. П. Иванова, Е. Г. Штенникова, Т. А. Горячева, М. Н. Кузнецова, Н. М. Исупова, В. А. Рубцов, Л. И. Материнская, Д. А. Камалов и др.).

В последние годы происходит активная интеграция с научным академическим учреждением г. Ижевска Удмуртским институтом истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения РАН, научные сотрудники которого преподают на кафедре, внедряя в учебный процесс новейшие научные разработки.

В поисках новой образовательной парадигмы кафедра осваивает новаторские технологии, обновляет методики обучения. Так, наиболее мобильными являются лекционные курсы, реализующие регионально-национальный компонент. Удмуртия - многонациональная Республика, на ее территории, помимо титульной нации, проживают татары, марийцы, кряшены, бесермяне. Особое место занимает традиционная музыкальная культура русских старожилов. Богатейшие традиции этносов Республики активно вводятся в научно-образовательный оборот. Студенты кафедры ежегодно выезжают в фольклорно-этнографические экспедиции в самые разные районы Республики, наблюдая постепенные процессы модернизации и трансформации в фольклорном пространстве. Материалы экспедиций активно обсуждаются на лекциях, студенты дают оценку работе в поле. Эти записи впоследствии становятся основой выпускных квалификационных работ, а также концертных выступлений образованного на кафедре фольклорного ансамбля «Важнин ключ». На концерты приглашают носителей традиции, как наставников, так и «оценивателей» выступлений студентов. Итогом концерта является песенный диалог студенческого и аутентичного ансамблей как новой формы фольклорно- образовательной коммуникации.

Полезный опыт сотворчества студенты кафедры накапливают, участвуя в общих проектах с ведущими творческими коллективами Удмуртии. В 2008, 2010 и 2012 гг. был реализован проект "Adiemus" с Муниципальным камерным хором, итогом которого стали совместные выступления в Театре оперы и балета УР.

В условиях города-завода очень важной является музыкально-просветительская деятельность. Учебные хоровые коллективы кафедры - лауреаты многочисленных международных и всероссийских конкурсов академический хоровой ансамбль и ансамбль традиционной музыки «Важнин ключ» - в рамках «культурного волонтер-ства» активно осваивают новые концертные площадки, развивая культурные пространства в городе. Например, традиционным стало участие студенческого хорового коллектива в составе сводного хора на праздновании Дня города. Открытый концерт «Большой хоровой собор» обычно проходит на ступенях Михаило-Архангельского кафедрального собора. В его программу входят произведения русской классики и композиторов Удмуртии.

Таким образом, кафедра постепенно завоевывает авторитет и общественное признание. Имена выпускников кафедры широко известны в Республике, среди них директор Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Лудорвай» Т. Г. Шкляева, дирижер Государственного симфонического оркестра УР А. В. Гордеев, композитор, секретарь Союза композиторов Удмуртии И. А. Петухов, преподаватели кафедры «Музыкальное и сценическое искусство» доцент Е. Г. Штенникова, доцент Д. А. Камалов, руководитель фольклорного ансамбля «Шудон» Ю. Павлова, руководитель хора Воткинского музыкально-педагогического колледжа М. В. Кутергина и многие другие.

Востребованность в выпускниках кафедры очень высока, о чем свидетельствуют названия ведущих коллективов Республики, в которых они трудятся: Государственный симфонический оркестр УР, Государственный театр оперы и балета УР им. П. И. Чайковского, Ижевский муниципальный камерный хор им. П. И. Чайковского, академическая хоровая капелла Удмуртии, Муниципальный хореографический ансамбль «Ижевск», Государственный ансамбль народной песни, музыки и танца Удмуртской Республики «Танок», Удмуртский Государственный театр фольклорной песни и танца «Айкай» и др. Кроме того, ниша многих образовательных учреждений общего и дополнительного образования города и Республики также занята выпускниками кафедры.

Закономерным итогом работы кафедры стали совместные с Министерством культуры УР, Удмуртским университетом и работодателями встречи в 2020 г., на которых обсуждался стратегический план развития музыкального образования в Республике. Благодаря совместным усилиям Министерства и университета удалось открыть на 2021-2022 гг. новое направление подготовки «Музыкально-инструментальное искусство» (профили «Фортепиано», «Оркестровые духовые и ударные инструменты», «Оркестровые струнные инструменты»). И тогда же, на этих встречах, впервые прозвучали слова о роли кафедры музыкального и сценического искусства как важного и необходимого звена в системе музыкального профессионального образования в регионе.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам. Анализ исторических фактов показал, что формирование музыкально-культурной среды города-завода происходило в сложных условиях. Первая половина XX столетия характеризовалась отсутствием устойчивых музыкально-исполнительских традиций, которые, не успев зародиться, ломались. В послевоенный период роль музыкального центра в городе взял на себя музыкальный колледж, но специфика закрытого города все же наложила отпечаток на музыкальную жизнь Ижевска. Необходимость высшего музыкального образования актуализировалась в перестроечный период в связи с возросшей потребностью в специалистах. Проанализировав современную ситуацию в Ижевске, авторы пришли к важному выводу, что благодаря выстроенной трехуровневой системе музыкального образования (школа - колледж - вуз) Ижевск и Республика в целом постепенно интегрируются в музыкально-образовательное и музыкально-исполнительское пространство Урало-Поволжья. Безусловно, говорить о полной сформированности системы еще рано, для этого требуется время, человеческие и материальные ресурсы, поддержка со стороны государственных структур. Во многом ее жизнеспособность зависит от тесной контактной работы Министерства культуры УР и Министерства образования и науки УР в поиске совместных решений насущных вопросов и задач в области музыкального искусства и образования. Однако на сегодняшний день можно уверенно констатировать, что благодаря активной деятельности кафедры музыкального и сценического искусства Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета в Республике благополучно решаются кадровые вопросы, следствием чего является повышение общего уровня и качества музыкальной культуры края.

Список источников

1. Голубкова А. Н. История музыкальной культуры Удмуртии. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2017. 336 с.

2. Голубкова А. Н., Чуракова Р. А. Музыкальная культура Удмуртии: учебное пособие. Ижевск: Удмуртский университет, 2004. 348 с.

3. Караваева О. Н. Традиционное и новаторское в современном музыкальном искусстве Удмуртии // Регио-нология. 2007. № 2 (59). С. 306-311.

4. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 19.05.2020).

5. Музыкальная энциклопедия: в 6-ти т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1976. Т. 3. Кортко - Октоль. 1104 стб.

6. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы [Электронный ресурс]. URL: https://culture.gov.ru/documents/programma-razvitiya-sistemy-rossiyskogo-muzykalnogo-obrazovaniya-na-period-s-2015-po-2020-gody-i-pla/ (дата обращения: 27.05.2020).

7. Сидорова А. П., Смирнова С. Д. Развитие музыкального образования в Удмуртии // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 33. С. 189-199.

8. Удмуртская Республика: энциклопедия / гл. ред. В. В. Туганаев. Ижевск: Удмуртия, 2000. 800 с.

9. Штенникова Е. Г. Особенности профессиональной компетентности будущих профессиональных музыкантов // Пути внедрения идей компетентностного подхода в образовательную практику вуза: материалы Межвузовской научно-методической сессии (9-10 февраля 2011 г.). Ижевск: Удмуртский университет, 2011. C. 133-135.

Информация об авторах | Author information

RU

Штенникова Елена Геннадьевна1, к. пед. н. Нуриева Ирина Муртазовна2, д. иск., доц.

1 Институт искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, г. Ижевск

2 Удмуртский институт истории, языка и литературы Удмуртского федерального исследовательского центра Уральского отделения Российской академии наук, г. Ижевск

EN

Shtennikova Elena Gennadievna1, PhD Nurieva Irina Murtazovna2, Dr

1 Udmurt State University, Izhevsk

2 Udmurt Institute of History, Language and Literature, Udmurt Federal Research Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Izhevsk

1 elenst75@yandex.ru, 2 nurieva-59@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 31.10.2020; опубликовано (published): 30.12.2020.

Ключевые слова (keywords): высшее музыкальное образование; трехуровневая система музыкального образования; музыкально-культурная среда; Удмуртский государственный университет; кафедра музыкального и сценического искусства; higher musical education; three-level system of musical education; musical and cultural environment; Udmurt State University; Musical and Scenic Art Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.