Научная статья на тему 'Высшее и среднее профессиональное образование аграрного профиля Курской области (1985-2000 гг. ): к проблеме профориентации'

Высшее и среднее профессиональное образование аграрного профиля Курской области (1985-2000 гг. ): к проблеме профориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Е. И.

В статье рассматривается профориентационная работа Курского аграрного вуза и сельскохозяйственных техникумов Курской области в период перехода от плановой экономии к рыночным отношениям как отдельного звена создания единой непрерывной системы подготовки кадров для АПК, включающей школы, училища, техникумы, вуз, производство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее и среднее профессиональное образование аграрного профиля Курской области (1985-2000 гг. ): к проблеме профориентации»

ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ (1985-2000 ГГ.): К ПРОБЛЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИИ

© Емельянова Е.И.*

Курская государственная сельскохозяйственная академия им. И.И. Иванова,

г. Курск

В статье рассматривается профориентационная работа Курского аграрного вуза и сельскохозяйственных техникумов Курской области в период перехода от плановой экономии к рыночным отношениям как отдельного звена создания единой непрерывной системы подготовки кадров для АПК, включающей школы, училища, техникумы, вуз, производство.

В современных условиях, когда перед учебными заведениями высшего и среднего профобразования стоит проблема формирования контингента первокурсников исторический опыт профориентационной работы среди молодежи отдельного региона, возможно, поможет найти новые ее формы и избежать повторения ошибок прошлых лет.

В советский и в перестроечный периоды набор абитуриентов в образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля Курской области осуществлялся под руководством ОК КПСС и ОК ВЛКСМ, Курского областного управления сельского хозяйства. С 1985 г. в целях улучшения работы по профессиональной ориентации и привлечения молодежи из села в Курский сельскохозяйственный институт, сельскохозяйственные техникумы в каждом районе Курской области функционировали «Советы содействия сельскохозяйственному образованию и повышению квалификации специалистов сельского хозяйства». По всем районам области были установлены планы набора абитуриентов, согласованные с обкомом, райкомами КПСС и управлением сельского хозяйства области. План основных мероприятий по профориентации среди молодежи и приему студентов в вуз согласовывался с партийным комитетом Курского СХИ и утверждался на заседании ректората. За каждым районом области была закреплена кафедра института, за преподавателями кафедр внутри района закреплялись сельские школы. Преподаватели вуза регулярно выезжали в школы и совместно с РАПО - (районное агропромышленное объединение), РОНО (районный отдел народного образования), партийными и советскими органами районов вели профориентационную работу. На советах факультетов заслушивались отчеты заведующих кафедрами о работе в закрепленном районе. В институте была разработана Программа подготовки выпускников школ

* Старший преподаватель кафедры Истории государства и права, кандидат исторических наук.

ряда районов области [1]. В вузе были сформированы классы для целевой подготовки школьников, в сельских средних школах действовали специализированные группы и классы с биологическим уклоном; была организована учебная работа по предметам в базовых школах Октябрьского, Ведовского, Медвенского, Фатежского районов. Работали заочные восьмимесячные и очные месячные курсы, слушатели которых по результатам двух экзаменов принимались в институт; практиковался прием выпускных и одновременно вступительных экзаменов среди учащихся сельских школ, поступающих в Курский сельскохозяйственный институт. В институте была разработана и активно внедрялась комплексная программа «Абитуриент», в соответствии с которой осуществлялась целенаправленная работа по набору абитуриентов в базовых школах Медвенского, Беловского, Октябрьского, Рыльского районов. По результатам которой прием на первый курс в 1991 г. составил 56 отличников и медалистов, 398 чел. (58,4 %) - стипендиатов хозяйств, конкурс составил 2 чел. на место в целом по институту [2], проводились олимпиады по предметам (в январе 1990 г. впервые в институте была проведена олимпиада школьников по биологии и высшей математике, в которой приняли участие 70 школьников районов области), совместно с обкомом ВЛКСМ и бюро молодежного туризма «Спутник» ознакомительные экскурсии-семинары для учащихся 9-10 классов сельских школ области. В институте функционировало подготовительное отделение (ПО) с очной и заочной формой обучения, на отделении организовывали группы в соответствии с теми специальностями, которые были в вузе. Учебный процесс планировался на 2 семестра, с двумя неделями каникул, в конце каждого месяца проводилась аттестация слушателей, за каждой группой был закреплен куратор. Имеющие стаж практической работы 2 года и более и военнослужащие, уволенные в запас из Советской Армии, получившие на вступительных экзаменах неудовлетворительные оценки, проходили собеседование в общественной комиссии и при ее положительном решении зачислялись на ПО. В областных газетах «Курская правда» и «Молодая гвардия» были даны объявления об условиях приема, отдел кадров областного агропромышленного комитета и сельхозинститут направляли совместное письмо в хозяйства области о целевом направлении передовых рабочих и колхозников, имеющих стаж работы 2 года и более. В 1988 г. Комитетом народного образования было принято решение целевиков, не прошедших по конкурсу, принимать в вуз в текущем учебном году на подготовительное от -деление до 20 августа, с последующим обучением по заочной форме [3].

В условиях рыночной экономики возросло значение совместной с сельскими школами работы по профориентации их выпускников на учебу в высшие учебные заведения аграрного профиля. В 1992-1993 гг. при смене политического и экономического курса страны в Курском СХИ еще по инерции продолжали функционировать многие технологии формирования контингента первокурсников, унаследованные от советского времени: рабо-

тали 9-ти месячные подготовительные очно-заочные курсы на хозрасчетной основе, на которых в 1992 г. обучалось 584 чел. Например, в Медвенской средней школе институт проводил длительную профориентационную работу, в результате которой в 1992 г. 24 выпускника, а в 1993 г. 14 выпускников этой школы изъявили желание поступать в сельскохозяйственный институт [4, 5]; вуз совместно с «Курскагропромсоюзом» проводил совещание по вопросам отбора сельской молодежи для учебы в институте, было определено количество мест для целевого набора; во время приема документов работала общественная приемная комиссия, которая знакомилась с абитуриентами путем бесед и анкетирования; на ветеринарном и зооинженерном факультетах были созданы профориентационные комиссии для проведения собеседования с абитуриентами, окончившими среднюю школу с золотой или серебряной медалью или имеющие диплом с отличием после окончания ссуз, были организованы месячные курсы для подготовки к поступлению выпускников сельских школ, уволенных из рядов Советской Армии.

В 1992-1999 гг. весь процесс обучения в рамках непрерывной системы был поделен на довузовское, вузовское и послевузовское образование, в общеобразовательных школах вводилось профильное обучение. Еще в 1988 г. в рамках выполнения постановления февральского Пленума ЦК КПСС [6] в институте был создан учебный комплекс «школа-вуз» [7], который эффективно себя зарекомендовал. Он был организован на базе средних школ области, лицеев, колледжей и академии. В системе «школа-вуз» были организованы подготовительные агроклассы и группы интенсивной подготовки для поступления в вуз. Совместно с государственным управлением народного образования и районными управлениями народного образования были организованы специализированные агрономические классы на базе школ № 31, № 36, № 53 № 22, № 13 г. Курска, школ Октябрьского и Щигровского районов и в Медвенской средней школе, где были сформированы агроклассы очной формы обучения, функционировали двухгодичных курсы по очной системе. Ряд школ г. Курска (№ 15, 34, 35) с 1993 г. включили в учебный план специальный курс «Экология и охрана окружающей среды» и работали в тесном контакте с кафедрой экологии и охраны природы КГСХА [8]. Отбор в специальные агроэкологические классы проводился также совместно с преподавателями КГСХА. Для таких классов была разработана программа специальной подготовки, а специальные дисциплины вели преподаватели кафедры экологии КГСХА. По окончании обучения учащиеся 11 класса сдавали выпускной экзамен по специальным дисциплинам. Успешно сдавшие экзамены, выполнившие учебную нагрузку в полном объеме, получали свидетельства эколога-лаборанта.

С 1990 г. в соответствии с приказом № 165 от 11.03.1990 г. Госкомитета СССР по народному образованию «О расширении возможностей студентов вузов и учащихся средних специальных заведений в формировании общеобразовательных программ» Курский сельскохозяйственный вуз в

качестве эксперимента проводил профориентационную работу в Рыльском сельскохозяйственном техникуме по отбору лучших учащихся для продолжения учебы в институте [9]. Работа осуществлялась среди учащихся 2-го курса техникума по специальности «Механизация сельского хозяйства». По предложению ректора института вступительные экзамены организовывались для 15-20 лучших учащихся техникума. Успешно сдавшие их были зачислены в институт, где продолжали обучения. В последующем в преобразованном Рыльском аграрном колледже осуществлялась трехступенчатая система подготовки специалистов (ПТУ-техникум-колледж), по окончании которого студенты имели право поступать на третий курс сельхозакадемии. В течение 1990-х гг. академией были заключены договоры о сотрудничестве с Обоянским профтехучилищем, Суджанским ветеринарным техникумом, Дмитриевским сельхозтехникумом, где студенты обучались по скорректированным учебным планам и после успешной сдачи вступительных экзаменов зачислялись в академию на сокращенные сроки обучения. Калиновским С. и Кучеровским сельскохозяйственными техникумами были разработаны общий план и программа обучения студентов по специальности «Зоотехния» с последующим их обменом [10].

Однако узким местом было выявление потребностей в специалистах и формирование на этой основе объективного плана подготовки и выпуска. Многие директора техникумов не были обеспокоены тем, кого и в каком количестве они выпускают. «Перепроизводство» специалистов привело к затруднению при трудоустройстве по специальности, падению престижа техникумов, отсутствию конкурса при поступлении, низкому общеобразовательному и профессиональному уровню первокурсников, и как следствие - специалиста, слабо подготовленног к решению задач научно-технического прогресса. В сельскохозяйственные техникумы по ряду специальностей зачисление проводилось без экзаменов, срок приема в них постоянно продлевался. В то время как подготовка специалистов средней квалификации должна быть динамичной, чутко откликающейся на потребности сельского хозяйства, кадры необходимо было готовить с опережением. Руководители ряда сельскохозяйственных техникумов области занимали позицию ожидания своего ученика. Вместо постоянной работы по поиску своего абитуриента они с нетерпением ожидали окончания вступительных экзаменов в вузы, чтобы принять на учебу тех, кто в них не поступил. Неслучайно в 1985 г. из-за неуспеваемости из Рыльского совхоза-техникума было отчислено 88 учащихся [11]. Слабым оставалась связь звеньев «техникум-училище-производство», контакты учебных заведений с предприятиями и школами.

Реализуя чисто ведомственные интересы, в средние специальные учебные заведения стали принимать значительное количество учащихся без вступительных экзаменов. Никем не управляемый процесс привел к тому, что в Курской области специалистов с высшим и средним специальным образованием стали готовить в два раза больше, чем рабочих массовых профессий.

Учитывая сложившуюся ситуацию, требовалась разработка комплекса мер по совершенствованию подготовки рабочих кадров ддя сельскохозяйственного производства, предусматривающая более полное использование базы образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также отдельных сельских школ. Необходимо было открыть филиалы аграрных вузов и техникумов в училищах, в передовых хозяйствах, создавать в крупных сельских школах группы профессионального образования, приблизить учреждения начального профессионального образования к месту проживания и будущей трудовой деятельности молодых кадров.

Список литературы:

1. Государственный архив Курской области (ГАКО). - Ф.Р. 723. - Оп. 1. -Д. 3935. - Л. 115.

2. ГАКО. - Ф.Р. 723. - Оп. 1. - Д. 4142. - Л. 77.

3. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). - Ф.П. 1. - Оп. 87. - Д. 1140. - Л. 77.

4. ГАОПИКО. - Ф.П. 1. - Оп. 87. - Д. 1140. - Л. 77.

5.Текущий архив МОУ Медвенская СОШ. Д. Трудоустройство учащихся школы. - Л. 23, 56.

6. О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению: постановление Пленума ЦК КПСС от 18.02.1988 // КПСС в резолюциях. - М., 1989. - Т. 15. - С. 554-566.

7. ГАОПИКО. - Ф.П. 1. - Оп. 87. - Д. 1136. - Л. 32.

8. Становление и развитие сельскохозяйственного образования и аграрной науки в Курском крае: тез. докл. обл. науч. конф. Курск, 4 дек. 1998 г. - Курск, 1998. - 88 с.

9. ГАКО. - Ф.Р. 723. - Оп. 2. - Д. 4082. - Л. 57.

10. Текущий архив Курской ГСХА. Ф. Протоколы заседаний Ученого совета вуза. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 15, 32, 41.

11. ГАОПИКО. - Ф.П. 1. - Оп.87. - Д. 866. - Л. 17.

РОЛЬ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРЭДА

© Селезнева Л.Л.*

Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

В статье рассмотрены проблемы трудоустройства выпускников высшего профессионального образования. Главная роль отводится рас-

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.