Научная статья на тему 'Роль системы профессионального образования в конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда'

Роль системы профессионального образования в конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнева Л. Л.

В статье рассмотрены проблемы трудоустройства выпускников высшего профессионального образования. Главная роль отводится рассмотрению тенденций в развитии регионального рынка высшего профессионального образования, а также определению противоречий между развитием данного рынка и рынка труда в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль системы профессионального образования в конкурентоспособности выпускников на региональном рынке труда»

Учитывая сложившуюся ситуацию, требовалась разработка комплекса мер по совершенствованию подготовки рабочих кадров ддя сельскохозяйственного производства, предусматривающая более полное использование базы образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также отдельных сельских школ. Необходимо было открыть филиалы аграрных вузов и техникумов в училищах, в передовых хозяйствах, создавать в крупных сельских школах группы профессионального образования, приблизить учреждения начального профессионального образования к месту проживания и будущей трудовой деятельности молодых кадров.

Список литературы:

1. Государственный архив Курской области (ГАКО). - Ф.Р. 723. - Оп. 1. -Д. 3935. - Л. 115.

2. ГАКО. - Ф.Р. 723. - Оп. 1. - Д. 4142. - Л. 77.

3. Государственный архив общественно-политической истории Курской области (ГАОПИКО). - Ф.П. 1. - Оп. 87. - Д. 1140. - Л. 77.

4. ГАОПИКО. - Ф.П. 1. - Оп. 87. - Д. 1140. - Л. 77.

5.Текущий архив МОУ Медвенская СОШ. Д. Трудоустройство учащихся школы. - Л. 23, 56.

6. О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии по ее осуществлению: постановление Пленума ЦК КПСС от 18.02.1988 // КПСС в резолюциях. - М., 1989. - Т. 15. - С. 554-566.

7. ГАОПИКО. - Ф.П. 1. - Оп. 87. - Д. 1136. - Л. 32.

8. Становление и развитие сельскохозяйственного образования и аграрной науки в Курском крае: тез. докл. обл. науч. конф. Курск, 4 дек. 1998 г. - Курск, 1998. - 88 с.

9. ГАКО. - Ф.Р. 723. - Оп. 2. - Д. 4082. - Л. 57.

10. Текущий архив Курской ГСХА. Ф. Протоколы заседаний Ученого совета вуза. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 15, 32, 41.

11. ГАОПИКО. - Ф.П. 1. - Оп.87. - Д. 866. - Л. 17.

РОЛЬ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРЭДА

© Селезнева Л.Л.*

Уфимский государственный авиационный технический университет, г. Уфа

В статье рассмотрены проблемы трудоустройства выпускников высшего профессионального образования. Главная роль отводится рас-

* Соискатель.

смотрению тенденций в развитии регионального рынка высшего профессионального образования, а также определению противоречий между развитием данного рынка и рынка труда в регионах.

Изменения социально-экономических отношений в российском обществе, предъявляют сегодня новые требования к образованию, которые требуют серьезного реформирования системы управления профессиональным образованием. Необходимо обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения и развития профессионального образования всех уровней. Формирование системы образования начинается с начального профессионального образования, где ведется подготовка квалифицированных специалистов. Региональный рынок профессиональных образовательных услуг зависит от множества факторов, в связи с этим необходимо выстроить многоуровневую структуру профессионального образования.

Система профессионального образования в Республике Башкортостан представляет модель образования с оптимальной структурой многоуровневых учреждений профессионального образования и рассматривается как один из главных приоритетов социально-экономической политики региона [1].

На рынке труда республики Башкортостан сохраняется профессиональный, квалификационный и территориальный дисбаланс между спросом и предложением. Подготовка конкурентоспособного специалиста требует повышенного внимания к качеству образования. В структуре спроса более 80 % вакансий составляют кадры рабочих профессий. За 2009 г. дипломы о высшем образовании в государственных вузах получили более 15 тыс. человек, в негосударственных - более тысячи, рискуют остаться нетрудоустроенными в этом году более 6 % выпускников. Программа стажировки и целевая программа снижает напряженность на рынке труда. Это связано с тем, что многие студенты обучаются по целевому направлению и, согласно договору, обязаны отработать несколько лет на предприятии, которое их направило [4].

Трудоустройство выпускников осуществляется в соответствии с полученной профессией в процессе проведения ярмарок вакансий. Практически не имеют проблем с трудоустройством выпускники технических факультетов нефтяного, авиационного университета, а также выпускники аграрного университета.

В 2009 г. БГАУ окончили более тысячи студентов и практически все трудоустроились. Это объясняется тем, что согласно указу правительства, по которому молодые специалисты, возвращающиеся в сельскую местность, в дополнение к основной заработной плате в течение 3 лет будут получать 7 тыс. руб. плюс подъемные сто тыс. руб.

Наибольшая вероятность стать безработными у молодых специалистов гуманитарного профиля, экономики и управления, образования и педагогики. Анализ востребованности выпускников 2009 г. БГПУ им. «М. Ак-

муллы» по результатам «Центра трудоустройства студентов» показал, что из 1027 выпускников только 80,2 % могли найти работу, а по специальности из них 70,0 %. Сведения по трудоустройству выпускников 2010 г. СГПА им. Зайнаб Биишевой: из 796 чел. трудоустроены - 633 чел. (79,52 %), продолжают обучение в аспирантуре - 49 чел. (6,16 %), призваны в ряды Вооруженных сил РФ - 62 (7,78 %). Доля выпускников БашГУ, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий, является достаточно высокой и колеблется в среднем по университету от 71,5 % до 97,7 %.

За январь-июль 2010 г. в центры занятости районов и городов республики обратились 4800 выпускников учреждений профессионального образования, трудоустроено - 3275 чел.

Особая трудность в трудоустройстве выпускников сыграли и последствия финансово-экономического кризиса в стране. Работодатели склонны сокращать даже высококвалифицированных работников, устроиться на работу начинающему специалисту, не имеющему опыта работы, представляется крайне сложным. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие специальности по-прежнему актуально. Невостребованность профессии или низкая оплата труда приводит к тому, что выпускники нуждаются в перепрофилировании и ориентации подготовки специалистов на региональные потребности.

Разрыв между системой подготовки профессиональных кадров и потребностями рынка труда приводит к несоответствию требований работодателя, как по квалификации, так и по численности подготавливаемых специалистов. Несоответствие уровня подготовки выпускников критериям конкурентной борьбы в новых условиях снижают уровень конкурентоспо -собности выпускников вузов на рынке труда. Выпускник подвергается наибольшему риску не трудоустроиться, так как работодатели проводят жесткий отбор при приеме на работу, предъявляя высокие требования к качеству их профессиональной подготовки, уровню квалификации. Выпускники, не имеющие стажа, рассматриваются в последнюю очередь. Работодатель стремится обеспечить гибкость труда через ротацию рабочих мест. По-прежнему остается актуальным трудоустройство по знакомству.

Выбор профессии совершается молодыми людьми, не представляющими себе ни будущего содержания труда, ни перспектив карьерного роста. При поступлении в вуз абитуриенты испытывают сильное давление родителей. Родители стремятся предоставить своим детям высшее образование как ресурс социальной мобильности. Все это привело к резкому расширению коммерческого приема в вузы, а вместе и с этим к существенному снижению требований к учебному процессу. Возможность получения высшего образования стала, связана, не только с этапом поступления, но и со способностью его семьи оплатить обучение. Количество бюджетных мест в высших учреждениях профессионального образования с каждым годом

сокращается, а также предпочтение отдается абитуриентам поступающихся в вуз на основе целевой (контрактной) подготовки специалистов, обучающихся за счет средств федерального бюджета.

Столичные вузы продвигают образовательные услуги в регионы за более доступную плату, что заставляет менее обеспеченным семьям делать выбор в пользу доступности, а не в пользу качества образования. Рост числа вузов и снижение средней платы за обучение привели к увеличению студенческих контингентов, рост контингентов обусловливал создание новых вузов и открытие филиалов.

Филиальная сеть решает одну из серьезнейших социальных задач -повышения доступности высшего образования в условиях снижения территориальной мобильности молодежи, но и приводит к неконкурентоспособности на региональном рынке труда.

Повышенный интерес к высшему образованию, несомненно, сказывается на отношении населения к начальному и среднему профессиональному образованию. Число выпускников, желающих поступить в учреждения начального, среднего профессионального образования суммируется за счет не определившихся в своем профессиональном выборе и не поступивших в учреждения профессионального образования другого уровня. Многие стремятся после окончания вуза получить второе высшее образование по другой специальности в ином учебном заведении.

Уровень охвата образованием (по типам и уровням) или профессиональные навыки рабочей силы могут слабо совпадать с требованиями рынка труда. Чтобы успешно трудоустроиться, у выпускника, прежде всего, должна быть мотивация к труду, нужны рабочие места, четкая система взаимодействия с работодателем и поддержка молодых специалистов на местах. В рамках краевой целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2009 г. организовано одна тысяча рабочих мест для временного трудоустройства выпускников. В рамках программы «Первое рабочее место», ориентированной на возраст до 20 лет, трудоустроено более 400 чел. [8].

Распад системы обязательного государственного распределения тоже сыграл большую роль в трудоустройстве и стал причиной того, что выпускники вузов столкнулись с проблемой самостоятельного поиска рабочего места. Образовался разрыв между вузами и работодателями. Работодатели по-прежнему предпочитают брать выпускников вузов в качестве стажеров с минимальным окладом или вовсе без зарплаты - в счет приобретения опыта. Даже те студенты, которые учились по целевому набору, не всегда устраиваются на предприятия, которые их направило. Заявленную зарплату для молодого специалиста многие предприятия не могут предоставить и поэтому наибольшая часть выпускников идут на разрыв договора.

По данным gks.ru за июль 2010 г. молодежь до 25 лет составляет треть всех безработных в стране. Резкий всплеск безработицы среди выпускни-

ков был зафиксирован в июле после выпускных в учебных учреждениях страны. По сравнению с июнем численность безработных в возрасте 15-19 лет увеличилась на 117,4 тыс. чел. (или на 30,8 %), в возрасте 20-24 лет - на 204,4 тыс. чел. (или на 19,2 %), 25-29 лет - на 53,1 тыс. чел. (или на 7,1 %) [9].

Реформирование системы профессионального образования, совершенствования системы профессиональной подготовки и трудоустройства выпускников не должно и не может рассматриваться как отраслевая проблема, в отрыве от социальных и экономических проблем. Несогласованность региональных рынков труда и профессионального образования негативно влияет и на общий потенциал региона.

Список литературы:

1. Аллаяров З.А. Формирование современной модели образования -важное условие инновационного развития республики / З.А. Аллаяров // Педагогический журнал Башкортостана. - 2009. - № 4 (21). - С. 5-15.

2. Берут не по диплому, или приходите, состарившись // Официальный сайт Национального союза кадровиков [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kadrovik.ru.

3. Биккинин Т.С. Социальное партнерство нарынке труда РБ [Электронный ресурс] / Т.С. Биккинин // ^'еЬ-портал «Управление государственной службы занятости населения при Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, г. Уфа. - Режим доступа: www.bashzan.ru.

4. Биккинин Т.С. О стажировке выпускников учреждений профобразования [Электронный ресурс] / Т.С. Биккинин // Официальный портал Правительства Республики Башкортостан. - Режим доступа: www.tukaeva.ru.

5. Выпускники вузов оказались самыми уязвимыми на рынке труда [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального союза кадровиков. - Режим доступа: www.kadrovik.ru.

6. Парфенова И.С. Трудоустройство выпускников учреждений высшего профессионального образования // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право». - № 2 (11).

7. Проблемы интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство / А. Г. Свинаренко, заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2006. - № 25 (313).

8. Трудоустройство выпускников профессиональных образовательных учреждений: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Официальный сайт Алтайский край. - Режим доступа: www.altairegion22.ru/region.

9. Федеральная служба Государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.