УДК 331.5:378
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНДИКАТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА НА РЫНКЕ ТРУДА
© Н. Г. Вишневская
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. К. Маркса, 3/4.
Тел/факс: +7 (347) 229 96 06.
Email: [email protected].
В статье рассмотрены вопросы влияния качества образования на конкурентоспособность выпускников учреждений высшего профессионального образования. Автор предлагает рассмотреть качество образования через призму взаимоотношений студентов старших курсов и работодателей, обосновывая это тем, что востребованность выпускников является одним из основных рыночных критериев оценки качества образовательной деятельности вузов. На основе результатов социологических опросов проводится сопоставление мнений работодателей и будущих молодых работников о различных аспектах взаимоотношений двух сторон социально-трудовых отношений. Анализ показал, что существует качественный дисбаланс интересов работодателей и молодых работников, который в итоге приводит к нарушению равновесия на рынке труда. Автором разработаны рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия работодателей и учебных заведений высшего профессионального образования.
Ключевые слова: качество образования, студент, выпускник, рынок труда, профессионально-квалификационный дисбаланс.
Проблема трудоустройства молодежи перма- по данным отчетов Министерства труда и соци-
нентно актуальна в современных условиях. В Рес- альной защиты населения Республики Башкорто-
публике Башкортостан молодежь 14—29 лет состав- стан (форма №2-Т (трудоустройство)) за 2010—
ляет половину от всех граждан, ищущих работу 2014 гг.
через государственную службу занятости населе- Среди безработных граждан молодежь в воз-
ния, подростки 14—17 лет — четвертую часть расте 16—24 лет на конец 2014 г. составила 8.7%,
(табл. 1). Расчет показателей проведен автором 25-29 лет - 10.9% [1].
Таблица 1.
Обращение молодежи в органы государственной службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы в Республике Башкортостан
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, чел. 148 762 128 333 112 507 96 932 92 473
Численность граждан в возрасте 14-29 лет, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, чел. 83 346 69 421 60 764 47 706 44 723
Доля граждан в возрасте 14-29 лет в общей численности, обратившихся за содействием в поиске работы, % 56.0 54.1 54.0 49.2 48.4
Численность граждан в возрасте 14-17 лет, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, чел. 37 910 31 930 29 926 23 036 22 209
Доля граждан в возрасте 14-17 лет в общей численности, обратившихся за содействием в поиске работы, % 25.5 24.9 26.6 23.8 24.0
Особо уязвимой на рынке труда категорией являются выпускники учреждений профессионального образования. По причине отсутствия опыта и стажа работы они находятся в наиболее дискриминационном положении, чем другие категории молодежи [2].
Проблемы профессиональной ориентации, трудоустройства, конкурентоспособности выпускников на рынке труда активно обсуждаются в научной литературе [3-7]. Особый интерес представляют работы, раскрывающие вопросы эффективности трудоустройства выпускников как основной критерий качества образования [8-12]. Отдельно можно отметить труды представителей Башкирского государственного университета (БашГУ), в которых изложены некоторые аспекты развития высшего профессионального образования, трудоустройства выпускников, взаимодействия учебного заведения с работодателями [13-16].
Одним из основных факторов, влияющих на успешное трудоустройство выпускников учреждений высшего профессионального образования, становится сегодня качество образования. Работодатели оценивают молодых работников по их личным и профессиональным качествам, а далеко не по оценкам, представленным в документе о высшем образовании. Поэтому необходимо выяснить, какими качествами должен обладать выпускник, чтобы соответствовать запросам работодателя и как следствие быть конкурентоспособным на современном рынке труда. С этой целью автором проведены социологические исследования, позволившие в итоге разработать рекомендации по согласованию образовательных технологий с потребностями рынка труда.
Первый социологический опрос проведен среди студентов старших курсов и магистрантов БашГУ дневной формы обучения. Всего было опрошено 1029 респондентов, среди них 37.2% — мужчин и 62.8% женщин, 23.9% — студентов третьего курса, 50.7% — четвертого курса, 18.2% — пятикурсников и 7.3% магистрантов. Во втором опросе приняло участие 294 эксперта — руководители и сотрудники организаций, принимающие решение о трудоустройстве молодых специалистов.
Для того чтобы трудоустроиться на желаемую работу, специалист должен обладать определенными качествами.
По мнению опрошенных студентов, этими характеристиками являются, прежде всего, ответственность (69%), целеустремленность (46.5%), и работоспособность (43.8%) [17]. Результаты опроса представлены в табл. 2.
Таким образом, в качестве желаемых качеств для успешного трудоустройства студенты, в первую очередь, называют те качества, которые характеризуют индивида как исполнителя, а не как руководителя.
Самым ценным личностным качеством молодого специалиста, с точки зрения руководителей и сотрудников организаций, непосредственно занимающихся работой с молодыми кадрами, является ответственность (61.6%). На втором и третьем местах рейтинга личностных качеств молодого специалиста стоят такие качества, как способность к обучению (42.3%) и коммуникабельность (38.2%). Каждый шестой респондент (17.1%) приветствует в молодом сотруднике работоспособность, каждый седьмой (15.4%) — активность (табл. 3).
Таблица 2
Качества, которыми должен обладать специалист, чтобы трудоустроиться на желаемую работу: мнение студентов
Качество Место в рейтинге Результат
Ответственность 1 69.0%
Целеустремленность 2 46.5%
Работоспособность 3 43.8%
Профессионализм 4 37.6%
Коммуникабельность 5 32.9%
Активность 6 31.1%
Способность к обучению 7 29.4%
Инициативно сть 8 15.8%
Таблица 3
Качества, которыми должен обладать специалист, чтобы трудоустроиться на желаемую работу: мнение работодателей
Качество Место в рейтинге Результат
Ответственность 1 61.1%
Способность к обучению 2 42.3%
Коммуникабельность 3 38.2%
Работоспособность 4 17.1%
Профессионализм 5 15.4%
Целеустремленность 6 10.6%
Активность 7 9.9%
Инициативно сть 8 5.1%
Таким образом, работодателю необходим, прежде всего, ответственный работник. Опрос студентов показал, что молодые люди также на первое место ставят ответственность как главный критерий в подходе к выполнению своих трудовых обязанностей, что подразумевает соблюдение баланса интересов работодателей и молодых работников в данном аспекте.
Способность к обучению работодатели считают вторым по важности качеством, необходимым выпускникам для трудоустройства на желаемую работу. Это говорит о том, что работодателю часто приходится переобучать молодых работников под условия и специфику рабочего места.
Среди профессиональных компетенций (качеств) молодого специалиста работодатели более всего ценят знания по специальности (53.7%), коммуникативные качества характера (деловое общение, работа в команде) (41.5%). Также ценятся способность к обучению (35%) и навыки работы с компьютером, знания специализированных компьютерных программ (31%). Каждый седьмой респондент обращает внимание на аналитические способности молодого специалиста, 8.2% - на знание иностранного языка, а 5.4% — на знание отечественного и зарубежного опыта в своей профессиональной среде (табл. 4).
В то же время оказалось, что больше всего государственные компании ценят у кандидатов
знания по специальности (57.6%), коммуникативные качества (40.7%) и навыки работы с компьютером, знания специализированных компьютерных программ (33.9%). Частные компании более высоко оценивают также и способности к обучению молодых сотрудников (41%).
Чем крупнее компания, тем выше ее руководство ценит коммуникативные качества характера и способность к обучению, в мелких и средних компаниях более приоритетными качествами являются ответственность и также коммуникативные качества характера. Необходимо отметить, что в ответах представителей различных компаний особых различий, тем не менее, не наблюдается.
По признанию представителей компаний, современным молодым специалистам не хватает как раз наиболее востребованного со стороны работодателя качества — ответственности (32.4%), базовых навыков по профессии (30.4%), самостоятельности, инициативы (29%). Чуть менее четверти экспертов считают, что молодым специалистам не хватает исполнительской дисциплины, базовых теоретических знаний по профессии, умения работать в коллективе. Результаты опроса представлены в табл. 5. Недостаточная практическая подготовка выпускников часто становится главной причиной отказов работодателей выпускникам вузов.
Таблица 4
Профессиональные качества, которыми должен обладать специалист, чтобы трудоустроиться на желаемую работу: мнение работодателей
Качество Место в рейтинге Результат
Знания по специальности 1 53.7 %
Коммуникативные качества характера (деловое общение, работа в команде) 2 41.5 %
Способность к обучению 3 35.0 %
Навыки работы с компьютером, знания специализированных компьютерных программ 4 31.0 %
Аналитические способности 5 15.3 %
Знание иностранного языка 6 8.2 %
Знание отечественного и зарубежного опыта в своей профессиональной среде 7 5.4 %
Таблица 5 Качества, которых, по мнению работодателей, не хватает молодым работникам
Качество Место в рейтинге Результат
Ответственность 1 20.9%
Базовые практические навыки по профессии 2 19.6%
Самостоятельность, инициатива 3 18.7%
Исполнительская дисциплина 4 14.9%
Базовые теоретические знания по профессии 5 11.6%
Умение работать в коллективе 6 11.2%
Затрудняюсь ответить 7 3.1%
Предварительные итоги исследования позволяют сформулировать некоторые рекомендации, которые направлены на повышение конкурентоспособности выпускников вуза.
Во-первых, только тесное, активное сотрудничество с работодателями может существенно приблизить образовательные технологии к требованиям рынка труда [18]. Участие представителей предприятий и организаций в разработке учебных планов, проведении практических занятий, государственной аттестации позволит работодателям влиять на качество обучения, что в итоге приведет к повышению конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.
Усиление взаимодействия между образовательными организациями и работодателями позволит увеличить, по прогнозным оценкам, удельный вес численности выпускников организаций профессионального и высшего образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), с 44.4% в 2013 г. до 48.9% в 2015 г. [19].
Во-вторых, необходимо усиление практико-ориентированной направленности образовательного процесса путем проведения практических занятий непосредственно на предприятиях, приглашения преподавателей-практиков для проведения мастер-классов по учебным дисциплинам, введения системы дуального обучения. Такие мероприятия будут способствовать овладению выпускниками практическими навыками, которые необходимы для трудоустройства к конкретным работодателям, которые, в свою очередь, также заинтересованы в подготовке молодого работника под технологические условия собственного предприятия.
В-третьих, в условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке труда обостряется проблема отсутствия у выпускников навыков поиска работы, поведения на рынке труда. Лето 2015 г. будет особенно напряженным в плане обострения конкуренции на рынке труда для сегодняшних студентов старшего курса. Помимо общих негативных тенденций, возникших вследствие экономического кризиса, ситуация усугубляется еще и одновременным выходом на рынок труда выпускников-специалистов и бакалавров. Поэтому умение эффективно презентовать и в итоге «продать» свою рабочую силу желаемому работодателю, несомненно, повысит конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Большую роль в реализации данного направления могут сыграть центры содействия трудоустройства выпускников при вузах [20] путем разработки и внедрения курса «Технология поиска работы», основанного на выработке у студентов практических навыков поиска работы посредством интерактивных форм обучения (тренинги, деловые игры и пр.).
В-четвертых, проводить мероприятия, направленные на содействие трудоустройству студентов и выпускников, необходимо уже начиная со 2—3 курса, применяя при этом активные формы взаимодействия со студентами (организация встреч студентов с работодателями, лекций и занятий по эффективному трудоустройству и т.д.). На наш взгляд, это будет способствовать поэтапному развитию навыков трудоустройства у будущих выпускников и позволит диагностировать проблемы, связанные с трудоустройством на ранней стадии, что позволит принимать превентивные меры.
Итак, исследование позволило выявить предпочтения работодателей по отношению к приему на работу выпускников вузов, а также определить настроения студентов старших курсов вуза по поводу предстоящего трудоустройства. Это позволило разработать направления по совершенствованию механизма эффективного трудоустройства молодых специалистов.
Исследование выполнено при поддержке гранта РФФИ №13-06-00329.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишневская Н. Г. Прогноз баланса трудовых ресурсов как способ управления конъюнктурой молодежного сегмента рынка труда // Путеводитель предпринимателя. 2014. №24. С. 214-220.
2. Вишневская Н. Г. Региональный рынок труда молодежи: типология и механизм регулирования // Труд и социальные отношения. 2012. №9. С. 15-23.
3. Кара А. Оценка конкурентоспособности специалистов на основе комплексной системы показателей // Проблемы теории и практики управления. 2011. №7. С. 36-44.
4. Симонова М. В. Молодые специалисты на рынке труда: конкурентные преимущества, адаптация, требования работодателей // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. №2(88). С. 108-112.
5. Назарова У. А. Конкретизация и рационализация карьерных ожиданий как основа эффективного трудоустройства выпускников на региональном рынке труда // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Одиннадцатой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (29-30 октября 2014 г.). Кн. I. Петрозаводск: изд-во ПетрГУ, 2014. С. 146-154.
6. Иванова Л. Х., Назарова У. А. Профориентация - профилактика «болезни» рынка труда // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. №1 (117). С. 85-87.
7. Гуртов В. А., Питухин Е. А., Насадкин М. Ю. Эффективность деятельности вузов с позиции трудоустройства выпускников // Высшее образование в России. 2013. №10. С. 19-27.
8. Ягудина Л. Р., Мансурова Т. Г. Трудоустройство выпускников в системе оценки качества высшего профессионального образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. №11. С. 44-47.
9. Власова И. И., Попов Н. Г. Взаимодействие туристского вуза с работодателями как важнейшее условие обеспечения качества образования и трудоустройства выпускников // Сервис в России и за рубежом. 2008. №2 (7). С. 31-40.
10. Кузьмина Н. Д., Степанова М. Е. Организация эффективной работы служб содействия трудоустройству и развитию карьеры выпускников как система объективной оценки качества профессионального образования в колледже // Научные исследования в образовании. 2011. №4. С. 36-38.
11. Жилкин А. А., Горелова О. И. Управление взаимодействием регионального рынка труда и системы высшего профессионального образования // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. 2011. №3. С. 9397.
12. Радченко С. С. Организационно-экономические возможности улучшить обучение и конкурентоспособность выпускников при трудоустройстве // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. №4-1. С. 76-85.
13. Шайхисламов Р. Б., Елагина Р. Х., Шайхутдинов А. А. Организация-работодатель в представлениях выпускников вузов // Вестник Башкирского университета, 2012. Т. 17. №1(1). С. 699-702.
14. Зулькарнай И. У., Ислакаева Г. Р. Анализ межрегиональных различий в предоставлении услуг высшего образования федеральным центром // Экономический анализ: теория и практика. 2010. №13. С. 29-33.
15. Ислакаева Г. Р., Зулькарнай И. У. Результативность региональной политики в сфере высшего профессионального образования // Известия Уфимского научного центра РАН. 2012. №1. С. 39-45.
16. Морозкин Н. Д., Захаров В. П., Кызыргулов И. Р., Янбаев Ю. А. Стратегическое развитие Башкирского государственного университета - потенциал для создания образовательного кластера Республики Башкортостан // Вузы -региональной экономике: сборник докладов отчетной
научно-практической конференции. Томск, 2014. С. 3133.
17. Вишневская Н. Г. Молодежь на рынке труда крупного города: проблемы эффективного трудоустройства // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2014. Т. 31, №15-1 (186). С. 38-47.
18. Илясов Е. П. Взаимодействие вузов и работодателей в условиях развития рыночных отношений в экономике и проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. Т. 150, №4. С. 208-221.
19. Миронов В. В., Илясов Е. П., Гуртов В. А. О государственных мерах по организации взаимодействия образовательных организаций профессионального образования и работодателей в целях успешного трудоустройства выпускников // Высшее образование в России. 2013. №11. С. 17-21.
20. Вишневская Н. Г. Деятельность региональных центров содействия занятости выпускников в современных условиях // Путеводитель предпринимателя. 2014. №23. С. 95-101.
Поступила в редакцию 16.03.2015 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK BamKHpcKoro yHHBepcureTa. 2015. T. 20. №1
165
QUALITY OF EDUCATION AS INDICATOR FOR COMPETITIVENESS OF GRADUATES ON THE LABOR MARKET
© N. G. Vishnevskaya
Bashkir State University 3/4 Karl Marx St., 450054 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (347) 229 96 06.
Email: [email protected]
The relations between quality of education and competitiveness of graduates on the labor market are studied in the article. The author proposes to consider quality of education through relations between senior students and employers, based on the fact that demand for graduates is one of the major market criteria for assessing quality of education provided by colleges. Based on the findings of sociological surveys, opinions of employers and future young employees about different aspects of bilateral social-labor relations are compared. In particular, the article considers to what extent graduates meet employers' requirements by their theoretical and practical competence, personal qualities, and ability for learning and self-development. The analysis pointed out a quality disparity in interests of employers and young employees, which results in labor market imbalance and, consequently, structural unemployment. The author has developed proposals to improve the mechanism for employers and colleges interaction aimed at raising competitiveness of graduates in today's labor market. First, close, active cooperation with employers can significantly bring closer educational technologies to the labor market demands. Second, it is necessary to intensify practically oriented direction of educational process by giving practical classes directly at enterprises, invitation of lecturers, instructors to hold master-classes on special subjects, implementation of the system of dual education. Third, in the conditions of fierce competition, the problem of graduates' lack of job hunting skills and their behavior towards labor market is becoming more acute. Fourth, it is necessary to organize activities to promote job placement of students and graduates beginning from the 2nd and 3rd years of studies using active forms of interaction with students (meetings of students with employers, lectures and workshops on effective job placement).
Keywords: quality of education, student, graduate, labor market, imbalance of vocational and qualification structure.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Vishnevskaya N. G. Putevoditel' predprinimatelya. 2014. No. 24. Pp. 214-220.
2. Vishnevskaya N. G. Trud i sotsial'nye otnosheniya. 2012. No. 9. Pp. 15-23.
3. Kara A. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2011. No. 7. Pp. 36-44.
4. Simonova M. V. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2012. No. 2(88). Pp. 108-112.
5. Nazarova U. A. Spros i predlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nykh uslug v regionakh Rossii: Sb. dokladov po materialam Odinnadtsatoi Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi internet-konferentsii (29-30 oktyabrya 2014 g.). Kn. I. Petrozavodsk: izd-vo PetrGU, 2014. Pp. 146-154.
6. Ivanova L. Kh., Nazarova U. A. Ekonomika i upravlenie: nauchno-prakticheskii zhurnal. 2014. No. 1 (117). Pp. 85-87.
7. Gurtov V A., Pitukhin E. A., Nasadkin M. Yu. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. No. 10. Pp. 19-27.
8. Yagudina L. R., Mansurova T. G. Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). 2012. No. 11. Pp. 44-47.
9. Vlasova I. I., Popov N. G. Servis v Rossii i za rubezhom. 2008. No. 2 (7). Pp. 31-40.
10. Kuz'mina N. D., Stepanova M. E. Nauchnye issledovaniya v obrazovanii. 2011. No. 4. Pp. 36-38.
11. Zhilkin A. A., Gorelova O. I. Prikaspiiskii zhurnal: upravlenie i vysokie tekhnologii. 2011. No. 3. Pp. 93-97.
12. Radchenko S. S. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2013. No. 4-1. Pp. 76-85.
13. Shaikhislamov R. B., Elagina R. Kh., Shaikhutdinov A. A. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2012. Vol. 17. No. 1(I). Pp. 699-702.
14. Zul'karnai I. U., Islakaeva G. R. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2010. No. 13. Pp. 29-33.
15. Islakaeva G. R., Zul'karnai I. U. Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN. 2012. No. 1. Pp. 39-45.
16. Morozkin N. D., Zakharov V. P., Kyzyrgulov I. R., Yanbaev Yu. A. Vuzy - regional'noi ekonomike: sbornik dokladov otchetnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tomsk, 2014. Pp. 31-33.
17. Vishnevskaya N. G. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya. Politologiya. Ekonomika. In-formatika. 2014. Vol. 31, No. 15-1 (186). Pp. 38-47.
18. Ilyasov E. P. Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2008. Vol. 150, No. 4. Pp. 208-221.
19. Mironov V V, Ilyasov E. P., Gurtov V A. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. No. 11. Pp. 17-21.
20. Vishnevskaya N. G. Putevoditel' predprinimatelya. 2014. No. 23. Pp. 95-101.
Received 16.03.2015.