Научная статья на тему 'Высшая военная школа в процессе реализации приоритетного национального проекта "образование"'

Высшая военная школа в процессе реализации приоритетного национального проекта "образование" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
240
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшая военная школа в процессе реализации приоритетного национального проекта "образование"»

О. В. Казанцев

ВЫСШАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

В Послании Федеральному Собранию 2004 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации по их решению. В следующем году Президентом РФ было заявлено о реализации «национальных проектов» в этих приоритетных сферах жизни россиян.

Выдвижение идеи приоритетных национальных проектов обусловливалось прежде всего экономическими обстоятельствами. Во второй половине 2005 г. стало ясно, что восстановительный, стабилизационный период в истории современной России заканчивается и государственным органам управления необходимо принимать меры по выработке нового подхода к развитию общества с опорой на инновационную экономику знаний. Социально-экономические показатели страны за 2006 г. отчетливо указывали, что восстановительная, стабилизационная модель себя исчерпала, а в ряде регионов России в ключевых отраслях проявилось замедление темпов роста.

Концепция экстенсивного развития не только исчерпала свой ресурс в нашей стране, но и противоречила основным тенденциям развития мировой экономики, локомотивом которой выступают государства, осваивающие новые технологии, исходя из экономики знаний. Именно знания признаются в современном мире основным ресурсом инновационного развития социума, и образование, как основной инструмент распространения знаний, становится приоритетом общественного развития.

Таким образом, реализация приоритетного национального проекта «Образование» стала важнейшим условием прогрессивного развития России. Этот проект включает следующие направления:

- поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования;

- внедрение современных образовательных технологий;

- создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня;

- повышение уровня воспитательной работы в школах и развитие системы профессиональной подготовки в армии.

В рамках указанных направлений большое значение приобрела Федеральная целевая программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», которая была разработана по указанию Президента Российской Федерации от 4 июля 2000г. № Пр-1404 и по поручению Правительства Российской Федерации от 22 августа 2001 г. № ИК-П4-14857. В ходе разработки этой программы необходимо было избежать недостатков прежней системы военного образования, доставшейся по наследству России.

Ключевым элементом системы военного образования в СССР являлись военные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Следует подчеркнуть, что наиболее продуктивным периодом развития советской системы военного образования были в 70-е годы ХХ в. - отмеченные стабильным финансовым и материально-техническим обеспечением Вооруженных Сил СССР. За счет бюджетных расходов в области обороны и безопасности государства поддерживался необходимый научно-педагогический потенциал военноучебных заведений, удовлетворялись их потребности в новейших на тот период видах вооружений и военной техники, проводились систематическая модернизация материально-технической базы и на этой основе обеспечивалась подготовка офицеров в полном соответствии с предъявляемыми к ним жесткими государственными требованиями.

В указанный период средняя продолжительность военной службы офицеров составляла 20-25 лет, что позволяло практически полностью восполнять число ежегодно увольняемых с военной службы офицеров только за счет выпускников военно-учебных заведений.

В 90-х годах ХХ в. положение дел в области подготовки военных кадров в России коренным образом изменилось. Порядок прохождения военной службы по контракту, введенный в 1993 г., законодательно предоставил офицерам возможность увольнения с военной службы через 5 лет после окончания военноучебного заведения. Это не компенсировало даже затраты на их подготовку в военно-учебных заведениях, которые в несколько раз превышали расходы на подготовку гражданских специалистов по аналогичным специальностям. Одновременно был существенно расширен перечень оснований для досрочного увольнения офицеров с военной службы.

Названные социально-экономические факторы, в том числе и снижение с 1990 по 2001 гг. уровня материальной обеспеченности военнослужащих, привели к тому, что количество офицеров, ежегодно увольняемых с военной службы, стало значительно превышать количество выпускников военно-учебных заведений. При существующих масштабах досрочного увольнения офицеров военноучебные заведения были не в состоянии полностью обеспечивать потребности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах.

Призыв на военную службу офицеров запаса и добровольное поступление граждан на военную службу по контракту не решают в настоящее время проблему обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах ни в количественном, ни в качественном отношении.

С 1990 по 2001 гг. произошло существенное сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. При этом сеть военно-учебных заведений не была сокращена в соответствующих пропорциях. В результате этого возникло избыточное количество малочисленных военно-учебных заведений, не обладающих необходимой материально-технической базой и научно-педагогическим потенциалом для качественной подготовки офицеров. Кроме того, содержание малочисленных военно-учебных заведений увеличивает удельную стоимость подготовки одного офицера.

Одним из факторов снижения качества подготовки офицеров стало досрочное увольнение с военной службы преподавателей, имеющих ученые степени, в масштабах, существенно превышающих их выпуск из адъюнктуры и военной докторантуры. Оттоку из военно-учебных заведений квалифицированных военных преподавателей и молодых ученых способствуют неоднократные организационно-штатные мероприятия, а также несовершенство мер морального и материального стимулирования педагогического и научного труда.

Выделяемые в конце 90-х гг. ХХ в. средства на содержание избыточного количества военно-учебных заведений не позволяли провести модернизацию их материально-технической базы в соответствии с современными требованиями к уровню подготовки офицеров. В результате этого военно-профессиональная подготовленность выпускников военно-учебных заведений неуклонно снижалась, особенно в части их практических умений и навыков.

Проведение комплексной (межотраслевой) оптимизации сети военноучебных заведений было необходимо для устранения избыточного количества малочисленных военно-учебных заведений и достижения нужного эффекта от

капитальных вложений в материально-техническую базу военно-учебных заведений.

Значительные средства требуются не только на модернизацию материально-технической базы военно-учебных заведений, но и на капитальное строительство и реконструкцию учебно-лабораторной базы и учебных объектов. Нуждаются в реконструкции и техническом переоснащении тренажерная и полевая (морская, летная) учебные базы. Особого внимания заслуживает проблема капитального строительства и реконструкции объектов научно-исследовательской деятельности и обеспечения образовательного процесса.

Вместе с тем сложившаяся в России отраслевая структура финансирования подготовки офицеров не позволяла направить средства на реализацию межотраслевых инновационных проектов, связанных с разработкой государственных образовательных стандартов (в том числе с подготовкой и совершенствованием нормативных правовых актов межотраслевого характера по вопросам военного образования), участием в подготовке офицеров гражданских высших учебных заведений, выработкой оптимальных технологий функционирования сети военно-учебных заведений, модернизацией их материально-технической базы.

Из-за несовершенства законодательства, регламентирующего вопросы заключения контрактов о прохождении военной службы с курсантами военноучебных заведений, в начале ХХ! в. существенно возросли масштабы их отчисления за недисциплинированность и нежелание учиться, особенно с последних курсов обучения. Государство несет значительные материальные убытки, связанные с нарушением курсантами обязательства проходить военную службу в течение установленного контрактом срока.

Таким образом, для приведения количественных и качественных параметров отечественной системы военного образования в соответствие со структурой, численностью, задачами Вооруженных Сил РФ и с современными мировыми требованиями необходимо пересмотреть с научной точки зрения всю систему подготовки военных кадров и, сохраняя все лучшее, оптимизировать ее до уровня, соответствующего потребностям государства и общества. Принципиально важно для этого определить методологию решения проблемы повышения эффективности образовательной политики в стране в целом и отдельно в сфере подготовки военных кадров.

Политологический анализ развития постиндустриального общества подтверждает, что новая экономика знаний принципиально и качественно отличает-

ся от традиционной экономики индустриального общества, базирующейся на традиционных материальных ресурсах.

Основные отличия заключаются в следующем:

во-первых, традиционные ресурсы характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как для знаний и информации характерны нематериальные потоки и запасы;

во-вторых, знания увеличиваются, если они передаются, тиражируются и используются. Этим они отличаются от техники и оборудования, которые, чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшая свою стоимость;

в-третьих, традиционный ресурс обычно представляет собой частное благо, т. е. такое благо, потребление которого одним потребителем исключает его потребление другим потребителем. Информационный ресурс чаще всего выступает как общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другими. Иначе говоря, знания, информация неотчуждаемы. По мере того как современное производство расширяет использование знаний, информации, в него втягивается все большее количество общественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому осмыслить многие традиционные представления экономической теории и классические методы управления;

в-четвертых, традиционные ресурсы носят преимущественно ограниченный характер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, неограниченны. Ярким примером неограниченного информационного ресурса может служить Интернет;

в-пятых, традиционные ресурсы могут тиражироваться с большими затратами. Например, чтобы сделать еще один автомобиль, необходимо затратить почти столько же труда и капитала, сколько было затрачено на производство предыдущего автомобиля. При этом затраты на производство первого экземпляра, распределенные на совокупный выпуск всей серии, в расчете на один автомобиль составляют относительно небольшую величину. При тиражировании информационного ресурса ситуация обратная: стоимость процесса копирования информации, как правило, ничтожна;

в-шестых, использование информационных ресурсов характеризуется так называемым эффектом сетевого воздействия: чем больше элементов в сети, тем больше оказывается полезность и соответствующий экономический эффект каж-

дого отдельного аппарата. Этот же эффект проявляется и в компьютерных сетях. В обществе, основанном на знаниях, возрастает значение так называемых внешних эффектов (экстерналий).

Переход к экономике знаний предполагает смену алгоритма развития. Например, в соответствии с методикой, предложенной в 2004 г. Всемирным банком, требуется 76 показателей, позволяющих сравнивать ключевые характеристики экономики знаний, к которым относятся:

- институциональный режим, дающий мотивы эффективного использования существующего и нового знания и развития предпринимательства;

- степень образованности населения и наличие у него навыков создания, распространения и использования знаний;

- информационная и коммуникационная инфраструктура, способствующая эффективному распространению и переработке информации;

- национальная инновационная система, включающая в себя фирмы, исследовательские центры, университеты, консультационные и другие организации, которые воспринимают и адаптируют глобальное знание для местных нужд и создают новое знание и основанные на нем новые технологии.

Показатель «институциональный режим экономики» описывает условия, в которых развиваются экономика и общество в целом, рассматривает «правила игры» - формальные и неформальные. Для экономики, основанной на знаниях, главный вопрос - насколько экономическая и правовая среда способствуют созданию, распределению и применению знания в его различных проявлениях. В частности, насколько просто можно получить финансирование для инновационного проекта, насколько поощряются образование и повышение квалификации, насколько соблюдаются права на интеллектуальную собственность и т. д. В рамках этого направления используются показатели уровня тарифных и нетарифных барьеров, качества регулирования экономики (основывается на оценке таких явлений, как контроль цен и регулирование банковской деятельности, а также регулирование внешней торговли и развития бизнеса), степени выполнения законов (основывается на оценке криминальной обстановки и др.) и некоторые другие.

Экономика, основанная на знаниях, требует гибкой образовательной системы, в которой образование осуществляется в течение всей трудовой жизни работников. Система непрерывного образования предполагает как формальные, так и неформальные виды обучения, а также конкурентную среду в образовательных

учреждениях. Для оценки образования используются показатели грамотности взрослого населения, а также соотношение числа зарегистрированных школьников и студентов и числа лиц соответствующего возраста, а также ряд других.

Для оценки состояния следующего показателя «информационной и коммуникационной инфраструктуры» используется количество телефонов, персональных компьютеров, пользователей Интернета среди населения, а также другие показатели.

Инновации отражают успешность связей бизнеса с университетами, библиотеками, исследовательскими центрами, лабораториями, инновационными центрами, различными профессиональными объединениями. Эффективность инноваций измеряется количеством научных работников, занятых в сфере НИОКР, числом зарегистрированных патентов, опубликованных статей в научнотехнических журналах, а также с помощью других показателей.

Таким образом, экономика знаний - это экономика, которая создает, распространяет и использует знания в целях обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли и институты государства.

Базовым элементом государственной стратегии в области формирования модели экономики знаний в России является приоритетный национальный проект «Образование». Цели проекта сформулированы в интересах всего общества и должны быть реализованы всем обществом. «По вертикали» они относятся ко всем уровням власти - федеральной, региональной, местной. «По горизонтали» -ко всем институтам гражданского общества. Понимание этого важно, так как финансовые и организационные масштабы проектов не сводятся только к выделенным федеральной властью ресурсам (около 140 млрд. руб.). Выделенные ресурсы могут занимать в будущем даже менее 10% от всех привлеченных федеральных бюджетных средств. Политическая и финансовая поддержка федеральной власти означает, что существуют политические и финансовые гарантии для эффективного использования привлеченных инвестиций.

Объем расходов на обеспечение приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 г. был определен в размере 48 891,5 млн. рублей (по сравнению с 2006 г. рост составил 66,9%). Расходы на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» предусмотрены по соответствующим статьям Бюджетной классификации Российской Федерации. В числе этих мероприятий предусматривается оказание финансовой помощи субъектам

Российской Федерации посредством межбюджетных трансфертов. В составе межбюджетных трансфертов на 2007 г. в федеральном бюджете предусмотрены средства, предоставляемые субъектам Российской Федерации на реализацию национальных проектов и ряда социально значимых программ.

Вместе с тем анализ статистических данных позволяет сделать вывод о том, что в государственной стратегии по-прежнему ощущается дефицит высокоэффективной содержательной бюджетной политики и активной государственной деятельности в условиях профицита бюджета. В свое время были выдвинуты идеи о двухкомпонентной модели бюджета, состоящей из постоянной и переменной части, а также о комплексном бюджетном планировании на несколько лет.

В бюджете 2007 г. указанные идеи своего развития и закрепления не получили. Так, применительно к национальному приоритетному проекту «Образование» следует отметить, что мероприятия этого проекта нельзя рассматривать как перманентные бюджетные акции. Если поставлена задача премировать лучших учителей, то одновременно с ней должна стоять другая задача - сделать инновационные находки и опыт лучших по профессии достоянием других работников образовательных учреждений, чтобы последние могли их использовать в своей практической деятельности. Такое же невнимание к последствиям акции государственной поддержки представителей талантливой молодежи.

Государство должно использовать свои информационные и иные ресурсы, чтобы обозначить интеллектуальные и иные ориентиры для всей российской молодежи на примере ее лучших представителей. Правительство Российской Федерации до сих пор не выработало конкретных взаимоувязанных мероприятий, которые органично вытекали бы из начальных инициатив.

Необходимо отметить, что в 2007 г. количество федеральных целевых программ было сокращено по сравнению с 2006 годом, но общий объем расходов на 2007 г. составляет 534,3 млрд. руб., что в 1,42 раза больше, чем в 2006 г. В области науки, инноваций и передовых технологий предусмотрена реализация 12 федеральных целевых программ, в том числе космического, авиационного и атомно-энергетического направления, а также реформирование системы военного образования.

В частности, в федеральном бюджете на 2007 г. на финансирование Федеральной целевой программы «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» было выделено 906,7 млн. руб-

лей, что почти в 6,5 раз больше, чем в 2006 г. Реализация этой Программы предполагает решение следующих основных задач:

1) создание организационно-правовых и экономических условий для полного удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах при рациональном использовании средств федерального бюджета, выделяемых на их подготовку;

2) повышение качества военного образования, приведение уровня профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с нормативными правовыми актами и требованиями военно-профессиональной деятельности;

3) повышение эффективности управления военным образованием.

Правительством Российской Федерации были определены сроки реализации программы - 2003-2010 годы. Программа предполагает оптимизацию всех элементов существующей системы военного образования поэтапно.

На первом этапе (2003-2005 гг.) планировалось:

1) разработать методологические основы, научно-методические рекомендации по совершенствованию системы военного образования в Российской Федерации и повышению эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку офицеров; на основе проведенных исследований выработать проекты нормативных правовых актов;

2) провести комплексную (межотраслевую) оптимизацию сети военноучебных заведений и устранить на данной основе избыточное количество малочисленных военно-учебных заведений;

3) принять первоочередные меры по совершенствованию содержания военного образования, информационно-методическому обеспечению образовательного процесса, закреплению научно-педагогических и научных кадров в военноучебных заведениях.

Программой на этом этапе было предусмотрено:

1) провести научные и социологические исследования по вопросам повышения эффективности использования выделяемых на подготовку офицеров средств федерального бюджета, закрепления научно-педагогических и научных кадров в военно-учебных заведениях, совершенствования содержания военных профессиональных образовательных программ;

2) по результатам проведенных исследований: а) разработать и при необходимости представить в установленном порядке проекты нормативных правовых актов о повышении эффективности системы военного образования; б) вырабо-

тать методику проведения комплексной (межотраслевой) оптимизации сети военно-учебных заведений, перечней воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, и перечней специальностей, по которым организуется их подготовка, а также комплексной оценки эффективности деятельности военноучебных заведений;

3) на основе оптимизации сети военно-учебных заведений устранить избыточное количество малочисленных военно-учебных заведений;

4) уточнить нормативы финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения военно-учебных заведений, разработать автоматизированные базы данных о состоянии системы военного образования;

5) осуществить разработки по распределению функций управления военным образованием на межотраслевом уровне, сопряжению открытых информационных ресурсов органов управления военным образованием и военно-учебных заведений;

6) принять меры по обеспечению военно-учебных заведений учебниками и учебными пособиями, оснащению программно-аппаратными средствами информатизации, подключению военно-учебных заведений и органов управления военным образованием к сети Интернет;

7) организовать регулярное наблюдение за состоянием системы военного образования в целях оценки эффективности мероприятий по ее реформированию;

8) организовать проведение эксперимента по подготовке офицеров (вне численности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск) по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей из числа студентов гражданских высших учебных заведений с последующим обязательным поступлением их на военную службу по контракту.

В ходе второго этапа (2006-2010 годы) запланировано:

1) реализация мер, направленных на полное удовлетворение потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах, при рациональном расходовании выделяемых на их подготовку средств федерального бюджета;

2) приведение материально-технической базы и информационнометодического обеспечения образовательного процесса оптимизированной сети военно-учебных заведений в соответствие с требованиями нормативных право-

вых актов, реализация мер материального и морального стимулирования педагогического труда в военно-учебных заведениях;

3) создание межотраслевой (сопряженной) автоматизированной системы получения, обработки, хранения и передачи открытой информации по вопросам управления военным образованием.

Для достижения указанных целей необходимо:

1) привести состояние материально-технической базы и информационнометодического обеспечения образовательного процесса оптимизированной сети военно-учебных заведений в полное соответствие с требованиями государственной аккредитации и требованиями к условиям реализации военных профессиональных образовательных программ;

2) обеспечить наращивание научно-педагогического и научного потенциала оптимизированной сети военно-учебных заведений до уровня, соответствующего требованиям государственной аккредитации;

3) обобщить результаты эксперимента по подготовке офицеров (вне численности Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск) по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей из числа студентов гражданских высших учебных заведений. При положительной оценке полученных результатов разработать соответствующие проекты нормативных правовых актов;

4) создать межотраслевую (сопряженную) автоматизированную систему получения, обработки, хранения и передачи открытой информации по вопросам управления военным образованием.

Механизм реализации Программы в соответствии с постановлением Правительства РФ 26 декабря 2005 г. № 805 «О внесении изменений в федеральную программу "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 г." определяется государственным заказчиком Программы в лице Министерства обороны путем взаимодействия с ее участниками.

Оплата поставок товаров, выполнение работ и оказание услуг реализовываются путем заключения Минобороны государственных контрактов (договоров) на конкурсной основе. Отбор организаций для реализации Программы (исполнителей) осуществляется в соответствии с законодательством в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Эффективность реализации Программы оценивается в трех аспектах: военном, социальном и экономическом.

В военном аспекте эффективность достигается путем создания организационно-правовых условий для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск в офицерах, качество подготовки которых будет отвечать требованиям военно-профессиональной деятельности и нормативных правовых актов.

В социальном аспекте эффективность обеспечивается за счет соблюдения прав граждан Российской Федерации на профессиональное образование и создания в военно-учебных заведениях соответствующих социально-экономических и материально-технических условий для реализации военных профессиональных образовательных программ.

В экономическом аспекте эффективность достигается путем создания условий для рационального расходования средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку офицеров для Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.

На текущий год поставлены задачи: оснастить военно-учебные заведения программно-аппаратными средствами информатизации; подключить военные вузы к сети Интернет; уточнить перечень военно-учебных заведений, подлежащих оптимизации на втором этапе программы; организовать и провести на базе гражданских вузов эксперимент по подготовке офицеров (вне численности Вооруженных сил) из числа студентов гражданских вузов для последующего обязательного прохождения ими военной службы по контракту.

В целях повышения надбавок за ученую степень кандидата наук и доктора наук до 3000,0 руб. и 7000,0 руб., соответственно в федеральном бюджете на 2007 г. были предусмотрены ассигнования в сумме 12433 млн. руб. - для научнопедагогических работников федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования и в сумме 2474,2 млн. руб. - для научных работников научных учреждений, в том числе и в системе военного образования и науки.

Таким образом, опыт проводившихся в 1992-2001 годах преобразований в рамках реформы ВС РФ показал, что многие проблемы подготовки офицеров носят комплексный, межотраслевой характер. Для их решения требуется не только принятие отдельной федеральной программы, позволяющей координировать действия федеральных органов исполнительной власти по вопросам реформиро-

вания системы военного образования, но и подключение к этой деятельности ресурсов приоритетного национального проекта «Образование». В этом случае будет обеспечено сохранение лучших отечественных традиций профессиональной подготовки военных кадров и проведение научно обоснованных мероприятий по оптимизации системы военного образования и ее интеграции в современное образовательное пространство Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.