Научная статья на тему 'Высшая школа в формировании кадрового потенциала современной России'

Высшая школа в формировании кадрового потенциала современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ВЫСШАЯ ШКОЛА / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / THE RUSSIAN HIGHER SCHOOL / PERSONNEL POTENTIAL / MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER SCHOOL AS A SOCIAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзиов Артур Русланович

В статье рассматриваются проблемы современной российской высшей школы, связанные с процессом формирования кадрового потенциала. Автор говорит о тенденции интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство и обозначает круг сопутствующих этому процессу проблем: недостаточное использование возможностей содержательной модернизации профессионального образования, противоречие между его качеством и расширением доступности, увеличение конкуренции между традиционными организациями профессионального образования и новыми системами корпоративной подготовки и пр. Акцентируется внимание на миссии высшей школы как институте формирования кадрового потенциала современной культуры. Анализируется роль высшей школы в проектировании и практическом осуществлении инноваций по перспективным направлениям и основным сферам общественной жизни страны, региона, территории. Отмечается вклад высшей школы в воспитание лидеров, а также роль консолидации и организации вузовского сообщества в выработке государственных позиций и решений актуальных проблем социально-экономического развития, образования, науки и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дзиов Артур Русланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher School in the Formation of Personnel Potential in Modern Russia

He article covers problems of modern Russian high school associated with the formation of personnel potential. The author considers the tendency to integrate Russian higher education into the international educational space and refers to the problems related to the process: insufficient use of opportunities of a substantial modernization of professional education; the contradiction between its quality and availability potential; growing competition between traditional institutions of professional education and new systems of corporate training etc. The focus is made on the mission of the graduate school as the institution aimed at the formation of personnel potential in contemporary culture. The article examines the role of the higher school in the design and implementation of innovations in promising areas and main spheres of the social life in the country, region, area; notes the contribution of the higher school in the upbringing of leaders and the importance of the consolidation and organization of the University community to work out the government positions and solve the topical problems of socio-economic development, education, science and culture.

Текст научной работы на тему «Высшая школа в формировании кадрового потенциала современной России»

ББК 74.48 УДК 378

Высшая школа в формировании кадрового потенциала современной России

А.Р. Дзиов

Шадринский государственный педагогический институт (Шадринск, Россия)

Higher School in the Formation of Personnel Potential in Modern Russia

A.R. Dziov

Shadrinsk State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia)

В статье рассматриваются проблемы современной российской высшей школы, связанные с процессом формирования кадрового потенциала. Автор говорит о тенденции интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство и обозначает круг сопутствующих этому процессу проблем: недостаточное использование возможностей содержательной модернизации профессионального образования, противоречие между его качеством и расширением доступности, увеличение конкуренции между традиционными организациями профессионального образования и новыми системами корпоративной подготовки и пр. Акцентируется внимание на миссии высшей школы как институте формирования кадрового потенциала современной культуры. Анализируется роль высшей школы в проектировании и практическом осуществлении инноваций по перспективным направлениям и основным сферам общественной жизни страны, региона, территории.

Отмечается вклад высшей школы в воспитание лидеров, а также роль консолидации и организации вузовского сообщества в выработке государственных позиций и решений актуальных проблем социально-экономического развития, образования, науки и культуры.

Ключевые слова: российская высшая школа, кадровый потенциал, модернизация профессионального образования, высшая школа как социальный институт.

DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-06

The article covers problems of modern Russian high school associated with the formation of personnel potential. The author considers the tendency to integrate Russian higher education into the international educational space and refers to the problems related to the process: insufficient use of opportunities of a substantial modernization of professional education; the contradiction between its quality and availability potential; growing competition between traditional institutions of professional education and new systems of corporate training etc. The focus is made on the mission of the graduate school as the institution aimed at the formation of personnel potential in contemporary culture. The article examines the role of the higher school in the design and implementation of innovations in promising areas and main spheres of the social life in the country, region, area; notes the contribution of the higher school in the upbringing of leaders and the importance of the consolidation and organization of the University community to work out the government positions and solve the topical problems of socio-economic development, education, science and culture.

Key words: the Russian higher school, personnel potential, modernization of vocational education, higher school as a social institution.

Россия входит в число мировых лидеров по численности студентов программ так называемого третичного образования. Данное понятие широко используется в международной практике. К нему относится российское среднее профессиональное и высшее профессиональное образование. По численности студентов, обучающихся на этих программах, Россия является мировым лидером: 673 человека в расчете на 10 тысяч населения в 2009 году (в странах ОЭСР соот-

ветствующий показатель в середине 2000-х годов варьировал в пределах 160-660 человек на 10 тысяч населения) [1].

Этот результат обеспечен более высокой долей среднего профессионального образования, в то время как по уровню населения с высшим образованием Россия соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития. В настоящее время все развитые государства

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

мира реализуют программы формирования систем непрерывного образования (обучения на протяжении всей жизни — life-long learning). Ведущие страны Евросоюза смогли обеспечить массовое участие взрослого населения в программах обучения и тренингах либо устойчивую положительную динамику в этой сфере. Доля экономически активного населения развитых европейских стран, участвующего в дополнительном профессиональном образовании, достигает 60-70%. В Российской Федерации доля экономически активного населения, участвующего в непрерывном образовании, в настоящее время не превышает 22,4%. Доля молодых людей, получающих полное среднее образование в России, несколько выше среднего уровня для стран Организации экономического сотрудничества и развития. Однако ожидаемая продолжительность образования для детей в возрасте пяти лет в России ниже (15,8 против 17,6 года), что связано в первую очередь с относительно коротким школьным образованием. По показателю охвата детей дошкольным образованием Россия соответствует средним значениям по странам Организации экономического сотрудничества и развития. Показатель обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет 63,7 процента, что является лучшим показателем с 1991 г., достигнутым в условиях роста рождаемости. По уровню затрат на дошкольное образование как доли от валового внутреннего продукта Россия входит в один ряд с такими странами, как Новая Зеландия, Голландия и Израиль [1].

В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, по повышению его качества, по интеграции российского профессионального образования в международное образовательное пространство. В первую очередь речь идет о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Эти стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций, возможность индивидуализации. Однако эти возможности используются недостаточно, прежде всего из-за недостатка стимулов к повышению качества. Часть системы профессионального образования остается закрытой для своих основных заказчиков. Развитие экономики предъявляет новые требования к структуре и качеству подготовки специалистов и рабочих кадров. Повышение качества пришло в противоречие с расширением доступности профессионального образования. В колледжи и вузы поступают десятки тысяч выпускников школ с низкими баллами Единого государственного экзамена. Очевидна тенденция расширения конкуренции между традиционными организациями профессионального образования и новыми

системами корпоративной подготовки (корпоративные университеты, тренинговые компании, системы внутрифирменной подготовки кадров). Численность иностранных студентов в российских вузах и организациях среднего профессионального образования невелика. На сегодняшний день в Российской Федерации обучается примерно три процента иностранных студентов от общей численности иностранных студентов, обучающихся в организациях профессионального образования мира. Экспорт российских образовательных услуг падает и составляет менее одного процента общемирового рынка экспорта образовательных услуг [1]. В системе профессионального образования в ближайшие годы за счет сокращения численности обучающихся в силу демографических процессов будет наблюдаться высвобождение ресурсов. Вместе с тем снижение численности молодежи в возрасте 17-25 лет на 12-15 процентов к 2016 г. по сравнению с современным уровнем приведет к сокращению предложения в наиболее гибком и активном сегменте рынка труда. Это означает необходимость, с одной стороны, формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест, а с другой стороны — радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью. Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. Как показывают проведенные исследования, две трети (66%) работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников. Программа обеспечит повышение роли корпоративной подготовки, установление более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда. В результате реализации Программы сеть учреждений и организаций профессионального образования приобретет структуру, соответствующую реалиям экономики знаний. Она будет включать ведущие исследовательские университеты (40-60 вузов), являющиеся двигателями развития инновационной экономики, опорные вузы региональных экономических систем, обеспечивающие специализированную профессиональную подготовку, и вузы, осуществляющие широкую подготовку бакалавров. Подготовка аспирантов будет сосредоточена в основном в исследовательских университетах. В большинстве вузов наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 г. все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных техно -логий. Наряду с этим в регионах будут развиваться

два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации среднего профессионального образования в конкретных отраслях.

Укрупнение вузов и организаций среднего профессионального образования приведет к сокращению их общего числа. Негосударственное образование будет развиваться в условиях честной конкуренции с государственным сектором за счет допуска аккредитованных программ к бюджетному финансированию. Это приведет к повышению качества образовательных услуг в этом секторе и в образовании в целом. Оно будет обеспечивать не менее 30 процентов общего контингента профессионального образования. Повышение качества рабочих мест и качества среднего профессионального образования, а также введение прикладного бакалавриата приведут к относительному росту доли студентов на соответствующих программах. Опережающими темпами будет развиваться предложение коротких программ повышения профессиональной квалификации и жизненных навыков на протяжении жизни. Важнейшее место в системе непрерывного образования будет занимать сертификация квалификаций, в том числе полученных путем самообразования. Аспирантура, концентрируемая в исследовательских университетах, будет способствовать укреплению связей профессионального образования с наукой и позволит поднять на более высокий качественный уровень процессы воспроизводства научных кадров, в том числе в интересах высшей школы [1].

«Образование на всю жизнь» сменяется «образованием через всю жизнь». Так, исследование, проведенное в рамках «Технопарка» — совместного проекта Mail.Ru Group и МГТУ им. Н.Э. Баумана, показало, что только 8,3% будущих инженеров считают, что они «уже всему научились». Большинство студентов, которые учатся по техническим специальностям, планируют продолжить свое образование.

Своеобразие высшего профессионального образования заключается в том, что «оно стоит на стыке производственной и непроизводственной сфер, готовя рабочую силу для той и другой сферы в определенной мере» [2, с. 163].

Система образования в целостности всех своих институциональных структур формирует образ жизни и закрепляет основы общественного строя. Крупный

американский философ, психолог и педагог Д. Дьюи утверждал: «Подлинной сердцевиной человеческой социализации является образование» [3, с. 108]. «Суть образовательной и обучающей деятельности заключается в воздействии на человека, ведущем к его развитию как личности», — такой вывод обосновывает в своем известном труде Ф. Махлуп [4, с. 305].

Высшая школа как социальный институт общественного воспроизводства выступает основным каналом соединения науки с производством и практикой. Фундаментальный вывод о превращении науки в непосредственную производительную силу находит свое практическое воплощение через социальный институт высшей школы.

Профессионально-образовательный и социально-подготовительный комплекс высшей школы строится с учетом научных достижений соответствующих отраслей и специальностей. Они закладываются в самую «ткань» и «плоть» учебного процесса по линии своевременного обновления содержания предметных блоков, обеспечивают трансляцию и освоение научных и технических достижений. Важнейшей социальной функцией высшей школы является продуцирование, производство научных знаний на перспективных направлениях и в эффективных формах организации научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского корпуса и научно-технического творчества студенческой молодежи.

Высшая школа своим общественным предназначением прокладывает магистральный путь социальных и экономических преобразований, обеспечивая становление и кадровое сопровождение нового технико-технологического уклада. Нового типа производства — наукоемкого, инновационного, природосберегающего, высокоэффективного, центральной фигурой которого является человек. Миссия высшей школы — быть системообразующим социальным институтом проектирования и практического осуществления инноваций по перспективным направлениям и основным сферам общественной жизни страны, региона, территории. Быть научно-образовательным, интеллектуальным, культурно-просветительным центром, определять перспективные направления и прогнозные параметры деятельности для власти, бизнеса, общественных структур. Формировать правила и нормы экономического поведения. Сегодня власть испытывает трудности в формировании экономической и социальной модели общественного развития, в определении (поиске) альтернатив посткризисного развития.

Высшая школа в качестве социального института была и остается активным субъектом политической жизни общества. Она выступает кадровым резервом обновления и пополнения всех имеющихся и вновь формируемых организаций и структур политической системы страны и гражданского общества. Политика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.