Научная статья на тему '«ВЫСОКОПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ САРАТОВА ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»: МАТЕРИАЛЫ ПЕРЕПИСКИ А.П. БОГОЛЮБОВА И РАЗНЫХ ЛИЦ ОБ ОТКРЫТИИ РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ В ФОНДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

«ВЫСОКОПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ САРАТОВА ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»: МАТЕРИАЛЫ ПЕРЕПИСКИ А.П. БОГОЛЮБОВА И РАЗНЫХ ЛИЦ ОБ ОТКРЫТИИ РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ В ФОНДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева / А.П. Боголюбов / К.П. Победоносцев / М.Н. Галкин-Враский / А.И. Недошивин / Саратовская губерния / саратовская городская дума / Saratov Art Museum named after A.N. Radishchev / A.P. Bogolyu-bov / K.P. Pobedonostsev / M.N. Galkin-Vrasky / A.I. Nedoshivin / Saratov province / Saratov City Duma

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочукова Ольга Викторовна, Кочуков Сергей Анатольевич

В публикации представлены письма художника-мариниста А.П. Боголюбова, сенатора и члена Государственного совета К.П. Победоносцева, саратовского губернатора М.Н. Галкина-Враского и саратовского городского головы А.И. Недошивина, связанные с инициативой А.П. Боголюбова о создании в Саратове художественного музея имени А.Н. Радищева. Переписка отразила основные перипетии борьбы за реализацию этой инициативы и была вызвана необходимостью обращения А.П. Боголюбова за поддержкой к влиятельным государственным деятелям и лидерам общественного мнения с целью противостояния как возможному негативному отношению к увековечиванию памяти «революционера мысли» А.Н. Радищева, так и инертности городских властей Саратова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“HIGHLY USEFUL ASSUMPTION FOR SARATOV”: CORRESPONDENCE MATERIALS OF A.P. BOGOLYUBOV AND DIF-FERENT PERSONS ABOUT THE OPENING OF THE RADISHCHEV MUSEUM IN THE FOUNDATIONS OF THE STATE ARCHIVE OF THE SARATOV REGION

The publication presents letters from the marine painter A.P. Bogolyubov, senator and member of the State Council K.P. Pobedonostsev, Saratov Governor M.N. Galkin-Vrasky and Saratov mayor A.I. Nedoshivin associated with the initiative of A.P. Bogolyubov on the creation of an art museum named after A.N. Radishchev. The correspondence reflected the main ups and downs of the struggle for the implementation of this initiative and was caused by the need to appeal to A.P. Bogolyubov for support from influential government officials and leaders of public opinion in order to counter a possible negative attitude towards perpetuating the memory of the “revolutionary of thought” A.N. Radishchev, and the inertia of the city authorities of Saratov.

Текст научной работы на тему ««ВЫСОКОПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ САРАТОВА ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»: МАТЕРИАЛЫ ПЕРЕПИСКИ А.П. БОГОЛЮБОВА И РАЗНЫХ ЛИЦ ОБ ОТКРЫТИИ РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ В ФОНДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И «ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ»

УДК 94(47).081.4+929[Боголюбов+Победоносцев+Галкин-Враский]

«ВЫСОКОПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ САРАТОВА ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ»: МАТЕРИАЛЫ ПЕРЕПИСКИ А.П. БОГОЛЮБОВА И РАЗНЫХ ЛИЦ ОБ ОТКРЫТИИ РАДИЩЕВСКОГО МУЗЕЯ В ФОНДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О.В. Кочукова1

СГУ имени Н.Г. Чернышевского e-mail: kochukovasgu@mail.ru

С.А. Кочуков2 Государственный архив Саратовской области e-mail: kochukovsgu1974@yandex.ru

Аннотация. В публикации представлены письма художника-мариниста А.П. Боголюбова, сенатора и члена Государственного совета К.П. Победоносцева, саратовского губернатора М.Н. Галкина-Враского и саратовского городского головы А.И. Недоши-вина, связанные с инициативой А.П. Боголюбова о создании в Саратове художественного музея имени А.Н. Радищева. Переписка отразила основные перипетии борьбы за реализацию этой инициативы и была вызвана необходимостью обращения А.П. Боголюбова за поддержкой к влиятельным государственным деятелям и лидерам общественного мнения с целью противостояния как возможному негативному отношению к увековечиванию памяти «революционера мысли» А.Н. Радищева, так и инертности городских властей Саратова.

Ключевые слова: Саратовский художественный музей имени А.Н. Радищева, А.П. Боголюбов, К.П. Победоносцев, М.Н. Галкин-Враский, А.И. Недоши-вин, Саратовская губерния, саратовская городская дума.

"HIGHLY USEFUL ASSUMPTION FOR SARATOV": CORRESPONDENCE MATERIALS OF A.P. BOGOLYUBOV AND DIFFERENT PERSONS ABOUT THE OPENING OF THE RADISHCHEV MUSEUM IN THE FOUNDATIONS OF THE STATE ARCHIVE OF THE

SARATOV REGION

1 Кочукова Ольга Викторовна (Саратов), к.и.н., доцент кафедры истории России и археологии Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского университета имени Н.Г. Чернышевского.

2 Кочуков Сергей Анатольевич (Саратов), д.и.н., главный архивист отдела публикаций и использования документов Государственного архива Саратовской области.

O.V. Kochukova

(Saratov, Russia)

e-mail: kochukovasgu@mail.ru

S.A. Kochukov

(Saratov, Russia)

e-mail: kochukovsgu1974@yandex.ru

Annotation. The publication presents letters from the marine painter A.P. Bogolyubov, senator and member of the State Council K.P. Pobedonostsev, Saratov Governor M.N. Galkin-Vrasky and Saratov mayor A.I. Nedoshivin associated with the initiative of A.P. Bogolyubov on the creation of an art museum named after A.N. Radishchev. The correspondence reflected the main ups and downs of the struggle for the implementation of this initiative and was caused by the need to appeal to A.P. Bogolyubov for support from influential government officials and leaders of public opinion in order to counter a possible negative attitude towards perpetuating the memory of the "revolutionary of thought" A.N. Radishchev, and the inertia of the city authorities of Saratov.

Key words: Saratov Art Museum named after A.N. Radishchev, A.P. Bogolyubov, K.P. Pobedonostsev, M.N. Galkin-Vrasky, A.I. Nedoshivin, Saratov province, Saratov City Duma.

Имя русского художника-мариниста, мастера батальной живописи Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896) неразрывно связано с Саратовом. Открытие по его инициативе в Саратове художественного музея им. А.Н. Радищева оказало серьезное влияние на развитие культуры и художественного образования не только в губернском центре, но и во всем Поволжье.

Письма и документы, связанные с инициативой А.П. Боголюбова о создании в Саратове художественного музея и рисовальной школы, сохранились в фондах Государственного архива Саратовской области (ГАСО). Источники личного происхождения среди архивных документов в фондах ГАСО представляют письма А.П. Боголюбова, К.П. Победоносцева, саратовского губернатора М.Н. Галкина-Враского, саратовского городского головы А.И. Недошивина. К данным источникам не раз обращались исследователи - авторы работ по истории создания Радищевского музея (А.Л. Кущ, Е.А. Гитлиц, Н.В. Огарева, М.В. Зайцев, С.А. Могилевец)3. Исследователи, изучавшие в разное время тему об

3 Кущ А.Л. Радищевский музей в Саратове // Исторический вестник. 1890. Т. 39. Кн. 2; Гитлиц Е.А. Тургенев и А.Н. Боголюбов (к организации «Радищевского музея» в Саратове) // Тургеневский сборник. В 6 т. М.; Л., 1966. Т. 2. С. 304309; Огарева Н.В. Тургенев в последние годы жизни. Из воспоминаний и писем А.П. Боголюбова, 1873-1883 // Литературное наследство. М., 1967. Т. 76. С. 441482; Она же. Летопись жизни и деятельности художника А.П. Боголюбова. Саратов, 1988; Зайцев М.В. К вопросу о роли городских властей в создании

открытии Радищевского музея в Саратове, как правило, цитировали отдельные фрагменты из писем А.П. Боголюбова, К.П. Победоносцева, И.С. Тургенева, М.Н. Галкина-Враского, относящиеся к реакции на инициативу А.П. Боголюбова об открытии музея. Письма не публиковались в полном объеме, а в исследованиях часто встречается цитирование не по первоисточнику, без ссылок на архивные документы. Это объясняет необходимость комплексного анализа и научной публикации материалов переписки, отложившихся в фондах ГАСО.

Письма А.П. Боголюбова, К.П. Победоносцева, М.Н. Галкина-Врас-кого, А.И. Недошивина требуют анализа в смысловом единстве борьбы за реализацию культурной инициативы А.П. Боголюбова в Саратове. Прежде всего, само появление переписки было вызвано необходимостью обращения А.П. Боголюбова за поддержкой к влиятельным государственным деятелям и лидерам общественного мнения с целью противостояния как возможному негативному отношению к увековечиванию памяти «революционера мысли» А.Н. Радищева, так и инертности городских властей.

Письмо члена Государственного Совета, сенатора, будущего обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева М.Н. Галкину-Враскому отложилось в личном фонде саратовского губернатора и датируется 6 декабря 1877 г. А.П. Боголюбов, который был в дружеских отношениях с К.П. Победоносцевым, неспроста обратился именно к нему с тем, чтобы содействовать реализации своей задушевной идеи об открытии музея имени его легендарного деда, родившегося в Саратовской губернии. К.П. Победоносцеву предстояло не только довести эту идею до городских властей Саратова, но и утвердить в благожелательном отношении к ней верховную власть и членов императорской семьи, поскольку были серьезные сомнения в связи с тем, что «Радищев все еще считался революционером». К.П. Победоносцев входил в близкое окружение наследника российского престола вел. кн. Александра Александровича и его поддержка могла существенным образом повлиять на открытие в Саратове художественного музея. Вероятнее всего, Боголюбов полагал, что необходимо действовать не столько официально, сколько через личные взаимоотношения Победоносцева и главы Саратовской губернии. В своих воспоминаниях Боголюбов писал: «Итак, я решился действовать.

Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева // История и историческая память. Вып. 18. Саратов, 2019. С. 105-128; Он же. Саратовская городская дума. Саратов, 2017. С. 303-306; Могилевец С.А. А.П. Боголюбов и организация первого художественно-промышленного провинциального музея России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9.

Попросил Константина Петровича Победоносцева написать предварительно саратовскому губернатору Галкину-Враскому о моем намерении и прозондировать, как саратовские думцы примут мое предложение»4. Письмо Победоносцева Галкину-Враскому на двух листах достаточно лаконично. Автор письма четко обозначает размеры собрания художественных ценностей и определяет само стремление художника-мариниста «образовать художественный музей и завещать его городу Саратову»5. Русский литературовед и этнограф А. Пыпин в своей работе, посвященной Радищевскому музею отмечал: «Благодаря любезному предложению нашего известного художника А.П. Боголюбова, имели случай видеть в его доме замечательное художественно-археологическое собрание, которое пожертвовано им городу Саратову и в непродолжительном времени (по окончании строящегося в Саратове дома для его помещения) должно быть перевезено туда и открыто под именем "Радищевского Музея"... Собранные произведения искусства должны были образовать музей, к которому примыкала бы рисовальная школа. Местом был выбран Саратов; здесь были воспоминания родства; здесь была родина знаменитого и многострадального А.Н. Радищева, родного деда г. Боголюбова, - имя это могло с честью стать в названии музея; но здесь справедливо так же виделся г. Боголюбову и один из главных пунктов вне столичной местной и народной жизни»6. По мнению исследователя истории Радищевского музея А.Л. Куща идея создания художественного музея в провинции у А.П. Боголюбова возникла в Дюссельдорфе, когда он изучал там живопись. Еще тогда он обратил внимание на тот факт, что в России художественное образование и лучшие произведения искусства сосредоточены только в столицах, а «в провинции почти нет ничего»7.

А.П. Боголюбов прекрасно понимал, что саратовские городские власти могут быть «напуганы» крупными финансовыми тратами, которые потребуются на подобное дело, поэтому поспешил заявить, что деньги на все даст сам, а городу нужно лишь предоставить помещение под музей и рисовальную школу. Победоносцев в своем письме приводит следующие слова Боголюбова: «Денег, пишет он, от Саратова не потребую и даже надеюсь обеспечить перевоз туда всей утвари.

4 Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2006. С. 195.

5 ГАСО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 435. Л. 1.

6 Пыпин А. «Радищевский Музей» А.П. Боголюбова // Вестник Европы. 1881. № 1. С. 411-412

7 Кущ А.Л. Радищевский музей в Саратове // Исторический вестник. 1890. Т. 39. Кн. 2. С. 176.

Впоследствии, пишет он, жертвователей, какие найдутся, и учредителей, можно будут обессмертить помещением в музей их портретов»8. Письмо К.П. Победоносцева было замечено в Саратове: в газете «Саратовский справочный листок» в разделе «Саратовская хроника» была помещена заметка, в которой близко к тексту пересказывалось содержание его письма9. Таким образом, саратовское общество было ознакомлено с культурной инициативой А.П. Боголюбова.

Саратовский губернатор М.Н. Галкин-Враский не стал затягивать вопрос, выраженный в просьбе К.П. Победоносцева и А.П. Боголюбова, и уже 20 декабря 1877 г. отправил официальное письмо саратовскому городскому голове А.И. Недошивину. Это письмо отложилось в фонде Саратовской городской думы. Причем Галкин-Враский отправил Недо-шивину не только свое письмо, но и копию письма К.П. Победонос-цева10. Для большего веса губернатор в письме определял и свое отношение к просьбе Боголюбова. По словам Галкина-Враского: «Относясь, со своей стороны, к настоящему заявлению с полнейшим сочувствием и с задушевным пожеланием наиуспешного его осуществления, считаю приятным долгом сообщить о сем Вашему Высокородию, оставаясь в полной надежде, что Саратовская Городская Дума не замедлит воспользоваться столь важным для местного края и крайне полезным предложением и в видах осуществления его, не откажет в предоставлении для сего, согласно указанию в письме К.П. Победоносцева постоянного, неизменного, соответственных размеров приличного и прочного поме-щения»11.

Губернатор Галкин-Враский надеялся, что ответ саратовской думы на просьбу А.П. Боголюбова «займет, возможно, непродолжительное время»12, но он ошибся. Несмотря на то, что дума изъявила желание всячески способствовать открытию в Саратове художественного музея, дальнейшее обсуждение вопроса о строительстве здания для него затягивалось. В такой ситуации немаловажное значение стал иметь фактор общественной поддержки инициативы Боголюбова. Настроения общественности и ее видных представителей должны были оказать влияние на позицию саратовской городской думы. Так, А.Н. Пыпин в своей обстоятельной статье «Радищевский музей А.П. Боголюбова» призывал, «чтобы город Саратов скорее исполнил свою долю в устройстве дела -

8 ГАСО. Ф. 1221. Оп. 1. Д. 435. Л. 1.

9 Саратовский справочный листок. 1877. 23 декабря.

10 ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4161. Л. 10-11 об.

11 ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4161. Л. 9-9 об.

12 Там же. Л. 9 об.

постройкой здания для музея, школы и библиотеки»13. Всем было очевидно, что лучшее место для музея — это пространство рядом с Театральной площадью. Но, как писали в газете «Саратовский справочный листок» в январе 1878 г., для этого было необходимо устранить торговые лавки14. В этом-то и был весь камень преткновения, так как лавки и питейные заведения, расположенные в этом месте, давали городу стабильный доход, а художественный музей пока только требовал капиталовложений.

С января 1878 г. до 1880 г. «дальнейших письменных сношений по этому вопросу не было»15. А.П. Боголюбов решил прибегнуть к помощи «тяжелой артиллерии» в сфере влияния на настроения общественности в лице знаменитого русского писателя И.С. Тургенева. Их взаимоотношения достаточно подробно исследованы в статье Е.А. Гитлица «Тургенев и А.П. Боголюбов (к организации «Радищевского музея» в Саратове)»16. Исследователь в частности впервые в отечественной историографии привел полный текст так называемого «ультиматума» И.С. Тургенева, который по просьбе А.П. Боголюбова и от его лица написал письмо, отправленное в мае 1880 г. саратовскому городскому голове А.И. Недошивину с целью ускорить дело. Сам термин «ультиматум И.С. Тургенева» укоренился в исследовательской литературе и переходит то со ссылками, то без них из одного исследование в другое17. Действительно А.П. Боголюбов был удручен волокитой, устроенной саратовской думой, поэтому и решился прибегнуть к авторитету и литературному таланту И.С. Тургенева. В письме-ультиматуме А.И. Недо-шивину содержалось недвусмысленное заявление: «.потрудитесь побудить Саратовскую городскую думу к подтверждению сделанного мне предложения - дабы оно не оставалось на одних только словах - и я не был бы вынужден обратиться с моим, но не менее бескорыстным пожертвованием к другому городу, менее склонному к той медлительности, которая уже погубила у нас столько полезных начинаний»18. «Ультиматум» И.С. Тургенева возымел действие. В своих мемуарах «Записки

13 Пыпин А. Указ. соч. С. 420.

14 Саратовский справочный листок. 1878. 10 января.

15 Волга. 1880. 14 июля.

16 Гитлиц Е.А. Тургенев и А.П. Боголюбов (к организации «Радищевского музея» в Саратове) / / Тургеневский сборник. В 6 т. М.Л., 1966. Т. 2. С. 304-309.

17 Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2006; Жукова И. По завету Боголюбова. Как собирались радищевские реликвии // Мир музея. 2006. № 7.

18 Цит. по: Гитлиц Е.А. Указ. соч. С. 306.

моряка-художника» А.Н. Боголюбов описал, как Тургенев был рад, что его требования были услышаны. По его словам: «.. .Ваши саратовцы заставили меня вспомнить басню Крылова «Петух и жемчужное зерно». Ведь город Ваш - город зерновых тузов, а потому нельзя было, чтобы они отступились от своих интересов и не стали сейчас на высоте решения предложенной Вами задачи. А все-таки, как хотите, Саратов всегда был городом передовым, а потому передового человека он должен возвеличить в лице Вашего деда Радищева, который всегда будет для них и России первым поборником освобождения крестьян»19.

С середины лета 1880 г. дело открытия художественного музея сдвинулось с мертвой точки. Подтверждением служит черновик письма городского головы А.И. Недошивина А.П. Боголюбову, хранящийся в фонде саратовской городской управы20, датированный 17 июня 1880 г. Недошивин, допустивший досадный промах и перепутавший в тексте письма отчество Радищева, сообщал Боголюбову, что «саратовская городская дума, приняв с чувством живейшей радости известия о начавшемся уже приводиться к осуществлению и исполнению Вашем высокополезном для Саратова предположении по устройству художественного музея, почла своим долгом прежде всего выразить чувства глубочайшей своей признательности и уважения»21. По всей видимости, Недошивин прекрасно понял, что и дальше ограничиваться общим восхищением по поводу художественного музея было уже несколько опасно, так как город мог потерять расположение А.П. Боголюбова, а музей мог быть открыт в другом городе. Вполне возможно, что до городской думы дошли слухи, что создание музея приветствовали не только К.П. Победоносцев и И.С. Тургенев, но и наследник цесаревич вел. кн. Александр Александрович. Отчасти это подтверждается письмом А.П. Боголюбова А.И. Недошивину, которое хранится в научном архиве в музее им. А.Н. Радищева22. Кроме того, и в своих мемуарах А.П. Боголюбов неоднократно упоминает о поддержке вел. кн. Александра Александровича, сначала как наследника, а затем уже как импе-ратора23. Тем не менее, А.И. Недошивин вынужден был сообщить А.П. Боголюбову: «Что касается самого помещения проектируемого

19 Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. С. 206.

20 ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 345. Л. 1-3 об.

21 Там же. Л. 2-2 об.

22 Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Научно-исторический архив. Боголюбовское рисовальное училище и Радищевский музей. Ф. 1. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2. Л. 47.

23 Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. С. 195, 219-220.

здания, то городская Дума, обсудив возбуждавшиеся ранее предположения об устройстве в том же здании помещения для Биржи и торговых помещений, пришла к заключению о необходимости, для наилучшего сохранения за проектируемым зданием его высокообразовательного характера, выстроить здание исключительно для помещения музея и школы рисования, выразив лишь при этом желание о помещении в том же здании другого такого же образовательного - городской публичной библиотеки»24.

Ответ А.П. Боголюбова А.И. Недошивину отложился в фонде Саратовской городской управы и датируется 18 августа 1880 г25. Поблагодарив Недошивина за присвоение звания почетного гражданина г. Саратова, Боголюбов возвращается к вопросу об организации музея. Данное письмо можно рассматривать как предложение компромисса. Если саратовской думе, и в частности Недошивину, хотелось сохранить при постройке музея хоть какие-то торговые площади, приносившие стабильный доход, то Боголюбов хотел видеть открытие музея как можно раньше. В результате художник вынужден был пойти на соглашение с условиями Недошивина. Боголюбов писал: «мне только остается желать, чтобы Вы с Вашей стороны включили в условие плана музея частные торговые помещения, дабы доходами от оных, здания музея и школы могли ремонтироваться и даже, буде возможность, приносить доход. Кроме читальни Вами предлагаемой, - зал музея и зал школы, я считаю необходимым иметь небольшой центральный или, где угодно размещающийся, зал для скульптуры, а также скромных размеров квартиру для учителя рисования и вместе с тем хранителя музея и смотрителя зданий»26.

При подготовке писем к публикации орфография текстов приведена в соответствие с современными нормами, пунктуация приближена к современной, но сохраняются индивидуальные особенности языка авторов, а также характерные для эпохи лексические формы.

24 ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 345. Л. 3-3 об.

25 Там же. Л. 4-5 об.

26 ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 345. Л. 4 об.

Письмо К.П. Победоносцева М.Н. Галкину-Враскому27 6 декабря 1877 г.

Многоуважаемый Михаил Николаевич!

Имею до Вас дело - благоволите выслушать.

Приятель мой, известный художник и профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов, коего имя без сомнения Вам известно, задумал следующее. В течение всей жизни образовалось у него значительное собрание художественных предметов, из которого он по смерти своей желает образовать художественный музей и завещать его городу Саратову.

Мысль у него такая. Все наши художественные собрания сосредоточены в столицах, а в губернских городах ничего нет. Для оживления местности, для привлечения к ней заезжих людей, для развития вкуса и таланта очень важно, чтобы в городах наших, подобно тому, как на западе бывает, заводились подобные музеи28.

Мысль его остановилась на Саратове потому, что к Саратову принадлежал дед его, к памяти коего он благоговеет, известный Александр Николаевич Радищев29, и потому желательно было бы ему, чтобы музей этот носил имя Радищева.

Собрание его замечательное. Оно содержит в себе:

Коллекцию картин - свыше 70-ти замечательных мастеров иностранных и русских.

Коллекцию этюдов масляными красками, свыше 100 нумеров, акварелей рисунков и офортов тоже замечательных художников и 2-х скульптурных произведений.

27 Галкин-Враский Михаил Николаевич (1832-1916) - русский государственный деятель, действительный тайный советник, эстляндский (1868-1870) и саратовский (1870-1879) губернатор.

28 А.П. Боголюбов так объяснял свое решение: «Мысль об учреждении музея и школы в родном моем городе Саратове, меня всегда занимала, тем более, что дед мой, известный литератор екатерининского века, был саратовским помещиком и именитым дворянином. независимо от личных чувств привязанности к родной губернии, во мне созрело убеждение, что именно Саратов, как один из самых важных центральных пунктов нашего края, представляет особенные удобства и удовлетворяет действительным потребностям в затеянном мной предприятии». (Новицкий А. Памяти А.П. Боголюбова // Русский архив. 1897. Кн. 1. № 3. С. 387).

29 Радищев Александр Николаевич (1749-1802) - русский писатель и поэт, философ, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» (1790), участник комиссии по составлению законов при Александре I.

Коллекцию рисунков и акварелей самого Боголюбова, свыше 200 нумеров.

Античные шкафы, стулья, кресла, столы, ковры, бронзы, стекло и серебро, посуда расписная старая и новая и стекла расписные для окон.

Эти вещи ценит он не менее как в 50 тыс. руб. кроме своих произведений, которые если продать, то можно получить не менее этой суммы.

По смерти своей и брата своего старшего30 - завещает он деньги 25 000 руб. школе рисования, которая имеет быть устроена при музее, а для лучших ее учеников даст 3 стипендии в Академии Художеств31 по 300 руб. в год на живопись, архитектуру и ваяние.

Для выполнения всего этого - желал бы он, чтобы город Саратов (или Дворянство) дал постоянное, приличное и прочное помещение. «Денег, пишет он, от Саратова не потребую и даже надеюсь обеспечить перевоз туда всей утвари. Впоследствии, пишет он, жертвователей, какие найдутся, и учредителей, можно будет обессмертить помещением в музей их портретов».

Боголюбов проживает покуда в Париже32 и просит меня написать об этом деле Вам, в надежде на просвещенное Ваше участие. Прибавлю от себя, что мысль его весьма мне нравится, и мне кажется, возрастающий город Саратов должен бы с готовностью ухватиться за осуществление этой мысли. Вам ближе известно, в ком из местных жителей можете Вы встретить сочувствие и содействия. Буду ожидать Вашего ответа.

Авось либо это письмо застанет Вас в Саратове и в добром здоровье, многоуважаемый Михаил Николаевич. Не взыщите, что вновь обременяю Вас: впрочем, думаю, что излагаемое мною дело и Вами будет принято сочувственно.

Душевно уважающий и преданный К. Победоносцев.

Петербург.

Большая Конюшенная 4

6 декабря 1877 г.

30 брата своего старшего - имеется в виду Боголюбов Николай Петрович (1821-1898) - морской офицер, историк российского флота. После выхода в отставку жил в селе Горки Могилевской губернии. Был директором Земледельческой школы.

31 Академия Художеств - Императорская Академия художеств, высшее учебное заведение Российской империи в сфере изобразительных искусств. Была создана в 1757 г., упразднена в 1918 г.

32 проживает покуда в Париже - Согласно письму А.П. Боголюбова А.И. Недо-шивину адрес художника в Париже - «Paris - Rue Pelouse № 5». (ГАСО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 345. Л. 5 об).

ГАСО Ф. 1221. Оп. 1. Д. 435. Л. 3-4 об.

№ 2

Письмо М.Н. Галкина-Враского А.И. Недошивину33 20 декабря 1877 г.

Господину Саратовскому Городскому Голове

Член Государственного Совета, тайный советник Константин Петрович Победоносцев, в прилагаемом при сем копии письме, сообщил мне о намерении известного художника и профессора живописи Алексея Петровича Боголюбова, основать, по смерти своей, из образовавшегося у него значительного собрания художественных предметов - художественный музей и завещать его городу Саратову с устройством при музее школы рисования на высказанных в помянутом письме основаниях.

Относясь, с своей стороны, к настоящему заявлению с полнейшим сочувствием и с задушевным пожеланием наиуспешного его осуществления, считаю приятным долгом сообщить о сем Вашему Высокородию, оставаясь в полной надежде, что Саратовская Городская Дума не замедлит воспользоваться столь важным для местного края и крайне полезным предложением и в видах осуществления его, не откажет в предоставлении для сего, согласно указанию в письме К.П. Победоносцева постоянного, неизменного, соответственных размеров приличного и прочного помещения.

О последующем буду ожидать Вашего уведомления возможно непродолжительное время.

33 Недошивин Ананий Иванович (1826 - 1894) - купец, почетный гражданин, гласный Саратовской городской думы (1871-1893), городской голова Саратова (1875-1891). И.Я. Славин в своих мемуарах оставил следующую характеристику А.И. Недошивину: «А.И. Недошивин - худой, ниже среднего роста, совершенно лысый, с бородой клином, юркий, нервный, купеческой складки, но почти никогда не расстающийся с папиросой. Не получивши законченного образования, он все же был достаточно и прилично грамотный, обладал от природы здравым умом, практической сметкой, инициативой, которая иногда принимала фанатический характер. Красноречием не обладал, но говорил деловито, содержательно, хотя не особенно складно. Его председательство в думе оставляло желать очень многого. Он не умел вести заседания, беспорядочно и суетливо управлял прениями; бывали случаи, что после прочитанного доклада управы, им самим написанного, он начинал возражать. Он не мог правильно и точно формулировать и резюмировать прения и вопросы, подлежащие разрешению думы». См.: Славин И.Я. Минувшее - пережитое. Воспоминания. Саратов, 2013. С. 102.

Губернатор Галкин-Враский

P.S. О том помещении, которое городская Дума признает возможным предоставить под означенный музей, я, со своей стороны, признал бы необходимым предварительно сообщить учредителю музея А.П. Боголюбову, на случай, чтобы он пожелал бы заблаговременно осмотреть его.

20 декабря 1877

ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4161. Л. 9-9 об.

№ 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Письмо А.И. Недошивина А.П. Боголюбову 17 июня 1880 г.

Милостивый государь Алексей Петрович!

В конце 1877 г., г. Саратов имел счастье получить от Вас, через посредство высокоуважаемого Константина Петровича Победоносцева и бывшего саратовского губернатора М.Н. Галкина-Враского, великодушное предложение передать городу все Ваше богатое художественное собрание34 для устройства в Саратове художественного музея, имени Вашего знаменитого деда Александра Петровича Радищева35, с устройством при музее школы рисования с условием, чтобы город Саратов дал для музея постоянное, приличное и прочное помещение.

34 все Ваше богатое художественное собрание. - По мнению А.Н. Пыпина: «Это собрание, - в настоящую минуту составляющее обстановку мастерской и приемных комнат в доме гг. Боголюбовых, - есть действительно настоящий музей, способный привести в восторг любителя искусства. Это настоящий уголок знаменитого музея Клюни... Старые славы нашего искусства представлены здесь двумя этюдами К.П. Брюллова (один - «Христос перед народом», картина в Исаакиевском соборе), несколькими этюдами и пейзажами А. Иванова (голова одной из фигур знаменитой картины, находящейся в Москве); далее - «нормандский вид» Репина, «лес» Шишкина, головка цыганки знаменитого портретиста Харламова, пейзажи Дюкера, Беггрова, Васильева, картины трех Маковских (Константина, Николая, Владимира), Гуна, разные вещи Худякова, Давыдова, Бронникова, Дмитриева, Васнецова, Савицкого, В.П. Верещагина, Шинд-лера и проч. Обширное собрание акварелей, рисунков пером и карандашом, между прочим: Бруни, Гуна, Бронникова, Константина Маковского, Зичи, Шишкина и проч. Здесь и акварель Т. Шевченко, рисунки И.С. Тургенева (между прочим, собственный портрет в карикатуре), рисунки В.А. Жуковского. Наконец, целый ряд картин, этюдов (из Нормандии и пр.) самого А.П. Боголюбова, между прочим, несколько эпизодов из последней войны». (Пыпин А. «Радищевский музей» А.П. Радищева // Вестник Европы. 1881. № 1. С. 414-415).

35 Так в тексте. Надо: «Александра Николаевича Радищева».

Саратовская городская Дума приняла с глубочайшей благодарностью Ваше столь лестное для города предложение, постановлением 11 января 1878 года выразила живейшую готовность содействовать осуществлению Вашего благородного намерения устроить на средства города приличного и прочного здания для музея и рисовальной школы36. А, чтобы здание это вполне соответствовало характеру и целям художественного музея и рисовальной школы, Городское Управление почло за лучшее

36 В протоколе № 1 заседания Саратовской Городской Думы от 11 января 1878 г. указано: «Заявление гласных Городской Думы И.Т. Миловидова, Г.Н. Юренева и З.И. Лисенко, присланное Городскому Голове из С.-Петербурга, от 16 минувшего декабря и отношение Саратовского губернатора, на имя городского головы, от 20 декабря за № 5382, с препровождением в копии письма г. Победоносцева к его превосходительству, для доклада Городской Думе. Из этих бумаг (прилагаемых в подлиннике при настоящем протоколе) видно, что известный художник и профессор живописи Алексей Петрович Боголюбов через Константина Петровича Победоносцева делает г. Саратову следующее предложение: образовав в течение своей жизни значительную коллекцию произведений живописи и других художественных предметов, он г. Боголюбов, желает после своей смерти, пожертвовать г. Саратову для образования здесь художественного музея, с наименованием его Радищевским, в память предка его Саратовского землевладельца Александра Николаевича Радищева. Кроме того г. Боголюбов намерен по смерти своей и брата своего старшего завещать 25 тыс. руб. школе рисования, которая будет устроена при означенном музее; при этом выражено г. Боголюбовым желание, чтобы г. Саратов дал для музея постоянное приличное и прочное помещение.

Городская Дума, выразив полную готовность содействовать осуществлению мысли Алексея Петровича Боголюбова, относительно образования в г. Саратове художественного музея и присвоения ему названия Радищевского, постановили: приняв сделанное по этому предмету предложение г. Боголюбова, благодарит его за пожертвования, которое он предлагает сделать городу после своей смерти, причем изъявит согласие на устройство средствами города нового каменного здания для помещения музея и школы рисования при нем. А чтобы здание это соответствовало предложенной цели в отношении его размеров и удобства расположения разных отделов музея, то Городская Дума выразила желание получить необходимые по этому предмету указания от самого А.П. Боголюбова. О таковом постановлении, через г. Городского Голову, сообщить г. Начальнику губернии, прося его превосходительство Действительного тайного советника Победоносцева, что Городская Дума благодарит его за принятое в настоящем деле участие, о чем независимо от сего, уведомляет г. Победоносцева телеграммой, и просит снестись с г. Боголюбовым, проживающим в Париже, о сообщении городу необходимых сведений относительно постройки здания музея, дабы Дума по размерам здания смогла определить стоимость его и озаботиться своевременно о приготовлении потребной на постройку суммы». (ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4161. Л. 1-2 об).

обратиться к Вашему ближайшему соответствию, относительно сообщения городу необходимых по этому предмету указаний, о чем в январе 1878 г. сделано было сношение как с бывшим губернатором М.Н. Галкиным-Враским, так и с Константином Петровичем Победоносцевым. По поводу37 этого сношения38 М.Н. Галкин-Враский письмом от 27-го прошлого апреля известил Городское Управление, что сделанным Вами впоследствии заявлением39 Вы снова изволили подтвердить свое желание пожертвовать городу Саратову свои художественные сокровища и поручили своему знакомому профессору архитектуры т.с. Штрому40 составить проект здания художественного музея, приняв при этом во внимание все потребности музея и школы рисования, а потому М.Н. Галкин-Враский просил доставить ему, для сообщения г. Штрому, выкопировку плана и другие сведения о местности, которая будет отведена для здания музея, а также о бывших в то время предположениях о помещении в том же здании Биржи41 и некоторых торговых магазинов. Затем в последующем своем письме от 24 прошлого мая Михаил Николаевич сообщил, что по приезде Вашем из Парижа Вам угодно было возложить на него все переговоры и сношения об устройстве в Саратове Радищевского музея с рисовальною школою, и при этом заявил о намерении Вашем передать городу, кроме художественных сокровищ, и другое имущество с целью обеспечения музея и школы рисования42.

Саратовская Городская Дума, приняв с чувством живейшей радости новое подтверждение Вашего доброго обществу Саратова намере-ния43, почла своим долгом заявить Вам чувства глубочайшей своей признательности и уважения44, и чтобы достойным образом выразить эти

37 В тексте зачеркнуто: «Впоследствии».

38 В тексте зачеркнуто: «и по поводу личных по этому предмету объяснений».

39 В тексте зачеркнуто: «по сделанному Вами сношению».

40 Штром Иван Васильевич (1823-1888) - российский архитектор, академик и профессор Императорской академии художеств.

41 Имеется в виду здание купеческой биржи. Биржа была построена по проекту академика архитекторы Ф.И. Шустера в 1890 г. Биржа называлась товарной, предметом сделки являлся товар, продающийся по стандартам или образцам.

42 В тексте подчеркнуто карандашом.

43 В тексте зачеркнуто: «известия о начавшемся уже приводиться к осуществлению и исполнению Вашем высокополезном для Саратова предположении по устройству художественного музея».

44 В тексте зачеркнуто: «за Ваше великодушное намерение».

чувства и закрепить установившуюся уже между Вами и обществом г. Саратова нравственную связь, основой для которой служит память о знаменитом Вашем предке Александре Петровиче45 Радищеве46, в заседании 21-го июня единогласно постановила: просить Вас от имени благодарного Вам города принять на себя звание почетного гражданина г. Саратова и, по получении на это Вашего согласия, ходатайствовать о высочайшем соизволении на присвоении Вам этого звания47.

Во исполнении поручения Городской Думы, считая особенно приятным для себя долгом сообщить Вам, достоуважаемый Алексей Петрович, о состоявшемся постановлении Думы, имею честь присовокупить, что вместе с сим посылается к Вашему уполномоченному М.Н. Гал-кину-Враскому требуемая им для г. Штрома выкопировка48 из городского плана с показанием в ней необходимых сведений. При этом считаю не лишним сообщить Вам49, что при обсуждении городским управлением вопроса о выборе места для будущего музея, имелось в виду три места, находящиеся на лучших и центральных площадях, причем Дума отдала со своей стороны предпочтение месту на Театральной площади,

45 В тексте зачеркнуто: «Петровиче» и сверху неразборчиво исправлено на «Николаевиче».

46 В тексте зачеркнуто: «принадлежавшем к г. Саратову».

47 Саратовская Городская Дума согласно протоколу №30 от 21 июня 1880 г. постановила: «.просить А.П. Боголюбова принять на себя звание почетного гражданина г. Саратова и затем по получении от него согласия, ходатайствовать в установленном порядке, о Высочайшем разрешении на присвоении этого звания г. Боголюбову.

После этого приступили к обсуждению и разрешению вопроса о местности, которая должна быть отведена под устройство здания Радищевского музея и школы рисования. В высказанных мнениях по этому предмету одни из гласных полагали вполне согласиться с докладом Городского Головы об указании для постройки музея трех мест, обозначенных в докладе с представлением окончательного выбора из них места для музея доверенному г. Боголюбова; другие же считали нужным выразить также и заключение Городской Думы о том, какое из трех мест она со своей стороны предпочитала бы для устройства музея, причем указали на местность на Театральной площади. При дальнейшем обмене мнений оказалось, что большинство гласных находят местность на Театральной площади наиболее удобной и соответствующей характеру будущего художественного музея, за эту местность высказалось 22 гласных из общего числа 29 присутствующих в собрании гласных». (ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4163. Л. 639, 646-646 об).

48 выкопировка - копия, снятая с какой-либо части большого или общего чертежа.

49 В тексте зачеркнуто: «присовокупить».

но не желая стеснять составителя проекта, окончательный выбор50 предоставила Вашему уполномоченному. Что касается самого помещения проектируемого здания, то городская Дума51, обсудив возбуждавшиеся ранее предположения об устройстве в том же здании помещения для Биржи и торговых помещений пришла к заключении о необходимости, для наилучшего сохранения за проектируемым зданием его высокообразовательного характера, выстроить здание исключительно для помещения музея и школы рисования, выразив лишь при этом желание о помещении в том же здании другого такого же образовательного - городской публичной библиотеки52.

Сообщая о всем вышеизложенном на Ваше, Милостивый Государь, благоусмотрение, имею честь покорнейше просить Вас о последующем почтить меня Вашим уведомлением.

Пользуюсь настоящим случаем, чтобы засвидетельствовать Вам, высокоуважаемый Алексей Петрович, чувство моего глубокого к Вам почтения и совершенной преданности.

Саратовский городской голова

17 июня 1880 г. № 3570

ГАСО Ф. 4. Оп. 1. Д. 345. Л. 1-3 об. № 4

Письмо А.П. Боголюбова А.И. Недошивину 18 августа 1880 г.

Милостивый государь Ананий Иванович!

Получив от Вас план местностей, предназначенных на выбор для будущего саратовского музея имени А.Н. Радищева; я не смог ответить Вам тотчас же, не переговорив предварительно с Его Превосходительством М.Н. Галкиным-Враским и товарищем моим тайным советником

50 В тексте зачеркнуто: «места».

51 В тексте подчеркнуто красным карандашом.

52 В тексте подчеркнуто красным и синим карандашом.

Саратовская городская публичная библиотека Саратова начала функционировать с 1831 г. К концу XIX в. библиотечный фонд насчитывал около 13 тыс. книг. Появление такого значительного книжного собрания объяснялось отчасти тем, что «.саратовское купеческое и мещанское общество согласилось с предложением городского головы Гусева, обязалось жертвовать в пользу публичной библиотеки ежегодно по 200 руб. серебром по курсу». (ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1715. Л. 18). Уже на момент открытия библиотеки 19 февраля 1831 г. на первоначальное обзаведение книгами было выделено 1500 руб. (ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1715. Л. 1 об).

архитектором И.В. Штромом, которых считаю: первого как учредителя моего музея, а второго, как строителя53. А потому прошу Вас покорнейше обращаться к ним по этому делу, ибо я по расстроенному здоровью должен опять поехать в Париж до будущей весны. Михаил Николаевич Галкин-Враский только вчера прибыл в С.-Петербург и сегодня я его видел и передаю ему все соображения мои по будущей постройке, уяснив все, что он видел в Москве, посещая мой дом и жертвующую мною коллекцию картин и редкостей. Г-ну Штрому, тоже меня посетившему в Москве, известны мои соображения и планы для саратовского музея, а потому, полагаясь вполне на деятельное и разумное участие в будущей постройке двух поименованных лиц, мне только остается желать, чтобы Вы с Вашей стороны включили в условие плана музея частные торговые помещения, дабы доходами от оных музей, школа и здание могли ремонтироваться и даже, буде возможность, приносить доход. Кроме читальни Вами предлагаемой, - зал музея и зал школы, я считаю необходимым иметь небольшой центральный или, где угодно размещающийся, зал для скульптуры54, а также скромных размеров квартиру для учителя рисования и вместе с тем хранителя музея и смотрителя зданий. Главное попечение о музее и его пополнение в будущем, Вы, вероятно, по Вашему благоусмотрению предложите кому-нибудь из лиц г. Саратова, сочувствующих искусству и его благому развитию, не будет нуждаться жить в самом здании.

Вот все, что могу сказать Вам на присланное мне сообщение. Что же касается до звания почетного гражданина г. Саратова, предложенного мне городскими депутатами, я уже ответил Вам телеграммою, изъявляя свою посильную признательность за столь лестное для меня назначение или лучше сказать избрание; но, пользуясь нынешним случаем писать Вам, прошу Вас взять на себя труд еще раз передать всем тем лицам, которые способствовали назвать меня высоким для меня званием

53 Это было уже не первое письмо подобного содержания. Еще 14 февраля 1882 г. А.П. Боголюбов писал А.И. Недошивину: «Полагаю, что Вам давно уже доставлен через господина министра внутренних дел графа Игнатьева одобренный государем императором план Радищевского музея и школы, по проекту профессора архитектуры И.В. Штрома. Обращаюсь к Вам как главному двигателю моего дела при его начинании и прошу покорно не ограничить его Вашим вниманием совместно с начальником губернии, которому как лицу совершенно еще не посвященному в суть постройки, делаю одновременно с Вами сообщение более подробное.» (Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Научно-исторический архив. Боголюбовское рисовальное училище и Радищевский музей. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2. Л. 47).

54 В тексте подчеркнуто синим и красным карандашом.

почетного гражданина55, мою искреннейшую и душевную благодарность, которую надеюсь оправдать истинно полезным на славу художественного развития будущего саратовского поколения учреждением, которое Вы со своей стороны, со всеми сочувствующими пользе страны лицами не оставить своим просвещенным содействием. - С совершенным почтением и преданностью имею честь быть милостивый государь, Ваш покорнейший слуга Алексей Боголюбов (профессор живописи) С. Петербург 1880 г. 18 августа В г. Париже мой адрес: Paris - Rue Pelouse № 5 (pres du College Chaptale)

ГАСО. Ф. 4. On. 1. Д. 345. Л. 4-5 об.

55 передать всем тем лицам, которые способствовали назвать меня высоким для меня званием почетного гражданина. - Согласно протоколу № 30 от 21 июня 1880 г. на заседании Думы присутствовали: М.В. Фомин, В.Я. Агафонов, О.М. Анисимов, А.М. Берлиндинер, В.Н. Болдырев, М.С. Васильев, Я.Г. Вей-марн, А.И. Виноградов, Е.А. Горин, В.В. Гудков, И.А. Дивиев, Г.Д. Кирилов, А.И. Котлубай, И.С. Кувардин, Л.С. Лебедев, И.Т. Миловидов, А.И. Мельников, И.Т. Нерода, В.О. Никитин, С.Г. Плотников, М.А. Попов, И.К. Русов, З.А. Соколов, И.Н. Уфимцев, С.Д. Чирихин, П.Д. Шейдаков, И.Д. Шиловцев, В.М. Шмелев, П.М. Шмидт, Г.Н. Юренев. (ГАСО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 4163. Л. 369).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.