Научная статья на тему 'АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ БОГОЛЮБОВ: ПОЛВЕКА НА СЛУЖБЕ В МОРСКОМ МИНИСТЕРСТВЕ'

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ БОГОЛЮБОВ: ПОЛВЕКА НА СЛУЖБЕ В МОРСКОМ МИНИСТЕРСТВЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
177
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО / А.П. БОГОЛЮБОВ / АРХИВ / ХУДОЖНИК / ЮБИЛЕЙ / НАГРАЖДЕНИЕ / АЛЬБОМ / ПОДЛИННЫЕ РИСУНКИ / УЧЕНИКИ / ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ / ИСТОРИОГРАФ РУССКОГО ФЛОТА / САРАТОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кондакова О. Н.

Целью исследования является на основе многочисленных неопубликованных документов Архива представить многообразную полезную деятельность художника, действительного статского советника Алексея Петровича Боголюбова в Морском министерстве. А.П. Боголюбов начал службу в чине мичмана с 8 января 1841 г. и деятельно трудился в Морском министерстве около 55 лет. В Российском государственном архиве Военно-Морского флота выявлено более 90 документов из разных фондов, в числе которых имеются автографы художника. Наибольшую ценность представляет недавно обнаруженный альбом с подлинными рисунками берегов Финского залива и Балтийского моря, который сделал художник в 1862 и 1864 гг. по заказу Гидрографического департамента.Профессор живописи морских видов, член Совета Императорской академии художеств, А.П. Боголюбов подготовил талантливых учениковхудожников, которые продолжили его деятельность в Морском министерстве и принесли славу России на многочисленных международных художественных выставках; выполнил важную практическую работу (наглядные рисунки берегов, входов в порты, шхерные протоки) и на долгие десятилетия сделал безопасным плавания моряков по Балтийскому морю и Финскому заливу; создал художественный музей имени Радищева и художественно-ремесленную школу в Саратове; по заказу императоров Николая I, Александра II, Александра III Боголюбов написал около ста батальных полотен, охватывающих историю Российского флота от его возникновения при Петре Великом до визита русской эскадры в Шербур в 1896 г. Обо всех славных делах А.П. Боголюбова свидетельствуют новые архивные документы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXEY PETROVICH BOGOLYUBOV. HALF A CENTURY IN THE SERVICE OF THE NAVAL MINISTRY

The purpose of the study, carried out on the basis of numerous unpublished documents, is to present the various useful activities of Alexei Petrovich Bogolyubov, a painter and an Actual State Councilor in the Naval Ministry. A.P. Bogolyubov began his service as a midshipman on January 8, 1841, and worked actively in the Naval Ministry for about 55 years. More than 90 documents from various funds were found in the Russian Archives of the Navy, including the artist’s autographs. The recently discovered album of original drawings made by the artist in 1862 and 1864 is of greatest value.Professor of marine painting, a member of the Council of the Imperial Academy of Arts, A.P. Bogolyubov trained talented apprentice artists who continued his work at the Naval Ministry and brought fame to Russia at numerous international art exhibitions. He performed important practical work (visual drawings of the shores, entrances to the ports and skerry-type channels) and for many decades made it safe for the sailors to navigate through the Baltic Sea and the Gulf of Finland; he created the Art Museum named after Radishchev and the Art and Craft School in Saratov; by the order of the emperors Nicholas I, Alexander II, Alexander III, Bogolyubov painted about a hundred of marine battle scenes covering the history of the Russian Fleet from its origin under Peter the Great up to the visit of the Russian squadron to Cherbourg in 1896. New archival documents testify to all the glorious deeds of A.P. Bogolyubov.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ БОГОЛЮБОВ: ПОЛВЕКА НА СЛУЖБЕ В МОРСКОМ МИНИСТЕРСТВЕ»

УДК 930.253+75.03

DOI: 10.28995/2658-6541-2022-2-117-135

Алексей Петрович Боголюбов: полвека на службе в Морском министерстве

Ольга Н. Кондакова

Российский государственный архив Военно-Морского флота, Санкт-Петербург, Россия, kon@rgavmf.ru

Аннотация. Целью исследования является на основе многочисленных неопубликованных документов Архива представить многообразную полезную деятельность художника, действительного статского советника Алексея Петровича Боголюбова в Морском министерстве. А.П. Боголюбов начал службу в чине мичмана с 8 января 1841 г. и деятельно трудился в Морском министерстве около 55 лет. В Российском государственном архиве Военно-Морского флота выявлено более 90 документов из разных фондов, в числе которых имеются автографы художника. Наибольшую ценность представляет недавно обнаруженный альбом с подлинными рисунками берегов Финского залива и Балтийского моря, который сделал художник в 1862 и 1864 гг. по заказу Гидрографического департамента.

Профессор живописи морских видов, член Совета Императорской академии художеств, А.П. Боголюбов подготовил талантливых учеников-художников, которые продолжили его деятельность в Морском министерстве и принесли славу России на многочисленных международных художественных выставках; выполнил важную практическую работу (наглядные рисунки берегов, входов в порты, шхерные протоки) и на долгие десятилетия сделал безопасным плавания моряков по Балтийскому морю и Финскому заливу; создал художественный музей имени Радищева и художественно-ремесленную школу в Саратове; по заказу императоров Николая I, Александра II, Александра III Боголюбов написал около ста батальных полотен, охватывающих историю Российского флота от его возникновения при Петре Великом до визита русской эскадры в Шербур в 1896 г. Обо всех славных делах А.П. Боголюбова свидетельствуют новые архивные документы.

Ключевые слова: Морское министерство, А.П. Боголюбов, архив, художник, юбилей, награждение, альбом, подлинные рисунки, ученики, Гидрографический департамент, историограф русского флота, Саратов

© Кондакова О.Н., 2022 ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2022. № 2

Для цитирования: Кондакова О.Н. Алексей Петрович Боголюбов: полвека на службе в Морском министерстве // История и архивы. 2022. № 2. С. 117-135. БОТ: 10.28995/2658-6541-2022-2-117-135

Alexev Petrovich Bogolyubov. Haifa century in the service of the Naval Ministry

Olga N. Kondakova

Russian State Archives of the Navy. Saint-Petersburg, Russia, kon@rgavmf.ru

Abstract. The purpose of the study, carried out on the basis of numerous unpublished documents, is to present the various useful activities of Alexei Petrovich Bogolyubov, a painter and an Actual State Councilor in the Naval Ministry. A.P. Bogolyubov began his service as a midshipman on January 8, 1841, and worked actively in the Naval Ministry for about 55 years. More than 90 documents from various funds were found in the Russian Archives of the Navy, including the artist's autographs. The recently discovered album of original drawings made by the artist in 1862 and 1864 is of greatest value.

Professor of marine painting, a member of the Council of the Imperial Academy of Arts, A.P. Bogolyubov trained talented apprentice artists who continued his work at the Naval Ministry and brought fame to Russia at numerous international art exhibitions. He performed important practical work (visual drawings of the shores, entrances to the ports and skerry-type channels) and for many decades made it safe for the sailors to navigate through the Baltic Sea and the Gulf of Finland; he created the Art Museum named after Radishchev and the Art and Craft School in Saratov; by the order of the emperors Nicholas I, Alexander II, Alexander III, Bogolyubov painted about a hundred of marine battle scenes covering the history of the Russian Fleet from its origin under Peter the Great up to the visit of the Russian squadron to Cherbourg in 1896. New archival documents testify to all the glorious deeds of A.P. Bogolyubov.

Keywords: Naval Ministry, A.P. Bogolyubov, archive, artist, anniversary, awarding, album, original drawings, students, Hydrographic Department, historiographer of the Russian fleet, Saratov

For citation: Kondakova, O.N. (2022), "Alexey Petrovich Bogolyubov. Half a century in the service of the Naval Ministry", History and Archives, no. 2, pp. 117-135, DOI: 10.28995/2658-6541-2022-2-117-135

Как следует из формулярного списка о службе, действительный статский советник Морского министерства, профессор живописи морских видов, член Совета Императорской академии художеств Алексей Петрович Боголюбов начал службу в Морском министерстве с 8 января 1841 г., с момента производства в мичманы.

Подготовительным, воспитательным этапом к будущей морской службе стало обучение Алексея Боголюбова в Морском кадетском корпусе. На этом этапе жизненного пути выяснялись умственные, психологические, нравственные наклонности и способности молодых людей, отданных на обучение морскому делу. Хранящиеся в Архиве документы Морского корпуса доносят до нас многочисленные истории о несостоявшихся карьерах кадетов и гардемаринов. По-разному складывались судьбы молодых людей, иной раз трагически. Его величество случай не всегда бывает расположен к человеку. Что касается нашего героя, то он в воспоминаниях говорил, что «родился в рубашке». С малолетства братья Боголюбовы: Алексей и старший брат Николай были определены в Александровский лицей, а затем благодаря протекции друга отца, А.А. Кавелина, переведены в Морской корпус.

«Живя в кругу всегда морском», - так писал о своем окружении в «Записках моряка-художника» Алексей Петрович. Жизнь в этом круге началась с апреля 1835 г., когда 11-летнего Алексея перевели из Александровского корпуса в младший класс Морского кадетского корпуса. О товарищах по корпусу и по морской службе мы узнаем, читая «Записки моряка-художника» и архивные документы Морского кадетского корпуса.

«На "Метеоре" служил мой товарищ детства и дорогой приятель мичман из Офицерского класса Дмитрий Захарович Головачев, впоследствии флигель-адъютант и командир царской яхты "Держава" и Гвардейского экипажа, звали его еще в корпусе Шавкой, потому что вечно лаялся и шутил»1. С Дмитрием Головачевым в 1839-1840 гг. Алексей Боголюбов проходил учебное плавание на кораблях Корпусной эскадры, в один день, 8 января 1841 г. получили звания мичмана. В тот же день звание мичмана получил и другой «незабвенный мой товарищ Порфирий Алексеевич Зеленой», вместе с которым работал летом 1842 г. в гидрографической экспедиции под руководством капитана 1 ранга Михаила Францевича Рейнеке2.

Алексей Боголюбов в своих «Записках» не раз вспоминал и своего другого товарища по корпусу и друга по жизни - Леонтия Леонтьевича Эйлера, с которым также в один день был произведен в чин мичмана. Дружеские отношения с товарищами на протяже-

1 Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2014. С. 34.

2 Там же.

нии всей жизни будут помогать Боголюбову: удачное назначение на пароходо-фрегат «Камчатка», доставление материалов и заказов для написания картин, участие в гидрографических экспедициях по Каспийскому морю в 1861 г. и по Балтийскому морю - Финскому заливу в 1862, 1864 гг. и другие повороты в судьбе лейтенанта Боголюбова определялись не только его талантом и характером, но и вниманием, содействием товарищей по морской службе. Боголюбов, будучи душевно щедрым человеком, также оказывал всяческую помощь и поддержку своим товарищам, покровительствовал молодым художникам, доставляя для них заказы для написания картин, да и просто дарил свои картины.

Адмирал Богдан Александрович Глазенап оставил в дневнике следующую запись: «12/24 ноября 1855 г. От Боголюбова получено три картины»3. Ранее, в 1849-1850 гг., лейтенант Боголюбов служил при флигель-адъютанте Б.А. Глазенапе в Шлезвиг-Голштинском походе на пароходо-фрегате «Камчатка». «Тонкий и образованный Глазенап»4, «милейший человек, добрый, бывалый» (с. 150), - напишет в «Записках» А.П. Боголюбов, а в 1861 г. примет приглашение от директора пароходства на Волге «Самолет» Б.А. Глазенапа весной проплыть по Волге от Твери до Астрахани для составления иллюстраций к путеводителю. И на всем протяжении путешествия он будет встречаться со своими товарищами-моряками.

В морской круг Алексея Петровича входил генерал-адмирал великий князь, управляющий Морским министерством Константин Николаевич, который высоко ценил его творчество. Одним из первых он сумел не только разглядеть исключительный талант морского офицера, но и в 1853 г. способствовал его отставке с морской службы и отправке на учебу за границу. В дневнике в 1853 г. великий князь записал «смотрел в Зимнем выставку картин Боголюбова, которые выказывают в нем большой талант. Синопское сражение совершенный chef d'oeuere»5.

В Морском сборнике за 1860 г. (№ 13, декабрь): в разделе «Современное обозрение» было опубликовано мнение редакции о картинах Боголюбова, выставленных в Академии художеств. «Бывший сослуживец наш, ныне профессор живописи А.П. Боголюбов, после семилетнего путешествия по Европе и Малой Азии представил на суд публики результаты своего изумительного трудолюбия, (Выставленные в Академии картины, этюды, эскизы г. Боголюбова (более 100 нумеров) суть труды последних трех лет пребывания за

3 РГАВМФ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 2. Л. 157 об.

4 Боголюбов. А.П. Указ. соч. С. 50.

5 Дневник великого князя Константина Николаевича. М.: Терра, 1994. С. 279.

границей). Глубокой наблюдательности, добросовестного изучения природы и такого таланта, который, усвоив лучшие методы современной морской живописи в России и за границей, остался самобытен и сделал шаг вперед в этом роде искусства»6.

За 50 лет службы художник Главного морского штаба А.П. Боголюбов успел сделать невероятно много важного и полезного:

- подготовил талантливых учеников-художников, которые продолжили его деятельность в Морском министерстве и принесли славу России на многочисленных международных художественных выставках;

- наглядные рисунки берегов, входов в порты, шхерных протоков, исполненные Боголюбовым по заданию Гидрографического департамента и вошедшие в Лоцию, сделали на долгие десятилетия безопасным плавания моряков по Балтийскому морю и Финскому заливу;

- Художественный музей имени Радищева и художественно-ремесленная школа в Саратове, ныне один из богатейших музеев России и художественная школа - огромное культурно-историческое наследие, которое не имеет денежного эквивалента, подарок городу от честного и щедрого художника;

- Морской кадетский корпус получил от своего благодарного воспитанника подарок - великолепные батальные полотна, написанные художником по заказу императора Николая I и Александра II. Курсанты Высшего Морского училища сегодня могут изучать мельчайшие детали морских сражений. Неподсчитанное число картин Боголюбова хранятся в разных странах и городах России от Новосибирска до Петрозаводска, которые принесли и приносят славу Отечеству, продолжают служить идее художника в «воспитании юношества» и прославлении героических подвигов моряков. О других славных деяниях А.П. Боголюбова еще расскажут хранящиеся в иных архивах документы, тем более что жизнь и творчество свое он раздавал щедро.

О предстоящем юбилее художественной деятельности Алексей Петрович писал в письме вице-президенту Академии художеств графу И.И. Толстому из Парижа 5 ноября 1890 г.: «Моя медаль имеет 2 стороны: надо Вам сказать, что 8 января 1891 года будет ровно 50 лет, что я вышел из Морского корпуса, до 1854 года был моряк, а потом стал художником Главного Морского штаба Е. И. В., так что без перерыва состою в Морском министерстве. Конечно, это не художественный юбилей, до которого я никогда не доживу, но что-то вроде морского, хотя и не линейно служебного, но все-таки

6 Морской сборник. 1860. № 13. С. 148. ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2022. № 2

цифра L мною прожита» (речь идет о медали, которая была преподнесена друзьями и художниками Алексею Петровичу).

Ум и порядочность, скромность и тактичность позволяли Боголюбову во всех отношениях оставаться «кавалером и дворянином». Несмотря на обширные связи и дружбу с царями и царскими особами, Боголюбов, памятуя о своем опальном деде А.Н. Радищеве, придерживался правила «нехолопского служения». Поэтому только в конце письма небольшая приписка. «P.S. О моем морском 50-летии, ежели найдете уместным, то сообщите в разговоре нашему Августейшему президенту»7 (Августейший президент - великая княгиня Мария Павловна).

8 января 1891 г. весело и сердечно во многих городах России отмечали юбилей службы А.П. Боголюбова в Морском министерстве. К этому юбилею моряки тщательно готовились.

Конечно, о юбиляре не забыли в Морском министерстве, в котором у него оставались ученики; ценителями его таланта и заслуг были руководители Морского Штаба и генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович, и, конечно, император Александр III. В архивных документах Главного морского штаба сохранилась обширная переписка о награждении Боголюбова за 50 лет службы.

С 8 ноября 1890 г. в Морском министерстве началась подготовка по награждению А.П. Боголюбова. Исполняющий должность начальника Главного Морского штаба контр-адмирал П.П. Тыртов отправил конфиденциальное письмо в канцелярию министерства Императорского Двора, в котором выяснял, не предполагает ли министерство наградить предстоящего юбиляра, члена Совета Академии художеств, состоящего по Морскому министерству, профессора живописи морских видов, действительного статского советника в связи с грядущим его 50-летним юбилеем начала морской службы. Были тщательно проверены фактические данные о службе, так как в послужном списке А.П. Боголюбова за 1890 год закралась ошибка: произведение в мичманы было записано 1 января вместо 8 января 1841 г. Ошибка была исправлена8.

21 декабря 1890 г. пришло уведомление из Кабинета его императорского величества в Главный морской штаб о том, что министерство Императорского Двора не имеет препятствий для ходатайства Морского министерства перед императором о награде действительному статскому советнику Боголюбову к 50-летнему юбилею офицерской службы9.

7 Во главе Императорской Академии Художеств: Граф И.И. Толстой и его корреспонденты: 1889-1898 гг. М., 2009. С. 127.

8 РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4138. Л. 2.

9 Там же. Л. 4-4 об.

31 декабря 1890 г. было составлено представление к награде состоящего по Морскому министерству А.П. Боголюбова с перечислением всех полученных наград и с автографом великого князя Алексея Александровича «высочайше позволено»10.

4 января 1891 г. генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович подписывает поздравительный адрес и награждение действительному статскому советнику А.П. Боголюбову в честь 50-летнего юбилея службы в Морском министерстве. «В воздаяние полезных трудов Ваших государю императору благоугодно было всемилостивейше пожаловать Вам в этот знаменательный для Вас день орден святой Анны 1 степени». «...Считаю для себя удовольствием выразить Вам от имени флота искреннюю благодарность за полезную деятельность Вашу и пожелать Вам ее продолжения еще на многие годы»11. 8 января 1891 г. А.П. Боголюбов был награжден орденом святой Анны 1 степени «в воздаяние 50-летней художественной деятельности».

Награждение и чествование юбиляра состоялось. Боголюбов в письме вице-президенту Академии художеств графу И.И. Толстому писал: «Праздником своим я невыразимо доволен. Почтил меня царь наш батюшка, великий князь генерал-адмирал [Алексей Александрович] от лица всего флота благодарил за то, что я своей кистью увековечил боевые его славные деяния. Друзья и почитатели, не говоря уже о многих высочайших особах, тоже меня вспомнили, в числе их вижу я и Вас, вижу передвижников, Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Саратовскую Думу, Общество любителей художеств в том же Саратове, Общество актеров, Музей Радищевский - акварелисты петербургские, адмиралы, генералы и, что всего трогательнее, Е. И. В. цесаревич и князь Барятинский - вспомнили меня в Индии. Поднесли мне вескую золотую палитру все здесь присутствовавшие на юбилее с надписью их имен, сказав: она Вас возвеличила, так и продолжайте далее писать честно, как Вы это делали 50 лет. Чего же мне более! И надо быть свиньей, чтобы сказать, что меня чествовали по заслугам моим. Нет, ко мне все были слишком добры и слишком внимательны, и такого юбилея я все-таки не стою! Вот Вам моя душевная исповедь. Я никогда не считал себя гением, но жил всегда, сознавая, что самообольщение есть пагуба человека»12.

10 Там же. Л. 15-17 об.

11 Там же. Л. 21.

12 Письмо А.П. Боголюбова-графу И.И. Толстому о своем морском юбилее. 29 января 1891 г. //Во главе Императорской Академии Художеств... С. 145.

Скромный юбиляр получил множество поздравлений от друзей по морской службе: Феодосий Федорович Веселаго, выдающийся историограф русского флота, друг Алексея и его брата Николая, с которым дружили еще со времен учебы в Морском корпусе. Записка на французском языке А. Боголюбову от Ф.Ф. Веселаго хранится среди архивных бумаг. «Алексис Боголюбов, Теплые поздравления с днем рождения полувековой блестящей карьеры. Искренние пожелания, что ваш замечательный талант продолжит на долгие времена вечные славные подвиги нашего доблестного морского флота»13. На юбилей морской службы Боголюбова Феодосий Федорович подарил другу свою книгу «Сведения о ботике-дедушке русского флота за 200 лет», на которой написал «Глубокоуважаемому и мною любимому Алексею Петровичу Боголюбову, так много сделавшему для пользы и прославления Русского флота, от искренно преданного - Феодосия Веселаго. 1891 года марта 15».

7 января 1891 г. управляющий Морским министерством Павел Петрович Тыртов отправил российскому послу в Париж телеграмму с поздравлением и подарком от великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича с просьбой передать в день юбилея. «Передать в указанный день»14.

Такой размах празднования юбилея морской службы и внимания к А. Боголюбову был обусловлен прежде всего его деятельным характером: активный, общительный, доброжелательный человек, всегда за кого-то хлопотал, много работал, и характер его деятельности был многообразным: от художнической до воспитательной и организаторской. Выявленные архивные документы рассказывают о многогранной и полезной деятельности морского художника А.П. Боголюбова: воспитание морских художников; кураторство на международных выставках, прославление подвигов русских моряков не только для воспитания юношества, но и для демонстрации национальной истории. Следует подчеркнуть, что многолетняя служба у великих князей и царей давала некоторые привилегии художнику, но он использовал личное расположение монархов в благородных целях. Так возникли на родине художника, в Саратове, Радищевский художественный музей и Боголюбовская художественная школа.

13 РГАВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 731. Л. 66: Поздравительная записка Ф.Ф. Веселаго А.П. Боголюбову с 50-летним юбилеем на французском языке.

14 Там же. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4138. Л. 23: Телеграмма. Подпись: Тыртов.

Саратовский Радищевский музей и Боголюбовская художественная школа

«Высокое искусство не имеет Отечества, оно принадлежит всему образованному миру, именно начиная с родины каждого», -так писал А.П. Боголюбов графу И.И. Толстому 5 ноября 1890 г.

Во главе Императорской Академии Художеств:

Граф И.И. Толстой и его корреспонденты: 1889-1898 гг. М.,. 2009. С. 90

В 1885 г. исполнилась заветная мечта Алексея Петровича: основать в Саратове музей и художественную школу. Постановлением Саратовской Городской думы от 25 мая 1885 г. Алексей Петрович был избран пожизненным почетным попечителем, так как значительную часть своего состояния он отдал музею и школе. Свое решение передать коллекцию картин в музей Боголюбов объяснил так: «.я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать своей Родине, дабы возвысить образовательное дело юношества»15. Алексей Петрович рано овдовел и потерял сына Николеньку, а потому считал возможным все нажитое непрерывным трудом и талантом состояние передать «своему детищу», Саратовскому музею.

Создание и открытие Саратовского музея состоялось при щедрой поддержке со стороны императора Александра III. «Благодаря вниманию монарха я делался основателем первого провинциального музея, увековечивая память моего именитого деда А.Н. Радищева». Испросить разрешение у императора назвать музей именем своего опального деда было непросто, поскольку еще 80 лет назад для государственных мужей и императрицы Екатерины II Радищев был «бунтовщик хуже Пугачева». Автор нашумевшей книги «Путешествие из Петербурга в Москву» за резкую критику пороков дворянского общества и государственного устройства был отправлен в ссылку в Сибирь. Книгу своего деда Боголюбов почитал Евангелием, а жизнь его примером нехолопского служения. Стараниями А.П. Боголюбова в Саратове был открыт первый общедоступный провинциальный художественный музей имени Радищева. В Архиве выявлены два письма Алексея Петровича, в которых он хлопочет о доставке экспонатов для Саратовского музея. В письме от 8 октября 1888 г. к адмиралу Е.И. Алексееву, командиру крейсера «Адмирал Корнилов», А.П. Боголюбов обращается с просьбой перевезти экспонаты «для моего детища Саратовского Радищевского музея»16.

15 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 145.

16 РГАВМФ. Ф. 32. Оп. 1. Д. 409. Л. 70-71. 8 октября 1888 г. Париж. ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2022. № 2

В другом письме от 18 ноября 1894 г. Алексей Петрович просит генерал-адмирала О.К. Кремера, адъютанта великого князя Алексея Александровича, отправить на военном судне экспонаты для Саратовского музея. На письме резолюция О.К. Кремера: «Его высочество приказало все эти вещи принять на первое военное судно, которое будет возвращаться в Россию в будущем году, о чем уведомить профессора Боголюбова. 28 ноября 1894 г. последовало разрешение генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, о чем было сообщено Алексею Петровичу17.

Хлопоты по отправке экспонатов и вещей для Саратовского музея взял на себя военно-морской агент во Франции, через Главный Морской штаб лейтенант Бэр смог достаточно быстро отправить ящики с экспонатами для Радищевского музея в Саратов. 9 марта 1895 г. командиру крейсера 1-го ранга «Генерал-Адмирал» пришло уведомление начальника Главного Морского штаба: погрузить и отправить экспонаты профессора Боголюбова18.

За особые труды по устройству Радищевского художественно-промышленного музея император Николай ТТ наградил А.П. Боголюбова орденом св. Станислава первой степени.

По заданию Гидрографического департамента

Малоизвестными и малодоступными для почитателей творчества А.П. Боголюбова остаются наглядные рисунки, или так называемая опись северным и южным берегам Балтийского моря. Рисунки были литографированы и вошли в Альбомы Балтийского моря и Финского залива и находятся на хранении в Архиве Военно-Морского флота.

Еще два альбома северного и южного берегов Финского залива А.П. Боголюбова находятся на хранении в Центральном Военно-Морском музее имени Петра Великого, история их поступления в музей до недавнего времени была неизвестна. Выявленная в архиве переписка за 1874 г. между директором Гидрографического департамента и Уполномоченным по участию Морского ведомства в Венской Всемирной выставке 1873 г., начальником Морского музея капитан-лейтенантом Н.М. Барановым показала, что эти альбомы по распоряжению Гидрографического департамента выставлялись на международной конференции в Вене, но так и не были возвращены обратно на хранение в Гидрографическое депо.

17 Там же. Ф. 417. Оп. 1. Д. 1304. Л. 2-2 об.

18 Там же. Л. 5-5 об. 2/14 марта 1895 г.

Так, благодаря найденным документам удалось установить два важных факта. Первый - альбомы северных и южных берегов Финского залива участвовали в Международной выставке в Вене в 1873 г., второй что сейчас они находятся на хранении в Центральном Военно-Морском музее.

Большим успехом для гидрографии и мореплавателей стало издание Гидрографическим департаментом в типографии Морского министерства в 1871 г. «Лоции русского берега Балтийского моря» с рисунками А.П. Боголюбова, один экземпляр находится на хранении в библиотеке Военно-Морского архива.

Осенью 2019 г. в Архиве произошло важное открытие: в результате поиска документов, связанных с работой Боголюбова в Морском министерстве, был обнаружен Альбом с подлинными рисунками художника. В октябре 2020 г. Альбом небольшим тиражом был издан, и это событие явилось щедрым подарком всем специалистам и любителям его творчества. Выявленные документы Гидрографического департамента сохранили подробности этой важной и плодотворной работы, которую исполнил А.П. Боголюбов по заказу Гидрографического департамента Морского министерства летом 1862, 1864 гг. Описание берегов и шхер Финского залива - работа сложная, но необходимая для безопасности плавания кораблей и судов, ее результаты превзошли все ожидания специалистов-гидрографов, а специалистам-искусствоведам еще предстоит ознакомиться и изучить новую грань таланта художника.

Атлас Финского залива

«У нас другого Боголюбова нет».

Адмирал С.И. Зеленой

Итак, в 1862 г. по поручению директора Гидрографического департамента адмирала С.И. Зеленого (наставник и учитель по Морскому корпусу кадета Боголюбова) Алексей Петрович на промерной шхуне «Компас» начал снимать виды входов в порты и шхеры Балтийского моря. Судно было предоставлено вице-директором Гидрографического департамента капитаном 1-го ранга Алексеем Степановичем Горковенко (друг Боголюбова по Морскому корпусу). «Лето я провел в море по поручению Гидрографического департамента, плавая на промерной шхуне «Компас», и опять изготовил виды входов в порты и шхеры. Итак, Балтийское море я объехал вокруг, а Финский залив вдоль и поперек». Эта работа не была закончена, так как летом 1863 г. в свите наследника цесаревича Николая Александровича Алексей Петрович отправился

в большое путешествие по России. И только весной 1864 г. художник смог закончить описание Финского залива. Для того чтобы Боголюбову доставить пригодное для работы судно, директор Гидрографического департамента адмирал Семен Ильич Зеленой обратился с частным письмом к директору маяков и лоций Балтийского моря Василию Васильевичу Врангелю с просьбой предоставить шхуну «Бакан». «Отношение Ваше от 13 мая сильно опечалило меня и всю нашу гидрографию, но я все еще не теряю надежды, что Ваше Превосходительство по особенной любви к Вашему детищу - описи Балтийского моря и картам его обратите внимание на мой вопиющий голос и дадите возможность эти высокого достоинства карты снабдить достойными их видами. Кто кроме Боголюбова как моряка и морского живописца может выполнить это для нас. У нас другого Боголюбова нет, а если нынче мы упустим воспользоваться Боголюбовым, то едва ли представится после случай, потому что Боголюбов располагает переселиться за границу»19.

В поисках Атласа Каспийского моря

Годом ранее, летом 1861-го, Алексей Петрович под руководством капитана 1-го ранга Николая Алексеевича Ивашенцова, начальника Гидрографической экспедиции Каспийского моря, своего доброго наставника по Морскому корпусу, сделал зарисовки видов главных портов Каспийского моря от Астрахани до Астрабадского залива и других приметных мест побережья Каспия. Рисунки были «превосходного» качества, получили высокую оценку гидрографического начальства, которое тут же попыталось направить их на литографирование в Англию20.

Н.А. Ивашенцов ходатайствовал перед директором Гидрографического департамента о награждении художника за отлично исполненный атлас. Директор, разделяя ходатайство Н.И. Ива-шенцова, в свою очередь, отправил рапорт управляющему Морским министерством генерал-адъютанту Н.К. Краббе. «Принимая во внимание, что снятые Г. Боголюбовым виды по художественному исполнению выше всех до сего времени имевшихся у нас подобных произведений; что они могут стоять наряду с видами, прилагаемыми к американским картам; и что Г. Боголюбов предполагает в нынешнее лето снимать виды берегов Балтийского моря, я считаю долгом моим, в поощрение трудов Г. Боголюбова,

19 Там же. Ф. 402. Оп. 2. Д. 2472. Л. 39.

20 Там же. Д. 772. Л. 1.

просить .ему в награду подарка из Кабинета его императорского величества»21.

17 апреля 1862 г. Инспекторский департамент Морского ведомства «за усердную службу» профессору живописи морских видов коллежскому асессору Алексею Боголюбову определил денежную награду в 1000 рублей серебром. В Архиве хранится отношение директора Инспекторского департамента директору Гидрографического департамента от 9 мая 1862 г. о выдаче наградных денег профессору живописи морских видов А. Боголюбову, на полях которого помета-подпись: «Получил профессор А. Боголюбов»22.

Боголюбов и его ученики

24 марта 1874 г. по распоряжению императора Александра II, рескрипту президента Академии Художеств великой княгини Марии Николаевны А.П. Боголюбову было поручено наблюдение за пенсионерами Императорской академии Художеств, проживающими во Франции. Всегда думая о воспитательном значении искусства, Боголюбов, будучи человеком щедрым, общительным и чрезвычайно работоспособным, был для многих художников примером для подражания. Вокруг Боголюбова всегда были друзья, товарищи и ученики, которых он любил, и они ему отвечали искренней преданностью и привязанностью. На протяжении многих лет и до последних дней жизни Алексей Петрович заботился о своих учениках и товарищах по цеху.

Федор Федорович Баганц (1834-1873, Санкт-Петербург) -художник-маринист, профессор Морского кадетского корпуса

В 1865 г. Алексей Петрович по заказу императора Александра II написал за одну зиму несколько картин из истории флота времен царя Петра I: «Гренгамское сражение», «Высадка войск Петра Великого в Астраханском заливе (Каспий)», «Крушение транспортных судов в Астраханском заливе», «Взятие шведских судов в устье Невы "Астрильд" и Тедан" под началом Петра I». Для картины «Петропавловский бой» (1853-1854) необходимы были этюды с места исторических событий. «Камчатские этюды для местности мне сделал ученик мой Боганц, который плавал на одном

21 Там же. Л. 2-2 об., 7, 11.

22 Там же. Л. 12, 13.

из наших судов по моей протекции»23. В архиве выявлено письмо профессора Боголюбова управляющему Морским министерством адмиралу Н.К. Краббе от 30 марта 1865 г., в котором Алексей Петрович просит продлить пребывание художника Баганца в гидрографической экспедиции для снятия видов берегов Тихого океана и выполнения заданий Гидрографического департамента. На письме резолюция управляющего Морским министерством Н.К. Краббе «Вполне согласен...»24 Так, благодаря протекции Алексея Петровича художнику Ф.Ф. Баганцу удалось принять участие в важной Гидрографической экспедиции и выполнить задания Гидрографического департамента, а именно снять виды входов в порты Японского моря и Тихого океана25. Осенью 1867 г. Ф.Ф. Баганц вернулся в Россию и за поднесенный императору Александру ТТ альбом из 80 листов акварелей, выполненных во время экспедиции, был награжден званием художника 1-й степени и бриллиантовым перстнем с рубином.

Александр Карлович Беггров (1841-1914), академик, коллежский асессор

«У нас в России я ставлю выше всех ученика моего А.К. Беггрова».

Боголюбов А.П.

«Записки моряка-художника». С. 182

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В послужном списке А.К. Беггрова есть запись за 1874 г.: «С высочайшего разрешения был командирован за границу на три года к профессору Боголюбову для усовершенствования в живописи». Через четыре года А.К. Беггров был назначен художником Морского министерства и в этой должности оставался до конца жизни. О своем ученике Алексей Петрович заботился и, как видно из переписки с великим князем, цесаревичем Александром Александровичем за 1875 г., постоянно обсуждал работы А.К. Беггрова, добывая для него новые заказы.

23 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 159.

24 РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 3. Д. 2014. Л. 7: Автограф.

25 Там же. Л. 21-22: Автограф генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича.

Художники Гриценко Николай Николаевич и Ткаченко Михаил Степанович -последние ученики Алексея Петровича, о них он беспокоился и с ними писал свои последние картины

«.Ученик мой Николай Николаевич Гриценко, которого прошу принять благосклонно и выслушать его желание сделать выставку своих трудов в Академии художеств, дабы тем дать отчет о его 6-тилетней деятельности за границей.

Добра всякого у него достаточно, и я убежден, что он не посрамит высокое покровительство своего благодетеля в. кн. Алексея Александровича, да и мою седую башку».

Во главе Императорской Академии Художеств: Граф И.И. Толстой и его корреспонденты. 1889-1898 гг.

М, 2009. С. 374.22 мая 1894 г.

В 1887 г. Н.Н. Гриценко был командирован на казенный счет в Париж, к профессору А.П. Боголюбову, а в 1893 г. по приказу генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича вместе с художником М.С. Ткаченко благодаря протекции Боголюбова все они были прикомандированы к штабу адмирала Ф.К. Авелана, для того чтобы описать подробности прихода русской эскадры в Тулон. Из письма А.П. Боголюбова графу И.И. Толстому от 23 ноября 1893 г. из Парижа: «Но так как пенсионер Академии г. Ткаченко пожелал тоже писать приход эскадры, то я и его взял с собою, так что его эскизы едут вместе с нашими. Что из этого будет - не знаю. Даже и трудно сказать, могут ли работы понравиться Государю, ибо это такая пестрядь тонов, покрывающих Тулонский рейд, что просто неизобразимо на новом холсте. Но все-таки 3 русских художника сделали свое дело, а там, что из этого будет, укажет царь»26. В 1894 г. Н.Н. Гриценко оставил службу во флоте и был назначен художником Морского министерства.

В 1896 г. Алексей Петрович снова хлопочет за М.С. Ткаченко и Н.Н. Гриценко и просит разрешения у морского начальства для себя и учеников работать в порту, сделать предварительные рисунки, чтобы написать исторические картины прихода императорских яхт в порт Шербур. Картины этой важной политической встречи Гриценко и Ткаченко дописывали без своего учителя, ухудшение здоровья не позволило Боголюбову закончить картину «Прибытие их величеств в Шербург» [Огарева 1988, с. 167].

26 Во главе Императорской Академии Художеств. С. 327-328. ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2022. № 2

Совсем недолго удалось лейтенанту В.В. Игнациусу побывать на выучке у знаменитого художника. С 26 августа 1888 по 5 августа 1889 г. В.В. Игнациус получил годовой отпуск в Париж для занятий живописью у профессора А.П. Боголюбова27.

Картины Боголюбова в учреждениях Морского ведомства

Большим ценителем живописи А.П. Боголюбова был император Александр III, с которым у художника сложились, можно сказать, товарищеские отношения еще со времени, когда император был наследником престола. В Мраморном дворце, в залах Эрмитажа, Аничковом дворце хранятся известные картины Боголюбова. По заказу императоров Боголюбов воссоздал героические победы российского флота Его батальные полотна были столь реалистичны, что могли служить учебным наглядным пособием, так как для художественной реконструкции автор использовал документы военных событий, сведения историков, собственные знания морского дела.

Бесценные подлинники исторических картин Боголюбова хранятся в Морском кадетском корпусе.

В память 50-летнего юбилея своей службы в офицерских чинах в Морском министерстве Алексей Петрович передал в Морской музей картину, изображающую морской прибой в Ментоне. 19 апреля 1891 г. от имени великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича было направлено письмо Алексею Петровичу с выражением благодарности за картину, подаренную Морскому музею. «Уверенный, что это пожертвование всегда будет служить для посетителей Музея источником живого удовольствия, считаю приятным для себя долгом выразить Вам по этому поводу искреннюю Мою признательность». «Подписал: Алексей». Эта работа положила начало музейной коллекции произведений художника. 22 апреля 1902 г. заведующий Морским музеем полковник по Адмиралтейству Н.Л. Бубнов направил в Технический комитет Морского музея в распорядительно-строевую часть Главного Морского штаба перечень картин профессора А.П. Боголюбова: подаренные художником - 3 картины, и еще 4 картины, отписанные им по духовному завещанию.

27 РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 15. Л. 12: О назначении пособий офицерам Гвардейского экипажа. Сведения о командировании лейтенанта В. Игнациуса в Париж для занятия живописью под руководством художника Боголюбова.

В настоящее время в собрании Центрального военно-морского музея насчитывается около 70 графических и живописных произведений А.П. Боголюбова.

Еще в 1854 г. по рескрипту императора Николая I шесть литографированных рисунков Боголюбова, изображающие подвиги черноморских моряков, были переданы Первому штурманскому полуэкипажу28.

28 июня 1896 г. управляющему Морским министерством П.П. Тыртову пришло официальное уведомление о повелении императора Николая II передать картину профессора Боголюбова в дар Кронштадтскому офицерскому собранию. Событие, которое изобразил художник, имело важное политическое значение, так как еще в 1892 г. Франция и Россия подписали военную конвенцию на случай нападения Германии на одну из сторон. Но договор был тайный и не был ратифицирован. Для ускорения процесса подписания договора во Францию была отправлена русская эскадра. А.П. Боголюбов стал очевидцем этого важного политического события и художественно зафиксировал ключевое событие мировой истории. По заказу императора Александра III Боголюбов написал картину «Прибытие русской эскадры на Тулонский рейд в 1893 году».

Выявленные в архиве документы свидетельствуют о высокой востребованности картин А.П. Боголюбова и его учеников в учреждениях Морского ведомства: сохранилась переписка о перемещении, дарении, отправке на международные выставки картин художника. Судьба многих картин остается пока неизвестной.

Картины художника, как и сам художник, много путешествовали. Известно, что на Московскую политехническую выставку отправлялись картины А.П. Боголюбова морского содержания, находившиеся в собственности императора и хранившиеся в кладовой Эрмитажа29, картины из коллекции Мраморного дворца великого князя Константина Николаевича, изображающие Саандам-ский рейд с буером Петра Великого; вид Петербурга с реки Невы30.

В 1873 г. А.П. Боголюбов как член Совета императорской Академии художеств был назначен по распоряжению великого князя Владимира Александровича и Совета комиссаром на Международную выставку в Вену. На выставке были представлены картины: «Вид в Кронштадте» и «Вид Крыма Ай-Петри с потоком воды» и два альбома видов северного и южного берегов Финского залива.

В июле 1895 г. три картины работы профессора Боголюбова и художников Ткаченко и Гриценко по случаю торжественного

28 Там же. Ф. 1212. Оп. 1. Д. 181. Л. 1. 12 апреля 1854 г.

29 Там же. Ф. 410. Оп. 2. Д. 1357. Л. 361. 1872 г.

30 Там же. Л. 362-362 об.

морского праздника в честь прибытия в Тулон русской эскадры контр-адмирала Ф.К. Авелана, предназначенные в дар городам Париж, Тулон и Марсель, были отправлены на пароходе Добровольного флота «Владимир» во Францию31.

Историограф русского флота

По заказу императоров Николая I, Александра II, Александра III Боголюбов написал около ста батальных полотен, охватывающих историю Российского флота от его возникновения при Петре Великом до визита русской эскадры в Шербур в 1896 г. Алексей Петрович обладал огромной работоспособностью и отличительным свойством порядочного человека - держать слово. За два месяца до смерти, уже в больном состоянии, он продолжал исполнять обязанности морского художника Главного Морского штаба. 23 августа 1896 г. Алексей Петрович написал два письма: одно - исполняющему обязанности начальника ГМШ Ф.К. Авела-ну, и второе - великому князю генерал-адмиралу Алексею Александровичу, с просьбой дать аккредитацию ему и двум его ученикам-художникам Гриценко и Ткаченко, для того чтобы иметь возможность сделать зарисовки кораблей и местности для написания картины «Прибытие русской эскадры в Шербур». «Нынешнее посещение Франции их величествами составляет столь важное значение, что я ежели позволит мне мое несчастное здоровье, непременно хочу его изобразить, почему заранее поеду в Шербур, дабы на воде и просторе изучить местность и суда, которые составляют французскую эскадру. Свидетельствую Вам мое совершенное почтение и пожелание доброго здоровья, с полным уважением и преданностью, имею честь Вашего превосходительства всепокорнейший слуга, профессор Боголюбов»32.

В ночь с 25 на 26 октября по старому стилю, с 6 на 7 ноября по новому стилю, около 2 часов ночи в своей квартире в Париже на Батиньоль 21, Алексей Петрович Боголюбов умер от «внезапного разрыва сердца» [Огарева 1988, с. 166].

Для современного общества важно хранить память о тех людях, которые заботились о будущем России: патриотах, просветителях. Одним из таких патриотов был и остается А.П. Боголюбов, много сделавший для искусства, воспитания подрастающих поколений, сохранения исторической памяти, для своих друзей моряков и горячо любимого Морского министерства.

31 Там же. Ф. 417. Оп. 1. Д. 1305. Л. 17.

32 Там же. Д. 1560. Л. 1-1 об.: Автограф.

Историки и архивисты, наряду с искусствоведами, вносят посильный вклад в изучение судеб и других русских художников, находя новые документы об их жизни и творчестве [Краснослобод-цев 2020; Краснослободцев 2021].

Литература

Краснослободцев 2021 - Краснослободцев К.В. «Незамеченное поколение» российских художников-эмигрантов во Франции и Федоровский комитет (1920-1930-е годы) // Новый исторический вестник. 2021. № 2 (68). С. 118-130.

Краснослободцев 2020 - Краснослободцев К.В. Художница З.Е. Серебрякова во Франции: Судьба и документальное наследие // Новый исторический вестник. 2020. № 4 (66). С. 140-150.

Огарева 1988 - Огарева Н.В. Летопись жизни и деятельности художника А.П. Боголюбова. Саратов, 1988. 192 с.

References

Krasnoslobodtsev, K.V. (2021), "The 'Unnoticed generation' of Russian emigrant artists in France and the Fedorov committee (1920s - 1930s)", The New Historical Bulletin, vol. 68, no. 2, pp. 118-130.

Krasnoslobodtsev, K.V. (2020), "The artist Zinaida Serebryakova in France. Her destiny and documentary heritage", The New Historical Bulletin, vol. 66, no. 4, pp. 140-150.

Ogareva, N.V. (1988), Letopis' zhizni i deyatel'nosti khudozhnika A.P. Bogolyubova [Chronicle of the life and work of the artist A.P. Bogolyubov], Saratov, Russia.

Информация об авторе

Ольга Н. Кондакова, кандидат исторических наук, Российский государственный архив Военно-Морского флота, Санкт-Петербург, Россия; Россия, 197227, Санкт-Петербург, Серебристый б-р, д. 24, корп. 1; коп@ rgavmf.ru

ОИСГО ГО: 0000-0002-8312-3406

Information about the author

Olga N. Kondakova, Cand. of Sci. (History), Russian State Archives of the Navy, Saint-Petersburg, Russia; bldg. 1, bld. 24, Serebristy Blv., St. Petersburg, Russia, 197227; kon@rgavmf.ru

ORCID ID: 0000-0002-8312-3406

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.