УДК 7.036.2
DOI: 10.24412/2658-3437-2021-2-84-93
Моженок-Нинэн Татьяна Эдуардовна, доктор искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов (АИС), член Общества Истории Французского Искусства (SHAF), эксперт Ассоциации Василия Поленова. Париж, Франция. [email protected]
Mojenok-Ninin, Tatiana Eduardovna, Full Doctor in Art History, member of Association of Art Critics, member of the French Society of Art History, Vassili Polenov Association's expert. Paris, France. [email protected]
РУССКИЕ НАХОДКИ ВО ФРАНЦИИ. О НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ XIX ВЕКА ИЗ ФРАНЦУЗСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ
RUSSIAN DISCOVERIES IN FRANCE. CREATIONS OF RUSSIAN ARTISTS OF 19th CENTURY IN FRENCH COLLECTIONS
Аннотация. Статья посвящена избранным произведениям русских художников XIX в. во Франции и истории их поступления в национальные коллекции. Автор останавливается на двух портретах кисти В. Л. Боровиковского и на Альбоме рисунков русской школы XIX столетия, хранящихся в Лувре. Альбом происходит из коллекции Л. Павловской, дочери писателя И. Я. Павловского, чей портрет кисти М. В. Эристовой-Казак находится в музее Пти-Пале. Далее автор останавливается на картинах другой русско-французской художницы конца XIX в. М. К. Башкирцевой, хранящихся в коллекциях музеев Парижа и провинции. На юге Франции в Провансе в небольшом городе Камарга Сент-Мари-де-ла-Мер находится несколько акварелей малоизвестного русского живописца И. П. Прянишникова. Одна из этих акварелей особо интересна, так как на ней изображен ныне не существующий буддийский храм Калмыкии. Другой ряд работ русских художников во Франции связан с Антантой и прибытием русской эскадры в Тулон в 1893 г. Это событие изображено на полотнах А. П. Боголюбова, Н. Н. Гриценко и Л. Д. Блинова, хранящихся в Париже, Марселе и Тулоне. Произведения Боголюбова можно также видеть в музее Карнавале и в соборе Александра Невского в Париже. Художник-путешественник, Боголюбов много ездил по Франции, писал морские курорты и небольшие городки Нормандии, Бретани, Лазурного Берега. Несколько его пейзажей находятся в музеях Фекана и Онфлёра, а в мэрии Вёля хранится одна картина его друга художника А. А. Харламова. Статья иллюстрирована девятью фотографиями произведений Эристовой-Казак, Башкирцевой, Прянишникова, Боголюбова и Харламова из французских коллекций.
Ключевые слова: русские художники XIX в.; передвижники; музеи Франции; Париж; Прованс; Нерак; Нормандия; Русско-французский союз 1893 г.; портрет; пейзаж.
Abstract. This article deals with the paintings by the 19th-century Russian artists in France and the history of their appearance in the national collections. The author described two portraits painted by Borovikovsky and a sketchbook of Russian 19th-century drawings that are kept in the Louvre. This sketchbook originates from the collection of Pavlovsky's daughter. Pavlovsky's portrait by Eristovoy-Kasak is kept in the Petit-Palais museum. In addition, the author described the paintings of another late-19th-century Russian-French artist, Mary Bashkirtsev. They are in the collections of several Paris and regional museums. In Provence, the south of France, in the small town Sainte-Marie-de-la-Mer, we can find some watercolor paintings by a little-known Russian artist Pranishnikoff. One of these watercolor paintings is quite interesting because we can see the Buddhist temple of the Kalmyk people which doesn't exist anymore. Another set of Russian artists' paintings in France is connected to the "Cordial Entente" and the arrival of the Russian fleet to Toulon in 1893. This event is represented in some paintings of Bogoliubov, Gritsenko, and Blinov, kept in Paris, Marseille, and Toulon. We can also find Bogoliubov's work in the Carnavalet museum and the Alexandre-Nevsky Cathedral in Paris. Globetrotter artist, Bogoliubov traveled a lot around France, painting the sea in small villages of Normandy, Brittany, and the French Riviera. Some of his "landscape paintings" can be found in Fecamp and Honfleur museums, and in the city hall of Veules-les-Roses, we can see a painting by his friend, Kharlamov. The article contains nine illustrations of Eristoff-Kasak, Bashkirtsev, Pranishnikoff, Bogoliubov, and Kharlamov works from French collections.
Keywords: Russian artists of 19th century; peredvizhniki; French museum; Paris; Provence; Nerac; Normandy; French-Russian alliance 1893; portrait; landscape paintings.
Произведения русской живописи XIX в. представлены во французских национальных коллекциях весьма скупо. Причины этого понятны. Русские художники, члены Товарищества передвижных художественных выставок, желали, чтобы их картины оставались в России. В этом был высший смысл их искусства и идей. К счастью, на родине они не были обделены вниманием, любовью, почитанием и имели преданных друзей — коллекционеров, меценатов, критиков, журналистов. В первую очередь это, разумеется, П. М. Третьяков, но не только. «Русский Медичи» С. И. Мамонтов, иркутский городской голова В. П. Сукачёв, художники А. П. Боголюбов, К. А. Савицкий, Н. А. Ярошенко, великие князья и многие другие искренние
любители искусства собирали коллекции, на основе которых затем открывались музеи, картинные галереи.
Произведения современных русских художников и скульпторов появлялись во Франции на выставках, в том числе на Всемирных, начиная с 1867 г. В этой связи, прежде всего, надо вспомнить Всемирную выставку в Париже в 1878 г., которая стала настоящей манифестацией передового русского искусства. Шедевры передвижников украшали залы Русского художественного отдела и вызвали интерес французских критиков и прессы. Однако произведения, которые экспонировались на зарубежных выставках, были в основном уже собственностью русских коллекционеров, т. е. не подлежали продаже. Большая
Илл. 1. М. В. Эристова-Казак. Портрет Лили Павловской в детстве. 1898. Бумага, пастель. Пти-Пале, Париж © Фото автора на выставке пастели в Пти-Пале в 2017 г.
часть картин на Всемирной выставке 1878 г. происходила из коллекции П. М. Третьякова, так что критик Эдмон Дюранти в обзоре иностранных художественных школ назвал передвижников «школой Третьякова» [18, p. 137-138]. Художники могли также выставлять свои произведения на Парижских салонах, как это делали жившие во Франции А. П. Боголюбов, А. А. Харламов, И. П. Прянишников, М. К. Башкирцева и некоторые другие, а также пенсионеры петербургской Императорской Академии, в частности И. Е. Репин, В. Д. Поленов, вопреки запрету Совета Академии. В этом случае французское государство могло купить понравившиеся произведения для пополнения своих коллекций, но случалось это нечасто.
Персональные выставки русских художников во Франции были крайне редки. Следует, прежде всего, упомянуть значительную экспозицию В. В. Верещагина в декабре 1879 г. в залах художественного и литературного Кружка на улице Волней (Volney) в Париже, на которой были представлены картины и этюды Индийской и Балканской серий, а также фотографии некоторых картин Туркестанской сюиты [15]. Однако покупок вслед за этой выставкой не последовало.
А вот в 1885 г. французское государство приобрело для Лувра картину Марии Башкирцевой «Митинг» на посмертной выставке, организованной Союзом женщин художниц и скульпторов [13]. С 1980 г. картина находится в музее д'Орсэ. Другим источником поступления произведений русских мастеров во французские коллекции были дары самих художников или их родственников и покупки на аукционах.
В Париже картины, скульптуры, графику русских художников XIX в. можно видеть в Лувре, музее д'Орсэ, Пти-Пале, Карнавале — музее истории Парижа, а также в более неожиданных местах — Национальном Военном клубе (Cercle national des Armées), театре Комеди-Франсез («Первый снег» В. Д. Поленова) и в Елисейском дворце, резиденции президента Французской республики («Казацкая фантазия» И. П. Прянишникова).
В отделе живописи Лувра, кроме икон, хранятся два портрета В. Л. Боровиковского, пейзаж С. Ф. Щедрина и портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Этот портрет супруги Александра I до 2013 г. приписывался кисти Боровиковского. Исследования, проведенные в связи с изданием нового каталога иностранных живописных школ [12, р. 189], позволили установить, что речь идет о копии портрета работы И. Ф. Ту-пылева, выполненной неизвестным мастером, современником художника.
Портрет княжон Елены и Александры, дочерей Александра Борисовича Куракина, выполнен В. Л. Боровиковским (1802). Он, как и портрет горнозаводчика и действительного статского советника Сергея Саввича Яковлева (ок. 1805), поступил в Лувр в 1962 г. по завещанию Льва Германовича Бараца (1871-1961), профессора Франко-русского института социальных наук, экономиста и юриста, «в память о супругах Абраме и Любови Добрых». Любовь Германовна (1873-1955) была сестрой Бараца и супругой Абрама Уриевича Доброго (1867-1936), собирателя русской живописи в эмиграции в Париже, из коллекции которого и происходят луврские работы. Портрет княжон Куракиных с мопсом долгое время оставался собственностью семьи. Его последним владельцем из рода Куракиных был князь Анатолий Александрович (1845-1936), правнучатый племянник моделей, княжон Елены и Александры. От А. А. Куракина портрет перешел в коллекцию А. У. Доброго, который предоставил его на замечательную выставку русского искусства в Лондоне в помощь Российскому Красному Кресту в 1935 г. [14, по 133].
Абрам Добрый собирал также работы мирискусников, некоторые из которых гостили у него в замке на Луаре. А. Н. Бенуа запечатлел этот замок, расположенный на реке Шер в Кантийи ^иапШу), на одной акварели 1932 г., которая по тому же завещанию Л. Бараца поступила в национальные коллекции Франции и находится в настоящее время в собрании Центра Помпиду. Название этого замка, указанное самим Бенуа на акварели, — Auxigny (Оксиньи) — заинтриговало нас. Нам не удалось найти замок с подобным названием. В результате предпринятых архивных и иконографических исследований (сравнения изображения Бенуа с открытками первой трети XX в.) мы поняли, что речь идет о замке Шамгран (Champgrand) в Кантийи, построенном в
Илл. 2. М. К. Башкирцева. Парижанка. Портрет Ирмы. 1882. Холст, масло. Пти-Пале, Париж
© Фото автора на выставке пастели в Пти-Пале в 2017 г.
середине XIX в. в стиле «трубадур». Мэр Кантийи Беатрис Дамад (Béatrice Damade) и современные владельцы замка подтвердили, что изображенный Бенуа замок — это Шамгран на земле с кадастровым названием Оксиньи.
В Отделе графики Лувра хранятся один рисунок И. Е. Репина, два рисунка М. К. Башкирцевой и Альбом графики русской школы XIX в., из 50 фолио [4]. Среди рисунков этого альбома, происходящего из коллекции Лили Павловской, дочери писателя Ивана Яковлевича Павловского (1853-1924), друга А. П. Чехова, есть несколько, выполненных Марией Васильевной Эристовой-Казак (урожд. Этлингер, 1857-1934), художницей-портретисткой, членом французского Общества Изящных искусств (Société des Beaux-Arts), в салонах которого она экспонировала свои произведения. В луврском альбоме есть, в частности, «Портрет супруги писателя Феодосии Павловской (1868-1932) и ее дочери Лили (1890-1972)» (1894). Недавняя выставка пастелей в музее изобразительных искусств Парижа Пти-Пале позволила увидеть еще одно произведение этой малоизвестной художницы, пастельный портрет Лили Павловской в детстве 1898 г. (Илл. 1), поступивший в 1970 г. в дар от самой модели [26, p. 113].
На этой же выставке в первом зале, предварявшим экспозицию, демонстрировалась картина М. К. Башкирцевой «Парижанка» (1882), на которой изображена Ирма, любимая натурщица Марии, модель Академии Жюлиана (Илл. 2). Об Ирме Перро, талантливой молодой женщине, выступавшей в амплуа наездницы в знаменитом цирке Зидлера на Монмартре, а затем игравшей на подмостках нескольких парижских театров, можно подробнее узнать из монографии французского писателя Альбе-рика Каюэ (1877-1942), изданной в Париже в 1930 г. [11] и переведенной на русский язык в 2013-м [3, с. 294-312]. Башкирцевой посчастливилось видеть этот свой портрет смеющейся Ирмы на
выставке Парижского салона 1883 г. После смерти художницы ее мать, Мария Степановна, в 1902 г. подарила портрет музею Пти-Пале [21, p. 62].
Ирма Перро позировала и для единственной сохранившейся скульптуры Башкирцевой «Горе Навзикаи» (1884), бронзовая отливка которой находится в коллекции музея д'Орсэ. Она была подарена матерью Марии в 1909 г. Люксембургскому музею, откуда после его закрытия была передана в Лувр, а затем в Орсэ [21, p. 98]. Гипсовая модель хранится в Третьяковской галерее [7, с. 148]. Представленная в экспозиции музея д'Орсэ в интерьере Гектора Гимара и Жана Дампта, скульптура Башкирцевой удачно вписывается в этот декор Ар Нуво (Илл. 3).
Кроме Отдела графики Лувра, музея д'Орсэ и Пти-Пале, еще одна картина Башкирцевой в Париже находится в ее усыпальнице — часовне, построенной в неовизантийском стиле на кладбище Пасси возле Трокадеро по проекту архитектора Эмиля Бастьен-Лепажа. Речь идет о последнем незаконченном произведении художницы «Святые жены», эскиз которого находится в Радищевском музее Саратова. К сожалению, с начала 2005 г. в часовню нет доступа, и эта картина, как и другие памятные вещи Марии, хранится там без какого-либо ухода.
Картины и рисунки Башкирцевой, подаренные ее матерью, можно видеть и в провинциальных музеях Франции. Речь идет, прежде всего, о музее изящных искусств Жюля Шере в Ницце, городе, в котором жила семья Марии. В музее Шере — 10 картин художницы и несколько графических произведений. Кроме этого, в музее Зиема в Мартиге на юге Франции находится ранний портрет кисти Башкирцевой — «Молодая женщина в шляпе с голубым пером» (Илл. 4). Картина поступила в коллекцию музея в 1911 г. согласно желанию супруги Феликса Зиема, обратившейся к матери художницы с просьбой подарить музею произведение
Илл. 3. М. К. Башкирцева. Горе Навзикаи в интерьере Ар Нуво. 1884. Бронза. Музей д'Орсэ, Париж © Фото автора
Илл. 4. М. К. Башкирцева. Молодая женщина в шляпе с голубым пером. Около 1878. Холст, масло. Музей Зиема, Мартиг © Musée Ziem, Martigues
Илл. 5. М. К. Башкирцева. Жоржетт. 1881. Холст, масло. Замок-музей Генриха IV, Нерак © Château-musée Henri IV. Nérac, Ville de Nérac
ее дочери [21, p. 60]. Другой женский портрет Марии — «Жоржетт» — находится в старинном городке на юго-западе Франции Нераке, в замке-музее Генриха IV (Илл. 5). Вероятно, «Жоржетт» происходит из собрания Дени и Аделин Гавини (Denis et Adeline Gavini). Дени Гавини был Префектом департамента Лот, его супруга Аделин, графиня де Раймон (comtesse de Raymond) — родом из города Ажен, что вблизи Нерака. В последние годы жизни Мария Башкирцева общалась с супругами Гавини, она часто упоминает их в своем дневнике. Дени и Аделин навещали Марию в парижской квартире на улице Ампер. После смерти дочери Мария Степановна подарила Аделин некоторые мемориальные вещи Марии — письма, фотографии, которые хранятся в Архивах департамента Лот-и-Гаронн в Ажене, и, возможно, этот живописный портрет, который затем после распродажи коллекции Гави-ни оказался в музее Нерака.
Такие неожиданные встречи с русским искусством ожидают нас подчас во французской провинции. Так, в музеях Нанта, Арля и Сент-Мари-де-ла-Мер, небольшого городка на Средиземноморском побережье в Камарге, можно увидеть несколько акварелей и картин русского художника Ивана Петровича Прянишникова (1841-1909) [6; 20]. Судьба Прянишникова, которого называют «русским провансальцем», и уникальна, и в то же время характерна для XIX в. с его любовью к путешествиям, «смене мест». Российская империя, Италия и участие в национально-освободительном движении Рисорджименто, Франция, Америка, Канада и работа на строительстве железных дорог, вновь Франция и Париж, Монмартр, сотрудничество с издательским домом «Ашетт» ("Hachette") и газетой «Иллюстрасьон» ("L'Illustration"), Прованс, Камарг — вот «географические вехи» творческой биографии Прянишникова. В 1887 г. император Александр III назначает Прянишникова, вернувшегося в начале 1880-х гг. в Россию, главным художником военного штаба. Прянишников пишет маневры русской армии в Красном Селе. Но страсть к путешествиям не оставляет его, он много ездит по России. В эти годы была создана Калмыцкая серия, несколько рисунков и акварелей из
которой хранятся в музее Баронселли Сент-Мари-де-ла-Мер. После смерти Александра III Прянишников покидает Россию и окончательно обосновывается во Франции, но не в Париже, а в Провансе, где жили его друзья — Фредерик Мистраль, Альфонс Доде, Фолько де Баронселли. В Сент-Мари, где Прянишников поселился со своей супругой Жозефиной де Лангедок, художник становится активным участников движения фелибров (он даже освоил провансальский язык) и фольклорного братства ^сюип Gardiano (дословно «Общества верховых пастухов») и продолжает писать пейзажи — геометрически строгую архитектуру, флору и фауну Камарга, которые напоминали ему родные курские степи.
После публикации в 2011 г. статьи о Прянишникове в журнале «Золотая палитра» к нам обратился исследователь буддизма из Новой Зеландии Симон Дейслей. По его мнению, на акварели Прянишникова «Неизвестный дворец», хранящейся в музее Баронселли (Илл. 6), изображен ики-бурульский хурул (буддийский храм) в станице Платовской Калмыцкого округа Области войска Донского (ныне Будённовской в Пролетарском районе Ростовской области) [16, р. 20-21, 45-46]. Храм был разрушен в 1930-е гг. Благодаря знакомству с акварелью русского художника, Симон Дей-слей смог выполнить модель зD этого храма1 [16].
В конце 1870-х — начале 1880-х гг. Прянишников в Париже вращался в русском артистическом кружке художников и литераторов, центром которого был И. С. Тургенев. Прянишников был также активным членом Общества вспомоществования русских художников в Париже, созданного в 1877 г. по инициативе другого русского парижанина художника А. П. Боголюбова. Алексей Петрович Боголюбов (1824-1896), как и И. П. Прянишников, был неутомимым путешественником, «исколесившим» всю Европу [1]. Художник Главного морского штаба, профессиональный моряк, Боголюбов предпочитал писать морское побережье. С его именем связана «нормандская страница» русской живописи [5; 24].
Летом 1857 г. Алексей Боголюбов, в то время пенсионер Академии художеств, недавно приехавший в Париж из Ита-
Илл. 6. И. П. Прянишников. Неизвестный дворец. Акварель, перо. Музей Баронселли, Сент-Мари-де-ла-Мер © Mairie des Saintes-Maries-de-la-Mer (remerciements à Monsieur Roland Chassain, maire de la ville)
лии, отправляется по совету своего французского учителя Эжена Изабе на побережье Ла-Манша в Бретань и Нормандию на этюды [2, с. 109]. С тех пор Вёль, Онфлёр, Этрета, Дьепп, Фекан, Трепор, Гавр в Нормандии, Сен-Мало, Порник, Нант, Брест в Бретани становятся любимыми местами Боголюбова, сюжетом его многочисленных пейзажей, выполненных маслом на небольших дощечках, акварелей, рисунков и керамических работ. Боголюбов даже собирал фотографии с нормандскими видами [1, с. 111-112]. В 1880-е гг. он часто бывал на Лазурном Берегу, писал виды Ниццы и Ментоны [1, с. 174-182; 25]. В 1893 г. Боголюбов, большую часть жизни проживший во Франции, но не потерявший тесной связи с Россией и императорским двором, закономерно стал главным художником Русско-французского союза, Антанты [10, p. 37-49; 23, p. 206; 27]. В сопровождении своих учеников Николая Гриценко и Михаила Ткаченко в октябре 1893 г. он отправился в Тулон, чтобы запечатлеть исторический момент — прибытие русской эскадры под командованием адмирала Ф. К. Авелана. Результатом этой поездки стали три картины, подаренные императором Николаем II в 1895 г. Парижу, Марселю и Тулону. Панно Боголюбова по сей день украшает Национальный Офицерский клуб (Cercle national des Armées) в Париже. Картина Н. Н. Гриценко находится в музее изящных искусств в Марселе, в то время как марина М. С. Ткаченко, хранившаяся в музее искусств в Тулоне, исчезла, видимо, погибла во время Второй мировой войны. Другая картина Ткаченко, изображающая прибытие Николая II в порт Шербура в октябре 1896 г., подаренная императором в 1899 г. городу, хранится в музее искусств Тома-Анри в Шербуре. Добавим, что еще одно произведение, связанное с Русско-французским союзом, — картина Л. Д. Блинова «Русская эскадра в Тулоне» — находится в музее Старого Тулона. В отличие от Боголюбова, Гриценко и
Ткаченко, которые на месте выполнили эскизы, а сами картины написали позже, Блинов (1867-1903), прибывший в Тулон на крейсере «Адмирал Нахимов» вместе с русской эскадрой, запечатлел вход своего судна и других кораблей прямо на месте и тогда же подарил свою картину городу.
Кроме Офицерского клуба, картины Боголюбова в Париже можно видеть в русском соборе Александра Невского и в музее истории города Карнавале. «Хождение Христа по водам» и «Проповедь Христа на Генисаретском озере» были подарены самим художником в 1872 г. новому православному храму на улице Дарю в Париже. Эти большеформатные произведения (картины маслом, наклеенные на стену), где Иисус изображен на фоне пейзажа, оказали влияние на В. Д. Поленова, находившегося в 1873-1876 гг. в Париже в пенсионерской поездке. «...оригинально и красиво в церкви видеть большие пейзажи. Переносишься в природу и евангельские повествования и легенды», — замечал Поленов в письме родным [8, с. 106-107].
В праздничный освещенный ночной Париж эпохи Всемирной выставки 1889 г. переносит нас архитектурный пейзаж Боголюбова из собрания музея Карнавале — «Эйфелева башня ночью». Этот пейзаж интересен, прежде всего, тем, что является одним из самых первых живописных изображений Эйфелевой башни, с воздушным шаром над Марсовыми полями и прогулочными кораблями Bateaux-mouches на Сене. Картина была приобретена Фондом Лютеция (Lutece Foundation) в 1979 г. на аукционе «Сотбис» и затем подарена музею истории Парижа [23, p. 206].
Два пейзажа Боголюбова находятся в музеях Нормандии, которую он столь горячо любил. Речь идет о марине «Лунная ночь. Порник» из коллекции музея Фекана (Илл. 7) и небольшом панно «Взморье» из музея Эжена Будена в Онфлёре (Илл. 8) [5; с. 3-5]. Первая картина особенно любопытна автор-
Илл. 7. А. П. Боголюбов. Лунная ночь. 1867. Холст, масло. Музей Рыбной ловли, Фекан © Musée de Fécamp
ской подписью на французском языке: «Господину Ланнелонгу. Алексей Боголюбов. Париж. 1867» [17, р. 193]. Речь идет о знаменитом враче-хирурге Одилоне Ланнелонге (1840-1911), который мог лечить как самого Боголюбова, так и его брата Николая. Любитель и знаток современной живописи, Ланнелонг собрал вместе со своей супругой Мари де Ремюза великолепную художественную коллекцию, размещавшуюся в их парижском особняке.
В 1911 г. он создал даже Музей муляжей, гравюр и фотографий в своем родном городе Кастера-Вердузан в департаменте Жерс (Castéra-Verduzan, Gers). Этот национальный музей просуществовал формально до 1982 г., однако реально был закрыт для посетителей уже в 1952 г. На распродаже коллекции Ланнелон-га, состоявшейся в декабре 1986 г., фигурировало большое количество картин модных художников XIX в. (Эдуарда Детайля,
Илл. 8. А. П. Боголюбов. Взморье. Без даты. Дерево, масло. Музей Эжена Будена, Онфлёр. © Musée Eugène Boudin, Honfleur, Photo Illustria
Илл. 9. А. А. Харламов. Дом в Вёле. Без даты. Холст, масло. Мэрия Вёля © Photo Dominique Florence
Илл. 10. Дом А. А. Харламова в Вёль-ле-Роз в Нормандии © Фото автора
Жюля Дюпре, Жана-Жака Эннера, Поля Дюбуа); многие произведения имели авторское посвящение коллекционеру, так как Ланнелонг предпочитал оплату своих услуг картинами [19]. Сейчас память о Ланнелонге увековечена бюстом в парке его родного города и названием медицинских центров некоторых французских городов. Музея больше не существует, в бывшем музейном здании располагается казино. Ланнелонг лечил высшее общество Третьей республики, президента Феликса Фора, Гамбетту, Сару Бернар, а также русскую аристократию. Возможно, что поставленная на картине дата — 1867 — ошибочна и что на самом деле она была написана тогда же, когда и аналогичный пейзаж Радищевского музея, т. е. в 1876 г. [1, с. 142]. В известном опубликованном варианте «Записок» Боголюбов не упоминает имя Ланнелонга. Ясно, что картина вышла из коллекции Ланне-лонга до распродажи 1982 г., поскольку уже в 1934 г. жительница Фекана Тереза Говне-Дижон подарила ее местному музею. Не случайно и то, что картина оказалась в Фекане. Мари и Одилон Ланнелонг владели с 1877 г. замком в Вальмоне ^а1тоП:) рядом с этим нормандским городком.
Панно Боголюбова — морской пейзаж с парусными судами, приобретенное в 2010 г. музеем Эжена Будена в Онф-лёре у частных владельцев (Илл. 8), происходит, согласно музейному каталогу, из знаменитой Фермы Сан-Симеон рядом с Онфлёром [9, р. 80]. На Ферме Сан-Симеон у матушки Тутан с 1840-х гг. собирались многочисленные художники, в том числе Буден, Йонгкинд, Коро, Добиньи, Моне, Сислей и др. Все они в благодарность хозяевам оставляли на стенах и мебели постоялого двора свои рисунки и картины. Пейзаж Боголюбова написан на деревянном панно, возможно, на внутренней створке шкафа.
Любимым местом летних этюдов Боголюбова было местечко Вёль-ле-Роз в Приморской Сене, примечательное не только суровым берегом с белыми величественными отвесными скалами, но и мельницами, расположенными вдоль самой маленькой речки Франции, впадающей в Ла-Манш. Именно сюда отправил Боголюбов своих подопечных, пенсионеров петербургской Академии художеств И. Е. Репина и В. Д. Поленова. Тем же летом 1874 г. в Вёле работали К. А. Савицкий, А. А. Харламов и другие русские художники. Вёль стал для них настоящей школой пленэра. Их работы, созданные в Вёле и Этрета, украшают коллекции российских музеев — Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Петербурге, Радищевского музея в Саратове, Художественного музея им. В. П. Сукачёва в Иркутске, Поленовского заповедника в Тульской области и др. Сегодня о пребывании русских живописцев в Вёле напоминает Пассаж русских художников и Сквер В. Д. Поленова, открытые при нашем участии в 2005 и 2015 гг. Сквер Поленова расположен на том самом месте, где художник написал ставший знаменитым пейзаж «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» (ГРМ). Однако одну русскую картину все же можно увидеть в Вёле. В мэрии городка хранится пейзаж Алексея Алексеевича Харламова (Илл. 9), друга И. С. Тургенева и А. П. Боголюбова, блестящего мастера салонного портрета, у которого в Вёле был большой дом, существующий до сих пор (Илл. 10).
Мы рассказали о некоторых произведениях русских художников XIX в. из собраний французских национальных коллекций. Формат статьи не позволяет остановиться подробно на всех обнаруженных нами картинах, скульптурах, рисунках. Мы продолжаем исследования и поиски в целях составления полного каталога.
Примечания:
1 Макет ики-бурульского хурула (буддийского храма) в станице Платовской Калмыцкого округа, выполненный на основе акварели И. П. Прянишникова: https://www.khurulproject.com/ike-burul-khurul (дата обращения: 21.01.2021).
Список литературы:
1. Алексей Боголюбов: художник, моряк, путешественник / Авт.-сост. Л. В. Пашкова, М. И. Боровская. Саратов: СГХМ им. А. Н. Радищева, 2019. 264 с.
2. Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Саратов: Агни, 2014. 320 с.
3. КаюэА. Муся, или Жизнь и смерть Марии Башкирцевой. Муся и её друзья. М.: Наш Дом, 2013. 424 с.
4. Моженок Т. Э. Произведения русского искусства второй половины XIX века в Лувре и в Музее д'Орсэ // Пунинские чтения — 2000. Материалы Международной научной конференции: доклады и сообщения / Под ред. М. Ю. Евсевьева. СПб.: Бельведер, 2000. С. 27-37.
5. Моженок Т. Э. Нормандские этюды русской живописи // Золотая палитра. 2010. № 3. С. 2-7.
6. Моженок Т. Э. И. П. Прянишников (1841-1909) и миф Камарга во французской культуре конца XIX века // Золотая палитра. 2011. № 1 (15). С. 2-10.
7. Моженок Т. Э. Мария Башкирцева — скульптор // Избранница судьбы. Мария Башкирцева / Сост. Т. Д. Швец. М.: Особая книга, 2018. С. 140-153.
8. Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов — Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников. М.: Искусство, 1964. 840 с.
9. Bergeret-Gourbin A.-M. Honfleur et les peintres. 1820-1920. Rouen: Falaises, 2010. 224 p.
10. Cadeaux des Tsars. La diplomatie navale dans l'Alliance franco-russe, 1891-1914. Paris: Musée national de la Marine, 2010. 72 p.
11. CahuetA. Moussia et ses amis. Paris: Fasquelle, 1930. 232 p.
12. Catalogue des peintures britanniques, espagnoles, germaniques, scandinaves et diverses du musée du Louvre / E. Foucart-Walter, O. Meslay, D. Thiébaut. Paris: Coédition Gallimard/Musée du Louvre Éditions, 2013. 250 p.
13. Catalogue des œuvres de Marie Bashkirtseff. Union des femmes peintres et sculpteurs / Ed. L. Baschet. Paris, 1885. 110 p.
14. Catalogue of the Exhibition of Russian Art. Belgrave Square. London. 4th June to 13th July 1935 / Ed. O. Burridge. London, 1935. 16 p.
15. Cercle artistique et littéraire. Exposition des œuvres de Basile Vereschagin. Impressions de la dernière guerre turco-russe et d'un voyage aux Indes / Ed. F. Debons. Paris, 1879. 21 p.
16. Daisley S. Mandalising the Don Cossack Host : The Mandala Temples of the Buzava Kalmyks //Academia.edu.URL: https://www.academia. edu/39194574/Mandalising the Don Cossack Host The mandala temples of the Buzava Kalmyks (дата обращения: 12.11.2020).
17. Desjardins M.-H. Musée de Fécamp: catalogue de peintures. Rouen: co-édition Point de vues et Musée de Fécamp, 2010. 264 p.
18. Duranty E. Les écoles étrangères de peinture. Russie // Publication de la Gazette des Beaux-Arts. Paris : A. Quantin, 1878. P. 136-140.
19. Foucart J. Les peintres russes et la Normandie au XIXe siècle // latribunedelart.com. URL: https://www.latribunedelart.com/les-peintres-russes-et-la-normandie-au-xixe-siecle (дата обращения: 16.11.2020).
20. Gay M. Ivan Pranishnikoff (1841-1909). Peintre et Philosophe, Russe et Gardian. Nîmes: éditions Notre-Dame, 1991. 142 p.
21. Marie Bashkirtseff. Peintre et Sculpteur & Ecrivain et Témoin de son temps. Catalogue de deux expositions. Nice: Editeur Régie Autonome des Musées de la Ville de Nice, 1995. 160 p.
22. Montclos B. Les Russes à Paris au XIXe siècle. 1814-1896. Paris: Paris musées éd., 1996. 112 p.
23. MojenokNinin T. Les peintres réalistes russes en France (1860-1900). Paris: Publications de la Sorbonne, 2003. 248 p.
24. Mojenok Ninin T. Les peintres russes en Normandie au XIXe siècle. Rouen: Point de vues & Association pour la Sauvegarde du Patrimoine Veulais, 2010. 120 p.
25. Mojenok Ninin T. La présence des peintres russes et de leurs œuvres sur la Côte d'Azur // L'exposition Présence Russe. Nice & La Côte d'Azur. 1860-1914. Ville de Nice: Musée Masséna, 2012. P. 16-18.
26. Rio G. L'art du pastel de Degas à Redon. Paris: Paris Musées ed., 2017. 276 p.
27. Robichon F., Mojenok T. L'Alliance franco-russe à travers la peinture française et russe. Essai de catalogue // Pinakotheke. 2001/1-2. № 13-14. P. 136-144.
References:
Baschet L. (ed.). Catalogue des œuvres de Marie Bashkirtseff. Union des femmes peintres et sculpteurs. Paris, 1885. 110 p. (in French) Bergeret-Gourbin A.-M. Honfleur et les peintres. 1820-1920. Rouen, Falaises Publ., 2010. 224 p. (in French)
Burridge O. (ed.). Catalogue of the Exhibition of Russian Art. Belgrave Square. London. 4th June to 13th July 1935. London, 1935. 16 p. Cadeaux des Tsars. La diplomatie navale dans l'Alliance franco-russe, 1891-1914. Paris, Musée national de la Marine Publ., 2010. 72 p. (in French)
Cahuet A. Moussia et ses amis. Paris, Fasquelle Publ., 1930. 232 p. (in French)
Cahuet А. Musia, ili Zhizn' i smert'Marii Bashkirtsevoi. Musia i ee druz'ia (Moussia or Marie Bashkirtseffs Life and Death. Moussia and Her Friends ). Moscow, Nash Dom Publ., 2013. 424 p. (in Russian)
Daisley S. Mandalising the Don Cossack Host: The Mandala Temples of the Buzava Kalmyks. Academia.edu. Available at: https:// www.academia.edu/39194574/Mandalising the Don Cossack Host The mandala temples of the Buzava Kalmyks (accessed: 12.11.2020).
Debons F. (ed). Cercle artistique et littéraire. Exposition des œuvres de Basile Vereschagin. Impressions de la dernière guerre turco-russe et d'un voyage aux Indes. Paris, 1879. 21 p. (in French)
Desjardins M.-H. Musée de Fécamp: catalogue de peintures. Rouen, Point de vues et Musée de Fécamp Publ., 2010. 264 p. (in French) Duranty E. Les écoles étrangères de peinture. Russie. Publication de la Gazette des Beaux-Arts. Paris, A. Quantin Publ., 1878, pp. 136-140. (in French)
Foucart J. Les peintres russes et la Normandie au XIXe siècle. Latribunedelart.com. Available at: https://www.latribunedelart.com/les-peintres-russes-et-la-normandie-au-xixe-siecle (accessed: 16.11.2020). (in French)
Foucart-Walter E.; Meslay O.; Thiébaut D. Catalogue des peintures britanniques, espagnoles, germaniques, scandinaves et diverses du musée du Louvre. Paris, Gallimard - Musée du Louvre Publ., 2013. 250 p. (in French)
Gay M. Ivan Pranishnikoff (1841-1909). Peintre et Philosophe, Russe et Gardian. Nîmes, Notre-Dame Publ., 1991. 142 p. (in French) Marie Bashkirtseff. Peintre et Sculpteur & Ecrivain et Témoin de son temps. Catalogue de deux expositions. Nice, Régie Autonome des Musées de la Ville de Nice Publ., 1995. 160 p. (in French)
Mojenok Ninin T. La présence des peintres russes et de leurs œuvres sur la Côte d'Azur. L'exposition Présence Russe. Nice & La Côte d'Azur. 1860-1914. Ville de Nice, Musée Masséna Publ., 2012, pp. 16-18. (in French)
Mojenok Ninin T. Les peintres réalistes russes en France (1860-1900). Paris, Publications de la Sorbonne Publ., 2003. 248 p. (in French) Mojenok Ninin T. Les peintres russes en Normandie au XIXesiècle. Rouen, Point de vues & Association pour la Sauvegarde du Patrimoine Veulais Publ., 2010. 120 p. (in French)
Mojenok T. E. I. P. Pranishnikoff (1841-1909) and the Camargue's Myth in the French Culture of the Late 19th Century. Zolotaia palitra (Golden Palette), 2011, no. 1 (15), pp. 2-10. (in Russian)
Mojenok T. E. Norman's Studies in Russian Paintings. Zolotaia palitra (Golden Palette), 2010, no. 3, pp. 2-7. (in Russian) Mojenok T. E. Russian Masterpieces of the Second Half of 19th Century in the Louvre and Orsay Museums. Puninskie chteniia - 2000. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii: doklady i soobshcheniia (Documents from the International Symposium "In Honour of Pounine"). Saint Petersburg, Bel'veder Publ., 2000, pp. 27-37. (in Russian)
Montclos B. Les Russes à Paris au XIXe siècle. 1814-1896. Paris, Paris musées Publ., 1996. 112 p. (in French)
Mojenok T. E. Marie Bashkirtseff, Sculptor. Izbrannitsa sud'by. Mariia Bashkirtseva (Darling of Fate. Mariia Bashkirtseva). Moscow, Osobaia kniga Publ., 2018, pp. 140-153. (in Russian and in French)
Pashkova L. V.; Borovskaia M. I. (comp.). Aleksei Bogoliubov: khudozhnik, moriak, puteshestvennik (Aleksei Bogoliubov: a Painter, Sailor, and Traveller). Saratov, Radishchev Art Museum Publ., 2019. 264 p. (in Russian)
Rio G. L'art du pastel de Degas à Redon. Paris, Paris Musées Publ., 2017. 276 p. (in French)
Robichon F.; Mojenok T. L'Alliance franco-russe à travers la peinture française et russe. Essai de catalogue. Pinakotheke, 2001/1-2, no. 13-14, p. 136. (in French)
Sakharova E.V. Vasilii Dmitrievich Polenov - Elena Dmitrievna Polenova. khronika sem'i khudozhnikov. (Vasily Dmitrievich Polenov -Elena Dmitrievna Polenova. Chronicle of a Painters' Family). Moscow, Iskusstvo Publ., 1964. 840 p. (in Russian)