ПЕРЕКРЕСТОК ИСКУССТВ РОССИЯ—ЗАПАД. СПб., 2016.
Т. Э. Моженок-Нинэн ЭЖЕН БУДЕН И АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ
В творческой биографии Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896) и Эжена Будена (1824-1898), стоящих особняком в истории пейзажной живописи XIX века, можно проследить много общего. И Боголюбов, и Буден родились в 1824 году, Боголюбов - в помещичьей семье в селе Померанье Новгородской губернии, Буден - в семье моряка в рыбацком посёлке Онфлёр на Нормандском побережье. И Боголюбов, и Буден с детства полюбили море. Юный Буден некоторое время служил юнгой на корабле своего отца; Боголюбов в 11 лет был зачислен в Морской кадетский корпус. Буден не получил профессионального художественного образования, Боголюбов закончил Петербургскую Академию художеств. И Боголюбов, и Буден в молодости восхищались пейзажами барбизонской школы, однако, в своём творчестве двинулись дальше барбизонцев. И Боголюбова, и Будена интересовали прежде всего атмосферные изменения, они пытались передать на холсте тончайшие модификации цвета под воздействием света. Боголюбов и Буден специали-зоровались на небольших пейзажах, написанных эскизно на вытянутых по горизонтали дощечках, с непритязательными сюжетами и отсутствием какого бы то ни было рассказа. И Буден, и Боголюбов «открыли глаза», проложили дорогу двум молодым пейзажистам следующего поколения - Клоду Моне и Василию Поленову. Они прожили долгую жизнь и были в гуще событий, участвовали в «знаковых» выставках XIX века: Эжен Буден в первой выставке импрессионистов в ателье Надара в апреле 1874 года, Алексей Боголюбов - в первой выставке Товарищества передвижников в ноябре 1871 года. Но ни Буден, ни Боголюбов не связали свою судьбу с этими художественными объединениями. Оба бывали на знаменитой ферме Сен-Симеон матушки Тутэн в окрестностях Онфлёра1, изобразили прибытие русского клиппера «Разбойник» в порт Гавра в 1887 году2, были известны и обеспечены в своё время, но практически забыты впоследствии из-за растущей славы импрессионистов и передвижников. Однако, в последнее время их творчество привлекает к себе всё больший и больший интерес как специалистов, так и широкой публики.
В 1996 году во Франции был издан полный каталог произведений Эжена Будена3. В 20132014 годах в Париже в музее Жакмар-Андре прошла большая ретроспективная выставка
1 В своих «Записках моряка-художника» А. П. Боголюбов не упоминает о посещении фермы матушки Тутэн. (Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Огарёва Н.В. (ред.). Саратов, 1996; Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Изд. 2-е. Самара, 2006.) Однако, в 2012 году музей Эжена Будена в Онфлёре приобрёл панно А. П. Боголюбова «Взморье», которое, согласно источникам, имеющимся в распоряжении бывших владельцев, происходит из фермы Сен-Симеон и представляет собой створку шкафа. (DesjardinsM.-H. Musée de Fécamp: catalogue de peintures. Rouen, 2010. P. 193.)
2 Боголюбов А. П. «Клиппер «Разбойник» в Гавре» (1887, холст, масло, 27 х 41 см, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург); Буден Э. «Русский корвет в бассейне Гавра» (1887, холст, масло, 63 х 88 см, музей д'Орсэ, Париж, на хранении в Художественном музее Ажена).
3 Bergeret-Gourbin A.-M., ManœuvreL. Eugène Boudin : peintures et dessins: catalogue raisonné. Honfleur-Paris, 1996.
© Т. Э. Моженок-Нинэн, 2016
71
художника4. Среди трудов, посвящённых творчеству А. П. Боголюбова, появившихся в России в последние 30 лет, следует особо отметить работы Н. В. Огарёвой, под редакцией которой вышли два издания «Записок моряка-художника» и «Летопись жизни и деятельности художника А. П. Боголюбова»5. Активную научно-исследовательскую деятельность ведёт Саратовский Государственный Художественный музей им. А. Н. Радищева, организуя Боголюбовские чтения. Последние состоялись в октябре 2014 года, были приурочены к 190-летию художника и проходили на фоне выставки «Русский Париж: А. П. Боголюбов и художники его круга»6. Во Франции к первому фестивалю «Импрессионистическая Нормандия» была издана книга «Русские художники в Нормандии», в которой большое место уделено творчеству А. П. Боголюбова7. В 2013 году, во время второго фестиваля «Импрессионистическая Нормандия» в Трепоре на набережной появилось панно с репродукцией картины Боголюбова «Возвращение в порт Трепора в полную воду»8 на том самом месте, где художник писал эту картину 135 лет назад.
Середина XIX века, когда Боголюбов и Буден впервые попадают в Париж, - важное время для истории французского искусства. Барбизонская школа, зародившаяся в конце 1820-х годов, уже пережила свой расцвет. Крестьяне и рабочие, вопреки негодованиям директора департамента изящных искусств Ньюверкерке, прочно заняли своё место в живописи благодаря полотнам Франсуа Милле и Гюстава Курбе. В 1855 году - 8 лет спустя после первого пребывания в столице Будена и за год до приезда Боголюбова в Париж
- в художественной жизни Франции разразился первый, но далеко не последний скандал. Курбе, программные картины которого - «Похороны в Орнане» и «Мастерская художника»
- не были приняты на Всемирную выставку 1855 года, открыл свой собственный Павильон реализма. На его полотнах жители ничем не примечательного провинциального города Орнана предстали в полный рост, подобно античным римлянам в картине Тома Кутюра9. Иерархия жанров, согласно которой пейзаж рассматривался как «низкий жанр», уходит в прошлое. Что пишет Гюстав Курбе в картине «Мастерская художника»? Ни портрет, ни обнажённую натуру и ни распятие, находящиеся рядом с ним, а пейзаж! Пейзаж начинает играть главную роль во французской живописи XIX века, вокруг него будут идти художественные дебаты, благодаря его развитию свершится импрессионистическая революция. И именно в этом жанре работают Боголюбов и Буден.
С каким багажом приезжают эти молодые тридцатилетние художники в столицу? Боголюбов, несомненно, видел картины Т. Руссо, К. Тройона, К. Коро и других барбизон-цев в Петербурге в знаменитой коллекции графа Н. А. Кушелева-Безбородко. Буден в своей собственной небольшой художественной галерее в Гавре, которая предлагала также услуги окантовки картин, встречался с К. Тройоном, Э. Изабе, Ф. Милле. В Париже Боголюбов поступает в знаменитое ателье Тома Кутюра, где в ту пору училось много художников,
4Manœuvre L. Eugène Boudin : au fil de ses voyages. Catalogue de l'exposition. Paris, 2013.
5 Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Н. В. Огарёва (ред.). Саратов, 1996; Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Изд. 2-е. Самара, 2006; Огарёва Н. В. Летопись жизни и деятельности художника А. П. Боголюбова. Саратов, 1988.
6 Алексей Боголюбов - художник, просветитель, меценат. Боголюбовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Саратов, 2014.
7MojenokNinin T. Les peintres russes et la Normandie au XIXe siècle. Rouen, 2010. P. 18-71.
8 Боголюбов А. П. «Возвращение в порт Трепора в полную воду» (1876, холст на картоне, масло, 24 х 32,5 см, Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева).
9 Курбе Г. «Похороны в Орнане» (1849-1850, холст, масло, 315 х 668 см, музей д'Орсэ), «Мастерская художника» (1854-1855, холст, масло, 361 х 598 см, музей д'Орсэ). Кутюр Т. «Оргия римлян времён упадка» (1847, холст, масло, 472 х 772 см, музей д'Орсэ).
привлечённых славой мэтра. Однако, по словам самого Боголюбова, он «... в школе учился более от товарищей, чем от самого Кутюра, который обходил нас раза два в неделю, и то весьма небрежно»10. Как и Буден, который вовсе в Париже нигде не учился, а проводил всё время в Лувре, копируя А. Ватто, Н. Ланкре и голландских мастеров XVII века, Боголюбов «...с раннего утра отправлялся в Люксембургский музей, а после в Лувр и до одури глядел на французскую школу, в которой находил невыразимую прелесть»11. Но главной школой, как для Будена, так и для Боголюбова, стала Нормандия, её особая атмосфера, влажный воздух, постоянно изменяющееся небо, приливы и отливы.
Боголюбов впервые попал в Нормандию летом 1857 года; ему посоветовал поехать туда на этюды Эжен Изабе, с которым Боголюбов познакомился в Париже на Монмартре. Изабе вместе с Шарлем Мозеном был первым французским пейзажистом, изобразившим нормандское и бретонское побережье, скалы Этрета, узкие улочки нормандских городков, фермы с типичными домиками, крытыми соломой12.
По итогам первого нормандского путешествия Боголюбов написал картину «Вход рыбачьего судна в гавань в бурю в Сен-Валери в Ко»13. Эта картина была создана по впечатлениям от поездки уже в Париже или в Дюссельдорфе, куда Боголюбов уехал осенью 1858 года, чтобы работать под руководством Андреаса Ахенбаха. Она, действительно, несёт на себе отпечаток влияния романтических пейзажей Ахенбаха с эффектными пенящимися волнами, наклонившимися парусами, низким грозовым небом, фигурками рыбаков, пытающихся из последних сил пришвартовать судно. Картина снискала одобрение Э. Изабе14 и, показанная на выставке в Императорской Академии Художеств в ноябре 1860 года, вызвала энтузиазм отечественной критики, которая увидела в ней, однако, «реализм» и «неукоризненно верную передачу... явлений [природы]»15.
Это полотно Боголюбова относится к тому времени, когда Эжен Буден записывает в своём дневнике: «Время романтиков прошло. Теперь надо искать непритязательную красоту природы»16. С самого начала своей карьеры молодой художник повернулся спиной к драматическим эффектам романтических видов. Но и Боголюбов очень быстро в пейзажах, написанных в Нормандии, Бретани, окрестностях Парижа, вырабатывает другой стиль, далёкий от патетизма «Бури в Сен-Валери», свободный от влияния старших мастеров, художников барбизонской школы. Нормандские фермы с упитанными коровами и утками, городки на берегах Сены, прачки - эти скромные мотивы притягивали одинаково как Боголюбова, так и Будена, и импрессионистов. В ранней картине Клода Моне «Двор нормандской фермы»17 - те же типичные дома нормандской области Ко с соломенными крышами и стенами с кремниевыми вставками, те же скотные дворы и крестьяне, всегда занятые своей работой, что и в многочисленных видах Вёля Боголюбова. Но манера рус-
10 Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Саратов, 1996. С. 75.
11 Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Саратов, 1996. С. 75. Люксембургский музей - музей современного искусства, открытый в 1818 году.
12 Leribault C. Eugène Isabey. Paris, 2012. Боголюбов приобрёл для своей коллекции «Нормандский дворик» Э. Изабе (холст, масло, 39 х 41 см, СГХМ).
13 Боголюбов А.П. «Вход рыбачьего судна в гавань в бурю в Сен-Валери в Ко» (1859, холст, масло, 121 х 189 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
14 Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Саратов, 1996. С. 85.
15 П. К. [Ковалевский П. М.]. Новое имя в русских художествах (по поводу выставки этюдов и картин г. Боголюбова) // Современник. 1860. № 12. С. 217. Цит. по: Огарёва Н. В. Летопись жизни и деятельности... С. 33.
16 Запись датирована 23 февраля 1856 г. Roggeman A. Serial painter // Le Figaro hors-série. 2013. P. 53.
17 Моне К. «Двор нормандской фермы» (1863, холст, масло, 65,2 х 81,5 см, музей д'Орсэ).
ского художника кажется подчас более свободной и раскованной, например, в картине «Двор фермы. Вёль. Осень»18, чем манера Моне - будущего главы импрессионистов.
Нормандская земля, её монотонная однообразная красота привлекала уже с середины XIX века Э. Изабе и К. Коро19, которого так ценил Боголюбов, видевший «в его тонах неуловимую тонкость и прелесть». «... взглянув на его деревья, - писал Боголюбов о картинах Коро, - вы, пожалуй, не скажете, что это за растения, но вглядитесь в общее пятно его зелени, углубитесь в сравнение её по отношению к воздуху. Взгляните на едва написанную фигурку в картине, и вы скажете - да, это мастер! Этот человек чувствует природу так точно, что невольно подчиняет вас сознанию натуры в своих произведениях»20.
В небольших видах Вёля Боголюбова, исполненных осенью 1870 года, лейтмотивом становится низкое серое нормандское небо, занимающее две трети полотна, обрывистые алебастровые скалы, узкая полоска пляжа с несколькими фигурами рыбаков или отдыхающих, написанных одним быстрым движением кисти. Интересно сравнить вид Вёля Боголюбова 1870 года21 со «Скалами в Нормандии» его французского учителя Изабе22. Обе картины близки по композиции: крутые скалы слева, пляж в правой части и море, сливающееся с небом на горизонте. Однако, Изабе использует густой пастозный мазок, палитру с преобладанием зелёных и коричневых землистых цветов, его пейзаж кажется более «материальным», в то время как в пейзаже Боголюбова с доминантами холодных серых тонов краски становятся почти прозрачными, и всё - скалы, пляж, фигурки людей - как будто окутано туманной дымкой. Изображение нормандских скал Боголюбова ближе пейзажам Будена, таким, как «Скалы и жёлтые лодки в Этрета»23, где замечательно передано дуновение ветра с помощью коротких горизонтально положенных мазков серого цвета, а жёлтые лодки на берегу создают яркий цветовой акцент, необычный для художника.
Мотив, в котором родство Боголюбова и Будена прослеживается особенно явно, - это виды нормандских пляжей с отдыхающими на берегу. «Я сделаю и другие [картины], -пишет Э. Буден брату в 1865 году, - но я останусь всегда художником пляжей»24. Боголюбов мог сказать то же самое. Во вторую половину XIX века морские купания прочно входят в моду; Трувиль, Этрета, Сент-Адресс в Нормандии, Порник и Сен-Мало в Бретани становятся модными летними курортами; в 1863 году открывается Довиль. Расцвету нормандских курортов способствует и быстрое развитие железной дороги: в 1843 году было открыто сообщение между Парижем и Руаном, в 1847 между Парижем и Гавром и т.д.. Берега Ла-Манша оказываются всего в пяти часах от столицы. Поезд - это зримое свидетельство современной цивилизации, прогресса, и его живописные эффекты дыма - восхищает и вдохновляет не только Клода Моне, но и Боголюбова25.
Первые сцены пляжей Буден написал около 1860 года по совету своего друга, гаврского продавца картин Фердинанда Мартена. В последующие тридцать пять лет Буден создал около трёхсот пейзажей с пляжем. Композиция его пляжных сцен, как, например, картины
18 Боголюбов А. П. «Двор фермы. Вёль. Осень» (1870-е гг., холст, масло, 31 х 51 см, ГРМ)
19 Изабе Э. «Нормандская ферма» (ок. 1850, дерево, масло, 33 х 31 см, коллекция «Peindre en Normandie ») ; Коро Ж.-Б. «Деревенская улица в Нормандии» (ок.1865, холст, масло, 20 х 29,2 см, коллекция «Peindre en Normandie »).
20 Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Саратов, 1996. С. 82.
21 Боголюбов А. П. «Вёль» (1870, холст, масло, 24 х 33,5 см, СГХМ).
22 Изабе Э. «Скалы в Нормандии» (холст, масло, 29 х 40 см, Замок-музей, Дьепп).
23 Буден Э. «Скалы и жёлтые лодки в Этрета» (дерево, масло, 37,4 х 55 см, Музей современного искусства Андре Мальро, Гавр).
24Manœuvre L. Eugène Boudin, l'éclaireur // Le Figaro hors-série. 2013. P. 48.
25 Боголюбов А. П. «Зима. Снежный занос» (1870-е гг., масло, дерево, 17,1 х 27 см, СГХМ).
«Дама в белом на пляже Трувиля» (1869), близка пейзажам Боголюбова, таким, как «Вёль» (1887)26: в центре богато одетая дама в шляпе, слева и справа от неё - ещё несколько персонажей, изображённых со спины, и кабинки для переодевания, на втором плане - море и низкое небо.
С 1863 года Буден проводит практически каждое лето в Трувиле, где у него появляется богатая буржуазная клиентура, которая хочет увезти с собой в Париж его картины - «несколько напоминаний о лете и о тонизирующих пляжных удовольствиях», по словам художника27, нечто наподобие роскошной открытки или фотографии.
Боголюбов также часто бывает в Трувиле у своего друга экономиста А. Г. Рафаловича, на вилле Кордье, где останавливался и Адольф Тьер, политический деятель, Президент Республики в 1871-73 годах. «Да, поистине, место это было полно очарований. Оно высилось над шумным Трувилем, полным буйной и модной жизни, - пишет Боголюбов, - откуда в прекрасные дни был виден далёкий горизонт Ла-Манша, на котором каждый день в догорающих лучах тонуло солнце и восходила луна, золотя чудной прелестью тихое море...»28 На одной из картин Боголюбова есть изображение этого особняка, который не сохранился; его запечатлел также и «первооткрыватель» Трувиля Шарль Мозен29.
Боголюбов, как и Буден, любил писать мост через речку Тук, который соединяет Трувиль и Довиль. На одной из картин художник изобразил и себя среди беспечных отдыхающих30.
На пейзажах Боголюбова и Будена с видами Трувиля, Довиля, Онфлёра, Этрета предстаёт беззаботное курортное общество: дамы в платьях с кринолинами и в шляпках, мужчины в светлых костюмах, цилиндрах и канотье, сидящие в небрежных позах на складных стульчиках, мечтающие, занятые беседой или рисованием31. Буден и Боголюбов обычно изображают своих персонажей со спины или в профиль, со взором, обращённым к морю. Лица абсолютно лишены портретных характеристик, детали не прописаны. Точные линии, динамичная фрагментарная композиция, быстро положенные трепетные мазки, удачно схваченные позы и жесты - это не точная зарисовка действительности, а впечатление от неё. Вариации одного и того же сюжета, прозрачная, почти акварельная, очень светлая живопись, бесконечные оттенки серых, зелёных и голубых тонов. Боголюбов и Буден путешествуют по нормандскому берегу с палитрой с единственной целью зафиксировать изменения света и цвета в зависимости от быстро меняющихся метереологических условий. Огромное низкое небо, две тонкие полоски пляжа и моря, почти сливающегося с небом на горизонте, скалы, элегантное общество отдыхающих, полосатые пляжные кабинки, яркие зонтики от солнца, трёхцветное знамя Французской Республики, колышущееся на ветру... Что же изменяется? Свет, цвет, атмосфера. И для Боголюбова, как для Будена и Моне, именно эти свето-цветовые изменения в зависимости от времени дня и года, климатиче-
26 Буден Э. «Дама в белом на пляже Трувиля» (1869, картон, масло, 38 х 55,3 см, Музей Мальро, Гавр); Боголюбов А. П., «Вёль» (1887, дерево, масло, 17,7 х 27 см, СГХМ).
27 CailletG. L'école des loisirs // Le Figaro hors-série. 2013. P. 61.
28 Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Саратов, 1996. С. 143-144.
29 Боголюбов А. П. «Вилла Кордье» (1875, дерево, масло, 15 х 23 см, СГХМ). Мозен Ш., «Шале Кордье в Трувиле» (литография, музей Вилла Монтебелло, Трувиль).
30 Боголюбов А. П. «Вечер в Трувиле» (1870-1880-е гг., холст, масло, 71,3 х 110,3 см, частн.кол.). Воспроизведено: Игнатова Н. С. Алексей Петрович Боголюбов. Картины в частных собраниях. Чебоксары, 2012. С. 66-69.
31 Например: Боголюбов А. П. «Вёль» (1887, дерево, масло, 17,7 х 26,7 см, СГХМ); Буден Э. «Персонажи на пляже Трувилля» (ок. 1865, холст на картоне, укреплённом рейками, масло, 22,5 х 29 см, музей Эжена Будена, Онфлёр), «Беседа на пляже Трувиля» (1876, дерево, масло, 12,5 х 24,5 см, музей Э.Будена).
ских условий, отливов и приливов и составляют саму сущность живописи, её глубокий смысл. «Особенно свет! - пишет Буден в 1887 году, - Передать его блеск, его сияние, сгущать его, гнаться за его горячими лучами»32. Но ни Буден, ни Боголюбов никогда не придут к почти полному растворению реальной формы предметов в пейзажах, как Моне в своих сериях кувшинок в Живерни и моста Ватерлоо в Лондоне33.
Однако, как известно, Моне считал себя обязанным Эжену Будену и говорил, что при взгляде на его живопись «словно пелена спала с его глаз»34. Действительно, в многочисленных видах пляжей, повторении одних и тех же мотивов у Будена можно увидеть в зачаточном состоянии будущие серии Моне. Но, если Буден писал похожие виды, то Моне будет изображать строго один и тот же мотив, изменяющийся под влиянием времени года и суток.
Боголюбов также оказал большое влияние на формирование молодых русских живописцев. В 1874 году он был назначен инспектором пенсионеров Российской Академии Художеств в Париже. Это назначение совпало с приездом в Париж осенью 1873 года талантливых художников, золотых медалистов Академии, И. Е. Репина и В. Д. Поленова. Вскоре к ним присоединился К. А. Савицкий, в то время уже член Товарищества передвижников. Боголюбов сразу подружился с этой «плеядой... молодых и весьма даровитых художников»35, по-отечески руководил их занятиями, помогал советами, знакомил с французскими мастерами, «добывал» для них заказы. Он даже организовал для своих подопечных ателье офорта и керамическую мастерскую, представлявшую для них дополнительный заработок, так как блюда с русскими сюжетами и нормандскими пейзажами прекрасно продавались в Париже.
Летом 1874 года вся эта компания молодых художников, следуя совету Боголюбова, отправилась в Нормандию в Вёль-ле-Роз на этюды36. Месяцы, проведённые в этом спокойном нормандском селении на берегу Ла-Манша, сыграли исключительно важную роль в развитии их художественного мастерства. Письма Репина, Поленова, Савицкого из Вёля в Россию полны восхищения нормандской природой, морем, патриархальным укладом жизни крестьян и вместе с тем удовлетворением от собственных успехов в живописи. Так, Илья Репин писал Ивану Крамскому, что «ждёт от себя с большим интересом каждую новую вещь и весьма удовлетворён некоторыми из них.»37. Более того, Репин назвал своё пребывание в Вёле «третьим уроком живописи» после Чугуева и Волги.
За два с половиной месяца в Нормандии Репин выполнил большое количество натурных этюдов, и среди них - «Морской берег в Вёле», который и поныне украшает стены его мастерской в «Пенатах», «Лошадь для сбора камней в Вёле», лирический образ «Девочки-рыбачки», предвосхищающий детские типы 1880-х годов Жюля Бастьена-Лепажа, столь любимого последующим поколением русских художников38.
32 RoggemanA. Serial painter... Р. 53.
33 Однако в некоторых поздних этюдах неба Э. Будена форма облаков почти не узнаваема.
34 Wildenstein D. Monet ou le triomphe de l'Impressionnisme. Cologne, 1996. P. 16-20.
35 Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. Саратов, 1996. С. 137.
36 Вёль-ле-Роз - местечко в Нормандии на берегу Ла-Манша, куда Боголюбов и другие русские художники часто выезжали на этюды. В 2005 году в Вёле был открыт Пассаж Русских Художников.
37 Репин И. Е. Избранные письма в 2 томах. 1867-1930. Т. I. М., 1969. С. 138.
38 Репин И. Е. «Морской берег в Вёле» (1874, холст, масло, 29 х 43 см, Научно-Исследовательский Музей Российской Академии Художеств, Санкт-Петербург); «Лошадь для сбора камней в Вёле» (1874, холст, масло, 23 х 44 см, СГХМ); «Девочка-рыбачка, или Нищенка» (1874, холст, масло, 74 х 50 см, Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва).
Василий Поленов, работавший вместе с Репиным летом 1874 года в Вёле, был также очарован Нормандией. Боголюбов, приехавший навестить своих подопечных, был исключительно удовлетворён успехами Поленова, и он не ошибся! Никогда ещё творчество художника не было столь плодотворно. В Вёле Поленов написал замечательные пейзажи -«Рыбацкая лодка. Этрета», «Белая лошадка. Нормандия», несколько марин с характерным пляжем, покрытым плоскими камнями («галетами») региона Ко, и белыми меловыми скалами, мельницы Вёля и ставшие знаменитыми «Ворота старого замка. Вёль в Нормандии»39. Этот мотив с воротами старинного замка в Вёле Поленов изобразил трижды. На одном из пейзажей появляется женская фигурка, на другом - виднеется вдалеке море и парусник40. Этот же пейзаж с морем вдали фигурирует и в акварели Боголюбова41. Летом 2015 года на том месте, где молодой Поленов написал свой ставший знаменитым пейзаж, мэрия Вёля и Ассоциация Василия Поленова открыла сквер имени художника.
Важность нормандского периода в творчестве Поленова трудно переоценить. Именно здесь, в Вёле, Поленов впервые ясно почувствовал своё предназначение художника-пейзажиста, и ни один проект исторической живописи, столь занимавшей художника раньше, не взбудоражил его воображение. Поленов, как и Репин, сохранил на всю жизнь тёплое и живое воспоминание о Вёле, о Нормандии и о своём парижском учителе Боголюбове. В кабинете его музея-усадьбы на берегах Оки, как и в репинских «Пенатах», по сию пору висят нормандские пейзажи и портрет Боголюбова.
Этим же летом 1874 года к петербургским друзьям в Вёле присоединился К. А. Савицкий, приехавший во Францию по совету своего старшего друга И. Н. Крамского. Вместе с Репиным, Поленовым и другими русскими художниками Савицкий совершил путешествие в Этрета. Морская буря первых сентябрьских дней и печальная судьба рыбаков, зависимых от капризной морской стихии, вдохновила его на создание картины «Море в Нормандии. (Рыбак в беде)»42. Несмотря на то, что и здесь Савицкий остался верен принципам искусства передвижников с доминантой социально значимого сюжета, он смог передать на полотне, благодаря градациям тонов и нюансов серого цвета, влажный воздух Атлантики, зыбкое и столь характерное для нормандского климата состояние, когда гроза уже уступает место на горизонте ясному небу. Воздух и свет - такие же «герои» этой картины, как рыбак и его трогательный сынишка. Примечательно, что на этот путь «к свету, краскам и воздуху», по словам И. Н. Крамского43, во многом наставил художников Боголюбов также, как Моне -Буден.
39 Поленов В. Д. «Рыбацкая лодка. Этрета» (1874, холст, накленный на картон, масло, 39 х 64,5 см, Государственная Третьяковская Галерея, Москва); «Белая лошадка. Нормандия» (1874, холст, масло, 24,7 х 30 см, Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Поленово); «Отлив. Вёль. Нормандия (1874, этюд, холст, масло, 20,8 х 29 см, Поленово); «Отлив. Нормандия» (1874, холст, масло, 48 х 137 см, Поленово); «Море в Вёле» (1874, холст, наклеенный на картон, масло, 18,6 х 31,4 см, Поленово); «Мельница у истока речки Вёль» (1874, этюд, холст, масло, 38 х 55,5 см, Поленово); «Старая мельница. Вёль» (1874, холст, наклеенный на картон, масло, 29,3 х 23 см, Поленово); «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» (1874, холст, масло, 61 х 46 см, ГРМ).
40 Поленов В. Д. «В парке. Вёль в Нормандии» (1874, этюд, холст, масло, 24 х 30 см, Поленово); «Старые ворота. Вёль» (1874, холст на картоне, масло, 30,5 х 24,5 см, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск).
41 Боголюбов А. П. «Вёль. Старые ворота» (1874, бумага, цветная акварель, кисть, СГХМ).
42 Савицкий К. А. «Море в Нормандии. (Рыбак в беде)» (1875, холст, масло, 60 х 92 см, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань). По впечатлениям от этой поездки в Этрета была написана цитируемая выше картина Поленова «Рыбацкая лодка. Этрета» и, возможно, пейзаж Боголюбова «Вытаскивание лодки. Этрета» (1874, масло, дерево, 26,6 х 41,2 см, СГХМ).
43 Крамской И. Н. Переписка в 2-х томах. Т. 2. М., 1954. С. 296.
Некоторые картины Боголюбова носят этнографический характер, как, например, «Костюм рыбака. Трепор» (1876) или «Дом рыбака в Ипоре» (1858)44. В «Доме рыбака» Боголюбов изобразил весьма распространённое в то время жилище рыбака, которое представляло из себя перевёрнутую лодку, покрытую соломенной крышей45.
«Этнографическая» сторона живописи Будена наиболее ярко проявилась в его видах Бретани, куда художник впервые отправился в 1855 году. Осенью того же года он наблюдал крестный ход, так называемый «пардон», в Кердево рядом с Кемпером и выполнил на месте ряд рисунков, не приведших, однако, к законченному произведению46. Во время второго пребывания в Бретани в 1857 году художник становится свидетелем ещё более знаменитого и многолюдного религиозного праздника - «пардона» св. Анны-ла-Палюд, традиционно проходящего в последнее воскресенье августа. Этот «пардон» послужил сюжетом его первой картины, выставленной в парижском Салоне 1859 года47. Это раннее произведение, в котором Буден отдаёт предпочтение изображению пёстрой толпы участников крестного хода - мужчин в традиционных чёрных широкополых шляпах с лентами, синих пиджаках и шароварах, женщин в белых и голубых бигуденах48, девочек в кружевных воротничках, занятых приготовлением праздничного обеда рядом с часовней, которая виднеется вдали, - настоящий документ, «пособие» по изучению бретонского фольклора. Позже эта тщательность в прорисовке деталей, подчёркнутое внимание к декору уйдёт из живописи художника. Его «Пардон в Бретани»49, написанный десятилетием позже, - великолепная симфония белого и чёрного тонов, белоснежных бигуденов на склонённых головках бретонок и их чёрных одеяний. Эти бретонки образуют компактную группу, как бы вплыва-юшую в часовню и исчезающую за её величественным гранитным порталом.
Частыми героинями картин Боголюбова, как и Будена, были прачки50. Оба художника великолепно сумели передать их почти музыкальную ритмику движений.
Поздние произведения Боголюбова, написанные в 1880-х годах, как, например, пейзажи Дьеппа, становятся ещё более светлыми по колориту, цвет в них явно доминирует над рисунком, тени цветные - синие, фиолетовые, мазок то густой, то прозрачный, как в акварели; художника начинают начинают занимать живописные эффекты солнечных лучей на поверхности предметов51. Некоторые картины Боголюбова, с их необычными
44 Боголюбов А. П. «Костюм рыбака. Трепор» (1876, картон, масло, 33 х 24 см, СГХМ); «Дом рыбака в Ипоре» (1858, холст, накленный на картон, масло, Северо-Осетинский Республиканский Художественный Музей имени М. Туганова, Владикавказ).
45 Единственную подобную лодку, превращенную в XIX веке в дом и сохранившуюся до наших дней, можно видеть во дворе виллы «La Guillette» в Этрета, принадлежавшей Ги де Мопассану. Вначале эта лодка - La Caloge - служила ванной писателю, а затем в ней жил его верный слуга Франсуа Тассар.
46 Пардон («прощение») - бретонский религиозный праздник. Зарисовки крестного хода в Кердево (карандаш, пастель, акварель; всего 23) хранятся в Кабинете Рисунков в Лувре (Париж). (Delouche D. Eugène Boudin et la Bretagne. Quimper, 2001)
47 Буден Э. «Пардон св. Анны-ла-Палюд» (1858, холст, масло, 91,5 х 151,5 см, Музей Мальро, Гавр).
48 Бигуден - высокий цилиндрический традиционный женский головной убор в Бретани.
49 Буден Э. «Пардон в Бретани» (ок. 1865-1870 гг., частн. кол.). Воспроизведено в Eugène Boudin. L'inventeur de l'Impressionnisme // Le Figaro hors-série. P. 66.
50 Боголюбов А. П. «Прачки в Этрета. Утро» (1874, дерево, масло, 15 х 24 см, СГХМ); «Прачки в Нанте» (1876, дерево, масло, 15,8 х 23,6 см, СГХМ); «Прачечная в Порнике» (1876, дерево, масло, 15,6 х 23,7 см, СГХМ). Буден Э. «Прачки на речке Тук в Трувиле» (между 1888 и 1895, дерево, масло, 24х36 см, Музей Мальро, Гавр); «Порт в Довиле» (1883, Художественный музей, Бостон).
51 Боголюбов А. П., «Парусники в Дьеппе. Утро» (1880-е гг., дерево, масло, 15,7 х 23,7 см, СГХМ); «Дьепп» (1882, дерево, масло, 16 х 24 см, СГХМ); «Дьепп. Закат солнца» (холст на дереве, масло, 20 х 37 см, Челябинский государственный музей изобразительных искусств); «Вёль. Радуга» (1887, дерево, масло, 13,6 х 26,7 см, СГХМ).
78
яркими сверкающими красками и цветовыми контрастами52, заставляют вспомнить пейзажи английского художника Уильяма Тёрнера. Но опять же, в отличие от британского мастера, Боголюбов никогда не придёт к почти абстрактным сочетаниям цветовых пятен. Буден же в своих поздних этюдах неба53, выполненных между 1888 и 1895 годами, где быстрое движение облаков по небу передано с помощью пастозного динамичного мазка, вплотную приближается к абстракции.
Критик Жюль Кастаньяри писал о Будене в 1867 году: «Буден... создал жанр морского пейзажа... , который заключается в изображении пляжа со всем этим экзотическим обществом, которое можно видеть летом в наших приморских городках. Он пишет это как бы издалека, но сколько тонкости и живости в его фигурках...! Как прекрасно вписываются они в эту живописную среду...! Облака несутся по небу, волны вздымаются у берега, ветер колышет воланы и юбки. Это настоящий океан, и мы почти чувствуем его солоноватый привкус»54. Эти слова прекрасно характеризуют и живопись Боголюбова.
Пример Алексея Боголюбова остаётся уникальным в русской живописи XIX века, которая дала великих маринистов (И. К. Айвазовский), а позже - импрессионистов (К. А. Коровин). Первый оказал влияние на Боголюбова в молодости; второй был учеником не Боголюбова, но Поленова, который, в свою очередь, учился в Париже у Боголюбова.
Буден, как и Боголюбов, не поддаётся классификации. Родившийся в эпоху романтиков, он выбрал и создал новое реалистическое искусство пейзажа, пейзажа впечатления. «Открыв глаза» семнадцатилетнему Моне, он тем не менее не примкнул к импрессионистам и с талантом и мастерством шёл своей собственной дорогой.
Информация о статье
УДК 7.036.2
Автор: Моженок-Нинэн, Татьяна Эдуардовна — доктор искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов (АИС), член Общества Истории Французского Искусства (SHAF), Париж, Франция. [email protected]
Название: Эжен Буден и Алексей Боголюбов
Резюме: В творчестве Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896) и Эжена Будена (1824-1898), стоящих особняком в истории пейзажной живописи XIX века, можно проследить много общего. И Боголюбов, и Буден в молодости восхищались пейзажами барбизонской школы, однако, в своём творчестве двинулись дальше барбизонцев. И Боголюбова, и Будена интересовали прежде всего атмосферные изменения природы, они пытались передать на картине тончайшие модификации цвета под воздействием света. Боголюбов и Буден специализоровались на небольших пейзажах, написанных эскизно на вытянутых по горизонтали дощечках, с непритязательными сюжетами и отсутствием какого бы то ни было рассказа. И Буден, и Боголюбов «открыли глаза», проложили дорогу двум молодым пейзажистам следующего поколения - Клоду Моне и Василию Поленову; участвовали в «знаковых» выставках XIX века: Эжен Буден в первой выставке импрессионистов в 1874 году, Алексей Боголюбов - в первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году, но ни Буден, ни Боголюбов не связали свою судьбу с этими художественными объединениями. И Боголюбов, и Буден были известны в своё время, но практически забыты впоследствии из-за растущей славы импрессионистов и передвижников. Однако, в последнее время их творчество привлекает к себе всё больший и больший интерес.
Художественное дарование Боголюбова и Будена, их особое понимание пейзажа и видение природы раскрывается в Нормандии. Мотив, в котором родство Боголюбова и Будена прослеживается особенно явно, - это виды нормандских пляжей с отдыхающими на берегу. Боголюбов и Буден путешествуют по нормандскому берегу с палитрой с единственной целью зафиксировать изменения света
52 Боголюбов А. П., «Дьепп. Заход солнца» (холст, масло, 29 х 41 см, Ставропольский краевой музей изобразительных искусств).
53 Восемь этюдов неба и облаков Будена, написанных маслом на дереве между 1888 и 1895 годами, хранятся в Музее современного искусства Андре Мальро в Гавре.
54 Eugène Boudin. L'inventeur de l'Impressionnisme // Le Figaro hors-série. P. 11.
и цвета в зависимости от быстро меняющихся метерологических условий. Для Боголюбова, как для Будена и Моне, именно эти свето-цветовые изменения в зависимости от времени дня и года, климатических условий, отливов и приливов и составляют саму сущность живописи, её глубокий смысл. Ключевые слова: пейзаж, Франция, Россия, XIX век, реализм, импрессионизм, Нормандия, морской пейзаж, сцены пляжей, Боголюбов, Буден
Литература
Bergeret-Gourbin, Anne-Marie, Manœuvre Laurent. Eugène Boudin : peintures et dessins : catalogue raisonné. Honfleur : Société des amis du Musée Eugène Boudin; Paris: Somogy, 1996. 191 p. Delouche, Denise. Eugène Boudin et la Bretagne. Quimper : Palantines, 2001. 143 р. Desjardins, Marie-Hélène. Musée de Fécamp: catalogue de peintures. Rouen : Point de vues, 2010. 264 р. Eugène Boudin. L'inventeur de l'Impressionnisme // Le Figaro hors-série. 2013. Leribault, Christophe. Eugène Isabey. Paris : Louvre éditions - Le Passage, 2012. 84 p. Manœuvre, Laurent. Eugène Boudin : au fil de ses voyages. Catalogue de l'exposition. Paris : Fonds Mercator, 2013. 240 p.
Mojenok Ninin, Tatiana. Les peintres russes et la Normandie au XIXe siècle. Rouen : Point de vues & ASPV, 2010. 120 p.
Wildenstein, Daniel. Monet ou le triomphe de l'Impressionnisme. Cologne : Taschen, 1996. 480 p. Боголюбов, Алексей Петрович. Записки моряка-художника / Н. В. Огарёва (ред.). Саратов: Волга, 1996. 204 с.
Боголюбов, Алексей Петрович. Записки моряка-художника. Изд. 2-е. Самара: Издательский дом «Агни», 2006. 280 с.
Алексей Боголюбов - художник, просветитель, меценат. Боголюбовские чтения. Материалы научно-практической конференции. Саратов: «Кросс плюс», 2014.
Игнатова, Наталья Сергеевна. Алексей Петрович Боголюбов. Картины в частных собраниях. Чебоксары: «Крона-2», 2012. 144 с.
Крамской, Иван Николаевич. Переписка в 2-х томах. Москва: «Искусство», 1953-1954. 459 с. и 667 с. Нормандия в живописи. Peindre en Normandie. Каталог / Catalogue. Астенопия Нормандия в живописи / Association Peindre en Normandie, Национальный художественный музей Республики Беларусь / Musée National des Beaux-Arts de Biélorussie. Минск: «Белпринт» / JSC « Belprint », 2010. 127 с. Огарёва, Нонна Валерьевна. Летопись жизни и деятельности художника А. П. Боголюбова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988. 192 с.
Репин, Илья Ефимович. Избранные письма в 2 томах. 1867-1930. Москва: «Искусство», 1969. 914 с.
Information about the article Author: Mojenok-Ninin, Tatiana Eduardovna — Doctor of Philosophy in Art History, member of Art critics and Art Historians Association (AIS), member of the French Society of Art History, Paris, France, [email protected]
Title: Eugene Boudin and Aleksey Bogolubov
Abstract: Among the work of Aleksey Bogolubov (1824-1896) and Eugene Boudin (1824-1898), two painters to be considered apart from the others 19th century's artists, several similarities can be noticed: both of them admired Barbizon's painters during their youth, both of then went further. They were interested in atmospheric transformations; they both tried to reproduce the modifications of colours under the effect of the light on paintings.
Bogolubov and Boudin specialized into small sketches of landscapes, painted over wood panels, without any anecdotic background. They suggested a new way to two young painters, Claude Monet and Vassily Polenov. They took part to two major exhibitions of the 19th century: Eugene Boudin was at the first impressionist exhibition in 1874, Aleksey Bogolubov was at the first Itinerant art exhibition in 1871. But neither Boudin nor Bogolubov bound their destiny to these groups.
Both well-known at their time, they were then both almost forgotten because of the rising glory of the Impressionist and Itinerant artists. Nevertheless, since the 1990s, their work has been gaining a renewal of interest. Their artistic sense, their vision of landscape and nature are especially visible in Normandy. The theme showing the most obvious proximity between the two artists is the representation of seashores with sketched figures of holiday-makers.
Bogolubov and Boudin travelled along the Normand coasts with their palette with the unique purpose of capturing the modifications of light and colours due to the quickly changing weather. For them, as for
Monnet, these modifications are the very true essence of painting.
Keywords: landscape, France, Russia, 19th century, realism, impressionism, Normandy, seashores, Bogolubov, Boudin.
References
Bergeret-Gourbin, Anne-Marie, Manœuvre Laurent. Eugène Boudin: peintures et dessins : catalogue raisonné. Honfleur: Société des amis du Musée Eugène Boudin ; Paris : Somogy, 1996. 191 p. Delouche, Denise. Eugène Boudin et la Bretagne. Quimper: Palantines, 2001. 143 p. Desjardins, Marie-Hélène. Musée de Fécamp: catalogue de peintures. Rouen: Point de vues, 2010. 264 p. Eugène Boudin. L'inventeur de l'Impressionnisme, in Le Figaro hors-série. 2013. (in French) Leribault, Christophe. Eugène Isabey. Paris: Louvre éditions - Le Passage, 2012. 84 p. (in French) Manœuvre, Laurent. Eugène Boudin: aufil de ses voyages. Catalogue de l'exposition. Paris: Fonds Mercator, 2013. 240 p.
Mojenok Ninin, Tatiana. Les peintres russes et la Normandie au XIXe siècle. Rouen: Point de vues & ASPV, 2010. 120 p.
Wildenstein, Daniel.Monetou le triomphe de l'Impressionnisme. Cologne: Taschen, 1996. 480 p. (in French) Bogolyubov, Aleksej Petrovich. Zapiski morjaka-hudozhnika / N.V. Ogareva (red.) [Notes of a sailor painter] Saratov: Volga Publ., 1996. 204 p. (in Russian)
Bogoljubov, Aleksej Petrovich. Zapiski morjaka-hudozhnika [ Notes of a sailor painter] Ed. 2. Samara: Agni Publ., 2006. 280 p. (in Russian)
Aleksey Bogolyubov - hudozhnik, prosvetitel ', mecenat. Bogolyubovskie chteniya. Materialy nauchno-prakticheskoy konferencii [Aleksey Bogolubov, painter, scout, patron]. Saratov: Kross Pljuss Publ., 2014. (in Russian)
Ignatova, Natalia Sergeevna. Aleksey Petrovich Bogoliubov. Kartiny v chastnyh sobraniyah [Aleksey Bogolubov, paintings in private collections] Cheboksary: Krona-2 Publ., 2012. 144 p. (in Russian) Kramskoy, Ivan Nikolaevitch. Perepiska v 2-h tomah [Kramskoy, correspondence, two volumes]. Moskow: Iskousstvo Publ., 1953-1954. 459 p. and 667 p. (in Russian)
Normandija v zhivopisi. Peindre en Normandie. Katalog / Catalogue. Associacija Normandija v zhivopisi / Association Peindre en Normandie, Nacional'nyj hudozhestvennyj muzej respubliki Belorus' / Musée National des Beaux-Arts de Biélorussie. Minsk: Belprint Publ., 2010. 127 p. (in Russian and in French) Ogariova, Nonna Valeryevna. Letopis ' zhizni i deyatel'nosti hudozhnika A.P. Bogoliubova [The life and work of the painter Bogoliubov]. Saratov: Sarat. Univ. Publ., 1988. 192 p. (in Russian) Repin, Ilya Efimovich. Izbrannye pis'ma v 2-h tomah. 1867-1930 [Repin, chosen letters, two volumes] Moskow: Iskusstvo Publ., 1969. 914 p. (in Russian)