Научная статья на тему 'АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ НА МОРСКОЙ СЛУЖБЕ 1841-1853 ГГ.'

АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ НА МОРСКОЙ СЛУЖБЕ 1841-1853 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.П. БОГОЛЮБОВ / АКВАРЕЛЬ / РОССИЯ / ФЛОТ / АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ / РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА (РГАВМФ) / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусева К. С.

В статье рассмотрен период становления А.П. Боголюбова как художника. После окончания Морского кадетского корпуса А.П. Боголюбов начинает службу на флоте, одновременно с этим его все больше занимает рисование. Для молодого офицера вначале это было только увлечением, однако в 1849 г. произошла судьбоносная встреча А.П. Боголюбова с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, президентом Академии Художеств, на борту пароходофрегата «Камчатка», следовавшим из Кронштадта на Мадейру. Герцог положительно оценил работы Боголюбова и дал рекомендацию становиться профессиональным художником. С этого момента А.П. Боголюбов окончательно решает пойти по новому для себя пути. Он поступает в 1850 г. в Академию Художеств, а затем, в 1853 г., оставляет службу на флоте. Под впечатлением морской службы художник впоследствии выберет для себя путь мариниста. 24 сентября 1853 г. Совет Императорской Академии Художеств постановил удостоить Боголюбова большой золотой медали, что открыло ему путь заниматься любимым делом. На основе архивных документов описаны ключевые события в биографии А.П. Боголюбова, благодаря которым возникли возможности для оставления морской службы и посвящения себя искусству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALEXEY BOGOLYUBOV IN THE NAVAL SERVICE, 1841-1853

The article considers the period of the making of A.P. Bogolyubov as a painter. After graduating from the Naval Cadet Corps, A.P. Bogolyubov begins his service in the Navy; simultaneously he gets increasingly interested in drawing. For a young officer, it was just a hobby at first; but in 1849, on board the steam frigate Kamchatka, en route from Kronstadt to Madeira, there happened A.P. Bogolyubov’s fateful meeting with Duke Maximilian of Leuchtenberg, President of the Academy of Arts. The Duke praised Bogolyubov’s works and gave him a recommendation to become a professional artist. From that moment on, A.P. Bogolyubov definitely decided to take a new path for himself. He entered the Academy of Arts in 1850, and then, in 1853, left the service in the Navy. Impressed by the naval service, the artist made up his mind to choose subsequently marine painting. On September 24, 1853, the Council of the Imperial Academy of Arts decided to award a large gold medal to Bogolyubov, and that allowed him to do what he really loved. Based on the archival documents, the article describes the key events in the biography of A.P. Bogolyubov; those events made it possible for the artist to leave the naval service and devote himself to art.

Текст научной работы на тему «АЛЕКСЕЙ БОГОЛЮБОВ НА МОРСКОЙ СЛУЖБЕ 1841-1853 ГГ.»

УДК 930.253+75.03

DOI: 10.28995/2658-6541-2022-2-105-116

Алексей Боголюбов на морской службе 1841-1853 гг.

Ксения С. Гусева

Государственный музей-заповедник «Царское Село», Санкт-Петербург, Россия, palmion@bk.ru

Аннотация. В статье рассмотрен период становления А.П. Боголюбова как художника. После окончания Морского кадетского корпуса А.П. Боголюбов начинает службу на флоте, одновременно с этим его все больше занимает рисование. Для молодого офицера вначале это было только увлечением, однако в 1849 г. произошла судьбоносная встреча А.П. Боголюбова с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, президентом Академии Художеств, на борту пароходофрегата «Камчатка», следовавшим из Кронштадта на Мадейру. Герцог положительно оценил работы Боголюбова и дал рекомендацию становиться профессиональным художником. С этого момента А.П. Боголюбов окончательно решает пойти по новому для себя пути. Он поступает в 1850 г. в Академию Художеств, а затем, в 1853 г., оставляет службу на флоте. Под впечатлением морской службы художник впоследствии выберет для себя путь мариниста. 24 сентября 1853 г. Совет Императорской Академии Художеств постановил удостоить Боголюбова большой золотой медали, что открыло ему путь заниматься любимым делом. На основе архивных документов описаны ключевые события в биографии А.П. Боголюбова, благодаря которым возникли возможности для оставления морской службы и посвящения себя искусству.

Ключевые слова: А.П. Боголюбов, акварель, Россия, флот, Академия Художеств, Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГАВМФ), история

Для цитирования: Гусева К.С. Алексей Боголюбов на морской службе 1841-1853 гг. // История и архивы. 2022. № 2. С. 105-116. Б01: 10.28995/2658-6541-2022-2-105-116

© Гусева К.С., 2022 ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2022. № 2

Alexey Bogolyubov in the naval service, 1841-1853

Ksenia S. Guseva

The State Museum-reserve "Tsarskoye Selo", St. Petersburg, Russia, palmion@bk.ru

Abstract. The article considers the period of the making of A.P. Bogolyubov as a painter. After graduating from the Naval Cadet Corps, A.P. Bogolyubov begins his service in the Navy; simultaneously he gets increasingly interested in drawing. For a young officer, it was just a hobby at first; but in 1849, on board the steam frigate Kamchatka, en route from Kronstadt to Madeira, there happened A.P. Bogolyubov's fateful meeting with Duke Maximilian of Leuchtenberg, President of the Academy of Arts. The Duke praised Bogolyubov's works and gave him a recommendation to become a professional artist. From that moment on, A.P. Bogolyubov definitely decided to take a new path for himself. He entered the Academy of Arts in 1850, and then, in 1853, left the service in the Navy. Impressed by the naval service, the artist made up his mind to choose subsequently marine painting. On September 24, 1853, the Council of the Imperial Academy of Arts decided to award a large gold medal to Bogolyubov, and that allowed him to do what he really loved. Based on the archival documents, the article describes the key events in the biography of A.P. Bogolyubov; those events made it possible for the artist to leave the naval service and devote himself to art.

Keywords: A.P. Bogolyubov, watercolor, Russia, fleet, Academy of Arts, Russian State Naval Archives (RSNA), history

For citation: Guseva, K.S. (2022), "Alexey Bogolyubov in the naval service, 1841-1853", History and Archives, no. 2, pp. 105-116, DOI: 10.28995/26586541-2022-2-105-116

Черно-белые горизонты, устремившиеся с воды на сушу, бесконечно усеянную хозяйственными домиками, мельницами, башенками, маяками, превращенные в художественные шедевры с элементами тончайшей графической архитектуры, разбегающиеся по полотну в мельчайших своих подробностях, неизбежно заставят сконцентрировать на себе любой мятежный и непокорный взгляд. Именно такое впечатление производит встреча с найденными и доселе забытыми акварельными рисунками известного художника-мариниста Алексея Боголюбова1, знавшего море не понаслышке, но отказавшегося от высоких морских званий и от успешной военно-морской службы в пользу жизни художника.

1 РГАВМФ. Ф. 1331. Оп. 4. Д. 947. Л. 1.

History and Archives, 2022, no. 2 • ISSN 2658-6541

1841-1853 гг. для Боголюбова - это время становления его как художника. Впоследствии под впечатлением военно-морской службы он выберет для себя путь мариниста. В этот период зародилось его желание реализовать себя на поприще искусства. Судьба повелела ему быть в море, но гений художника увел его на сушу.

Успешно закончив Морской кадетский корпус, 1 января 1841 г. юный Алексей Боголюбов в чине мичмана начинает свою службу в 16-м флотском экипаже2 второй флотской дивизии. Тот период был не самый легкий: тотальная нехватка денег и не самые комфортные условия быта переносились молодым человеком легко и даже привносили в жизнь художника юношеский романтизм. Залезая в долги, во время пребывания на суше он начинает писать картины для продажи в Гостиный и Апраксин дворы, чтоб хоть как-то поправить свое положение, так как жалованья хватало «только на мундир» [Огарева 1988, с 17]. Боголюбов писал, что «служба и разгульная жизнь отнимали все время»3. 16-й флотский экипаж не отличался высокими манерами: экипаж любил изрядно выпить. К тому же на корабль он попал вместе со своим товарищем по корпусу мичманом Леонтием Эйлером, так что времени на искусство было крайне мало, вместе с этим художник заверяет, что «мы никогда не были безнравственны, но дурили и шкодничали, как ребята <...> за плясунов и веселых людей мы слыли в обществе и с честью поддерживали вечер и бал, куда нас приглашали»4. Из-за нехватки времени наш герой больше увлекался карикатурами, также рассматривая корабельные детали, делал зарисовки в альбом, слыл художником на корабле, отчего даже однажды получил задание расписать поврежденную корму корабля «Вола» [Огарева 1988, с 17]. В промежутках между выполнением служебных обязательств он посещает Академию художеств, Эрмитаж, впитывает в себя искусство старых мастеров и копирует их неувядаемые шедевры.

В ноябре 1841 г. Боголюбов был переведен в 17-й флотский экипаж. Через два месяца, в январе 1842 г. его «высочайше прикомандировали к Учебному Морскому экипажу для узнавания фронтовой службы, чтобы произвести в лейтенанты»5 в будущем. А пока, пребывая в караулах, то в Купеческой гавани, то в Остроге № 1, то в Свеаборгской крепости, он зачитывается «Ган Исландцем» Виктора Гюго и «Путешествиями» Дюмон-Дюрвиля, серьезно задолжав их флотской библиотеке6. В иное время приходилось выполнять

2 Там же. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4138. Л. 6 об.

3 Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Самара, 2014. С. 31.

4 Там же. С. 37.

5 РГАВМФ. Ф. 1006. Оп. 1. Д. 5. Л. 30.

6 Там же. Л. 42 об., 426, 483, 519 об., 535 об.

разные поручения начальника дивизии. По его приказу в компании лейтенантов Аболешева, Сидорова и мичмана Шульгина он отправляется сопровождать нижние чины в церковь св. Николая Чудотворца к 11 часам пополуночи, чтобы они были в церкви для слушания литургии и заутренней в честь Пасхи7, попутно создавая очередные карикатуры и вынашивая в голове сюжеты для будущих работ. В приказах 17-го флотского экипажа часто появляются подписи Аболешева и Боголюбова как дежурных по казарме8.

Так, минуя службу на корабле «Вола», крейсируя между Кронштадтом и Свеаборгом, где в это время им была создана работа «Бой 12-пушечного люгера "Широкий" с греческим 60-пушечным кораблем "Специя" в Монастырской бухте», Боголюбов переходит служить на бриг «Усердие», который в Записках описывает как старое судно с течью и сырыми каютами9. Здесь под командованием капитана М.Ф. Рейнеке, затем В.С. Нелидова Боголюбов занимается промерами глубин по финским шхерам10. Позже переходит служить на бриг «Парис»11.

В 1845 г. жизнь художника серьезно изменилась, он был назначен адъютантом начальника 2-й флотской дивизии адмирала А.А. Дурасова, получив звание флаг-офицера. В это время он создает новые сюжеты: «Севастополь», «Транспорт "Иртыш", затертый льдами в Ледовитом океане», «Захват катером "Меркурий" шведского фрегата "Венус" 21 мая 1789 г.».

Через год, получив звание лейтенанта12, он отправляется в поход уже на 110-пушечном корабле «Император Александр I». Начальник дивизии вице-адмирал Дурасов поднял свой флаг и, собрав все корабли вокруг себя, отдал приказ вступить под паруса и отправиться крейсировать в Балтийское море13. «Император Александр I», снявшись с якоря, оказался на слишком близком расстоянии от корабля «Кульм», и он, видя невозможность его миновать на ветре, стал спускаться ему под корму и задел якорем за шлюпку на правом боканце. Корабли стали дрейфовать к отмели, пока «Кульм» по приказанию начальника не кинул второй якорь и не задержался. Вскоре корабли разъединились совершенно без всяких поврежде-ний14. Эскадра выстроилась и поплыла по направлению к западу на

7 Там же. Д. 6. Л. 591.

8 РГАВМФ. Ф. 1166. Оп. 1. Д. 10. Л. 35.

9 Там же. Д. 11. Л. 842 об.

10 РГАВМФ. Ф. 1166. Оп. 1. Д. 10. Л. 35.

11 Там же. Ф. 1006. Оп. 1. Д. 7. Л. 634.

12 Там же. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4138. Л. 6 об.

13 Там же. Ф. 626. Оп. 1. Д. 517. Л. 1.

14 Там же. Л. 1 об.

учения». По утвержденной программе дивизия имела «примерные сражения», «пушечные экзерциции», учились поднимать, ставить и убирать паруса15. По окончании все возвращались в Финский залив. В туманные или штормовые дни учения не проводились.

«Практическое крейсерство», которым именовались учения, строго фиксировалось в кратком судовом журнале, и 24 июля 1847 г. в нем резко поменялся почерк16. То ли от спешки, то ли от волнения судовые буквы стремительно покатились вниз, сообщая следующее: «по экстренному распоряжению начальника Главного Морского штаба все суда, состоящие в составе дивизии по случаю экстренного командирования экипажей в Санкт-Петербург для занятия там городовых караулов до 17 августа, оставаясь на походном положении, а 17 числа августа по спущении вымпелов компания прекращалась»17.

Оказавшись снова в Кронштадте, Боголюбов застает в городе эпидемию холеры. Однако несмотря на смерть многих сослуживцев остается там и продолжает рисовать. И по протекции начальника штаба Кронштадта Н.А. Васильева через морского министра А.С. Меншикова Алексей Петрович получает государственный заказ на картину «Приезд Николая I с принцем Оранским в Кронштадт зимой», за что был награжден бриллиантовым перстнем. Флагманский корабль Боголюбова на этот раз отправился зимовать в Ревель. Встав на якорь на ревельский рейд, наш герой спешит возобновить свою работу, ведь этот город крайне вдохновил его. Он начал писать «зимы с натуры»18, «Ревель с его старыми башнями»19, здесь появляется работа «Фрегат в Черном море», «Военная гавань после наводнения 7 ноября 1824 г.». «Здесь жизнь была другого сорта, и товарищество изменилось против Кронштадтского»20 -пишет художник. А.П. попадает в аристократический круг и обретает множество новых, в том числе полезных, знакомых. И продолжает заниматься художеством, впитывая в себя вдохновленный воздух старинного города.

В апреле 1848 г. Боголюбову и еще нескольким членам экипажа был пожалован орден Св. Анны 3-й степени21. А в сентябре того же года от холеры умирает А.А. Дурасов. После заболел и сам Боголюбов. Не желая оставаться адъютантом нового начальника дивизии,

15 Там же. Л. 3.

16 Там же. Л. 9.

17 Там же.

18 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 38.

19 Там же.

20 Там же.

21 РГАВМФ. Ф. 626. Оп. 1. Д. 492. Л. 91. ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2022. № 2

«дивизионера», по рекомендации своих товарищей А.И. Баженова и А.С. Горковенко22 он попадает на пароходофрегат «Камчатка» в 3-й флотский экипаж. По словам Боголюбова, это было «лучшее колесное судно нашего флота»23, «офицеров набрали туда лучших»24. Попав на корабль, он поспешил подробно изучить его, фиксируя детали к себе в альбом: «Камчатка была, точно, красивое судно по линиям и пропорции, имела три мачты, все с реями, сильно, но красиво поднятыми, заостренный нос, круглую корму, которую почти всецело покрывал громадный золотой орел»25. Его впечатления реализовываются в новой работе, получившей название «Параходофрегат "Камчатка"».

В следующем году неожиданно для всей команды Пароходофрегат командируют в океан на остров Мадейру под началом самого герцога Максимилиана Лейхтенбергского, ни больше, ни меньше, а президента Императорской Академии Художеств! «С вверенным мне Пароходо-фрегатом Камчатка сего числа с Кронштадтского рейда снялся с якоря и отправился по предписанию Высшего Начальства на Остров Мадера с его Императорским Высочеством Герцогом Максимилианом Лейхтенбергским»26 - «имеет честь донести в Инспекторский Департамент Морского Министерства 17 июля 1849 года»27 командующий пароходом капитан-лейтенант Павел Шевандин28. Контр-адмирал И.И. Шанц позднее писал о нем герцогу: «Долгом считаю присовокупить, что командир капитан-лейтенант Шевандин оправдал в полной мере высокую доверенность Вашей Светлости»29. Сопровождали герцога два адъютанта: князь Багратион и граф Ожеровский, секретарь Е.И. Мюссар, доктор Фишер и камердинер Баумгартен. При нем также был назначен князь М.П. Голицын, начальствовать над судном было поручено контр-адмиралу Шанцу30. На путешествие для разных нужд на пароходофрегат было выделено 51 500 рублей серебром31. «Зависть к нам была громадная, ибо редки были плавания заграничные и дальние»32, - запишет позднее художник в своих воспоминаниях.

22 Там же. Ф. 283. Оп. 1. Д. 6945. Л. 48 об.

23 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 43.

24 Там же. С. 44.

25 Там же.

26 РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 1. Д. 6945. Л. 48.

27 Там же.

28 Там же. Л. 48 об.

29 Там же. Л. 134.

30 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 44.

31 РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 1. Д. 7138. Л. 6.

32 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 44.

Да и сам Боголюбов покидает родину на столь дальние расстояния впервые. Как бы там ни было, судно отправилось в путь. Поправляя «приятной формы повязанный на шее черный платок», являвшийся отличительной чертой формы всей команды33, экипаж томился в любопытстве повидать Его Высочество. «Первый день герцога мы не видели. Другой день герцог вышел на палубу, и адмирал Шанц поочередно ему нас представил. Каждого он одарил внимательными словами34, - вспоминает художник. На всех он произвел самые приятные впечатления. Сам герцог Лейхтенбергский позднее отзывался «о пароходе Камчатка, ровно как о всех на оном служащих, с большею похвалою»35.

Возвращаясь к путешествию, отметим, что для Боголюбова оно сыграло колоссальную роль в творческом развитии, а также в принятии неколебимого решения во что бы то ни стало стать художником. Главной его целью было познакомиться с работами заграничных художников, а также впитать в себя как можно больше впечатлений.

Двигаясь на Мадейру, пароход минует Данию: 21 июля проходит Хельсингер, отсалютовавший герцогу36, 23 июля экипаж встает на якорь в Христиании37, находятся там три дня38. По воспоминаниям Боголюбова, первая крупная остановка состоялась в Осло. По прибытию туда он спешит в местный музей, где знакомится с работами норвежского художника Тидемана, после чего он оказывается в музее в Копенгагене. 30 июля экипаж уже был у южного берега Англии на «Саунтгамптонском рейде», где стояли до 3 августа39. Оттуда художник едет в Лондон с целью посетить Национальную галерею. Там, знакомясь с английскими мастерами, он выделяет для себя художников Рейнольдса, Тёрнера и Хогарта, которые особо его впечатлили. Он пытается максимально прочувствовать дух этого города: «Темза с тысячами судов и своим движением меня поразила. Я побывал в Ост-Индских доках, в церкви Святого Павла. <...> Съездил в Гравезонд. <...> Побывал в каком-то театре и через три дня вернулся на пароход»40. К вечеру они уже направились на остров Мадейру. Прогуливаясь вечерами по палубе, он имел возможность беседовать с герцогом. Боголюбов показывал ему свои альбо-

33 РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 1. Д. 6945. Л. 25.

34 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 44.

35 РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 1. Д. 6945. Л. 134 об.

36 Там же. Л. 130.

37 Там же. Л. 72.

38 Там же. Л. 77.

39 Там же.

40 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 45. ISSN 2658-6541 • История и архивы. 2022. № 2

мы, а герцог, покуривая длинную трубку, вершил судьбу будущего художника, высоко оценивая его работы, и просил рисовать для него все, что будет примечательного в этом путешествии41.

Подплыв к острову Мадейра, пароход становится на якорь близ крепости Луу-Рокк. Простояв там на карантине42, так как плыли из холерных мест, герцог пожелал переместиться во дворец и команда переселилась на остров. Густая растительность, диковинные деревья, плоды, цветники - все это не могло не произвести впечатления на молодого художника. Частенько завтракая у герцога в гостях, они снова беседовали об искусстве. Герцог представил Боголюбова К.П. Брюллову, также отдыхающему на острове, порекомендовав его как художника-любителя. Карл Павлович Брюллов, посмотрев этюды с натуры молодого художника, хорошо отозвался о его работах, но не одобрил карикатуры.

Месяц беззаботной жизни в прекрасных землях прошел очень быстро. «18 [сентября] числа в 1 час по полудни снялся с якоря и отправился в море», - рапортует в Инспекторский департамент Морского министерства капитан-лейтенант Швандин43. «Камчатка» на всех парах уже движется назад, в Кронштадт, оставив позади остров с герцогом, который остался там поправлять здоровье, прибыв на Кронштадтский рейд 29 сентября44. Зимуя в Кронштадте и Петербурге, пребывая в восторге от увиденного, Боголюбов пишет картину «Пароходофрегат "Камчатка" у берегов Мадейры», вместе с этим начинает приводить в порядок свои эскизы, работает над акварельным альбомом для Его Высочества. В Петербурге он знакомится с И.К. Айвазовским, которым восхищается, посещает его квартиру-мастерскую, а также с П.К. Клодтом, благодаря чему получает месячный отпуск и возможность посещать рисовальные классы Академии художеств.

На следующий год весной в том же составе команда отправилась в Лиссабон за герцогом, который прибыл туда самостоятельно с Мадейры на фрегате «Паллада»45, о чем П. Шевандин тут же рапортует в Департамент Морского инистерства46. Впечатление от события тут же фиксируется Боголюбовым в работе «Фрегат "Паллада"». По пути он побывал в музеях Амстердама, Харлема и Роттердама. Особо впечатлился Франсом Гальсом. Вновь посещает Лондонскую галерею. В Брюсселе знакомится с европейской шко-

41 TaM «e.

42 PrABMO. O. 283. On. 1. 6945. 109.

43 TaM «e.

44 TaM 110.

45 TaM ^e. 164.

46 TaM 7152. 43.

лой, открывает для себя новое. Все это сильно повлияло на него. Вернувшись на пароход, он начал рисовать, позже вспоминая: «я старался быть колоритным до отчаяния»47. Серьезно вдохновившись старыми мастерами, он в то же время искал новизны, искал «правды в художестве»48. Начался активный внутренний поиск. Все перемешалось, он пытался «установиться хоть в каком-нибудь направлении»49.

В Голландии пароход покидает герцог. «По прибытии в Гельдер Его Императорское Высочество изволил отбыть с парохода в город Гарлем», - записывает Шевандин50. Тепло прощаясь со всеми, герцог Лейхтенбергский дает Боголюбову напутствие серьезно заняться искусством [Огарева 1988, с. 20]. Это был последний веский аргумент, после которого у него больше не возникало никаких сомнений - он должен стать художником!

После возвращения из Пруссии их пароход откомандировали с дипломатическим визитом в Копенгаген. Вернувшись в Кронштадт, Боголюбов больше не видит себя на морской службе. Он начинает думать, как устроиться в карьере художника, эта мысль не покидала его ни на минуту: «я смотрел на художество как путь спасения»51. Он принимает трудное решение, находясь на хорошем счету, оставить карьерную службу на пароходе «Камчатка» и переходит в адъютанты к генерал-лейтенанту В.П. Кохиусу, инспектору всех учебных морских экипажей, чтобы иметь возможность служить в Петербурге и посещать Академию художеств. В это время он дарит герцогу обещанный альбом, за который получает перстень и рекомендацию в Академию художеств. В формулярном списке о службе действительного статского советника А.П. Боголюбова этот факт зафиксирован. «За кампанию 1849 г. от его императорского высочества герцога Максимилиана Лейхтенбергского награжден бриллиантовым перстнем, а за поднесенный его величеству художественный Альбом удостоился получить в награду бриллиантовый перстень с вензелевым изображением имени его императорского высочества в 1851 г.»52 После чего он был принят к пейзажному профессору М.Н. Воробьеву [Огарева 1988, с. 20] и получил возможность писать много, не отвлекаясь на морскую службу. В 1851 г. появляется его работа «Китобои», о которой сам писал: «Написал я картину "Китобои", в каком море, право, не знаю. Кита я видел, а

47 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 49.

48 Там же.

49 Там же.

50 РГАВМФ. Ф. 283. Оп. 1. Д. 7152. Л. 13.

51 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 51.

52 РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4138. Л. 7.

как их бьют - никогда. Все это дело моего воображения»53. За нее Боголюбов получил серебряную медаль и был переведен в натурный класс. А сама работа экспонировалась на выставке в Академии художеств. Другие его работы «Вид Кронштадта» и «Наводнение в Кронштадте в 1824 году» через князя Меншикова были представлены Николаю I, и за каждую он получил по бриллиантовому перстню стоимостью по 1500 рублей54.

Однако лейтенант Боголюбов еще мог успешно продолжить морскую службу. В 1852 г. ему было предложено поучаствовать в экспедиции в Тихий океан на фрегате «Диана». Это была дорога к повышению по службе. Состоящий при начальнике экспедиции капитан-лейтенант К.Н. Посьет, хорошо его знавший, думал, что он будет рад пописать в этом походе, «куда вся флотская молодежь рвалась без удержу»55. Но Боголюбов твердо решил, что судьба его предрешена, и «потерпев крушение, будучи послан к черту Его Светлостью»56 князем Меншиковым, обратившись за помощью к генералу Кохиусу, он взял ложное свидетельство у экипажного врача о том, что болен, тем самым показав свой твердый отказ.

Оставшись в Петербурге, он переезжает на Большую Охту и там создает знаменитый «Вид Смольного монастыря с Большой Охты», за который получает золотую медаль второго достоинства, вместе с картинами «Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями» и «Отбытие из Лиссабона герцога М. Лейхтенбергско-го». К 100-летию Морского Кадетского корпуса по заказу директора контр-адмирала Н.П. Римского-Корсакова Боголюбов написал «Афонское сражение 19 июня 1807 года». Эта работа была представлена императору, после чего он получил за нее 1000 рублей. О Боголюбове пишут в газетах [Огарева 1988, с. 21]. С его работами знакомится известный меценат и коллекционер П.М. Третьяков57. В следующем, 1853-м, году Алексей Петрович отправляется в поиски: он едет на Иматру, пытается искать пейзажи, но понимает, что более силен в морских видах, и немедленно отправляется в Ревель. Цель у него теперь одна - получить большую золотую медаль и признанное звание художника, он готовится к программе на большую золотую медаль.

24 сентября 1853 г. Совет Императорской академии художеств постановил удостоить Боголюбова большой золотой медали за

53 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 56.

54 РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4138. Л. 8.

55 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 59.

56 Там же.

57 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

картины «Вид Ревеля от Екатериненталя. Буря», «Вид Ревеля с острова Карлос», «Вид Ревеля. Утро» и «Вид Санкт-Петербурга с взморья в лунную ночь», присудить звание художника 1-й степени и право на поездку в художественные центры Европы для совершенствования за счет академии58.

Боголюбов стал серьезно думать об отставке, как он сам потом написал: «Судьба нашей отправки за границу была еще в тумане»59. Он до сих пор числился на военной службе, и его «пенсионерство» вряд ли входило в планы морского руководства. Боголюбов пребывал в неопределенном состоянии. «Генерал мой Кохиус, хотя и со снисхождением, но, видимо, был угнетен моим неопределенным видом, давал мне из милости кое-какие поручения», «но все это было ни служба, ни художество»60, - пишет в отчаянии Боголюбов. Но судьбоносное знакомство четырехлетней давности сыграло свою роль.

21 октября 1853 г. великий князь Константин Николаевич, управляющий Морским министерством, обращается с письмом к князю А.С. Меншикову: «Лейтенант Боголюбов удостоен Академией Художеств звания художника и награжден большою золотою медалью с правом быть пенсионером Академии и продолжать изучение живописи за границей. Желая доставить ему полную возможность усовершенствовать талант свой, я просил Государя Императора об увольнении Лейтенанта Боголюбова из флота с причислением к Морскому Министерству по примеру профессора Айвазовского, на что последовало соизволение Его Величества в случае если Ваша Светлость не встретите к тому препятствия. Посему я прошу Вас принять на себя труд сообщить мне Ваше по этому делу мнение»61. На это письмо он получил ответ: «Ответствуя на сообщение Вашего Императорского Высочества, от 21 октября, имею честь доложить, что не находя с своей стороны ни малейшего препятствия к увольнению Лейтенанта Боголюбова из флота, с причислением к Морскому Министерству, в звании художника, по примеру профессора Айвазовского, мне остается лишь пожелать чтобы он, развитием своего таланта за границею, в чем не сомневаюсь, вполне оправдал милостивое внимание Вашего Императорского Высочества»62.

Через некоторое время, принимая во внимание просьбу великого князя Константина, по протекции жены герцога Максимилиана Лейхтенбергского великой княгини Марии Николаевны, «Государь

58 Там же. С. 22.

59 Там же. С. 66.

60 Там же.

61 РГАВМФ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 251. Л. 119.

62 Там же. Л. 145.

<...> дозволяет мне выйти в отставку, несмотря на военное время, и переименовывает меня в художника Главного Морского штаба с причислением к Морскому министерству»63.

18 ноября 1853 г. Боголюбов был уволен из флота, получив чин титулярного советника с причислением к Главному Морскому штабу в гордом звании художника. Путь на поездку в художественные центры Европы был открыт64.

Литература

Огарева 1988 - Огарева Н.В. Летопись жизни и деятельности художника А.П. Боголюбова. Саратов, 1988. 192 с.

References

Ogareva, N.V. (1988), Letopis gisni I dejatelnosti chudojnika A.P. Bogolybova [Chronicle of the life and work of the artist A.P. Bogolyubova], Saratov, Russia.

Информация об авторе

Ксения С. Гусева, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Санкт-Петербург, Россия; Россия, 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д. 7; palmion@bk.ru

ORCID ГО: 0000-0002-3870-6055

Information about the author

Ksenia S. Guseva, The State Museum-reserve "Tsarskoye Selo", St. Petersburg, Russia; bld. 7, Sadovaya St., The city of Pushkin, St. Petersburg, Russia; palmion@bk.ru

ORCID ID:0000-0002-3870-6055

63 Боголюбов А.П. Указ. соч. С. 66.

64 РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 4138. Л. 6 об.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.