Научная статья на тему 'Высокий инновационный потенциал форма деградации высокого личностного потенциала'

Высокий инновационный потенциал форма деградации высокого личностного потенциала Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
301
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / INNOVATIVE POTENTIAL / INDIVIDUAL POTENTIAL / EXISTENTIAL AND PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянов Олег Валерьевич, Шмырёва Мария Анатольевна

Представлены результаты исследования (2010-2011 г.), посвященного уточнению смысла явления, которое в современной психологии обозначается термином «высокий инновационный потенциал» (речь идет об индивидуальном потенциале человека). В исследовании приняли участие лидеры проектных групп конкурса «БИТ Сибирь-2011», предприниматели с различным по параметрам продолжительности и успешности опытом ведения бизнеса. Представлены результаты экзистенциально-феноменологического анализа автобиографических интервью, проведенных и проинтерпретированных с целью оценки качественных характеристик инновационного потенциала, и результаты, полученные с помощью пакета опросников для оценки общепсихологических параметров личностного потенциала. Выдвинуты две гипотезы в отношении изучаемого явления: 1. Для изучения инновационного потенциала возможно, а в некоторых случаях достаточно использовать методики изучения личностного потенциала в комплексе с экзистенциально-феноменологическим анализом. 2. Проявление высоких значений инновационного потенциала есть проявление деградации личностей с высоким личностным потенциалом в аспекте отчужденности от исторического видения реальности и доминирования прогрессистского взгляда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукьянов Олег Валерьевич, Шмырёва Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High innovative potential as high individual potential degradation form

The question of innovations causes great tension in modern society. The methods of extracting profits from a person's innovative potential and the innovative potential of regions are invented. We tried to understand the problem of studying the innovative potential as the equivalent of the problem concerning studying the individual potential. It means that we admit the individual potential can be called the innovative potential to some extent. The research was held in 2010-2011. Sixty individuals including the participants and the leaders of the BIT Siberia 2011 project groups, businessmen possessing various experience levels in conducting business took part in it. The age of the respondents varied from 18 to 55. The whole data basis was still under consideration when the article was being created. The very article was based on the results of the data analysis received from 30 respondents. The testing method kit including the Moody Vitality Test (translation and adaptation by D.A. Leontyev and E.I. Rasskazova), the Questionnaire of the Activity Self-organization by E.U. Mandrikova, the Questionnaire of "The Career Anchor" was used for the analysis of the innovative potential variety of meanings. The qualitative data were received by means of the existential and phenomenological analysis of autobiographical interviews (the method of the innovative potential assessment by means of the autobiographical interview interpretation by O.V. Lukyanov). The analysis and the interpretation of autobiographical interviews helped to extract the following: the experience reflected in an interview can be defined as a fact of selfidentity degradation in the context of innovative business. Unwillingness to conduct business with one's partner can certify mistrust of other people. The individual potential, as they understand it, allows people to rely on themselves as on a technical resource, as well as on their abilities and opportunities. A specific attitude towards money leads to the following key points. People of such a specific orientation regard money as a main motivation for conducting business. The attitude towards death is also significant. People with high innovative potential regard death as a natural part of their lives. A person is not afraid of it as the level of intensity of his or her life is higher than her or his understanding of the death concept. The analysis of autobiographies also showed that the representatives of this set are characterized by the absence of orientation to the past within their self-identity. This artifact leads to supposing that the high innovative potential is a variant of person's degradation with a high individual potential.

Текст научной работы на тему «Высокий инновационный потенциал форма деградации высокого личностного потенциала»

О.В. Лукьянов, М.А. Шмырёва

ВЫСОКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ -ФОРМА ДЕГРАДАЦИИ ВЫСОКОГО ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 11-06-0107а).

Представлены результаты исследования (2010-2011 г.), посвященного уточнению смысла явления, которое в современной психологии обозначается термином «высокий инновационный потенциал» (речь идет об индивидуальном потенциале человека). В исследовании приняли участие лидеры проектных групп конкурса «БИТ Сибирь-2011», предприниматели с различным по параметрам продолжительности и успешности опытом ведения бизнеса. Представлены результаты экзистенциальнофеноменологического анализа автобиографических интервью, проведенных и проинтерпретированных с целью оценки качественных характеристик инновационного потенциала, и результаты, полученные с помощью пакета опросников для оценки общепсихологических параметров личностного потенциала. Выдвинуты две гипотезы в отношении изучаемого явления:

1. Для изучения инновационного потенциала возможно, а в некоторых случаях достаточно использовать методики изучения личностного потенциала в комплексе с экзистенциально-феноменологическим анализом. 2. Проявление высоких значений инновационного потенциала есть проявление деградации личностей с высоким личностным потенциалом в аспекте отчужденности от исторического видения реальности и доминирования прогрессистского взгляда.

Ключевые слова: инновационный потенциал; личностный потенциал; экзистенциально-феноменологический анализ.

В современном обществе большое напряжение вызывает вопрос об инновациях и инновационном потенциале индивида. Изобретаются способы извлечения прибыли из инновационного потенциала человека и инновационного потенциала регионов. Может показаться парадоксальным, но это не является чем-то принципиально новым для истории человечества. Идея инноваций в контексте прогресса, как известно, была характерна и для допотопной цивилизации, и для древних строителей Вавилонской башни, она отражена в древнейших мифах и связана с так называемым титаническим началом в человеке.

В нашем исследовании мы предприняли попытку понять проблему изучения инновационного потенциала как проблему изучения потенциала личностного, т.е. допуская, что личностный потенциал (симфонизирован-ность тенденции личностного развития с тенденциями развития человечества) - это и есть в достаточной степени потенциал инновационный. Забегая вперед, скажем, что феноменологически анализ автобиографических интервью позволяет предположить, что проявленный в социально ожидаемых формах инновационный потенциал личности есть форма деградации личностного потенциала. Именно деградации, а не канализации, сублимации, реализации и пр. Об этом далее.

Проводя интервью, мы уточняли гипотезу, заложенную в исследовании посредством опросников о том, что проявленность инновационного потенциала в предпринимательской деятельности в большой и для некоторых контекстов в достаточной степени есть реализация личностного потенциала.

Предпринимательство является стержнем любой социально-экономической системы (В.Е. Клочко). Исследователи сходятся во мнении, что люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, способны к успешной адаптации в условиях постоянных преобразований, обладают готовностью реализовывать свои возможности «здесь и теперь». При этом сами исследования предпринимательства в отечественной психологии в целом немногочисленны (В .П. Позняков, А. Л. Купрей-ченко, А.Л. Журавлев, Е.Б. Филинкова и др.).

В 2010-2011 гг. нами было предпринято исследование, в котором приняли участие 60 человек: участники-лидеры проектных групп «БИТ Сибирь-2011», пред-

приниматели с различным опытом и результативностью ведения бизнеса. Возраст респондентов - от 18 до 55 лет. Весь массив данных на период написания статьи еще продолжал обрабатываться, поэтому в основу положены результаты анализа данных 30 респондентов.

Для анализа смыслов инновационного потенциала использовались результаты исследования, проведенного с применением пакета тестовых методик (Тест жизнестойкости С. Мадди (перевод и адаптация Д. А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой), Опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова), Опросник «Якоря карьеры»). Качественные данные были получены посредством экзистенциально-феноменологического анализа автобиографических интервью (Методика оценки инновационного потенциала личности посредством интерпретации автобиографических интервью (О.В. Лукьянов)).

Тест жизнестойкости С. Мадди (перевод и адаптация Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой); Опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Мандрикова); опросник «Якоря карьеры» входят в состав пакета опросников для оценки параметров личностного потенциала [1], соответствующий пониманию личностного потенциала Д.А. Леонтьевым и его коллегами (личностный потенциал - это интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации на фоне давлений и изменяющихся внешних условий [2]). С точки зрения томских исследователей С.А. Богомаза и В.В. Мацуты, наличие высокого личностного потенциала у человека может обеспечить в случае необходимости многократную мобилизацию его интеллектуальной, креативной и прочих видов активности, способствуя достижению результативности и продуктивности деятельности [1].

Материалы обрабатывались в 3 этапа. На первом этапе проводился экзистенциально-феноменологический анализ текстов автобиографических интервью. На втором этапе анализировались результаты обработки количественных данных. На третьем этапе интерпретировались совокупность результатов, полученных посредством количественного и качественного анализа.

Анализ и интерпретация автобиографических интервью позволили увидеть:

1. Респонденты считают себя предпринимателями независимо от стажа, роли, объективных достижений. Респонденты идентифицируют себя с предпринимательством, несмотря на то что являются специалистами и наемными работниками, т. е. не имеют объективных оснований называть себя предпринимателями, не настаивают на социальной идентификации и не причисляют себя непосредственно к предпринимателям, не имеют реальных достижений в предпринимательской деятельности, а лишь проектируют ее. При этом все обследованные отождествляют себя с реальностью предпринимательской деятельности. Иными словами, идентификация респондентов с предпринимательством происходит не в атрибутивном, а в модальном аспекте жизни. Они сами настроены так себя идентифицировать. Структура их мышления может быть проиллюстрирована следующей выдержкой из интервью:

«- Считаешь ли ты себя предпринимателем?

Ммм... И да и нет, 100 процентов нет.

- Попробуй определить процентное участие.

- Я думаю, процентов на 50, так как если бы я сказал что на 100 процентов предприниматель, я бы уже давно что-нибудь предпринял.

- Тогда попробуй сказать, как ты чувствуешь, каково твое место в структуре проекта?

- Я бы, конечно, хотел это выяснить, но мне нравится считать, что моя роль - это роль консультанта.

- Кого ты консультируешь?

- И директора, и маркетолога в моей компании. Я больше человек аналитического склада ума, люблю копаться в информации, аналитику, предлагать какие-либо улучшения своей компании.

- Ты себя можешь воспринимать как лидера?

- Да, могу! Я могу быть лидером. Но у меня есть и трудности в этом, я могу быть таким, но у меня не хватает некоторых качеств, или они плохо выражены.

- А желание есть?

- Желание-то есть, но я не могу им быть. Когда я хочу что-то сделать, я уже могу это сделать».

2. Респонденты идентифицируют свою деятельность с предпринимательской. Партнерство не играет решающей роли. Предпринимательская деятельность для респондентов - это деятельность для одного, в отсутствии желания вести бизнес с партнером (на равных условиях). Респонденты показывают отсутствие экономического, т.е. партнерского, модуса в своем представлении о собственном бизнесе.

Выдержки из интервью:

«- А какую цену платишь за жизнь, которую ты живёшь?

- В чём её измерить? Я плачу отсутствием людей. Я плачу тем, что друзей могу пересчитать по пальцам на одной руке. Я плачу тем, что моя девушка вынуждена находиться одна из-за недостатка времени. Я плачу тем, что многое не успеваю по учебе. Я кончу, наверно, тем, что меня не узнают родители. Я плачу тем, что люди считают меня драконом. В любой момент я могу их испепелить, очень резко. Друзей мало.

- А кто-нибудь платит вместе с тобой?

- Нет. Я стараюсь делать так, чтобы мой темп, мой ритм никого не сбивал, тем более что находиться в связке для меня не очень хорошая ситуация, потому что если мне надо кардинально, быстро что-то поменять, то один я себя быстро поменяю, быстро переживу, очень быстро перестрою и для меня это нормально! Я очень быстро простроил план, проследовал ему и всё!»

3. Идентификация со временем своей жизни у респондентов утрирована. В текстах интервью отсутствует ориентация респондентов на прошлое, некоторые интервью свидетельствуют о полном отрицании прошлого и нежелании что-либо о нем говорить.

Выдержки из интервью:

«- А можешь расставить основные вехи на протяжении своего жизненного пути, про которые ты бы мог сказать, что ты этим гордишься?

- Не знаю, но эти путевые столбы я не очень люблю расставлять в своей жизни. Потому что знаю, что все вырабатывается постепенно, контрольные точки есть, конечно, закончил школу, поступил в универ, началась работа, пошёл на работу, занялся второй работой, потом проект, всё очень смазано. Не могу расставить какие-то конкретные точки, потому что их будет либо слишком много, либо их не будет вообще...»

4. В идентификации респондентов доминирующую роль играет символ денег без наполненности смыслом. Проявляется явная ориентация на материальные блага (деньги), при этом экономическая реальность, как ни странно, отсутствует.

Выдержки из интервью:

«- Что планируешь? О чем мечтаешь даже?

- В плане бизнеса или вообще?

- В плане бизнеса.

- Денег много заработать, первостепенно. Это первое. А второе - чтобы наш продукт стал востребован, какую-то отрасль, деятельность, чтобы потом можно было сказать, что я это сделал».

5. В идентификации респондентов отсутствует страх смерти (как самого человека, так и «смерти» бизнеса).

Выдержки из интервью:

«- Боишься смерти?

- Нет, абсолютно. После того, я как прочитал про это много.

- А «смерть бизнеса»?

- Это абсолютно нормально, 90 процентов всех стартапов именно этим и заканчиваются. Я расцениваю это для себя как ступеньку вверх. Провал - это всегда то, когда можно понять, почему это произошло, анализ».

Интерпретируя полученные данные, мы можем сказать следующее. Опыт, отраженный в интервью, может быть обозначен как факт деградантной самоидентичности в контексте инновационного предпринимательства (извлечь личную выгоду из изменений и идеи прогресса без учета исторического контекста). Несмотря на то что некоторые респонденты не причисляют себя собственно к предпринимателям и не имеют ни объективных, ни субъективных оснований для этого, они отождествляют себя с реальностью предпринимательской деятельности.

Нежелание вести свой бизнес с партнером может свидетельствовать о недоверии к другим людям и отсутствии экономического, географического, символического мышления. Личностный потенциал в их представлении позволяет им полагаться больше на себя как на технический ресурс, на свои способности и возможности. Они видят свою жизнь как выстраивание индивидуальной траектории, которая приносит им успех, представляемый ими как самоценность.

Специфическое отношение к деньгам, фетишизация денег. На первое место такие люди ставят именно материальный достаток, это является одной из главных мотиваций для занятия бизнесом. Личности с инновационным потенциалом не отчуждают себя от потребительской реальности денег, они имеют для них большое значение.

Показательным является и отношение к смерти. Личностями с высоким инновационным потенциалом смерть воспринимается как часть жизни. Человек не испытывает страха перед смертью, поскольку его жизнь превышает по интенсивности то, что он воображает в качестве смерти. Они живут так, как будто уже победили смерть.

Интерпретация автобиографий позволяет предположить, что личность, обладающая инновационным потенциалом, характеризуется тем, что, четко идентифицируя себя в определенном времени (в уровне организации), помещает себя в узкий аспект времени прогресса, воспринимаемого как время большего порядка. Это, возможно, важный аспект извращения мышления

современных инноваторов. Модели, которыми такой человек выражает свою самоидентичность, ингерентны реальности изменений [3, 4], а не реальности развития и бытия.

Анализ автобиографий также показал, что представители данной выборки в своей идентификации характеризуются отсутствием ориентации на прошлое, некоторые интервью свидетельствуют о полном отрицании прошлого и нежелании что-либо о нем говорить. Этот артефакт позволяет предположить, что высокий инновационный потенциал - это вариант деградации личности с высоким личностным потенциалом [4].

Согласно данным количественных анализов С.А. Богомаза и Ю.В. Сметановой участники-лидеры проектных групп БИТ Сибирь-2011 и предприниматели имеют высокий уровень выраженности личностного потенциала.

В результате проведенного нами исследования мы можем выдвинуть две гипотезы:

1. Для изучения инновационного потенциала возможно, а в некоторых случаях достаточно использовать методики изучения личностного потенциала в комплексе с экзистенциально-феноменологическим анализом.

2. Проявление высоких значений инновационного потенциала есть проявление деградации индивидов с высоким личностным потенциалом в аспекте их отчужденности от исторического, экономического, диалогического видения реальности и доминирования в их мышлении примитивно-прогрессистского взгляда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богомаз С.А., Мацута В.В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность

студентов // Психология обучения. 2010. № 12. С. 77-88.

2. Леонтьев ДА., Мандрикова Е.Ю. и др. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1.

С. 8-31.

3. Клочко В.Е., Лукьянов О.В. Личностная идентичность и проблема устойчивости человека в меняющемся мире: системно-антропологический

ракурс // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324. С. 333-337.

4. Лукьянов О.В. Фактор времени в системе психологических интерпретаций // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 2.

С. 46-63.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 17 марта 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.