Научная статья на тему 'Личностный и коммуникативный потенциалы инновационно- предпринимательски-ориентированных субъектов'

Личностный и коммуникативный потенциалы инновационно- предпринимательски-ориентированных субъектов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMMUNICATIVE POTENTIAL / PERSONAL POTENTIAL / AMBIGUITY TOLERANCE / RESILIENCE / SELF-ORGANIZATION OF ACTIVITY / VALUE ORIENTATIONS TOWARDS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богомаз Сергей Александрович, Каракулова Ольга Викторовна

Оценены и сопоставлены показатели личностного и коммуникативного потенциала в группе предпринимательски-ориентированных субъектов, группе инновационно-ориентированных субъектов и в группе аспирантов и магистров. Определены межгрупповые различия в основных ценностных ориентациях на профессиональную деятельность. Установлено, что технически-ориентированные молодые перспективные «инноваторы» отличаются низким коммуникативным потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The indicators of personal and communicative potential are evaluated and compared in the groups of entrepreneurship-oriented individuals, of innovation-oriented individuals and of Master's and doctoral students. The intergroup differences in value orientations towards professional activity have been revealed. It has been found out that technically-oriented promising young «innovators» are characterized by low communicative potential.

Текст научной работы на тему «Личностный и коммуникативный потенциалы инновационно- предпринимательски-ориентированных субъектов»

УДК 159.9

личностный и коммуникативный потенциалы

ИННОВАЦИОННО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СУБЪЕКТОВ

С.А. Богомаз, О.В. Каракулова (Томск)

Работа выполнена при финансовой поддержке ФЦП «Кадры» (ГК №2564 от 25.11.2009)

Аннотация. Оценены и сопоставлены показатели личностного и коммуникативного потенциала в группе предпринимательски-ориентированных субъектов, группе инновационно-ориентированных субъектов и в группе аспирантов и магистров. Определены межгрупповые различия в основных ценностных ориентациях на профессиональную деятельность. Установлено, что технически-ориентированные молодые перспективные «инноваторы» отличаются низким коммуникативным потенциалом.

Ключевые слова: коммуникативный потенциал; личностный потенциал; толерантность к неопределенности; жизнестойкость; самоорганизация деятельности; ценностные ориентации к деятельности.

Для выявления перспективной молодежи и лиц, способных к предпринимательству, государственные и общественные фонды проводят различные конкурсы и осуществляют программы их финансовой, юридической и организационной поддержки. Психологам же представляется очевидным, что для отбора молодых потенциальных инноваторов и предпринимателей из числа кандидатов необходимо учитывать их личностный и коммуникативный потенциалы [2-4, 10].

С целью разработки алгоритма определения этих качеств у российских потенциальных инноваторов и предпринимателей мы проанализировали результаты психологического исследования победителей всероссийского молодежного научно-технического конкурса и победителей конкурса «Самозанятость», организованных Центром трудоустройства администрации Томской области для выявления перспективных предпринимательски-ориентированных проектов. Для того чтобы стать победителями этих конкурсов, студенты, аспиранты и молодые вузовские преподаватели (возраст до 28 лет), а также предпринимательски-ориентированные кандидаты должны были на суд разным профессиональным экспертам представить результаты собственных научных исследований и/или собственный бизнес-проект.

При этом по замыслу организаторов конкурсов потенциальные инноваторы и предприниматели должны сочетать в себе качества креативного разработчика идеи, менеджера и предпринимателя. Следуя этому замыслу, для психологического обследования победителей конкурсов, которое проводилось под руководством профессора факультета психологии Томского госуниверситета Э.В. Галажинского, был создан специализированный сайт с пакетом диагностических методик (разработчик Д.Ю. Баланев). Каждый респондент из любого российского города, получив индивидуальный доступ на сайт, имеет возможность в интерактивном режиме выполнить эти методики и получить обратную психологическую связь. Результаты тестирования автоматически включаются в электронную базу данных и обрабатываются статистически. В состав диагностического пакета для оценки степени выраженности коммуникативного по-

тенциала была включена методика «Диагностика особенностей общения», предложенная В.Н. Недашковским [9]. Использование методики позволяет определить такие показатели общения, как «понимание собеседника», «понимание себя в процессе общения», «способность выстроить межличностную границу в общении», «конгруэнтность в общении», и суммарный показатель, отражающий эффективность процесса общения.

Для оценки параметров личностного потенциала и изучения способности молодых инноваторов и предпринимателей функционировать в новых, экстраординарных ситуациях в состав диагностического пакета были включены шкала «Толерантность к неопределенности» [7], тест «Жизнестойкость» с субшкалами «вовлеченность», «контроль» и «риск» [1, 5], а также «Опросник самоорганизации деятельности», имеющий субшкалы «планирование», «наличие цели», «настойчивость», «фиксация», «самоорганизация^) и «ориентация во времени» [8].

Следует уточнить, что в понимании личностного потенциала мы опираемся на идею Д.А. Леонтьева и его коллег, согласно которой личностный потенциал является системной характеристикой и объединяет в единый конструкт устойчивость и гибкость, способность противостоять нежелательным изменениям и одновременно инициировать и осуществлять желательные [6].

С нашей точки зрения, личностный потенциал может характеризоваться также ориентацией на различные сферы жизни и деятельности человека. Для оценки этих возможных ориентаций использовался опросник Э. Шейна «Якоря карьеры» [11].

В исследовании приняли участие 144 победителя научно-технического конкурса УМ.Н.И.К. (группа инновационно-ориентированных субъектов, средний возраст 23,8 года). Чтобы стать победителями, им потребовалось выполнить научную работу и выступить с докладом на научной конференции перед экспертами (см.: http:// www.fasie.ru/mdex.php?rid=120). Также в нашем исследовании участвовали 45 победителей конкурса «Самозанятость» (группа предпринимательски-ориентированных субъектов, средний возраст 27,4 года). Условия их конкурса были более жесткими: требовалось по разным

48

Общая психология и психология личности

критериям доказать экспертам перспективность бизнеспроекта, соответственно, «цена победы» по своим личностным затратам для них была более существенной (см.: http://www.burenie-vsem.ru/samoz_o_programme.php). В группу сравнения вошли 74 магистра и аспиранта разных факультетов Томского государственного университета (средний возраст 24,0 года), которые не относились к категории «победителей» какого-либо из двух конкурсов. Результаты тестирования обрабатывались статистически с помощью пакета программ «Statistica» 5.0.

Итоговые средние значения измеряемых психологических показателей, характеризующих разные группы участников исследования, представлены в табл. 1 и 2. Сравнение различий, которое было осуществлено с помощью дисперсионного анализа ANOVA-MANOVA, показало, что изучаемые группы достоверно (с p<0,000) отличаются друг от друга по толерантности к неопределенности, жизнестойкости, склонности вовлекаться в различные жизненные события, способности контролировать экстраординарные ситуации и склонности рисковать в условиях, когда успешность деятельности не гарантирована. При этом максимальными значениями этих показателей личностного потенциала отличалась группа предпринимательски-ориентированных лиц, победителей конкурса «Самозанятость». Минимальная выраженность толерантности к неопределенности и жизнестойкости была свойственна группе аспирантов и магистров. Победители научно-технического конкурса по своим показателям заняли промежуточное положение.

Сходная картина наблюдалась относительно показателей «целеустремленность» и «настойчивость» «Опросника самоорганизации деятельности» - более

целеустремленными и настойчивыми оказались предприни-мательски-ориентированные субъекты, инновационноориентированные субъекты заняли промежуточное положение, а минимальной целеустремленностью и настойчивостью отличались аспиранты и магистры.

Несущественно между собой различались группы по таким показателям, как «планирование», «фиксация», «самоорганизация» и «ориентация во времени». Следовательно, все группы примерно в равной степени склонны планировать свою деятельность, концентрироваться на процессе и предмете деятельности, использовать вспомогательные средства деятельности и склонны во времени ориентироваться на «настоящее», а не «витать в облаках» или «застревать в своем прошлом».

Суммарный показатель опросника продемонстрировал максимальную склонность к самоорганизации деятельности в предпринимательски-ориентированной группе, среднюю - в инновационно-ориентированной группе и минимальную - в группе, составленной из аспирантов и магистров.

Соответственно полученным результатам можно сделать заключение о степени выраженности личностного потенциала у обследованных субъектов. В максимальной степени этот потенциал выражен у представителей предпринимательски-ориентированной группы. Очевидно, что их высокий личностный потенциал способствовал тому, что они оказались победителями конкурса «Самозанятость» и получили в результате финансирование в поддержку собственных предпринимательских проектов. Средняя степень выраженности личностного потенциала, судя по нашим данным, была характерна для инновационно-ориентированных субъек-

Т а б л и ц а 1

Средние значения показателей личностного и коммуникативного потенциала, вычисленные для групп победителей конкурса «Самозанятость» (n=45), победителей конкурса «У.М.Н.И.К .» (n = 144) и группы аспирантов и магистров Томского госуниверситета (n = 74), баллы

Показатели Победители конкурса «Самозанятость» Победители конкурса «УМ.Н.И.К.» Аспиранты и магистры ТГУ Значимость различий

Толерантность к неопределенности 121,1 118,0 103,0 0,0000

Вовлеченность 47,9 43,9 40,4 0,0000

Контроль 40, 3 36,6 32,5 0,0000

Риск 23,6 21,9 19,9 0,0000

Суммарный показатель жизнестойкости 111,1 102,4 92,3 0,0000

Планирование 21,9 21,8 19,6 0,0280

Целеустремленность 40,8 38,9 36,7 0,0000

Настойчивость 30,3 28,0 22,7 0,0000

Фиксация 21,2 20,2 20,6 ---

Самоорганизация 12,8 11,1 10,3 0,0098

Ориентация во времени 10,0 9,5 9,6 ---

Суммарный показатель 137,0 129,6 119,3 0,0000

Понимание собеседника 17,8 10,6 16,2 0,0000

Понимание себя 18,5 10,5 17,5 0,0000

Построение межличностных границ 14,9 14,6 14,7 ---

Конгруэнтность в общении 16,8 12,2 16,8 0,0000

Суммарный индекс общения 17,2 12,3 16,3 0,0000

Примечание. Учитывались «сырые» баллы методики «Диагностика особенностей общения», «суммарный индекс общения» вычислялся как среднеарифметическое 4 субшкал методики.

49

№ 37

Сибирский психологический журнал

2010 г.

Т а б л и ц а 2

Средние значения показателей ориентации на деятельность, вычисленные для групп победителей конкурса «Самозанятость» (n=45), победителей конкурса «У.М.Н.И.К.»

(n = 144) и группы аспирантов и магистров Томского госуниверситета (n = 74), баллы

Показатели Победители конкурса «Самозанятость» Победители конкурса «УМ.Н.И.К.» Аспиранты и магистры ТГУ Значимость различий

Компетентность 5,92 6,24 6,25 ---

Менеджмент 7,59 6,90 6,60 0,0360

Автономия 7,04 6,84 6,94 ---

Стабильность работы 5,46 7,29 6,99 0,0000

Стабильность места 3,95 3,42 4,82 0,0000

Служение 8,31 8,21 7,79 ---

Вызов 7,40 7,11 6,25 0,0001

Интеграция 6,97 7,13 7,44 ---

Предпринимательство 8,92 6,92 5,62 0,0000

Суммарный индекс 6,78 6,68 6,52 ---

Инновационный индекс 8,05 7,28 6,57 0,0000

Примечание. Инновационный индекс вычислялся как среднеарифметическое 4 субшкал: «менеджмент», «служение», «вызов» и «предпринимательство».

тов. Тем не менее имеющийся потенциал, с нашей точки зрения, внес определенный вклад в достижение победы в научно-техническом конкурсе. В этой связи заметим, что средние значения показателей по шкале «Толерантность к неопределенности», по тесту «Жизнестойкость» и по «Опроснику самоорганизации деятельности» заметно превышают те нормативные значения, которые были вычислены авторами этих тестовых методик. Мы уверены, что целеустремленность и настойчивость, высокая убежденность в том, что имеет смысл вовлекаться и рисковать в возникающих ситуациях, убежденность в способности контролировать эти ситуации, готовность без страха принять неопределенность в своей жизни являются важнейшими личностными условиями высоких достижений человека в любой сфере деятельности.

Интересные межгрупповые различия были получены относительно показателей коммуникативности, оцениваемых с помощью методики «Диагностика особенностей общения» (см. табл. 1). Как оказалось, примерно одинаковой эффективностью общения характеризуются группа предпринимательски-ориентированных субъектов и группа аспирантов и магистров. Однако мы ожидали, что предпринимательски-ориентированные субъекты должны обладать более высоким коммуникативным потенциалом, необходимым им для интенсивного общения с разными людьми, от которых может зависеть успешность их бизнеса. Результаты же исследования показали, что им свойственна средняя степень выраженности коммуникативного потенциала. В этой связи можно высказать опасение, что у победителей конкурса «Самозанятость» при реализации своих предпринимательских проектов могут возникнуть проблемы из-за невысокоразвитых навыков общения.

В еще более проблематичной ситуации, по нашему мнению, могут оказаться молодые «инноваторы», которые отличались минимальным коммуникативным потенциалом. И думается, что дело тут совсем не в их более молодом возрасте, а скорее в том, что в процессе профессиональной подготовки технических специали-

стов в вузе традиционно не уделяется внимание такому аспекту профессионального становления, как коммуникативная компетентность. Нетрудно заметить, что и у инноваторов, и у предпринимателей коммуникативные навыки складываются случайным образом, вне вузовского образования по мере накопления опыта решения возникающих проблем в общении.

То, что мы в лице молодых «инноваторов» имеем дело со специфической выборкой, подчеркивают результаты корреляционного анализа. Например, в группе аспирантов между показателем толерантности к неопределенности и суммарным показателем эффективности общения наблюдалась положительная связь (r = 0,305; p = 0,008), означающая, по-видимому, что человек с высокой толерантностью без излишней осторожности склонен принимать не только неопределенные ситуации, но и новых для себя людей. Напротив, в группе инновационно-ориентированных субъектов между показателем толерантности к неопределенности и показателем «понимание собеседника» обнаружилась отрицательная связь (г = -0,303; p = 0,000), а с показателем «построение межличностных границ» выявилась положительная связь (г = 0,270; p = 0,001). Это свидетельствует в пользу того, что с ростом толерантности технически-ориентированные субъекты, не будучи способными понять других участников коммуникации, склонны максимально дистанцироваться от них. Таким образом, коммуникативный потенциал победителей научно-технического конкурса оказывается в дефиците.

Как мы уже указывали, личностный и коммуникативный потенциалы, по нашему мнению, могут быть сориентированы на различные виды активности и деятельности. Как можно увидеть в табл. 2, в максимальной степени победители конкурса «Самозанятость» ценностно ориентированы на «Предпринимательство» и «Служение людям», в минимальной степени им свойственна ориентация на «Стабильность в жизни». Можно сказать, что их ценностные ориентации максимально

50

Общая психология и психология личности

соответствуют предпринимательской деятельности. Победителям научно-технического конкурса свойственна ценностная ориентация на «Служение людям», для них также значима «Стабильность работы» при отсутствии ценностной ориентации на «Стабильность места жительства». В данном случае трудно подчеркнуть что-то специфичное для этой выборки относительно ценностных ориентаций. Они не имеют четкой выраженности ни по отношению к инновационной деятельности, ни по отношению к предпринимательской деятельности. Особенно если учитывать результаты, полученные в группе аспирантов и магистров, где также наблюдается ценностная ориентация на «Служение людям» и малозначимая ориентация на «Стабильность места жительства». Их дополняют ценностная ориентация на «Интеграцию в жизни» и отсутствие ориентации на «Предпринимательство». При этом обращает на себя внимание тот факт, что, судя по суммарному индексу, группы практически не отличаются уровнем мотивации на профессиональную деятельность. В отличие от этого «Инновационный индекс», который мы ввели на основе результатов кластерного анализа показателей опросника «Якоря карьеры» и который вычисляется как среднеарифметическое 4 субшкал «менеджмент», «служение», «вызов» и «предпринимательство», высокозначимо дифференцировал группы. Самой перспективной для предпринимательской и инновационной деятельности является группа победителей конкурса «Самозанятость».

Представляется очевидным, что найденные закономерности необходимо учитывать при организации научно-технических конкурсов и при реализации про-

грамм поддержки перспективных инновационных и предпринимательских проектов. Судя по полученным результатам, наличие высокого личностного потенциала следует рассматривать в качестве важного условия обеспечения победы в ситуации конкуренции. Вместе с тем проблематичной для потенциальных инноваторов и предпринимателей может оказаться их коммуникативная компетентность. Как свидетельствуют наши данные, предпринимательски-ориентированные субъекты обладают лишь средневыраженным коммуникативным потенциалом, а у инновационно-ориентированных субъектов он оказывается в явном дефиците. Понятно, что трудно ожидать эффективной реализации инновационных проектов от молодых людей, которые не способны организовывать коммуникацию со значимыми людьми - членами собственной проектной команды, с фондодержателями, экспертами, инвесторами и т.п.

Несомненно, участие психологов в проведении научно-технических конкурсов было бы целесообразно с точки зрения повышения их результативности.

В частности, психологи могли бы предложить научно обоснованные диагностические алгоритмы для оценки и отбора кандидатов в потенциальные инноваторы и предприниматели. Мы рекомендуем с этой целью использовать тесты «Жизнестойкость», «Опросник самоорганизации деятельности», методику «Дианостика особенностей общения» и опросник «Якоря карьеры». Этот оптимальный набор может дать важную специфическую информацию о личностном и коммуникативном потенциале кандидатов, об их основных ценностных ориентациях на деятельность.

Литература

1. Богомаз С.А., Баланев Д.Ю. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека // Сибирский психологический журнал.

2009. Вып. 32. С. 23-28.

2. Гемюнден Х.Г., Конрад Э.Д. Поведение предпринимателя при создании нового предприятия как важный фактор успеха. Режим доступа:

http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/20_3_01.htm

3. КлочкоВ.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск: ТГУ, 2009. 240 с.

4. Краснорядцева О.М. Психолого-образовательное сопровождение процесса вхождения молодежи в инновационную деятельность // Психология

и современное российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования. М., 2008. С. 10-19.

5. Леонтьев Д.А., РассказоваЕ.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

6. Леонтьев Д.А., МандриковаЕ.Ю., Осин Е.Н. и др. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика.

2007. № 1. Тематический выпуск «Диагностика личностного потенциала» / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина. С. 8-31.

7. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 227 с.

8. Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М.: Смысл, 2007. 15 с.

9. Недашковский В.Н. Методика диагностики процесса общения // Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Ч. 5:

Программы и методики психологического исследования личности и группы: Материалы юбилейной науч.-практ. конф. ИП РАН / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: Ин-т психологии РАН, 2002. С. 322-348.

10. Непомнящая В.А., Богомаз С.А. К проблеме поиска психологических оснований развития инновативной компоненты личности в юности

и молодости // Сибирский психологический журнал. 2007. Вып. 25. С. 78-83.

11. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. ГС. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова.

СПб., 2001. 302 с.

PERSONAL AND COMMUNICATIVE POTENTIAL OF INNOVATION-ORIENTED AND ENTREPRENEURSHIP-ORIENTED INDIVIDUALS Bogomaz S.A., Karakulova O.V. (Tomsk)

Summary. The indicators of personal and communicative potential are evaluated and compared in the groups of entrepreneurship-oriented individuals, of innovation-oriented individuals and of Master’s and doctoral students. The intergroup differences in value orientations towards professional activity have been revealed. It has been found out that technically-oriented promising young «innovators» are characterized by low communicative potential. Key words: communicative potential; personal potential; ambiguity tolerance; resilience; self-organization of activity; value orientations towards activity.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.