УДК 159
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ, В РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ВОВЛЕЧЕННЫХ В ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ю.В. Сметанова (Томск)
Работа выполнена в рамках гос. задания на НИР «Исследование и развитие потенциала одаренности, инновационности и самореализации современной молодежи в условиях модернизации экономики и социальной сферы».
Рег. № 6.4804.2011.
Аннотация. Приводятся результаты комплексного исследования личностного потенциала на выборках студентов, в разной степени вовлечённых в инновационную деятельность. Доказано, что с развитием инновационной активности личностный потенциал студентов выступает в роли ресурса для реализации ценностных карьерных ориентаций и инновационного поведения.
Ключевые слова: инновационная деятельность; студенты; личностный потенциал; структура ценностных ориентаций.
Постоянные информационные и инновационные преобразования и нестабильность системы социально-экономических взаимоотношений в мире диктуют необходимость роста качества человеческого ресурса и, как следствие, создания систем выявления талантливой молодежи на этапе профессионализации и ее последующей поддержки. Такие системы призваны обеспечить будущую конкурентоспособность государства и становятся ресурсом его социального и экономического развития.
Для создания систем выявления и поддержки талантливой молодежи на этапе профессионализации актуальным является системный анализ личностных и деятельностных особенностей молодых людей, в разной степени вовлеченных в инновационную деятельность. В качестве одного из наиболее системных феноменов, охватывающих индивидуально-психологические особенности человека, его базовую направленность и систему убеждений, выступает личностный потенциал. Именно личностный потенциал позволяет человеку, исходя из устойчивых внутренних критериев и ориентиров жизнедеятельности, сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности на фоне изменяющихся внешних условий [4].
Нами было проведено исследование особенностей личностного потенциала студентов томских вузов, в разной степени вовлеченных в инновационную деятельность.
Теоретико-методологическими основаниями исследования выступили положения системной антропологической психологии и развиваемой в рамках данного подхода концепции инновационного пове-
65
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
дения личности (В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский [3]), а также положения концепции личностного потенциала Д.А. Леонтьева [4].
Для сбора информации был использован психодиагностический пакет для изучения параметров личностного потенциала и ценностных карьерных ориентаций личности: тест «Жизнестойкость» (С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой); опросник «Самоорганизация деятельности» (Е.Ю. Мандрикова); шкала толерантности к неопределенности (MSTAT-I Д. Маклейна в адаптации Е.Г. Луковицкой); опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн) [4]. Данный пакет методик уже показал свою валидность применительно к исследованиям на выборках инновационно-активной молодежи [1]. Мы также применяли метод экспертных оценок и метод анализа продуктов деятельности. Методами обработки полученных данных выступили методы описательной статистики, корреляционный анализ Пирсона пакета Statistica 5.0.
В исследовании приняли участие 70 студентов вузов города Томска в возрасте 18-26 лет, обучающихся по разным специальностям и направлениям подготовки.
Студенты были разбиты на две группы - по степени инновационной активности. Для анализа показателей результативности и оценки степени вовлеченности в инновационную деятельность были применены методы экспертных оценок и анализ продуктов деятельности студентов. Методологическим базисом для разработки системы критериев оценки инновационной активности стали представления Г.В. Залевского об основаниях инновационного поведения [2]. В качестве критериев оценки выступили показатели результативности НИРС, показатели общей активности и результативности в общественной и учебной деятельности, свидетельствующие об инновационной активности студентов и готовности их вовлекаться в инновационную деятельность вуза [5, 6]. Материалом для исследования стали сведения анкет, заполняемых в рамках стипендиального конкурса Oxford Russia Fund, и сведения из баз данных области по выявлению и поддержке талантливой молодежи вузов Томска.
Всего проанализированы сведения о 120 студентах и выделены две наиболее полярные по степени инновационной активности группы инновационно-активной (n = 30) и инновационно-неактивной (n = 40) молодежи. Мы отказались от привлечения к участию студентов со средними показателями инновационной активности ради выявления параметров, максимально взаимосвязанных со степенью инновационной активности.
Итак, первую группу составили студенты, активно проявляющие себя в научной деятельности и общественной работе, являющиеся победителями различных конкурсов. В частности, 25 чел. являются стипендиатами различных фондов и программ, все ведут самостоятельную научную деятельность вне учебного плана обучения (проводят исследования, пишут статьи в научные журналы и т. д.), многие также участ-
66
Структура личностного потенциала студентов
вуют в социальных, культурных, научных и практико-ориентированных проектах на уровне факультета, вуза и города.
Показатели личностного потенциала и ценностных карьерных ориентаций студентов, в разной степени вовлеченных в инновационную деятельность
Результаты группы инновационно-активной студенческой молодежи Показатели Результаты группы инновационно-неактивной студенческой молодежи
Valid n Mean Min Max Std. Dev. Valid n Mean Min Max Std. Dev.
30 40,88 10 53 9,50 Жизнестойкость: вовлеченность 40 34,36 12 51 10,58
30 33,08 11 46 8,17 Жизнестойкость: контроль 40 28,84 6 45 10,30
30 20,42 5 29 5,50 Жизнестойкость: риск 40 18,84 7 34 5,97
30 94,38 42 128 7,16 Жизнестойкость: суммарный показатель 40 82,04 32 130 8,27
30 21,25 6 28 5,82 ОСД: планомерность 40 15,32 4 28 6,99
30 38,13 29 42 3,65 ОСД: целеустремленность 40 34,44 17 42 6,18
30 25,46 11 35 6,63 ОСД: настойчивость 40 18,52 5 32 8,55
30 20,04 5 29 5,64 ОСД: фиксация 40 19,12 9 30 6,53
30 9,63 3 18 3,97 ОСД: самоорганизация 40 7,44 3 19 4,30
30 8,17 2 14 3,31 ОСД: ориентация на настоящее 40 8,2 3 14 3,04
30 122,67 84 154 19,81 ОСД: суммарный показатель 40 103,0 4 62 139 20,77
30 107,79 50 154 25,66 Толерантность к неопределенности 40 97,16 45 144 22,99
30 5,43 2 8 1,64 Якоря карьеры: Компетентность 40 5,41 2 10 1,79
30 6,59 2 9 2,28 Якоря карьеры: менеджмент 40 6,6 2 10 2,1
30 6,34 2 10 2,28 Якоря карьеры: автономия 40 6,92 1 10 1,99
30 5,89 1 9 2,17 Якоря карьеры: стабильность работы 40 7,04 2 10 2,09
30 4,32 1 8 1,95 Якоря карьеры: стабильность места жительства 40 5,2 1 10 2,52
30 7,67 2 10 2,48 Якоря карьеры: служение 40 7,01 4 10 1,67
30 6,33 1 10 2,14 Якоря карьеры: вызов 40 5,53 1 9 2,5
30 7,64 5 10 1,05 Якоря карьеры: интеграция 40 7,67 3 9 1,45
30 5,73 1 10 2,86 Якоря карьеры: предпринимательство 40 5,78 1 9 2,06
67
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
Все студенты данной группы имеют от 3 до 15 научных публикаций и опыт реализации хоздоговорных и грантовых программ, некоторые уже получили акты внедрений. Во вторую группу вошли студенты, активность которых не является систематической и детерминирована внешними причинами («сессия», «родители ругаются» и т.д.). Основной деятельностью данной группы студентов является учебная.
Результаты исследования показателей личностного потенциала и ценностных карьерных ориентаций респондентов представлены в таблице. Студенты, для которых инновационная деятельность не является значимым элементом жизнеосуществления, демонстрируют низкий уровень развития личностного потенциала (показатели по всем методикам ниже нормативных), в отличие от студентов, вовлеченных в инновационную деятельность. У последних единственным сниженным показателем является уровень вовлеченности, что позволяет предположить у них подверженность стрессам, неспособность полностью включаться в решение жизненных задач и находиться в контакте с окружающим миром. Возможно, в некоторой степени это отражает специфику самоощущения в процессе инновационно-ориентированного вузовского обучения.
Дисперсионный анализ (t-критерий Стюдента для независимых выборок) показал наличие достоверных различий между группами по параметрам личностного потенциала, в частности, по таким показателям опросника самоорганизации деятельности, как планомерность (р = 0,001), целеустремленность (р < 0,05) и настойчивость (р < 0,01). Таким образом, студенты, для которых инновационная деятельность не является значимым элементом жизненного самоосуществления, имеют больше сложностей при самоорганизации деятельности. В частности, они менее реалистичны в постановке целей, менее последовательны и настойчивы в их реализации, могут испытывать больше затруднений в противостоянии трудным и противоречивым жизненным ситуациям и неопределенности.
Особенности ценностных карьерных ориентаций студентов обеих групп схожи и не имеют достоверных различий. Общим для обеих групп студентов является низкая ценностная ориентация на занятия предпринимательской деятельностью: они не связывают свое будущее с открытием собственного дела, созданием бизнеса.
На уровне тенденции отметим: для студентов, не ориентированных на инновационную деятельность, менее свойственны ценности служения и вызова, но гораздо более выражены ориентации на стабильность и автономию. Таким образом, для инновационно-неактивных студентов более ценным при построении карьеры являются забота о себе и собственной безопасности, возможность избежать риска и сохранить собственный «нейтралитет» и «невовлеченность».
Результаты корреляционного анализа показали, что в структуре личностного потенциала студенческой молодежи существуют серьез-
68
Структура личностного потенциала студентов
ные различия в зависимости от степени вовлеченности молодых людей в инновационную деятельность.
Выявлены различия в структуре взаимосвязей показателей личностного потенциала респондентов, в разной степени вовлеченных в инновационную деятельность, с некоторыми социально-демографическими характеристиками. Так, в группе инновационно-неактивных студентов выявлены достоверные взаимосвязи ценностных ориентаций с показателями возраста: с возрастом менее значимыми становятся склонность искать стабильное место работы (г = -0,437, p < 0,05) и стабильное место жительства (г = -0,55, p < 0,005), а также ориентация на вызов (г = -0,445, p < 0,05) и интеграцию стилей жизни (г = -0,528, p < 0,01). Это позволяет утверждать, что инновационно активные студенты, у которых такие корреляции отсутствуют, изначально более гибки в процессе жизнедеятельности и обладают качеством флекси-бильности личности, более чувствительны к опыту самоидентичности, возможностям среды [2]. Для студентов с низкими показателями личностного потенциала и уровнем инновационной активности, вероятно, потребуется система специальных развивающих программ психологообразовательного сопровождения.
Корреляционный анализ выявил наличие достоверных взаимосвязей между параметрами личностного потенциала и ценностными ориентациями в исследуемых группах. Структура выявленных взаимосвязей представлена на рис. 1, 2. Отметим, что для обеих групп характерно наличие высоких корреляций между показателями личностного потенциала, что отвечает ранее выявленным тенденциям [1]. Однако были определены некоторые специфические отличия в зависимости от степени инновационной активности.
В группе студентов, не активных в инновационной деятельности, все показатели жизнестойкости коррелируют с показателями методики ОСД (планомерность, целеустремленность, настойчивость) и с толерантностью к неопределенности (p < 0,05). Присутствуют также единичные корреляции с ценностными ориентациями: контроль коррелирует со стабильностью места жительства, риск - с ориентацией на предпринимательство (p < 0,05). В группе инновационно-активных студентов корреляции жизнестойкости с показателем планомерности методики ОСД отсутствуют, зато выявлены взаимосвязи вовлеченности и контроля со способностью к самоорганизации деятельности (p < 0,05) и всех шкал методики жизнестойкости с ориентацией на настоящее (p < 0,05). Для данной группы планомерность становится некоторым самостоятельным навыком, в реализации которого не всегда используется ресурс жизнестойкости и противостояния жизненным трудностям. При этом последний используется в процессе актуального жизнеосуществления и самореализации. Ориентация на настоящее, на наш взгляд, в данном контексте скорее приобретает значение экзистенциальной наполненности жизни.
69
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
Для студентов, не активных в реализации инновационной деятельности, характерно наличие хотя бы единичных корреляций для каждой из ценностных ориентаций (см. рис. 1).
Рис. 1. Структура корреляций личностного потенциала и ценностных карьерных ориентаций у инновационно активной студенческой молодежи
Рис. 2. Структура корреляций параметров личностного потенциала и ценностных карьерных ориентаций у студенческой молодежи, не активной в инновационной деятельности
Компетентность высоко коррелирует с фиксацией ОСД (г = 0,667, p = 0,000) и ориентацией на вызов (г = 0,48, p < 0,05). Это находит свое отражение в учебной деятельности, когда основной и единственной сферой деятельности и самореализации такие студенты считают именно учебу и своевременную и успешную сдачу экзаменов и зачетов.
Ориентация на автономию у инновационно-неактивных студентов имеет единственную отрицательную взаимосвязь с показателем контроля методики жизнестойкости (г = -0,422, p < 0,05), т.е. чем
70
Структура личностного потенциала студентов
больше студенты способны осуществлять контроль над собой и ситуацией, тем менее они склонны к независимости, и наоборот. Это может свидетельствовать о личностно незрелой позиции молодых людей и о склонности контролировать ситуацию путем избегания самостоятельных решений и действий (см. рис. 2).
Ориентации на стабильность работы и стабильность места жительства положительно коррелируют друг с другом (р = 0,000) и отрицательно - с толерантностью к неопределенности (р < 0,005). Помимо этого, ориентация на стабильность места работы взаимосвязана с ориентацией на служение (г = -0,454, р < 0,05) и интеграцией стилей жизни (г = 0,438, р < 0,05), при этом последняя коррелирует с показателем самоорганизации деятельности (г = -0,399, р < 0,05). Ориентация на стабильность места жительства дополнительно взаимосвязана с показателем контроля методики жизнестойкости (г = -0,42, р < 0,05). Таким образом, стремление к балансу жизненных сфер для молодых людей связано со стабильным местом работы, но не способствует самоорганизации и работе на благо других.
Полученные данные позволяют предположить наличие выраженных эгоцентрических тенденций в поведении и жизненной стратегии молодых людей, не вовлеченных в инновационную деятельность в вузе.
Ориентация на вызов у инновационно-неактивной молодежи коррелирует с показателем целеустремленности (г = 0,536, р < 0,01), ориентациями на профессиональную компетентность (г = 0,48, р < 0,05), менеджмент (г = 0,539, р = 0,005) и предпринимательство (г = 0,415, р < 0 ,05). Таким образом, студенты связывают конкуренцию и ситуацию вызова с необходимостью и способностью ставить цели, а также со сферами профессиональной самореализации, управленческой деятельностью и предпринимательством. Сниженный уровень их целеустремленности в данном случае может быть объяснен отсутствием стремления к самореализации в обозначенных выше сферах.
Результаты корреляционного анализа ценностных ориентаций студентов, для которых инновационная деятельность является значимым элементом жизненного самоосуществления, показали, что некоторые ценностные ориентации «выпали» из структуры личностной направленности, не обнаружив значимых корреляций ни с одним из показателей, например, ориентация на профессиональную компетентность и интеграцию стилей жизни. Таким образом, можно предположить, что эти ценности для инновационно-активных студентов имеют самостоятельную значимость. Обращает на себя внимание и более равномерная и плотная структура корреляций в данной группе молодежи.
В структуре их личностного потенциала показатели жизнестойкости (вовлеченность и контроль) и показатели ОСД (планомерность, целеустремленность, фиксация и самоорганизация) положительно коррелируют с ориентацией на менеджмент (р < 0,05), которая, кроме то-
71
№ 49
Сибирский психологический журнал
2013 г.
го, взаимосвязана с ценностными ориентациями на служение (г = 0,525, p < 0 ,01), вызов (г = 0,714, p = 0,000) и предпринимательство (г = 0,533, p < 0 ,01). Таким образом, для инновационно-активных студентов ценность менеджмента отождествляется с самоорганизацией и связана со способностью конкурировать и самореализовываться в ситуации вызова, способностью противостоять стрессовым событиям жизни.
Карьерная ориентация на служение положительно взаимосвязана с показателями фиксации, самоорганизации, ориентациями на менеджмент, вызов и предпринимательство (р < 0,05). Обращает на себя внимание, что служение другим в данной группе студентов реализуется, помимо самоорганизации, еще и за счет некоторой «упертости», зациклен-ности на задаче, а также взаимосвязи служения и ценности вызова.
Показатели личностного потенциала (вовлеченность и контроль, толерантность к неопределенности, способность к самоорганизации и ориентация на настоящее) коррелируют также с ценностной ориентацией на предпринимательство (р < 0,05). Таким образом, у инновационно-активных студентов личностный потенциал может выступать в качестве ресурса реализации предпринимательской направленности
Специфично у инновационно-активных студентов отношение к ценностям стабильности и безопасности. Так, ориентации на стабильность места жительства и места работы положительно коррелируют лишь друг с другом (р = 0,000), при этом имеют выраженные отрицательные взаимосвязи с показателями личностного потенциала: риском по методике жизнестойкости, толерантностью к неопределенности (р < 0,05) и склонностью к автономии (р < 0,001). Ориентация на стабильность места работы также отрицательно коррелирует со шкалой контроля теста жизнестойкости и ориентацией на предпринимательство (р < 0,05). При этом ориентация на независимость имеет значимые взаимосвязи со всеми показателями жизнестойкости (р < 0,05), толерантностью к неопределенности (р = 0,000) и ориентацией на настоящее (р < 0,05), а ориентация на вызов имеет прямые взаимосвязи с показателем целеустремленности и самоорганизации ОСД, ориентациями на менеджмент и служение (р < 0,05).
Для инновационно-активных студентов личностный потенциал тесно связан с ценностными ориентациями и выступает в роли ресурса для реализации карьерных ориентаций и инновационной активности.
Полученные в исследовании данные используются в программах психолого-образовательного сопровождения, реализуемых на факультете психологии ТГУ, а также имеют ценность при разработке программ выявления и сопровождения талантливой молодежи, потенциально готовой к реализации сложных, инициативных форм поведения.
72
Структура личностного потенциала студентов
Литература
1. Богомаз С.А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциалы инновационно-предпринимательски ориентированных субъектов // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 48-51.
2. Залевский Г.В. К проблеме психологии инновационного поведения и его барьеров // Сибирский психологический журнал. 2009. № 34. С. 7-11.
3. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 146-151.
4. Личностный потенциал : структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. 680 с.
5. Муратова Е.И., Федоров И.В. Методология и технология оценки готовности выпускников технических вузов к инновационной деятельности // Проблеми инже-нерно-педагопчно1 освгги : зборник наукових праць. Харьков : УИПА, 2008. Вып. 20. URL : library.uipa.kharkov.ua/ (дата обращения: 15.12.2011).
6. Якушева Л.М. Инновационная деятельность преподавателя высшей школы как средство повышения квалификации преподавательского состава // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 1. С. 130-131.
STRUCTURE OF PERSONAL POTENTIAL OF STUDENTS INVOLVED IN INNOVATION IN DIFFERENT DEGREE Smetanova Y.V. (Tomsk)
Summary. The paper presents the results of a comprehensive study of personal potential on samples of students involved in innovation in different degrees. Proved that with the development of innovative activity among students, personal potential begins to act as a resource for the implementation of values and innovative behavior.
Key words: innovation activity; the students; structure of personal and career values; personal potential.
73