Научная статья на тему 'Психологические особенности магистрантов и аспирантов, обучающихся в вузах с ориентацией на классическое и инженерное образование'

Психологические особенности магистрантов и аспирантов, обучающихся в вузах с ориентацией на классическое и инженерное образование Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
683
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БАЗИСНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КЛАССИЧЕСКОЕ И ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CAREER ORIENTATIONS / BASIC VALUES / PERSONAL POTENTIAL / ORIENTATION TOWARDS ENTREPRENEURSHIP / CLASSICAL AND ENGINEERING EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Атаманова Инна Викторовна, Стариченко Ольга Николаевна, Богомаз Сергей Александрович

Представлены результаты исследования взаимосвязи степени выраженности карьерной «ориентации на предпринимательство» у магистрантов и аспирантов двух университетов с параметрами их личностного потенциала и субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей в условиях города, отличающегося высоким инновационным потенциалом. Полученные результаты анализируются с точки зрения возможного влияния образовательной среды, обеспечивающей классическое университетское или инженерное образование, на развитие у студентов определенных ценностных ориентаций в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Атаманова Инна Викторовна, Стариченко Ольга Николаевна, Богомаз Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological features of master and doctoral students at universities oriented towards classical and engineering education

The emerging knowledge-based society is calling for countries' innovative development as one of the global challenges. From the psychological perspective, innovative activity is defined as a form of human activity realized by 'going beyond', i.e. going beyond the existing attitudes and behavioural patterns (V.Ye. Klochko). In this connection, potentiality is becoming a key factor of human personal and professional development. One of the main goals of modernizing the current system of higher education in Russia is to promote university students' research and entrepreneurial activity which is innovative by its very essence. The paper presents the study which was firstly aimed at examining possible relationships between university master and doctoral students' career orientations and characteristics of their personal potential. The second research question was how the study participants' subjective evaluation of basic value realizability in the local settings (Tomsk is viewed as a region with high innovative potential) was related to their career orientations. The study subjects represented two universities of Tomsk (both have gained the status of the National Research University), one of which is considered to be a classical university (Tomsk State University); the other mainly provides engineering education in a great variety of fields (Tomsk Polytechnic University). The results obtained revealed statistically significant between-group differences in a number of career orientations including that towards entrepreneurship. The Polytechnic University master and doctoral students were more oriented towards entrepreneurial and innovative activity and this could be interpreted as their higher competitiveness and better employability perspectives in the current economic situation. Moreover, their orientation towards entrepreneurship was positively correlated with a number of self-organization of activity parameters (characteristics of personal potential). In turn, this means that the more representatives of this university are oriented towards entrepreneurial activity, the more purposeful, inclined to planning, focused on the present and persistent they are in their activity. Meanwhile, the State University master and doctoral students (only science students were included in the analysis) showed a significant positive correlation between their innovative index scores and a number of self-determination parameters (characteristics of personal potential). In other words, the more representatives of this university are oriented towards innovative activity, the more they feel that their life has value and meaning, it is in accordance with their desires and intentions and they follow their own way. As for subjective evaluation of basic value realizability, the two groups showed positive evaluation, but the State University master and doctoral students had higher scores. It can be suggested that representatives of this university are likely to be less realistic compared with their counterparts, who differ in their practicality and pragmatism. Moreover, both groups believed Tomsk to be first of all favourable for love and marriage and only then for their professional development and career perspectives. Therefore, it is necessary to develop special measures enabling university students to be more aware of the local potential for their personal and professional development.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности магистрантов и аспирантов, обучающихся в вузах с ориентацией на классическое и инженерное образование»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 367. С. 128-135

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9

И.В. Атаманова, О.Н. Стариченко, С.А. Богомаз

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА КЛАССИЧЕСКОЕ И ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Особенности личностно-обусловленного восприятия вузовской молодежью среды своего жизнеосуществления»

(проект № 12-06-00799).

Представлены результаты исследования взаимосвязи степени выраженности карьерной «ориентации на предпринимательство» у магистрантов и аспирантов двух университетов с параметрами их личностного потенциала и субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей в условиях города, отличающегося высоким инновационным потенциалом. Полученные результаты анализируются с точки зрения возможного влияния образовательной среды, обеспечивающей классическое университетское или инженерное образование, на развитие у студентов определенных ценностных ориентаций в процессе обучения.

Ключевые слова: ценностные ориентации; базисные ценности; личностный потенциал; ориентация на предпринимательство; классическое и инженерное образование.

Современное состояние российского общества во многом определяется мировыми тенденциями экономического и социального развития. Возрастание роли человеческого фактора в различных сферах жизнедеятельности в ходе становления информационного общества в первую очередь отражается на тех, «кто обладает потенцией преобразовывать свои возможности в действительность» [1. С. 6]. А. Дженкинс и др. подчеркивают, что в зарождающейся знаниевой экономике оказываются востребованными креативность человека и его способность обнаруживать и создавать новые знания [2]. В России перспективы развития науки, экономики и государства в целом, как и успешность реализации инновационной стратегии, в большей степени связывают с молодежью, поскольку эта группа населения не только олицетворяет собой будущее, но и оказывается наиболее чувствительной к изменениям, происходящим в обществе [3, 4]. Таким образом, задачи развития человека и его потенциала, воспитания собственной активности как значимого интегрированного качества личности, повышения конкурентоспособности молодежи, в том числе и вузовской, ставятся и обсуждаются различными государственными и общественными институтами в качестве приоритетных.

Следует отметить, что к настоящему моменту в ведущих вузах страны уже сложились условия для повышения исследовательской, инновационной и предпринимательской активности молодого поколения. Создание инновационного центра «Сколково» в Подмосковье, доступность бизнес-инкубаторов, технопарков и лабораторий проектирования инновационных процессов, увеличение количества научно-исследовательских грантов и конкурсов в стране - все это способствует активному вовлечению вузовской молодежи в научноисследовательскую и предпринимательскую деятельность. Вместе с тем какого-либо систематического изучения влияния средовой составляющей на развитие ориентации на предпринимательскую и инновационную деятельность до сих пор не проводилось. В частности, представляет значительный исследовательский интерес в теоретическом и практическом плане психо-

логический анализ ориентации на предпринимательство у вузовской молодежи с учетом ее личностного потенциала и потенциала социокультурной среды, в которой она получает профессиональное образование.

Особенно важным полученное знание, по нашему мнению, может оказаться для регионов, активно задействованных в осуществлении Стратегии инновационного развития Российской Федерации [5]. Например, необходимо понимать, насколько такой город, как Томск, являющийся старейшим в Сибири крупным образовательным и научно-исследовательским центром и позиционирующий себя городом с высоким инновационным потенциалом, способствует личностно-профессиональному развитию в контексте возможности реализации вузовской молодежью своего личностного потенциала и достижения значимых целей.

В данной статье представлены результаты исследования, цель которого состояла в выявлении возможной взаимосвязи степени выраженности ориентации на предпринимательство у магистрантов и аспирантов двух томских вузов с параметрами их личностного потенциала и субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей в условиях города, в котором они учатся (потенциал городской среды). В исследовании приняли участие магистранты и аспиранты Томского государственного и Томского политехнического университетов, поскольку именно эти вузы обладают официальным статусом научно-исследовательского университета. Выделение магистрантов и аспирантов в качестве выборки исследования было обусловлено их непосредственным участием в реализации исследовательских программ вузов.

Теоретико-методологическую базу исследования составили культурно-исторический (Л.С. Выготский), деятельностный (А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев) и системный (П.К. Анохин) подходы, работы отечественных (В.И. Слободчиков, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский, Д. А. Леонтьев, С. А. Богомаз и др.) и зарубежных (R. Cantillon, J. Schumpeter, E. Chell,

A. de Bruin, A. Dupuis, L. Filion и др.) авторов.

Психологическое исследование феномена предпринимательства неизбежно выходит к личностным качествам предпринимателя, психологический портрет которого характеризуют творческая экономическая активность, принятие риска, коммуникабельность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и т.д. Согласно Й. Шумпетеру [6], основными качествами предпринимателя являются: 1) развитая интуиция - восполняет недостаток информации; 2) сильная воля - помогает преодолевать как собственную инерцию, так и сопротивление среды в виде традиций и норм; 3) развитое воображение - позволяет находить нестандартные решения и снижает степень неопределенности. А.Е. Чирикова [7] выделяет целый ряд важных качеств предпринимателя, группируя их в три блока. Интеллектуальный блок содержит компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальную фантазию, развитую интуицию и перспективное мышление. Коммуникативный блок составляют талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и вместе с тем умение идти против течения. Мотивационно-волевой блок включает в себя склонность к риску, внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи. Дж. Ковин и Д. Слевин (подробнее в [8]), характеризуя предпринимателя, обращают внимание на такие личностные качества как принятие риска, превентивная активность и инновационность. Таким образом, гибкость мышления и свобода выбора, творчество и способность идти на риск, инициативность и толерантность к неопределенности позволяют предпринимателям «выходить за пределы» и создавать новый продукт или услуги, находить потенциальных покупателей.

Отметим также, что английские эквиваленты терминов предприниматель и предпринимательство (entrepreneur и entrepreneurship соответственно), берущие свое начало во французском языке, семантически очень точно передают саму суть предпринимательской деятельности, а именно: принятие риска и осуществление этой деятельности в условиях неопределенности. Entrepreneur происходит от французского глагола entreprendre, что означает предпринимать, приниматься за что-либо, браться за что-либо. Если же, следуя логике L. Filion [9], разделить этот глагол на составляющие entre и prendre, то их значения будут буквально следующими: между и брать, покупать, отправляться.

Современная трактовка предпринимательства как деятельности связана с представлением исследователей (работы А.Л. Журавлева, В.П. Познякова, С.И. Кретова, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского, С.А. Богомаза) о том, что экономическая сущность и содержание этой деятельности в первую очередь характеризуются инновационным способом мышления. Основоположником такого понимания сути предпринимательства принято считать Й. Шумпетера [6], который подчеркивал динамический характер экономики, а предпринимателя считал ключевой фигурой саморазвития экономической системы. Глубинная же сущность предпринимательской деятельности, по его мнению, заключается в инновационности, которая проявляется: 1) в создании новых товаров и услуг или в их но-

вом качестве; 2) во внедрении новых методов производства на основе научных открытий; 3) в открытии новых рынков сбыта; 4) во введении новых принципов организации деятельности. Таким образом, предпринимательская деятельность понимается нами как новаторская экономическая деятельность, отличительными признаками которой являются самостоятельность ее ведения, принятие обоснованного риска, направленность на извлечение прибыли и инновационность.

Определяя понятие инновационной деятельности, следует подчеркнуть, что в большей степени его трактовка связана с «процессом преобразования научнотехнической идеи в продукцию» с целью ее дальнейшей коммерциализации, а ключевым фактором этой деятельности выступает «специалист научно-технического профиля» [4. С. 9]. Однако в исследовании Ю.В. Сметановой [4] показано единство психологических характеристик инновационной и предпринимательской деятельности в контексте реализации человеком своего личностного ресурса, который, согласно

В.Е. Клочко и Э.В. Галажинскому [1], можно рассматривать в качестве базального основания инициации соответствующей деятельности. В свою очередь анализ психологических особенностей осуществления инновационной и предпринимательской деятельности позволил Ю.В. Сметановой сформулировать представление об инновационно-предпринимательской направленности личности, ресурсной составляющей которой является личностный потенциал человека.

Несмотря на то что понятие личностного потенциала является относительно новым в психологии и по-разному интерпретируется исследователями, его глубинная сущность проявляется в связи возможности и действительности. Согласно В.И. Слободчикову [10], процесс превращения возможности в действительность всегда опосредован самим человеком, находящимся в определенных социальных условиях, причем мера этого превращения зависит от деятельности и активности самой личности. Объективные возможности трансформируются сначала в субъективные возможности личности, которые затем, реализуясь в жизнедеятельности, превращаются в объективированные процессы, выраженные в новых результатах и достижениях.

В своем исследовании мы опираемся на определение, предложенное Д.А. Леонтьевым: «Личностный потенциал представляет собой интегральную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентаций на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [11. С. 10]. Основными составляющими обозначенного конструкта признаются жизнестойкость, толерантность к неопределенности, способность к самодетерминации и самоорганизации деятельности [4, 11-13]. Как отмечается в [4. С. 11], «личностный потенциал напрямую связан с успешной саморегуляцией человеком своей жизнедеятельности, которая реализует себя в двух основных, различным образом организованных функциях, дополняющих друг друга и переходящих друг в друга: самоопределении и самореализации». Следова-

тельно, выступая в качестве системы свойств и возможностей, составляющих основу развития человека и его последующих достижений, личностный потенциал можно рассматривать предиктором успешности реализации жизненных планов человека в рамках личностного самоопределения.

Как известно, ценностные ориентации являются одним из основных регуляторов поведения и деятельности человека, социальной группы и общества в целом. По Д.А. Леонтьеву, ценностные ориентации представляют собой сознательные убеждения или представления человека о ценном для него. При этом важно подчеркнуть чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности в силу ее детерминации социальным. Это означает, что в условиях кардинальных изменений в политической, экономической и социальной сферах общества происходит и трансформация ценностных ориентаций людей. В частности, исследователи отмечают, что за последние десятилетия произошли значительные изменения ценностных ориентаций россиян, сместив жизненные приоритеты в сторону деловой активности и прагматичности [4]. В этой связи степень выраженности у человека ориентации на предпринимательство позволяет оценить, насколько он готов создавать что-то новое, способен преодолевать возникающие препятствия и готов к риску [14]. Кроме того, несомненный исследовательский интерес представляет то, в какой мере ориентация на предпринимательство, например, у магистрантов и аспирантов связана с их субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей в условиях города, в котором они учатся.

Обращаясь к проблеме средового влияния на развитие человека вообще и его ориентации на предпринимательство в частности, следует отметить, что наших современников во всем мире волнует не только место, где они проживают, но и качество жизни, а также взаимосвязь этих двух факторов с возможностью самореализации [15]. Дальнейшее экономическое и социальное развитие общества все в большей мере связывается с развитием человеческой способности к творчеству, с возникновением так называемого «креативного класса» [16]. Основными условиями гармоничной городской среды, по мнению Р. Флориды, являются следующие факторы: 1) благоприятная политическая и гражданско-правовая ситуация в обществе, обеспечивающая экономическую свободу и конкуренцию; 2) развитие местного самоуправления и активное участие горожан и бизнеса в реализации стратегически важных проектов; 3) интеграция людей, ведущая к возникновению космополитичной и толерантной среды; 4) наука и креативность как источник новых идей и технологий. Другими словами, космополитичная и толерантная среда с устойчивой гражданско-правовой основой, где наука и креативность являются важными условиями, - такая среда может способствовать развитию у молодого поколения ориентации на предпринимательскую и инновационную деятельность.

Кроме того, можно предположить, что человек, в силу своих личностных особенностей, будет избирательно чувствителен к различным факторам социокультурной среды. Как следствие, эта избирательность может привести к тому, что только часть средовых

факторов будет выступать в качестве значимых факторов развития. Одним из таких факторов является образовательная среда. Важно учитывать, что в последние годы актуализируется социальный заказ на то, чтобы образовательная среда способствовала становлению инновационной и предпринимательской культуры, в которой ценностями являются социальная и экономическая инициативы, предприимчивость, самостоятельность, стремление к творческим достижениям.

Выборку исследования составили магистранты и аспиранты Томского государственного университета (ТГУ) и Томского политехнического университета (ТПУ). Общее количество респондентов 164 человека, среди них 67 юношей и 97 девушек. Возраст респондентов варьировался от 20 до 26 лет. Во время проведения исследования испытуемые проявили заинтересованность и вовлеченность, скрупулезно подошли к заполнению диагностических методик. В целом респондентов можно охарактеризовать как активных, инициативных, интеллектуально развитых, любознательных, целеустремленных и ответственных. На момент проведения исследования все они в разной степени занимались научно-исследовательской, педагогической и проектной практико-ориентированной деятельностью. Они стремились реализовать себя в профессиональной деятельности, участвуя в различных конкурсах, программах, университетских и международных проектах. Кроме того, деятельность магистрантов и аспирантов ТПУ была связана еще и с разработкой и внедрением авторских продуктов.

Методическую базу исследования составили опрос-никовые методы, направленные на исследование личностного потенциала, ценностных (карьерных) ориентаций и субъективной оценки реализуемости базисных ценностей. К ним относятся: опросник «Самоорганизация деятельности» (Е.Ю. Мандрикова), методика

«Дифференциальная диагностика рефлексивности» (Д. А. Леонтьев), шкала «Удовлетворенность жизнью» (Э. Динер), шкала «Самодетерминация личности» (Б. Шелдон, в модификации Е.Н. Осина), опросник «Якоря карьеры» (Э. Шейн, в модификации С.А. Богомаза) и методика «Реализуемость базисных ценностей» (С.А. Богомаз). Полученные данные статистически обрабатывались с помощью пакета компьютерных программ 51а118иса 5.0, включая описательную статистику, дисперсионный и корреляционный виды анализа.

Отметим, что первые четыре из упомянутых опрос-никовых методов предназначены для изучения личностного потенциала (подробнее в [11-13]). С целью дальнейшего обсуждения полученных результатов обратим внимание читателей на отдельные параметры личностного потенциала. В частности, опросник «Самоорганизация деятельности», разработанный Е.Ю. Мандри-ковой, содержит шесть шкал: «планирование», «целеустремленность», «настойчивость», «фиксация», «самоорганизация», «ориентация на настоящее». Кроме того, вычисляется суммарный балл («индекс самоорганизации»), который характеризует человека с точки зрения того, насколько ему свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность и проявлять настойчивость в достижении поставленных целей. Шкала «Само-детерминация личности» Б. Шелдона в модификации

Е.Н. Осина дает представление о том, в какой степени человек определяет свой жизненный сценарий, и содержит три субшкалы: «самотождественность», «самовыражение» и «воспринимаемый выбор». Также рассчитывается «индекс самодетерминации» (среднее арифметическое трех субшкал), который характеризует степень убежденности человека в том, что он сам является творцом своей жизни, и меру его зависимости от мнения окружающих.

Опросник Э. Шейна «Якоря карьеры», модифицированный С. А. Богомазом [14], содержит пять шкал измерения ценностных ориентаций, выступающих в качестве социально обусловленных побуждений к деятельности. Каждая из диагностических шкал («служение», «вызов», «предпринимательство», «свобода для» и «свобода от») характеризует степень выраженности соответствующей ценностной ориентации, причем показатель по каждой шкале получается путем деления суммы набранных баллов на количество вопросов той или иной шкалы. Обобщенный результат («индекс мотивации к деятельности») представляет собой среднее арифметическое баллов, полученных испытуемым по всем карьерным ориентациям, и может свидетельствовать о степени выраженности профессиональной мотивации. Кроме того, был предложен еще один показатель - «инновационный индекс» - как среднее арифметическое четырех шкал («служение», «вызов», «предпринимательство», «свобода для»). Значения этого индекса могут указывать на потенциальную возможность испытуемого реализовать себя в предпринимательской и инновационной деятельности.

Методика «Реализуемость базисных ценностей»

С.А. Богомаза построена на основе метода семантическо-

го дифференциала, предложенного Ч. Осгудом. Семантический дифференциал представляет собой метод количественного (и одновременно качественного) индексирования значения слова с помощью двухполюсных шкал, на каждой из которых имеется градация (от +3 до -3) с парой антонимов. Разработанная С.А. Богомазом методика включает в себя 20 базисных ценностей, которые возможно удовлетворить, проживая в условиях города. Среди них: «иметь хорошую работу», «быть здоровым», «быть материально обеспеченным», «иметь благополучную семью», «достичь успехов в профессии», «быть уважаемым», «достичь успехов в карьере», «любить и быть любимым», «стать свободным», «чувствовать себя в безопасности», «стать известным и знаменитым», «достичь желаемой цели», «жить полной жизнью», «найти смысл своей жизни», «все знать», «быть примером для других», «самоутвердиться в жизни», «быть уникальным и оригинальным», «иметь власть», «быть справедливым». Оценивая реализуемость этих ценностей, по замыслу автора, можно судить о потенциале городской социокультурной среды как условия, обеспечивающего личностное и профессиональное развитие [17].

Исследование степени выраженности ценностных ориентаций у магистрантов и аспирантов ТГУ и ТПУ. Для оценки степени выраженности карьерных ориентаций, в том числе и ориентации на предпринимательство, у магистрантов и аспирантов ТГУ и ТПУ использовался опросник «Якоря карьеры». Для выявления межгрупповых различий данные, полученные в ходе тестирования, обрабатывались с помощью дисперсионного анализа АЫОУА-МАЫОУА, результаты которого приведены на рис. 1.

-ТГУ

ТПУ

Рис. 1. Степень выраженности ценностных ориентаций у магистрантов и аспирантов ТГУ и ТПУ, баллы

Поскольку выборка ТГУ, в отличие от выборки ТПУ, изначально включала в себя магистрантов и аспирантов гуманитарных факультетов, для объективации сравнительного анализа выборок было принято решение исключить группу «гуманитариев» (Ы = 48). Таким образом, сравнение степени выраженности ценностных ориентаций происходило на основе выборок магистрантов и аспирантов негуманитарных факультетов ТГУ (Ы = 62) и магистрантов и аспирантов ТПУ (Ы = 54).

Отметим, что статистически значимые межгруппо-вые различия были выявлены по таким показателям, как «ориентация на вызов» и «ориентация на предпринимательство». Кроме того, выборки магистрантов и аспирантов ТГУ и ТПУ статистически достоверно различались и по «индексу мотивации к деятельности», и по «инновационному индексу».

Так, карьерная «ориентация на вызов» в большей степени была выражена у магистрантов и аспирантов ТПУ в отличие от магистрантов и аспирантов «негуманитариев» ТГУ (средние значения: 4,87 и 4,26 балла соответственно, р = 0,016). Выявленные межгрупповые различия позволяют предположить, что представители ТПУ могут оказаться сильнее в ситуации конкуренции, преодолении препятствий, решении трудных задач, поскольку они в большей степени ориентированы на то, чтобы «бросать вызов» и побеждать других. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и если все идет слишком просто, им чаще всего становится скучно. При этом их действия нельзя назвать авантюрными, скорее они носят осознанный и хорошо спланированный характер, так как имеют в своей основе продуманный план действий и заданную стратегию.

Степень выраженности ценностной ориентации на «предпринимательство» оказалась еще большей в выборке магистрантов и аспирантов ТПУ по сравнению с представителями негуманитарных факультетов ТГУ (соответственно 4,75 и 3,34 балла, р = 0,000). В свою очередь, это может свидетельствовать о том, что политехники в большей степени стремятся создавать что-то новое, хотят преодолевать препятствия и готовы к риску. Свое дело, своя марка, свое финансовое благополучие имеют для представителей этого вуза большее значение. При этом речь здесь может идти не только о бизнесе как таковом, но и о стремлении к своему делу вообще, в том числе и в научном направлении.

Различия между магистрантами и аспирантами двух вузов проявились и по таким показателям, как «индекс мотивации к деятельности» и «инновационный индекс». Мотивационный индекс обучающихся в ТПУ магистрантов и аспирантов составил 5,02 балла в отличие от «негуманитариев» ТГУ (4,66 балла, р = 0,040), что может свидетельствовать о том, что представители ТПУ в большей степени мотивированны и обладают большей психологической готовностью к деятельности. Инновационный индекс также оказался выше у магистрантов и аспирантов ТПУ по сравнению с «не-гуманитариями» ТГУ (соответственно 4,81 и 3,80 балла, р = 0,000). Следовательно, можно предполагать, что магистранты и аспиранты, обучающиеся в ТПУ, в большей степени предрасположены к инновационной и предпринимательской деятельности.

В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что у магистрантов и аспирантов, обучающихся в ТГУ, «ориентация на предпринимательство», «ориентация на вызов», а также инновационный и мотивационный индексы выражены в меньшей степени в сравнении с представителями ТПУ. На наш взгляд, выявленные межгрупповые различия могут, вероятно, отражать имеющиеся различия в организации учебного процесса в двух университетах (принято считать, что ТГУ принадлежит к университетам классического типа, а ТПУ обеспечивает инженерное образование). В то же время данный факт может негативно отразиться на конкурентоспособности магистрантов и аспирантов ТГУ в условиях зарождающейся знаниевой экономики, на что обращают внимание и другие исследователи [4].

По нашему мнению, для того чтобы изменить ситуацию, необходимо формировать «моду» на генерацию бизнеса, инноваций и социальных инициатив в студенческой среде. Сделать это можно путем создания в вузе пространства-симулятора, где студенты с первого курса смогут «примерить» на себя роли предпринимателей и сплотиться в своем научном сообществе, а уже на этапе магистратуры и аспирантуры станут возможными разработка и внедрение научного продукта. Также необходимы постоянные усилия, направленные на вовлечение университетской молодежи в реализацию предпринимательских проектов, участие в конкурсах бизнес-планов, инновационных форумах и других мероприятиях города. В современных условиях одной из задач вуза должно стать развитие предпринимательской и инновационной активности вузовской молодежи.

Исследование взаимосвязи выраженности ориентации на предпринимательство у магистрантов и аспи-

рантов с параметрами их личностного потенциала. Для того чтобы исследовать взаимосвязь степени выраженности «ориентации на предпринимательство» у магистрантов и аспирантов двух вузов с параметрами личностного потенциала, мы воспользовались корреляционным анализом с применением коэффициента корреляции Пирсона.

Отметим, что статистически значимые положительные корреляции в выборке магистрантов и аспирантов ТГУ были выявлены только между отдельными карьерными ориентациями и показателями субшкал «Само-детерминации личности». Например, между ценностной «ориентацией на служение» и «самовыражением» (г = 0,327, р = 0,001), между ценностной «ориентацией на вызов» и «самовыражением» (г = 0,264, р = 0,009), между ценностной «ориентацией на вызов» и «воспринимаемым выбором» (г = 0,325, р = 0,001) и между ценностной «ориентацией на вызов» и «индексом са-модетерминации» (г = 0,302, р = 0,003). Полученные результаты свидетельствуют о том, что, во-первых, ориентируясь на служение людям, магистранты и аспиранты ТГУ чувствуют, что их жизнь значима и соответствует их желаниям и стремлениям. Во-вторых, ориентация на вызов в своей деятельности предполагает конкуренцию, победу над другими, преодоление препятствий, решение сложных задач, и это соответствует желаниям и стремлениям представителей ТГУ, они убеждены в наличии возможности выбора в своей жизни, а также в том, что являются творцами своей жизни и ориентируются на свои внутренние принципы.

Что касается «ориентации на предпринимательство», то никаких корреляционных связей между данной ценностной ориентацией и параметрами личностного потенциала в выборке магистрантов и аспирантов ТГУ обнаружено не было. Тем не менее в литературных источниках приводятся данные о выраженной взаимосвязи упомянутых показателей (см. работы Д. А. Леонтьева). Возможным объяснением отсутствия значимых корреляций между «ориентацией на предпринимательство» и параметрами личностного потенциала может быть низкая степень выраженности данной ценностной ориентации в исследуемой выборке.

Вместе с тем следует отметить, что была обнаружена положительная корреляционная связь между «инновационным индексом» и рядом субшкал «Самодетер-минации личности», а именно: «самовыражение»

(г = 0,290, р = 0,004), «воспринимаемый выбор» (г = 0,288, р = 0,004) и «индекс самодетерминации» (г = 0,263, р = 0,009). Полученные корреляции могут быть истолкованы следующим образом: магистранты и аспиранты ТГУ, ориентированные на инновационную деятельность, чувствуют значимость своей жизни, и она соответствует их желаниям и стремлениям, а также они убеждены в возможности выбора и представляются себе творцами своей собственной жизни.

Напротив, результаты корреляционного анализа в выборке магистрантов и аспирантов ТПУ выявили статистически значимые положительные корреляции между «ориентацией на предпринимательство» и такими показателями опросника «Самоорганизация деятельности», как «целеустремленность» (г = 0,534, р = 0,000), «ориентация на настоящее» (г = 0,450, р = 0,004) и суммарный показатель по самоорганизации

деятельности (г = 0,476, р = 0,002). Это может означать, что магистранты и аспиранты ТПУ, ориентированные на создание чего-то нового, своего дела, преодолевающие препятствия и идущие на риск, являются целеустремленными и целенаправленными людьми, осознающими свои желания и стремления, и идут по направлению к этим целям. Они стремятся к достижению поставленной задачи, несмотря ни на какие трудности, подчиняя решению этих задач все свои мысли, чувства и действия. Кроме того, они сконцентрированы на происходящем с ними в настоящий момент. Они не склонны возвращаться к прошлому и откладывать на будущее дела, которые можно выполнить в настоящем. В целом им свойственно видеть и ставить цели, планировать свою деятельность, в том числе с помощью внешних средств, и, проявляя волевые качества и настойчивость, идти к ее достижению.

Кроме того, в выборке магистрантов и аспирантов ТПУ были обнаружены статистически значимые положительные корреляции между «инновационным индексом» и целым рядом показателей шкал опросника «Самоорганизация деятельности»: «планирование»

(г = 0,459, р = 0,003), «целеустремленность» (г = 0,688, р = 0,000), «фиксация» (г = 0,329, р = 0,041), «ориентация на настоящее» (г = 0,474, р = 0,002) и суммарный индекс самоорганизации деятельности (г = 0,631, р = 0,000). Полученные корреляционные связи могут свидетельствовать о том, что магистранты и аспиранты

ТПУ, ориентированные на инновационную деятельность, в большей степени склонны к осознанному планированию своих действий и способны самостоятельно определять цели своей деятельности, если показатели их инновационного индекса выше. При этом они более настойчивы в достижении поставленных целей и способны подчинять свои мысли и чувства решению выдвинутых задач, несмотря на возникающие трудности. Такие люди в большей степени сконцентрированы на происходящем с ними в настоящий момент. Однако положительная корреляция инновационного индекса со шкалой «фиксация», характеризуя человека как хорошего исполнителя, вместе с тем говорит о его возможной негибкости в планировании, некоторой «зациклен-ности» на завершении начатого и зачастую неспособности видеть альтернативные решения.

Исследование взаимосвязи выраженности ориентации на предпринимательство у магистрантов и аспирантов с их субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей в условиях города Томска. Для решения поставленной задачи была использована методика «Реализуемость базовых ценностей», описанная выше. Анализ полученных в ходе тестирования данных (приняло участие 56 магистрантов и аспирантов негуманитарных факультетов ТГУ и 50 магистрантов и аспирантов ТПУ) проводился с помощью описательной статистики, дисперсионного и корреляционного видов анализа.

-ТГУ

ТПУ

Рис. 2. Распределение базисных ценностей в соответствии с субъективной оценкой их реализуемости в двух выборках испытуемых - магистрантов и аспирантов ТГУ и ТПУ, обучающихся по специальностям негуманитарного профиля

Полученное распределение субъективных оценок реализуемости базисных ценностей в условиях города Томска в выборках магистрантов и аспирантов ТГУ и ТПУ (рис. 2) показало, что представители обоих вузов считают город, в котором они учатся, благоприятным, в первую очередь, для поиска любви и создания семьи. При этом меньше всего город, по их мнению, способствует тому, чтобы «быть материально обеспеченным», «стать известным и знаменитым», «иметь власть» (выборка ТГУ) и «быть оригинальным», «быть материально обеспеченным» и «стать известным и знаменитым» (выборка ТПУ). Отметим, что данный факт представляет несомненный интерес, поскольку магистранты и аспиранты являются потенциальными научными кадрами, и было бы логично предположить, что более значимыми должны для них оказаться возможности города в контексте реализуемости базисных ценностей, связанных с процессом познания, работой или карьерой. Полученные результаты позволяют говорить о том, что сегодняшние магистранты и аспиранты ТГУ и ТПУ воспринимают городскую среду прежде всего как потенциал для своего

личностного развития через реализацию таких базисных ценностей, как «любить и быть любимым», «иметь благополучную семью» и «самоутвердиться в жизни». Это также согласуется и с результатами других исследователей (С.С. Балабанов, Б.И. Бедный, Е.В. Козлов, Г. А. Максимов, 2003), которые сделали предположение о том, что институт аспирантуры все больше работает на повышение интеллектуального потенциала общества в целом и все меньше - на воспроизводство кадров для науки и образования. Другими словами, если человек и выбирает науку, то это еще не означает выбор традиционно понимаемой научной карьеры. При этом в настоящее время на фоне существующих социокультурных условий возможно несколько вариантов развития карьеры аспирантов - как классический (или традиционный) вариант научной карьеры, т.е. в качестве научного сотрудника академического института, так и создание бизнеса в сфере науки и высоких технологий. Следовательно, с учетом полученных результатов представляется необходимым, по нашему мнению, обеспечить соответствующее психологическое сопровождение вузовской

молодежи, вовлекаемой в научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность, с целью более глубокого осознания ими возможностей, предоставляемых городом с высоким инновационным потенциалом, для их профессионально-личностного развития.

Также следует отметить, что представители обоих вузов в целом позитивно оценивают реализуемость базисных ценностей в условиях города Томска, поскольку все средние значения показателей методики (рис. 2) превышают 4 балла (граница нейтральной степени реализуемости базисных ценностей). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что, по мнению магистрантов и аспирантов обоих вузов, город Томск обладает существенным потенциалом для их личностного и профессионального развития. Однако обращает на себя внимание тот факт, что магистрантам и аспирантам «не-гуманитариям» ТГУ свойственно более «оптимистичное» восприятие города, в котором они учатся, в отличие от представителей ТПУ, воспринимающих потенциал городской среды, вероятно, более реалистично в силу своей большей практичности и прагматичности. Можно предположить, что за оптимизмом магистрантов и аспирантов ТГУ скрывается, скорее, иллюзорность их представлений о возможностях города и способах достижения значимых для них целей.

Кроме того, дисперсионный анализ АЫОУА-МАЫОУА позволил выявить статистически достоверные межгрупповые различия исследуемых выборок по целому ряду показателей субъективной оценки реализуемости базисных ценностей в условиях города Томска. Так, магистранты и аспиранты ТГУ статистически значимо отличались от представителей ТПУ по следующим шкалам (приведены средние значения): «любить и быть любимым» (соответственно 6,45 и 5,58 балла, р = 0,009), «иметь благополучную семью» (соответственно 6,36 и 5,66 балла, р = 0,025), «самоутвердиться в жизни» (соответственно 6,04 и 5,24 балла, р = 0,009), «быть уважаемым» (соответственно 5,92 и 5,08 балла, р = 0,016), «достичь желаемой цели» (соответственно 5,62 и 4,46 балла, р = 0,006), «быть оригинальным» (соответственно 5,51 и 4,08 балла, р = 0,001) и общий индекс реализуемости базисных ценностей (соответственно 5,59 и 5,02 балла, р = 0,017). Другими словами, представители ТГУ в большей степени склонны рассматривать город Томск как благоприятное место для реализации базисных ценностей вообще, и в особенности для любви и создания семьи. Кроме того, город, по их мнению, позволяет самоутвердиться в жизни, достичь уважения окружающих и реализовать поставленные цели. Как уже упоминалось, такое представление может оказаться иллюзорным, но с другой стороны, такие психологические особенности магистрантов и аспирантов ТГУ, в том числе и большая позитивность их мышления, могут быть и результатом влияния образовательной среды. Классическое университетское образование, как отмечает В.П. Прокопьев [18], отличают направленность на развитие у студентов способности к творческой деятельности, широкого кругозора, критического мышления. В контексте научно-исследовательской деятельности университеты классического типа в большей степени ориентированы на фундаментальность и междисциплинарность. В свою очередь, по мнению того

же автора, в условиях рыночной экономики необходимо обеспечить конкурентоспособность выпускников университетов такого типа за счет акцента в ходе обучения на исследовательской и производственной деятельности.

В исследовании взаимосвязи степени выраженности «ориентации на предпринимательство» у магистрантов и аспирантов ТГУ и ТПУ с их субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей в условиях города Томска использовался корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона. Во-первых, подчеркнем, что по результатам корреляционного анализа в выборке «негуманитариев» ТГУ статистически значимых корреляций между «ориентацией на предпринимательство» и субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей в условиях города обнаружено не было. Возможным объяснением этого факта может быть низкая степень выраженности данной ценностной ориентации в исследуемой выборке. Во-вторых, для понимания психологических особенностей магистрантов и аспирантов негуманитарных факультетов ТГУ важно отметить, что были выявлены статистически значимые корреляции с другими карьерными ориентациями. В частности, была обнаружена положительная корреляционная связь между ценностной «ориентацией на служение» и такой базисной ценностью, как «быть справедливым» (г = 0,381, р = 0,008). Следовательно, чем сильнее выражены у представителей ТГУ карьерная ориентация на работу с людьми, помощь людям и служение человечеству, тем больше они уверены в том, что условия города Томска позволяют реализовать такую базисную ценность, как «быть справедливым». Выявленная положительная корреляция между ценностной «ориентацией на вызов» и такими базисными ценностями, как «достичь успехов в профессии» (г = 0,374, р = 0,010) и «найти смысл своей жизни» (г = 0,342, р = 0,019), может свидетельствовать о том, что чем больше магистранты и аспиранты ТГУ ориентированы на конкуренцию и победу над другими, на преодоление препятствий и решение сложных задач, тем более благоприятным им представляется город Томск для достижения успеха и нахождения смысла своей жизни.

Напротив, в выборке ТПУ была обнаружена положительная корреляционная связь между ценностной «ориентацией на предпринимательство» и такими базисными ценностями, как «стать известным и знаменитым» (г = 0,423, р = 0,007), «быть примером для других» (г = 0,382, р = 0,016), «быть справедливым» (г = 0,362, р = 0,024), «достичь успехов в карьере» (г = 0,338, р = 0,035). Это означает, что чем больше магистранты и аспиранты ТПУ ориентированы на предпринимательскую деятельность, тем в большей степени, по их мнению, условия города Томска позволяют им стать известными и служить примером для других, обеспечивают чувство справедливости и возможность достижения поставленных целей. Кроме того, выявлена положительная корреляционная связь между «инновационным индексом» и такими базисными ценностями, как «иметь благополучную семью» (г = 0,401, р = 0,011), «достичь успехов в карьере» (г = 0,399, р = 0,012), «чувствовать себя в безопасности»

(г = 0,431, р = 0,006), «достичь желаемой цели» (г = 0,466, р = 0,003), «быть примером» (г = 0,471,

р = 0,002). Следовательно, можно говорить о том, что чем больше представители ТПУ ориентированы на инновационную деятельность, тем в большей степени они склонны считать Томск местом, позволяющим им обрести семью и достичь успехов в карьере, стать примером для окружающих и достичь поставленных целей и, кроме того, чувствовать себя в безопасности.

Таким образом, исследование взаимосвязи степени выраженности «ориентации на предпринимательство» у магистрантов и аспирантов вузов, ориентированных на классическое и инженерное образование, с параметрами их личностного потенциала и субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей в условиях города, обладающего высоким инновационным потенциалом, позволяет сделать следующие выводы.

1. Магистранты и аспиранты вуза классического типа (ТГУ), обучающиеся по специальностям негуманитарного профиля, в меньшей степени ориентированы на предпринимательскую и инновационную деятельность в отличие от представителей вуза, осуществляющего подготовку по широкому спектру инженерных специальностей (ТПУ), что, по нашему мнению, делает выпускников классического университета более уязвимыми с точки зрения их конкурентоспособности в современных условиях. Выявленные психологические особенности представителей двух упомянутых вузов могут быть отнесены к возможному влиянию образовательной среды на развитие у студентов этих вузов определенных карьерных ориентаций в процессе обучения. Вероятно, инженерное образование, в силу своей большей практикоориентированности, обеспечивает соответствующие условия для развития карьерной ориентации на «предпринимательство». В этой связи представляется целесообразным создание специальных

ЛИТЕРАТУРА

пространств-симуляторов в университетах классического типа, предоставляющих вузовской молодежи возможность пройти весь путь от зарождения новой идеи до внедрения готового научного продукта в практику в самых разных сферах.

2. Ориентация на предпринимательство у магистрантов и аспирантов ТПУ положительно коррелирует с самоорганизацией деятельности, что проявляется в их большей целеустремленности, склонности к планированию своих действий, концентрации на настоящем и настойчивости в достижении поставленных целей. В выборке ТГУ была выявлена положительная корреляция между ориентацией на инновационную деятельность и самодетерминацией личности, в соответствии с которой магистранты и аспиранты классического университета, в большей степени ориентированные на инновационную деятельность, сильнее убеждены в значимости своей жизни, ее соответствии их желаниям и стремлениям и в возможности выбора в своей жизни.

3. Позитивно оценивая условия города Томска с точки зрения реализуемости базисных ценностей, магистранты и аспиранты обоих вузов, тем не менее, склонны рассматривать его в первую очередь как место, благоприятное для поиска любви и создания семьи. Как следствие возникает необходимость разработки специальных мер, способствующих более глубокому осознанию вузовской молодежью потенциала городской среды в контексте их профессионально-личностного развития. Кроме того, субъективная оценка магистрантами и аспирантами -политехниками реализуемости базисных ценностей в условиях города Томска представляется более реалистичной в силу их большей практичности и прагматичности, инициативности и предприимчивости.

1. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Исследование инновационного потенциала личности: концептуальные основания // Сибирский психологиче-

ский журнал. 2009. № 33. С. 6-12.

2. Jenkins A, Breen R, Lindsay R, Brew A. Reshaping Teaching in Higher Education: Linking Teaching with Research. Abingdon: Routledge Limited,

2003. 224 p.

3. Бохан Т.Г., Баланев Д.Ю., Мацута В .В. и др. Личностная готовность к инновационному поведению молодежи народов Сибири // Вестник

Томского государственного университета. 2011. № 348. С. 110-114.

4. Сметанова Ю.В. Личностный потенциал как ресурсная составляющая инновационно-предпринимательской направленности : автореф. дис.

... канд. психол. наук. Томск, 2012. 24 с.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Москва, 2011. URL: http://government.ru/media/2011/

12/21/46988/file/2227-pril.doc

6. Schumpeter J. The Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest, and the Business Cycle. Cambridge, MA :

Harvard University Press, 1934. 255 p.

7. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя // Психологический журнал. 1990. № 1. С. 167-169.

8. Дрок Т.Е. Методические подходы по активизации использования «человеческого капитала» в малом предпринимательстве (на примере Ка-

лининградской области) : дис. ... канд. экон. наук. Калининград, 2006. 285 с.

9. Filion L. Defining the entrepreneur. Northampton, MA : Edward Elgar Publishing Inc., 2011. Р. 41-52.

10. Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория // Вопросы философии. 2001. № 3. С. 16-23.

11. Леонтьев ДА., Мандрикова ЕЮ., Осин Е.Н. и др. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 8-31.

12. Богомаз С А., Каракулова О.В. Личностный и коммуникативный потенциал инновационно- и предпринимательски-ориентированных субъ-

ектов // Сибирский психологический журнал. 2010. № 37. С. 48-51.

13. Богомаз С А, Мацута В .В. Оценка личностного потенциала и выявление основных типов ориентации на профессиональную деятельность у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

современной вузовской молодежи // Психология обучения. 2010. № 12. С. 77-88.

14. Богомаз СА. Модификация опросника «Якоря карьеры»: ориентация на инновационную и предпринимательскую деятельность // Сибирский психологический журнал. 2012. № 44. С. 101-109.

15. Dialogues in Urban Planning: Towards Sustainable Regions. Sydney : Sydney University Press, 2008. 252 p.

16. Florida R. The Rise of the Creative Class: And How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. New York : Basic Books, 2002. 416 p.

17. Богомаз СА, Мацута В.В. Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // Сибирский психологический журнал. 2012.

18. Прокопьев В.П. Федеральный университет и классическое образование // Университетское управление. 2010. № 6. С. 28-32. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/06/23/1267355271/2010-6-4.pdf

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 8 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.