Научная статья на тему 'Взаимосвязь личностного потенциала вузовской молодежи с субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей'

Взаимосвязь личностного потенциала вузовской молодежи с субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОДЕТЕРМИНАЦИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / БАЗИСНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ГОРОДА / PERSONAL POTENTIAL / PURPOSE / SELF-ORGANIZATION OF ACTIVITIES / SELF-DETERMINATION / SATISFACTION OF LIFE / VALUE ORIENTATION / BASIC VALUES / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF CITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мартынова Марина Александровна, Литвина Светлана Алексеевна, Богомаз Сергей Александрович

Можно предположить, что особенности восприятия социокультурных условий городской среды юношами и девушками могут быть связаны с теми их особенностями, которые входят в структуру личностного потенциала. Для выявления этой связи было проведено психологическое исследование вузовской молодежи, проживающей в двух сибирских городах (Томск и Лесосибирск), которые существенно отличаются по своим социально-экономическим характеристикам. В исследовании приняли участие студенты старших курсов, магистранты и аспиранты (163 человека), изучающие специальности гуманитарного профиля. Субъективная оценка городских условий с точки зрения возможности реализации в их контексте основных ценностей была получена с помощью методики «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей» (СОРБЦ, авт. С.А. Богомаз). Полученные результаты свидетельствует о том, что личностные особенности современных молодых людей, обучающихся по специальностям гуманитарного профиля, во многом определяют то, как они воспринимают и оценивают социокультурные условия города. При этом в оценке выявлены как общие для двух сибирских городов характеристики, так и специфические особенности. Так, с точки зрения вузовской молодежи, и Томск, и Лесосибирск в большей степени могут обеспечить реализацию потребности в поиске спутника жизни и создании благополучной семьи. Однако эти же условия в меньшей степени могут способствовать реализации ценности «стать известным и знаменитым». Наряду с этим, гуманитарно-ориентированная вузовская молодежь из города Томска убеждена в том, что их город может позволить достичь успехов в выбранной профессии, в то время как молодые люди из города Лесосибирска не рассматривают свой город как среду для реализации такой возможности. Более того, те из них, которые отличаются высокой настойчивостью в достижении целей, склонны негативно оценивать реализуемость в городе Лесосибирске таких базисных ценностей как «быть здоровым» и «чувствовать себя в безопасности». Полученные результаты свидетельствуют, по нашему мнению, в пользу того, что чем сильнее у гуманитарно-ориентированной вузовской молодежи выражены такие личностные особенности, как целеустремленность, рациональность, рефлексивность, склонность к самодетерминации, удовлетворенность жизнью, а также ценностные ориентации на «служение людям», «предпринимательство», «вызов» и «свободу для», тем позитивнее они оценивают возможность реализуемости базисных ценностей и социокультурные условия городской среды. Это, в свою очередь, может определять их позитивное восприятие потенциала городской среды как среды возможностей, среды для профессионально-личностного развития, среды для реализации своих ценностей и целей. Напротив, низкий уровень развития перечисленных особенностей, а также склонность к самокопанию могут негативно влиять на оценку юношами и девушками возможности реализации базисных ценностей в той же самой городской среде. Кроме того, своеобразная оценка реализуемости базисных ценностей может наблюдаться в случае, если юноши и девушки отличаются ориентированностью на «свободу от».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мартынова Марина Александровна, Литвина Светлана Алексеевна, Богомаз Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN STUDENTS` PERSONAL POTENTIAL AND VALUE JUDGEMENT OF FEASIBILITY OF BASIC VALUES

It is possible to suppose that the peculiarities of perception of sociocultural circumstances of the town environment by boys and girls may be connected to the specific features, which are included into the structure of the personal potential. To reveal this connection psychological research of the student youth living in two Siberian cities (Tomsk and Lesosibirsk), which have quite a lot of differences in social and economic spheres has been done. The students of senior courses, Masters and postgraduates (163 people in general) who are studying human sciences took part in the research. Subjective evaluation of city circumstances from the point of view of possibility for realization of basic values was received by the means of technique called «Subjective evaluation of basic values realization» (by S.A. Bogomaz). The received results show that the personal traits of modern young people studying human sciences in a large extent define the way they perceive and estimate sociocultural conditions of the city. There are common and specific characteristics of estimation in both Siberian cities. Thus, from the point of view of the student youth, both cities Tomsk and Lesosibirsk in a large extent may provide the realization of the need for a search of a life partner and making family. But the same conditions in a lesser degree may provide the realization of the value of «becoming famous and popular». At the same time human-oriented student youth from Tomsk is sure that their city allows to reach success in a chosen profession, but young people from Lesosibirsk do not consider their town to be the right environment for the realization of this opportunity. And what is more, those who show obstinate efforts in reaching the goals incline to the negative evaluation of the possibility of realization such basic values as «to be healthy» and «to feel safe» in Lesosibirsk. In our opinion, the received results show that the more human-oriented student youth reveal such personal traits as purposefulness, rationality, reflexivity, inclination to self-determination, satisfaction with life, and value orientations such as «serving to people», «business activity», «challenge», «freedom for», the more positive they evaluate the possibility of realization of basic values and sociocultural conditions of the city environment. The above said in its turn may determine their positive perception of the city environment potential as the environment of possibilities, the environment for the professional and personal development, the environment for the realization of their values and goals. But if the level of development of the above listed personal traits and value orientations is low, it may lead to the negative evaluation of possibilities of realization of basic values in the same city environment by both boys and girls. Besides original evaluation of possibilities of realization of basic values might be seen in case the boys and girls have the orientation to the «freedom from».

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь личностного потенциала вузовской молодежи с субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-3-8 УДК 159.9

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ С СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКОЙ РЕАЛИЗУЕМОСТИ БАЗИСНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Мартынова М.А., Литвина С.А., Богомаз С.А.

Можно предположить, что особенности восприятия социокультурных условий городской среды юношами и девушками могут быть связаны с теми их особенностями, которые входят в структуру личностного потенциала. Для выявления этой связи было проведено психологическое исследование вузовской молодежи, проживающей в двух сибирских городах (Томск и Лесосибирск), которые существенно отличаются по своим социально-экономическим характеристикам. В исследовании приняли участие студенты старших курсов, магистранты и аспиранты (163 человека), изучающие специальности гуманитарного профиля. Субъективная оценка городских условий с точки зрения возможности реализации в их контексте основных ценностей была получена с помощью методики «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей» (СОРБЦ, авт. С.А. Богомаз). Полученные результаты свидетельствует о том, что личностные особенности современных молодых людей, обучающихся по специальностям гуманитарного профиля, во многом определяют то, как они воспринимают и оценивают социокультурные условия города. При этом в оценке выявлены как общие для двух сибирских городов характеристики, так и специфические особенности. Так, с точки зрения вузовской молодежи, и Томск, и Лесо-сибирск в большей степени могут обеспечить реализацию потребности в поиске спутника жизни и создании благополучной семьи. Однако эти же условия в меньшей степени могут способствовать реализации ценности «стать известным

и знаменитым». Наряду с этим, гуманитарно-ориентированная вузовская молодежь из города Томска убеждена в том, что их город может позволить достичь успехов в выбранной профессии, в то время как молодые люди из города Лесо-сибирска не рассматривают свой город как среду для реализации такой возможности. Более того, те из них, которые отличаются высокой настойчивостью в достижении целей, склонны негативно оценивать реализуемость в городе Ле-сосибирске таких базисных ценностей как «быть здоровым» и «чувствовать себя в безопасности».

Полученные результаты свидетельствуют, по нашему мнению, в пользу того, что чем сильнее у гуманитарно-ориентированной вузовской молодежи выражены такие личностные особенности, как целеустремленность, рациональность, рефлексивность, склонность к самодетерминации, удовлетворенность жизнью, а также ценностные ориентации на «служение людям», «предпринимательство», «вызов» и «свободу для», тем позитивнее они оценивают возможность реализуемости базисных ценностей и социокультурные условия городской среды. Это, в свою очередь, может определять их позитивное восприятие потенциала городской среды как среды возможностей, среды для профессионально-личностного развития, среды для реализации своих ценностей и целей. Напротив, низкий уровень развития перечисленных особенностей, а также склонность к самокопанию могут негативно влиять на оценку юношами и девушками возможности реализации базисных ценностей в той же самой городской среде. Кроме того, своеобразная оценка реализуемости базисных ценностей может наблюдаться в случае, если юноши и девушки отличаются ориентированностью на «свободу от».

Ключевые слова: личностный потенциал, целеустремленность, самоорганизация деятельности, самодетерминация, удовлетворенность жизнью, ценностные ориентации, базисные ценности, социокультурная среда города.

CORRELATION BETWEEN STUDENTS' PERSONAL POTENTIAL AND VALUE JUDGEMENT OF FEASIBILITY OF BASIC VALUES

Martynova M.A., Litvina S.A., Bogomaz S.A.

It is possible to suppose that the peculiarities of perception of sociocultural circumstances of the town environment by boys and girls may be connected to the specific features, which are included into the structure of the personal potential. To reveal this connection psychological research of the student youth living in two Siberian cities (Tomsk and Lesosibirsk), which have quite a lot of differences in social and economic spheres has been done. The students of senior courses, Masters and postgraduates (163 people in general) who are studying human sciences took part in the research. Subjective evaluation of city circumstances from the point of view of possibility for realization of basic values was received by the means of technique called «Subjective evaluation of basic values realization» (by S.A. Bogomaz). The received results show that the personal traits of modern young people studying human sciences in a large extent define the way they perceive and estimate sociocultural conditions of the city. There are common and specific characteristics of estimation in both Siberian cities. Thus, from the point of view of the student youth, both cities Tomsk and Lesosibirsk in a large extent may provide the realization of the need for a search of a life partner and making family. But the same conditions in a lesser degree may provide the realization of the value of «becoming famous and popular». At the same time human-oriented student youth from Tomsk is sure that their city allows to reach success in a chosen profession, but young people from Lesosibirsk do not consider their town to be the right environment for the realization of this opportunity. And what is more, those who show obstinate efforts in reaching the goals incline to the negative evaluation of the possibility of realization such basic values as «to be healthy» and «to feel safe» in Lesosibirsk.

In our opinion, the received results show that the more human-oriented student youth reveal such personal traits as purposefulness, rationality, reflexivity, inclination to self-determination, satisfaction with life, and value orientations such as «serving to people», «business activity», «challenge», «freedom for», the more positive they evaluate the possibility of realization of basic values and sociocultural conditions of the city environment. The above said in its turn may determine their positive perception of the city environment potential as the environment of possibilities, the environment for the professional and personal development, the environment for the realization of their values and goals. But if the level of development of the above listed personal traits and value orientations is low, it may lead to the negative evaluation of possibilities of realization of basic values in the same city environment by both boys and girls. Besides original evaluation of possibilities of realization of basic values might be seen in case the boys and girls have the orientation to the «freedom from».

Keywords: personal potential, purpose, self-organization of activities, self-determination, satisfaction of life, value orientation, basic values, social and cultural environment of city.

Введение. Вопрос о взаимосвязи условий, в которых живут и действуют люди, и их личностных особенностей - вопрос с долгой историей обсуждения и в философии, и в психологии. Различные исследования свидетельствуют о том, что люди, находясь в одинаковых условиях, воспринимают их по-разному: в одних случаях оценивают их как располагающие потенциальными возможностями для достижения целей, в других - как причину, объясняющую бессмысленность каких-либо действий [7, 11]. В этой связи можно вспомнить даже рассуждения К. Маркса, который еще в конце XIX века в одной из своих работ, размышляя о роли человека в социуме, отметил следующее: «...Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства» [4]. Обращая внимание на эту взаимосвязь, А. Маслоу писал в одной из своих работ о том, что невозможно выстроить такую систему условий, которые бы законо-

мерно порождали творчество и самоактуализацию как неизбежное следствие [см.: 7]. Другими словами, разные люди, находясь под влиянием одних и тех же социокультурных условий среды, тем не менее, специфически воспринимают эти условия и, в соответствии с этим, своеобразно могут их использовать в своей жизни.

Нам представляется важным ответить на вопрос, какие особенности сегодня в ситуации многоаспектных социально-экономических изменений и глобализации можно наблюдать в восприятии среды своего жизнеосуществления у вузовской молодежи, с которой связывают перспективы развития российского общества? Этот вопрос становится все более актуальным, поскольку, по свидетельству социологических исследований, восприятие городской среды как некомфортной, ощущение невозможности себя заявить и реализовать - одни из главных факторов, которые мотивируют молодых покидать города, в которых они живут [5]. Озабоченность этим отражается, в частности, в различных нормативных документах, регулирующих молодежную политику в российских городах. Например, в Межведомственной экспериментальной программе ЗАО "Молодежная политика средствами образования" в качестве важной задачи формулируется «создание модели и инструментов перспективной молодежной политики, направленной на формирование потенциала будущего, политики, которая закладывает основы мировоззрения, и определяет качества человеческого капитала, связанные с повышением инновационного потенциала, степени образовательной и социальной мобильности, способности к проектированию профессиональной и индивидуальной судьбы, степени креативности, понимаемой как способность нахождения нетривиальных решений, предпринимательский потенциал» [9].

Мы предположили, что особенности восприятия социокультурных условий городской среды юношами и девушками могут быть связаны с теми их личностными особенностями, которые входят в структуру личностного потенциала. Напомним, что Д.А. Леонтьев под личностным потенциалом понимает

неспецифическую целостную систему устойчивых, но поддающихся целенаправленному развитию и изменению индивидуально-психологических характеристик, связанную с успешностью деятельности в ситуациях неопределенности, достижения, давления и релевантную задачам выбора и осуществления деятельности в изменяющихся условиях [7]. Основной формой проявления личностного потенциала выступает феномен самодетерминации личности, то есть осуществление деятельности в относительной свободе от заданных условий этой деятельности — как внешних, так и внутренних условий, под которыми понимаются биологические, в частности телесные предпосылки, а также потребности, характер и другие устойчивые психологические структуры. Следовательно, самодетерминация является фактором реализации трансцендентного отношения к собственному потоку жизни. Это отношение раскрывается в словах одного человека, рассуждающего о жизни: «вопрос в том — или я живу, или моя жизнь меня живет?» [6].

Предположительно, параметры личностного потенциала могут быть связаны с субъективной оценкой средовых факторов [1, 3, 10]. Поэтому целесообразным является получение информации о том, какова взаимосвязь характеристик личностного потенциала человека и оценки им окружающих условий. Особенно важным представляется сбор фактов подобного рода в отношении современных юношей и девушек - тех, кому предстоит осуществлять развитие общества и государства.

В связи с этим нами было проведено эмпирическое психологическое исследование вузовской молодежи, проживающей в двух сибирских городах -Томск и Лесосибирск (Красноярский край). Выбранные города существенно отличаются по своим социально-экономическим характеристикам. Томск является административным центром области с численностью населения 524,3 тыс. человек (на момент 1.01.2011 г.) и позиционирует себя как образовательный, научный и инновационный центр Сибири. В городе работают 6 университетов (2 из которых имеют официальный статус национальных исследовательских и

входят в десятку лучших университетов России по оценке Министерства образования и науки РФ), 15 НИИ, особая экономическая зона технико-внедренческого типа, различные инновационные центры и 8 бизнес-инкубаторов.

Лесосибирск - это небольшой город с населением 64,2 тыс. чел. (по данным 2008 г.), который является центром лесной и лесохимической промышленности в Красноярском крае (в нем расположены три крупных деревообрабатывающих комбината, речной порт). В городе функционирует два высших учебных заведения.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты старших курсов, магистранты и аспиранты, которые проживают в г. Томске и в г. Лесосибирске (Красноярский край) и изучают специальности гуманитарного профиля. Общее количество испытуемых составило 163 человека, из них 103 человека проживают в г. Томске, 60 человек - в г. Лесосибирске (Красноярский край). Средний возраст испытуемых в выборке по г. Томску - 22,8±1,39 г., по г. Лесосибирску - 21,3±1,19 г.

Для оценки показателей личностного потенциала вузовской молодежи были использованы следующие методики: «Шкала самодетерминации» (авт. Б. Шелдон, адапт. Е.Н. Осина), опросник самоорганизации деятельности (авт. Е.Ю. Мандрикова), методика дифференциальной диагностики рефлексивности (авт. Д.А. Леонтьев) и шкала «Удовлетворенность жизнью» (авт. Э. Динер) [7, 8]. Для изучения ценностных ориентаций на деятельность использовался также опросник «Якоря карьеры» (авт. Э. Шейн, модификация С.А. Богомаза) [2]. Субъективная оценка городских условий с точки зрения возможности реализации в их контексте основных ценностей была получена с помощью методики «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей» (СОРБЦ, авт. С.А. Богомаз) [3]. Для анализа данных были использованы методы описательной статистики, корреляционный анализ (^коэффициент корреляции Ч. Спирмена). Основные расчеты были выполнены с помощью пакета программ Statistica 7.0.

Результаты и их обсуждение. Суммарный индекс субъективной оценки реализуемости ценностей по методике СОРБЦ составил 5,70±0,96 баллов для г. Томска и 5,38±0,93 баллов для г. Лесосибирска. Это свидетельствует о том, что и Томск, и Лесосибирск воспринимаются вузовской молодежью как города, в которых высока возможность реализации значимых жизненных ценностей.

По мнению магистрантов и аспирантов, проживающих в г. Томске, оцениваемая ими городская среда располагает хорошими условиями для реализации таких ценностей как «любить и быть любимым» (6,40±1,05 баллов), «иметь благополучную семью» (6,30±1,17 баллов), «самоутвердиться в жизни» (6,25±0,88 баллов) и «достичь успехов в профессии» (6,23±1,11 баллов). В меньшей степени данные условия подходят для реализации ценности «стать известным и знаменитым» (4,89±1,49 баллов). Это свидетельствует о том, что молодые люди из г. Томска в большей степени рассматривают окружающие их условия как благоприятную основу для построения межличностных взаимоотношений.

С точки зрения молодых людей, проживающих в Лесосибирске, городская среда позволяет успешно реализовать такие ценности как «любить и быть любимым» (6,48±1,03 баллов), «иметь благополучную семью» (6,28±1,06 баллов) и «быть справедливым» (6,12±1,09 баллов). Эти же условия в меньшей степени подходят для претворения в жизнь таких ценностей как «быть материально обеспеченным» (4,30±2,03 баллов) и «стать известным и знаменитым» (4,23±1,68 баллов). Это позволяет сделать вывод о том, что молодежь оценивает город как подходящий для создания благополучной семьи и для построения межличностных взаимоотношений, которые характеризуются честностью, доверительностью и открытостью. Возможность для построения карьеры, для достижения успеха и известности в этом городе оценивается как низкая в силу того, что, по их мнению, в городских условиях сложно найти работу с достойной оплатой труда и с перспективами профессионального роста. Молодые люди, получающие высшее гуманитарное образование, не рассматривают рабочие

специальности (по которым регулярно предлагаются вакансии) как возможность для постоянной работы и карьерного роста.

Для получения дополнительной информации о том, как субъективная оценка возможности реализовать базисные ценности взаимосвязана с характеристиками личностного потенциала, нами был проведен корреляционный анализ полученных данных. В результате был выявлен ряд значимых корреляций как по данным выборки молодых людей, проживающих в г. Томске, так и по данным выборки молодых людей, проживающих в г. Лесосибирске.

В группе респондентов из г. Томска была обнаружена положительная связь индекса целеустремленности опросника самоорганизации деятельности и субъективной оценкой реализуемости ценности «жить полной жизнью» (г=0,30 при р=0,004). Это свидетельствует о том, что чем в большей степени у юношей и девушек выражено стремление к цели и настойчивость в ее достижении, тем выше их убежденность в том, что окружающая их городская среда предоставляет им возможность почувствовать жизнь во всей ее полноте. Кроме того, отмечена положительная связь между индексом рациональности опросника самоорганизации деятельности и субъективной оценкой реализуемости ценности «быть уважаемым» (г=0,28 при р=0,009). Это позволяет сделать вывод о том, что характерная для вузовской молодежи, обучающейся специальностям гуманитарного профиля, склонность строить свое поведение, руководствуясь рациональными принципами, сопровождается убеждением в том, что социокультурная среда города создает условия для того, чтобы стать уважаемым человеком.

В выборке вузовской молодежи, обучающейся по специальностям гуманитарного профиля и проживающей в г. Лесосибирске, была обнаружена положительная взаимосвязь показателя «целеустремленность» опросника самоорганизации деятельности с субъективной оценкой реализуемости ценности «быть примером для других» (г=0,42 при р=0,0007) и ценности «быть справедливым» (г=0,36 при р=0,005). Анализируя этот результат, можно отметить, что выра-

женное в группе «гуманитариев» стремление к достижению поставленной цели, поддерживается убеждением, что в своем городе можно стать достойным примером для подражания и строить свою деятельность и отношения с другими людьми с опорой на принцип справедливости. Вместе с тем в этой выборке была выявлена обратная зависимость показателя «настойчивость» опросника самоорганизации деятельности с субъективной оценкой реализуемости базисных ценностей «быть здоровым» (г= -0,34 при р=0,003) и «чувствовать себя в безопасности» (г= -0,37 при р=0,007). То есть чем в большей степени юношам и девушкам с «гуманитарной» ориентацией свойственна настойчивость в достижении собственных целей, тем негативнее они оценивают возможность городской среды г. Лесосибирска поддерживать здоровье и чувство безопасности. Можно предположить, что подобная оценка городской среды настойчивыми молодыми людьми может быть одним из существенных оснований для принятия ими решения покинуть город.

Анализ взаимосвязей суммарного индекса «самодетерминация личности» и суммарного индекса реализуемости базисных ценностей в томской группе респондентов позволяет сделать вывод о том, что чем сильнее стремление быть причиной и источником собственного развития, чем сильнее желание достигнуть поставленных целей, тем сильнее убежденность в том, что в городе Томске имеются все условия для реализации основных жизненных ценностей (г=0,61 при р=0,000).

Та же тенденция была выявлена в отношении молодежи, проживающей в городе Лесосибирске. Так, были обнаружены положительные связи показателей по шкале «самовыражение» (методика «Самодетерминация личности») с суммарным индексом методики СОРБЦ (г=0,37 при р=0,003), а также с оценкой реализуемости таких базисных ценностей как «стать свободным» (г=0,42 при р=0,0007), «жить полной жизнью» (г=0,35 при р=0,006), «найти смысл жизни» (г=0,50 при р=0,000). Следовательно, стремление к самодетерминации, осознание молодым человеком себя как основного источника и причины собственного

развития сопряжено с оценкой городских условий как ресурсных, в которых можно найти возможность быть свободным, жить полной жизнью и обрести смысл жизни.

В томской выборке также обнаружена прямая корреляция суммарного индекса методики СОРБЦ со шкалой «Удовлетворенность жизнью» (г=0,55 при р=0,000). В контексте наших представлений это означает, что высокий уровень удовлетворенности жизнью поддерживает убеждение молодых людей в том, что в городе Томске возможно реализовать свои основные жизненные ценности. Результаты, полученные на выборке г. Лесосибирска, подтверждают и конкретизируют указанную закономерность: шкала «Удовлетворенность жизнью» оказалась связанной с оценкой реализуемости ценностей «стать известным и знаменитым» (г=0,37 при р=0,003) и «найти смысл своей жизни» (г=0,51 при р=0,000).

Интересные результаты были получены в группе респондентов из города Томска при сопоставлении данных методики «Дифференциальная диагностика рефлексивности» и методики СОРБЦ. Была выявлена прямая корреляция между шкалой «системная рефлексия» и оценкой реализуемости базисной ценности «быть уникальным и оригинальным» (г=0,39 при р=0,0009). Это может означать, что юноши и девушки, обучающиеся в вузе по специальностям гуманитарного профиля и характеризующиеся высокой склонностью к рефлексии относительно собственной деятельности, высоко оценивают потенциал города Томска в плане обеспечения возможности быть уникальным и оригинальным.

В то же время показатель шкалы «Самокопание» методики «Дифференциальная диагностика рефлексивности» находился в обратной связи с суммарным индексом реализуемости базисных ценностей (г=-0,39 при р=0,001) и с оценкой реализуемости таких ценностей как «достичь успехов в профессии» (г=-0,37 при р=0,002), «достичь успехов в карьере» (г=-0,37 при р=0,002), «стать свободным» (г=-0,34 при р=0,005), «достичь желаемой цели» (г=-0,42 при р=0,0004), «жить полной жизнью» (г=-0,33 при р=0,006) и «самоутвердиться в

жизни» (г=-0,31 при р=0,01). Следовательно, чем в большей степени для юношей и девушек с гуманитарной ориентацией характерна склонность к самокопанию, тем меньше возможностей они воспринимают в городской среде, тем ниже становится ее субъективная оценка как ресурсной и позволяющей решать важные жизненные задачи.

Взаимосвязей между шкалами методики «Дифференциальной диагностики рефлексивности» и методики СОРБЦ в отношении студентов старших курсов и аспирантов из г. Лесосибирска выявлено не было.

Результаты исследования, полученные в г. Томске, позволили обнаружить положительную взаимосвязь суммарного индекса методики СОРБЦ (интегрально оценивающего субъективную оценку реализуемости базисных ценностей) со степенью выраженности таких карьерных ориентаций (опросник «Якоря карьеры») как «ориентация на служение людям» (г=0,36 при р=0,0005) и «ориентация на предпринимательство» (г=0,36 при р=0,0006). Анализируя эти данные, можно сделать вывод о том, что если будущие специалисты-гуманитарии в своем профессиональном развитии ориентируются на служение другим людям и создание собственного дела, то для них характерна позитивная оценка потенциала городской среды. При этом степень выраженности «ориентации на служение» оказалась прямо пропорционально связанной с субъективной оценкой таких базисных ценностей как «быть уважаемым» (г=0,28 при р=0,009), «быть примером для других» (г=0,37 при р=0,0003) и «быть справедливым» (г=0,33 при р=0,002). Это означает, что выбор карьерной ориентации «на служение людям» связан с убеждением будущих «гуманитариев» в том, что город способствует поддержанию достойного статуса и позволяет выстроить деятельность с опорой на принцип справедливости. Карьерная ориентация на «предпринимательство» положительно коррелировала с ценностью «чувствовать себя в безопасности» (г=0,28 при р=0,008). Следовательно, сделать можно заключение, что ориентация на развитие собственного дела связана с видением

городской среды Томска как такой, которая обеспечивает возможность чувствовать себя в безопасности.

Кроме того, интересные данные были получены при анализе взаимосвязей между ценностными ориентациями на «свободу для» и «свободу от», изучаемыми с помощью модифицированного опросника «Якоря карьеры», с одной стороны, и субъективной оценкой базисных ценностей, определяемых с использованием методики СОРБЦ, с другой стороны. Так, в выборке томских «гуманитариев» была выявлена положительная связь между ценностной ориентацией на «свободу для» и субъективной оценкой реализуемости базисной ценности «все знать» (г=0,31 при р=0,004). Это позволяет утверждать, что у вузовской молодежи, обучающейся по специальностям гуманитарного профиля, ощущение себя человеком, принимающим решения самостоятельно, осознающим себя тем, кто делает то, что должен, выбрал и хочет достичь чего-то значимого в жизни, способствует восприятию социокультурной среды г. Томска как обеспечивающей возможность приобрести необходимый уровень знаний.

В свою очередь, ориентация на «свободу от» оказалась положительно связанной с показателями выраженности базисных ценностей «быть здоровым» (г=0,36 при р=0,003), «иметь благополучную семью» (г=0,30 при р=0,004) и «жить полной жизнью» (г=0,28 при р=0,008). Можно предположить, что молодые люди, которые стремятся к освобождению от ограничений и трудностей, уверены в том, что город Томск располагает условиями, которые могут способствовать поддержанию у них здоровья, создания хорошей семьи и проживанию собственной жизни во всей ее полноте.

То есть в зависимости от того, ориентирована ли вузовская молодежь на «свободу для» или «свободу от», она различным образом субъективно оценивает городскую среду города Томска как условие своего профессионально-личностного развития.

В выборке «гуманитариев» из г. Лесосибирска были выявлены положительные взаимосвязи ценностной ориентации «на служение людям» и оценкой

реализуемости таких базисных ценностей как «быть уважаемым» (г=0,36 при р=0,004) и «быть примером для других» (г=0,40 при р=0,001). Это позволяет сделать вывод о том, что молодые люди, склонные к выбору профессионального пути, связанного с оказанием помощи другим людям, с заботой о мире и обществе, считают, что в этом городе имеются условия для того, чтобы стать уважаемым человеком, который будет примером для всех остальных.

Вместе с тем, было установлено, что высокая степень выраженности ориентации «на вызов» положительно коррелировала с оценкой реализуемости таких базисных ценностей как «иметь хорошую работу» (г=0,37 при р=0,003), «быть материально обеспеченным» (г=0,36 при р=0,004), «стать известным и знаменитым» (г=0,42 при р=0,0008) и «иметь власть» (г=0,41 при р=0,001). С нашей точки зрения, это означает, что юноши и девушки, для которых неординарные жизненные ситуации рассматриваются в качестве личного «вызова», склонны воспринимать городскую среду города Лесосибирска как обеспечивающую возможность найти достойную работу, быть материально обеспеченными, обладать властью и обрести известность.

Заключение. Таким образом, подводя итог проделанной работе, можно отметить, что личностные особенности современных молодых людей, обучающихся по специальностям гуманитарного профиля, во многом определяют то, как они воспринимают и оценивают социокультурные условия города, в котором живут и учатся. При этом в оценке выявлены как общие для двух сибирских городов характеристики, так и специфические особенности. Так, анализ субъективных оценок молодыми жителями городов Томска и Лесосибирска соответствующей городской среды показал, что, с точки зрения вузовской молодежи, и Томск, и Лесосибирск в большей степени могут поддержать реализацию потребности в поиске спутника жизни и создании благополучной семьи. Однако эти же условия в меньшей степени, по мнению юношей и девушек, могут способствовать реализации ценности «стать известным и знаменитым». Наряду с этим, гуманитарно-ориентированная вузовская молодежь из города Том-

ска убеждена в том, что их город может позволить достичь успехов в выбранной профессии, в то время как молодые люди из города Лесосибирска не рассматривают свой город как среду для реализации такой возможности. Более того, те из них, которые отличаются высокой настойчивостью в достижении целей, склонны негативно оценивать реализуемость в социокультурных условиях города Лесосибирска таких базисных ценностей как «быть здоровым» и «чувствовать себя в безопасности».

Полученные результаты свидетельствуют, по нашему мнению, в пользу того, что чем сильнее у гуманитарно-ориентированной вузовской молодежи выражены такие личностные особенности, как целеустремленность, рациональность, рефлексивность, склонность к самодетерминации, удовлетворенность жизнью, а также ценностные ориентации на «служение людям», «предпринимательство», «вызов» и «свободу для», тем позитивнее они оценивают возможность реализуемости базисных ценностей и социокультурные условия городской среды. Это, в свою очередь, может определять их позитивное восприятие потенциала городской среды как среды возможностей, среды для профессионально-личностного развития, среды для реализации своих ценностей и целей. Напротив, низкий уровень развития перечисленных особенностей, а также склонность к самокопанию могут негативно влиять на оценку гуманитарно-ориентированными юношами и девушками возможности реализации базисных ценностей в той же самой городской среде. Подобная негативная оценка чревата тем, что она может выступать в качестве основы, объясняющей бессмысленность какого-либо целеполагания и организации деятельности в данных средо-вых условиях. Кроме того, своеобразная оценка реализуемости базисных ценностей может наблюдаться в случае, если юноши и девушки отличаются ориентированностью на «свободу от». Все это, с нашей точки зрения, подтверждает идею о влиянии личностных особенностей на специфическое восприятие человеком среды его жизнеосуществления.

Совокупность выявленных психологических закономерностей свидетельствует в пользу диагностической ценности методики «Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей», а полученные в ходе исследования результаты могут быть учтены при разработке эффективных программ психологической поддержки проектов, осуществляемых в рамках новой перспективной молодежной политики.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Особенности личностно-обусловленного восприятия вузовской молодежью среды своего жизнеосуще-ствления»), проект № 12-06-00799

Список литературы

1. Богомаз С.А. Различия в структуре ценностей, смыслов и личностных особенностей представителей трёх городов Сибири // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. Москва: ИП РАН, 2008. С. 262-297

2. Богомаз С.А.. Модификация опросника «Якоря карьеры»: ценностная ориентация на инновационную и предпринимательскую деятельность // Сибирский психологический журнал. 2012. № 44. С.101-109.

3. Богомаз С.А., Мацута В.В. Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 67-75.

4. Гриненко Г.В. История философии. М.: Юрайт-Издат, 2005. 685 с.

5. Зайнетдинова М.Р. Миграция молодежи как одна из основных социально-экономических проблем малых городов. URL: http://lfostu.ucoz.ru (дата обращения: 10.12.2012).

6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности. Личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1. М.: Смысл, 2002. С. 56-65.

7. Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 680 с.

8. Мартынова М.А., Богомаз С.А. Самодетерминация в структуре личностного потенциала современной российской молодежи // Вестник ТГУ. 2012. №357. С. 164-168

9. Межведомственная экспериментальная программа ЗАО "Молодежная политика средствами образования". URL: http://omczo.org/publ/93-1-0-648 (дата обращения: 15.12.2012).

10. Серый А.В. Ценностно-смысловая парадигма как основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестник КРАУНЦ, серия «Гуманитарные науки» 2011, №2 (18). С.132-142

11. Энтони Р. Секреты уверенности в себе. М.: «МИРТ», 1994. 416 с.

References

1. Bogomaz S.A. Razlichiya v structure tsennostey, smyslov i lichnosthyh osobennostey predstaviteley treh gorodov Sibiri [Differences in the structure of values, meanings and characterictics of people living in the three Siberian cities]. Tsennoctnye osnovaniya psihologicheskoy nauki i psihologiya tsennostey [Value foundations of psychology and the psychology of values]. Moscow: Institute of Psychology Russian Academy of Sciences, 2008. pp. 262-297.

2. Bogomaz S.A. Modificatsiya oprosnica "Yakorya kar'ery": tsennostnaya orientatsiya na innovatsyonnuyu i predprinimatel'skuyu deyatel'nost' [«Career Anchors»: value orientation to innovation and entrepreneurship]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian psychological magazine], no. 44 (2012): 101109.

3. Bogomaz S.A., Matsuta V.V. Sub'ektivnaya otsenka realizuemosti bazisnyh tsennostey v gorodskoy srede [Value judgement of basic values' feasibility in urban environment]. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal [Siberian psychological magazine], no. 46 (2012): 67-75.

4. Grinenko G.V. Istoriya philosophii [History of philosophy]. Moscow: Yurayt-Izdat, 2005. 685 p.

5. Zaynetdinova M.R. Migratsiya molodezhi kak odna iz osnovnyh sotsial'no-economicheskih problem malyh gorodov [Migration of young people as one of the main social and economic problems of small towns]. http://lfostu.ucoz.ru (accessed December 10, 2012).

6. Leont'ev D.A. Lichnostnoe v lichnosti. Lichnostnyi potentsial kak osnova samodeterminatsii [Personal in personality. Personal potential as the base of self-determination]. Uchenye zapiski kafedry obschey psihologii MSU im. M.V. Lomonosova. Issue 1. Moscow: Smysl, 2002. pp. 56-65.

7. Leontev D.A. Lichnostnyi potentsial: structura i diagnostic [Personal potential: structure and diagnostic]. Moscow: Smysl, 2011. 680 p.

8. Martynova M.A., Bogomaz S.A. Samodeterminatsiya v structure lichnostnogo potentsiala sovremennoy rossiyskoy molodezhi [Self-determination in the structure of the personal potential of modern Russian youth]. Vestnik TSU, no. 357 (2012): 164-168.

9. Mezhvedomstvennaya experimental'naya programma ZAO "Molodezhnaya politica sredstvami obrazovaniya" [Youth policy through education]. http://omczo.org/publ/93-1-0-648 (accessed: December 15, 2012).

10. Seryi A.V. VestnikKRAUNTs, no. 2 (2011): 132-142.

11. Anthony R. Glavnye secrety absolutnoy uverennosti v sebe [The ultimate secrets of total self confidence]. Moscow, 1994. 416 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Мартынова Марина Александровна, ассистент кафедры психологии развития личности

Лесосибирский педагогический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» ул. Победы, д. 42, Лесосибирск, Красноярский край, 662544, Россия E-mail: martynova. marina. 24@gmail. com

Литвина Светлана Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии факультета психологии

Томский государственный университет

пр. Ленина, д. 36, Томск, Томская область, 634050, Россия

E-mail: litvina65@mail. ru

Богомаз Сергей Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой организационной психологии факультета психологии

Томский государственный университет

пр. Ленина, д. 36, Томск, Томская область, 634050, Россия

E-mail: bogomazsa@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Martynova Marina Aleksandrovna, assistant professor of Psychology of personality development Chair

Lesosibirsk Pedagogical Institute - the branch of Siberian Federal University 42, Pobeda street, Lesosibirsk, Krasnoyarsk region, 662544, Russia E-mail: martynova. marina. 24@gmail. com

Litvina Svetlana Alekseevna, candidate of psychology, associate professor of Organizational Psychology Chair, Department of Psychology

Tomsk State University

36, Lenin avenue, Tomsk, Tomsk region, 634050, Russia

E-mail: litvina65@mail. ru

Bogomaz Sergey Aleksandrovich, Doctor of Psychology, Professor, head of Organizational Psychology Chair, Department of Psychology

Tomsk State University

36, Lenin avenue, Tomsk, Tomsk region, 634050, Russia E-mail: bogomazsa@mail. ru

Рецензент:

Серый Андрей Викторович, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.