Научная статья на тему 'Оценка реализуемости базисных ценностей в условиях г. Томска с точки зрения гуманитарно-ориентированной и негуманитарно-ориентированной вузовской молодежи'

Оценка реализуемости базисных ценностей в условиях г. Томска с точки зрения гуманитарно-ориентированной и негуманитарно-ориентированной вузовской молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗИСНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ / НАСТОЙЧИВОСТЬ / СКЛОННОСТЬ К ПЛАНИРОВАНИЮ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / BASIC VALUES / URBAN ENVIRONMENT POTENTIAL / PURPOSEFULNESS / PERSISTENCE / INCLINATION TOWARDS PLANNING / CAREER ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каракулова Ольга Викторовна, Богомаз Сергей Александрович

Представлены результаты исследования субъективной оценки потенциала городской среды с использованием методики «Реализуемость базисных ценностей». Установлено, что магистранты и аспиранты, обучающиеся по специальностям гуманитарного профиля, более высоко оценивают реализуемость базисных ценностей в условиях г. Томска по сравнению с магистрантами и аспирантами, обучающимися по специальностям негуманитарного профиля. Обсуждаются взаимосвязи оценки реализуемости базисных ценностей с целеустремленностью, настойчивостью, склонностью к планированию и ценностными ориентация-ми вузовской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каракулова Ольга Викторовна, Богомаз Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of basic values realizability in local settings (Tomsk) by artsand science-oriented university students

It has been stated that ''success'' of urban development is affected, in particular, by what the residents understand about their city mission and its potential, by how leadership is spread among them, by possibilities of their creative participation in the urban development. In this regard, it is relevant, in our opinion, to study characteristics of university students' evaluation of urban environment as a potential for their professional and personal development. The study was conducted in the city of Tomsk whose local authorities positioned it in Siberia as a promising educational and innovation centre. The study involved 181 university students: master and doctoral students majoring in humanities (N = 96) and their science-oriented counterparts (N = 85). To evaluate the urban environment potential of Tomsk, the Basic Value Realizability technique was used, which is based on the semantic differential method and enables to identify subjects' opinions on realizability of 20 basic values as a specific environment parameter of their personal development. The Self-Organization of Activity questionnaire and that of Career Anchors were applied to analyse the study participants' personal potential. It has been found that university students, in general, evaluate basic value realizability in Tomsk positively. Therefore, it can be concluded that the city, in their opinion, has an essential potential for their professional and personal development. However, master and doctoral students take the city of Tomsk, first of all, as a place favourable for love and marriage. The results revealed significant between-group differences among the samples under study in the following scales of Basic Value Realizability: to succeed in profession and career; to achieve desired goals; to make sense of life; to assert oneself; to be unique and original; to have power. The identified between-group differences indicate that the same environment is viewed differently by young people with different career orientations (a humanitarian or science profile). Arts-oriented university students feel more optimistic about the city (but, likely, more illusive). The study samples did not differ greatly in their scores on the Self-Organization of Activity questionnaire and that of Career Anchors. However, they are specific as indicated by the results of correlation analysis carried out separately for each group. It has been revealed that science-oriented young people with career orientation towards ''service'' take Tomsk more positively in regard to its potential. Thus, the results obtained enable us to put forward a hypothesis that the socio-cultural environment of Tomsk can to a greater degree meet the needs of arts-oriented individuals. It has been shown that personal characteristics of science-oriented university students can significantly affect their evaluation of basic values realizability and, hence, their evaluation of the urban environment potential of Tomsk. Meanwhile, the more they are inclined to planning, purposeful and persistent, the more positive Tomsk is viewed in the context of possibilities for their professional growth and career development, self-assertion and making sense of life.

Текст научной работы на тему «Оценка реализуемости базисных ценностей в условиях г. Томска с точки зрения гуманитарно-ориентированной и негуманитарно-ориентированной вузовской молодежи»

Вестник Томского государственного университета. 2013. № 366. С. 117-120

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9

О. В. Каракулова, С.А. Богомаз

ОЦЕНКА РЕАЛИЗУЕМОСТИ БАЗИСНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ г. ТОМСКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГУМАНИТАРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ И НЕГУМАНИТАРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ВУЗОВСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Особенности личностно-обусловленного восприятия вузовской молодежью среды своего жизнеосуществления»

(проект № 12-06-00799).

Представлены результаты исследования субъективной оценки потенциала городской среды с использованием методики «Реализуемость базисных ценностей». Установлено, что магистранты и аспиранты, обучающиеся по специальностям гуманитарного профиля, более высоко оценивают реализуемость базисных ценностей в условиях г. Томска по сравнению с магистрантами и аспирантами, обучающимися по специальностям негуманитарного профиля. Обсуждаются взаимосвязи оценки реализуемости базисных ценностей с целеустремленностью, настойчивостью, склонностью к планированию и ценностными ориентациями вузовской молодежи.

Ключевые слова: базисные ценности; потенциал городской среды; целеустремленность; настойчивость; склонность к планированию; ценностные ориентации.

В общественно-исторической практике развитию городов всегда придается особое значение [1]. При этом во всех странах в развивающихся городах отмечается усиливающаяся тенденция роста населения, в силу чего ХХ в. по праву стали называть веком урбанизации, а XXI в., по мнению британского исследователя Ч. Лэндри [2], будет считаться веком городов. Уже сейчас в Европе число городских жителей превышает 75%. Незначительно отстает от этой тенденции и Россия, в которой еще на начало 1994 г. городское население составляло 73% всего населения. На этом фоне все чаще в современной литературе встречаются высказывания, что главным ресурсом этого развития является городской житель. Например, на встрече мэров европейских городов в 2004 г. в Лондоне было выявлено три элемента, комбинация которых может определять «успешность» развития города: 1) человек должен знать, куда движется город, понимать его предназначение и потенциал развития; 2) необходимо стимулировать распространение лидерства (более 1% населения города должны чувствовать себя лидерами); 3) надо поощрять принятие рискованных решений в рамках городской системы управления, основанной на принципах отчетности и прозрачности, ибо это дает людям возможность творчески участвовать в формировании города [2].

В доступной литературе невозможно обнаружить какого-либо анализа российских городов через призму подобной комбинации элементов «успешности» развития города. Однако, судя по показателям внешней и внутренней миграции молодежи [3, 4], российские города, из которых молодежь стремится уехать, скорее всего, попадают в категорию «неуспешных».

В связи с этим оценка психологическими средствами особенностей восприятия российской вузовской молодежью городской среды как потенциала, обеспечивающего возможность их профессионально-личностного развития, нам представляется актуальной и важной. Целью данной работы является анализ результатов пилотажного исследования, направленного на оценку потенциала городской среды Томска.

Следует отметить, что город Томск является старейшим в Сибири крупным образовательным, научным и инновационным центром, в составе которого 9 вузов (2 из которых имеют официальный статус научноисследовательских), 15 НИИ, особая экономическая зона технико-внедренческого типа и 6 бизнес-инкубаторов. Томск по праву называют студенческим городом, куда ежегодно массово приезжают учиться студенты из соседних областей и ближайших государств. У администрации города имеется амбициозный проект позиционирования Томска в Сибири как современного перспективного развивающегося города, комфортного для жизни, учебы и профессиональноличностного роста молодежи. Однако в настоящее время отсутствует анализ того, насколько г. Томск привлекателен с точки зрения вузовских студентов, магистров и аспирантов, в какой степени они воспринимают городские условия как потенциал для своего развития.

С учетом этого нами было спланировано и проведено психодиагностическое исследование с участием 181 представителя вузовской молодежи г. Томска. В исследовании для оценки потенциала городской среды Томска использовалась методика «Реализуемость базисных ценностей» (далее РБЦ). Эта методика построена на основе семантического дифференциала и позволяет судить о субъективном мнении испытуемых относительно возможности реализации 20 базисных ценностей как условия личностного развития в конкретных средовых условиях [5]. Опросники «Самоорганизация деятельности» (далее ОСД) [6] и «Якоря карьеры» [7] были применены для анализа показателей личностного потенциала участников исследования. При обработке психодиагностических данных использовались описательная статистика, дисперсионный анализ ANOVA/MANOVA и корреляционный анализ из пакета компьютерных программ Statistica.

В ходе исследования изучались две выборки вузовской молодежи: выборка магистрантов и аспирантов,

обучающихся по специальностям гуманитарного профиля (философы, психологи, социальные работники, историки и пр., средний возраст 23,4±3,38 года, п = 96), и выборка магистрантов и аспирантов, обучающихся по специальностям негуманитарного профиля (физики, математики, информатики, биологи и пр., средний возраст 23,1±2,20 года, п = 85).

При обработке результатов тестирования было установлено, что представители вузовской молодежи в целом позитивно оценивают реализуемость базисных ценностей в г. Томске. Об этом можно судить на основании того, что все средние значения показателей методики РБЦ оказались больше 4 баллов, представляющих собой границу нейтральной оценки реализуемости базисных ценностей (рис. 1). Следовательно, можно сделать заключение о том, что г. Томск, по мнению вузовской молодежи, обладает существенным потенциалом для их профессионально-личностного развития. Однако обращает на себя внимание тот факт, что максимальная реализуемость наблюдается для ценностей «любить и быть любимыми» и «иметь благополучную семью», а минимальная реализуемость характерна для ценностей «быть материально обеспеченным» и «все

знать». Подобная оценка реализуемости ценностей, очевидно, подсказывает, что, несмотря на то, что Томск позиционирует себя как образовательный и инновационный центр, магистранты и аспиранты склонны воспринимать его лишь как город, который в первую очередь комфортен для поиска любви и создания семьи.

В ходе дисперсионного анализа были выявлены значимые достоверные различия между двумя изучаемыми выборками по следующим шкалам методики «Реализуемость базисных ценностей»: город позволяет достичь успехов в профессии (гуманитарии - среднее значение 6,19±1,20 балла, негуманитарии -

5,69±1,68 балла, р = 0,023) и в карьере (соответственно 6,07±1,30 и 5,49±1,72 балла, р = 0,011), достичь желаемой цели (соответственно, 5,80±1,42 и 5,09±1,97 балла, р = 0,006) и найти смысл своей жизни (соответственно 6,01±1,41 и 5,52±1,69 балла, р = 0,038), самоутвердиться в жизни (соответственно 6,10±1,16 и 5,68±1,42 балла, р = 0,029), быть уникальным и оригинальным (соответственно 5,53±1,57 и 4,84±1,94 балла, р = 0,009) и иметь власть (соответственно 5,08±1,53 и 4,62±1,52 балла, р = 0,044).

Рис. 1. Реализуемость базисных ценностей в двух выборках вузовской молодежи города Томска. Индекс РБЦ - суммарный индекс реализуемости базисных ценностей как среднеарифметическое всех 20 шкал методики.

* - межгрупповые различия достоверны при р < 0,05;

** - межгрупповые различия достоверны при р < 0,01

Выявленные межгрупповые различия свидетельствуют о том, что одни и те же средовые условия юноши и девушки с разной ценностной ориентацией (гуманитарной и негуманитарной) воспринимают различным образом. Как видим, гуманитарно-ориентированные представители вузовской молодежи более высоко оценивают реализуемость базисных ценностей в городской среде Томска, считая, что она потенциально может способствовать их реализации в выбранной

профессии, построению своей карьеры, достижению поставленных целей, проявлению оригинальности и достижению значимой позиции в обществе (достижению власти), нахождению смысла жизни и созданию семьи. В этой связи можно предположить, что гуманитариям в большей степени свойственно более оптимистичное (может быть, даже более иллюзорное) восприятие г. Томска. Возможно, это связано с особенностями гуманитарно-ориентированного мышления и с их про-

фессионально-важными качествами. Действительно, представителям гуманитарных профессий традиционно приписывают образное мышление, позитивное восприятие ситуаций, чувствительность и эмоциональность. Мы предполагаем, что более низкие оценки по шкалам методики РБЦ в выборке магистрантов и аспирантов, обучающихся на специальностях негуманитарного профиля, связаны с их более выраженной реалистичностью и прагматичностью. Такие особенности начинающих специалистов, по нашему мнению, могут накладывать отпечаток на восприятие города, в котором они обучаются.

С другой стороны, выявленные межгрупповые различия относительно восприятия городской среды Томска могут указывать на то, что в данном городе благоприятные социально-экономические условия исторически сформировались именно для профессионального и личностного развития гуманитарно-ориентированных людей. На это указывает и официальная статистика, свидетельствующая о том, что в г. Томске имеется большое количество рабочих мест в сфере образования и здравоохранения, небольшое количество промышленных производств, много праздничных агентств и средств массовой коммуникации, развита сфера услуг и торговли (см. официальный сайт администрации: http://tomsk.gov.ru/).

Интересно отметить, что при наличии достоверных различий между двумя анализируемыми выборками относительно оценки реализуемости базисных ценностей в Томске, выборки значимо не различались по показателям опросников «Самоорганизация деятельности» и «Якоря карьеры». То есть представителям вузовской молодежи, обучающейся по специальностям гуманитарного и негуманитарного профилей, в равной степени свойственны целеустремленность и склонность к планированию деятельности, ориентация на настоящее, ценностные ориентации на «служение людям», «вызов», «предпринимательство» и «свободу».

Тем не менее изучаемые нами выборки характеризуются специфичностью, на что указывают результаты корреляционного анализа, проведенного отдельно для каждой из них. Так, были выявлены значимые связи между шкалами ОСД и шкалами методики РБЦ в выборке негуманитариев (п = 85). При этом установлено, что чем выше у молодых людей склонность детально планировать собственную деятельность, тем в большей степени они склонны считать, что в г. Томске можно быть здоровым (г = 0,351; р = 0,001) и свободным (г = = 0,289; р = 0,007), можно самоутвердиться (г = 0,299; р = 0,005) и быть примером для других людей (г = 0,480; р = 0,000), можно найти смысл своей жизни (г = 0,372; р = 0,000) и быть справедливым (г = 0,339; р = 0,002). Чем сильнее выражена склонность к планированию и направленность на результат у молодых людей, обучающихся по специальностям негуманитарного профиля, тем они позитивнее оценивают возможности г. Томска относительно реализуемости базисных ценностей. Это может означать, что реализуемость этих ценностей в большей мере зависит от самого человека, от его мотивации, желаний и личностных особенностей, чем от объективных условий города, в котором он проживает.

В пользу этого также указывают обнаруженные корреляции шкал «наличие целей» и «настойчивость»

опросника ОСД и шкал методики РБЦ. Например, чем выше показатель «наличие целей» у негуманитарноориентированных юношей и девушек, тем в большей степени им свойственно воспринимать г. Томск как место, в котором можно быть здоровым (г = 0,279; р = 0,010) и материально обеспеченным (г = 0,290; р = 0,007), достичь успехов в профессии (г = 0,292; р = = 0,007), быть справедливым (г = 0,473; р = 0,000), построить карьеру (г = 0,359; р = 0,001) и завести семью (г = 0,356; р = 0,001), добиться уважения (г = 0,362; р = 0,001) и любви (г = 0,393; р = 0,000), чувствовать себя в безопасности (г = 0,272; р = 0,012), найти смысл жизни (г = 0,350; р = 0,001) и достичь собственных целей (г = 0,442; р = 0,000), иметь власть (г = 0,317; р = 0,003), самоутвердиться (г = 0,292; р = 0,007) и быть примером для других (г = 0,388; р = 0,000).

Чем сильнее в группе негуманитариев была выражена настойчивость в достижении целей, тем в большей степени они были убеждены в том, что г. Томск является благоприятным местом, в котором можно получить знания (г = 0,310; р = 0,004), самоутвердиться (г = 0,312; р = 0,004), найти смысл своей жизни (г = = 0,397; р = 0,000) и жить полной жизнью (г = 0,230; р = = 0,005). Вместе с тем необходимо отметить, что у показателя «настойчивость», в отличие от показателя «наличие целей», нет значимых связей со шкалами «достичь успехов в профессии» и «достичь успехов в карьере». По-видимому, такие личностные особенности, как «настойчивость» и «наличие целей», могут обусловливать у вузовской молодежи, обучающейся по специальностям негуманитарного профиля, специфическую чувствительность к средовым условиям.

Важно отметить, что в выборке гуманитариев в ходе анализа были обнаружены значимые, но слабые корреляции между шкалами опросника ОСД и шкалами методики РБЦ.

Та же закономерность проявлялась при анализе связей между шкалами опросника «Якоря карьеры» и шкалами методики РБЦ. Так, в выборке негуманитари-ев чем сильнее была выражена ориентация на «служение», тем в большей степени юноши и девушки были убеждены, что в г. Томске имеются условия для того, чтобы быть здоровыми (г = 0,390; р = 0,000), материально обеспеченными (г = 0,308; р = 0,004), иметь благополучную семью (г = 0,272; р = 0,012), любить и быть любимыми (г = 0,311; р = 0,004), достичь успехов в карьере (г = 0,318; р = 0,003), достичь успехов в профессии (г = 0,296; р = 0,006), чувствовать себя в безопасности (г = 0,334; р = 0,002), достичь значимых целей (г = 0,323; р = 0,003), самоутвердиться (г = 0,299; р = 0,005), стать примером для других (г = 0,314; р = 0,003), иметь власть (г = 0,335; р = 0,002), быть справедливыми (г = 0,410; р = 0,000). Можно сказать, что молодые люди, обучающиеся по дисциплинам негуманитарного профиля, ориентированные на служение людям и оказание помощи им, склонны воспринимать Томск более оптимистично и более высоко оценивать его потенциал для личностного развития.

Молодые люди, обучающиеся по дисциплинам негуманитарного профиля и ценностно-ориентированные на «вызов», сильнее убеждены в том, что Томск может обеспечить возможность быть справедливым (г = 0,286;

р = 0,008) и быть примером для других (г = 0,302; р = = 0,005).

Интересные корреляции в выборке негуманитариев были выявлены при анализе ценностных ориентаций на «свободу для» и «свободу от». Так, для юношей и девушек, которым более свойственна ориентация на «свободу для», более характерно оценивать Томск как место, в котором можно иметь власть (г = 0,361; р = = 0,001), ставить и достигать желаемые цели (г = 0,365; р = 0,001). Напротив, юноши и девушки, которые более ориентированы на «свободу от», отличались тем, что оценивали г. Томск как место, в котором можно иметь благополучную семью (г = 0,339; р = 0,002) и быть справедливыми (г = 0,287; р = 0,008).

В отличие от этого, в выборке юношей и девушек, обучающихся специальностям гуманитарного профиля, наблюдались лишь немногочисленные «слабые» корреляции между шкалами опросника «Якоря карьеры» и шкалами методики РБЦ.

Проведенное исследование с участием магистрантов и аспирантов томских вузов свидетельствует в пользу того, что молодые люди, обучающиеся на факультетах гуманитарного профиля, более позитивно, возможно, даже идеалистически оценивают реализуемость базисных ценностей в городской среде Томска и, следовательно, по нашему мнению, более высоко оценивают потенциал этой среды как условие их личностного развития. Возможно, это обусловлено их гуманитарно-ориентированным стилем мышления с присущим ему более оптимистичным эмоциональным восприятием окружающего мира.

Вместе с тем молодые люди, обучающиеся на факультетах негуманитарного профиля и ценностноориентированные на «служение людям», также более позитивно воспринимают потенциал г. Томска. Наш опыт использования опросника «Якоря карьеры» указывает на то, что ценностная ориентация на «служение людям» более характерна для лиц с гуманитарным стилем мышления. В связи с этим можно предположить, что в случае если у магистрантов и аспирантов, обучающихся по специальностям негуманитарного профиля, в мышлении представлена гуманитарная составляющая, то они более склонны положительно оценивать городскую среду Томска.

Такое предположение с учетом выявленных фактов, в свою очередь, позволяет сформулировать гипотезу о том, что социокультурная среда г. Томска в большей степени может соответствовать гуманитарно-ориентированным личностям. Возможно, что именно это соответствие лежит в основе того, что в выборке вузовской молодежи, обучающейся по специальностям гуманитарного профиля, отсутствуют значимые корреляции между реализуемостью базисных ценностей, с одной стороны, и склонностью к планированию, наличием целей, настойчивостью в их достижении и ценностными ориентациями - с другой. Другими словами, у гуманитариев, высоко оценивающих потенциал городской среды Томска, субъективное восприятие и оценка этого потенциала лишь в малой степени зависят от их личностных особенностей.

Напротив, личностные особенности вузовской молодежи, обучающейся по специальностям негуманитарного профиля, как показывают полученные нами результаты, могут существенно влиять на восприятие и оценку реализуемости базисных ценностей и, следовательно, оценку потенциала социокультурной среды г. Томска. При этом чем более у них выражены склонность к планированию, наличие целей и высокая настойчивость в их достижении, тем более позитивным представляется Томск с точки зрения возможности профессионального и карьерного роста, самоутверждения и нахождения смысла жизни.

Если наши предположения и интерпретации выявленных фактов верны, то в условиях г. Томска для продуктивного профессионального и карьерного роста вузовской молодежи, которая обучается негуманитарным специальностям и от которой в большей степени, чем от гуманитариев, зависит становление в России инновационной экономики, необходимо создать комплекс условий для развития их целеустремленности, склонности к планированию и ценностных ориентаций на «свободу для» и «вызов». Для того чтобы эти важные личностные особенности опережающе развивались у молодежи, следует, очевидно, трансформировать и городскую среду Томска как образовательного и инновационного центра в Сибири. Подобная трансформация может обеспечить привлекательность города для предприимчивых юношей и девушек, нацеленных на реализацию себя в науке и в современной экономике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазычев В.Л. Урбанистика. М. : Европа, 2008. 220 с.

2. Лэндри Ч. Креативный город. М. : Классика-ХХ1, 2011. 99 с.

3. Миграция в зеркале стран СНГ (молодежный ракурс) / под ред. И. Молодиковой. М., 2006. 275 с.

4. ЗайнетдиноваМ.Р. Миграция молодежи как одна из основных социально-экономических проблем малых городов. ИЯЬ: http://lfostu.ucoz.ru

5. Богомаз С.А., Мацута В.В. Субъективная оценка реализуемости базисных ценностей в городской среде // Сибирский психологический жур-

нал. 2012. № 46.

6. Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности. М. : Смысл, 2007.

7. Богомаз С.А. Модификация опросника «Якоря карьеры»: ценностная ориентация на инновационную и предпринимательскую деятельность //

Сибирский психологический журнал. 2012. № 44. С. 101-109.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 ноября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.