УДК 159.9.07
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И ЦЕННОСТНОСМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОЛОДЕЖИ
Ю.В. Сметанова (Томск)
Работа выполнена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (ГК № 02.740.11.0600 от 22.03.2010 г.)
Аннотация. Приводятся результаты комплексного диагностического исследования личностного потенциала и ценностно-смысловых оснований инновационной и предпринимательской деятельности на примере образовательного мероприятия инновационного конкурса в научно-технической сфере. Исследования значимы для организации психологической практики работы с инноваторами.
Ключевые слова: личностный потенциал; ценностно-смысловые основания; молодежь; инноваторы; психолого-образовательное сопровождение.
Современное российское общество уже несколько лет уверенно держит «курс на инновации». Наибольшее внимание уделяется работе с инновационно активной молодежью, в том числе в рамках реализации различных инновационных образовательных программ и конкурсов в научно-технической сфере. Именно для инновационных конкурсов нами в соавторстве с группой коллег с факультета психологии ТГУ и в рамках проектов факультета была разработана программа психолого-образовательного сопровождения участников инновационных конкурсов [3]. В настоящей работе мы бы хотели представить результаты комплексного исследования, проведенного на базе образовательного мероприятия «Лицей инноватора» Общесибирского конкурса «Бизнес инновационных технологий: Сибирь 2011».
Участниками данного мероприятия были члены команд финалистов и полуфиналистов инновационного конкурса «БИТ Сибирь 2011», всего 50 человек, из разных городов Сибири, имеющие разный опыт инновационной и предпринимательской деятельности. Средний возраст участников 24,8 года. В рамках Лицея мы реализовали программу психолого-образовательного сопровождения участников, диагностический блок которой включал: комплексное психодиагностическое тестирование параметров личностного потенциала; наблюдения и деятельностную диагностику, осуществляемые при выполнении различных проектных и практических заданий Лицея; глубинное интервью.
В психодиагностический комплекс оценки параметров личностного потенциала инноваторов входили: «Тест жизнестойкости»
121
№ 41
Сибирский психологический журнал
2011 г.
С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.И. Рассказовой); опросник «Самоорганизация деятельности» Е.Ю. Мандрикова; опросник «Якоря карьеры» Э. Шейн. Личностный потенциал мы понимаем вслед за Д.А. Леонтьевым как системный личностный конструкт, включающий в себя устойчивость и гибкость, способность противостоять нежелательным изменениям и одновременно успешно реализовывать поставленные цели, владея процессами самоорганизации и саморазвития. Указанные выше методики уже зарекомендовали себя в оценке личностного потенциала инноваторов, по ним были вычислены нормативные показатели для выборок инновационно активной и научной молодежи [1], на которые мы и будем опираться при анализе результатов.
Психологическая диагностика, проведенная в Лицее инноватора, показала, что по большинству параметров личностного потенциала показатели участников близки к нормативным (см. таблицу). Респонденты обладают достаточными ресурсами по противостоянию сложным ситуациям и способны видеть в жизненных трудностях новые возможности. При этом молодые люди отличаются ярко выраженной личностной направленностью на инновационную и предпринимательскую сферы деятельности. У респондентов высоко развита ориентация на предпринимательство, они проявляют готовность к переменам и осуществлению инноваций, способны действовать в изменяющихся условиях, стремятся к самореализации в сфере инновационной деятельности.
Средние значения показателей личностного потенциала респондентов в сравнении с нормативными значениями
Шкала / методика Лицей Норма
Жизнестойкость 129,7 127,6
Планомерность 19,66 21,4
Целеустремленность 36,3 38,3
Настойчивость 23,7 26,5
Фиксация 20,8 21,2
Самоорганизация 10,1 11,1
Якоря карьеры: Служение 5,23 5,59
Якоря карьеры: Вызов 4,8 4,41
Якоря карьеры: Предпринимательство 5,3 3,21
Якоря карьеры: Свобода для 5,3 5,18
Якоря карьеры: Свобода от 4,6 4,98
Индекс инновационности 5,12 4,65
Однако, как показывают данные психодиагностики и подтверждают наши наблюдения и деятельностная диагностика, участники испытывают некоторые проблемы с самоорганизацией и имеют серьезные сложности при решении задач, выходящих за рамки привыч-
122
Личностный потенциал в инновационно-предпринимательской деятельности
ных для них стереотипов, они склонны прибегать к использованию шаблонных схем. Были также отмечены некоторые проблемы в сфере развития коммуникативных навыков участников. В частности, молодые люди испытывают сложности в переговорных процессах, командной работе и самопрезентации, столь необходимой для успешного прохождения инновационных конкурсов. Частично такая ситуация может быть объяснена повышенной интеллектуальной активностью участников и тем, что их идеи и проекты являются результатом длительной интеллектуальной работы, а это в «больших количествах» может провоцировать шаблонность мышления, чрезмерную интеллектуализацию процессов жизнедеятельности, затруднять коммуникации.
Результаты корреляционного анализа выявили прямую взаимосвязь целеустремленности с ориентацией на служение (р < 0,005) и ориентацией на свободу «для» (р < 0,05). Жизнестойкость коррелирует с настойчивостью (р < 0,05), ориентацией на предпринимательство (р < 0,05) и индексом инновационности (р < 0,05). Таким образом, при развитой витальности у молодых людей проявляется способность противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам за счет умения видеть возможности в жизненных изменениях и посредством волевых усилий организовывать себя на пути преодоления препятствий. Именно такие жизнестойкие молодые люди склонны в большей степени ориентироваться на ценности инновационности и предпринимательства при построении своей карьеры, тогда как высокий уровень самоорганизации у молодых людей, в частности способности к постановке задач и неуклонному, целенаправленному их решению, приводит к тому, что в своей деятельности они будут ориентироваться в первую очередь на социально ответственную деятельность и помощь другим, возможно, даже в противовес стереотипам бизнеса и традициям конкурентной борьбы. Эти выводы подкрепляются данными наших наблюдений и глубинных интервью.
Результаты корреляционного анализа также выявили, что высокая ориентация молодых людей на настоящее напрямую связана с преобладанием выраженности ориентации на «свободу для» в противовес «свободе от». Данный факт может быть объяснен контекстом ситуации. Диагностика являлась элементом психолого-образовательного сопровождения обучающей программы Лицея инноваторов - образовательного мероприятия для финалистов и полуфиналистов конкурса «БИТ Сибирь 2011». Задачей Лицея было обучение молодых инноваторов и «шлифовка» с экспертами и преподавателями проектов и презентаций - их путевок в инновационное предпринимательство. Поэтому ориентация на свободу, не «анархизированную» и противостоящую окружающему, а скорее на «экзистенциально ориентированную» и необходимую для реализации собственных целей, поддерживалась и укреплялась, а в ка-
123
№ 41
Сибирский психологический журнал
2011 г.
кой-то мере и определялась ориентацией на настоящее, повышенным вниманием к тому, что происходит здесь-и-сейчас.
Нами было также проведено качественное исследование оснований инновационно-предпринимательской активности молодежи, ее самоидентичности в контексте транстемпорального опыта, на материале автобиографических глубинных интервью с участниками Лицея. Для интерпретации полученных данных применялся метод экзистенциального анализа с элементами транстемпорального анализа [3]. Полученные данные показывают, что у всех респондентов (в большинстве своем не имеющих опыта предпринимательской деятельности) очень высоки ценностно-смысловая значимость данной сферы и возможности самореализации в ней, причем у многих эта значимость развивалась параллельно с обучением в Лицее инноватора. Фактически результаты позволяют говорить о смещении в процессе обучения модусов бытия и опыта самоидентичности у наиболее молодых респондентов. Так, изначально чувствуя себя случайными людьми, не вовлеченными ни в предпринимательство, ни в инновации, к концу образовательной программы они оценивали свое будущее как напрямую связанное с данной сферой жизнедеятельности, а себя самих - как естественную ее часть.
У более зрелых и уже имеющих опыт как инновационной, так и предпринимательской деятельности участников в процессе обучения в Лицее актуализировались переживания экзистенциальной ответственности: в диапазоне от ответственности перед собой и своей семьей, до ответственности перед обществом, Землей. Примечательно, что именно таким и было у данной группы респондентов это «изменение переживания»: исходно определяя зону своей ответственности узким ближним кругом, в ходе обучения в Лицее они постепенно расширяли ее, часто через глубокие личностные переживания и посредством консультаций с психологами.
У респондентов, имеющих опыт инновационной и предпринимательской деятельности, субъективная картина жизненного пути в оценке прошлого изобилует указаниями на пережитые ситуации экзистенциального выбора. В интервью встречаются указания на постоянный выбор, сконцентрированный в опытах переживания ответственности и одиночества; на кардинальную смену жизненного пути как изменение смыслов и самоидентичности («я был раньше совсем другим человеком»). У не имеющих опыта инновационной и предпринимательской деятельности описание прошлого насыщено описаниями случайностей, везения и других неподконтрольных им ситуаций. Достаточно разнится у респондентов и переживание будущего. Особенно динамичным и изменчивым его восприятие было у тех, кто активно работал с психологами и вовлекался в программу психолого-образовательного сопровождения. Так, если респонденты, не активные в работе с психо-
124
Личностный потенциал в инновационно-предпринимательской деятельности
логами, оценивали свое будущее как «устойчиво позитивное» и редко апеллировали к смыслам своей деятельности, то прошедшие все элементы психолого-образовательного сопровождения показали высокую положительную динамику в переживании смысловых и экзистенциальных оснований собственной деятельности и построении будущего. Некоторые из них активно работали над смыслами своей актуальной деятельности и экзистенциальной наполненностью переживания настоящего, другие переоценивали партнерские отношения и определялись в границах доверия - недоверия к миру и другим людям, третьи кардинально переосмысляли собственный опыт самоидентичности, четвертые через опыт профессионального и личностного самоопределения формулировали свои жизненные стратегии.
Таким образом, результаты исследования позволяют, не претендуя на общность данных характеристик для всех молодых инноваторов, подчеркнуть необходимость учета глубинных экзистенциальных оснований и параметров личностного потенциала молодежи при реализации образовательных и конкурсных программ для молодых инноваторов. Диагностический потенциал программы психолого-образовательного сопровождения может не только облегчить процессы инновационного и бизнес-обучения в данных условиях, но и существенно повысить их эффективность и качество.
Литература
1. Богомаз С.А. Измерение параметров личностного потенциала и мотивационной готовности к деятельности: опросниковые методы. Томск, 2010. 32 с.
2. Краснорядцева О.М. Психолого-образовательное сопровождение процесса вхождения молодежи в инновационную деятельность // Психология и современное российское образование: материалы IV Всерос. съезда психологов образования. М., 2008.
3. Лукьянов О.В. Фактор времени в системе психологических интерпретаций // Пси-
хология: Журнал высшей школы экономики. 2010. № 2. С. 46-63.
THE PERSONAL POTENTIAL AND VALUABLE AND SEMANTIC BASES OF INNOVATION AND ENTERPRISE ACTIVITY OF YOUTH Smetanova Yu.V. (Tomsk)
Summary. The results of complex diagnostic research of personal potential and the valuable and semantic bases of innovational and enterprise activity on an example of educational action of innovational competition in scientific and technical sphere are given. The research are important for the organization of psychological practice of work with innovators.
Key words: personal potential; the valuable and semantic bases; the youth; the innovators; psychological and educational support.
125