Научная статья на тему 'Высокие технологии XXI века'

Высокие технологии XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
604
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высокие технологии XXI века»

172

Высшее образование в России • № 6, 2007

VIII Международный форум

The 8th International Forum

МОСКВА - 2007

Высокие технологии XXI века

24 апреля 2007 г. состоялись секционные заседания Международной конференции VIII Международного форума «Высокие технологии XXI века» по тематическим направлениям: «Кадровые аспекты развития российского высокотехнологического комплекса» и «Интеграция образования, науки и производства».

По поручению оргкомитета Форума подготовку заседаний проводила Ассоциация технических университетов. В работе приняли участие представители высших учебных заведений, научные работники и специалисты промышленности, представители министерств, ведомств, академических структур и общественных организаций. Участники ознакомились с экспозицией выставки Форума, отражающей исторические основы и современное состояние инженерно-технического и университетского технического образования в России, подготовки кадров для высокотехнологического комплекса, перспективные инновационные проекты высших учебных заведений,

В докладах и выступлениях участников, материалах, поступивших на Форум, давался детальный анализ и оценка нынешнего состояния кадрового обеспечения высокотехнологического комплекса, предложения и рекомендации по совершенствованию системы профессионального образования, развитию интеграции образования, науки и производства.

Участники заседания отметили, что за последнее время принят ряд важных государственных решений и осуществляются мероприятия, направленные на развитие оборонно-промышленного комплекса (ОПК), решение проблем кадрового обеспечения сферы высоких технологий. Утверждены федеральные целевые программы,

в т.ч. «Национальная технологическая база», восстановлен государственный заказ на подготовку научных работников, специалистов и рабочих кадров для предприятий и организаций ОПК. Технические университеты в рамках Национального проекта «Образование» активно проводят работу по совершенствованию подготовки специалистов на основе новейших информационных технологий, передовых научных исследований.

В то же время проблемой реализации стратегии экономического развития России остается дефицит кадров для высокотехнологического комплекса, так как масштабные технологические проекты, осуществляемые в первую очередь по приоритетным направлениям науки, технологии и техники, требуют профессиональных специалистов качественно нового уровня, ориентированных на разработку новых технологий, инновационную деятельность.

В связи с этим наиболее актуальными становятся вопросы направлений, структуры и содержания подготовки кадров для высокотехнологического комплекса, формирование стандартов профессионального образования нового поколения, внедрение современных образовательных технологий, новых организационно-экономических условий деятельности вузов, развитие интеграции и эффективного взаимодействия технических университетов с организациями науки, производства высокотехнологического комплекса.

В настоящее время масштабы и структура подготовки кадров не соответствуют текущей и перспективным потребностям, запросам предприятий и организаций высокотехнологического комплекса, требованиям рынка труда. Многие выпускники тех-

Рецензии. Информация

173

нических университетов, получившие глубокую фундаментальную подготовку, профессиональные навыки и практические умения по новейшим направлениям науки, технологии и техники, не работают по специальности, переходят из сферы науки и производства в иные области трудовой деятельности, в основном связанные с нематериальным производством.

Все большее значение приобретает фактор демографического кризиса, следствием которого является сокращение количества выпускников средних школ, трудности комплектования учреждений профессионального образования, что неизбежно повлечет изменения в структуре планирования подготовки специалистов различного уровня и установление приоритетов в направлениях подготовки и специальностей, учитывая перспективы научно-технического прогресса страны.

В значительной степени кадровые проблемы обусловлены нерешенными социальными вопросами молодыхспециалистов, отсутствием серьезной мотивации молодежи для работы в сфере науки и техники.

Участники заседаний считают, что в настоящее время необходимо принятие дополнительных конкретных мер организационного, финансово-экономического, правового характера для решения всего комплекса проблем кадрового обеспечения российского высокотехнологического комплекса и модернизации системы профессионального образования.

Приоритетными задачами являются:

> определение направлений и специальностей, структуры подготовки кадров для высокотехнологического комплекса, их утверждение на правительственном уровне. При этом необходимо сохранять традиции отечественной инженерной школы, в основе которой лежит «русский метод», признанный мировым сообществом как самый передовой в системе профессионального образования. Продолжение подготовки дипломированных специалистов для сферы высоких технологий, ОПК имеет принципиальное значение, ибо под-

готовка «бакалавров» не решит проблем поддержания кадрового потенциала и научно-технического развития предприятий и научных организаций высокотехнологического комплекса. В современном производстве не определено место «бакалавров» и «магистров», необходимо закрепление и признание этих квалификаций на российском рынке труда;

> повышение роли бизнес-сообщества, работодателей в процессе подготовки кадров. Формирование объективного заказа на подготовку кадров, разработка профессиональных стандартов (квалификационных требований), непосредственное участие ученых и специалистов промышленности в целевой подготовке кадров (чтение лекций, проведение всех видов практик, научно-исследовательских работ, курсовых и дипломных проектов и т.д.), оценка качества. В основе - повышение эффективности взаимодействия учреждений профессионального образования различного уровня с промышленными предприятиями и научными организациями высокотехнологического комплекса, развитие интеграционных процессов, организация учебно-научных, производственных, инновацион-ныхкомплексов, активное социальное партнерство;

> законодательное утверждение реальных изменений, происходящих в системе образования, разработка новой нормативно-правовой базы деятельности высших учебных заведений, определяющей современные организационно-управленческие и финансовые механизмы взаимоотношений различных образовательных структур и организаций науки, производства, организации целевой, контрактной подготовки. Решение в законодательном плане проблем интеллектуальной собственности вузов с целью их полномасштабного включения в инновационные процессы.

Приоритет в подготовке кадров для высокотехнологического комплекса и ОПК принадлежит ведущим техническим университетам, сохранившим передовые научно-педагогические школы и имеющим зна-

174

Высшее образование в России • № 6, 2007

чительный опыт целевой подготовки кадров в сфере высоких технологий, активно внедряющим инновационные образовательные технологии. Им необходимо предоставить право самостоятельно по согласованию со стратегическими партнерами, работодателями определять структуру и уровни подготовки кадров (бакалавр, магистр, специалист).

Целесообразно организовать рассмотрение вопросов, связанных с выполнением постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 854 «О государственном плане подготовки научных работников, специалистов и рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2007-2010 годы », с участием заинтересованных министерств и ведомств, руководителей технических университетов, предприятий и организаций оборонного профиля.

По мнению участников заседания, целесообразно при разработке федеральных, региональных, ведомственных целевых программ по решению актуальных проблем научно-технического развития предусматривать в них соответствующие разделы по кадровому сопровождению, имея в виду организацию целевой подготовки кадров, переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также разработку учебно-методического, научного обеспечения. Необходимо предусматривать дополнительное стимулирование, целевое и адресное финансирование (государственное и внебюджетное) научных, научно-технических и научно-педагогических школ, обеспечивающих преемственность знаний,по-

Сопредседатеди:

Президент Ассоциации

технических университетов,

ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана

Директор ГНИИ ИТТ «Информика»

колений в системе вузов, научных организаций ОПК.

Поддерживается предложение о создании межведомственного рабочего органа при Совете Ассоциации технических университетов, который занимался бы проблемами подготовки кадров для российского высокотехнологического комплекса. В течение ряда лет в рамках реализации раздела 18 «Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы» федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» координирующие функции выполнял Проблемный совет, утвержденный Минобразованием России и Минпромнауки России. По существу, Проблемный совет, в состав которого входили ведущие ученые и специалисты ведущих вузов страны, предприятий и организаций, а также министерств и ведомств, занимался вопросами подготовки кадров для сферы высоких технологий и ОПК, и необходимо использовать опыт и результаты, полученные в результате реализации указанной программы.

Признано целесообразным обобщить материалы международных форумов «Высокие технологии XXI века » последних лет по вопросам кадрового обеспечения российского высокотехнологического комплекса и поручить Ассоциации технических университетов подготовить соответствующую аналитическую записку с выводами, предложениями и рекомендациями и направить ее в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные законодательные и исполнительные органы власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.