Научная статья на тему 'Будущее России в ее технологическом развитии'

Будущее России в ее технологическом развитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Будущее России в ее технологическом развитии»

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

)

И. ФЕДОРОВ, профессор, ректор, член-корреспондент РАН В. БАЛТЯН, доцент, Ассоциация технических университетов МГТУим. Н.Э. Баумана

Уважаемые коллеги! Примите самые теплые поздравления по случаю 15-летия журнала «Высшее образование в России»! Вами пройден славный путь, наполненный огромным трудом, направленным на совершенствование российского образования, развитие вузовской науки, укрепление связи высшей школы с производством.

Журналу по праву принадлежит особая роль в продвижении новых идей, освещении новых результатов отечественной науки об образовании, создании ряда новых ее направлений и прежде всего - в развитии университетского технического образования.

Творческая направленность журнала «Высшее образование в России» на всех этапах его существования полностью соответствовала его программным целям и задачам:

• информирование научно-педагогических коллективов страны о научных исследованиях по проблемам высшей школы, о передовом опыте в области подготовки кадров, организации программ;

• пропаганда и поддержка новых направлений развития высшей школы, доведение до широкой вузовской общественности результатов конференций, выставок, конкурсов, проведение на страницах журнала дискуссий по научно-методическим направлениям.

Высокий научный уровень журнала определяется творческим отбором статей и публикаций, приводимых на его страницах, квалификацией авторского коллектива и составом редакционной коллегии. Подтверждением тому можно считать

Будущее России — в ее технологическом развитии

сложившееся мнение о журнале таких общественно-государственных структур, каковыми являются Координационный совет в области науки и технологии Минобрнауки России, Советы ректоров вузов Центрального федерального округа, Москвы и Московской области, Ассоциация технических университетов. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, его профессора и преподаватели с нетерпением ожидают появления каждого нового номера вашего замечательного журнала.

Искренние сердечные поздравления коллективу редколлегии журнала «Высшее образование в России» и всем читателям вашего журнала в Новом 2007 году! От имени широкой вузовской общественности и 30-тысячного коллектива нашего Бауманского университета примите пожелания крепкого здоровья, большого личного счастья, благополучия, творческих успехов и удачи во всех ваших делах и начинаниях!

В 2007 году исполняется 150 лет со дня рождения К.Э. Циолковского - выдающегося исследователя в области освоения космического пространства, 100 лет со дня рождения С.П. Королева - основоположника практической космонавтики и 50 лет с запуска первого искусственного спутника Земли. Это - знаменательные даты в истории человечества. Они символизируют наши приоритеты в освоении космоса, являются неоспоримым доказательством высочайшего уровня развития отечественной науки, техники и технологий, мощного интеллектуального потенциала страны.

Проведение юбилейных торжеств, несомненно, будет способствовать росту интереса молодежи и школьников к работе в высокотехнологичных отраслях промышленности, придаст новый творческий импульс развитию ракетно-космической техники, космических исследований, а также системы профессионального образования.

Пути развития профессионального образования в наступившем столетии во многом предопределяются ориентирами отечественной высшей школы в условиях перехода к рыночным экономическим механизмам хозяйствования. В переходный период возникли новые формы образовательной деятельности, произошли существенные перемены в структуре образования, типологии учебных заведений, по существу, заново сформировалась концепция деятельности технических вузов страны. Развивается инновационная деятельность, направленная на выпуск конкурентоспособной продукции, освоение новых научно-технических разработок и технологий. Создание условий для поддержания такого рода деятельности становится предметом общегосударственной политики, ориентированной на возможно более полное использование имеющегося потенциала общества. Образование из средства сопровождения социально-экономического развития государства, пе-

редаточного звена знаний и общественного опыта, каким оно мыслилось в условиях административно-командных принципов руководства страной и всеми общественными процессами, должно превратиться в подлинно демократический инструмент формирования будущего облика гражданина России.

Иными словами, вопрос заключается не столько в переустройстве сложившейся образовательной сферы с ее богатыми и плодотворными традициями и приоритетами, сколько в преобразовании социальной политики государства в области подготовки кадров, которая должна быть адекватна качественным изменениям в структуре общественного производства и в развитии самих производительных сил общества. Соответственно закономерно рассматривать образование в качестве структурообразующего фактора устойчивого развития общественных институтов в современных условиях.

Жизнь подтверждает справедливость таких рассуждений. Свидетельством тому стал и VIII съезд Российского союза ректоров, состоявшийся 8-9 июня 2006 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова. Знаменательно, что проведение таких крупномасштабных вузовских форумов патронируется непосредственно руководством страны: в работе съезда приняли участие Президент РФ В.В. Путин, другие государственные деятели. В рамках съезда ректоров состоялось заседание секции технических высших учебных заведений, на котором выступили ректоры, проректоры высших учебных заведений, научно-педагогические работники, специалисты, работающие в сфере образования и профессиональной подготовки кадров, ученые и представители научно-исследовательских учреждений, промышленных предприятий и общественных организаций.

На заседании обсуждались вопросы эффективного функционирования системы высшего технического образования как важнейшего элемента общественной жизни и государственного устройства. В выс-

туплениях участников был дан анализ состояния системы технического образования; главное внимание уделялось проблемам, связанным с поиском инновационных подходов в стратегии подготовки кадров, вопросам совершенствования качества подготовки специалистов, консолидации усилий государства, научно-педагогической общественности, бизнес-сообщества в решении проблем совершенствования подготовки инженерных и научных кадров.

Участники заседания отметили важность принятых в последнее время государственных решений, направленных на развитие высшего профессионального образования, поддержку фундаментальных и прикладных исследований, повышение социальных гарантий работникам образования.

Вместе с тем, как было отмечено на заседании секции, положение дел в сфере образования вызывает серьезную озабоченность; требуют разрешения проблемы, имеющие принципиальное значение для обеспечения ее стабильности и эффективного развития:

- подготовка кадров с учетом реальных потребностей рынка труда;

- совершенствование структурыи содержания высшего профессионального образования;

- разработка и внедрение новых образовательных стандартов и технологий;

- создание организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих эффективную деятельность образовательных учреждений и соответствующих новым экономическим условиям;

- повышение престижа и статуса работников сферы образования;

- предоставление социальных гарантий студентам, молодым специалистам и про-фессорско-преподавательскомусоставу.

Участники заседания секции технических высших учебных заведений поддержали проект постановления VIII съезда Российского союза ректоров, в котором нашли отражение актуальные задачи и предложения, требующие незамедлительного

решения на уровне законодательной и исполнительной власти. Одобрен проект Обращения VIII съезда Российского союза ректоров высших учебных заведений к студентам России, подчеркнута значимость конкретных задач, стоящих перед студенческой молодежью, ее ответственность за будущее России. На заседании секции было отмечено, что распространение Националь-ногопроекта «Образование» на высшие технические учебные заведения следует считать необходимым условием реальных преобразований в высшей профессиональной школе и ее инновационного развития на современном этапе.

Учитывая первостепенное значение и актуальность вопросов реформирования системы подготовки инженерных и научных кадров для социально-экономического развития страны, участники заседания подчеркнули необходимость решения следующих приоритетных задач сферы технического образования:

• сохранение и развитие традиций российской инженерной школы, отечественного опыта и достижений в подготовке инженерных и научных кадров. Необходима реальная оценка преимуществ и негативных последствий вхождения России в Болонский процесс, взвешенный подход к изменению структуры подготовки профессиональных кадров. Наряду с подготовкой бакалавров и магистров необходимо сохранить подготовку специалистов, особенно для сферы высоких технологий, оборонно-промышленного комплекса, транспорта. Следует определить место бакалавров и магистров в современном производстве, обеспечить закрепление и признание этих квалификаций на российском рынке труда;

• усиление государственного влияния в сфере образования и профессиональной подготовки кадров; создание и развитие системы непрерывного образования на основе интеграции образовательных учреждений профессионального образования разного уровня, активного социального партнерства, привлечения специалистов пред-

приятий и научных организаций к непосредственному участию в подготовке кадров;

• совершенствование Перечня направлений подготовки (специальностей), разработка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с учетом предложений Координационного совета в области техники и технологии, Ассоциации технических университетов, Ассоциации инженерного образования, других профессиональных объединений и ассоциаций, высших учебных заведений и работодателей;

• усиление ведущей роли высших технических учебных заведений, сохранивших передовые научно-педагогические школы и имеющих опыт целевой подготовки кадров в сфере высоких технологий, в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных разрабатывать наукоемкие технологии по приоритетным направлениям развития производственно-экономического комплекса страны.

Необходимо отметить особую роль региональных технических университетов как центров инноваций, образования, науки и культуры;

• законодательное утверждение реальных изменений, происходящих в системе образования, разработка новой нормативно-правовой базы деятельности высших учебных заведений, определяющей современные организационно-экономические механизмы взаимоотношения структур образования, науки, производства. Исключительно важным является решение в законодательном плане проблем интеллектуальной собственности вузов с целью их полномасштабного включения в инновационные процессы;

• поддержка предложений о разработке Образовательного кодекса Российской Федерации;

• повышение значимости бизнес-сообщества в процессе подготовки кадров, в организации производственного обучения студентов с учетом реальных потребностей

рынка труда, задач экономического развития страны.

Участники заседания отметили, что сохранение стабильности в сфере образования в целом и ее развитие невозможно без разрешения в кратчайшие сроки вопросов, имеющих жизненно важное значение как для научно-педагогического персонала (вопросы социального статуса, оплаты труда, пенсионного обеспечения), так и для студентов и выпускников вузов (размер стипендии, зарплаты молодых специалистов и научных работников, социальные вопросы и жилищные проблемы).

Связь традиций и новаций особенно актуальна на нынешнем этапе развития общества, когда будущее цивилизации в решающей мере будет определяться тем, удастся ли создать условия для устойчивого развития, включить и максимально задействовать механизмы, способствующие достижению этой стратегической задачи. В числе факторов, благоприятно влияющих на изменение общей ситуации, выступает и сложившаяся система образования, в том числе и ее инженерно-техническая ветвь. Аона никогда не отрывалась у нас от породивших ее государственных начал, служила утверждению ценностей, имеющих первостепенное значение для нашего общества, для защиты его национальных интересов в экономическом и оборонном отношении. С другой стороны, само ее развитие обеспечивалось и обеспечивается сложившимися в технических вузах передовыми научно-педагогическими школами. Именно они составляют тот интеллектуальный потенциал, который сегодня превращается в непосредственную производительную силу всего общественного производства.

Почему мы вправе мыслить и говорить подобным образом? К этому нас подвигает сама жизнь, качество которой в наступившем столетии во многом будет определяться способностями и возможностями общества овладевать новыми прорывными технологиями в самых разных сферах деятельности. И это уже отнюдь не академические

фантазии или гипотезы «ученых умов». Таков вывод, принятый мировым сообществом в лице его наиболее авторитетных социальных и государственных институтов. У нас нет оснований сомневаться в справедливости подобного заключения, особенно принимая во внимание те реальные глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество. «Идеализм» такой постановки вопроса заключается в ином. А именно -в объединении в этих целях всех общественных сил вне зависимости от государственных и межгосударственных институтов, в рамках которых они находят свое приложение. И тем не менее, находясь на высоте поставленной задачи, мы должны, исходя из соображений национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития нашего общества, искать и находить решение указанных интегральных проблем.

Вот почему столь актуально сейчас выверить те пути, какими отечественное инженерно-техническое образование двинется в XXI веке. И вполне закономерно, что научно-педагогическую общественность страны в последнее время на это нацеливает и наше государство. Так, 2 ноября 2006 г. на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации рассматривались проблемы кадровой политики в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), вопросы подготовки (переподготовки) научных, инженерно-технических и рабочих кадров для оборонных предприятий и организаций, а 10 ноября состоялось заседание Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития ОПК при Председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по вопросу о проблемах правового регулирования подготовки кадров и кадровой политики для предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Модернизация сферы образования провозглашена как общегосударственный приоритет. В этой связи одной из насущных задач настоящего этапа является согласование действующей системы нормативно-

правового регулирования образовательной сферы с реалиями социально-экономического развития России.

Правовые нормы, регулирующие те или иные комплексы отношений, вытекающих из деятельности в образовательной сфере, содержатся в федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях и решениях Правительства Российской Федерации; с учетом нормативных правовых актов федеральных органов управления образованием, министерств, ведомств их количество, по некоторым оценкам, достигает более 800. Практически на всех совещаниях и конференциях, посвященных проблемам подготовки инженерных и научных кадров для оборонных отраслей промышленности, остро ставятся вопросы совершенствования нормативно-правовых основ и организационных механизмов целевой подготовки, формирования госзаказа, решения социальных задач и т.д.

Проблемы правового регулирования подготовки кадров для предприятий оборонно-промышленного комплекса нельзя рассматривать отдельно и в отрыве от целенаправленного, систематического совершенствования образовательного законодательства.

Учитывая важность решения проблем развития и сохранения кадрового потенциала ОПК, в настоящее время представляется целесообразным сформировать полный пакет нормативно-правовой документации, определяющей подготовку кадров для ОПК на ближайшую перспективу. В его основе должно быть постановление Правительства Российской Федерации, государственное задание на подготовку специалистов всех уровней профессионального образования, нормативные документы, приказы и распоряжения, определяющие обязанности сторон, взаимодействие министерств, ведомств, образовательных учреждений, предприятий, организаций и научных учреждений ОПК. Это даст возможность не только упорядочить образовательную деятельность в части целевой подготовки

специалистов, но и установить четкий контроль за выполнением установленных заданий, видеть вопросы, требующие своего разрешения, в том числе путем разработки и принятия новых нормативно-правовых актов.

Не останавливаясь на анализе ситуации с кадровым обеспечением ОПК, трудностях прошедших лет, следует отметить очень важное обстоятельство, связанное с тем, что удалось сохранить оборонные кафедры, их научные школы. Ведущие вузы сейчас готовы выполнять кадровый оборонный заказ практически по любым направлениям, обеспечивая хороший современный уровень выпускаемых специалистов.

В этой связи наиболее остро стоят вопросы определения (нормативного закрепления) направлений и уровней подготовки выпускников вузов. Инженерные вузы уже в течение примерно 15 лет выпускают специалистов (инженеров), магистров и бакалавров. После подписания Россией в 2003 г. Болонской декларации прошли острые дискуссии по уровням подготовки - было предложение упразднить уровень дипломированного специалиста (инженера) и оставить только уровни «бакалавр - магистр». По специальностям разработчиков и конструкторов новой техники и высоких технологий, составляющим основу ОПК, должна быть сохранена подготовка дипломированных специалистов (инженеров) по неразрывной, в течение не менее 5,5 лет, программе, так называемой монопрограмме. Перечень этих специальностей должен утверждаться отдельным решением Правительства Российской Федерации в соответствии с запросами работодателей.

В настоящее время перечень оборонных специальностей составляет более 60. Очевидно, что этот список будет пересмотрен. При этом вузам, готовящим кадры для ОПК, чрезвычайно важно знать мнение работодателей о требуемых специальностях и уровнях подготовки выпускников высшей школы, т.е. кадровый оборонный заказ высшей школе должен содержать сведения о

числе выпускников каждого уровня и ихна-правлениях подготовки и специальностях.

С этим вопросом тесно связан и другой вопрос - о разработке государственных профессиональных стандартов (иначе -квалификационных характеристик). Государственные профессиональные стандарты должны содержать требования к перечню знаний и компетенций, которыми должны обладать выпускники вузов и на которые будут ориентированы высшие учебные заведения. На заседании ВПК мы обратились с просьбой к нашим работодателям (т.е. предприятиям ОПК, министерствам и ведомствам) ускорить работу над профессиональными стандартами, ибо это поможет нам сориентироваться в названных выше уровнях образования и скорректировать в случае необходимости государственные образовательные стандарты.

Существует много кадровых проблем, одна из основных - это нехватка специалистов на предприятиях ОПК, отсутствие молодежи. Предлагались различные варианты решения проблемы вплоть до возобновления обязательного распределения. Однако действенного способа привлечения молодых специалистов на предприятия пока не выработано.

В основу подготовки кадров для предприятий ОПК должныбыть положенызак-люченные двусторонние контракты между вузом и студентом, студентом и организацией, организацией и высшим учебным заведением или трехсторонние соглашения между вузом, организацией и студентом. Эта практика существует, однако необходимо провести работу по совершенствованию нормативно-правовых актов и усилению ответственности сторон, заключивших двусторонние контракты и трехсторонние соглашения по целевой подготовке специалистов.

В последнее время наметился и такой путь решения проблемы - совместная работа крупных интегрированных производственных структур с высшей школой, создание в системе высшей школы корпора-

тивных университетов, предназначенных для подготовки кадров, ориентированных на конкретную высококвалифицированную профессиональную деятельность в этих структурах. Такое сотрудничество дает уникальную возможность сочетать обучение на основе фундаментальных знаний, полученных в университете, с практическим опытом производственной деятельности. Примером такого взаимодействия может служить сотрудничество МГТУ им. Н.Э. Баумана с рядом крупных оборонных фирм, таких как «Алмаз-Антей», «Энергия», НПО «Машиностроение». При этом фирма оплачивает университету как часть кадрового оборонного заказа, так и заказ на НИОКР, поддерживая тем самым научную работу в университете. Эта форма совместной подготовки также требует своего законодательного закрепления, выработки новых организационно-экономических механизмов взаимодействия различных структур.

В значительной мере все проблемы нормативно-правового регулирования зависят от эффективной деятельности Минобрна-

А. ПЕТРОВ, профессор, ректор

С. СУХОВ, профессор, проректор МАТИРГТУ им. К.Э. Циолковского

«МАТИ» - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского готовится к 75-летнему юбилею.

Празднование этого события приобретает символический смысл в контексте знаменательных дат, приходящихся на 2007 год. В этом году мировое сообщество отмечает 100-летие со дня рождения Сергея Павловича Королёва (12 января), 150-летие со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского (17 сентября) и 50-летие запуска

уки РФ, его эффективного взаимодействия с министерствами и ведомствами по организации подготовки нормативно-правовых документов, активному вовлечению в эту работу вузов, представителей оборонных предприятий, общественных организаций.

Выводы и рекомендации, принятые как на государственном уровне, так и на уровне межвузовской общественности, не только станут рабочими ориентирами на будущее, но и будут претворяться в программу конкретных действий государственных учреждений, отвечающих за проведение социальной политики на современном этапе. В этом - настоятельное требование времени, поставившего на повестку дня вопросы развития национальной технологической базы, связанной с коренным преобразованием и подъемом ведущих отраслей общественного производства, с обеспечением обороноспособности за счетвсемерной активизации человеческого фактора, изменения и всестороннего совершенствования качеств специалиста - высокого профессионала, носителя гуманистической культуры нового тысячелетия.

МАТИ

Стратегическое управление

конкурентоспособностью вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.