Научная статья на тему 'Выразительные свойства витража в современном интерьере'

Выразительные свойства витража в современном интерьере Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
543
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИТРАЖ / ТЕХНИКА ВИТРАЖА / ДЕКОРАТИВНОЕ СТЕКЛО / LEADED PANE / LEADED PANE TECHNIQUE / SCHMELZE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кудрявцева В. В.

В данной работе рассматривается актуальное и перспективное направление в художественном оформлении современного интерьера витраж, описывается различная техника его исполнения. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the paper the current and future direction in the decoration of modern interior leaded pane is considered as well as the different technique of its execution.

Текст научной работы на тему «Выразительные свойства витража в современном интерьере»

Кудрявцева В.В.

Старший преподаватель, кафедра теории и истории культуры, Российский университет дружбы народов

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВИТРАЖА В СОВРЕМЕННОМ ИНТЕРЬЕРЕ

Аннотация

В данной работе рассматривается актуальное и перспективное направление в художественном оформлении современного интерьера - витраж, описывается различная техника его исполнения.

Ключевые слова: витраж, техника витража, декоративное стекло

Summary

In the paper the current and future direction in the decoration of modern interior -leaded pane is considered as well as the different technique of its execution. Key words: leaded pane, leaded pane technique, schmelze

«В течение всей своей истории искусство не произвело ничего, что могло бы выдержать, в отношении декоративной эффектности, сравнение с этими рядами расписных стекол»,- писал К. Верман в «Истории искусства всех времен и народов» о витражах [1, 129].

Художественный витраж входит в современную жизнь как неотъемлемая часть интерьера, которая несет в себе не только функциональность, но и придает ему уникальность и изящество. Как известно, любое помещение требует своего цветового наполнения. Мы привыкли, что, как правило, эту функцию выполняют покрытия, текстиль или аксессуары. Но витраж - это нечто особенное. Своим великолепием он сразу преобразит даже самую скромную квартиру со стандартной мебелью, станет яркой эстетической доминантой всего жилища.

Витраж обладает поистине уникальными способностями организации пространства, к примеру, зрительно расширяя его или акцентируя в нем определенные зоны. Также этому способствует особая графика витражного рисунка [2,102].

«Цветные картины» придают жилищу эмоциональную выразительность, к которой стремится каждый, кто любит свой дом. Именно поэтому изделия, выполненные в витражной технике, становятся все более и более популярным.

В наши дни рассказы о витражах можно найти не только в учебниках по истории средневекового искусства. Витраж - актуальное и перспективное направление в художественном оформлении современного интерьера.

Зарождение техники витража относят к XI веку. Средневековые архитекторы, вдохновленные стремлением приблизиться к Богу, заметили удивительный декоративный потенциал цветного стекла и его способность преображать и одухотворять пространство. Пленительные витражи готических соборов столетиями привлекали людей. На протяжении долгого времени витражи так и оставались привилегией храмов, дворцов, помпезных государственных учреждений. Только к концу XIX века возвышенное искусство спустилось с небес к частному заказчику, чьи потребности и прихоти породили нынешнее разнообразие стилей и техник витража [3, 12-17].

Виртуозом художественного витража был Льюис Комфорт Тиффани (18481933). Этот представитель известной ювелирной фамилии в конце XIX века начал активно работать с цветным стеклом и во многом определил дальнейшую моду в витражном искусстве. Совместно с помощниками он разработал технологию, вошедшую в практику под его именем. Тиффани занимался получением стекла

разных оттенков и степени прозрачности: традиционно со времен средневековья в ходу были стекла чистых цветов, он же научился получать фактурные стекла сотен оттенков. Оригинальным стал и способ соединения стекол. Из листов стекла по предварительно подготовленной схеме вырезались детали необходимой формы и размера. После этого каждая деталь обрабатывалась по периметру на шлифовальном станке, а затем края элементов оборачивались медной фольгой и спаивались между собой. Места спайки для придания им красивого цвета покрывались патиной. Такая техника была замечательна тем, что позволяла работать со сколь угодно мелкими кусочками стекла. Также она давала возможность собирать витражи не только в плоскости, но и в объеме - благодаря этому и появились знаменитые плафоны для ламп в стиле Тиффани. Изобретенная Тиффани техника практически без изменений успешно применяется мастерами и по сей день. Ее популярность объяснима - с помощью этой техники создаются индивидуальные, «живые», фактурно приятные предметы, как будто сохранившие тепло рук художника [3, 12-17].

Параллельно с техникой Тиффани сегодня практикуется другой каркасный метод - крепление витража протяжкой - так специалисты называют профильный металлический прут. В его пазы вставляются стекла, а затем края, охватывающие стекло, крепко сжимаются. Чаще всего в витраже используют стекло толщиной 4 мм, но протяжка способна надежно удерживать и более толстые стекла - до 10 мм. Для протяжки используют различные металлы, выбор которых зависит практически только от эстетических предпочтений. Самый популярный материал - золотистая латунь, но также применяются медь, бронза, мельхиор. Если по методу Тиффани, как правило, изготавливают прихотливые изогнутые вещи, несущие на себе следы ручной работы, то техника протяжки удачна для более строгих, холодных предметов, рисунок которых базируется на геометрической композиции.

Более новой технологией по сравнению с каркасными в витражном деле является так называемый фьюзинг (спекание) стекла [6, 10.07.2010]. Главное его отличие от традиционного витража - отсутствие металлического соединения между стеклянными фрагментами. Широкое распространение эта техника начала приобретать лишь с середины XX века. При таком способе работы на базовом листе стекла создают рисунок, который «выкладывается» цветными кусочками стекла и стеклянной крошкой, иногда с использованием краски. Стекло с выложенным рисунком помещают в печь, где оно спекается при температуре 750-850 С. Во избежание появления трещин для этой технологии используется стекло специального состава. В зависимости от задачи применяют 2-3 слоя различных стекол. При необходимости произведению дополнительно можно придать определенный рельеф или изменить его форму. Процесс придания плоскому стеклу формы или рельефной фактуры называется моллированием или формованием. Изготовленные методом фьюзинга витражи могут выглядеть как классическими, так и ультрамодными, они исключительно разнообразны по стилю и функциям.

Существуют и другие техники художественной обработки цветного стекла, причисляемые к витражным. Это, например, живописный или бескаркасный витраж. Процедура его изготовления напоминает фьюзинг, но отличается тем, что рисунок на базовое стекло наносится керамическими красками. Затем так же, как и при фьюзинге, происходит обжиг в печи, при котором краски спекаются со стеклом и соединяются в одно целое.

Еще одна альтернативная техника - пескоструйная гравировка [6, 10.07.2010]. На стекло толщиной не менее 4 мм с одной стороны наносят узор с помощью специального пескоструйного аппарата, который под давлением подает кварцевый песок на нужный участок. Так на глянцевой поверхности стекла возникает матовый рисунок. Для достижения желаемых эффектов рельефа гравировка может

выполняться в несколько слоев. Как правило, пескоструйная гравировка делается на бесцветном или слегка тонированном стекле, есть примеры и работы с зеркалом. Такой монохромный витраж с ажурным рисунком обычно является хорошим дополнением к интерьеру, где уже имеется достаточное количество ярких акцентов.

Поскольку витраж в точном понимании этого слова - это долгая непростая работа, которая имеет соответствующую цену, сегодня на рынке художественного оформления интерьеров есть выбор более доступных «псевдовитражных» техник, так или иначе имитирующих настоящий витраж. На стеклянные листы, к примеру, наносятся цветные и текстурные декоративные покрытия и хрустальные элементы. Есть варианты покрытия стекла красками без дальнейшего обжига. Существуют, наконец, «подражания» витражу с помощью прозрачных пленок или бумажных листов, наклеиваемых на стекло. Способы имитации разнообразны по степени тщательности, художественным достоинствам и цене. Но даже если созданные таким образом вещи и не станут произведениями искусства, их удобство для интерьера трудно отрицать. Декоративные стекла легко приспособить для использования в дверях шкафов-купе, межкомнатных перегородках и даже стеклопакетах без нарушения их герметичности.

История витража начиналась в оконном проеме. И сейчас окно - одно из самых эстетически выгодных и популярных мест его применения. Витраж спасет от неприглядного вида из окна или скроет внешние решетки, а также прекрасно подойдет там, где нежелательны прозрачные окна, - например, в ванной. И конечно, витраж предоставляет бесконечные возможности игры со светом и пространством: декоративное стекло, вставленное в существующее окно, окрасит всеми красками попадающий в комнату естественный свет. А если окон в помещении, на ваш взгляд, недостаточно, можно сделать имитацию окна с витражом, тем самым добавив света и простора [4, 9-15].

Витраж найдет свое место также в межкомнатной двери и перегородке. Витражные поверхности, по сравнению с глухими, зрительно увеличат пространство. Стиль витражей в дверях и перегородках может быть самым разным: от сдержанного до яркого и оригинального, превращающего утилитарную поверхность в целую картину из стекла и света.

Отдельное направление в оформлении интерьеров витражами - мебельные витражи. Область их применения традиционно включает в себя стены шкафов-купе и кухонь, но, в принципе, ее можно расширить как угодно, в соответствии с потребностями заказчика и возможностями технологий. Пофантазировав, можно практически любые мебельные панели заменить на витражные.

Окна, двери и мебель - только первые пункты списка возможностей применения витража в интерьере. Благодаря развитию витражных технологий сегодня мастерские могут предложить своим клиентам столешницы и светильники, каминные панели и экраны для радиаторов, подвесные потолки и даже полы (под защитой из прочного стекла), выполненные в технике витража. Витраж не проник разве что в чрезмерно влажные места вроде саун и бассейнов, а в остальном, он достаточно неприхотлив и может быть включен в любой элемент интерьера. Любителю витражей надо лишь не бояться впустить в свой дом чуть больше света и волшебства.

Литература

1. Верман К. - История искусства всех времен и народов. - М.: АСТ, СПб: Полигон. - 2000. - Т 2.

2. Кудрявцева В.В. - Теория и история декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций. - рудн. - М.: 2007.

3. Галицкий И. - статья "История витража" - журнал "Деко". - 2009. - № 6. - С.12-17.

4. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. Какое красок дивное соцветье... Западноевропейские витражи и проектные рисунки к витражам XV-XVII веков. -Санкт-Петербург: «АРС». - 2002. - С. 9-15

5. SHERWOOD-таверна. Культура и искусство средневековья Витражи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sherwood.mybb.ru/viewtopic.php? id=2353

6. Витражная мастерская Поставец Геннадия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //vitrag.kiev.ua/page/page14.html

7. 2003-2010 «Декор» Витражная мастерская [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vitragi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.