Научная статья на тему 'Роль витража в формировании образа архитектурной среды и интерьера'

Роль витража в формировании образа архитектурной среды и интерьера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1769
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЪЕКТ / ВИТРАЖНОЕ ИСКУССТВО / ИНТЕРЬЕР / ЦВЕТОВЫЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ АКЦЕНТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова-Бондаренко Е.С.

Представленная работа посвящена изучению витража, его роли в организации архитектурной и интерьерной среды. Мы проанализируем влияние витража на окружающее пространство и, наоборот, влияние архитектуры на витраж. Выясним, какую роль он оказывает на предметно-пространственное окружение. Проблема использования пространства вызывает много споров и дискуссий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль витража в формировании образа архитектурной среды и интерьера»

УДК: 745/749

Кузнецова-Бондаренко Е. С.

Преподаватель Крымского инженерно-педагогического университета

РОЛЬ ВИТРАЖА В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

И ИНТЕРЬЕРА

Представленная работа посвящена изучению витража, его роли в организации архитектурной и интерьерной среды. Мы проанализируем влияние витража на окружающее пространство и, наоборот, влияние архитектуры на витраж. Выясним, какую роль он оказывает на предметно-пространственное окружение. Проблема использования пространства вызывает много споров и дискуссий.

Ключевые слова: архитектурный объект, витражное искусство, интерьер, цветовые и композиционные акценты.

Целью настоящего исследования является изучение композиционной взаимосвязи витража с окружающим пространством, как с архитектурой, так и интерьером. Также проследим как меняется интерьер под воздействием светящегося от солнечных лучей витража и как он расставляет цветовые и композиционные акценты в помещении.

Актуальность работы обусловлена состоянием исследования проблемы, необходимостью углубленного освещения синтеза «архитектура — витраж — интерьер», которая на мой взгляд до конца не раскрыта.

Предметом исследования является взаимосвязь витража с предметно-пространственной средой интерьера, где витраж исследуется как самоценный и как соподчинённый элемент. Рассмотрим различные виды витражных техник, используемых для изготовления изделий декоративно-прикладного характера. Изучим такие техники как: фьюзинг, моллирование, мозаичный витраж и витраж «Тиффани». Проанализируем какую технику для каких изделий лучше использовать.

Витраж можно отнести как к монументальному, так и декоративно-прикладному виду искусств. Как монументальное произведение, его нужно рассматривать в совокупности с архитектурным объектом, в который он вмонтирован и которому подчиняется. Как декоративно-прикладной вид искусств витраж может и должен обогащать, дополнять и наполнять интерьер своими цветовыми и световыми акцентами. Самое главное свойство витража — это его гармоничное сочетание с архитектурой и интерьером. Витраж должен являться органическим продолжением композиции сооружения, отвечая пластическим характеристикам всего ансамбля.

Архитектура и витражное искусство должны выступать в синтезе, взаимно дополняя друг друга. Так неправильно разработанный по стилю витраж может сломать задумку архитектора, вываливаясь из общего строя всего архитектурного сооружения. А он должен подчеркивать и обогащать архитектурную среду. Но, несмотря на то, что витраж находится в подчинении определенных архитектурных форм, его нужно рассматривать как отдельное произведение искусств. Витражи представляют собой цельную композицию, которая состоит из многих кусочков разноцветного стекла, скрепленных или спаянных между собой свинцовым профилем. У каждого архитектора особый взгляд на то, каким должен быть витраж. Каждый по-своему решает задачи взаимодействия внешней и внутренней среды. Так, известный американский архитектор Ф.Л. Райт писал: "Ничто так не досаждает мне, как любое стремление к реализму в формах оконного стекла, что приводит к смешиванию образов с видом из окна. Оконный узор должен оставаться строго нейтральным (патовым)"[4].

Свет, который проходит сквозь цветные стекла витража, отображает рисунок витража на окружающий интерьер (рис. 1). На данном рисунке мы можем наблюдать проекцию цвета от витражей на лестничный пол, лестничный проем и даже на стены, обогащая скудный

интерьер новыми цветовыми акцентами и придавая ему абсолютно другой вид. Этот эффект особенно усиливается при ярком солнечном дне, а также зависит от расположения оконного проема, которое способно менять направленность своего действия по отношению к интерьеру. Таким образом, витраж играет в интерьере очень важную роль, наполняя пространство цветным мерцающим светом, создавая определенное эмоциональное настроение и внося момент ирреальности воспринимаемой среды.

Рис.1 — Витраж в интерьере «Крымского Инженерно-Педагогического Университета»

Именно для того, чтоб обогатить интерьер необходимым цветовым акцентом, архитекторы нередко обращаются к витражным техникам. Витраж организует связь интерьера и экстерьера, он является переходным элементом между ними и способен переносить красочные акценты с фасада здания в интерьер и наоборот. Эстонская художница-витражистка Д. Хофманн отмечает: "У этого инструмента особый голос, свой язык и свои правила". Днем свет, льющийся из окон, наполняет интерьер мерцающими красками, создавая особую атмосферу в помещении. Вечером витражи оконных проемов, освещенные изнутри, проявляют изображение наружу, создавая красочные пятна в сумерках фасадах зданий. Таким образом, витраж в архитектуре может менять свои состояния в зависимости от времени суток. Еще большее воплощение эти идеи приобретают в часы рассвета и заката. Естественная смена освещенности и цветности в природной среде создала ряд устойчивых ассоциативных ощущений, например, тревоги от мрачности и таинственности сумерек, возбуждения и бодрости от яркого солнечного дня. В помещении возможно регулирование количества света, его цветности и распределения [4]. К сожалению, на практике не всегда архитектор, строитель и художник работают вместе. Художник-витражист в индивидуальной работе принимает решение, полагаясь часто лишь на свой творческий опыт. При достаточном уровне мастерства успешно работает и эстетически, и стилистически, проектирует свою работу в данную архитектуру. Выразительность произведений во многом зависит от активного использования художником законов зрительного восприятия. Знание этих правил, чувство гармонии позволяют трактовкой элементов композиции и отдельных деталей витража откорректировать масштаб сооружений в нужном направлении.

Рис. 2 — Шкатулка, выполненная в технике «мозаичного витража»

Делая витраж для определенного архитектурного сооружения или для интерьера, художники-витражисты должны осознавать, что они работают не как живописцы, а как художники монументалисты. Не маленькую роль играет поиск соответствующих именно этому заказу конфигураций раскрытия тем и образов. Витраж — это всегда свет, а игра со светом — это работа с ритмом, который безусловно влияет на зрителя, потому любой витраж влияет на психологию человека. Художник также должен учитывать на какую сторону выходят окна здания на северную или на южную и учитывать данный факт в своих цветовых решениях проектирования витража. Если окна обращены на север, лучше предпочесть теплые тона. Если окна выходят на юг или в кабинете пользуются искусственным освещением, стены делают светлыми, холодного оттенка [1].

На сегодняшний день рядом с витражными монументальными произведениями самодостаточными выступают и декоративно-прикладные витражи, мощное развитие которых выпало на Х1Х-ХХ в.в. Они отличаются меньшими размерами, но при этом не теряют своей художественной ценности. И взаимодействуют больше не с архитектурой, а с внутренним убранством помещения. В современном интерьере витраж становится прекрасным дополнением в оформлении дома, вызывает игру света и теней, создает цветные и световые эффекты. Давнюю технику мозаичного витража (мозаичный набор с фигурных кусочков стекла) используют во многих витражах прикладного значения: для украшения мебели, зеркал и ювелирных украшений (рис. 2). Данная шкатулка выполнена именно в технике мозаичного витража. На деревянную поверхность выкладывались и клеились под определенный рисунок кусочки стекла, а швы заделывались с помощью затирки. С помощью технологи «Тиффани» делают оригинальные и неповторимые светильники и плафоны (рис.3).

Сначала отливается нужная по размеру гипсовая форма на которую накладываются уже ошлифованные кусочки стекла, обклеиваются фолией и паяются между собой припоем ПОС-61. Витраж, сделанный в технологи пайки с применением одного или нескольких видов твердого профиля, отличается точностью и аккуратностью.

В этих работах профиль смотрится графической линей, обладающей большой художественной нагрузкой, которую художник должен учитывать еще на этапе разработки эскизов. Графика, созданная в витраже четкой окаймляющей линей, воспринимается как организующий элемент, придающий произведению выразительность и элегантность [3].

Рис. 3 — Торшер, выполненный в технике витраж «Тиффани»

Также художник может моделировать поверхность своих изделий не только с помощью пайки стекол, но и с помощью фьюзинга и моллированния стекла (рис.4). Фьюзинг (Fusing, от англ. Fuse — «спекание, плавка») — техника спекания стекла в муфельной печи, где оно вплавляется друг в друга.

Рис. 4 — Настольная лампа в технике «фьюзинга» с элементами «моллирования»

Моллирование (от лат. тоШо — делаю мягким, плавлю), а моллированное стекло — это стекло, которое с помощью гипсовых или металлических форм в муфельной печи, перевоплощается в рельефное стекло, полностью отобразив рисунок своей гипсовой формы.

Проще говоря, если вы задумали включить в свою витражную композицию рельефный элемент, вам нужно сначала вылепить его в глине, потом отлить в гипсе. После положить кусок стекла на вашу гипсовую форму и спечь в муфельной печи при температуре 750-800° С. На сегодняшний день существует огромнейшее количество различных видов стекла для спекания, как прозрачных, так и не прозрачных. Для витражей, выполняющих в интерьере роль декоративно-прикладного характера стали чаще использовать не прозрачные, приглушенные стекла. Чем они лучше? Данные стекла одинаково смотрятся, не зависимо от естественного и искусственного света, следовательно, восприятие цветов в целом остается довольно постоянным и верным. Также художники часто прибегают к синтезу двух видов стекол прозрачных и не прозрачных, придавая своему произведению не только цветовую игру, но и тональную, позволяя достигнуть необходимой выразительности (рис. 4). На этом торшере автор соединил два вида стекол, мы видим, как на контрасте глухого белого стекла светится изумрудное. Такого эффекта и добивался автор данной работы: цветового сияния изумрудных листьев и медово-фиолетовых цветов на контрасте глухого белого стекла. Витраж давно уже перерос функцию лишь заполнения проемов или декоративного элемента интерьера. Он способен эмоционально и ритмически организовать пространство, стать тем стержнем, вокруг которого может быть выстроен не только интерьер, но и экстерьер здания [4].

Витраж помогает создать в интерьере неповторимую ауру, создать иллюзию и особое настроение, при котором стирается грань между вымыслом и реальностью. И, что немаловажно, стекло смотрится органично практически с любым материалом — с металлом, деревом, пластиком, текстилем. Поэтому витражи прекрасно вписываются в любой интерьер. Главное, чтобы витражная композиция была выполнена в соответствующей технике, в гармонии с окружающей обстановкой, с характером и пристрастиями своего хозяина.

Чтобы создать идеальный синтез архитектура — витраж — интерьер в идеале архитектор, строитель и художник должны работать вместе. Но, так как это удается очень редко, художник-витражист должен осознавать ответственность за проектируемый им витраж, должен прочувствовать стиль архитектуры и интерьера. И полагаясь на свой опыт и мастерство создать витраж, гармонично вписанный в пространственное окружение.

Литература

1. Аль-Нуман Л., Глазков А. Витраж в архитектуре. — М.: Альма-Пресс, 2006. — с. 12.

2. Использованные в статье фотографии из личного архива Кузнецовой-Бондаренко Е.С.

3. Радомский Н.Т. Особенности пластического языка современных витражей / Крымские диалоги: культура, искусство, образование. Выпуск 1 (9). — Симферополь: РИО КИПУ, 2015. — 70 с.

4. Юсупов И.Р. Физические свойства витража в интерьере /«Архитектон: известия вузов» № 22 — Приложение 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.