RAR
УДК 72.04 ББК 85.147
СИМВОЛ КАК ОСНОВА ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В КРЫМСКОМ ВИТРАЖНОМ
ИСКУССТВЕ
Кузнецова-Бондаренко Екатерина Сергеевна
преподаватель ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-педагогический Университет» кафедра Декоративного искусства пер. Учебный 8, Симферополь, Россия [email protected]
Аннотация
В статье проведен анализ семиотического значения цвета и форм различных элементов орнамента в крымских витражах культовых сооружений, а именно: изучены витражи римско-католического костела Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы в городе Ялта и витражи, выполненные по эскизам крымского художника Арсена Рустамова в мечети Джума — Джами города Евпатории. Раскрыты символические особенности традиционных мотивов в данных витражных картинах.
Ключевые слова
Символ, орнамент, художник А. Рустамов, мечеть Джума — Джами города Евпатория, витражное искусство Крыма, костел Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы в городе Ялта.
48
Художники довольно часто применяют орнамент1 в разных отраслях искусства, таких, как архитектура, интерьер, живопись, витраж, керамика, моделирование одежды. Несмотря на то, что сейчас орнамент достиг очень большого разнообразия форм, чаще всего при разработке орнаментальной композиции за основу берут растительный узор или геометрические фигуры. Орнамент относят к декоративному виду искусств, все элементы, задуманные художником стилизуются и упрощаются, далее организовываются в определенные схемы. Нужно отметить, что в большинстве случаев орнамент играет в работе вспомогательную роль, дополняя и обога-
1 Орнамент (от лат. ornamentum — украшение) — узор, в котором ритмично повторяется определенный элемент.
щая ее, но бывает, когда орнамент — это доминанта, цветовой и смысловой акцент всей картины. Когда элементы композиции носят в себе семиотический характер, с уверенностью можно заявить, что орнамент может служить выражением народного мировоззрения. Уже много лет ученые стремятся раскрыть символику в изображениях орнаментального искусства, которая помогла бы им глубже изучить народные традиции различных народов. Элементы орнамента чаще всего содержат в себе символы2, скрытый смысл, который требует правильного толкования и понимания. Многие ученые изучают символы как сознательно творимое сообщение куль-
2 Символ (от греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — знак, образ, идея, имеющая собственное содержание.
туры разных народов. Через творчество может быть оставлено символическое сообщение, где даже однозначный авторский замысел в культурном контексте может интерпретироваться бесконечно [5].
Символ — одно из самых многозначных слов в системе семиотических наук. Нужно отметить, что любая культура, описывающая какой-либо семиотический объект, будет ощущать свою неполноту, если не даст своего толкования символа. Символ обязательно подразумевает под собой связь с некоей идеей, которая наполнена ценным культурным содержанием и является важным механизмом памяти культуры, что очень ценно [4].
Актуальность исследования символа как основы орнаментальной композиции напрямую связана с развитием в Крыму витражного искусства. Критический анализ литературы последних 15-17 лет и сравнительный анализ ее с трудами о стекле предыдущих десятилетий позволяет сделать вывод о широком разнообразии представленных в печатных изданиях витражных произведений и дискуссий, которые ведутся в направлениях развития современного монументального искусства, но следует отметить, что публикации научного характера, касающиеся темы крымского витражного искусства, его анализ именно с семиотической точки зрения, а также биография мастеров региона практически отсутствуют. Сегодня витраж выступает как часть объемно-пространственной среды различных по назначению интерьеров, так и в качестве новейших декоративных объектов, становится частью современного художественного пространства, постоянно насыщаясь новыми формообразующими приемами. Вероятно, именно этот факт делает витраж начала XXI века актуальным видом искусства и обусловливает интерес исследователей к его истории и современному состоянию вообще в России, и в Крыму — в частности. Витраж должен тесно взаимодействовать с внешним и внутренним обликом здания. Главная цель витражного искусства — это гармонично сочетаться как с архитектурой, так и с интерьером. Они должны работать в синтезе, обогащая и дополняя друг друга.
Крым характеризуется полиэтническим и многоконфессиональным населением. Ни одна из мировых религий не обходится без культовых архитектурных сооружений, предназначенных
для совершения молитвенных ритуалов и проведения сопутствующих обрядов. Именно поэтому все витражи находящиеся в окнах культовых сооружений (костелов, мечетей, храмов) несут в себе семиотическую наполненность. Каждый элемент и символ витража имеет тайный смысл, который вносит художник в композицию, основываясь на символике данной религии.
Крымское витражное искусство начинает появляться к концу XIX в. На сегодняшний день в современном Крыму имеется большое количество витражных работ, разных по стилю, технике исполнения и цветовому решению. Витражи Крыма демонстрируют эволюцию витражного искусства от традиционной технологии изготовления «классического» витража со свинцовым профилем к использованию современных материалов и функциональных изменений (витраж Тиффани, пескоструй, фьюзинг, молли-рование). Несомненна ценность практического опыта работы со стеклом крымских витражистов, воплощенного в реальных произведениях, которые дополняют архитектурную среду полуострова. Творческий опыт крымских мастеров монументального витража, обладающих образным своеобразием и разнообразием стилистических направлений и техник исполнения, важен также и для истории крымского декоративного искусства и крымской культуры в целом. Культурно-историческая ценность и художественно-искусствоведческое значение этого опыта до сих пор не выявлены ни в региональном, ни в отечественном искусствоведении.
Поэтому исследование витражного искусства Крыма является насущной необходимостью, поскольку результаты этой работы позволят углубить и обобщить историю витражного и монументального искусства Крыма как региона России. Исторически сложилось так, что витражи изначально применялись в декоре культовых зданий. Классический витраж, ассоциировавшийся с религиозными изображениями, начинает дополняться темами, характеризующими направления в искусстве и культуре современного общества: от свободных, наполненных образами растительного и животного мира, до разнообразных орнаментальных композиций. В данной статье мы рассмотрим несколько, наиболее значимых витражей Крыма, в которых художники используют орнамент. Конечно, основываясь на витражах мирового значения, крымские
49
50
Паяный витраж. Римско-католический костел Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы. Нач. XX в. Ялта.
художники- витражисты разрабатывают эскизы для крымских культовых сооружений.
Великолепными витражами — выдающимися произведениями искусства располагает Франция. О них великий французский писатель Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери» пишет: ««Собор Парижской Богоматери является примечательным образцом подобной разновидности. Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника — это не только страница истории Франции, но и истории науки и искусства... Внутри собора было уже пусто и сумрачно. Боковые приделы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывавший своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном солнечном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, отбрасывая свой спектр на другой конец неба.» [1, с. 82].
Одним из наиболее ярких архитектурных сооружений с витражными окнами является здание римско-католического костела Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы в городе Ялте, построенного в 1906 году архитектором Н. П. Красновым. В алтарной части храма расположены шесть окон, витражи заполнены орнаментальной композицией из геометрических элементов.
Центральная часть композиции представлена ярким цветным орнаментом, который окружен четырьмя белыми полосами белого матового стекла (рис.1).
Плоскость полос поделена на квадраты одинакового размера. Центр композиции, вертикально расположенные четыре квадрата, где в центре каждого художник изобразил католический крест, вписанный в ромб. На их фоне выступает четырехлистник, врезанный в квадрат (цветок клевера).
Клевер — четырехлистник является символом удачи, укрепляет духовные силы, а также имеет некий тайный сакральный смысл. Он ассоциируется также с крестом и с четырьмя Евангелиями: от Матфея, Марка, Луки и от Иоанна. Изображение ромба в композиции интерпретируется как символ непорочности Девы Марии [7].
В христианской религии яйцо выступает символом воскрешения, надежды, означает также непорочное рождение. Белый цвет скорлупы олицетворяет совершенство и чистоту.
Фоном витражной композиции послужило стекло краплачно — фиолетового цвета. В христианском искусстве фиолетовый цвет символизирует тишину и олицетворяет тайные, сокровенные знания. Фиолетовый цвет относят также к образу Марии Магдалины. В центре каждого квадрата изображены элементы католических крестов, выполненных из зеленого стекла. Зеленый цвет в религиозном контексте является символом тихого созерцания и вечной жизни. Из белого стекла выполнены ромбы, в которые художник вписал изображение крестов.
Значение белого цвета в христианстве трактуется как символ целомудрия и безупречности. На фоне ромба изображен голубой четырехлистник (цветок клевера), цвет которого в христианской религии олицетворяет все то, что связано с небом, символизирует крещение и бессмертие, гармонию и верность. Разделяя символическое значение целомудрия и безупречности с белым
Витражи в мечети Джума -Джами, г. Евпатория.
цветом, голубой стал цветом Богородицы. Цветовое сочетание белых ромбов и голубых четы-рехлистников неслучайно, так как сочетание белого с голубым символизирует особое посвящение Непорочной Деве Марии [7].
Дугообразные полосы, завершающие стрельчатую часть витражной композиции, и малые квадраты изготовлены из янтарного, ярко — желтого стекла. В религиозном контексте желтый цвет является символом величия и света. Витраж выполнен преимущественно в холодной гамме, цветное стекло гармонично сочетается с бесцветным. Композиционный центр витража решен на контрастных цветах: голубые четырехлистни-ки на лиловом фоне квадратов и желто-зеленом фоне крестов. Элементы орнамента выполнены в лиловом, голубом, оранжевом и зеленом цветах.
Все витражи имеют аналогичный орнамент, в котором присутствует строгая логика и гармония, основанная на равновесии цветовых сочетаний.
Витражи выполнены классическим способом, стеклянные фрагменты соединены свинцовым профилем и спаяны между собой. Сегменты композиции установлены в металлическую раму вытянутой прямоугольной формы со стрельчатым завершением. Особенностью композиции является решетка каркаса, образующая цельный рисунок и повторяющая контуры витражных сегментов.
Следующая, довольно значимая витражная работа для крымско-татарского народа и Крыма в целом — это витражи в мечети Джума — Джами города Евпатория (рис.2). По верхнему ярусу мечети зодчий предусмотрел цветные витражи, которые, к сожалению, не сохранились до нашего времени. В 1986 г. Арсеном Рустамовым на их месте были выполнены новые витражи на тему «4 времени года»: на юге — лето, на севере — зима, на востоке — весна и на западе — осень, что в единстве своем символизирует вечность [3].
51
52
Композиция витражей в мечети выполнена в технике паяного витража с использованием свинцового профиля, из цветного стекла советского производства.
Арсен Рустамов — один из выдающихся крымских живописцев и крымско-татарских художников, с 1989 года является членом Национального Союза художников. Работает в разных техниках и является автором многих крымских витражей в различных общественных сооружениях, таких, как школы, детские дома и садики [3].
Значению цвета в крымско-татарском искусстве придается важное значение, именно поэтому все цвета стекол подобраны согласно традиционной для народа символике. Цветовая гамма витражей основана на контрастных цветах, таких, как красный, зеленый, желтый и синий.
Композиция представлена стилизованными цветами, листьями, ритмично повторяющимися, образуя решетку. Цветовое напряжение присуще центральной части работ, и стилизованная ромбовидная окантовка еще более подчеркивает значимость композиционного центра.
По периметру каждый витраж обрамлен светлым геометрическим орнаментом. Центральный цветок основного витража символизирует шестиконечную звезду — атрибут исламской символики в культовой архитектуре — постоянное противостояние могучих сил: добра и зла.
В круглых проемах выполнены витражи с изображением восьмилучевой звезды, обрамленной также геометрическим орнаментом и символизирующей духовное возрождение. Таким образом, автор использовал мусульманскую символику для олицетворения идеального устройства мира, мудрости и богатства. Характерная для витражей игра света достигается при использовании контрастных цветов стекол, композиционный центр витража гармонично вписан в форму оконного арочного и круглого проемов.
Витраж выполнен на просвет, что придает интерьеру торжественность и, несмотря на то, что витражи расположены выше уровня глаз, из-за того, что стены цельно выкрашены в белый цвет, берут на себя большее внимание, становясь цветовым акцентом в помещении. Особенно это заметно в солнечные дни, когда витражи берут на себя роль доминанты.
Композиция динамична. Серия витражей была выполнена в классическом стиле в техни-
ке паяного витража с применением свинцового профиля. Эмоциональность витражных панно достигается с помощью насыщенных ярких всплесков красок стекла и пластического решения композиции.
Белый цвет был в крымско-татарской традиции символом чистоты, света и истины, в отличии от христиан у мусульман белый цвет является также цветом траура. Желтый — считается вторым основным цветом после белого, является символом солнца, радости и света. Третий основной цвет — красный, символ плодородия, олицетворяет собой огонь, солнце, признак красоты, сильных эмоций и жизни. Зеленый цвет ассоциируется у мусульман с райскими красотами и дарами; вот как о нем говорится в Коране: «В любом месте, куда ни посмотришь, в раю великое блаженство и великая власть Аллаха. Они одеты в одежду из зелёного тонкого шёлка и плотного атласа» (Коран, 76:20-21). Синий цвет был символом неба и воздуха, символом спокойствия [6]. Витражные композиции представляются цельным ансамблем, объединенным единым построением рисунка и выбором цветовой гаммы.
Витражи в римско-католическом костеле Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы в городе Ялта и мечети Джума — Джами города Евпатория являются одними из самых значимых работ в крымском витражном искусстве. Несмотря на то, что витражи выполнены в зданиях разных религиозных направлений, их объединяет семиотический подход к композиционному и цветовому решению. В каждый цвет и элемент художники внесли смысл, который воплощен с учетом определенной традиционной символики. Для работ крымских художников-витражистов характерны декоративность, выразительность, чистота цвета и усовершенствования технических приемов. В техниках, колорите, сюжетах, композиционных приемах их работ ярко проявляются традиции крымского витражного искусства.
Список литературы
1. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. М.: Эксмо, 2011. — 656с.
2. Котляр Е. Р., Сеитмамбетова К. С. Витражи в мечети Джума-Джами// Электронный научный журнал «Таврический научный обозреватель» № 2 (19) — февраль 2017. Ялта, Республика Крым, 2017.
3. Кузнецова-Бондаренко Е. С. Творчество Арсена Рустамова: цвет живописи и свет витражей // Электронный научный журнал «Таврический научный обозреватель» № 3 — ноябрь 2015. Ялта, Республика Крым.
4. Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. — Т. I Статьи по семиотике и топологии культуры — Таллин, «Александра», 1992. — С.191-199.
5. Новая философская энциклопедия. Том третий Н — С?стр — 637/Ьир://гиЬоок8.огд/Ьоок.
php?book=7545&page=637 Ивановская, В. И. Исламские орнаменты/В. И. Ивановская. — Львов: Птица, 2007. — 208 с.
6. Символика цвета // [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.symbolizm.ru/index. php/simvolizm-tsveta/237-colorsymbolizm/#1 (дата обращения 23.02.2018).
7. Христианская символика цвета. [электронный ресурс]. — URL: http://рускатолик. р ф / hr istianskaya- simvolika-tsveta/ (24.02.2018).
THE SYMBOL AS THE BASIS OF THE ORNAMENTAL COMPOSITION IN CRIMEAN ART
OF STAINED GLASS
Kuznetsova — Bondarenko Ekaterina
Lecturer Crimean Engineering Pedagogical University
Simferopol, Russia [email protected]
Abstract
The article considers ornamentation as a kind of decorative art, the concept of a symbol in ornamental composition is studied. The article deals with the semiotic value of the color and forms of various elements of ornament in the Crimean stained-glass windows of the religious buildings. The stained-glass windows of the Roman Catholic Church of the Immaculate Conception of Holy Mother of God in Yalta and stained-glass windows made according to the sketches of the Crimean artist Arsen Rustamov in the Juma-Jami Mosque of Evpatoria are also analyzed in this article. The article also highlights the symbolic features of traditional motifs in these stained-glasspaintings.
Keywords
Symbol, ornament, artist A. Rustamov, Juma-Jami mosque of the city of Evpatoria, Crimea art stained glass, Church of the immaculate conception of the Blessed Virgin Mary in the city of Yalta.
53