Научная статья на тему 'Художественные изделия из стекла в технологии спекания для декоративного оформления интерьеров'

Художественные изделия из стекла в технологии спекания для декоративного оформления интерьеров Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1067
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕКАНИЕ СТЕКЛА / ФЬЮЗИНГ / ОСТАТОЧНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ / ДЕКОРИРОВАНИЕ / GLASS FUSING / FUSING / TEMPER / DECORATION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Дайнеко В. В., Калихман А. Д.

Рассматриваются результаты применения технологии спекания стекла (фьюзинга) при изготовлении изделий для декорирования интерьеров. Даны общие представления о процессе получения стекол различного вида и цвета. Показаны возможности использования в дизайне архитектурных сред художественных изделий из стекла, выполненных по авторским проектам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART OBJECTS OF GLASS IN THE TECHNOLOGY OF GLASS FUSING FOR THE INTERIOR DECORATION

We considered the results of using glass fusing technology during the production of objects for interior decoration. We offered the general ideas about the process of getting glass of different types and colours. We also showed the possibilities how to use art objects of designers’ projects.

Текст научной работы на тему «Художественные изделия из стекла в технологии спекания для декоративного оформления интерьеров»

УДК 539.213

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ СТЕКЛА В ТЕХНОЛОГИИ СПЕКАНИЯ ДЛЯ ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ИНТЕРЬЕРОВ

В.В. Дайнеко, А.Д. Калихман

Рассматриваются результаты применения технологии спекания стекла (фьюзинга) при изготовлении изделий для декорирования интерьеров. Даны общие представления о процессе получения стекол различного вида и цвета. Показаны возможности использования в дизайне архитектурных сред художественных изделий из стекла, выполненных по авторским проектам.

Ключевые слова: спекание стекла, фьюзинг, остаточные напряжения, декорирование.

ART OBJECTS OF GLASS IN THE TECHNOLOGY OF GLASS FUSING FOR THE

INTERIOR DECORATION

V.V. Daineko, A.D. Kalikhman

We considered the results of using glass fusing technology during the production of objects for interior decoration. We offered the general ideas about the process of getting glass of different types and colours. We also showed the possibilities how to use art objects of designers' projects.

Key words: glass fusing, fusing, temper, decoration.

В декоративном оформлении интерьеров часто используются художественные изделия из стекла. Процесс их изготовления связан с технологиями обработки стекла в горячем состоянии и с обработкой стекла в холодном состоянии. Относящаяся к горячей обработке стекла технология спекания (фьюзинга) допускает получение сложных и оригинальных форм, рисунков, цветовых решений. Достаточная гибкость в управлении технологическими режимами изготовления изделий обеспечивает необходимое качество и способствует достижению важных эстетических свойств [1-4].

Изготовление художественных изделий из стекла в технологии спекания является достаточно распространенным. Спеканием получают как готовые для дизайна интерьеров предметы, так и полуфабрикаты, например, в виде унифицированных декоративных элементов, фактурных составляющих и вставок. В дизайне архитектурных сред подразумевается разностороннее применение изделий из стекла, учитывающее эстетические, функциональные, утилитарные качества. Они встречаются в деталях мебели, остеклении дверей, межкомнатных перегородках, витринах, панно, подвесных потолках, оформлении зеркал, являясь одним из наиболее распространенных средств декорирования интерьеров и формирования его художественной выразительности.

Отдельную группу составляют находящие все более широкое применение несущие конструкции из стекла, образующие архитектурную среду в виде ступеней лестниц, огра-

ждений лестничных пролетов, ниш, перегородок, подиумов, ограждений балконов и лоджий. Реализация средовых проектов с применением стекла в различных формах предполагает учет функциональных требований к интерьеру, существующих отделочных и декоративных материалов. Однако традиционным остается художественное остекление не всегда связанное с конструкцией здания.

Именно к такой категории относятся рассматриваемые в статье художественные изделия из стекла, разработанные и созданные по технологиям спекания и авторским проектам (мастерская В.В. Дайнеко).

Технологические процессы изготовления художественных изделий

Обработка стекла в процессе изготовления и декорирования художественных изделий предусматривает использование технологий спекания в состояниях так называемого теплого стекла с температурами с пределах 600-900 °С, поскольку при спекании происходит термическое соединение в целое отдельных элементов. При этом необходимо учитывать требования по сохранению или незначительному изменению формы элементов и их взаимного расположения.

Изготовление анализируемых в настоящей статье изделий проводилось с использованием печи для фьюзинга и моллирования KFM-800E с термоконтроллером TCS-300E, управляющим технологическим процессом. Конструкция печи с размерами рабочей зоны 800х600х230 мм, потребляемой мощностью 5 кВт, максимальной температурой в рабочей камере 950 °С допускает обработку стекла толщиной до 10 мм [4,5].

Реализация проектных разработок предваряется испытаниями совместимости планируемых к использованию стекол, которая подразумевает их равенство или близость по степени расширения (сжатия) при нагреве (охлаждении). Основным параметром является температурный коэффициент линейного расширения (ТКЛР), относительное удлинение образца стекла при нагреве на один градус с учетом диапазона температур, в котором он измеряется. ТКЛР - практически единственный технологический показатель, указываемый производителем стекла, по которому определяется совместимость разных стекол. Различия ТКРЛ, даже незначительные, могут приводить к возникновению внутренних напряжений в спекаемых образцах, риску образования трещин или полному разрушению изделия после охлаждения. Диапазон изменений показателя ТКЛР находится в большинстве случаев в интервале от 10-6 до 50-10"6 K-1. В технологиях обработки стекла принято использовать множитель 10-7 K-1 , который обычно опускается в маркировке стекла и сохраняются только значимые цифры перед множителем [3].

Существует четыре больших группы, пригодных для фьюзинга стекол: группа фло-ат с ТКЛР (COE) 82-84, группа стекол с ТКЛР (COE) 90, система 96, группа стекол с ТКЛР (COE) 104, где цифры соответствуют показателю расширения без множителя. Распространенной является маркировка с обозначением СОЕ (Coefficient of Expansion - коэффициент расширения). В рассматриваемых ниже изделиях использовалось стекло листовое (прозрачное и матовое), стекло цветное листовое (узорчатое), стекло цветное (мелкая фритта, средняя фритта, осколки, мозаика, миллефиори). Основные характеристики стекол и температурные показатели приведены в таблице.

Основные характеристики стекол и температурные показатели

Наименование СОЕ Температура Температура Температура для со-

стекла отжига °C плавления °C здания изделии программы ТCS °С

Spectrum (цветное) 96 490-520 °C 850-950 °C 650-750 °С

Стекло подложка Spectrum 96 480 °C 1000 °C 650-750 °С

100 SFS

Стекло подложка Spectrum 96 480 °C 1000 °C 650-750 °С

100 RFS (текстурная)

Стеклянные полоски 96 420 °C 850 °C 650- -750 °C

Uroboros 111

Стеклянные 96 420-480°C 750 °C 650- -750 °C

камушки Yellow

Стеклянные 96 420-480°C 750 °C 650- -750 °C

камушки Pebbles

Стеклянные 96 420-480°C 850 °C 650- -750 °C

камушкиХ-PEB-MIX

Образцы художественных изделий

Результаты применения технологии спекания, представленные в предыдущем разделе, можно рассмотреть на ряде изделий из стекла, имеющих художественную ценность и одновременно утилитарное назначение в интерьерах. На рис. 1 показаны основания часов настенных, изготовленных с применением технологии обработки стекла в печи для фьюзинга. Кроме бытового назначения, часы предназначены для декорирования интерьера. Основание имеет подложку из цветного или прозрачного стекла и сформировано отверстие для закрепления часового механизма, на лицевой стороне составлена сюжетная, в виде дерева, и зональная, для фиксации времени, композиции. После обработки в печи проведен процесс шлифования, обработки поверхности чистящими средствами закрепления часового механизма.

Рис. 1. Основания для часов из цветного стекла, стрелки часов отсутствуют, но изготовлены

в аналогичных технологиях и стилистике

На рис. 2 представлены витражные вставки, изготовленные в технологии спекания, для дверок детской мебели (300х150 мм.) По заданным размерам вырезалась подложка из матового стекла, на которую при помощи клея закреплялся рисунок из кусочков цветного стекла. После обработки в печи, по окончанию программы охлаждения, изделие закреплялось в деревянные дверцы.

Рис. 2. Витражные вставки для дверок детской мебели

На рис. 3 показаны изделия в виде светильников со стилизованной формоИ рыбы. Для изготовления каждого из светильников были вырезаны подложка из прозрачного стекла и сделаны отверстия для закрепления арматуры и источника света. На подложку выкладывались вырезанные детали из цветного стекла с последующей обработкой в печи для фьюзинга. Арматура прикреплялась к стеклянным элементам с использованием хромированных болтов.

Рис. 3. Светильники со стилизованной формой рыбы

На рис. 4 представлены примеры размещения светильников в интерьерах ресторана «Неаполь» в Иркутске и общий вид используемых светильников.

Рис. 4. Светильники в интерьерах ресторана «Неаполь», размеры основания

светильников 300x400 мм

На рис. 5 представлено настенное панно, выполненное в технологии спекания стекла со вставками декоративного орнамента, размером 200х300 мм, предназначенное для оформления жилого интерьера. На прозрачной подложке, с заранее приготовленным отверстием, выполнялся рисунок из цветных кусочков и деталей стекла, стеклянной крошки и мозаики. После обработки в печи на панно наносился декоративный рисунок, и изделие повторно запекалось. В процессе запекания стекла приоткрывалась крышка печи (когда стекло было мягким) и выполнялось прочесывание для создания необычных фактур цвета стекла.

Рис. 5. Настенное панно с декоративным орнаментом для оформления жилого интерьера

Применение в интерьерах составных изделий с использованием художественного стекла допускает разделение и зонирование общего пространства. На рис. 6 показан витражный экран с рисунком «Синие цветы на ветру» разделяющий зону кухни и прихожей. Витраж помещен в деревянную раму и закреплен при помощи деревянных реек без использования клея. Изделие (витраж) предназначен для жилого интерьера с целью визуального разграничения односвязных пространств и декорирования. В процессе изготовления применялось прозрачное стекло для подложки заданных размеров, соответствующих требованиям закрепления конструкции к барной стойке. Изготовленные предварительно эле-

менты деталей художественной композиции приклеивались на стекло подложки для прочной фиксации и сохранения размерных параметров композиции до запекания (клей сгорает при высоких температурах). После обработки витража в печи он вставляется в раму и устанавливается на место.

Рис. 6. Витражный экран с рисунком «Синие цветы на ветру», закрепленный на барной стойке

На рис. 7 дан пример зонирования пространства ресторана «Неаполь» в Иркутске с использованием прозрачного двустороннего витража «Ракушки», помещенного в деревянную раму из натурального дерева и размещенного в центре зеркала, с целью отделения коридора от малого обеденного зала. Изделия изготавливались по заранее приготовленным эскизам с применением технологии нанесения на прозрачную рифлёную поверхность вырезанных деталей из цветного стекла и стеклянной крошки. После обработки в печи каждый их элементов размерами 300х300 мм и 300х400 мм закреплялся в деревянную раму и устанавливался в соответствующий проем.

Рис. 7. Общие виды двустороннего витража «Ракушки» с закрепленным зеркалом

Заключение

Применение технологии спекания стекла (фьюзинга) при изготовлении изделий для декорирования интерьеров является одним из заметных средств современного развития дизайна архитектурных сред. Представленные краткие сведения о процессе спекания и используемых проектных решениях дополнены иллюстрациями художественных изделий из стекла, выполненных по авторским проектам (мастерская В.В. Дайнеко).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Шульц М.М., Мазурин О. В. Современные представления о строении стёкол и их свойствах. Л. : Наука., 1988. 200 с.

2. Дембовский С.А., Чечеткина Е.А. Стеклообразование. М. : Наука, 1990. 277 с.

3. Шелби Дж. Структура, свойства и технология стекла. М. : Мир, 2006. 288 с.

4. Литвиненко С.В. Технология фьюзинга. Киев : Витражная мастерская, 2005. 150

с.

5. Булатов В.В., Абакумов И.И., Кульчицкий А.А., Шабанов В.А. Автоматизированное детектирование пороков листового стекла на основе технологии технического зрения // Вестник ИрГТУ. 2012. № 2. С. 21-26.

Информация об авторах

Дайнеко Виктория Владимировна, аспирант кафедры архитектурного проектирования, тел.: 40-51-56, e-mail: vday21@mail.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Калихман Аркадий Давидович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры архитектурного проектирования, тел.: тел. 40-51-56, e-mail: inba@irk.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83

Information about the authors

Daineko V.V., Post-graduate, Architecture Projection Department, tel.: 40-51-56, e-mail: vday21@mail.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Kalikhman A.D., Doctor of Physics and Mathematics, Professor, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 40-51-56, e-mail: inba@irk.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.